Физкультурные уголки в доу по фгос. Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками

Как правило, современные родители настолько заняты, что не имеют ничего против того, чтобы ребенок долгое время проводил перед телевизором или компьютером. Это, действительно, очень удобно – малыш занят делом, не капризничает, не шалит, не отвлекает маму и папу от домашних дел или отдыха. Но вследствие этого современные дети стали менее подвижны и более привычны к сидячему образу жизни. Недостаток двигательной активности приводит к атрофии мышц, к нарушениям координации движений, осанки и обмена веществ. Вот почему особенно важным аспектом гармоничного развития ребенка в детском саду является физическое воспитание детей .

Полноценные занятия физкультурой в ДДУ проводятся регулярно, 2-3 раза в неделю, наряду с утренней зарядкой, но этого мало. Воспитатели должны ежедневно побуждать детей к движению, организуя подвижные игры на прогулке, на площадке и в группе. Спортинвентарь для организации подвижной деятельности детей обычно находится в спортивном уголке.


Спортивный уголок в детском саду представляет собой часть игрового пространства и оформляется в зависимости от возрастных особенностей детей. Например, в уголке для младших дошкольников должны находиться мячи разных размеров, игрушки-каталки, кубики, специальная горка для ходьбы, прыгалки. В этом возрасте детки еще не могут организовать коллективную деятельность, поэтому спортивного инвентаря должно хватать для всех детей. Средние и старшие дошкольные группы уже могут самостоятельно объединяться для игры, поэтому инвентарь в спортивном уголке нужен для коллективных игр. Это могут быть такие развивающие игры как «Городки», кольцебросы, детский теннис, кегли и другие. Но никто также не отменяется все те же мячи, прыгалки. Отлично, если найдется место для шведской стенки и колец с канатом. Стенды в спортивном уголке можно оформить картинками с иллюстрациями правил командных игр или сезонных видов спорта.

К сожалению, приобрести новое спортивное оборудование и инвентарь может позволить себе далеко не каждый детский сад. Найти выход из этой ситуации можно, оформив спортивный уголок своими руками.

«Тихий» тренажер

Для изготовления этого тренажера понадобится краска, трафареты с изображением стоп и ладошек. На участке стены примерно 50х100 см водоэмульсионной краской с помощью трафаретов рисуют отпечатки стоп и ладоней, поднимающиеся вверх. Этот тренажер используется для развития пространственного воображения, координации движений, тренировки мышц рук и ног.

Ортопедические коврики

В любой возрастной группе в спортивном уголке должны быть предусмотрены коврики для тренировки стоп. Сделать такую дорожку совсем несложно. В качестве основы нужно взять тонкое тряпичное одеяло или коврик. К основе в нескольких местах пришиваем карманы, заполняем их горохом, гречкой и песком. Находим ненужные вещи (пуговицы разной величины, катушки от ниток, бигуди, палочки, бусинки и т.п.), раскладываем все предметы примерно там, где их нужно прикрепить и пришиваем к основе.

Мешочки для метания

Этот инвентарь используется для развития мелкой моторики, координации движений и силы рук. Из крепсатина шьют небольшие мешочки размером 10х10, заполняют их горохом, песком и солью и зашивают. Из фанеры вырезают мишень, раскрашивают ее и вешают на стену.

Дыхательный тренажер

Этот тренажер представляет собой бумажные картинки с изображениями животных, подвешенные на нитках к потолку. Основная функция этого тренажера заключается в повышении интереса детей к дыхательным упражнениям.

Другие особенности спортивного уголка

Важно также не забывать о безопасности в спортивном уголке. Если там стоит шведская стенка, то под ней обязательно должны быть постелены маты. Если устанавливать там дартс, то только такой, в котором используются дротики на липучках или с другим безопасным принципом игры.

Организовать спортивный уголок также можно на уличной веранде, если в помещении катастрофически не хватает места. Иногда в садике организуется коллективный спортивный уголок, к примеру, в актовом зале, если в группах для него места не нашлось.

Мякишева Любовь Владимировна – педагог высшей категории

Цветкова Анастасия Андреевна -воспитатель

МАДОУ ЦРР - детский сад № 177 города Тюмени

«Детям совершенно так же, как и взрослым

Хочется быть здоровыми и сильными,

Только дети не знают, что для этого надо делать»

Януш Корчак

Целью нашего ДОУ является создание благоприятных условий для формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств.

Мы способствуем развитию инициативы, самостоятельности в ежедневной двигательной активности детей. Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения ребенка. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей, от которых зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

В соответствии с ФГОС выпускник ДОУ должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, физическую подготовку.

Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем. В нашей группе оборудована физкультурная. В нашем физкультурном уголке большое разнообразие спортивного инвентаря: дорожки здоровья, пятнашки, домино, шашки, кольцеброс, «кочки», гольф, кегли, гимнастические палки, мячи и многое другое.

Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей.

Дети с удовольствием используют спортивный инвентарь в повседневной жизни детского сада.

Ребята любят участвовать в различных эстафетах, к примеру, с использованием кольцеброса. У детей развивается спортивный интерес, развитие точности, ловкости движения, ориентация в пространстве.

Так же детям нравятся эстафеты с подлезанием и с перепрыгиванием через преграды.

Для этого мы используем гимнастические палки и конусы. Развиваются такие физические качества как гибкость, выносливость, сообразительность, скорость и четкость движения. У детей повышается интерес к игре, поднимается настроение, чувствуют себя одним целым с коллективом.

Физкультурный инвентарь «кочки» тоже можно использовать в эстафетах, при беге с препятствием, взяв, в руки мяч и передавать его друг другу.

Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений дети любят подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Например, такие как «ловишки», где используют разноцветные ленты. Дети играют в коллективе, ориентируются в создавшейся ситуации, развиваются такие качества как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстроту реакции.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры "Я знаю 5 имен...".

Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.

Игра «гольф» не может обойтись без клюшки и мяча. С помощью этой игры у детей развивается глазомер, меткость движения.

Пятнашки – игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет.

Шашки развивают логическое мышление.

Домино учит детей умению играть вместе, подчиняться правилам игры.

Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка.

Дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Например, с использованием мешочков для равновесия и координации движения.

Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Физическое развитие - очень важный этап в становлении личности ребенка. А большую часть времени дошкольники проводят в детском садике, поэтому идеальным вариантом является оформление спортивного уголка, где размещаются тренажеры и другой инвентарь, которым дети смогут пользоваться на занятиях.

Особенности спортивных уголков для детей разных возрастов

Если детский спортивный уголок устраивается в группе младшего возраста, то он обязательно становится частью той зоны, где дети играют. Обычно для его оснащения предусматривают горки и разнообразные мячи.

Детям из группы среднего возраста будет интересно узнать о многообразии видов спорта, поэтому на стенах спортивного помещения не лишним будет размещение такой информации с максимальным количеством картинок и фото. Помимо горок и мячей, в инвентарь нужно добавить дартс, мини-боулинг и другие предметы для удачного проведения спортивной игры.

Старшая и подготовительная группы уже могут начинать занятия фитнесом, для чего будут необходимы свободное пространство для уголка в группе детского сада и коврики. Плакаты на стенах дополняются информацией с правилами участия в различных играх.

Для каждой из возрастных групп обязательно оборудуются определенного рода дорожки, которые предназначаются для максимального развития стоп детей. Для целей привлечения детей к спорту, можно дать уголку определенное интересное название.

Разновидности спортинвентаря

Чаще всего для оборудования площади для проведения физкультурных занятий с детьми используются мячи разных размеров и конфигураций, шведские стенки, кольца для игры в баскетбол, обручи, скакалки, гимнастические коврики, и другие варианты спортивных предметов.

Не стоит забывать и о музыке, чтобы детям было интересно заниматься. Для этого подойдет как обычный магнитофон, так и специальная музыкальная система. Помимо названного, спортивный уголок в детском саду всегда снабжается тем оборудованием, которое создается самостоятельно трудом воспитателей или родителей:


Данный список ограничивается только фантазией воспитателей и родителей, поэтому необходимо постоянно совершенствовать детский спортивный уголок и создавать новые интересные варианты аксессуаров для него.

Требования к спортивным уголкам

Во время выполнения спортивного уголка в детском саду, необходимо соблюдать некоторые требования, которые предъявляются к таким объектам.

В первую очередь, спортивный уголок должен быть насыщенным и содержать в себе много разнообразных предметов для увлечения и физического развития детей, подходящих им по возрасту.

Важно! Все предметы должны помещаться на небольшом участке спортивного уголка и при этом не ограничивать движения занимающихся детей.

Детский спортивный уголок в группе детского сада не может быть размещен около окон или в тех местах, где, благодаря активным действиям детей, может создаться опасная для их здоровья и жизни ситуация. Также площадь спортивного уголка обязательно должна отвечать гигиеническим требованиям, постоянно убираться и отличаться чистотой.

Спортивный уголок обязательно должен по оформлению перекликаться с интерьером основного помещения, так как это необходимо для визуального восприятия детьми. Некоторые даже в любимые игры могут отказаться играть, если обстановка им не понравится. Для лучшего понимания можно посмотреть презентации тех воспитателей, которые ранее создавали спортивные уголки в своих группах.

Важно! Главным критерием при создании любого объекта для детей - экологичность.

Задачи и ошибки при оформлении спортивного уголка

При создании спортивного уголка воспитатели в первую очередь преследуют цель создания оздоровительной среды для детей через двигательную активность. Если размещение инвентаря выполнено с нарушением, то физкультурой смогут заниматься лишь некоторые дети в группе, что ведет за собой нерациональное использование времени.

Обязательно со стороны воспитателя необходимо донесение информации до детей об особенностях подвижных игр и их правилах в виде картинок, чтобы воспитанники, особенно если они относятся к младшей группе, были вовлечены в игру и могли понимать, что делают.

Также перед воспитателями стоит задача развития в детях ловкости, быстроты реакции и хорошей координации. При этом обязательно нужно обращать внимание на трудности каждого ребенка и помогать ему в их преодолении. Лучше всего заниматься физкультурой в игровой форме с проведением различных конкурсов.

Иногда можно заметить, что часть детей не занимаются в спортивном уголке, а стараются обходить его стороной. Причин этому есть несколько:

  • Однообразность используемых тренажеров и инвентаря. В таком случае спортивный уголок будет интересен детям только несколько дней.
  • Несоответствие оборудования возрастной группе детей. Именно поэтому многим может не подходить тот или иной тренажер или инвентарь.
  • Наличие запретов от воспитателей на посещение уголка в определенное время. Это чисто психологическое воздействие, которое способно нарушить самостоятельность и тягу к занятиям физической культурой у детей.

Очень часто проблемой в оформлении спортивного уголка в саду становится малое количество денежных средств на приобретение необходимого оборудования. В данном случае можно посоветовать выполнять большинство предметов своими руками из подручных материалов. В этом процессе можно задействовать и детей и их родителей.

При создании спортивного уголка отдельное внимание уделяется его освещению, так как только в правильно освещенном пространстве дети смогут качественно получать физическое развитие и захотят играть в большей степени.

Конкурсы на спортивный уголок

Многие детские сады проводят смотры-конкурсы, по итогам которых выявляют лучший спортивный уголок. Такие мероприятия побуждают воспитателей создавать спортивное пространство, а родителей привлекают к большему физическому развитию их детей.

Спортивные уголки с введением таких конкурсов преображаются, что не может не сказываться положительно на активности детей. Проверяются они по тем критериям, которые были представлены ранее. Это безопасность, оригинальность, гигиеничность и прочие нормы.

Самым важным критерием при смотре становится количество времени, в течение которого дети готовы играть в спортивном уголке. Это как нельзя лучше оценивает качество созданного. При этом очень важно обращать внимание на то, знают ли дети информацию, представленную на стендах. Благодаря подготовленной заранее презентации воспитатели вместе с детьми представляют свой уголок на конкурсе.

Оборудование для спортивного уголка

Как уже говорилось, часто воспитатели сталкиваются с проблемой отсутствия достаточного финансирования для организации спортивного уголка. В этом случае большая часть принадлежностей выполняется своими руками. Мы расскажем, какие варианты инвентаря можно создать самостоятельно при минимальных вложениях:


Заключение

Спортивный уголок в детском саду - это обязательный элемент для физического развития детей всех возрастных групп. Многое в таком уголке выполняется именно руками воспитателя. Данная статья призвана помочь и показать несколько идей для оформления такого пространства, предназначенного для физкультурных занятий. Также из представленной информации можно почерпнуть много полезного относительно требований и особенностей создания спортивного уголка, которое поможет при прохождении смотра-конкурса.

В настоящее время большое внимание уделяется физкультурному воспитанию подрастающего поколения. Для этого необходимо не только заниматься физкультурой на физкультурных занятиях, но и в повседневной жизни в группе поддерживать интерес к спорту. А это возможно только при наличии спортивного уголка в группе.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие - это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.

Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы.

Известно, что игровая деятельность - главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей художественного творчества и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу непосредственно в процессе обучения, благоприятствует появлению общего интереса к предмету. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться.

Поэтому очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах деятельности. Целенаправленно подобранные подвижные игры, подвижные игры дидактической направленности, игры - эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т.д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал. Необходимо также правильно организовать физкультурный уголок для самостоятельной деятельности детей, который находится в каждой группе детского сада.

Какие требования предъявляются к физкультурному уголку и оборудованию в нем?

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью для детских садов и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка . В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты.

При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому оборудование должно быть подобрано в соответствии с возрастными группами.

Как вести работу в физкультурном уголке?

1. Перед тем, как внести пособия, необходимо четко представить, с какой целью это делается. Цель должна быть отражена в плане.

2. Цели могут быть следующие: познакомить, обыграть, повторить, закрепить с усложнением.

3. После усвоения детьми правил пользования пособиями, можно решать задачи по воспитанию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости.

4. В физкультурном уголке воспитатель ежедневно проводит индивидуальную работу по профилактики плоскостопия, формированию правильной осанки, укрепление мышц.

5. Необходимо иметь комплексы упражнений (карточки), карточки по подвижным играм, карточки основных движений в каждой возрастной группе, иллюстрации или альбомы о различных видах сорта.

6. Дети должны знать и уметь рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется, для чего нужна страховка.

В чем заключается функция воспитателя?

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников, а так же при необходимости ознакомить с каким- либо новым оборудованием или напомнить правила игры.

ЛИТЕРАТУРА:

Викулов А.Д, Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей» - Ярослав: 1996 г.

Лагутин А.Б., Матвеев А.П. «Помогите ребенку стать сильным и ловким» - Москва: 1994 г.

Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем», (Развитие общей моторики). - СПб.: «Паритет», 2005.

Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада» - М.: 2005 г.

Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях» - М.: 2001 г.

Костоусова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №33 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Свердловская область, город Реж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Физкультурный уголок в средней группе
Дата публикации: 23.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33 «Золотой петушок»» Методическая разработка по теме: «Физкультурный уголок в средней группе»
Воспитатель:
Костоусова С.А. Пояснительная записка
Проектирование предметно-развивающей среды для организации самостоятельной двигательной деятельности и индивидуальной работы в группе с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников является частью методической работы воспитателя ДОУ.
Цель проекта:
создание оптимальных условий для организации двигательной активности воспитанников ДОУ в условиях группового помещения с использованием стандартного и нестандартного оборудования и различных пособий спортивного уголка.
Задачи:
 разработать содержание оборудования физкультурно-спортивного уголка в группе;  привлечь к созданию нестандартного оборудования детей и их родителей;  разработать план работы воспитателя по организации двигательной активности с использованием предметов и оборудования спортивного уголка.
Принципы реализации проектирования среды:
 Эмоциональная комфортность ребенка;  Доступность, системность, преемственность проведения оздоровительных мероприятий в режиме дня;  Дифференциация и индивидуализация дозирования физической нагрузки с учетом физического развития, уровня подготовленности и состояния здоровья ребенка;  Постоянное повышение требований качеству выполнения движений.
Физкультурный уголок в группе

Задачи:

1. Обогатить общие представления о здоровье, как ценности. 2. Помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни. 3. Создать условия в группе для активной самостоятельной деятельности детей по развитию представлений о ЗОЖ. 4.Поддерживать достижения детей, чувство гордости за результаты собственного и общего труда. 5. Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у детей представлений о ЗОЖ.
Требования к физкультурному уголку
1. Уголок оформляется с учётом программы ДОУ, начиная со средней группы; 2. Физкультурный уголок располагается в групповой комнате в свободном и доступном месте для ребёнка; 3. Физкультурный уголок должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а оборудование в нём – принципу целесообразности; 4. Периодически менять невостребованное оборудование, можно добавлять оборудование для сюжетно-ролевых игр; 5. Обязательно наличие символик физкультуры и спорта; 4. В физкультурном уголке должны учитываться:  задачи, решающиеся в ДОУ;  учёт возрастных условий;  здоровье детей;  интересы детей;  физические особенности детей. Спортивные снаряды физкультурного уголка  Скакалка  Кегли
 Флажки  Массажные мешочки  Массажный коврик  Массажные рукавички  Массажная дорожка  Массажные следочки  Теннисные ракетки с шариками  Эспандер грудной  Гантели  Гимнастические ленты  Кольца  Формочка-сердце с прищепками  Игра «Проворные мотальщики» («Верёвки-моталки»)  Игра «Бильбоке»
Скакалка
Скакалка – спортивный снаряд для физических упражнений, представляющий собой синтетический или кожаный шнур, иногда с ручками на концах.
Как правильно подобрать скакалку

Чтобы правильно подобрать скакалку для своего роста, нужно встать на ее середину, взять ручки скакалки в ладони и потянуть вверх, они должны оказаться где-то под мышками. Слишком длинная скакалка и слишком короткая будут неудобны.
Польза от прыжков на скакалке
Прыжки на скакалке прорабатывают множество мышц, которые обычно не нагружены. Они укрепляют сердце и сосуды, развивают стойкость и выносливость, отлично разогревают, помогают «поставить дыхание», тренируют мышцы рук, ног, спины и пресса.
Основные правила, чтобы прыжки на скакалке принесли пользу
1. Босиком прыгать не нужно, так как травмируются стопы. Заниматься лучше в кроссовках. 2. Не стоит скакать на очень твердой (например, бетон) и слишком мягкой или неровной (ковёр, трава) поверхности. 3. Прыжки со скакалкой надо делать на двух ногах. Старайтесь не приземляться на пятку и на всю стопу. Приземляться лучше на переднюю часть стопы, пятка должна быть над полом. 4. Правильные прыжки – мягкие и легкие, не надо приземляться на пол с грохотом. 5. Ноги должны быть слегка согнутыми в коленях, разгибать их и держать напряженными не надо. Стремитесь к быстрым и высоким прыжкам без остановки.
Подвижные игры со скакалкой:
 «Лошадки». Дети делятся на две группы: одни – «лошадки», другие – «конюхи». Каждый «конюх» имеет «вожжи» - скакалку. По сигналу воспитателя «конюхи» ловят «лошадок» и «запрягают» их (надевают «вожжи»). По указанию воспитателя дети могут ехать (бежать в паре) тихо, рысью или вскачь. Через некоторое время «лошадей» распрягают и выпускают на луг, «конюхи» садятся отдыхать. Через 2-3 повторения
игры дети меняются ролями. В игре дети чередуют движения: бегают, подпрыгивают, ходят шагом и т.д. Можно предложить разные сюжеты поездок: на скачки, за сеном, в лес за дровами. Если «конюх» долго не может «поймать» какую-либо из «лошадей», другие «конюхи» помогают ему.
Кегли
Кегли – пластмассовые или деревянные столбики, которые могут использоваться для игры с шарами (боулинг), кольцами (накидывание колец на кегли) или в эстафете.
Примеры игр и эстафет с кеглями

1. Команды встают в две колонны за линией старта. Перед каждой ставятся 5-7 кеглей на расстоянии 1-2 метров друг от друга. В самом конце устанавливается стойка, которую нужно будет обегать. По команде «Старт!» первые игроки из каждой команды бегут вперед и кладут каждую кеглю горизонтально, затем обегают стойку и возвращаются к своей команде. Следующий участник бежит вперед и ставит все кегли вертикально, обегает стойку и передает эстафету следующему игроку. Следующий бежит и кладет кегли горизонтально и так далее. Команда, игроки которой первыми закончит эстафету, выигрывает. 2. Кегли ставятся в круг (кеглей на одну меньше, чем игроков), включается музыка. Игроки ходят вокруг кеглей, пританцовывая. Как только заканчивается музыка, участники должны как можно быстрее схватить по одной кегле. Игрок, оставшийся с пустыми руками, выбывает, забирая с собой одну кеглю. 3. По сигналу первый участник бежит до обруча, ставит кеглю в обруч, возвращается на место, передавая эстафету касанием руки, второй бежит, забирает кеглю и возвращается на место. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и допустившая меньше ошибок.
Флажки
Флажок – материя особого цвета, имеющая определённую форму (чаще всего прямоугольную) и насаженная на древко. Может использоваться в эстафете и развивающих играх.
Примеры игр и эстафет с флажками:

1. Подвижная игра «Найди свой цвет». В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи, в них ставит по одному флажку (все флажки разного цвета). Одна группа детей становится вокруг флажка красного цвета, другая – жёлтого и т.д. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой цвет!» - дети бегут к своим местам, стараясь найти флажок своего цвета. Игра повторяется несколько раз. 2. Эстафета «Змейка». Участники команды образуют «змейку» (встают друг за другом, взявшись за плечи или за пояс) и в таком положении обегают флажки. Побеждает команда, первой добравшаяся до финиша и сбившая меньше всего флажков. 3. Эстафета «Такси». Один из участников команды становится водителем такси (ему выдаётся обруч-«машина»). Он должен переправить всех участников команды (по одному) за линию финиша. На пути «таксист» и «пассажир» должны «объезжать» флажки – «препятствия». Выигрывает команда, чей «таксист» оказался самым быстрым и искусным (сбил меньше всего флажков).
Массажные коврики, рукавички, мешочки, следочки,

дорожка
Массажные коврики, рукавички и следочки представляют собой ткань с нашитыми на ней разноцветными пуговицами и плиточными уголками; дорожка же представляет собой тряпичную «тропинку» с прикреплёнными к
ней деревянными стержнями. Используются для массажа, физкультурных и разогревающих упражнений, профилактики плоскостопия, активизации работы всех внутренних органов, развития мышц и суставов ступни и голени. Также развивает координацию.
Примеры игр и упражнений на массажном коврике, а также с

рукавичками и следочками:
1. Массаж спины (ложимся на коврик) – эффективно проводить утром или после тихого часа; 2. Растираем рукавичками руки (разогревает мышцы рук); 3. Ортопедический массаж (на дорожке, коврике или следочках); 4. Игра «Угадай цвет» (можно также «Пуговиц какого цвета больше»); 5. Игра «Пройди болото». Детям раздаются следочки, с помощью которых они должны «пересечь болото» - пройти от одного края площадки до другого, ступая только по следочкам. Массажные мешочки – тканевые мешочки, заполненные морскими камушками. Полезны при профилактике нарушения осанки, также развивают координацию движений, ловкость.
Примеры игр и упражнений с массажными мешочками:
1. Массаж пальцев рук и ладошек; 2. Упражнения для формирования правильной осанки; 3. Игра «Подбрось и поймай»; 4. Можно использовать как отягощение для выполнения упражнений на укрепление мышц туловища: a. поднимание ног лёжа на спине с мешочком, зажатым между ступней; b. то же, но лёжа на животе; c. поднимание туловища, держа мешочек за головой и т.п. 5. Эстафета «Не урони мешочек». Детям нужно преодолеть дистанцию до поворотной стойки и обратно с мешочком на голове, не поддерживая его руками.

Теннисные ракетки и шарики
Теннисная ракетка – крышка от майонезного ведёрка (на одной стороне – цветной картон, другая остаётся белой) с прикреплённой к ней деревянной ручкой. Игра с ракеткой и теннисным мячиком развивает ловкость движений и координацию.
Примеры использования теннисной ракетки и мячика:
1. Подбрасывание мяча ракеткой стоя, сидя, в выпаде, на коленях и т.д.; 2. Игра «Забей мяч в круг».На площадке чертится мишень, в ней 3 круга радиусами 1,5м, 1м и 50 см. Дети становятся за кругом и поочередно направляют мяч ракеткой в мишень. Попадание в самый маленький круг оценивается в 5 очков, в средний – в 3 очка, в большой – в 1 очко. Побеждает игрок, набравший больше всех очков. 3. Эстафета «Самый ловкий». Игрок каждой команды должен пронести теннисный мячик на ракетке до финишной черты и обратно, стараясь не уронить его. Побеждает команда, закончившая испытание быстрее соперников. 4. Игра в настольный теннис (пинг-понг).

Эспандер грудной
Эспандер – спортивный снаряд, упражнения с которым основаны на упругой деформации. Упругий элемент или их группа, обеспечивающая нагрузку при противодействии движению, могут быть пружинные, резиновые или изготавливаться из других эластичных материалов. Тренировки с эспандером, направленные на небольшие группы мышц, относятся к так называемым изолируемым (изолирующим) упражнениям. Этот снаряд оказывает статистическую нагрузку на мышцы груди, плеч и рук, развивает мышечную силу. Наш эспандер представляет собой две баночки из-под витаминов с натянутой между ними резинкой.
Примеры упражнений с эспандером:
1. Разведение рук в стороны. Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Нужно взять эспандер и вытянуть руки перед собой. Далее следует развести руки в стороны, не сгибая их в локтях. Одновременно с этим нужно немного присесть. Затем снова свести руки вместе, приняв исходное положение. Упражнение повторяется 10 раз. 2. Встать, ноги на ширине плеч. Руки согнуть в локтях, направив ладони в стороны. Взять эспандер, предварительно заведя его за спину. Разводить руки в стороны, как будто толкая что-то. Полностью распрямив руки, произвести обратное движение. 3. Правую руку выставить прямо в бок, левую согнуть в локте и прижать к груди. Далее следует, не меняя положения правой руки, выпрямить полностью левую руку и согнуть обратно. Повторить несколько раз, затем сделать это же упражнение на правую руку.

Гантели
Гантели - спортивные снаряды для выполнения физических упражнений с отягощениями, направленных на развитие мышц, укрепление суставов и общей работоспособности организма. Наши гантели представляют собой пластиковые бутылки, скреплённые между собой и наполненные камушками.
Примеры упражнений с гантелями:
1. Попеременное сгибание рук в локтевых суставах - для мышц- сгибателей (бицепсов). 2. Одновременное и попеременное выжимание гантелей - для мышц предплечий и разгибателей - трицепсов. 3. Вращения кистями - для мышц кистей. 4. Одновременное и попеременное выжимание гантели из исходного положения у плеч - для дельтовидных мышц и разгибателей. 5. Разведение прямых рук в стороны из исходного положения – руки вперед, ладонями внутрь - для дельтовидных и грудных мышц. 6. Комбинированное упражнение для мышц рук и туловища – повороты направо и налево с отведением рук в стороны. 7. Попеременное поднимание рук вперед вверх - для дельтовидных мышц.

Гимнастические ленты
Гимнастическая лента – атласная ленточка, прикреплённая к палочке. Используется в художественной гимнастике.
Примеры использования лент:
1. Игра «Мы гимнасты»; 2. Игра «Сними ленту». Ленточки подвешены на верёвке и пронумерованы (от 1 до 10, например), палочки болтаются внизу. Чем выше располагается палочка, тем больше номер. Игроки каждой команды по очереди выполняют прыжки, стремясь снять ленту с верёвки. За удачные прыжки начисляются очки в соответствии с номером ленты. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 3. Игра «Назови цвет»
Кольца

Примеры игр и упражнений с кольцами:
1. Подбросить кольцо вверх и поймать на руку, броски и ловля колец на руку напарнику, набрасывание колец на эстафетную или гимнастическую палку; 2. Эстафета «Передай кольцо товарищу». Команды садятся на пол в колонны по одному. В ногах у направляющих по 12-15 колец. По
сигналу направляющие, наклоняясь назад, передают кольца по 1 над головой сзади сидящим игрокам по цепочке. Замыкающие, получив все кольца, поднимаются и бегом доставляют их направляющим. Побеждает команда, первой выполнившая задание. 3. Игра «Лассо». «Лассо» - кольцо, привязанное к верёвке. Игроки набрасывают «лассо» на гимнастические палки, которые держат другие участники. Кто выполнит это задание первым, тот и победил.
Игра «Бильбоке»
Игра «Бильбоке» (другое название – «Мячик в стаканчик» или «Мячик в кольцо») – горлышко пластиковой бутылки или кольцо с прикреплённым к нему мячиком на верёвочке. Цель игры – забросить мячик в стаканчик или кольцо, не касаясь его руками. Развивает ловкость, глазомер, реакцию и координацию.

Игра «Проворные

мотальщики»

(«Верёвки-моталки»)
Игра представляет собой две палочки с намотанной между ними верёвкой. К середине верёвки прикреплена пуговица. Два игрока берут в руки палочки и встают на расстоянии друг от друга, натягивая верёвку. По команде «Старт!» каждый
игрок начинает наматывать нитку на свою палочку. Побеждает тот, чья палочка первой достигнет пуговицы.
Формочка-сердце с прищепками
Дети должны прицепить все прищепки на формочку по контуру. Игра развивает глазомер и мелкую моторику.