Каковы сроки следствия и дознания по уголовным делам? Предварительное следствие как форма предварительного расследования: определение, особенности, сроки проведения, юридические нормы и правила Предварительное следствие по уголовному делу.

Каждое уголовное дело в зависимости от состава преступления, его обстоятельств, собранных доказательств, показаний участников, имеет несколько этапов рассмотрения. Основным моментом запуска рассмотрения уголовного производства считается направление заявления о совершенном или готовящемся преступлении от любого гражданина или физического лица в письменной или устной форме. Первым этапом механизма рассмотрения дела является возбуждение уголовного производства следователем, дознавателем или прокурором.

Оно происходит, если факт совершения преступления полностью доказан, проведены все необходимые экспертизы и проверки. Срок возбуждения уголовного производства может длиться до 30 дней по ходатайству о продлении его следователем или дознавателем. После того, как постановление, которое свидетельствует о том, что дело возбуждено, оформлено и согласовано с прокурором, начинается второй этап рассмотрения. Он трактуется как предварительное следствие.

Многие граждане, побывав в ситуации с совершением преступных действий, проявляют недовольство тем, что сроки следствия по уголовным делам значительно затягиваются. Имеются ли для этого основания, законно ли?

Что представляет собой предварительное следствие?

В сфере законодательства стадия предварительного следствия регулируется статьей 162 УПК. Под этим процессом понимают временной период, в течение которого максимально эффективно происходит расследование обстоятельств, сбор доказательств, допрос потерпевших и третьих лиц. Именно эту стадию рассмотрения дела можно считать гарантией установления истины и защиты прав граждан, задействованных в данной ситуации. Следователи работают не по всем уголовным производствам, в их компетенцию не входят дела дознавателей и частного обвинения. Механизм их деятельности регламентирован в статье 151 УПК, где говорится о порядке подследственности.

Установление сроков на этапе предварительного следствия

по уголовным производствам должны быть разумными, они установлены в соответствии с законодательством. в общем порядке определяются максимум в 2 месяца с того момента, как возбуждено производство. Исходя из судебной практики, следственные мероприятия заканчиваются после 2 месяцев работы уполномоченного органа, не всегда. Окончанием работы следователя считается момент направления дела прокурору для согласования, где уже имеется обвинительное заключение. Если следователю не хватило 2 месяцев для установления истины по делу в полном объеме, ему требуется проведение дополнительных экспертиз, он может ходатайствовать, чтобы сроки следствия были продлены до 3 месяцев. При наличии особой сложности в ведении следственных мероприятий по производству, следователь имеет право ходатайствовать в прокуратуру о том, чтобы сроки следствия были продлены до 12 месяцев. после 12 месяцев работы могут быть продлены только в исключительных случаях, что реализуется крайне редко. Для того, чтобы продлить срок следственному органу необходимо направить прокурору постановление, где излагается данная просьба, но произвести эту процедуру следует за 5 дней до окончания срока следствия. Потерпевший, подозреваемый и их представители, уведомляются о продлении периода в письменном виде по почте, либо вручением оповещения лично в руки.

Следственные действия могут проводиться не только по заявлениям граждан, которые направлены несколько месяцев назад. На эту стадию уголовное дело может вернуть прокурор или судебный орган, имея на это определенные основания:

  • заключение об обвинении оформлено без учета требований законодательства (с ошибками, противоречащими закону);
  • его копия в установленном порядке на передана подозреваемому;
  • в обвинительном документе не прописана мера медицинского характера в принудительном порядке, хотя в данной ситуации это необходимо;
  • следует объединить несколько уголовных производств;
  • обвиняемому должным образом не разъяснены его права при вручении копии заключения об обвинении.

На этап расследования дело может вернуться после приостановки при возобновлении. Возобновить его рассмотрение могут, если обвиняемый имеет возможность сотрудничать с органами правопорядка, взаимодействовать с ним по всем вопросам производства. В этих случаях дело могут направить на стадию предварительного следствия повторно. Этот механизм предусматривает свои сроки рассмотрения. Следователю для проведения дополнительных действий устанавливается 1 месяц с того момента, как в его ведение поступило дело. Дальнейшая деятельность следственного органа организуется статьей 162 УПК, в рамках которой, возможно продление сроков рассмотрения до 12 месяцев.

Практика по рассмотрению производств на стадии следствия

Исходя из практики ведения следствия, уголовные дела не всегда рассматриваются в соответствии с установленными для этого процесса сроками (более 12 месяцев, если это не является исключительным случаем и сроки не продлены прокуратурой). Данная ситуация нарушает права граждан, которые заинтересованы в результатах следствия, являются участниками дела. В этом случае, заявитель по делу имеет право направить жалобу в письменной форме в прокуратуру. Уполномоченный орган должен проверить: на какой стадии находится дело, по каким причинам нарушены сроки. Ведь оно могло быть передано в суд, а следователь не уведомил участников дела об окончании предварительного следствия. Для решения таких вопросов многие граждане предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам. Адвокат, имеющий опыт защиты прав, а также обширные знания законодательства, навыки оформления документов, сможет оказать содействие и консультативную помощь по всем имеющимся проблемам.

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Особенности соблюдения периодов для проведения следственных мероприятий

Исходя из того, что ситуации, происходящие с пострадавшими гражданами, сравнительно разные, поэтому для реализации хода расследования могут понадобиться дополнительные экспертизы, освидетельствования, допросы свидетелей, розыскные мероприятия. Законодатель, предполагая запас времени для проведения таких вспомогательных процедур, предусмотрел увеличение сроков при необходимости с оформлением соответствующего постановления следственным органом.

Существует несколько особенностей, и в то же время значимых аспектов, заключающихся в увеличении сроков и актуальности этого действия для расследования в целом:

  • применение определенной срочности с учетом обстоятельств, показаний граждан, следует расценивать как положительную перспективу в осуществлении контроля над ходом расследования, выявлении мельчайших деталей, способствующих в установлении истины и правдивости доказательной базы;
  • при использовании конкретных периодов, со стороны законодателя исходит инициатива соответствия международным принципам осуществления правосудия с отсутствием задержек в связи с неоправданными причинами. Учет дополнительных сроков происходит только при крайней необходимости проведения мероприятий, без которых следствие не сможет продолжать свою деятельность относительно конкретного уголовного производства;
  • при наличии определенных указаний, касающихся продолжительности тех или иных временных периодов, отведенных для ведения тех или иных процедур, имеющих большое значение для следствия, предоставляется возможность максимально сократить срок между совершением преступных действий и назначением справедливого наказания, что можно считать главным условием критерия эффективности функции правоохранительных органов;
  • срочность следственных действий имеет свою специфику отсчета, она начинает действовать с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного производства, причем данная дата в общий срок не входит. Таким образом, период действия определяется фактически с последующего дня;
  • заключительным днем следственных мероприятий выступает день, когда оформляется документ, предусматривающий прекращение производства, либо направление пакета сведений в прокуратуру вместе с готовым заключением об обвинении, или решением об отправке производства в судебный орган с целью использования принудительных мер, предполагающих деятельность медицинского характера.

Вышеописанные нюансы дают понимание о четкости определяемых сроков относительно каждого уголовного дела, информируют о возможных последствия направления заявлений граждан о совершении в отношении их преступных действий.

Преимущества закрепления сроков за действиями следователя

Процесс установления и продления сроков каждого уголовного дела индивидуален, но действующее законодательство ориентирует на определение 2-х месячного периода на ведение следственных мероприятий, который может увеличиваться в зависимости от ситуации до 12 месяцев, с обязательным официальным постановлением.

Закрепление срочности за действиями специалистов имеет свои преимущества:

  • оно дает возможность способствовать скорейшему выяснению обстоятельства дела, участников случившегося, их допросу, разбирательству в деталях;
  • не допускает медлительности действий специалистов, расследующих производство, так как они несут ответственность за оперативность и проведение полного объема процедур за назначенный срок;
  • если срок продлевается, то этот аспект не зависит от тяжести последствия преступного деяния, совершенного злоумышленником. Решение об увеличении периода рассмотрения зависит от исключительности ситуации, невозможности ее разрешения без дополнительных мероприятий, ранее не входивших в планы следственного органа.

Увеличение сроков не является сложным процессом, оно происходит по инициативе специалиста, но и с согласованием вышестоящих контролирующих инстанций.

Особенности сроков при возобновлении следствия

В некоторых случаях, происходит момент, когда действия по расследования необходимо приостановить (при наличии тяжелого заболевания обвиняемого, его отсутствии в зоне доступа правоохранительных органов).

Возобновление деятельности активируется тогда, когда ранее имевшиеся причины для приостановления исчезают. Кроме того, в функцию прокурора, проверяющего дело, входит возврат его для проведения дополнительных следственных мероприятий, происходит это в течение 1 месяца.

Этот момент может быть зафиксирован как отдельное постановление, предполагающее возобновление производства, либо в виде резолюции, переданной в орган следствия.

Срок досудебного следствия – промежуток времени, установленный на уровне законодательства процессуального характера для своевременного и безотлагательного выполнения действий процессуального и следственного характера, позволяющих в наиболее короткие сроки раскрыть преступление и привлечь к ответственности виновного человека.


Своевременное завершение следствия досудебного характера без нарушения сроков способствует в максимально краткие промежутки времени раскрыть преступление, а также определить, зафиксировать и использовать найденные в процессе проверок и обысков доказательства. Это позволит создать прочную доказательную базу для разбора дела в суде, для обеспечения предоставления возможности сторонам и иным лицам в процессе принять необходимое содействие.

По основному правилу, длительность досудебного следствия и иные временные промежутки исчисляются в месяцах, поэтому такой срок заканчивается в тот день, когда заканчивается указанный месяц. Если отрезок времени заканчивается в выходной или выпадает на праздничный день, последний день срока передвигается на следующий за нерабочим.

Ст. 162 УПК РФ в действующей редакции рассматривает, когда начинают исчисляться сроки досудебного исследования дела и какова их максимальная продолжительность по любым преступлениям (к примеру, по делам о грабеже, мошенничестве и другим).

Согласно части первой рассматриваемой статьи провести расследование досудебного характера по различным делам, имеющим уголовную направленность, и завершить это дело ведущий дело сотрудник должен в двухмесячный срок после вынесения документа о возбуждении дела о совершённом преступлении.

Срок в два месяца на осуществление досудебных мероприятий следственного характера по делам в сфере уголовных нарушений заключительным не является, хотя, подчиняясь классическому законодательству, ведущий дело сотрудник должен реализовать все зависящие от него действия и процедуры, чтобы его не нарушить. Также ведущий дело сотрудник обязан пользоваться возникающими возможностями провести досудебное расследование быстрее.

Срок следствия включает время с даты, когда дело было возбуждено, и до момента, когда ведущим дело сотрудником было вынесено и направлено прокурору заключение с предъявляемым обвинением.

При необходимости заключение обвинительного характера заменяется постановлением для суда об активации к задержанному принудительных мер медицинского характера. Если дело прекращается без выдвижения обвинения, то в день издания нужного постановления срок считается завершённым.

Из двухмесячного срока исключаются следующие периоды:

  1. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат документов по делу для осуществления других действий и мер процессуального характера.
  2. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат документов по делу для пересмотра обвинительных пунктов.
  3. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат дела для переквалификации преступных действий преступника.
  4. Когда прокурором принято решение возвратить следователю дело для устранения установленных вышестоящим лицом недочётов в вынесенном уполномоченным лицом обвинительном заключении.
  5. Период приостановления движения дела.

Эти версии оснований обязательны для исключения их из общего срока досудебного следствия.

В том случае, если в течение двухмесячного срока проведённые следственные действия не дали никаких результатов или в течение двух месяцев имя преступника не стало известным, дело считается не имеющим фигуранта. Дело находится как бы в состоянии «спячки», и при появлении новых данных продолжает рассматриваться.

Длительность досудебного расследования может затянуться до трёх месяцев. Для этого ведущему дело следователю необходимо обращаться за санкцией к руководителю подразделения. Если дело о криминальном деянии является особо сложным, то срок досудебного следствия может быть передвинут до двенадцати месяцев при условии, что ведущий дело сотрудник обратится с ходатайством к вышестоящему руководству.

Руководитель обязан изучить поданное заявление и вынести решение. Если необходимость увеличения срока явилась следствием бездействия ведущего дело сотрудника, начальник имеет право составить отказ о продлении.

Чтобы продлить время проведения досудебного следствия, ведущий дело сотрудник обязан составить ходатайство, в котором указываются следующие сведения:

  • дата возбуждения дела об уголовном правонарушении;
  • даты (периоды) предыдущих промежутков времени, в которые продлевались сроки досудебного следствия;
  • обоснование позиции о невозможности своевременного окончания досудебного следствия;
  • планируемые дознавателем или следователем процессуальные или следственные действия в период увеличения срока;
  • подробная информация о рассматриваемом деле (если необходимо).

Требуемые данные позволяют руководителю принять объективное решение о необходимости увеличения сроков расследования в связи с обстоятельствами, в которых отсутствует вина ведущего дело дознавателя или следователя.

Возникновение исключительных ситуаций допускает дальнейшее увеличение срока. Принятие решения о продлении находится в компетенции Председателя российского Следственного комитета, руководителя органа следствия уполномоченного федерального исполнительного органа власти или руководителя (заместителя), находящегося при федеральном исполнительном органе следственного отдела.

Предельный месячный срок устанавливается:

  1. Когда остановленное движение дела возобновляется.
  2. Когда дело возращено для организации дополнительных мероприятий.

По обоим из оснований месячный срок может фиксироваться независимо от возобновления или возвращения дела на доследование. Кроме того, на установление месячного срока не влияет общая продолжительность срока следствия досудебного характера.

Если прокурор, изучив полученное от следователя дело, вернул документ из-за выявленных судом нарушений (составленные следователем или дознавателем заключение, акт или постановление обвинительного характера имеют нарушения, из-за которых суд не может вынести обвинительный приговор) или в случае, когда обвиняемым не получена копия обвинительного документа по независящим от него причинам, следует назначение нового срока. Этот срок, принятый для производства действий следственного или процессуального характера, составляет максимум один месяц с момента возвращения материалов уголовного дела следователю.

Увеличение сроков досудебного следствия происходит посредством вынесения следователем или дознавателем постановления, представляемого руководителю органа следствия в течение пяти дней до момента истечения окончательных сроков следствия.

Если сроки продлены, ведущий дело сотрудник обязан сообщить об этом в письменной форме следующим лицам:

  • потерпевшему;
  • представителю потерпевшего;
  • обвиняемому;
  • защитнику обвиняемого.

Указанные лица – обязательные участники уголовного процесса, поэтому должны быть информированы.

Конституционным судом Российской Федерации установлено, что ведущий дело сотрудник, занятый процессом досудебного расследования, должен оповестить потерпевшего с представителем, обвиняемого и защитника обвиняемого о вынесении постановления для пролонгации сроков такими формами и способами, которые исключают возможность разглашения тайны следствия.

Одно из громких судебных дел рассматривали в Тверском районном суде. Районный судья рассматривал возможность привлечения гражданина Ильи Фарбера за злоупотребление полномочиями должностного характера и получение денежной суммы в качестве взятки к уголовной ответственности.

Суть обвинения, по версии следствия, состоит в следующем. Гражданином Ильёй Фарбером немного ранее была получена взятка в размере трёхсот тысяч рублей от главы субподрядной строительной организации, затем обвиняемый потребовал новую сумму в сто тридцать две тысячи рублей.

После вымогательства второй суммы главой субподрядной строительной компании было подано заявление в отдел полиции по факту вымогательства. На основании полученного заявления оперативниками Тверского отделения управления Федерального отдела по безопасности была установлена слежка за подсудимым, что содействовало задержанию гражданина при обнаружении факта передачи денежных средств.

После задержания Фербера посадили в камеру досудебного заключения на одни сутки. Следователь заявил о том, что есть основания увеличить этот срок до девяноста дней. Представитель гражданина Фарбера подал прошение об отмене документа, дающего право на увеличение срока, заявив, что продление срока досудебного содержания является незаконным, а указанные причины задержания – необоснованными.

Адвокат заявил о нарушениях этим Постановлением законодательных норм уголовно- процессуальной сферы и о том, что увеличением времени содержания обвиняемого в камере нарушаются его конституционные права.

Свою жалобу адвокат направил в вышестоящую по отношению к районному суду апелляционную инстанцию. Жалоба содержала доводы о том, что суд неправильно проанализировал позицию следователя относительно того, что, пребывая вне места заключения, задержанный может скрыться для дальнейшего занятия криминальной деятельностью, уничтожить доказательства, которые ещё не обнаружены полицией, угрожать заявителю, вследствие чего расследование дело может пострадать. Также представитель заявил, что вынесение следователем письменного документа, продлевающего срок задержания подсудимого, является неподтвержденным фактами, а выводы несостоятельны и не подтверждены доказательствами.

Апелляционная судебная инстанция изучила доводы обеих сторон, проанализировала содержание жалобы и документы по уголовному делу и сделала следующие выводы.

Уголовное законодательство во второй части сто девятой статьи УПК определило возможность увеличения срока содержания под стражей сроком до полугода в том случае, если досудебное следствие в течение установленного законом двухмесячного срока закончить не представляется возможным. Увеличение срока больше, чем до шести месяцев, можно применить только к лицам, которые совершили преступления высокой степени тяжести или особой, и только при условии высокой сложности дела.

Сто десятая статья Кодекса устанавливает возможность отмены пресекательной меры в случае отпадения необходимости в ней или же изменения наказания за совершённое уголовное правонарушение в сторону смягчения или ужесточения.

Документы по делу, предоставленные следователем суду, указывают на то, что оформление прошения об увеличении времени содержания обвиняемого Фарбера в камере предварительного заключения было проведено в полном соответствии с уголовными нормами: субъект подачи ходатайства был надлежащим и процессуально соответствующим; прошение, содержащее в документе, было составлено в рамках рассматриваемого уголовного дела; продление судом сроков ареста на досудебном этапе было оформлено надлежащим образом, с учётом положений уголовно-процессуального законодательства и с исполнением содержащихся в сто шестьдесят второй статье Кодекса требований. Кроме того, прошение, составленное следователем, ведущим дело, было санкционировано вышестоящим руководством следственного органа, с учётом положений сто девятой статьи.

Позиция адвоката, изложенная в письменной жалобе, не получила своего подтверждения. Документами по делу подтверждалось, что у следствия были достаточные основания для увеличения срока задержания подсудимого до конца проведения всех необходимых следственных процедур в рамках уголовного производства. Доводы защитника о том, что у следствия не было доказательств, на основании которых оно сделало выводы, что подсудимый может скрыться от сотрудников полиции или суда, каким-либо образом повлиять на свидетельские показания, угрожать истцу, нейтрализовать подтверждающие вину доказательства либо продолжать заниматься противозаконной деятельностью, оказались не подтверждёнными.

Суд со своей стороны изучил предоставленные следователем документы и пришёл к правомерному выводу, что подсудимый гражданин Фарбер, пребывая вне места принудительного заключения, может осуществить следующие незаконные действия:

  1. Скрыться от сотрудников полиции или суда.
  2. Оказать влияние на свидетельские показания.
  3. Нейтрализовать подтверждающие вину доказательства, включая те, которые ещё не были найдены.
  4. Другим способом помешать судебному делопроизводству.

Указанные сведения позволили суду вынести верный вердикт о необходимости утверждения ходатайства об увеличении срока пребывания подсудимого под арестом.

Сведения о личности гражданина Фарбера, которые его адвокат требовал отнести к неоспоримой и достаточной причине изменить подсудимому пресекательную меру, также, по мнению суда, не нашли подтверждения. Суд указал на то, что применение вышеуказанной меры правомерно, так как основания её применения не были законом отменены и не стали более мягкими.

Суд, изучив материалы, которые ему передал сотрудник полиции, занимающийся расследованием, санкционировал оформление более длительного срока задержания. Нарушений в сфере процессуального порядка при уголовном преследования и задержании подсудимого, согласно Кодексу, коллегия судей не выявила. Предъявление обвинения задержанному было осуществлено следователем с соблюдением всех процессуальных норм. Ни одна из инстанций каких-либо нарушений в действиях сотрудников отдела полиции не выявили».

Судом определена обоснованность и процессуальная правильность применения пресекательной меры в виде содержания в камере до завершения досудебного разбирательства.

При рассмотрении ходатайства и самого уголовного дела в судебном процессе судом были предоставлены сторонам равные права для защиты и реализации принципа состязательности. Доказательства, которые стороны предоставили суду, были им тщательно изучены и надлежащим образом зафиксированы.

Апелляционная инстанция суда не нашла ни одного нарушения проведения судебного разбирательства в процессуальном плане, которое суд мог применить в качестве повода к отмене вынесенного следователем постановления об увеличении срока нахождения подсудимого под арестом.

На основании всех фактов и выводов апелляционная инстанция вынесла постановление не отменять решение Тверского районного суда об увеличении срока задержания обвиняемого под арестом, а жалобу представителя подсудимого Фарбера не удовлетворять.

Передавать жалобу в вышестоящие инстанции представитель подсудимого не стал.

Для правильного и своевременного рассмотрения дела главную роль, помимо профессионализма сотрудников следствия, играет соблюдение сроков расследования.

Закреплено, что неотъемлемые элементы предварительного расследования - следствие и дознание. Выбор одного из них в рамках открытого уголовного производства оказывает существенное влияние на законность последующих процессуальных мероприятий. Рассмотрим далее подробно формы предварительного расследования, соотношение следствия и дознания, а также краткую характеристику судебного следствия.

Предварительное следствие

Нормы, регламентирующие его проведение, закреплены в 22 главе УПК.

Предварительное следствие - обязательная форма предварительного расследования по делам обо всех преступлениях, кроме тех, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК. В рамках этих производств выполняется дознание.

Как основная форма предварительного расследования предварительное следствие рассматривается в качестве системы процессуальных мероприятий и решений следователя. Их суть сводится к принятию материалов дела в производство, осуществлению процессуальных действий, предъявлению обвинения, применению мер принуждения, закрепленных в законе, приостановлению, окончанию следствия, исполнению решений по делу.

Уполномоченные лица

Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.

В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следствие. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:

  • Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК - следователи СК РФ.
  • П. 2 2 части ст. 151 - следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
  • Пункте 3 части 2 151 статьи - следоватеи ОВД.
  • П. 5 2 части ст. 151 - сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.

Общие правила

Порядок выполнения предварительного следствия как формы предварительного расследования регламентируется комплексом норм, закрепленных статьями 162-170 УПК.

Основанием для начала процессуальной деятельности является постановление о возбуждении дела или о принятии материалов к производству. Последнее имеет место в случае, когда дело возбуждено органом дознания.

Следствие в предварительном расследовании заканчивается прекращением дела (об этом выносится специальное постановление), оформлением обвинительного заключения или направлением материалов производства в суд для вынесения решения о применении принудительных медицинских мер.

Время проведения

Для предварительного следствия как формы предварительного расследования предусмотрены определенные сроки. В соответствии с положениями 162 статьи УПК, процессуальную деятельность уполномоченные служащие обязаны завершить в течение 2 месяцев с даты возбуждения дела. В этот период входит время со дня открытия производства до дня передачи материалов в прокуратуру с обвинительным заключением/постановлением о передаче материалов в суд для применения медицинских мер или до дня вынесения решения о прекращении производства.

В период проведения следствия не входит время, отведенное на оспаривание следователем постановления прокурора о возвращении дела для выполнения дополнительного следствия, корректировки объема обвинения (квалификации деяния) либо пересоставления заключения и устранения обнаруженных недостатков. Не учитывается и время, на протяжении которого производство было приостановлено по основаниям,

Продление периода

Срок следствия допускается продлевать до 3 месяцев, решение должен принять руководитель соответствующего органа. По делам, расследование которых сопряжено с особыми сложностями, период проведения процессуальных мероприятий может быть увеличен до 12 месяцев. Соответствующее решение принимается руководителем следственного подразделения по субъекту РФ или иным руководителем, приравненным к нему, или их заместителями.

Последующее увеличение срока следствия осуществляется в исключительных случаях. Основанием для этого выступает постановление председателя СК, руководителя следственного подразделения соответствующего федерального исполнительного органа или их заместителей.

При возвращении следователю материалов дела из прокуратуры в соответствии с частями 1.1 ст. 211, 1 ст. 214 и пунктом 2 1 части 221 статьи УПК, срок для выполнения указаний прокурора определяется начальником следственного органа, принявшего дело к своему производству. При этом он не может быть больше 1 месяца с даты поступления материалов.

В случае возобновления прекращенного или приостановленного дела или возвращения его для выполнения дополнительного расследования срок следствия не должен превышать 1 мес. со дня принятия его следователем. Последующее увеличение срока производится по общим правилам, закрепленным 162 статьей УПК (части 4, 5, 7).

Особенности осуществления процессуальных мероприятий

По общим правилам, в рамках предварительного расследования, осуществляемого следователем, предварительное следствие производится служащим единолично. При этом законодательство допускает выполнение процессуальных действий следственной группе. Такая необходимость возникает при расследовании особо сложных дел или при большом объеме процессуальных мероприятий.

Руководитель следственного подразделения принимает решение о привлечении группы специалистов и о корректировке ее состава. В соответствующем постановлении приводится перечень всех служащих, которые привлекаются к процессуальной деятельности. В обязательном порядке указывается лицо, руководящее и координирующее их действия. К работе группы могут привлекаться служащие органов, ведущих оперативно-розыскную работу.

Подозреваемые, обвиняемые, их представители знакомятся с перечнем служащих, уполномоченных осуществлять досудебное расследование в форме предварительного следствия.

Завершающий этап

Предварительное следствие как форма предварительного расследования может заканчиваться составлением обвинительного заключения, если все процессуальные мероприятия были выполнены, а собранных доказательств достаточно для предъявления обвинения. При этом должны отсутствовать основания для прекращения дела.

Прежде чем уполномоченный служащий приступит к составлению заключения, он должен выполнить ряд обязательных процессуальных действий. Среди них:

  1. Уведомление обвиняемого и разъяснение ему права ознакомиться с материалами дела самостоятельно или с помощью защитника (представителя). Соответствующее действие оформляется протоколом.
  2. Уведомление представителя (защитника), потерпевшего, гражданских ответчика и истца или их представителей.

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования, таким образом, включает в себя множество процессуальных действий. Все они должны быть зафиксированы в соответствующих протоколах и постановлениях.

Составив обвинительное заключение, следователь незамедлительно отправляет материалы прокурору. Дальнейшие решения и действия по делу регламентируются нормами главы 31 УПК.

Дознание

В рамках не всегда является обязательным. В случаях, предусмотренных законодательством, вместо него проводится дознание.

С законодательной точки зрения дознаватель не является единственным субъектом, уполномоченным проводить дознание. В выполнении может участвовать и следователь. Между тем, по мнению ряда авторов, упоминание этого должностного лица представляется достаточно сомнительным. Обусловлено это следующим.

Следствие и дознание как формы предварительного расследования имеют много общего, однако вместе с тем их отличают некоторые специфические признаки. Так, следователь не может руководствоваться процессуальными правилами, предусмотренными для дознавателя о сокращенном сроке выполнения расследования, составлении обвинительного акта, утверждении его у руководителя органа дознания и т. д.

В теории уголовного права традиционным считается мнение о том, что в рамках предварительного расследования предварительное следствие выполняется одними субъектами, а дознание - другими. Каждый из них наделяется соответствующими полномочиями. Следствие ведет следователь, а дознание - дознаватель. Этим и некоторыми другими признаками данные формы расследования разграничивались.

По производствам, подследственным дознавателю, следователь вправе вести расследование, но исключительно в порядке предварительного следствия. Согласно 4 части 150 статьи УПК, по письменному распоряжению прокурора дела, указанные в п. 1 ч. 3 этой же нормы, могут передаваться для выполнения предварительных следственных мероприятий. На практике еще не было случаев, когда следователь производил дознание.

Специфика применения норм

Правила производства дознания в общем виде закреплены в частях 1 и 2 223 статьи УПК. Оно осуществляется в порядке, определенном главами 21, 22, 24-29 с некоторыми изъятиями, указанными в гл. 32 Кодекса. Из этого следует, что на дознание распространяются абсолютно все положения, касающиеся проведения предварительного расследования, осуществления процессуальных действий, приостановления, возобновления следствия и прекращения производства. Если правила, установленные для дознания, не согласуются с порядком предварительного следствия, применению подлежат специальные нормы, регламентирующие именно эту форму расследования.

Общие положения

Дознание выполняется по делам о деяниях средней и небольшой тяжести, перечисленных в 1 пункте 3 части 150 статьи УПК, по которым следствие необязательно. Также эта форма расследования может применяться в рамках производства по иным преступлениям, но по письменному распоряжению прокурора.

В соответствии со статьей 223 УПК, на дознание отводится 30 суток с даты открытия дела. При наличии оснований он может быть продлен не больше чем на 30 суток. Соответствующее постановление выносится прокурором. При необходимости, в т. ч. для проведения экспертизы, срок может быть увеличен до 6 мес. Соответствующее решение уполномочен принять прокурор района, города, приравненный к нему или их заместители. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с выполнением запроса об оказании правовой помощи, сформированного и направленного по правилам 453 статьи УПК, допускается увеличить до 12 месяцев. Решение об этом принимает прокурор субъекта РФ или военный прокурор, приравненный к нему.

Направление уведомления

В случае, когда дело возбуждено по факту совершения уголовного деяния и в рамках дознания получен достаточный объем информации, дающий основания подозревать гражданина в причастности к этому посягательству, в законодательстве предусмотрена обязанность дознавателя составить специальный процессуальный документ. Им является уведомление о подозрении лица в совершении преступления.

Согласно правилам, закрепленным частью 2 ст. 223.1 УПК, в этом документе должны указываться:

  1. Место и дата составления.
  2. Ф. И. О. служащего.
  3. Ф. И. О. подозреваемого гражданина, дата его рождения.
  4. Описание признаков деяния с указанием времени и места совершения, иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с пунктами 1 и 4.1 части 73 статьи УПК.
  5. Конкретная норма УК, ее часть, пункт, предусматривающие наказание за преступление.

Выводы

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно четко определить, чем отличается предварительное следствие от расследования. Последнее понятие является более общим. Оно охватывает два вида процессуальной деятельности - дознание, осуществляемое преимущественно дознавателями, и предварительное следствие.

Отличия предварительного расследования от иных видов процессуальной деятельности очевидны. В законодательстве четко устанавливается состав субъектов, уполномоченных на его выполнение, порядок осуществления необходимых действий, в т. ч. сбора и фиксации доказательств.

Какие признаки отличают судебное следствие от предварительного расследования?

Процессуальная деятельность суда, направленная на исследование полученных доказательств и установление фактических обстоятельств деяния, считается центральным звеном судопроизводства. Судебное следствие позволяет создать фундамент, на котором базируются дальнейшие предусмотренные законом процедуры. Речь, в частности, о прениях сторон и вынесении приговора. Законность и обоснованность итогового постановления по делу во многом определяются качеством судебного следствия.

От предварительного расследования эта процессуальная деятельность отличается рядом существенных черт. В первую очередь, исследование собранных по делу доказательств в суде осуществляется устно, гласно, непосредственно и непрерывно. Это позволяет максимально достоверно воссоздать события.

Судебное следствие выполняется другим лицом - судьей. При этом стороны производства принимают непосредственное и активное в нем участие. При этом в ходе процесса обеспечивается одновременное изучение и анализ собранных доказательств с различных позиций.

В процессе разбирательства проверке подлежат любые возможные версии происшедшего. Суд будет следовать той, которая отражена в обвинительном заключении. Он должен принять решение, основываясь на доказательствах, изученных и проанализированных в судебном заседании.

Ход процесса

Перед началом исследования материалов суд оглашает содержание документов, отражающих обвинение. Далее обсуждается и устанавливается порядок изучения доказательств.

Оглашение обвинительного документа направлено на публичное сообщение о предмете разбирательства.

Если дознание либо следствие по делу не осуществлялось, заседание начинается с оглашения заявления жертвы преступления. При наличии в материалах дела гражданского иска его содержание также сообщается участникам слушания.

После оглашения обвинения суд должен выяснить отношение к нему подсудимого. Для этого председательствующий опрашивает его. В ходе опроса устанавливается, признает ли гражданин себя виновным в содеянном. После этого обсуждаются и устанавливаются правила исследования доказательств.

Стоит сказать, что, несмотря на достаточно подробную регламентацию процессуального порядка выполнения каждого судебного действия, в законодательстве не закрепляется заранее определенной последовательности их осуществления. Это обусловлено спецификой доказывания по каждому конкретному делу.

Закон предусматривает для суда право самостоятельно определить в начале следствия наиболее целесообразный порядок изучения доказательств. Для этого заслушиваются предложения обвинителя, защитника, подсудимого, гражданских ответчика и истца, потерпевшего, их представителей о последовательности допросов лиц, привлеченных к разбирательству (в т. ч. экспертов и специалистов). По результатам их изучения суд выносит постановление, в котором отражает порядок изучения представленных материалов. В любой момент при этом он может изменить установленные ранее правила, о чем выносит соответствующее определение.

Заключение

Предварительное расследование считается самой продолжительной частью уголовно-процессуальной деятельности. В ходе него составляется достаточно большое количество документов. На стадии досудебного расследования решается множество уголовно-процессуальных задач.

Деятельность следователей и дознавателей основывается на принципах законности, общих правилах, закрепленных УПК. Выполнение законодательных предписаний способствует повышению эффективности борьбы с преступностью, воспитанию у граждан уважения к нормам права, укреплению правопорядка.

Вместе с тем производство предварительного расследования при отсутствии достаточных к этому оснований признается грубейшим нарушением закона. В таком случае причиняется значительный ущерб интересам общества и государства, правам и свободам отдельных лиц.

Еще сравнительно недавно часто фиксировались случаи нарушения сроков расследования, порядка его проведения, игнорирование процессуальной независимости следственных органов и прочие нарушения. Все это приводило к необоснованной трате средств, сил, времени правоохранительных органов, отвлечению их внимания от раскрытия тяжких преступлений. Несомненно, любые нарушения закона сотрудниками уполномоченных органов подрывают их авторитет.

В настоящее время случаи несоблюдения предписаний встречаются все реже. Сегодня предварительному расследованию как стадии досудебного производства уделяется повышенное внимание. Прокуроры тщательно проверяют поступающие к ним материалы, не допускают необоснованных обвинительных заключений. Обеспечению соблюдения законности способствует и судебное следствие. В рамках разбирательства все собранные доказательства исследуются повторно независимым должностным лицом.

Одной из форм расследования является предварительное следствие. Это деятельность правоохранительных органов по раскрытию и изобличению преступных деяний. О содержании, правилах и сроках предварительного следствия по уголовному делу будет подробно рассказано в нашем материале.

Место следствия в уголовном процессе РФ

Совершение преступления влечет за собой возбуждение уголовного дела. Разбирается в произошедшем профессиональный следователь. В его обязанности входит доскональное изучение случившегося и последующая передача разработанных материалов в судебную инстанцию. Все время работы следователя как раз является предварительным следствием. Срок расследования, таким образом, может варьироваться. Он во многом зависит от профессиональной компетентности работника правоохранительных органов.

Полномочия судебной ветви власти довольно обширны, а потому ее представители не имеют возможности самостоятельно расследовать происшествия. Обязанности по изучению произошедшего злодеяния возлагаются на Следственный комитет (СК РФ). Это орган, ошибочно именуемый исполнительным. На самом деле, СК РФ работает при прокуратуре, а потому не относится ни к одной ветви власти.

Быстрое и полное раскрытие преступлений является основной целью работников предварительного следствия. Сроки играют немалую роль в деятельности следователей. Во-первых, дело должно быть как можно быстрее передано в суд. Во-вторых, законом установлен срок давности - максимальная продолжительность раскрытия преступных деяний.

Таким образом, следствие представляет собой высшую и наиболее сложную форму расследования. Процедура следствия применяется лишь при раскрытии крупных и серьезных преступлений.

Значение предварительного следствия

Сроки и правила работы следователей закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ) - основном юридическом источнике для работников правоохранительной системы. Там регламентированы все действия и решения следователей.

Первостепенной задачей лиц, осуществляющих следствие, является обнаружение, проверка, оценивание и закрепление доказательств. От успеха работы следователя зависит все последующее разрешение дела. Так, судебная инстанция, оценивая собранные доказательства, сможет вынести нужный и справедливый вердикт.

О значении предварительного следствия можно говорить бесконечно. Каждый юрист знает, как много зависит от работы сыщиков и детективов. Эти специалисты выполняют всю самую сложную, а порой и по-настоящему грязную работу. Они допрашивают свидетелей, проводят медицинскую экспертизу, собирают материалы дела и т.д. Все это необходимо лишь для того, чтобы судья, рассмотрев сформировавшуюся материальную базу, не ошибся в вынесении решения.

Следователям предоставлены некоторые привилегии. Так, они имеют право на осмотр места преступления вне официальных сроков предварительного следствия. Иначе говоря, изучение соответствующего пространства разрешается до возбуждения уголовного дела.

История следствия в России

Для лучшего понимания того, что именно представляет собой работа отечественного следователя, следует обратиться к истории российского права. Весь период существования следствия можно поделить на четыре этапа:

  • дореформенный (до судебной реформы 1864 года);
  • пореформенный;
  • советский;
  • современный.

В дореформенной имперской России существовало понятие "предварительного исследования". Были следователи, но полностью зависимые от суда. Они реализовывали свои функции только по прямым Указам императора. Из-за жесткого контроля власти сыщики тех времен не обладали широкими полномочиями. Не существовало и единства мнений по поводу организации грамотного розыска.

Все изменилось лишь в 1864 году, когда в России состоялась крупнейшая в истории судебная реформа. Следователи были приравнены к членам окружных судов, а потому получили некоторую независимость. Юристы того времени впервые стали разрабатывать справочные материалы по розыску.

В 1922 году был принят советский УПК. Следователи стали "народными" и получили место в советских судах и трибуналах. Спустя 10 лет они перешли в ведение прокуратуры. Надо сказать, что положение работников сыска значительно ужесточилось. Закон гласил, что предварительное следствие должно было заканчиваться в срок, установленный судом. Сам сыщик стал тесно сотрудничать с милицией.

Следствие в том виде, в каком оно существует сегодня, появилось лишь в 2002 году. Тогда был принят УПК РФ - закон, регламентирующий процедуру уголовного расследования.

Субъекты предварительного следствия

Срок производства сыска составляет два месяца. За это время представители правоохранительной системы должны выполнить большую часть своей работы. Как организуется процедура сыска, если закон устанавливает столь небольшие сроки работы? Здесь следует обратиться к основным субъектам следствия.

Основным субъектом процедуры сыска является Следственный комитет. Этот орган является зависимым от Прокуратуры Российской Федерации. Следующие два субъекта - Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Эти инстанции занимаются предварительным следствием лишь в рамках своих узконаправленных полномочий. На следственный же комитет возлагается большая часть всех разбирательств.

Следователь несет полную ответственность за полноту своих функций, а также за их ход и результат. Он может требовать содействия от разных инстанций при производстве отдельных действий. Законные постановления следователя обязательны для исполнения.

Законодательство не запрещает работу группы следователей. Так, одно дело могут изучать сразу несколько специалистов. В соответствующем постановлении будет указан состав следственной группы. Руководитель группы принимает решения о выделении дел в отдельное производство, о привлечении лиц в статусе обвиняемых, а также о частичном прекращении или приостановлении дела. Руководитель может запрашивать продление предварительного следствия. Делает он это при помощи подачи специального ходатайства. При этом следователь не имеет возможности влиять на правила и сроки предварительного следствия по уголовному делу.

Как организуется предварительное следствие по уголовному делу? Сроки, требования и нормы можно найти в главе 22 УПК РФ. Закон гласит, что любая процедура сыска может быть запущена лишь после возбуждения уголовного дела (исключения - осмотр места происшествия и судебная экспертиза). По сути, следователь получает разрешение судебной инстанции на реализацию профессиональных полномочий в той или иной сфере.

Само следствие состоит из ряда процессуальных решений и действий. Оно включает в себя применение мер принуждения, привлечение отдельных лиц в качестве обвиняемых, проведение опросов свидетелей, ознакомление участников процесса с материалами дела и многое другое.

Нередко следователи обращаются за помощью к органам дознания. Это инстанции, занимающиеся расследованием несложных уголовных дел. В организацию дознания входит фото- или видеосъемка, использование научной аппаратуры, проведение простых оперативно-розыскных мероприятий и т. д. Взаимодействие двух инстанций придает эффективности процедуре сыска. При этом важно учитывать, что сроки предварительного следствия и дознания должны соответствовать разрешению дела.

Продолжительность следствия

Минимальный срок предварительного следствия составляет два месяца. Однако прокурор может вынести решение о продлении процедуры сыска до 3 месяцев. Если же уголовное дело имеет характер особой сложности, то расследование может быть законно продлено до 1 года. В дальнейшем постановление о продлении срока предварительного следствия может принять только вышестоящая инстанция. Это федеральный орган исполнительной власти (Правительство) или непосредственно Следственный комитет РФ.

Иногда прокурор может забирать накопленный следователем материал для его изучения и оценивания. Такая процедура называется исполнением прокурорских указаний. При возвращении дела у работника сыска есть всего один месяц на исполнение поступивших указаний. Этот же срок устанавливается для исправления дела, поступившего от руководителя следственного органа.

В случае работы следственной группы для анализа отдельного дела используются все те же сроки, что и для единоличной работы следователя. Завершается процедура сыска подачей обвинительного заключения в соответствующую судебную инстанцию. Но прежде чем подать такое заключение, следователь обязан уведомить об этом обвиняемого и его защитника, а также ознакомить их с материалами уголовного дела. Составление заключения не является причиной для продления срока предварительного следствия.

Процессуальные акты

Все действия следователей должны быть облечены в письменную форму. По эксгумации, освидетельствованию, обыску, выемке и прочих операциях должны быть составлены процессуальные акты. При этом работникам сыска допускается выполнение далеко не всех функций. Так, осмотр жилья или обыск проживающих в нем лиц возможен только по разрешению суда. То же касается выемки документации, наложения ареста на корреспонденцию или финансы, контроля за телефонными переговорами и т. д. На рассмотрение ходатайства о проведении того или иного следственного действия суд имеет всего 24 часа. В течение этого времени инстанция обязана ответить работнику сыска. При этом время ответа суда не является сроком приостановления предварительного следствия.

Все операции, включаемые в процедуру предварительного следствия, можно выполнять на определенных условиях. Первое условие - это самостоятельный выбор необходимой операции в рамках одного дела. В зависимости от обстоятельств следователь сам решает, какое именно действие ему следует производить. Следующим условием является использование лишь самых оптимальных функций. Так, работник сыска не обязан реализовывать все установленные законом следственные действия. Важно лишь уложиться в сроки предварительного следствия по УПК. Наконец, третьим условием является направленность на защиту прав и свобод граждан и служба во имя четкой цели. Любое действие следователя являет собой вторжение в сферу интересов лица. Понимая это, работник сыска должен грамотно использовать свои ресурсы.

Работа следователя представляет собой применение государственного принуждения. Это заметно расширяет ответственность работника. Большую роль в деятельности по сыску играет нравственность. Следователь должен почитать закон, но еще больше он должен уделять внимание понятиям чести и достоинства.

Обвиняемые лица в процедуре следствия

Привлечь человека в качестве обвиняемого можно лишь при наличии достаточных условий. Необходимо определенное количество доказательств, свидетельств или любых других материалов, указывающих на виновность отдельного лица. Следователь самостоятельно, без разрешения и указания судебной инстанции выносит постановление о признании человека обвиняемым. При этом не стоит путать понятия "виновности" и "обвинения". В первом случае суд признает человека причастным к совершению преступного деяния. Обвинение же только указывает на возможную вину человека.

Вкупе с формированием обвинительного акта следователь составляет ряд документов с указаниями времени, места и обстоятельств совершения преступления. Лицо, вероятно причастное к злоключению, привлекается к уголовной ответственности.

После вынесения обвинительного акта начинает работу прокурор. Он тщательно изучает материалы дела, собранные следователем, после чего утверждает заключение и направляет его в суд. При этом срок предварительного следствия может быть продлен, если прокурор или суд сочтут недостаточным собранное количество доказательств. В этом случае обвиняемое лицо останется под стражей, а работник сыска примется искать новые детали, указывающие на причастность человека к совершению преступного деяния.

Контроль за предварительным следствием

Основным контролирующим органом является суд. Именно эта инстанция следит за деятельностью следователя. Суд правомочен реализовывать следующие функции:

  • принимать решение о продлении срока содержания под стражей;
  • давать разрешение на личный обыск или выемку в жилище;
  • накладывать арест на корреспонденцию или разрешать выемку в системах средств связи;
  • принимать решение о помещении подозреваемого или обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар;
  • избирать меру пресечения в виде заключения под стражу или домашний арест и т. д.

В течение всей процедуры следствия судебная инстанция рассматривает жалобы на действия или бездействия прокурора или работников сыска. Может быть принято решение о неполноте расследования или о неправильной квалификации действий обвиняемого.

Прокурор также осуществляет надзор за деятельностью следователя. Он выносит мотивированные решения о направлении соответствующих материалов в следственный орган. Затем прокурор осуществляет проверку всех действий работника сыска на законность. Прокуратура способна требовать от следственных органов устранения допущенных нарушений. Если требования не будут выполнены, то процедура сыска будет прекращена.

Приостановление и прекращение предварительного следствия

Приостановлением процедуры сыска называют временный перерыв в расследовании. Такое решение может быть принято из-за невозможности обвиняемого лица участвовать в производстве по делу. Приостановление расследования не является показателем некачественной работы следователя. Как правило, оно вызвано объективными причинами, которые не зависят от работника сыска.

Сокрытие обвиняемого от следствия или суда, психическая болезнь подозреваемого, болезнь следователя, чрезвычайные происшествия в мире - это неполный список причин, которые могут привести к приостановлению расследования. Срок приостановления дела устанавливается прокурором. При этом он не может превышать один месяц.

Прекращение предварительного следствия может быть вызвано полным завершением расследования. В этом случае работник сыска передает все собранные материалы суду, после чего дожидается результатов работы. Итогом может стать отсутствие события или состава преступления, истечения сроков давности, смерть подозреваемого, примирение сторон или деятельное раскаяние. Существуют реабилитационные и не реабилитационные основания прекращения уголовного дела. Реабилитация предполагает возмещение вреда лицу, незаконно и необоснованно привлеченного к уголовной ответственности. Не реабилитационное основание представляет собой вынесение приговора обвиняемому.

Следователь не является стороной обвинения. Это непредвзятый и объективный представитель судебной власти, обладающий моральными и нравственными качествами. Он должен понимать, сколь важна его работа, а потому предварительное следствие должно быть закончено в срок, установленный судом. Работник сыска должен быть заинтересован только в скорейшем и справедливом разбирательстве дела.

Предварительное расследование ограничено жесткими временными рамками, что препятствует неоправданному затягиванию ведения уголовного дела, утрате доказательств, обеспечивает реальный доступ участников судопроизводства к правосудию. Для каждой формы расследования закон устанавливает самостоятельные процессуальные сроки.

Согласно ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть завершено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В случаях возбуждения уголовного дела органом дознания в лице капитана морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителя геологоразведочной партии или зимовки, удаленной от мест расположения органов предварительного расследования, главы дипломатического представительства или консульского учреждения РФ срок дознания и предварительного следствия исчисляется с момента принятия ими такого решения.

Конечным моментом срока предварительного следствия установлен день:

  • направления прокурору уголовного дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия исчисляется месяцами и истекает согласно правилу ст. 128 УПК в соответствующее число последнего месяца. Если месяц не имеет соответствующего числа, срок заканчивается в последние сутки месяца. Если же истечение срока выпадает на нерабочий день, он заканчивается в первый следующий за ним рабочий день.

В срок предварительного следствия не включается время сто приостановления по основаниям, указанным в ст. 208 УПК, а также время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК.

При невозможности завершить предварительное следствие в двухмесячный срок он может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

Если расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия находится в компетенции Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителей, разрешается в исключительных случаях.

Для решения следователем вопроса о продлении срока предварительного следствия он должен составить соответствующее постановление (в нем указываются сведения о возбуждении уголовного дела, обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему обвиняемого, состояние расследования, объем предстоящей следственной работы) и представить его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с ч. 1.1 ст. 211,ч. 1 ст. 214 и и. 2 ч. 1 ст. 221 УПК срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в ч. 1 и 2 ст. 237 УПК, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК.

В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном ст. 446.5 УПК, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 сг. 162 УПК.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Дознание производится в более сжатые сроки: в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненными к ним военными прокурорами и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в установленном порядке (ст. 453 УПК), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном ч. 3-5 ст. 223 УПК.

Срок дознания в сокращенной форме регламентируется ст. 226.6 УПК и составляет 15 суток, который может быть продлен прокурором до 20 суток. Дальнейшее продление не допускается.