Отчетность должна давать достоверное и. Бухгалтерская (финансовая) отчётность, её состав, порядок составления и предоставления

. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Все организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

  • Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств и нематериальных активов
  • Учет финансовых вложений.
  • Бухгалтерский и налоговый учет по хозяйственным операциям движения материально – производственных запасов
  • Виды, формы и системы оплаты труда. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты.
  • Учет расчетов по оплате труда
  • Бухгалтерский и налоговый учет готовой продукции
  • Учет кассовых операций
  • Учет операций по расчету счету и прочим счетам в банке.
  • Учет расчетов с покупателями и заказчиками
  • Учет Уставного капитала и расчетов с учредителями.
  • Учет и налогообложение экспортных операций
  • Учет и налогообложение операций по импорту
  • Бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации. Учет по налогу на прибыль организации
  • Учет собственных средств организации
  • Учет кредитов и займов
  • Учет расчетов с подотчетными лицами
  • Организация учета на забалансовых счетах
  • Принципы составления, состав и назначение бфо организации. Порядок представления бфо организации пользователям.
  • Принципы и порядок организации управленческого учета.
  • Формирование центров затрат и ответственности в организациях
  • Принципы мсфо. Состав и порядок составления финансовой отчетности в соответствии с принципами мсфо
  • Учет доходов и расходов будущих периодов
  • Анализ отклонений фактических показателей деятельности от их стандартных значений
  • Порядок проведения обязательного и инициативного аудита. Внутренний и внешний аудит.
  • Цель, основные принципы и содержание международных стандартов аудита.
  • Цели и основные принципы федеральных аудиторских стандартов. Внутрифирменные аудиторские стандарты.
  • Планирование аудита. Программа аудита
  • Согласование условий проведения аудита. Письмо-согласие аудиторской организации на проведение аудита. Порядок его составления. Сбор предварительной информации о деятельности аудируемого лица
  • Организация документирования аудита
  • Оценка аудитором системы внутреннего контроля
  • Порядок построения аудит выборки. Риск выборки. Оценка результатов выборки.
  • Аудиторский риск. Сущность и порядок определения.
  • Существенность в аудите. Порядок расчета уровня существенности
  • Использование аудитором работы эксперта
  • Оценка аудитором принципа непрерывности деят-ти аудируемого лица.
  • Аудиторское заключение. Виды, порядок составления и представления
  • Аудит учредительных документов и уставного капитала экономического субъекта
  • Аудит кассовых операций
  • Аудит движения денежных средств на расчетных счетах и прочих счетах в банках
  • Аудит операций по движению ос.
  • Аудит операций по приобретению и движению нематериальных активов
  • Аудит материально-производственных запасов
  • Аудит расчетов по оплате труда
  • Аудит операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг)
  • Аудит операций по расчетам c подотчетными лицами
  • Аудит готовой продукции.
  • Аудит дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Аудит финансового результата деятельности аудируемого лица
  • Аудит отгрузки и реализации продукции
  • Организация внутреннего и внешнего контроля качества аудита.
  • Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа
  • Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
  • Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа
  • Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминированных факторов.
  • Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования
  • Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
  • Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция
  • V реализацпрод.-отгруж. Прод.
  • Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции
  • Анализ качества произведённой продукции
  • Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
  • Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов.
  • Анализ использования производственных фондов предприятия.
  • Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
  • Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат
  • Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
  • Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов
  • Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета
  • Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли
  • Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции
  • Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
  • Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности
  • 81. Показатели рентабельности и методы их расчета
  • Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа
  • Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством
  • Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Анализ и оценка платежеспособности организации
  • Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели
  • 2.2. Комплексный подход к диагностике несостоятельного предприятия.
    1. Принципы составления, состав и назначение бфо организации. Порядок представления бфо организации пользователям.

    Нормативная база: ПБУ 4/99 «БО организации», Приказ Минфина№66н от 2.07.2010 в ред. Приказов Минфина от 05.10.2011 N 124н, от 17.08.2012 N 113н) «О формах БУ организации», ФЗ 402 «О БУ»

    ПБУ 4/99, БО - единая система данных об имущественном и финансовом положении орг-ции и о результатах ее хоз. деятельности, составляемая на основе данных регистров БУ по установленным формам;

    Эти данные необходимы внутренним пользователям БО (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия эк. обоснованных решений при осуществлении хоз. деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнит. власти и др.). Например, банки на основе показателей БО принимают решение, смогут ли они выдать кредит организации. С бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках знакомят инвесторов организации. БО предприятий используют органы гос. статистики, формируя показатели соц.-эк. положения России, необходимые для выполнения управленческих функций федеральных органов исполнит. власти и субъектов РФ, а также для проведения макроэкономических. исследований.

    Принципы: Достоверность. БО должна давать достоверное представление о фин.положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

    Полезность. Инф-я, представляемая в БО, должна быть полезна для ее пользователей и способна оказать влияние на их решение.Полнота. БО должна давать полное представление о фин. положении организации, финансовых, результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. (ПБУ 4/99).

    Существенность. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на эк. решения заинтересованных пользователей (66н).Нейтральность- исключение удовлетворения интересов одних групп пользователей БО перед другими. Последовательность. Соответствие принятым формам, содержанию и последовательности отчетных периодов отчетности.

    Образцы форм БУ утв. Приказом МинФина № 66н «О формах БО организации». Структура БО определена ст. 13 ФЗ «О БУ» 402, нормами ПБУ 4/99 «БО организации».

    Статья 13, ФЗ 402 Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

    1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

    2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

    3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

    4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

    5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

    6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

    7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

    8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

    11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

    12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

    В состав БО входят:

    в соответствии с частью 1 статьи 14 Фз N 402-ФЗ годовая бфо с 2012года состоит из: бухгалтерского баланса(ф1), отчета о финансовых результатах(ф2, бывший «Отчет о прибылях и убытках») и приложений к ним (ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала», форма № 4 «Отчет о движении ДС», форма № 5 «Приложение к бух. балансу» и форма № 6 «Отчет о целевом испол. ДС»).

    Из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка.

    Тот факт, что аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой БФО, если такое опубликование является обязательным

    иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (помимо отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств) именуются пояснениями. Эти приложения (пояснения) могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме.

    В отличие от Закона N 129-ФЗ новый Закон "О бухгалтерском учете" устанавливает обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только одному пользователю - органу государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода

    Однако это не означает, что требование представлять экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности другим пользователям не может содержаться в других законах.(В ПБУ 4\99 Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью; Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику))

    Обращаем внимание, что с 1 января 2013 г. организации также обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет

    Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

    Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

    Важным новшеством стало отсутствие в новом Законе требования о представлении уже утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности Закон N 402-ФЗ также не регулирует, отсылая к другим федеральным законам. Он лишь устанавливает, что содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности не может являться коммерческой тайной, а также обязывает публиковать аудиторское заключение одновременно с отчетностью в случае, если публикуемая отчетность подлежит обязательному аудиту.

    04.02.2016

    Вышеназванные нормативные документы определяют состав, порядок, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию:

    • достоверность и полнота;
    • нейтральность;
    • целостность;
    • последовательность;
    • существенность;
    • сопоставимость;
    • своевременность;
    • осмотрительность;
    • приоритет содержания над формой;
    • непротиворечивость;
    • рациональность.

    Характеристики требований

    Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. В бухгалтерском учете это требование выражается в сплошной и непрерывной регистрации всех фактов хозяйственной деятельности в хронологическом порядке.

    Важным условием для выполнения данного требования является решение самой организации о степени раскрытия отчетной информации. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, она имеет право включать в отчетность дополнительные показатели и пояснения.

    Требование нейтральности означает, что при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей при игнорировании интересов других. К тому же формирование информации в угоду одних, как правило, налоговых органов, приводит к ее искажению с точки зрения экономического реального состояния дел организации.

    Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

    Требование последовательности , закрепляемое учетной политикой организации, означает постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому. Изменения принятых способов допускаются в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности, что подлежит обязательному подтверждению обоснованности каждого такого изменения.

    Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. Для выполнения этого требования показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно.

    В приказе Минфина РФ № 67 н раскрывается принцип существенности
    Показатель считается существенным , если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.

    В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности данные по каждому конкретному показателю должны показываться как минимум за два года – за предыдущий и отчетный. При этом если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин, то данные предшествующего периода подлежат корректировке с последующим раскрытием в пояснительной записке с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

    Требование своевременности означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составляемой на его основе отчетности. Для исполнения требования своевременности утвержденный учетной политикой организации документооборот и порядок обработки учетной информации должны обеспечивать формирование в установленные законодательством сроки полной и достоверной отчетности.

    Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Установленный нормативными документами по бухгалтерскому учету порядок позволяет признавать и принимать к учету только отвечающие установленным правилам и документально подтвержденные доходы и активы. При формировании расходов возможно создание объявленных в учетной политике резервов под предстоящие расходы, например, резервы на устранение возможного брака, на ремонт основных средств, на проведение сезонных работ и в других аналогичных случаях.

    Требование приоритета содержания над формой подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, и только потом из правовой формы их оформления.

    Например, если организация приобрела по договору купли-продажи непригодное для эксплуатации здание, приняла его по акту приемки-передачи, зарегистрировала в установленном для объектов недвижимости порядке в государственном бюро регистрации и оплатила продавцу, данная сделка тем не менее должна быть завершена в учете на стадии капитальных вложений, поскольку принятый по акту объект не может быть введен в эксплуатацию, без соответствующей реконструкции для приведения его в состояние, пригодное для эксплуатации.

    Поэтому до завершения всех необходимых работ и ввода в эксплуатацию, затраты на приобретение этого здания будут являться фактически объектом незаконченных капитальных вложений, а потому должны отражаться в отчетности в составе незавершенного строительства.

    Требование непротиворечивости обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности. Например, в рамках финансового учета это означает, что информация первичных документов идентична соответствующим записям в регистрах бухгалтерского учета, данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета и правильно отражены в соответствующих формах финансовой отчетности. В соответствии с данным требованием аналогично должна быть обеспечена преемственность информации первичных документов, регистров учета и отчетности.

    Требование рациональности предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата, исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности. В тех случаях, когда информация бухгалтерского учета по конкретным объектам удовлетворяет потребности налогового учета в полном объеме, нет смысла вводить для этих целей дополнительные налоговые регистры, что не противоречит ст. 313 НК РФ.

    Бухгалтерская финансовая отчётность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета за отчетный период по установленным формам.

    Данные, содержащиеся в первичных документах принимаются или не принимаются к бухгалтерскому учету по письменному распоряжению руководителя организации. Объект бухгалтерского учета отражается или не отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации. Таким образом, руководитель экономического субъекта несет единоличную ответственность за достоверность предоставления финансовой информации. Бухгалтерская финансовая отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату. Отчетность по состоянию на эту же дату также раскрывает информацию о финансовом результате деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Бухгалтерская отчетность составляется каждым экономическим субъектом за отчетный год (если иное не предусматривается нормативными актами).

    В соответствии с ФЗ бухгалтерская финансовая отчётность подразделяется на 2 вида:

    1)годовую отчетность;

    2)промежуточную отчетность (составляется за период менее 1года).

    Промежуточная отчетность не имеет строго определенных сроков, поэтому в обязательном порядке составляется только годовая. Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации, независимо от места их нахождения. В отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны, т.е. информация, содержащаяся в отчетности является открытой и может быть представлена всем заинтересованным пользователям.

    Бухгалтерская отчетность считается составленной после ее подписания руководителем. Ряд организаций обязаны публиковать отчетность в СМИ (до 1 июля).

    Бухгалтерская финансовая отчётность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложении к ним. Если не установлены нормативными актами составы отчетности, то все организации составляют бухгалтерскую финансовую отчётность и предоставляют пользователям в следующем составе:

    1.Бухгалтерский баланс.
    2.Отчет о финансовых результатах.
    3.Отчет об изменениях капитала. Отчет об изменениях капитала - в разрезе 3х отчетных периодов раскрывает изменение каждого элемента собственного капитала организации и причины этих изменений.
    4.Отчет о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств- раскрывает остатки наличных и безналичных денег (в совокупности) на начало и конец отчетного периода, а также положительные и отрицательные денежные потоки в разрезе 3х видов деятельности (текущая деятельность, финансовая деятельность, инвестиционная деятельность).
    5.Отчет о целевом использовании средств (составляют только те организации, которые получали целевое финансирование или государственную помощь в течение отчетного периода).
    6.Пояснительная записка (при отсутствии существенных изменений в деятельности организации пояснительная записка может не составляться). Пояснительная записка - в произвольной форме содержит текстовое, табличное или числовое описание наиболее существенных изменений в деятельности организации, что позволяет правильно интерпретировать информацию, содержащуюся в отчетности.
    7.Аудиторское заключение (составляют аудиторские организации и в нем выражают свое профессиональное мнение о достоверности информации, содержащейся в БФО экономического субъекта.


    В общем виде содержание всех форм отчетности можно представить в виде 5 элементов:

    ·
    активы-средства или ресурсы организации, являющиеся результатом прошлых событий и будущих экономических выгод, контролируемые предприятием;

    · обязательства-долги организации, являющиеся результатами прошлых событий, погашение которых приведет к оттоку ресурсов;

    · собственный капитал (СК=Активы-Обязательства);

    · доходы;

    · расходы.

    Все формы отчетности раскрывают соответствующие показатели по состоянию на отчетную дату за 3 отчетных периода.

    Бухгалтерский баланс - основная форма отчетности в РФ, раскрывающая имущественное и финансовое положение в организации. Все показатели объединены в 5 разделов:

    I. Активы:
    1.внеоборотные активы;
    2.оборотные активы.

    II. Пассивы:
    3.капитал и резервы;
    4.долгосрочные обязательства;
    5.краткосрочные обязательства.

    Отчетной датой предоставления бухгалтерской отчётности является 31 декабря, по промежуточной отчетности - дата, предусмотренная ФЗ или иными нормативными документами. Отчетным периодом является период с 1 января по 31 декабря включительно, а для вновь созданных организаций:

    1) с даты государственной регистрации по 31 декабря этого года, если организация создана до 31го сентября;

    2) с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года, если организация создана после 30го сентября.

    Перед составлением отчетности проводится подготовительная работа, которая включает:

    · 1.Проведение инвентаризации и отражение ее результатов на счетах;

    · 2.Закрытие счетов:

    · 2.1счета вспомогательных производств(сч23);

    · 2.2. Собирательно-распределительные счета (СЧ25,26,97);

    · 2.3.счета обслуживающих производств (сч29);

    · 2.4. финансово-результативные счета (сч90,91,99).

    5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

    6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

    Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

    Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

    7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

    Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

    8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

    9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

    Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

    10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

    Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

    11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

    Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

    13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.