Вы учились играть на домре куда дальше. Уроки игры на домре

Музыкальный инструмент: Домра

С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве. Помощниками в этом ему были различные народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к поколению. Одним из таких инструментов являлась домра - любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических, в результате чего попала под опалу и исчезла из народного творчества на несколько столетий.

Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

Историю домры и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными возможностями, ее яркий и лёгкий голос узнается без труда. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий. Тембр - теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный.

Пиццикато, удары по струнам вверх и вниз, тремоло, флажолеты и глиссандо – такой набор основных приемов, которыми пользуются исполнители на домре.

Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Длинные ноты исполняются только приемом «тремоло».

Домра – инструмент, обладающий большим техническим потенциалом, ей доступны композиции различной сложности и любой стилистической направленности - это и оригинальные произведения и переложения сочинений классических композиторов. Виртуозная арпеджированная и пассажная техника, сложные ритмические фигурации, разнообразные штрихи, игра интервалами и аккордами – все это технические приемы, которыми владеют исполнители.

Домры бывают двух видов: трехструнная – имеет диапазон от «ми» первой до «ми» четвертой октавы; и четырехструнная - диапазон от «си» малой до «ми» четвертой октавы.

Фото :

Интересные факты


  • Домрочеи, так назывались в старину исполнители на домре.
  • В далеком прошлом домру делали из разрезанной пополам и вычищенной тыквы.
  • Домра и балалайка - две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.
  • В 1654 году по распоряжению Никона - патриарха всея Руси пять больших полно нагруженных телег со скоморошьими инструментами, включая домры, были привезены на берег Москвы-реки и там прилюдно сожжены. Огромный костер горел несколько дней.
  • Иосиф Сталин очень любил слушать домру.
  • А.А. Цыганкова - музыканта-виртуоза называют королем домры, а также «домровым Паганини».
  • В Соединенных Штатах Америки есть ассоциация любителей игры на домре и балалайке, которая существует уже более 30 лет и насчитывает 400 членов.
  • На четырехструнной домре, имеющей скрипичный строй и диапазон, можно исполнять весь репертуар, написанный не только для скрипки, но также и мандолины.

Конструкция

Домра, как и скрипка, очень капризный инструмент, и чтобы она хорошо звучала, то должна быть сделана высоко квалифицированным мастером с тонким слухом, а также из хорошо выдержанного дерева.


Конструкция включает в себя корпус инструмента и гриф с головкой.

1. Корпус имеет в своем составе кузов и деку.

  • Кузов обычно изготавливают из выгнутых клепок, образующих полусферическую форму. Клепки изготавливаются из палисандра, белого клена или волнистой березы. На кузов устанавливаются струнодержатели, которые называются кнопками.
  • Дека – это лицевая часть корпуса в форме плоского овала, закрывающая кузов и окаймленная по кромке обечайкой. В центре расположен голосник – резонатор, имеющий розетку фигурной формы. На деку накладывается панцирь, который защищает ее от царапин, и подставка, приподнимающая струны и устанавливающаяся в точно определенном месте. Дека обычно изготавливается из резонаторных ели и пихты, подставка из клена, а панцирь из дерева твердых пород или синтетических материалов.

2. Прикрепленный к корпусу гриф заканчивается головкой с закрепленным на ней колковым механизмом необходимым для натяжки струн. К грифу приклеивается накладка с порожками, которые разделяют лады, располагающиеся в хроматической последовательности. Между головкой и шейкой грифа крепится порожек, который влияет на уровень высоты струн. Высоко поднятые струны тяжело прижимаются к ладам и усложняют исполнение на инструменте.

Звук на домре извлекается при помощи маленькой пластиночки медиатора - плектра, имеющего форму овала и размер которого зависит от размера домры. Лучшим материалом для медиаторов считаются черепаховые панцири, но также сейчас изготавливают плектры из различных полимерных материалов.


Разновидности

Домра имеет два вида, которые различаются по количеству струн и по строю.

Трехструнная домра (конструкции В. Андреева) в оркестре называется малой домрой, настраивается по квартам. Четырехструнная домра (конструкции Любимова) как скрипка имеет квинтовый строй.

У каждого вида домр есть еще и подвиды, которые отличаются по размерам. В группе трехструнных домр в практике ансамблевой и оркестровой игры активно используются: басовая, альтовая, и пикколо; редко применяются: контрабасовая, теноровая и меццо – сопрановая.

У четырехструнных домр (конструкции Г. П. Любимова) имеется: басовая, альтовая, и пикколо, редкие разновидности: контрабасовая и теноровая.

  • Пикколо – звучит ярко и светло, ее пронзительный голос очень дополняет и украшает звучание всего оркестра.
  • Альт с мягким и грудным по тембру звуком обычно служит для гармонического заполнения между верхним и нижним голосом, но иногда ему поручают и сольные моменты.
  • Бас - по всему диапазону имеет насыщенный, бархатный звук. Являясь обладателем веского, густого и немного тяжеловатого голоса, нижнему регистру инструмента поручается ведение басовой линии. Мелодические линии, поручаемые среднему и высокому регистрам, которые имеют мягкий и бархатистый оттенок, звучат очень красочно и проникновенно. Из-за больших размеров бас технически весьма ограничен, потому что требует от домриста наличие большой растяжки пальцев левой руки.

Применение и репертуар


Уже изначально в период восстановления домры мастерами под руководством музыканта, создателя кружка балалаечников и композитора В. Андреева, предназначение ее было определено как мелодического в оркестре народных инструментов. Продолжительное время роль домры заключалось именно в этом, она в народном оркестре играет ту же роль примы, как и скрипка в симфоническом. Домра довольно долго оставалась только оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым, когда при оркестре под управлением В. Андреева начал свою концертную деятельность домровый квартет. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько позже. Очень жаль, но в России домра как народный инструмент больше не применялась.

Как солирующий концертный инструмент домра раскрылась весьма ярко, специально для нее начали сочиняться произведения. Особо следует отметить концертное произведение Н. Будашкина, поистине ставшее жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения крупной формы Ю. Шишакова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого, которые еще больше раскрыли его новые художественные возможности.

К сожалению, маститые композиторы, сочиняющие в иных жанрах, не проявляют особого интереса к домре, и для нее обычно пишут произведения композиторы - исполнители, среди них: А. Цыганков, Г. Зайцев, Н. Пенько, К. Волков, В. Соломин, В. Соболева-Белинская, В. Пожидаев, Н. Хондо, Ю. Семашко, Е. Подгайц и другие. Однако домра в плане репертуара не обижена, на инструменте прекрасно звучат транскрипции, написанные величайшими композиторами для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано. Это шедевры таких композиторов как И.С. Бах, П.И. Чайковский, Г. Венявский, Ф. Пуленк, А. Скарлатти, К. Сен-Санс, П. Сарасате, Д. Шостакович, Н. Паганини, С. Рахманинов, C. Прокофьев, Д. Гершвин, А. Пьяццолла.

Произведения:

Н.П. Будашкин - Концерт ля домры с оркестром (слушать)

Ю.Н. Шишаков - Концерт для домры (слушать)

Исполнители

После своего долгожданного возвращения домра сразу нашла своих почитателей, которые начали активно заниматься развитием и популяризацией инструмента. Одним из первых профессиональных домристов-виртуозов был П. Каркин, разработавший основные приемы звукоизвлечения и своей неутомимой деятельностью внесший весомый вклад в развитие исполнительского мастерства. Продолжателями дела П. Каркина были Ф. Коровай, В. Никулин, Р. Белов, Ю. Яковлев, А. Симоненков, М. Васильев, В. Красноярцев, В. Круглов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Ивко, Б. Михеев, С. Лукин, и другие.

Сегодня быть домристом–исполнителем, значит быть приверженцем своего дела, и музыканты доказывают это, создавая свой уникальный исполнительский стиль. А результатом такого энтузиазма является то, что домра стала полноценным академическим инструментом в одном ряду с флейтой, скрипкой, фортепиано, виолончелью, гобоем, кларнетом и другими.

История

Исторические корни домры уходят в далекие времена, но когда и откуда появилась она на Русской земле, никто точно сказать не может. В древних, сохранившихся до нас летописях, сведений о ней почти нет. Инструменты, чрезвычайно схожие с домрой имелись у разных национальностей: доглама у турков, думра у киргизов, рубаб у таджиков, думбыра у башкир, домбра у казахов. Предшественником всех таких инструментов считается имеющий форму овала древнеегипетский танбур, звук на котором извлекали при помощи маленькой подточенной палочки. Домра также имела большое сходство с ним, но на русском инструменте, выточенном из дерева, с приделанной палкой - грифом и натянутыми из жил струнами, играли рыбной костью или пером.

Домра на Руси была очень востребована, люди делили с ней печаль и радость. Под домру пели и плясали, складывали сказки и рассказывали былины. Очень простой в изготовлении инструмент был весьма популярным среди простого народа и потешных людей – скоморохов. Голосистая и легкая домра пять сотен лет звучала в крестьянских избах, на рыночной площади и даже в царских хоромах. В 16 столетии с целью организации увеселения царского двора была создана «Потешная палата» - своеобразный придворный оркестр того времени, в который входили и домрочеи - так называли исполнителей на домре.

В 17 веке для скоморохов, устраивающих развеселые представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и светской властью, наступили темные времена.

Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры, названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200 лет про нее никто не вспоминал. Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется.

Основываясь на изображения в древних документах, сделали заключение - этот инструмент - домра. Как ей удалось сохраниться, так и остается тайной, но спящая красавица должна была вернуться к жизни.

По форме найденного уникального раритета и эскизам В. Андреева, основоположника первого оркестра народных инструментов, и при участии энтузиаста – патриота Н. Фомина в 1896 году мастером по изготовлению скрипичных инструментов С. Налимовым домра была воссоздана. В то время В. Андреев уже организовал ансамбль балалаек, с успехом выступавший в России и за ее пределами, но для воплощения его главной мечты, создания полноценного оркестра нужен был инструмент, который бы красиво проводил мелодическую линию, и домра для этого очень подходила.

В. Андреевым вместе с С.Налимовым были разработаны, а затем и изготовлены разные виды домр: пикколо, альт, тенор (применяется редко), бас и контрабас(не применяется), ставшие основным инструментарием оркестров народных инструментов. Десять лет после своего возрождения домра, имеющая небольшой диапазон, применялась только как инструмент оркестра. В начале 20 века по просьбе дирижера Г. Любимова мастером С.Буровым была сконструирована домра, которая имела не три струны, как андреевская, а четыре. Она настраивалась по квинтам как скрипка и имела соответствующий диапазон. Несомненно, увеличенный диапазон четырехструнной домры стал преимуществом, но она уступала "трехструнке" в тембральной окраске. Через некоторое время в содружестве Г. Любимова и С.Бурова были изготовлены домры разных размеров - от пикколо до контрабаса, все они имели 4 струны и квинтовый строй. Данные домры вошли в состав оркестра домр, который, к сожалению долго не просуществовал.

Наверное, на свете нет инструмента с такой драматической судьбой, как у домры. Находившаяся на пике популярности она попала в опалу, трагически пропала и была на долгое время забыта. И заново возродилась, но только теперь она не веселит народ на завалинке у деревенской избы, а покоряет своим звучанием слушателей в огромных концертных залах.

На сегодняшний день у домры, молодого подающего большие надежды инструмента, обладающего значительными возможностями, и поднявшегося до высоты академического жанра, очень большая творческая перспектива, так как интерес к нему постоянно возрастает.

Видео: слушать домру

Научитесь играть на домре 10 известных песен!

Познакомитесь со строением инструмента
Освоите технику игры медиатором
Научитесь использовать динамические оттенки, чтобы сделать Ваше исполнение особенно эффектным и выразительным
Научитесь играть ритмично, попадая в нужные доли такта
Научитесь играть гаммы, а так же освоите игру разными штрихами

Научитесь использовать в Вашей игре артикуляционные и агогические приемы для более яркого исполнения


Преподаватель курса


Что Вам понадобиться для прохождения курса?

1. Инструмент — домра

2. Подключение к интернету на скорости, позволяющей просматривать видео, например на сайте youtube.com

3. Веб камеру со встроенным микрофоном или видео камеру или мобильный телефон способный записать видео и звук. Это нужно для записи и отправки практических домашних заданий, которые Вы будите исполнять на инструменте

Как проходит обучение на курсах urokimusic

В этой форме обучения, материалы курса, выстроены в четкую пошаговую систему от простого к сложного. Часто, преподаватели готовят такие курсы несколько месяцев или даже лет, постоянно оттачивая и совершенствуя их. Курсы, как правило, включают в себя несколько видов материалов:

— видео материалы, где преподаватель детально показывает как нужно исполнять те или иные упражнения, демонстрирует правильную постановку игрового аппарата или голоса, обращает внимание на распространенные ошибки, которые могут появиться у студента.

— текстовые материалы, в которых чаще всего изложена теоретическая часть, не требующая видео демонстрации либо, в текстовых материалах идет изложение видео части для тех, кто любит воспринимать информацию читая её.

— нотные материалы.

— интерактивные элементы обучения — тесты, опросы, для того чтобы прослушав часть материала, студент мог ответить на вопросы, повторив материал а мы, могли убедиться в правильном понимании материала студентом и в его усвоении. В случае прохождения теста, студент получает проходной бал и переходит к следующему заданию, в случае если в тесте допущено много ошибок, мы предложим студенту ещё раз проработать определенные части урока, что бы лучше усвоить материал.

— фотографии - иногда, курс требует статического изображения.

— домашние задания к каждому уроку, о чем стоит поговорить отдельно.

После каждого урока, ученик выполняет домашнее задание. Домашнее задание может содержать тест, для проверки усвоения материала, о котором я говорил выше, либо практическое задание, в котором нужно исполнить упражнение, произведение выученное на уроке. Студенту нужно записать свое исполнение на видео используя видео камеру, веб-камеру или мобильный телефон со встроенной видео камерой и отправить в качестве выполненного домашнего задания. Преподаватель проверяет домашнее задание, оценивает его, даёт рекомендации ученику. В случае, если ученик хорошо выполнил домашнее задание, если его игра, исполнение упражнений, произведений соответствует уровню игры, необходимому для прохождения следующего урока, в оценке домашнего задания, преподаватель поставить проходной бал, после чего студент сможет приступать к изучению следующего урока. Если же, исполнение нуждается в улучшении — преподаватель подробно опишет что нужно изменить, над чем стоить поработать и попросить ученика сделать домашнее задание еще раз, чтобы лучше отработать навыки необходимые для прохождения курса и освоения данного инструмента.

Ко всем материалам курса ученик имеет доступ любой точки мира, в любое время суток и может не беспокоиться о необходимости уточнять время занятий с преподавателем, может не думать дороге в студию либо школу где проходит урок, он может в течении нескольких секунд войти в курс и продолжить обучение.

О школе urokimusic

Мы занимаемся обучением музыке более 20 лет. В 2007 — ом году, мы создали сайт uroki-music.ru. За время существования сайта мы помогли найти замечательных преподавателей и научится музыке тысячам людей.

Обучая людей музыке, подбирая преподавателей для наших учеников, мы замечаем некоторые препятствия и барьеры в процессе обучения:

— для многих учеников стоимость урока у частного преподавателя слишком высока;

— ученики и учителя не хотят тратить время на дорогу, добираясь до места проведения уроков;

— ученик не уверен в своей безопасности приходя на урок в незнакомую студию, домой к преподавателю или принимая преподавателя у себя дома;

— подбирая преподавателя ученикам сложно выбрать хорошего учителя, убедиться в том что его профессиональный уровень соответствует заявленному;

Что бы решить эти вопросы, а так же предоставить нашим ученикам массу других полезных и удобных услуг в 2011 ом году, используя опыт и многолетние наработки в сфере обучения музыке мы создали онлайн школу urokimusic


Дополнительные преимущества

Эмоциональный комфорт

Обучаясь по данному курсу, Вы будите учиться у преподавателя, который никогда не рассердится если у Вас что то не получается, который никогда не повысит голос. Вы будите заниматься у преподавателя которого уже хорошо знаете и к которому привыкли. Находя частного преподавателя или обучаясь в музыкальной школе, студии можно не сойтись характерами с учителем, преподаватель может не подойти Вам по темпераменту, манере общения, возможно преподаватель не понравится внешне. Будет ли Вам комфортно заниматься у него много недель или месяцев, смотреть как нужно правильно держать инструмент, выполнять его рекомендации общаться с ним? Не факт. Может быть много неприятных сюрпризов. В отличие от описанной ситуации, обучаясь по данному курсу, Вы точно знаете кто будет обучать Вас. делая выбор Вы эмоционально спокойны и уверены в том что процесс обучения будет именно таким как Вы хотите.

Время и деньги

Начнем с возможности экономить время благодаря дистанционным занятиям. Каждый день мы тратим массу времени на физическое перемещение — общественный транспорт, пробки на дорогах, очередь на маршрутки и так далее. Обычно на это уходит не менее 2 ух часов в день, иногда больше. Занимаясь дистанционно, Вы потратите несколько минут что бы добраться до места проведения урока и подготовить все необходимое.

Экономия денег. Если Вы перемещаетесь на автомобиле, дистанционные занятия помогут сэкономить значительную сумму на бензине. Если пользуетесь общественным транспортом — на оплате за проезд

Вы уверены в безопасности ребенка

Если Вы заботливый родитель, Вас будет беспокоить вопрос безопасности Вашего ребенка, который посещает занятия в студии или музыкальной школе, либо на дому у преподавателя. Как ребенок добрался до места проведения занятий, насколько можно доверять учителю, не будет ли он груб с Вашим ребенком В случае с занятиями онлайн — родителей можно успокоить. Вы можете находится у себя дома, рядом с ребенком, наблюдая как проходят уроки, что и как изучает Ваш ребенок и для этого даже не нужно будет отвлекаться от любимой книги или от телевизора.

Вы уверены в своей безопасности

Если Вы взрослый человек, вопрос безопасности все так же актуален. Можно ли доверять человеку, которого Вы не знаете, документы которого не видели и приглашать его к себе домой или идти на занятие домой к преподавателю? Этот вопрос задают себе многие люди, которые нашли частного учителя и собираются в первый раз посетить занятия или пригласить преподавателя к себе домой. А что если занятия проходят в вечернее время? Музыкальные школы и студии, редко находятся в офисных зданиях центра города, как правило, добираться до места занятий нужно долго иногда по темным улицам и переулкам. Занятия по онлайн курсу, проходят без этих напряжённых мыслей. Вы спокойны и уверены в своей безопасности.

Экономия на учебниках, тетрадях, музыкальных сборниках и других материалах

Все материалы необходимые для Вашего обучения Вы получаете бесплатно и в течении нескольких секунд, открывая их по ссылке в курсе. Вам не нужно искать и покупать в магазинах рекомендованные сборники пьес для обучения, покупать другие материалы — все необходимое Вы получаете в процессе обучения

Свобода в выборе места

Занимаясь в по данному онлайн курсу Вы можете продолжать обучение даже при необходимости сменить город проживания, уехать в командировку, в отпуск. Вы так же можете заниматься находясь дома или когда у Вас есть перерыв на работе. Обучаясь дистанционно, для Вас не имеет значения где находитесь Вы и преподаватель — Вы можете продолжать обучение и наслаждаться результатами

Результативность, вовлечение в процесс

В дистанционных занятиях, преподаватель показывает, объясняет, помогает полностью освоить необходимую тему, правильно поставить руки на инструмент делая это без физического контакта с помощью видео материалов и обратной связи. При этом ученик, самостоятельно ставит руку на инструмент, исполняет упражнение, произведение. В этом случае мозг запоминает физические ощущения и ученик способен без посторонней помощи правильно поставить руки на инструмент, вспомнить что и как он делал на уроке. Более высокая степень контроля собственных движений вовлекает ученика в процесс обучения и помогает достигать результатов.
Если преподаватель, проводя обычный урок, физически ставит руку ученика на инструмент, выставляя положение руки, исправляя постановку каждого пальца, ученик пассивно участвует в этом процессе. Он расслабляет руку, перестает ее контролировать и дает возможность преподавателю руководить процессом. При этом, в головном мозге не происходит запоминания физических ощущений, нужных для того что бы повторить правильную постановку без преподавателя


Сравним цены.

Но вернёмся к другим возможным вариантам обучения, и ценам. Даже, если Вы обучаетесь в государственной музыкальной школе, и оплата за месяц обучения на хозрасчёте составляет около 50 долларов (в большинстве школ эта оплата выше), Вы потратите на обучение, в объеме курса не менее 900 долларов. Добавьте к этой сумме расходы на транспорт, расходы на приобретение нотных сборников и др. А теперь, можете кликнуть на кнопку ниже, и сравнить эти цены с ценой нашего курса. Вы сможете убедиться, что покупая курс, Вы сокращаете расходы в разы :


Часто задаваемые вопросы:

Мне часто говорили, что у меня нет слуха, голоса, чувства ритма… Может быть мой случай безнадёжный и нет смысла пробовать?
Начнём с музыкального слуха . Проведём весьма практичный эксперимент — нажмите на кнопку и послушайте эти 2 звука:

Это был один и тот же звук который повторили 2 раза или звуки были разные? Если Вы считаете что звук, был один и его просто повторили — значит у Вас действительно, музыкальный слух развит весьма слабо. Если же Вы чётко слышите, что звуки не одинаковые, то есть один звук это не точная копия второго, если Вы слышите разные звуки, значит у Вас есть музыкальный слух и его можно без особых затруднений развить до любого уровня.

Голос. Скажите… Ну… что нибудь скажите. Вас кто-то может услышать когда Вы говорите? То есть, Вы можете произнести какой-то звук, таким образом, чтобы другой человек, мог Вас услышать? Да? Значит у Вас есть голос! Вам кто-то сказал что голоса у Вас нет? Вас обманули… Голос у Вас есть. Тот факт, что в караоке баре, Вы ещё не чувствуете себя на высоте, относится к первому пункту — наличию слуха и уровню его развития. Да, возможно Вы не развивали слух раньше, но можете это сделать сейчас! А что ещё интереснее, голос Ваш неповторим, он не похож на другие (ведь Вас узнают по тембру Вашего голоса другие люди), он уникален, он обладает только свойственными ему красками, тембром и другими характеристиками. А если у Вас есть слух, что мы определили чуть выше и голос — Вы можете развивать способность Вашего голоса петь чисто, интонировать мелодию правильно и красиво.

Чувство ритма . Если Вы умеете ходить и при этом, у Вас даже получается ходить ровно, то есть Вас не заносит то в одну то в другую сторону (новогодние праздники не в счёт:), значит у Вас есть чувство ритма. Если бы его не было, Вы бы просто не научились ходить. А всё что касается чувства ритма в музыке — развивается и совершенствуется как любой другой навык.

Так что Вы, весьма талантливый в музыкальном плане человек. Не позволяйте никому разуверить Вас в этом. А чтобы доказать себе и всем вокруг насколько Вы талантливы — начинайте занятия и наслаждайтесь процессом, так же как результатами!

Я не уверен(а) в том, что система обучения, которую Вы используете, подойдёт мне и я смогу научиться по ней. Я не знаю, сможет ли преподаватель дать то, что мне нужно. Скажите, что будет если у меня ничего не получиться?
Наша система обучения хотя и является современной, инновационной, использует последние достижения в области дистанционного образования, всё же базируется на огромном опыте нескольких десятков поколений музыкально педагогической практики. Преподаватели, которые готовят для Вас курсы, получили высшее музыкальное образование. За их знаниями стоят не только дипломы и награды, не только методические наработки и многолетний педагогический стаж, но так же и многовековой опыт, который передаётся от самых истоков музыкального образования. Поэтому, скорее всего, Вы найдёте нашу систему весьма эффективной. Однако, если вдруг, по какой-то причине Вы решите что данная система обучения не подходит Вам — можете воспользоваться механизмом возврата потраченных на покупку курса средств. То есть, в любом случае, Вы не рискуете абсолютно ничем — если система не будет эффективна для Вас, мы вернём деньги.

  • Частота ответов Насколько часто преподаватель будет отвечать на Ваши вопросы.
  • Домашние задания Каждый из пакетов предусматривает наличие домашнего задания — практические занятия на инструменте.
  • Рекомендации, советы по Д.З. В зависимости от выбранного Вами пакета, Вы можете получать либо не получать комментарии и рекомендации преподавателя по Вашему домашнему заданию которое Вы выполните и отправите на проверку. Комментарии, рекомендации по улучшению игры, обратную связь преподаватель предоставляет с учётом Ваших результатов в выполненном домашнем задании.
  • Доступ к материалам Независимо от выбранного Вами пакета, Вы получаете круглосуточный доступ к высококачественным видео, текстовым, интерактивным материалам курса, домашним заданиям после каждого пройденного урока и можете проходить обучение в любое удобное для Вас время, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки из любой точки мира где есть интернет.
  • Благодаря маме я выросла разносторонне развитым человеком. Среди моих увлечений танцы, спорт, игра на музыкальных инструментах: домре и гитаре. Здесь я решила написать о таком музыкальном инструменте как домра. Выбрала я именно это хобби, так как мало кто знает, что это за инструмент и в чем его особенности.

    Домра - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами. Домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа и головки. Для извлечения звука используется медиатор.

    Рисунок 1 - Четырехструнная домра

    Медиатор - это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа домры, лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец .


    Рисунок 2 - Медиатор для домры

    История домры

    История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.

    В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с Семеном Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику Василия Андреева, пианисту и композитору Николаю Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая .

    Рисунок 3 – Родоначальник современной домры, создатель первого оркестра народных инструментов

    Устройство домры

    Корпус домры имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие - голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник.

    Гриф вставлен в корпус и закреплен в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

    От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки.


    Рисунок 4 – Устройство домры

    Мое отношение к инструменту

    Впервые я узнала об этом инструменте, когда в 5 лет пошла с мамой в ДК им. Горького для того, чтобы начать заниматься музыкой. Планировала я играть на пианино или гитаре, но когда увидела домру, решила, что хочу научиться играть именно на этом инструменте. И нисколько об этом не пожалела. Год я занималась в ДК им. Горького с Нинель Леонидовной Морозовой, которая привила мне любовь к домре. Потом я поступила в музыкальную школу № 2. Там я начала играть в оркестре народных инструментов под руководством Александра Антоновича Корогодина, у которого позже стала учиться игры на гитаре. Каждый год я сдавала экзамен, на котором обязательно нужно было сыграть три произведения. Экзамены всегда проходили в концертном зале музыкальной школы. Туда меня приходили поддержать друзья и мама. Возможно, благодаря поддержке дорогих мне людей все экзамены я всегда сдавала «на отлично». Также в музыкальной школе нам преподавали сольфеджио и музыкальную литературу. Данные дисциплины помогли мне развить музыкальный слух и музыкальную память, а также узнать много нового из жизни великих композиторов и музыкантов.Даже сейчас, когда обучение в музыкальной школе позади, меня приглашают играть в оркестре на различных концертах. Последний раз я играла в Донецкой областной филармонии на отчетном концерте музыкальной школы.Я рада, что умею играть на таком замечательном музыкальном инструменте, и каждый раз, когда беру в руки домру, вспоминаю, как интересно было учиться играть на ней.Ссылки на материал:

    1.Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа.

    Добрый день, дорогие читатели моего блога. Как же быстро летит время! И чем старше ты становишься, тем быстрее вокруг все проносится.

    Уже как 12 лет назад я закончила музыкальную школу. Для меня это что-то невероятное, двенадцать лет назад. И это при том, что в школе я училась 5 лет.

    Итак, сегодня я опишу свои воспоминания и опыт, дам советы тем мамам, которые думают, стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу либо задаются вопросами «когда», «в каком возрасте», «нужно ли», «как выбрать инструмент» и так далее.

    Начну пожалуй с конца. Надеюсь, вы не против

    Музыкальную школу я окончила с красным дипломом по специальности «домра» в 2004 году. После окончания школы я больше не играла на домре. Несколько раз созванивалась со своим преподавателем, собиралась к ней забежать в гости, но все какие-то дела. И только совсем недавно я «созрела», договорилась о встрече и съездила в музыкальную школу к своему преподавателю.

    Эта была замечательная душевная встреча, на которой я поняла, что музыкальная школа была нужна мне для развития меня как личности, хотя я и не пошла дальше по этой тропе.

    Представляете, за 5 лет обучения у меня нет ни одной фотографии или видеозаписи. Только диплом об окончании. А я ведь участвовала в различных конкурсах и концертах! Теперь так жалко, что раньше никто не подумал об этом. Я, конечно, надеюсь, что хоть одну запись я все-таки найду.

    С музыкальной школы у меня осталось 2 очень ярких воспоминания, 2 выступления. Одно из которых провальное...

    Но сначала расскажу о том, с которого я бы очень хотела получить видео. Это было выступление в честь юбилея музыкальной школы. Мы, 7 человек, играли в ансамбле. Все на домрах. Я сидела в центре и играла первую партию (главная мелодия). Справа и слева от меня сидело по 3 человека. Они играли 2,3 и 4 партии. Мы играли колыбельную медведицы из мультфильма «Умка». Это было очень здорово, нежно, красиво и душевно.

    А вот второй случай, вспоминая который, я до сих пор расстраиваюсь. Я вместе с еще одной девочкой очень долго готовили интересное и трудное для нас произведение, которое мы репетировали вместе с оркестром из музыкального училища. У нас все получалось.

    И вот наступил день выступления. Полный зал зрителей. Наша преподаватель — ведущая. Мы выходим на сцену. Начинаем играть. И понимаем, что не звучит. Играем все верно, но не звучит. Не звучало у той второй девочки, Снежаны. Мы не догадались перестать играть и настроить ей инструмент, нам никто не подсказал, так и доиграли. Потом были и слезы, и истерики... И только теперь, спустя 12 лет, я узнала, что одна женщина специально крутанула колышко у домры, инструмент перестал звучать, из зависти к нашему преподавателю. Подло. Школа жизни.

    Мой музыкальный инструмент — домра

    Я сама не выбирала этот инструмент заранее. Да и в музыкальную школу я никогда сильно не рвалась. Мы с мамой просто пошли в сентябре туда как на экскурсию и попали к моему будущему преподавателю. Она сыграла на домре какое-то произведение, мне понравилось. Так началась моя учеба в музыкальной школе.

    Что же такое — домра?

    Многие не знают такого инструмента. Некоторые отвечают, что «это такая балалайка, только круглая, похожа на большую ложку».

    Домра — русский народный инструмент, со специфическим тембром и специфическим звучанием.

    Интересно, что домра в оркестре народных инструментов занимает такую же роль как скрипка в симфоническом. Ей отведены главные партии.

    В каком возрасте отдавать ребенка в музыкальную школу и надо ли

    Меня отдали в музыкальную школу, когда я начала учится в 5 классе, мне было 11 лет. Это немного запоздно. Почему и от чего это зависит? — спросите вы.

    Один из критериев, по которому стоит ориентироваться, это выбор музыкального инструмента.

    Флейта, кларнет, скрипка, виолончель, контрабас, домра, арфа, балалайка, баян, аккордеон, фортепиано, труба, саксофон, валторна

    Например,

    • с 6-7лет можно на пианино, скрипку, кларнет, гитару
    • с 10-12 на баян, аккордеон (здесь нужны физические усилия для игры)

    Другой немаловажный критерий — это выбор преподавателя. Ведь преподаватель станет вашему ребенку другом и помощником. Я благодарна своему преподавателю — Елене Мячеславовне за ее помощь, доброту, поддержку и веру в меня.

    Помните, главное, чтоб ребенок сам хотел играть на данном музыкальном инструменте. Не отдавайте ребенка в музыкальную школу только потому что вы хотели в детстве туда пойти или это модно, или другие ходят.

    Если ваш ребенок хочет учится в музыкальной школе, сходите с ним на концерт классической музыки, покажите ему какие бывают музыкальные инструменты, понаблюдайте, как он ведет себя на концерте. Сходите в музыкальную школу, поговорите с преподавателями.

    Если вы выбрали не то направление, это тоже может отбить любовь к музыке навсегда. Например, если ребенок мечтает играть на гитаре или стать вокалистом в рок-группе, сами понимаете, уроки фортепьяно и музыка Шопена вряд ли его порадуют.

    Вы должны понимать, что музыка — это огромный труд и большая работа. Отдавать ребенка в музыкальную школу нужно только при огромном желании со стороны именно ребенка. Так как не каждый сможет заниматься музыкой.

    Музыкальная школа — это не только игра на основном инструменте, это также посещение уроков по сольфеджио, музыкальной литературе, хоровому пению или оркестру. Это дорога до школы и обратно. А также это ежедневные занятия дома.

    Конечно, посещение музыкальной школы имеет много плюсов.

    • Ребенок становится более ответственным, целеустремленным и уравновешенным.
    • Расширение кругозора и музыкальный вкус.
    • Работа в команде.
    • Друзья, у которых похожие интересы и взгляды.
    • Выступления помогают стать менее стеснительным и более уверенным.

    Кстати, если ребенок хорошо владеет математикой, он будет хорошим музыкантом.

    Поэтому мой вывод — отдавать ребенка куда-то надо обязательно (чем больше дел, тем быстрее все успеваешь), но с учетом его желаний и с пониманием, зачем ему конкретно этот вид деятельности нужен.

    Напишите в комментариях, почему Вы хотите отправить ребенка в музыкальную школу? Какой инструмент он выбрал и сколько лет ребенку? Возможно, именно ваш комментарий поможет кому-то определиться

    Если у вас остались вопросы, смело задавайте, я с радостью отвечу.

    А в заключении предлагаю послушать замечательное произведение, в котором домра солирует.

    Также хочу предложить вам послушать вот это видео. Александр Цыганков — «король домры»

    Образовательная функция состоит в привитии учащимся знаний, навыков и умений и формировании на этой основе системы взглядов, убеждений и идеалов. Воспитывающая функция предполагает использование содержания, методов и форм организации учебного процесса для формирования у учащихся идейных, трудовых, нравственных, эстетических и других качеств личности. Наконец, развивающая функция направлена на развитие всех физических и духовных сил и способностей учащихся в ходе познавательной, общественно-трудовой и других видов предметно-практической деятельности.

    Обучение включает совместную деятельность обучающего(педагога) и обучающихся (учеников). По формам организации обучение может быть коллективным (оркестровые занятия) и индивидуальным (индивидуальные занятия). В моей статье речь пойдет об индивидуальном обучении.

    Современная психология утверждает, что обучение и развитие тесно взаимосвязаны и развитие осуществляется через обучение по мере приобретения учащимися определенной суммы знаний и навыков. Однако, необходимо учитывать, что развитие определяется не только объектом приобретенных знаний, ибо в процессе развития меняется, совершенствуется качественная сторона умственной деятельности обучающегося.

    Основной задачей музыкального обучения является усиление развивающей стороны занятий. Накопление музыкальных представлений – ярких, отчетливых, музыкально окрашенных – есть основа музыкального развития. Более широкое понятие – общемузыкальное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, включающий, наряду с развитием у учащихся комплекса специальных способностей (музыкальный слух, память, ритм), развитие их мышления, музыкальной эрудиции, интеллекта. Одним из средств музыкального развития является формирование собственно игровых качеств, то есть исполнительских навыков на инструменте.

    Отмечу основные дидактические принципы развивающего музыкального обучения:
    – расширение, разнообразие осваиваемого репертуара;
    – гибкость в соблюдении сроков прохождения учебного материала в зависимости от темпов усвоения;
    – увеличение информационно-познавательной стороны содержания занятий;
    – использование разнообразных приемов и форм для развития самостоятельности мышления, творческой инициативы и т.д.

    Прежде чем приступить к обучению игре на домре, необходимо изучить небольшой комплекс подготовительных упражнений, цель которых заключается в том, чтобы учащийся при игре на инструменте мог сознательно руководить своими движениями и контролировать состояние мышц.

    Времени на подготовительные упражнения затрачивается немного – два или три занятия. Приведу пример упражнения для правой руки, который условно можно назвать “броском” и который является основой для выработки игровых навыков правой руки. Активные действия кисти здесь чередуются с пассивными. Итак, учащийся, сидя на середине стула, свободно опущенную правую руку сгибает в локте и поворачивает ее влево до соприкосновения в запястье с плотным картоном или большой по формату книгой, которую держит левая рука. Это положение картона будет помогать контролировать правильность движения кисти. Кисть из пассивного состояния приводится в активное путем подъема и небольшого разворота предплечья. При этом она будет прямым продолжением предплечья. Пальцы правой руки подгибаются и соприкасаются с картоном. Мышечное усилие в запястье и локте должно быть минимальным, а плечо абсолютно свободным. Кисть, скользя по картону и не меняя положения запястья приподнимается вверх и резко опускается вниз, с отключением мышечного напряжения. Затем кисть отскакивает от нижней точки и, двигаясь по инерции, совершает колебательные движения вверх вниз и снова вверх. В этом цикле движений не должно быть фиксации кисти ни в верхнем ни в нижнем положениях. Предплечье правой руки совершает небольшое прямолинейное (а не вращательное) движение. Свобода движения кисти контролируется зрительно, внутренним ощущением мышечной свободы и звуковым восприятием трения пальцев о картон. При правильных движениях шуршание будет легким, четким, ритмичным.

    Посадка домриста является одним из важных звеньев в процессе обучения игре на домре. Сидеть необходимо на половине стула с прямой спиной и небольшим наклоном корпуса вперед для удержания инструмента. Правую ногу положить на левую и поднять на такую высоту, при которой наклон корпуса, необходимый для прижатия домры, будет минимальным. Высота головки грифа будет зависеть от положения левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Высокое положение головки грифа отрицательно влияет на звучание, так как изменяет угол соприкосновения медиатора со струной. Плоскость деки домры не должна быть вертикальной, а несколько наклонена с таким расчетом, чтобы учащийся, глядя на гриф, видел все три струны.

    Постановка левой руки.

    Главным в постановке левой руки следует считать одновременное развитие 4-х пальцев и особенно 3-го и 4-го, как самых слабых и менее подвижных. Также не менее важным моментом является нахождение такого положения руки (кисти), которое обеспечивало бы максимальную свободу движений пальцев. Следует быть осторожным при растяжении пальцев. Излишнее увлечение этим может привести к скованности пальцев, а в отдельных случаях и к заболеваниям.

    В самом начальном периоде рекомендуется извлекать звук не медиатором, а большим пальцем правой руки (прием “пиццикато”).При постановке на гриф ладонь не должна быть поджата к грифу и должна быть хорошо просматриваема глазами учащегося. Рука в запястье несколько изогнута от себя. Нажим на струну осуществляется подушечками пальцев, как бы “молоточками”.

    В начале обучения желательно осуществлять постановку пальцев в мажорном звукоряде, а далее в 1-ой позиции. Закрепление и дальнейшую отработку положений и ощущений в пальцах левой руки и постановку всей левой руки продолжать не только на упражнениях, но и легких пьесах и песнях. Например, “Во саду ли, в огороде” можно играть не как обычно двумя пальцами, а всеми четырьмя, располагая их как при хроматической последовательности звуков.

    В дальнейшем можно применять скрипичные упражнения Г.Шрадика, которые способствуют развитию беглости пальцев и их растяжению. В работе над этими упражнениями необходимо постепенно увеличивать нагрузки, так как нельзя переутомлять пальцы.

    Координация рук. Штриховая игра.

    Усвоив и закрепив движения каждой руки отдельно, можно соединить их действия, извлекая звук “броском” медиатора. Теперь следует сосредоточиться на работе обеих рук и особенно правой. Приведу пример упражнения для штриховой игры. Итак, играть необходимо в 1-ой позиции, начиная с 1-ой струны, с дальнейшим переходом на соседнюю струну. Все 5-ть нот проигрываются “броском” вверх и вниз, далее дубль-штрихом или двойным штрихом и заканчивается упражнение переменным штрихом, когда ноты меняются на каждый удар медиатора.

    Работа по освоению тремоло.

    Работу следует начинать с тремоло кистью. Основой для этого будет являться упомянутый выше цикл “бросок”. Чтобы не потерять легкости движений, выработанной в упражнении на картоне, нужно использовать вначале бумажный медиатор или очень тонкий и мягкий медиатор. Такой медиатор при соприкосновении со струной не вызовет чрезмерных напряжений кисти, звук будет слабый, но мягкий.

    Посадив ученика и установив правильно домру, нужно таким медиатором, приподняв кисть, произвести удар по первой струне. После удара кисть в обратном движении вновь зацепит струну, затем в свободном падении произведет третий удар по струне. Четвертый удар по струне будет совершен также за счет отскока, который будет подхвачен мускульным усилием, и кисть займет исходное положение для очередного активного удара сверху. Удары по силе будут затухающими. Самым сильным будет первый удар, самым слабым – последний. Все удары должны быть ритмически ровными. Для контроля за правильностью движения кисти обязательно за подставкой, под запястье правой руки подкладывать кусочек пенопласта (приблизительно высотой 2 см).

    Эта дополнительная точка опоры для запястья поможет исключить слишком большое движение предплечья и выворачивание его, определить величину изгиба кисти в запястье и место соприкосновения медиатора со струной. Игра с применением коробочки-пенопласта фиксирует внимание ученика на движении правой руки, что особенно важно в дальнейшем при выработке координации с левой рукой, так как зачастую учащийся обращает внимание только на левую руку, забывая о правой. Отказываться от применения подставки из пенопласта нужно лишь тогда, когда у учащегося достаточно прочно зафиксируются игровые навыки (по прошествии 1–2 месяцев с начала обучения). После проработки упражнений на первой струне можно перейти к упражнениям на второй струне, также используя подставку. Темп игры должен быть умеренным, по мере усвоения движений он может быть ускорен.

    В случаях медленного освоения необходимых навыков можно сделать следующее: педагог левой рукой берет запястье ученика, а правой рукой приводит в движение его кисть. Добившись полной свободы кисти можно, не отпуская руки учащегося, предложить ему проделать это движение самостоятельно. После того как педагог убедиться в правильности выполнения приема, кисть, а затем и запястье отпускаются.

    В наиболее трудных случаях приходится делать следующее. Педагог берет инструмент в свои руки, на свою правую руку накладывает правую руку ученика и начинает совершать движения кистью, добиваясь того, чтобы ученик усвоил их. Здесь важен сам факт ощущения той свободы, которой до этого не было, также важно повышение интереса к занятиям, активизация внимания учащегося и установления самоконтроля.

    Тремоло является самым выразительным и самым трудным для освоения приемом. Тремоло – это многокрасочная звуковая палитра, при помощи которой учащийся передает характер произведения.

    Частота тремоло – величина непостоянная Она зависит от количества ударов медиатором по струне в единицу времени. Всякое ускорение движения вызывает увеличение напряжения мышц, что отражается в звучании. Обычно в лирических произведениях частота тремоло будет меньше, а в драматических больше. Главным, определяющим фактором должно быть не количество ударов на каждую ноту, а конечный результат– создание выразительной певучести мелодии.

    Виды тремоло:

    1. Тремоло кистью. Оно тождественно движению кисти в “штриховой” игре с разницей лишь в том, что в “штриховой” игре делается одно и то же количество ударов на каждую, одинаковую по длительности ноту, а в тремоло мы думаем не о количестве ударов, а только о протяженности ноты во времени. Тремоло кистью дает легкое, прозрачное, светлое звучание.
    2. Тремоло совместным движением кисти и предплечья (единый рычаг от локтя до медиатора). В этом случае кисть выпрямляется до прямого продолжения предплечья. Этот вид тремоло дает большую плотность, густоту и силу звучания.
    3. Комбинированное тремоло. Самостоятельные движения кисти и предплечья одновременно с подключением мышц плеча. Этот вид тремоло создает сильный глубокий звук.

    На начальном этапе обучения отрабатывают тремоло только с участием кисти и далее после успешного овладения этим видом тремоло можно осваивать и два других вида.

    На начальном этапе обучения следует отрабатывать следующие штрихи: легато, нон легато, стаккато, переменный штрих, флажолеты. Все эти штрихи отрабатываются на гаммах вначале в одну октаву, а затем в две октавы. Желательно начинать с гамм: ми мажор, ля мажор.

    Педагогический репертуар.

    Подбор произведений для учащегося на начальном этапе обучения должен отвечать целям отработки каких-либо технических приемов и развития музыкального мышления. Каждое произведение нужно рассматривать как одно из звеньев в цепи правильно расставленного педагогического материала, на котором учащийся решает художественные задачи и приобретает технические навыки.

    Возможно переложение пьес с скрипичных и фортепианных сборников. Но хочется отметить, что русский народный инструмент трехструнная домра имеет свои особенности как в конструкции, так и по способам звукоизвлечения, и это следует учитывать при использовании пьес скрипичного и фортепианного репертуара.

    Роль педагога в формировании начинающего музыканта.

    Педагогу всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенно тот факт, что приспосабливаемость рук к инструменту у них различна. Хорошо известно, что при обучении группы учеников одним педагогом и по единой методике индивидуальные результаты будут различными. Даже при освоении подготовительных упражнений у кого-то из обучающихся могут возникнуть затруднения. Следует разобраться в причинах, при необходимости задержаться на каком-то этапе, возможно, даже видоизменить задание. Словом, необходим творческий педагогический подход в любом вопросе обучения.

    Педагог должен вселять уверенность в свои силы начинающим музыкантам, утешить их при неудаче, обязательно подчеркнуть хотя бы маленький успех. Педагог должен иллюстрировать на инструменте все пьесы и упражнения, потому что учащийся прежде всего будет стараться скопировать игру педагога. Педагог должен быть требователен, но в тоже время учитывать способности каждого: к одному предъявляя более высокие требования, к другому менее высокие. Такой подход к учащимся имеет большое воспитательное значение и позволяет сохранить у них интерес к занятиям.

    Список использованной литературы:

    1. Андрюшенков Г.И. “Психолого-педагогические основы руководства детским народно-инструментальным коллективом”. Уч. пос. – СПб, 2004.
    2. Ставицкий З. “Обучение игре на домре”. – Л., 1984.
    3. Шитенков. И. “Методика обучения игре на народных инструментах”. – Л., 1975.