Лицензирование. Связанной с осуществлением транспортного процесса Какие виды деятельности лицензируются на автомобильном транспорте

Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.

Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года № 378 создана Российская транспортная инспекция - как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью определенного вида. Ее задачами являются:

    Контроль за исполнением перевозчиками транспортного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов

    Снижение транспортных издержек в народном хозяйстве

    Защита интересов потребителей транспортных услуг

    Стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания организацией населения

    Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкуренции

    Регулирование количества и структуры подвижного состава

    Уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду

    Снижение аварийности на транспорте

    Обеспечение необходимого профессионального уровня работников транспорта

Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомобильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

«Федеральный закон...» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. При этом принимаются следующие основные понятия:

    Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

    Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

«Положение» определяет порядок лицензирования следующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

    Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом

    Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

    Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган). На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:

    Выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

    Соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.

    Соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.

    Наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

    Заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять.

    Копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя.

    Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.

    Копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

    Копии документов подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом).

    Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием даты приема.

За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.

Лицензия на осуществление любого вида деятельности, лицензируемого в соответствии с Положением, предоставляется на 5 лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве, при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности и лицензионной карточки утверждаются лицензирующим органом.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении количества автотранспортных средств, используемых для осуществления лицензируемой деятельности.

Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров - не чаще одного раза в год, в отношении перевозок грузов - не чаще одного раза в 2 года.

Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя лицензирующего органа.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, проводившим ее, оставляется акт (протокол) в двух экземплярах.

К акту (протоколу) при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, объяснения его работников, а также другие необходимые документы (или их копии).

Один экземпляр акта (протокола) передается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. Акт (протокол) проверки регистрируется в журнале лицензирующего органа и представляется руководителю этого органа.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требовании и условий руководитель лицензирующего органа (либо по его поручению должностное лицо этого органа) принимает меры в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушении, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правовую систему лицензирования в РФ составляет федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.10.98 г. № 158-ФЗ.

По лицензированию автотранспортной деятельности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, основополагающими правовыми актами в настоящее время являются:

  • 1. Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.03.97 г. № 295).
  • 2. Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ № 322 от 16.03.97 г.).
  • 3. Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.02.92 г. № 118).

Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:

  • 1) городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;
  • 2) перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе;
  • 3) перевозки грузов в международном сообщении;
  • 4) перевозка пассажиров в международном сообщении;
  • 5) перевозки грузов в пределах Российской Федерации (городские, пригородные, междугородные, в том числе межобластные);
  • 6) транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) юридических лиц и граждан;
  • 7) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств на коммерческой основе.

Лицензирование перевозочной деятельности осуществляется в соответствии с 1 и 2 представленными выше Положениями, лицензирование деятельности по транспортно-экспедиционному обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств по последнему из представленных нормативных актов.

Лицензии на транспортно-экспедиционное обслуживание и сервисные услуги выдаются с указанием видов работ (услуг) по общероссийскому классификатору услуг населению ОК-0002-92, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163.

Положениями о лицензировании перевозок введены виды лицензий:

стандартная - на перевозку на коммерческой основе грузов или пассажиров в пределах Российской Федерации;

стандартная международная - на перевозку грузов или пассажиров в международном сообщении;

ограниченная - на перевозку собственных грузов или своих работников для производственных (служебных) целей в пределах Российской Федерации.

Отделения Российской транспортной инспекции кроме лицензий на транспортно-лицензионное обслуживание, ТО и ТР выдают отдельные лицензии на следующие виды деятельности:

Международные перевозки (стандартные лицензии)

  • - грузов;
  • - опасных грузов;
  • - пассажиров.

Указанные лицензии, кроме перевозок по странам СНГ, выдаются по согласованию с Департаментом Ространсинспекции (приказ Минтранса России от 21.02.94 г. № 9).

Перевозки по Российской Федерации (стандартные лицензии)

  • - грузов;
  • - опасных грузов.

Перевозки по Российской Федерации (ограниченные лицензии)

  • - грузов;
  • - опасных грузов.

Лицензионные палаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в большинстве регионов России эти функции выполняют отделения Ространсинспекции по соглашениям между администрациями и Минтрансом России, выдают лицензии:

Стандартные:

  • - на городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;
  • - на перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.

Ограниченные - на городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные перевозки пассажиров автобусами.

К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое автотранспортное средство, учтенное в лицензии, цвет которых по Положениям о лицензировании должен соответствовать виду деятельности:

красный - перевозка грузов или пассажиров на коммерческой основе в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);

синий - перевозка собственных грузов или своих работников для производственных (служебных) целей в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);

зеленый - перевозка грузов или пассажиров в международном сообщении (стандартная международная лицензия);

голубой с красной диагональю - перевозка опасных грузов в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);

голубой с синей диагональю - перевозка собственных опасных грузов в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);

голубой с зеленой диагональю - перевозка опасных грузов в международном сообщении (стандартная международная лицензия).

В соответствии с положениями о лицензировании для получения стандартной лицензии заявитель представляет в лицензионный орган следующие документы:

  • а) заявление о выдаче лицензии по форме, утвержденной приказом Минтранса России от 22.06.98 № 74 «О частичном изменении приказа Минтранса России от 25.04.97 № 41»;
  • б) копию учредительных документов юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы - устав или учредительный договор и устав, или только учредительный договор (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригинала);
  • в) копию свидетельства о государственной регистрации (если она не заверена нотариусом - с предъявлением оригинала);
  • г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
  • д) справку налогового органа о постановке на учет юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа;
  • е) данные об имеющихся автотранспортных средствах, в том числе находящихся в эксплуатации по доверенности или договору аренды.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке опасных грузов заявитель представляет в лицензионный орган, кроме вышеуказанных документов, копии свидетельств о непрерывном стаже работы водителей автотранспортных средств данной категории (не менее 3 лет) и о прохождении ими специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов (с предъявлением подлинников этих документов).

Лицензия на перевозку опасного груза выдается на срок, указанный в заявлении, а лицензионная карточка на автомобиль, осуществляющий эту перевозку, - на срок действия свидетельства о допуске этого транспортного средства к перевозке опасного груза данного класса.

В лицензии на перевозку опасного груза и лицензионной карточке автотранспортного средства указывается класс опасного груза и его аббревиатура, что должно соответствовать записи в свидетельстве о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Лицензия выдается на срок не менее чем 3 года, однако по заявлению обратившегося - на любой срок до 3-х лет. Целесообразность выдачи лицензии на срок более 3-х лет, как правило, рассматривается лицензионным органом в зависимости от конкретных условий развития рынка транспортных услуг, экономической ситуации в регионе, наличия замечаний государственных инспекционных органов по автотранспортной деятельности в предыдущий период, выполнения предписаний, технической оснащенности, жалоб клиентуры.

Положениями о лицензировании перевозок предусмотрено разовое продление срока действия лицензии, которое производится по ходатайству и в порядке, установленном для получения лицензии. Срок продления не ограничивается положением.

Действующим законодательством не запрещается хозяйствующему субъекту иметь лицензии на несколько видов лицензируемой деятельности, если на это нет каких-либо ограничений, установленных в учредительных документах.

В обычных случаях лицензионная карточка выдается на год (по сроку действия оплаты), однако, при использовании автотранспортного средства по договору аренды, доверенности, свидетельству о допуске автомобиля к перевозке опасных грузов, разрешению о временном ввозе автотранспортного средства на территорию Российской Федерации на срок менее года, лицензионная карточка оформляется на срок действия этих документов.

Лицензия на перевозку опасных грузов выдается только на грузы, указанные в поданном заявлении. При подаче заявления на перевозку другого опасного груза - оформляется новая лицензия в установленном Положением порядке.

По истечению срока действия лицензионных карточек заявителю необходимо обратиться в лицензионный орган с ходатайством об их оформлении. При этом используется ходатайство в произвольной форме или по форме разработанной лицензионным органом.

Переоформление лицензии осуществляется в случае реорганизации, изменения адреса или наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии.

В случае утраты лицензионной карточки или изменения регистрационного знака автотранспортного средства выдача ее дубликата или замена на новую, с прежним регистрационным текущим номером, производится по заявлению владельца лицензии с оплатой стоимости бланка лицензионной карточки.

Причинами для отказа в выдаче лицензии являются:

на перевозочную деятельность:

  • - наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • - отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления лицензируемого вида деятельности, и условиям безопасности;
  • - несоответствие автотранспортных средств заявленному виду деятельности, а на транспортно-экспедиционную деятельность, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств еще и:
  • - несоответствие профессиональной подготовки руководителя установленным требованиям;
  • - производственная база заявителя не отвечает экологическим требованиям или не обеспечивает поддержания транспортных средств в исправном состоянии;
  • - не выполняются иные условия, необходимые для осуществления этой деятельности.

Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензий, может проводиться независимая экспертиза.

Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размеры этой платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из затрат на ведение лицензионной деятельности.

Владелец лицензии обязан:

  • а) обеспечить соблюдение условий, указанных в лицензии;
  • б) обеспечить наличие лицензионной карточки у водителя на каждом автотранспортном средстве при работе на линии;
  • в) представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности;
  • г) выполнять установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Владельцу лицензии запрещается передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу.

Соблюдение условий, указанных в лицензии, включает в себя выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, а также особые условия обеспечивающие защиту интересов потребителей автотранспортных услуг, которые вносятся в лицензию лицензионным органом по согласованию с заявителем.

К основным формам государственного контроля, осуществляемого транспортной инспекцией относятся: проверка исполнения, надзор, инспектирование, ревизия.

Проверка исполнения - наиболее распространенная форма контроля. Используется всеми контрольными органами. Является необходимым элементом оперативного руководства и связана с выработкой практических рекомендаций и предложений по своевременному и точному выполнению решений.

Инспектирование - контроль за соблюдением установленных государством правил, стандартов в отдельных сферах деятельности, отраслях экономики. Сопровождается, как правило, инструктажем проверяемых работников.

Ревизия - контроль за соблюдением установленных государством правил хозяйствования. Осуществляется только с точки зрения соответствия поведения подконтрольных объектов существующим правилам и инструкциям.

Надзор - форма контроля, наиболее тяготеющая к государственному правовому регулированию. Используется прежде всего для осуществления контроля за соблюдением законов, установленных государством норм, правил, стандартов. В отличие от инспектирования субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры административного принуждения.

Контроль за выполнением лицензионных условий осуществляет только тот лицензионный орган, который выдал или зарегистрировал лицензию хозяйствующего субъекта. Такой контроль лицензионным органом осуществляется как самостоятельно, так и совместно с другими органами государственного надзора и контроля.

Форма контроля избирается лицензионным органом. До начала проверки руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю предъявляются служебные удостоверения проверяющих и задание на проверку, напечатанное на бланке лицензионного органа, подписанное руководителем и заверенное гербовой печатью этого органа. В задании указывается перечень проверяемых вопросов, сроки проверки, кто проверяет и их должности.

Результаты контроля оформляются актом, один экземпляр которого передается проверяемому (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю). В случае несогласия с выводами по акту, проверяемый вправе свои обоснованные возражения направить в лицензионный орган, руководитель которого в 2-х недельный срок со дня регистрации акта проверки обязан принять решение и довести его до сведения руководителя проверенного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случае:

  • а) представления лицензиатом соответствующего заявления;
  • б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • в) нарушения лицензиатом условий действия лицензии и настоящего Положения;
  • г) невыполнения Лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • д) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;
  • е) поступления представлений главных государственных автомобильных инспекторов о нарушении норм, правил, стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”
Как получить лицензию на перевозку более 8 пассажиров автомобильным транспортом?

Утверждено положение о лицензировании перевозок пассажиров (более 8 человек) автомобильным транспортом. Речь идет о перевозках в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Лицензирующий орган – Ространснадзор.

К соискателю лицензии (лицензиату) предъявляются следующие требования. В частности, это наличие принадлежащих ему помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Последние с 1 января 2013 г. обязательно должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха. Кроме того, в штате организации должны быть водители, с которыми заключен трудовой договор, имеющие необходимые квалификацию и стаж работы.
Для получения лицензии необходимо подать заявление. При ее переоформлении следует указать сведения о новых видах работ, которые лицензиат намерен выполнять.

За предоставление или переоформление лицензии, выдачу дубликата на бумажном носителе уплачивается госпошлина.

Порядок принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям, а также формы контроля определены федеральным законодательством. Сведения об этом размещаются на Едином портале государственных услуг.
Прежнее положение утратило силу.

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711); пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316); пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076); постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552). 3. Установить, что подпункты "е" и "ж" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2013 г. 4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г. Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280) 1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров). 2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган). 3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении. 4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении); е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". 6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств; б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров; г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования. 7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения. 8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня: а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности; б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия; в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии. 12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Можете сразу сделать заказ, или задать вопрос!

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:

Лицензирование – это эффективная мера властей всех уровней по защите интересов государства и граждан от возможных негативных последствий деятельности юридических и физических лиц.

Лицензия – юридический документ, выдаваемый юридическому или физическому лицу и дающий ему право заниматься определенным видом деятельности.

Цели и задачи лицензирования, процедура ее проведения, требования к видам транспортных услуг и др. определены нормативными актами, утвержденными Правительством РФ, Правительством, Министерством транспорта и другими федеральными органами. Местным органам исполнительной власти представляется право устанавливать особые (дополнительные) условия лицензирования, обеспечивающие защиту интересов потребителей транспортных услуг.

Лицензирование деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте, производится с целью:

– государственного регулирования этих видов деятельности;

– обеспечения стабильного функционирования рынка транспортных услуг;

– защиты интересов потребителей этих услуг;

– реализации требований антимонопольного законодательства;

– реализации требований безопасности дорожного движения и техники безопасности проводимых работ;

– обеспечения экологической безопасности.

Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), по оказанию услуг (выполнению работ), связанных с функционированием автотранспортного комплекса.

В сфере автомобильного транспорта в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 лицензированию подлежит только «Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Некоторыми видами деятельности юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут заниматься только на основании лицензии ‒ специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Процесс лицензирования на автомобильном транспорте является регулятором к допуску физических и юридических лиц к автотранспортной деятельности. Лицензирование регулируется нормативными актами федерального, регионального и местного уровня управления.



Это эффективная мера защиты государства и региона от возможных негативных последствий коммерческой деятельности предпринимателей. Лицензирование на автотранспорте – один из видов воздействия на хозяйственные субъекты для соблюдения требований безопасности эксплуатации автотранспортных средств. Также оно служит для поддержания соблюдения экологических норм. Кроме того, это - инструмент государственного регулирования деятельности на транспорте, регулирования рынка транспортных услуг. Все положения о лицензировании также отмечают следующие цели: защита интересов потребителей услуг, реализация требований безопасности дорожного движения. В целях исполнения нормативов в сфере лицензирования применяются следующие понятия:

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении требований и условий, выданное юридическому лицу или предпринимателю;



Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, регулированием, приостановлением и аннулированием лицензий и контролем за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании отдельных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.
Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с федеральным законом;
Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий;

Основными принципами осуществления лицензирования являются:
‒ защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
‒ обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

‒ утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации

‒ гласность и открытость лицензирования;

‒ соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

С 01 сентября 2011 года в силу вступил федеральный закон «О такси» , пункт 1-22 статьи 9, которого по-новому регламентируют деятельность такси. Кроме того, федеральным законом № 34 от 23.04.2012 , в него внесены некоторые изменения.

Закон упростил порядок получения разрешения и зафиксировал список документов, которые следует предоставить в государственные органы для получения соответствующего разрешения. Всего необходимо подготовить к подаче 4 документа:

Заявление на получение разрешения, составленное в письменной форме с соблюдением всех необходимых требований;

Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае подачи документов представителем заявителя, его документ);

Копию документа, который подтверждает регистрацию заявителя в налоговых органах, как индивидуального предпринимателя либо юридического лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц);

Копия свидетельства о регистрации автомобиля (это может быть как паспорт транспортного средства, так и копия договора лизинга, генеральная доверенность или договор аренды).

При этом, власти местного самоуправления отдельного региона не могут расширять или добавлять этот список, а также добавлять иные нормы или требования. Заявку на получение разрешения можно направить через региональный сайт государственных услуг, а само разрешение возможно получить по почте, то есть без личного обращения в соответствующие органы.

Разрешение на такси можно получить не только при наличии собственного автомобиля, но и на официально арендованный автомобиль или используемый по генеральной доверенности. В выдаче лицензии может быть отказано только в том случае, если при подаче заявке заявителем были предоставлены недостоверные сведения. При этом, орган, отказывающий в выдаче лицензии, обязан подробно разъяснить заявителю по какой причине это сделано.

Закон о такси 2013 года регламентирует выдачу только одного разрешения на один автомобиль. Согласно документа, снизился минимальный водительский стаж для водителей такси, теперь чтобы получить лицензию, достаточно иметь трехлетний стаж вождения. Кроме того, закон о такси отменяет обязательно требование для такси о прохождении технического осмотра транспортного средства каждые 6 месяцев. Теперь водители такси будут проходить техосмотр по тем же правилам, что и обычные автовладельцы, также снимается требования возить с собой талон техосмотр.

В соответствии с нормами закона такси может отвезти пассажира в другой регион, даже если между регионами отсутствует соглашение, однако адрес места подачи такси должен находиться в том регионе, где таксист получал разрешение на деятельность. Если же между регионами присутствует соответствующее соглашение, так и другого региона может перевозить пассажиров по чужому.

Требование по цвету кузова такси, если ранее оно было установлено местной властью региона, начало действовать только с января 2013 года. Теперь региональные власти могут принять не один, а несколько цветов для такси отдельного региона. Помимо этого, с 01 января 2013 года вводится установка таксометра, но только при условии, что плата за поездку на такси определяется по фактическому пробегу или по времени. Если используются фиксированные тарифы, таксометр к установке не обязателен.

Транспортная деятельность — это важная сфера обслуживания, заключающаяся в перевозке грузов и пассажиров. Подобный род занятий, тесно связанный с , а также влияющий на экологию и на , требует в соответствующих госорганах. Осуществлять транспортную деятельность можно только после обучения сотрудников, прохождения специфических проверок и получения разрешения.

В каких случаях требуется лицензирование транспортной деятельности

Для начала давайте узнаем, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности в транспортной сфере, на которые требуется лицензирование, постоянно изменяется и пополняется новыми пунктами. На сегодняшний день обязательно получить разрешение (пройти лицензирование) потребуется, если организация планирует заниматься:

  • Перевозкой автомобильным транспортом более 8 пассажиров (кроме служебных нужд и );
  • перевозкой пассажиров и грузов железнодорожным, морским и речным транспортом;
  • коммерческой перевозкой пассажиров на легковом транспорте;
  • перевозкой грузов свыше 3,5 тонн (кроме служебных нужд ИП и юрлиц);
  • погрузкой и разгрузкой опасных грузов в портах и на железной дороге;
  • воздушной перевозкой грузов и пассажиров;
  • буксировкой на водном транспорте.

И хотя лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом (автотранспортных), автобусных, морских и железнодорожных — важная тема для обсуждения, но мы рассмотрим порядок лицензирования видов деятельности, которые связаны с автомобильными транспортными услугами в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

О понятии и особенностях лицензирования пассажирских перевозок расскажет специалист в видео ниже:

Как происходит выдача лицензий

Чтобы получить необходимую лицензию, организации следует пройти несколько шагов и обеспечить соблюдение важных условий, которые выдвигаются государством к юридическим лицам, планирующим заниматься транспортной деятельностью.

Ответственные органы

Лицензированием транспортной деятельности занимается Ространснадзор. Именно в эту государственную структуру организации следует подавать документы, если вы планируете осуществлять коммерческую перевозку пассажиров и грузов.

Помимо согласования и выдачи лицензий Ространснадзор занимается и контролем за деятельностью тех организаций, которым она была разрешена. , транспорта организации приведут к проверке инспекторами данной госструктуры и — возможно — аннулированию лицензии.

Условия лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов описаны ниже.

Условия

Лицензия на транспортную деятельность выдается организациям, только если ими будут соблюдены определенные условия. Подобная строгость в контроле юрлиц обусловлена важностью их работы.

Итак, вы можете подать заявление на лицензирование, если:

  • У вас есть собственные или арендованные помещения, в которых будет производиться обслуживание и ремонт транспортных средств, или же у вас заключен договор с организацией, которая будет этим заниматься;
  • у вас в штате числятся аттестованные квалифицированные опытные водители, прошедшие ;
  • у вас в штате числится лицензированный медработник, который будет проводить пред- и послерейсовую проверку водителей (или заключен договор со специализированной организацией);
  • у вас есть необходимый автотранспорт и технические средства, прошедшие и допущенные к и пассажирским перевозкам;
  • на автотранспорте установлены средства по контролю режима движения, труда и отдыха;
  • автотранспорт оснащен сертифицированной аппаратурой спутниковой навигации;
  • автотранспорт .

О лицензировании детских перевозок речь пойдет в этом видеоролике:

Необходимые документы

Чтобы запустить процедуру возможности предоставления вашей организации лицензии, вам следует собрать для Ространснадзора пакет документов.

  1. Заявление по установленной форме.
  2. Копии свидетельств ИНН, постановке на налоговый учет и о внесении организации в . Для ИП вместо последнего документа потребуется .
  3. Копии квалификационных и аттестационных удостоверений штатных водителей.
  4. Копии последних медосмотров штатных водителей.
  5. Сведения о ТС ( , и ).
  6. Свидетельство собственности на указанные ТС или .
  7. Свидетельство собственности или договор аренды на помещения, в которых будет осуществляться техобслуживание и ремонт ТС.
  8. Диплом об образовании и лицензия медработника или договор с организацией, которая будет проводить пред- и послерейсовые осмотры штатных водителей.
  9. Уведомление о включении ТС организации в Реестр категорированной транспортной инфраструктуры.
  10. Квитанция на 7500 рублей.

Заявление

Бланк заявления на получение лицензии вы можете найти на госуслугах в разделе, посвященном деятельности Ространснадзора. Там же можно сверить и список необходимых для подачи заявки документов.

В заявлении указывается наименование организации или ИП, а также прочие реквизиты, важные для сверки и заполнения документации. На каждый род услуг, которые планирует осуществлять организация, требуется заполнить свой бланк заявления, собрать пакет копий документов, а также оплатить госпошлину.

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки вы можете скачать .

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 1

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 2

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 3

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 4

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 5

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 6

Этапы оформления разрешения

Для оформления лицензии на транспортную деятельность вам нужно собрать указанный пакет документов и отнести его в управление Ространснадзора по своему городу.

  1. Поданный пакет просматривается инспектором и принимается.
  2. В течение двух недель Ространснадзор должен ответить вам на ваше заявление. Если вашей организацией не были соблюдены условия лицензирования, или в документах содержатся ошибки, вам в письменном виде откажут в выдаче разрешения. В ином случае процедура получения пойдет дальше.
  3. В течение трех дней после принятия положительного решения Ространснадзор должен предоставить в адрес организации соответствующее уведомление.
  4. При необходимости будет назначена экспертиза соответствия вашей организации условиям лицензирования. Вы либо привезете оригиналы документов в управление Ространснадзора, либо комиссия приедет непосредственно к вам для осмотра и бесед с руководством, медработником и водителями.

Готовая лицензия на транспортную деятельность выдается Ространснадзором не позднее 45-ого рабочего дня с момента подачи пакета документов.

Чем чреваты перевозки без лицензии, расскажет это видео: