Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка. Предпроверочный анализ компании Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки

А.Е. Смородина, эксперт по налогообложению

Тайны отбора претендентов для выездной проверки

Как налоговики решают, кого проверить

Ни для кого не секрет, что организации попадают в план выездных налоговых проверок (ВНП) на основе предпроверочного анализа. И, несмотря на то что планирование проверок официально названо открытым процессо мприложение № 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ , на самом деле для организаций сие действо остается загадкой. Специально для вас мы добыли информацию из достоверного источника. И теперь можем приоткрыть завесу тайны и рассказать, как же происходит отбор организаций для включения в план ВНП.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ задумывался как инструмент, позволяющий эффективно планировать выездные проверки. И предполагается, что «выездники» на ВНП приходят уже подготовленные, то есть если они и не будут владеть информацией о нарушениях, то, по крайней мере, будут знать, где их искать.

Такой анализ проводят так называемые аналитики. В каких-то ИФНС это целые отделы, в каких-то - специально созданные группы.

Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.

Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс красоты: из большой массы организаций отбираются самые «красивые» и «перспективные» с точки зрения налоговиков. Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.

Отбор претендентов

Чтобы окончательно решить, кто попадет в план ВНП, «аналитики» оценивают все организации, состоящие на учете в данной ИФНС, по ряду критериев. Вот основные из них.

Критерий Комментарий
Категория налогоплательщика Крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС) проверяют обязательно. Как правило, раз в 2 года
Обороты организации
Обороты оцениваются за те 3 года, которые подлежат проверк еп. 4 ст. 89 НК РФ . Например, в 2012 г. «аналитиков» интересуют обороты организации за 2009- 2011 гг.
Чем обороты больше, тем компания интереснее для «аналитиков». Понятно, что в инспекциях разных регионов своя планка: кому-то годовой оборот в размере 4 млн руб. покажется чудесным, а кому-то и 100 млн руб. мало. Кстати, многие собственники фирм в крупных городах раскусили, что налоговиков интересуют именно высокооборотные компании. Следствием этого стало дробление бизнеса
Режим налогообложения Организации, применяющие УСНО, не очень интересны налоговикам. Особенно если объект налогообложения «доходы». Ведь фискалам нужны доначисления. А на чем можно поймать «доходника»? Только на неоприходованной выручке. А это очень сложно. Конечно, если вы применяете УСНО, не стоит сразу расслабляться. Например, если большинство плательщиков, состоящих на учете в вашей инспекции, - спецрежимники, то, конечно, упрощенцы обязательно попадут в план ВНП
Вид деятельности Этот критерий важен, так как опыт предыдущих ВНП показывает, при ведении какой деятельности допускается наибольшее количество налоговых ошибок. Например, «выездники» не очень жалуют компании, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг: у них достаточно трудно найти нарушения. Поэтому «аналитики» стараются отсеять организации с таким видом деятельности. А вот строителей «выездники», наоборот, очень любят
Наличие у компании ликвидных активов Этот критерий является важным при отборе претендентов, но не основополагающим. Наличие у организации активов дает налоговикам некую уверенность в том, что доначисленные в ходе ВНП налоги можно будет взыскать за счет имущества этой организаци ип. 10 ст. 101 НК РФ . Но если «аналитики» считают, что вероятность сокрытия налогов у организации велика, то и отсутствие активов не убережет ее от включения в план ВНП
Заключенные организацией государственные и муниципальные контракты С точки зрения налогов эти контракты обычно интереса не представляют. Просто проверка таких организаций - это еще один способ контроля движения бюджетных денег

И вот «аналитики», отобрав организации, которые «засветились» по нескольким критериям, начинают подробно изучать каждого претендента.

Всю информацию, которую «аналитики» смогут собрать об организации, и выводы на ее основе они отражают в заключении по результатам предпроверочного анализа. Кроме того, заключение содержит рекомендации «выездникам», на что им обратить особое внимание в ходе ВНП, а также предполагаемые суммы доначислений по результатам проверки. После того как план ВНП будет утвержден, эти заключения аналитики передадут «выездникам».

На что «аналитики» обращают внимание

Вы тоже можете проверить себя и самостоятельно оценить вероятность попадания вашей компании «под прицел» налоговиков. Для этого воспользуйтесь:

  • критериями оценки налоговых риско вприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ;
  • нашей шпаргалкой. В ней отражены основные моменты, которые чаще всего вызывают интерес «аналитиков». Шпаргалку мы разделили на два блока с точки зрения состава анализируемой информации. Сразу хотим отметить, что данные берутся по годовым отчетам и декларациям, а по тем декларациям, которые сдаются поквартально, показатели, соответственно, суммируются.

Анализ данных об организации, которые есть в ИФНС

Где ищут Что ищут Выводы «аналитиков»
Выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП Превышение допустимого размера доли учредителей-юрлиц в уставном капитале организаций, применяющих УСНО или ЕНВДподп. 14 п. 3 ст. 346.12 , подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ , наличие филиалов и представительств у организаций, применяющих УСНОподп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ Организация, предприниматель не имеют права применять УСНО или ЕНВД
Сведения о среднесписочной численности Превышение допустимой среднесписочной численности у организаций и предпринимателей, применяющих УСНО или ЕНВДподп. 15 п. 3 ст. 346.12 , подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ
Бухгалтерский баланс
Декларация по налогу на имущество
Резкое сокращение стоимости имущества Возможно завышение «прибыльных» расходов за счет арендных платежей по имуществу, переданному в качестве вклада в уставный капитал зависимым организациям (как правило, спецрежимникам), а затем взятому у них в аренду
Бухгалтерский баланс Резкое снижение размера дебиторской задолженности Возможно необоснованное признание долгов безнадежными и их включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль
Бухгалтерский баланс
Декларация по налогу на прибыль (приложение № 3 к листу 02)
Декларация по НДС (строка 090 раздела 3)
Резкое сокращение стоимости имущества без отражения этих операций в налоговом учете Возможно занижение налога на прибыль и НДС
Отчет о прибылях и убытках (ОПУ)
Декларация по налогу на прибыль (Д-НП)
Декларации по НДС (Д-НДС)
Несоответствие доходов и расходов в различных формах отчетности
При этом данные расхождения анализируются и в целом, и в разрезе отдельных статей доходов и расходов
1. Доходы в ОПУ > Доходы в Д-НП: возможно занижение налогооблагаемых доходов
2. Доходы в ОПУ >
3. Расходы в ОПУ 4. Доходы в Д-НП > Доходы в Д-НДС: возможно занижение НДС
5. Доходы в Д-НП
Декларация по налогу на прибыль (строка 030 приложения № 3 к листу 02, строка 010 листа 05)
Отчет о движении денежных средств
Расхождение выручки от реализации основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и т. п. Доходы в Д-НП
Декларации по НДС
Декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза
Расхождение суммы вычетов и суммы к уплате Вычет суммы налога, уплаченного при ввозе товаров
(Д-НДС) > Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет (декларация по косвенным налогам): возможно необоснованное применение вычетов
Декларации по НДС Расхождение данных раздела 2 декларации и строки 210 раздела 3 Возможно завышение вычета по агентскому НДС или недоплата этого НДС

Как видим, только на основании отчетности можно сделать много интересных выводов. Но анализ информации, полученной при проведении контрольных мероприятий, может дополнить картину предполагаемых нарушений.

Анализ отчетности и полученной из внешних источников информации, доступной без назначения ВНП

Где ищут Что ищут Выводы «аналитиков»
Банковская выписка по счетам организации, которую аналитики специально запрашивают у банк ап. 2 ст. 86 НК РФ Превышение предельного размера доходов для применения УСНО Организация, предприниматель не имеют права применять УСНОп. 4.1 ст. 346.13 НК РФ
Возможен пересчет налогов в соответствии с общим режимом налогообложения
Поступление денег с выделением суммы НДС (если организация, предприниматель на УСНО) Возможна неуплата НДС
Банковская выписка
Фискальные отчеты ККТ - берутся из материалов предыдущих проверок ККТ, либо специально снимаются при проведении предпроверочного анализа
Налоговая отчетность*
Расхождение оборотов, отраженных в выписке и фискальных отчетах, с данными бухгалтерской и налоговой отчетности Возможно занижение доходов и завышение расходов
Банковская выписка
Выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП
Бухгалтерский баланс
Расхождение фактического вида деятельности с указанным в регистрационных документах и отчетности. Особый интерес аналитиков вызывают организации, у которых вообще не понятен вид деятельности. То есть складывается впечатление, что организация занимается всем на свете. Налоговики называют такие фирмы «помойками» Отмывание денег
Вероятность фиктивности сделок
Вероятность участия организации, предпринимателя в схеме ухода от налогов
Возможно доначисление налога на прибыль и НДС, налога при УСНО, НДФЛ в случае доказательства фиктивности сделок и участия организации в схемах
Контрагентов анализируемой организации и наличие у них признаков фирм-однодневок
Разовые сделки на крупные суммы. Поступление денег в крупных размерах и их перечисление в этот же или на следующий день в той же сумме
Информация об организации, имеющаяся в Интернете
Справка по форме 2-НДФЛ
Расхождение между зарплатой, указанной в открытых в организации вакансиях, и среднемесячной зарплатой, рассчитанной по данным формы 2-НДФЛ Заработная плата выдается «в конвертах»**
Возможно доначисление НДФЛ
Справка по форме 2-НДФЛ
Декларации 3-НДФЛ
Выписка из ЕГРЮЛ
Данные из загсов
Данные из ГИБДД
Данные из Росрегистрации
Доходы и расходы собственников анализируемой организации, ее должностных лиц, а также членов их семей Если расходы несопоставимы с доходами, то возможно получение скрытых доходов

* В зависимости от применяемого режима:

  • <или> Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль, Декларации по НДС;
  • <или> Декларация при применении УСНО;
  • <или> Декларация 3-НДФЛ (для предпринимателей на общем режиме).

** Чтобы развеять свои сомнения, «аналитики» проводят опросы работников компании. Как правило, работающие в фирме сотрудники не раскрывают тайн. Но «аналитики» опрашивают и уже уволившихся работников. А те обычно не скрывают секретов бывших работодателей.

Безусловно, практически все расхождения бухгалтер в состоянии объяснить. Они обычно связаны с разным порядком учета хозяйственных операций для бухгалтерских и налоговых целей. Но у аналитиков нет этих данных. Поэтому причины расхождений надо будет объяснять уже «выездникам».

Расчет предполагаемой суммы доначислений

Проанализировав информацию об организации, «аналитики» рассчитывают предполагаемую сумму доначислений по ВНП. Она является своеобразным подтверждением того, что они обоснованно заострили внимание на конкретной организации. Эту сумму «аналитики» могут рассчитать по любому расхождению, показанному в нашей шпаргалке, но чаще всего они это делают по следующим основаниям.

ОСНОВАНИЕ 1. Наличие расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета. В этом случае сумма всех доходов по форме № 2 (выручка, проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие доходы) сравнивается с суммой доходов «прибыльной» декларации (доходы от реализации, внереализационные доходы, доходы, исключаемые из прибыли, и доходы от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами). Аналогичным образом анализируются и все расходы организации. Из выявленных расхождений «аналитики» могут сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, если:

  • доходы по данным бухучета превышают доходы по налоговым данным;
  • расходы по данным налогового учета превышают бухгалтерские расходы.

При наличии таких расхождений полученная разница умножается на ставку налога на прибыль. Так и получается предполагаемая сумма доначислений. Правда, она в ходе выездной проверки обычно не подтверждается, так как расхождения возникают из-за разных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей.

ОСНОВАНИЕ 2. Есть расхождения между оборотами от реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и по налогу на прибыль. В этой ситуации «прибыльные» доходы считаются так же, как при сравнении с данными бухучета, а по декларации по НДС суммируется реализация, облагаемая по ставкам 0%, 10%, 18%, а также реализация, не облагаемая НДС. При наличии расхождений между оборотами по этим декларациям «аналитики» рассчитают предполагаемую сумму доначислений в зависимости от того, какие доходы преобладают:

  • <или> налог на прибыль, если обороты от реализации по НДС превышают обороты по прибыли;
  • <или> НДС, если «прибыльная» реализация превышает реализацию по НДС.

Но и здесь обычно «выездникам» не везет, потому что такое расхождение объясняется наличием у организации не облагаемых НДС оборотов, которые не были отражены в декларации либо по ошибке бухгалтера, либо потому, что и не должны в ней отражаться.

ОСНОВАНИЕ 3. Имеются отклонения показателя рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации от среднеотраслевых значений в меньшую сторону. Как правило, сумму доначислений по этому основанию «аналитики» рассчитывают, когда им надо увеличить предполагаемые доначисления, а иных оснований для этого нет. Вы спросите: а зачем им эту сумму увеличивать? А затем, что при защите плана ВНП есть негласная планка по суммам доначислений. Соответственно, даже если у налоговиков есть целый ряд оснований подозревать организацию в нарушении налогового законодательства, но предполагаемая сумма ниже этой планки, то либо такая организация в план не попадет, либо «аналитикам» будет предложено пересмотреть предполагаемый уровень доначислений.

Напомним, что рентабельность рассчитывается по следующей формуле:

Так как данные для расчета этого показателя берутся из формы № 2, то для того, чтобы сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, не должно быть расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета либо эти расхождения должны быть минимальны.

Для наглядности рассмотрим, как же аналитики считают эту сумму.

Пример. Расчет предполагаемой суммы доначислений при уровне рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации ниже показателя по отрасли

/ условие / Согласно форме № 2 за 2010 г. организации, занимающейся оптовой торговлей мебелью, себестоимость проданных товаров составила 40 000 тыс. руб., прибыль от продаж - 3000 тыс. руб.

ШАГ 1. Рассчитываем прибыль от продаж, которую должна получить организация при таком уровне себестоимости в соответствии со среднеотраслевым показателем: 40 000 тыс. руб. (себестоимость) х 11,7% (среднеотраслевой показатель рентабельности для данного вида деятельности в 2010 г.приложение № 4 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ) = 4680 тыс. руб.

ШАГ 2. Рассчитываем недополученную прибыль: 4680 тыс. руб. – 3000 тыс. руб. (прибыль от продаж) = 1680 тыс. руб.

ШАГ 3. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного налога на прибыль: 1680 тыс. руб. х 20% = 336 тыс. руб.

ШАГ 4. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного НДС: 1680 тыс. руб. х 18% = 302 тыс. руб.

ОСНОВАНИЕ 4. Организации замечены во взаимоотношениях с фирмами-однодневками. Такие взаимоотношения выявляются в ходе анализа банковской выписки организации. А предполагаемые суммы доначислений по этому основанию считаются очень просто. Например, установлено перечисление денег в сумме 1000 тыс. руб. (в том числе НДС 153 тыс. руб.) в адрес организации, имеющей признаки фирмы-однодневки. Предполагаемая сумма доначислений составит 322 тыс. руб. (153 тыс. руб. + (1000 тыс. руб. – 153 тыс. руб.) х 20%).

Как правило, сумма доначислений, рассчитанная подобным образом, не включается в общую сумму, а отражается в заключении по результатам предпроверочного анализа отдельной строкой. Ведь наличие у контрагентов признаков фирм-однодневок еще не является гарантией фиктивности сделки, а предполагаемые суммы по этому основанию получаются достаточно большими.

Главное для проверяющих - чтобы проверка не была низкорезультативной по меркам данного региона. Во внутренних документах налоговиков установлен минимальный предел (Min) доначислений. Например, в Москве проверка организации, относящейся к категории «прочих» (не крупнейших) налогоплательщиков низкорезультативна, когда по ее итогам доначислено менее 1,5 млн руб. налогов (Min = 1,5 млн руб.).

Параллельно «выездники» должны ориентироваться и на сумму по предпроверочному анализу. Если сумма доначислений будет ниже предполагаемой, то, скорее всего, итог проверки будет такой.

СИТУАЦИЯ 1. Фактические доначисления

СИТУАЦИЯ 2. Фактические доначисления > Min. Тогда возможны два варианта.

Если фактические доначисления больше и Min, и 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие уйдут, удовлетворившись суммой доначислений.

Если же фактические доначисления больше Min, но меньше 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие попытаются «договориться» с вами до суммы, равной 50% предполагаемой суммы доначислений.

Предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в отношении налогоплательщиков, отобранных для включения их в план ВНП. По своей сути предпроверочный анализ является, с одной стороны, одним из этапов подготовки и проведения выездных налоговых проверок, а с другой стороны, он имеет относительно самостоятельное значение как разновидность налогового мониторинга рисков налогоплательщиков , встроенную в общую систему и процедуру налогового контроля.

В этой связи налоговый мониторинг в форме предпроверочного анализа представляет собой комплекс контрольных процедур и мероприятий налогового контроля, направленных на подготовку максимально эффективной ВНП путем сбора сведений о налогоплательщике, всестороннего анализа его финансово-хозяйственной деятельности и выявления на этой основе «проблемных» вопросов предстоящей налоговой проверки.

Основной целью предпроверочного анализа является разработка оптимальной стратегии выездной налоговой проверки, а основной его задачей - выявление наиболее вероятных нарушений налогового законодательства, которые будут исследоваться в ходе проведения контрольных мероприятий ВНП.

Процесс проведения предпроверочного анализа включает в себя следующие три этапа:

  • 1) анализ информации о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений;
  • 2) выявление «критических» точек, «проблемных» вопросов налогового контроля;
  • 3) определение перспективных направлений (методов и мероприятий) налогового контроля в рамках проведения ВНП и определение сумм предполагаемых доначислений налоговых платежей в пределах возможностей предпроверочного анализа.

На первом этапе предпроверочного анализа исследуется вся информация о налогоплательщике, имеющаяся в распоряжении налогового органа (из внутренних и внешних источников), а именно:

  • - сведения о налогоплательщике, содержащиеся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК «НДС, ПИК «Недействительные паспорта», ПК «Банковские счета», ПК - «Однодневка» и др.);
  • - сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в государственные органы и иные сторонние организации, располагающие такой информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • - информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от других контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников, клиентов и т.д.);
  • - сведения о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащиеся в средствах массовой информации и сети Интернет;
  • - выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п.2 ст. 86 НК РФ;
  • - результаты и документы предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщика и его контрагентов;
  • - решения судебных органов по налогоплательщику и его контрагентам;

Анализ информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, осуществляется по следующим направлениям.

  • 1. Проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе:
    • - анализ динамики сумм, исчисленных и уплаченных налоговых платежей (изменения сумм исчисленных налогов, своевременности и полноты уплаты, причин неуплат);
    • - анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (платежеспособности, налоговой нагрузки, среднемесячной заработной платы на одного работника, уровня рентабельности, доли вычетов по НДС, соотношения доходов и расходов, темпов их роста и др.);
    • - сравнение показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщика по отраслевому признаку.
  • 2. Осуществляется повторный анализ соответствия налогоплательщика «Общедоступным критериям» в порядке, предусмотренном Концепцией, в том числе путем сравнения показателей налоговой нагрузки и рентабельности со среднеотраслевыми показателями, сопоставления среднемесячной заработной платы на одного работника с данными Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  • 3. Проводится сопоставление налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов по данным налоговой и бухгалтерской отчетности, в том числе:
    • - сумм доходов и расходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма № 2);
    • - выручки от реализации, отраженной в декларации по налогу на прибыль организаций, в Отчете и прибылях и убытках (форма №2) и декларации по НДС (для индивидуальных предпринимателей - дохода в декларациях по НДС и НДФЛ);
    • - остаточной стоимости основных средств, отраженной в бухгалтерском балансе (форма №1) и в декларации по налогу на имущество организаций;
    • - суммы удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и суммы перечисленного налога и т.д.
  • 4. Проверяется наличие у налогоплательщика объектов собственности (земельных участков, транспортных средств, недвижимого имущества) на предмет:
    • - превышения площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
    • - превышения количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
    • - полноты обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества;

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком имущественного налога.

5. Проводится анализ выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Он позволяет налоговым органам составить схему движения финансовых потоков организации, выявить ее основных контрагентов (поставщиков и покупателей), оценить характер финансово-хозяйственных операций на предмет соответствия осуществляемым видам деятельности, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования, а также выявить сделки и их контрагентов, по которым необходимо истребовать документы и информацию.

Второй этап предпроверочного анализа предполагает выявление «критических точек» (проблемных вопросов) налогового контроля. «Критические точки» налогового контроля («точки контроля») - это финансово-хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых велик риск совершения налогоплательщиком сделок, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. В качестве «критических» потенциально могут рассматриваться следующие операции по счетам и сделки налогоплательщика:

  • 1) расчеты по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • 2) сделки с организацией, имеющей признаки фирмы-однодневки;
  • 3) сделки с посредником между фирмой-однодневкой и налогоплательщиком;
  • 4) сделки с организацией, имеющей признаки «анонимных» структур (регистрация организаций по несуществующим адресам или адресам массовой регистрации; регистрация бизнеса или имущества на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие массовых учредителя или руководителя);
  • 5) сделки с организацией, участником (учредителем) которой выступает оффшорная компания, или сделки с самой оффшорной организацией;
  • 6) транзитный характер расчетов, например, если денежные средства, зачисленные на счет, в течении одного-двух дней перечисляются налогоплательщиком в сопоставимой сумме другому контрагенту; имеет место быстрое и частое проведение встречных расчетов (особенно с контрагентами, у которых счета открыты в том же банке); один покупатель и один поставщик налогоплательщика являются его единственными контрагентами;
  • 7) сделки между формально не связанными между собой контрагентами, по которым операции безналичной оплаты произведены через «Клиент-банк» с одних и тех же 1Р-адресов;
  • 8) разовые расчетные операции на крупные и округленные суммы (риск вывода или обналичивания средств);
  • 9) сделки с контрагентами, созданными незадолго до их совершения (особенно, если операции по сделке носили разовый характер);
  • 10) непрофильные сделки, когда операции приобретения или реализации товаров не соответствуют фактическому виду финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика (риск фиктивного характера сделки);
  • 11) сделки, экономическая целесообразность и обоснованность которых вызывает сомнения в силу их притворности, отсутствия реальной деловой цели (риск фиктивного характера деятельности или сделки);
  • 12) выдачи (погашения) займов, особенно на суммы, несопоставимо большие, по сравнению с суммой их погашения (выдачи), либо выдача беспроцентных займов (риск вывода или обналичивания средств);
  • 13) сделки с векселями;
  • 14) отсутствие сообразных с деловой целью затрат на приобретение сырья, материалов, комплектующих, запчастей, оборудования, МБП и прочих расходов на ведение основной деятельности;
  • 15) отсутствие платежей, необходимых для ведения нормальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (выплаты заработной платы, платежей по аренде, оплаты коммунальных услуг, услуг связи и т.д.).

На третьем этапе предпроверочного анализа налоговые органы определяют направления, методы и мероприятия налогового контроля в порядке проведения ВНП в соответствии с возможностями такого анализа с целью подтверждения выявленных «точек контроля» (предполагаемых налоговых правонарушений и сделок налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды). Неуплаченные или неправомерно уменьшенные по ним суммы налогов составят суммы их к доначислению, что и является результатом предпроверочного анализа. Тем самым, обеспечиваются точечность и эффективность мероприятий налогового контроля, то есть сопоставимость конкретных трудозатрат на их проведение с потенциальной суммой доначисленных налогов.

Важной задачей и результатом предпроверочного анализа является также достижение высокой степени изученности условий финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что позволяет аналитику четко ответить на следующие вопросы: может ли организация при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме; каким образом реализуется налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли; в чем заключается выгода учредителей от существования организации, если ее деятельность является убыточной или низкорентабельной

После определения необходимых мероприятий налогового контроля, налоговый орган запрашивает у третьих лиц документы и сведения по выявленным «точкам контроля» и предполагаемым налоговым правонарушениям для последующего проведения встречных налоговых проверок.

  • На последний аспект в свое время обращал внимание А.С. Кизимов (Указ. соч. С.31).42

Ефремова Татьяна Александровна , Преподаватель кафедры «Налоги и налого-обложение» Государственное образовательное учреж-дение высшего профессионального образо-вания «Мордовский государственный уни-верситет имени Н. П. Огарева», Россия

Translation will be available soon.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Берсенева Л.П. Совершенствование камерального контроля – фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2004. – №2.

2. Войнова Н.Н. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 2. – С.61-63.

3. Мороз В.В. Пути повышения эффективности выездной налоговой проверки // Финансы. – 2007. – № 8. – С.36-39.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.