Чудо святой Бернадетты. (Совершенно нетленные мощи)

Удивительно! Даже её ногти в чудесном состоянии! Она похожа на просто спящую девушку!

Случается множество необъяснимых явлений, которые наука не может объяснить, в том числе и нетленность святых.

Эта девушка умерла 135 лет назад. Сейчас она лежит в стеклянном гробу. Тень смерти не коснулась ее лица. Кажется, она спит крепким, спокойным сном и, как спящая царевна, ожидает своего принца, чтобы он разбудил ее нежным поцелуем.

Мария Бернарда (или Бернадетта) Субиру родилась 7 января 1844 года в деревушке под французским городом Лурдом в бедной семье. Ее отец был мельником, а мать — прачкой. Бернадетта была старшей из пятерых детей, выживших в детстве. Они жили в такой нужде, что девочка не сумела получить никакого образования, а в 12 лет была вынуждена наняться служанкой.

11 февраля 1858 года Бернадетта пошла с сестрой и подругой за хворостом. Вдруг она услышала легкий шум и увидела, что находящийся рядом грот озарен нежным, живым светом, а куст шиповника у входа колышется, как будто от ветра. В освещенном гроте девушке явилось «что-то белое, похожее на барышню» (спутницы ее ничего не заметили).

За последующие полгода «белая барышня» показывалась Бернадетте еще 17 раз. Во время 11 явлений она не говорила ничего, потом призвала к покаянию и молитве за грешников и велела построить на этом месте часовню.

После нескольких настойчивых просьб Бернадетты назвать свое имя «барышня», наконец, ответила: «Я — Непорочное Зачатие». Этот ответ привел в замешательство местного священника: неграмотная девочка, которой не давался даже катехизис, не могла знать о провозглашенном за четыре года до этого папой Пием IX догмате о Непорочном зачатии Девы Марии, и, стало быть, она ничего не выдумала.

«Барышня» велела Бернадетте выкопать в углу грота ямку, из которой потом пробился родник с целебной водой. В Лурд повалили толпы паломников, жаждущих исцеления.

В 1868 году Бернадетта поступила в монастырь в Невере, где ухаживала за больными и занималась рукоделием. Она считала, что нет никаких ее собственных заслуг в том, что к ней являлась Богородица: «Я не имела никакого права на эту милость. Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги… Если Пресвятая Дева избрала меня, то это потому, что я была самой невежественной. Если бы она нашла какую-нибудь еще более невежественную, чем я, она избрала бы ее».

Чудо святой Бернадетты

16 апреля 1879 года Мария Бернарда умерла от туберкулеза, прожив всего 35 лет. 19 апреля ее погребли в дубовом оцинкованном гробу.

А между тем молва о бедной девочке, к которой явилась Богоматерь, и о чудодейственной силе Лурдского источника распространилась по всей Франции, и встал вопрос о канонизации Марии Бернарды. Для этого было необходимо осуществить каноническое обследование тела усопшей.

22 сентября 1909 года была произведена эксгумация. Подробный официальный отчет об этом находится в архиве монастыря Сен-Жильдар. В нем говорится, что в 8:30 утра гроб был открыт в присутствии монсеньора Готье, епископа Не-верского, а также членов епархиального трибунала.

По снятии крышки гроба было найдено идеально сохранившееся тело Бернадетты. Ее лицо лучилось девичьей красой, очи были сомкнуты, словно она была погружена в спокойный сон, а уста приоткрыты. Голова слегка клонилась влево, руки были сложены на груди и обвиты сильно заржавевшими четками; ее кожа, из-под которой просвечивали прожилки, в идеальном состоянии прилегала к тканям; равно и ногти на руках и ногах находились в превосходном состоянии.

Подробный осмотр тела производили двое врачей. По снятии облачений все тело Бернадетты выглядело как живое, было эластичным и неповрежденным в каждой своей части. После исследования был составлен протокол с подписями врачей и свидетелей. Сестры-монахини обмыли и одели тело в новые облачения, а затем положили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, запечатан и вновь помещен в прежнюю гробницу.

Чудо святой Бернадетты

Бернадетта Субиру вступила в женский монастырь в Невере в 1866 г. и пребывала там до самой смерти 16 апреля 1879 г. В субботу 19 апреля (1879 г.) тело Бернадетты положили в оцинкованный и опечатанный дубовый гроб, который поместили в гробнице в монастырском саду. С того времени тело св. Бернадетты, вопреки всем законам природы, ни в малейшей мере не подвергается процессам разложения – ни внешнего, ни внутреннего, – и до сего дня сохраняет удивительную свежесть и красоту. Паломники, посещающие часовню монастыря Сен-Жильдар в Невере, видят нетронутое тлением тело св. Бернадетты, одетое в монашеское убранство. Бернадетта выглядит так, словно спит. Многие спрашивают: «Это и вправду она? Неужто ее тело на самом деле не подверглось тлению?». Попробуем ответить на эти вопросы.
Процесс сбора информации на епархиальном уровне завершился осенью 1909 г. В силу обязательных церковных правил, необходимо было осуществить так наз. каноническое обследование тела усопшей, которое состоялось 22 сентября 1909 г. Подробный официальный отчет о первой эксгумации находится в архиве монастыря Сен-Жильдар. Там значится, что в 8.30 утра гроб был открыт в присутствии монс. Готье, епископа Неверского, а также членов епархиального трибунала. По снятии крышки гроба было найдено идеально сохранившееся тело Бернадетты. Ее лицо лучилось девичьей красой, очи были сом¬кнуты, словно она была погружена в спокойный сон, а уста приоткрыты. Голова слегка клонилась влево, руки были сложены на груди и обвиты сильно заржавевшими четками; ее кожа, из-под которой просвечивали прожилки, в идеальном состоянии прилегала к тканям; равно и ногти на руках и ногах находились в превосходном состоянии.

Подробный осмотр тела производили двое врачей. По снятии облачений все тело Бернадетты выглядело, как живое, было эластичным и неповрежденным в каждой своей части. После исследования был составлен протокол с подписями врачей и свидетелей. Сёстры-монахини обмыли и одели тело в новые облачения, а затем положили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, запечатан и вновь помещен в прежнюю гробницу.
С научной точки зрения, факт полного сохранения тела Бернадетты после 30 лет пребывания в сырой гробнице – что должно было способствовать его быстрому разложению, тем более, что при жизни Бернадетта страдала от многих болезней, – является чрезвычайным и необъяснимым.
Второе обследование тела Бернадетты состоялось 3 апреля 1919 г. в присутствии епископа Неверского, комиссара полиции, представителей местного совета и членов епархиального трибунала. Обследование производилось с той же тщательностью, что и десятью годами ранее, с той только разницей, что каждый из двоих врачей, Талон и Конт (Comte), составляли свои рапорты каждый в отдельности и без взаимных консультаций. Оба их отчета полностью согласуются между собой, а также с предыдущим медицинским заключением, составленным за 10 лет до того врачами Давидом и Жорданом (Jordan).
В 1923 г. Папа Римский Пий XI вынес заключение о «героической степени добродетелей» Бернадетты Субиру, открывая тем самым путь к ее беатификации. Было необходимо осуществить третье и последнее обследование тела, которое было произведено 18 апреля 1925 г., т. е. через 46 лет и два дня после смерти Бернадетты. При этом присутствовали: епископ Невера, комиссар полиции, мэр города и врачебная комиссия. После принятия требуемой присяги, гроб перенесли в часовню св. Елены и открыли.

К изумлению всех присутствующих, тело Бернадетты сохранилось в идеальном состоянии! Приведем здесь фрагмент заключительного отчета, составленного главой врачебной комиссии, д-ром Контом: «…Тело Бернадетты было нетленным (неповрежденным), …совершенно не подверглось процессам гниения и разложения, вполне естественным после столь долгого нахождения в гробе, извлеченном из земли…». В дальнейшем доктор Конт опубликовал статью в научном журнале, где привел еще больше медицинских подробностей: «При обследовании тела меня удивили превосходно сохранившиеся скелет, все связки, кожа, а также эластичность и упругость мышечных тканей… Но более всего мое изумление вызвало состояние печени через 46 лет после смерти. Этот орган, столь хрупкий и нежный, должен был очень скоро подвергнуться разложению либо кальцинироваться и затвердеть. Между тем, извлекши ее с целью получения реликвий, я обнаружил, что она имеет эластичную, нормальную консистенцию. Я тут же показал ее своим ассистентам, сказав им, что этот факт выходит за пределы естественного порядка вещей».
На реликвии были взяты фрагменты печени, мышц, а также два ребра. Тело Бернадетты оставалось в часовне св. Елены до момента беатификации, совершенной Пием XI 14 июня 1925 г. 18 июля 1925 г. оно было помещено в прозрачный саркофаг, который установили в монастырской часовне, справа от главного алтаря. Канонизация блаженной Бернадетты состоялась в 1933 г. в Ватикане.

Если когда-нибудь ты будешь совершать паломничество в Лурд или Невер, помни, что в стеклянном саркофаге находится чудесным образом сохранившееся, незатронутое разложением тело св. Бернадетты Субиру. Это то самое лицо и те самые глаза, которые 18 раз видели явления Матери Божией в Лурде; те самые руки, которые во время явлений перебирали бусинки четок и которые разгребали влажную землю, прокладывая путь чудотворному источнику; те самые уста, которые передали недоверчивому кюре имя Девы Марии – «Непорочное Зачатие»; то самое чистое сердце, влюблённое в Любовь. Как сказано в Священном Писании: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5,8).
Непрестанно длящееся чудо сохранения тела св. Бернадетты в нетленном состоянии призывает нас к обращению, чтобы мы услышали и приняли радостную весть о том, что для Бога нет ничего невозможного, а каждому человеку необходимо принятие дара Его милосердной любви. Чудесным образом сохранившееся тело св. Бернадетты – это знак того, что наши тела воскреснут в День Суда, что смерть – это начало жизни в вечности. Мы должны помнить, что жизнь вечная дается нам даром Христом в Евхаристии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,54). Нам не следует закрывать свое сердце и отказываться от дара вечной жизни, нам не следует продолжать жить так, словно бы Бога не было, пренебрегая таинствами покаяния и Евхаристии, коснея в своих грехах. Библия предостерегает: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6,7-8) .

Если ты живешь во тьме неверия и греха, помни, что у тебя всегда есть возможность обращения. Если доверишься беспредельному милосердию Божьему, в твоей жизни совершится чудо прощения грехов. «Чтобы заслужить это чудо, – говорит Господь Иисус, – не нужно совершать ни длительного паломничества, ни каких-то внешних обрядов - достаточно с верой припасть к стопам Моего наместника и поведать ему о своем несчастье, и чудо Божия милосердия явится во всей полноте. Даже если душа, как разлагающийся труп, и в человеческом понимании воскресение невозможно, и все потеряно, для Бога это не так. Чудо Божия милосердия полностью воскрешает подобные души. Несчастны те, кто не используют этого чуда Божия милосердия. Напрасно вы будете взывать – будет уже слишком поздно» («Дневник» св. Фаустины, 1448).

Тело св. Бернадетты, вопреки всем законам природы, ни в малейшей мере не подвергается процессам разложения – ни внешнего, ни внутреннего, – и до сего дня сохраняет удивительную свежесть и красоту.

О. Мечислав Петровский SChr

Перевод польской версии журнала Milujce się: свящ.Анри Мартен
Материал с сайта

Бернадетта Субиру - популярная католическая святая, которая известна благодаря своим заявлениям о том, что она видела мать Иисуса Христа. Это заявление было признано католической церковью правдивым. После этого родной город Бернадетты, Лурд, стал местом массового паломничества христиан, он остается таким до сих пор.

Жизнеописание святой

Бернадетта Субиру родилась в небольшом французском городке Лурд, расположенном в департаменте Верхние Пиренеи. Населенный пункт, в котором сегодня проживает менее 15 тысяч человек, стоит на реке Гав-де-По. Героиня нашей статьи появилась на свет в 1844 году.

Интересно, что при рождении ей было дано имя Мария Бернарда. Бернадеттой Субирой ее стали называть намного позже. В семье воспитывали пять выживших детей, из которых она была самой старшей.

Отец девушки работал на мельнице, а мать трудилась прачкой. Семья жила на грани бедности, часто не хватало денег на самое необходимое. Из-за этого детей отправляли трудиться как можно раньше, поэтому Бернадетта Субиру не получила никакого образования. Она работала служанкой с 12 лет.

Явления Девы Марии

Впервые героиня нашей статьи увидела Деву Марию 11 февраля 1858 года. В это время в окрестностях своего родного города она собирала кости для старьевщицы и дрова для костра. В этот момент она заметила, что грот, расположенный рядом, озарен светом неизвестного происхождения. Куст шиповника колышется у самого входа, будто от ветра. Внутри грот оказался освещенным, а Бернадетта, по ее собственным словам, увидела нечто белое, что в первый момент напомнило ей барышню.

За несколько последующих месяцев до 16 июля Дева Мария являлась героине нашей статьи еще 17 раз. Бернадетта всегда видела ее в этом самом месте. Во время 11 появлений фигура не произносила ни слова, но потом стала призывать к покаянию грешников, а также велела построить часовню на этом самом месте.

Девочка неоднократно обращалась к ней с просьбой назвать свое имя, на что та, в конце концов, заявила: "Я - Непорочное Зачатие". Эти слова поставили в тупик священника, которому Бернадетта все рассказала. Он был убежден, что неграмотный подросток, который мало что знает о самих основах веры, не мог знать о Догмате, посвященном Непорочному зачатию матери Иисуса Христа. Этот факт стал одним из немногих, говоривших в пользу правдивости слов Бернадетты.

Доказательства правоты

Конечно, Бернадетте поначалу все отказывались верить. Тогда она, как ей и велел являвшийся образ, на глазах у многочисленных свидетелей начала пить мутную воду в углу грота и есть траву. Это был символ покаяния для всех грешников. Вскоре после этого в том самом углу пробился мощный родник с кристальной водой, который до сих пор считается целительным.

При этом первое время все свидетельства героини нашей статьи о явлении Девы Марии были восприняты с недоверием. Сложности возникали еще и потому, что никто, кроме самой девушки, не видел чудесный образ.

Священник и местные власти подвергали ее постоянным допросам, пугая тюрьмой, если все, что она говорит, окажется неправдой. Тебовали публично признать, что все это ложь. Местная газета также скептически отнеслась к словам Бернадетты. Журналисты считали, что девочка, которая рассказывает о чудесах, подвержена каталепсии и таким образом просто пытается взбудоражить местное население.

Окситанский язык

Сама Бернадетта утверждала, что образ, который ей являлся, говорил на окситанском языке. Это язык коренного населения самого юга Франции, а также нескольких сопредельных районов Италии и Испании. В настоящее время в повседневной жизни его используют приблизительно два миллиона человек.

Все это только усиливало подозрения окружающих, а также неприязнь и недоверие к ее словам. Дело в том, что окситанский язык, по сути, был всего лишь диалектом. Поэтому в глазах образованных людей был уделом низших слоев населения.

Изменение позиции церкви

Не сразу, но отношение к тому, что говорит Бернадетта, со временем начало меняться. Первые шаги к этому сделала сама церковь. В 1863 году героиню нашей статьи принял епископ Форкад. Он стал одной из ключевых фигур в признании лурдских явлений, а со временем принял монашеские обеты у самой Бернадетты.

В 60-70-е годы XIX века к святому источнику и гроту в нем начались паломничества, многие хотели побывать в этих местах.

После того как официальная церковь признала правоту девушки, к ней было приковано повышенное внимание. Ей это сильно не нравилось. Она неоднократно подчеркивала, что никаких ее собственных заслуг в том, что именно ей явилась Богородица, попросту нет.

Бернадетта неоднократно настаивала, что не имела права на данную милость. При этом сравнивала себя с камнем, который Пресвятая Дева подобрала на дороге. Более того, она считала, что выбрали ее именно из-за невежественности, а если бы нашли кого-нибудь еще более невежественного, то остановили бы выбор на нем.

В 1868 году героиня нашей статьи приняла постриг в монастыре на территории Неверы. Монашеские обеты у нее принимал тот самый епископ Форкад, у которого в Невере был собственный приход.

В монастыре девушка прожила всю оставшуюся жизнь, занимаясь рукоделием и ухаживая за больными. В 1879 году в возрасте 35 лет она умерла от туберкулеза.

После смерти

После смерти ее тело было трижды эксгумировано. В первый раз процедура была проведена в 1909 году. К удивлению многих, останки оказались нетронутыми. Это стало сильным фактом в пользу ее канонизации, которая уже давно обсуждалась.

В 1919 году тело было эксгумировано во второй раз, а уже в 1925-м мощи Бернадетты Субиру были перенесены в капеллу в Невере. Они находятся в специальном вместилище для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное религиозное значение. Мощи святой Бернадетты помещены в реликварий.

Причисление к лику святых

В 1925 году состоялась официальная церемония беатификации. Это обряд причисления умершего к лику блаженных в католической церкви. В конце 1933 года состоялась официальная канонизация. С тех пор стала святой Бернадетта Субиру.

После этого был установлен День ее памяти. Его отмечают 16 апреля, к тому же во Франции отдельно отмечается еще один посвященный ей день - 18 февраля.

Со временем место, где святая Бернадетта увидела Богородицу, превратилось в один из ключевых центров паломничества для католиков всего мира. Ежегодно в нем бывает около 5 миллионов человек. По данным католической церкви, за первые полвека после обнаружения этого святого места полностью излечиться смогли четыре тысячи человек. В результате в окрестностях грота был воздвигнут санктуарий. Это комплекс сооружений религиозного назначения, о котором мы расскажем подробнее дальше. Мощи нетленной Бернадетты Субиру являются популярным объектом паломничества.

Упоминания в культуре

Впервые в известном художественном произведении имя героини нашей статьи было упомянуто в 1942 году в романе австрийского писателя Франца Верфеля, который так и назывался "Песнь Бернадетты".

Уже через год по нему был снят одноименный фильм Генри Кинга в США. Главную роль в нем исполнила В ленте 1943 года во всех подробностях описывается чудо Бернадетты Субиру - встреча с Богородицей.

Заняться производством фильма американские кинематографисты решили после бешеной популярности произведения Верфеля. Права на его экранизацию были приобретены за 125 тысяч долларов. На главную роль в ленте претендовали около трехсот актрис. Среди них были такие звезды, как Энн Бакстер, Тереза Райт, Мэри Андерсон. Кинг склонялся к кандидатуре Дарнелл, но осенью 1942 года увидел пробы жены продюсера Дэвида Селзника. Режиссер был сильно заинтригован молодой дебютанткой, в результате решил рискнуть, утвердив ее на главную роль. Дарнелл тоже получила свою роль, представ в образе Девы Марии.

Съемки фильма

Съемки начались в 1943 году. На съемочной площадке организовали самые масштабные декорации со времен съемок драматического фильма ужасов Уоллеса Уорсли "Горбун из Нотр-Дама". Декорации строили около сотни рабочих, было воздвигнуто 26 зданий, одним из самых крупных стал собор города Лурда, высота которого была более 70 футов. Рядом обустроили 450-метровую декорацию грота.

Картина была представлена в 12 номинациях на премию "Оскар" и смогла завоевать четыре статуэтки. Дженнифер Джонс получила премию за лучшую роль, Артур Чарльз Миллер победил как лучший оператор черно-белого фильма, Альфред Ньюман был признан лучшим автором музыки, за выдающуюся работу художника-постановщика награда досталась Уильяму Дарлингу, Джеймсу Бавеси и Томасу Литтлу. Еще фильм выиграл три премии "Золотой глобус". Фото святой Бернадетты после выхода этой картины стало известно всем католическим паломникам, многие после этого пожелали лично побывать в святых местах.

Лурд - место паломничества католиков

После того как католическая церковь признала факт явления 14-летней Бернадетте Девы Марии, город Лурд стал известен далеко за пределами Франции. Считается, что чудо случилось в одной из пещер в окрестностях города.

После тщательных проверок всех фактов явление Девы Марии было официально признано, а Лурд в короткие сроки стал одним из самых посещаемых и популярных городов Европы. Сюда ежегодно приезжает по несколько миллионов паломников, около 70 тысяч человек ищут излечение от недугов. Уже в 1858 году было заявлено, что стало известно о семи тысячах случаях необъяснимого исцеления. На 2013 год только 69 были официально признаны чудесными исцелениями.

На месте, где мать Иисуса Христа в самый первый раз появилась перед Бернадеттой, было построено святилище, получившее название Нотр-Дам де Лурд. Санктуарий был возведен на общественных началах. К нему ведет мост под названием Сен-Мишель, он является своеобразным входом в культовое учреждение под открытым небом. Роль нефа в данном случае выполняет Эспланада процессий, то есть широкое открытое пространство перед самим гротом. На территории воздвигнута Подземная бастилия Святого Пия X, в которой одновременно могут находиться до 25 тысяч верующих. В нише алтаря установлена статуя Девы Марии, которая считается главной святыней этого места.

В основе санктуария лежат две базилики. Это неоготическая Верхняя базилика и неовизантийская Базилика розария. От них паломники имеют возможность спуститься к гроту Масабьель, где, как считается, и появлялась Дева Мария.

Вода из источника, обнаруженного в пещере Бернадеттой, в данное время доступна для всех желающих. Фото Бернадетты Субиру продаются повсюду.

Бернадетта, которую видение вместе привлекало и страшило, сделала единственное, что могло придать ей мужества: достала из кармана свои бедные четки и попыталась начать розарий. Но она не могла даже осенить себя крестным знамением, пока широким, торжественным, прекрасным движением не перекрестилась "барышня", которую она видела перед собой.

Воображение Бернадетты было настолько бедно, что она даже не знала, как объяснить случившееся. Она думала, что ее подруги видели то же самое, что она, но, заговорив об этом, поняла, что они не видели ничего. Она раскаялась, что начала разговор, но было уже поздно, и новость молниеносно распространилась. Между 11 февраля и 16 июля 1858 года Пресвятая Дева являлась восемнадцать раз: во время ее явлений Бернадетта часто приходила в состояние экстаза и не реагировала на происходящее вокруг, даже если огонь свечи обжигал ей руки. Все видели, что девочка говорит с представшим ей видением, что на ее лице появляется то выражение счастья и блаженная улыбка, то выражение глубокой грусти и чуть ли не слезы, по-видимому, в зависимости от того, что она слышит. В пещере, где являлась Дева Мария, открылся водный источник, который оказался целительным. В Лурд повалили толпы паломников. Сначала дева из грота не говорила своё имя, но в конце концов сказала: "Я - Непорочное Зачатие".


В 1868 году Бернадетта поступила в монастырь сестёр милосердия в Невере, где провела остаток дней, ухаживая за больными и занимаясь рукоделием. 16 апреля 1879 года в возрасте 35 лет она умерла от туберкулёза.
После смерти тело её осталось нетленным. 8 декабря 1933 года, через 54 года после смерти, Бернадетта Субиру была признана католической церковью святой.

Ежегодно в Лурд приезжает до пяти миллионов паломников. Источники католической церкви утверждают, что только за первые 50 лет паломничества получили полное излечение от самых различных болезней минимум 4000 человек.

В 1942 году известный австрийский писатель Франц Верфель написал роман «Песнь Бернадетты», посвящённый Бернадетте Субиру. Годом позже по книге был снят одноимённый фильм, главную роль в нём сыграла Дженнифер Джонс.

Постер фильма "Песнь Бернадетты" (The Song of Bernadette)


Нетленность - свойство человеческого тела не подвергаться после смерти естественному процессу разложения. Такие тела являются предметом почитания верующих, ведь в католической и православной христианской культуре нетление тела того или иного угодника божьего считается признаком святости. Причины нетленности некоторых тел ученым удалось объяснить. Однако считать эту тайну раскрытой окончательно нельзя.
Нетленность следует отличать от мумификации - естественного процесса высыхания трупа. Часто нетленное тело испускает так называемый запах святости - особый сладковатый аромат цветов, ладана или мирры.

Самым известным нетленным телом считаются останки святой Бернадетты Субиру, которой однажды явилась Дева Мария. Бернадетте было тогда 14 лет. Вскоре девушка ушла в монастырь. Ее тело лежит там по сей день. Бернадетта умерла в 35 лет и была похоронена в 1879 году. Перед тем как признать ее святой, Католическая церковь три раза вскрывала могилу. Свидетелями эксгумации были доктора, священники и другие уважаемые члены общества. И каждый раз все они убеждались: тело Бернадетты Субиру нетронуто разложением.
Не так давно католики и предоставили тело Бернадетты для исследования ученым. Оказалось, что святая покрыта... воском. Это было сделано после второй эксгумации, когда тело уже сильно высохло и почернело, однако не разложилось.


21 марта 1943 года в Париже был эксгумирован труп святой Катарины Лабур, умершей в 1876 году. Врач, присутствовавший при эксгумации, потом с удивлением рассказывал, что руки и ноги женщины были гибкими, как будто она умерла лишь вчера, кожа оставалась целой, а волосы поражали своим блеском. Глаза находились в орбитах, и их голубовато-серый цвет не потускнел. Анализ внутренних органов святой показал, что они пребывают в почти прижизненном состоянии.
Катарина Лабур (1806-1876) - дочь крестьянина, в двадцать четыре года ставшая монахиней конгрегации Сестер Милосердия св. Викентия де Поль. Ее послали в Париж, где у общины был дом на улице дю Бак. Приезд совпал с торжественным для монахинь событием: перенесением останков св. Викентия из собора Нотр-Дам в церковь лазаристов на улице де Севр. Как и положено настоящей святой, ей несколько раз являлась дева Мария. Сразу же после приезда вечером у сестры Катарины было видение, первое из тех, которые сделали ее имя знаменитым. Она сама выделяла три видения как главные, начиная с 18 июля 1830 года, когда ближе к полуночи она проснулась от света: «сияющий ребенок» провел ее в часовню, где два часа с ней говорила сама богородица.

Святой Шабраль Маклуф, чьи останки хранились в ливанском монастыре святого Маро Анная, - может быть, самый замечательный из всех них. Когда святой Шабраль умер, то сорок восемь дней по его захоронении в 1899 году у его гробницы случались разные чудеса, включая яркий свет вокруг гроба. К первой эксгумации в 1937 году святой был найден в совершенной сохранности плоти, несмотря на частые ливни, благодаря которым его мощи буквально плавали в грязи.
Тело перезахоронили и оставили в покое еще на двадцать три года - до 1950-го, когда пилигримы, прибывшие к усыпальнице, заметили странную жидкость, просочившуюся сквозь стенки гроба.
При втором вскрытии тело святого по-прежнему было неиспортившимся, гибким и вообще выглядело совершенно живым, хотя укрывающие его одежды оказались покрытыми кровью.
Еще одной странностью, так и непроясненной, была непонятная жидкость, клейкая и маслянистая, которую обильно источала плоть святого Шабраля. Эта субстанция продолжает течь до сих пор, и при каждой ежегодной эксгумации гроб оказывается полон ею на три дюйма. Некоторые полагают, что жидкость обладает лечебными свойствами.
Помимо многочисленных святых, чьи различные части тела хранятся в рекликвариях и считаются верующими доказательствами существования жизни после смерти и бытия бога (или еще нечто подобное), мы можем наблюдать и тела обычных людей, чья судьба была столь же драматичной. Например, спустя 165 лет после казни английского короля Карла I королевским хирургом сэром Генри Халфордом была эксгумирована его отрубленная голова.
"Цвет кожи лица был темный. Лоб и виски практически сохранили мышечное вещество; носовой хрящ не сохранился; но левый глаз на начальной стадии эксгумации был открыт и полон; борода, столь характерная для периода правления Карла, сохранилась полностью. [Голова] была весьма влажной и при прикосновении давала зеленовато-красный оттенок бумаге и полотну. Задняя часть скальпа... имела удивительно свежий вид. Волосы - толстые... на вид почти черного цвета..."
Сохранность головы объясняется тем, как и в каких условиях был похоронен король, но никак не святостью Карла.

Перед тем как человека причисляют к лику святых, Ватиканская группа, которая называется Конгрегация по вопросам святости, проводит эксгумацию тела, обследует и регистрирует степень его сохранности. Здесь берется за работу профессор Фулкери. Он изучал несколько нетленных тел. Среди них - дон Орионе.
Дон Луиджи Орионе жил с 1872 по 1940 гг. Он был проповедником, исповедником и миссионером. Уже в 21 год он основал интернат для брошенных детей. На протяжении своей жизни он объехал весь земной шар, даруя надежду и слово божье нищим. Он оставил свое наследие по всему миру и его последователи основали бесчисленное количество школ и приютов для несчастных и обездоленных.Он умер в 1940 г. Первую эксгумацию провели в 1965 г. Его тело отлично сохранилось. Спустя два с половиной десятилетия не было никаких признаков гниения, никакого запаха. Его волосы, ногти и кожа были сухими, но целыми. Как и в других случаях, его внутренние органы тоже были целыми. Сердце вынули и отправили в его любимую страну - Аргентину.






Похоронные условия могут сильно повлиять на процессы разложения. Вода и тепло ускоряют процесс гниения, а прохладные сухие вакуумные условия помогают сохранить тела и вызывают естественную мумификацию. Дон Орионе был похоронен в сухом прохладном месте в запечатанном гробу в подземном склепе. Эти условия замедляют разложение. Но состояние не всех вечных тел можно так легко объяснить.
Возможно, тело Беаты Маргариты выглядит не идеально, но ей очень много лет. Уже через год от тела остается один скелет. Она умерла в 1464 г. - более 540 лет назад. Беату похоронили вместе с другими телами, все они покоились в одинаковых условиях. Другие тела полностью разложились, а она осталась целой и невредимой.
В 2001 г., когда Беату Маргариту достали из стеклянного гроба, ничто уже не могло защитить ее от современных условий. Окружающая среда начала влиять на ее плоть. Чтобы спасти вечное тело от дальнейшего разложения и ликвидировать уже появившиеся следы разложения, профессор Фулкери и его коллега Назарено Габриэлли - бывший директор комиссии по научным исследованиям музея Ватикана - присоединились к научной комиссии. Их цель - сохранить древнее чудо, используя современную науку.

Забальзамированное тело будет показывать едва заметные признаки усыхания от одного до пяти месяцев после похорон даже без использования замораживания или кремов, способных скрыть запах. По словам Иисуса Пресиадо, который связан с похоронным делом уже тридцать лет, "в целом, менее выраженной патологией (на момент смерти) являются едва заметные признаки некроза". Такие тела прекрасно сохраняются в течение многих лет после погребения. Некоторые из них в особых условиях сохраняются сотни и даже тысячи лет.Тем не менее, все части тела или органы со временем исчезнут, а если они и сохранились, то это или результат бальзамирования, или же воздействия на тело особых условий среды: почва, богатая щелочью, отсутствие кислорода, бактерий, червей, тепла, света и т.п. Кроме того, есть и еще одно объяснение - это так называемый процесс омыления, когда человеческий жир способен превращаться в твердое вещество, препятствующее естественному процессу разложения.