Марцинковская детская практическая психология. Детская практическая психология

___________________________________

ДЕТСКАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

_______________________________________
под редакцией

профессора Т.Д. Марцинковской

______________________________________

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим специальностям

УДК 159.922.7 (075.8)

Д38

Рецензенты:

И.В. Дубровина;

, доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

Т.Д. Марцинковская, - гл. 1, 3;

кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4;

кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная - гл. 5;

кандидат психологических наук Е.А. Калягина;,

доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова - гл. 6

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

ISBN 5-8297-0038-7
В соответствии с государственным образовательным стандартом высше­го профессионального образования рассматриваются история детской прак­тической психологии, организация психологической службы в детском до­школьном учреждении, особенности психического развития детей дошколь­ного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диа­гностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практичес­ких психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7 (075.8)

ББК88.8

В оформлении обложки использован фрагмент картины

Бальтуса «Дети» (19S37)

ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000

Д38 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 6

ГЛАВА 1 6

1.1. Становление детской практической психологии и педологии 6

1.2. Становление детской практической психологии в России 10

1.3. Развитие пракстическсой психологии и педологии в 20-30-е гг. 14

Вопросы и задания 20

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИОЙ СЛУЖБЫ 20

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 20

ГЛАВА 2 20

2.1. Психологический кабинет 21

2.2. Психологический инструментарий 23

2.3. Нормативная документация детского практического психолога 26

2.4. Специальная документация 26

2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация 29

Вопросы и задания 32

Особенности психического развития детей дошкольного возраста 33

Глава 3 33

3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества 33

3.2. Психические особенности детей раннего возраста 36

3.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте 39

3.4. Общие подходы к диагностеике психического развития детей 45

Вопросы и задания 47

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 47

ГЛАВА 4 47

4.1. Психодиагностика 47

4.2. Пcиxokкoppekкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка 57

4.3. Психологическое консультирование и просвещение 60

4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса 62

Вопросы и задания 67

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ 69

ГЛАВА 5 69

5.1. Терминология 69

5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве 70

5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте 72

5.4. Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте 76

Вопросы и задания 81

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ 81

ГЛАВА 6. 81

Вопросы и задания 89

ЛИТЕРАТУРА 89

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 93

ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Приложение 1 96

Бланки психологических заключений 96

Приложение 2 100

Протоколы коррекционно-диагностических 100

мероприятий 100

Приложение 3 101

Журнал психологических запросов 101

Приложение 4 101

Бланк психологического запроса 101

Приложение 5 101

План работы практического психолога в дошкольном учреждении 101

Приложение 6 103

Набор диагностических методик для детей 3-4 лет 103

Приложение 7 103

Набор диагностических методик для детей 4-7 лет 103

Приложение 8 103

Haбор диагностических методик для детей 7- 12 лет 103

Приложение 9 104

Набор диагностических методик для детей 12-18 лет 104

Приложение 10 104

Диагностика готовности к школе 104

Приложение 11 104

Дополнительные методики 104

Приложение 12 104

Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала 105

Приложение 13 114

Aнкетa для воспитателей 114

Приложение 14 115

Анкета для родителей 115

Приложение 15 119

Выписка из медицинской карты 119

Приложение 16 120

Схема беседы с ребенкомПриложение 16 Схема беседы с ребенком 120

Приложение 17 120

Схема беседы с родителямиПриложение"17 Схема беседы с родителями 120

Приложение 18 121

Конспекты психокоррекционных занятий 121

Приложение 19 123

Практический материал психопрофилактических воздействий 123

Приложение 19 123

Приложение 20 124

Ре^комендации для родителей* 125

Приложение 21 127

Материалы для самооценЫки родителей 127

Приложение 22 128

Диагностаика нервно-психического развития детей первого года ^жизни 128

Приложение 23 135

AuamocTukaДиагностика психического развития детей раннего возраста* 135

Приложение 24 141

AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3-7 лет 141

Предисловие................................................... 7

Глава 1. История детской практической психологии............. 8

1.1. Становление детской практической психологии

и педологии........................................ 8

1.2. Становление детской практической психологии

в России.......................................... 17

1.3. Развитие практической психологии и педологии

в 20-30-е гг. ....................................... 24

Вопросы и задания ...................................... 35

Глава 2. Организация психологической службы в детском до­школьном учреждении......................................... 37

2.1. Психологический кабинет......................... 37

2.2. Психологический инструментарий................. 41

2.3. Нормативная документация детского практичес­кого психолога.................................... 45

2.4. Специальная документация........................ 45

2.5. Организационно-методическая документация....... 51

Вопросы и задания............ ........................... 56

Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь­ного возраста................................................. 58

3.1. Психические особенности детей в период ново-

рожденности и младенчества....................... 58

3.2. Психические особенности детей раннего воз­раста. ............................................. 65

3.3. Особенности психического развития в дошколь­ном возрасте...................................... 70

3.4. Общие подходы к диагностике психического раз­вития детей....................................... 82

. 85

Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак­тического психолога в условиях детского дошкольного учреж­дения........................................................ 86

4.1. Психодиагностика................................ 86

4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне­ний и нарушений в развитии ребенка.............. 101

4.3. Психологическое консультирование и просвеще­ние. ............................................. 107

4.4. Психологическое обеспечение педагогического

процесса........................................ 111

Вопросы и задания.................................... 119

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни................................... 123

5.1. Терминология.......^........................... 124

5.2. Особенности депривации психического разви­тия в младенчестве............................... 125

5.3. Особенности депривации психического разви­тия в раннем возрасте............................ 130

5.4. Особенности депривации психического разви­тия в дошкольном возрасте....................... 137

Вопросы и задания. .................................... 146

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно­стями в общении............................................ 147

Вопросы и задания.................................... 161

Литература.................................................. 162

Словарь терминов........................................... 168

Приложения................................................ 173

Сегодня изучение детской психологии происходит достаточно динамично, а спрос на это направление неизменно растёт. Интерес к данной отрасли науки очень велик и не случаен. Современное общество всё больше осознаёт ценность человека как личности, отдаёт должное познанию потенциала творческой активности. Развитие эмоционального состояния, определение себя и ощущение в мире зачастую является целью, оправдывающей существование. Воспитание развитого, созидательного и свободно мыслящего человека – обязанность не только родителей, но и педагогов.

Для чего нужна детская практическая психология?

Люди, работающие с детьми, ежедневно наблюдают за ними. Это даёт им возможность заметить некоторые особенности поведения в различных ситуациях, своевременно обратить внимание на зарождающиеся душевные трудности, что сегодня особенно актуально, так как всё больше малышей имеют серьёзные отклонения в восприятии окружающего мира. Своевременно их выявить, адекватно среагировать, не имея при этом определенных знаний, очень сложно. Педагог в рамках своей деятельности очень часто должен выступать в роли психолога. И обладание навыками, а также знание основ детской практической психологии, о которых можно , очень важно и необходимо!

Цель изучения

Функции, задачи и методы у психолога, воспитателя, учителя очень разные. Но объединяет их одно – ребёнок. Поэтому их общей целью является окружение воспитанника эмоциональным благополучием, психологической защищённостью и налаженными социальными контактами. Чтобы создать ауру комфортности для маленького человечка, необходимо знать ответы на многие вопросы. Почему и в чём различия людей? Как проявляются типы темперамента? Какие бывают особенности телосложения, что из них норма, а что – нет? Чем обусловлен интерес детей к своим гениталиям, как правильно реагировать на его проявление? Способна ли повлиять окружающая среда на развитие и изменение психики?

Необходимость обладания знаниями

Умение применять психологические навыки – это путь к собственному гармоничному сосуществованию с внешним миром и инструмент оказания помощи окружающим. Получение таких знаний сегодня не является проблемой. Достаточно иметь желание! Заочно-очная система образования очень удобна для студентов последних курсов и для тех, кто уже работает, но хочет получить дополнительную профессию, повысить квалификацию.

По окончании курса слушатели имеют право на полноценную реализацию своих исследовательских интересов, они с успехом применяют полученные навыки в педагогике, социологии, психологии, педиатрии, биологии, антропологии. Какими бы люди ни были зрелыми и мудрыми, порой нужна помощь именно специалиста, особенно если это касается здоровья детей, их воспитания и развития.

Когда эмоции родителей берут верх над разумными доводами, когда необходима объективная оценка и независимый взгляд на отношения «отцы-дети», для того, чтобы разобраться в ситуации, усложняющей жизнь ребёнка, пригодятся навыки, полученные при прохождении курса детской практической психологии.

Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

Работы Д. Селли «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894-1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, поскольку Селли изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциациипо контрасту. Данные, полученные Селли, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

На основе этих положений последовательница Селли - М.Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой системы, достаточно распространенной и на сегодняшний день, стала тренировка ощущений как основных элементов мышления, осознание и интеграция которых способствуют познавательному развитию детей.

Немецкий психолог и педагог Э. Мейман основал психологическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей. Мейман стал также основателем первого специального журнала, посвященного педологическим проблемам, - «Журнала по педагогической психологии». Основное внимание он уделял прикладному аспекту детской психологии и педологии, так как считал, что главная задача педологии - разработка методологических основ обучения детей. Его трехтомник «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) представлял собой своего рода энциклопедию педагогической и практической психологии того времени.

Мейман считал, что педология должна не только изучать стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать индивидуальные варианты развития и проводить его диагностику. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и на понимании особенностей психики конкретного ребенка.

При лаборатории Меймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет. В ней опробовались разные программы обучения детей, разработанные с учетом периодизации Меймана, а также исследовались различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной диагностики. При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора - по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, а также по адекватному для них стилю общения с учителем. Небходимо отметить, что если одаренность, так же как и познавательные интересы детей, в той или иной степени учитывались и прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на разные стили общения впервые с такой полнотой была поставлена именно Мейманом.

Большую роль в развитии детской практической психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред. Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии.

Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, поскольку, по его мнению, у них разный круг изучаемых проблем. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. В то же время прикладная детская психология разделялась им на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста.

Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной отрасли психологической науки - детской практической психологии, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.

Развитие детской практической психологии и педологии требовало не только четкого определения предмета и задач этой науки, что было сделано Мейманом и Клапаредом, но и разработки новых объективных методов психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественнонаучным (например, антропометрии). Одним из первых поиски таких новых способов измерения психических качеств начал английский ученый Ф. Гальтон.

Занимаясь экспериментально-психологическими исследованиями (изучая пороги чувствительности, время реакции, ассоциации и другие психические процессы), Гальтон обращал главное внимание не на общие для всех индивидов законы, а на их вариативность у различных людей. Он изобрел ряд специальных методик для изучения этой вариативности, которые стали истоком новой крупной отрасли психологии - дифференциальной психологии. Возникнув в недрах экспериментальной психологии, она приобрела самостоятельное теоретическое и практическое значение. Особо значимым явилось внедрение в психологию новых математических методов, главным образом статистических.

В изучении вопроса о происхождении умственных качеств Гальтон использовал наряду с биографическим методом и анкеты. Он разослал крупнейшим ученым обстоятельную анкету, по материалам которой была написана монография «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874). Решающую роль в развитии способностей к научной деятельности он приписывал наследственности, влияние же внешних условий и воспитание считал незначительным, а иногда и отрицательным.

В дальнейшем к исследованию индивидуальных различий путем анкетирования Гальтон присоединил эксперимент. На международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон в этих целях организовал специальную лабораторию. Через нее прошло свыше 9 тыс. испытуемых, у которых измерялись наряду с физическими (рост, вес) и психические показатели (различные виды чувствительности, время реакции и др.).

Гальтон является автором многих конкретных методов как диагностики различных признаков, так и установлений корреляции между ними. Метод исчисления корреляции между переменными существенно обогатил психологическую науку, стал предпосылкой разработки одного из важнейших психологических методов - факторного анализа. Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку и метода тестов. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в лаборатории Гальтона и в дальнейшем прочно вошел в науку. Статистический подход - применение серии тестов к большому числу индивидов - выдвигался как средство внедрения в психологию точных количественных методов. Это получило большое практическое применение, а дальнейшее совершенствование техники разработки и применения тестов, распространение их на исследование важнейших психологических параметров (память, мышление, личность) по существу изменило общий облик психологической науки.

Термин «тест», так же как и сами эти испытания, разработанные Гальтоном, стал широко применяться в психологии после статьи американского психолога Д. Кеттела «Умственные тесты и измерения», опубликованной в 1890 г. в журнале «Mind» («Мышление») с послесловием Гальтона. Кеттел считал, что статистический метод, применение серии тестов к большому числу испытуемых, является средством преобразования психологии в точную науку. Однако не меньшее значение он придавал и практической ценности тестов, которые могут стать основой новой, практической психологии. Задачей этой психологии является разработка адекватных для каждого человека упражнений, позволяющих преодолеть недостатки или отклонения в развитии определенных психических качеств, диагностика болезней, а также формирование индивидуального образа жизни.

Понимая недостатки современной ему системы тестов, при которой практически любое кратковременное испытание могло претендовать на это звание, Кеттел подчеркивал, что для повышения валидности и ценности тестов необходимо разработать однообразную систему для того, чтобы «определения, полученные в различное время и в различных местах, можно было сравнить и объединить». Он предложил в качестве образца 50 тестов, включающих различного рода измерения чувствительности, времени реакции, разных видов памяти. Эту систему тестов Кеттел использовал в организованной им в 1891 г. психологической лаборатории при Колумбийском университете. Успешность этой работы привела к тому, что за короткий отрезок времени большинство американских психологических лабораторий начали применять различные тесты, а вскоре этот метод фактически затмил все остальные. Разнообразие тестов, так же как и отсутствие четких критериев их использования и оценки, привело к тому, что в середине 90-х гг. возникла необходимость в организации специальных центров, которые координировали работу отдельных лабораторий. В 1895-1896 гг. в США было создано два национальных комитета, которые объединили усилия ученых, разрабатывавших тесты, придав общее направление их работе.

  • Список литературы [Показать ]

    Основная

    1. Белкина В. Н. [Текст]: учебное пособие. / В. Н. Белкина, Т. Г. Шкатова - 3-е изд., перераб. и доп. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 94 с.
    2. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с.: ил. - (Учебное пособие).
      Правообладатель :
    3. Романова Е.С. Психодиагностика [Текст]. – СПб., 2009.

    Дополнительная

      Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2001.

      Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. – Ярославль, 2004.

      Брак Удо Б. / Ранняя диагностика и коррекция. В 2т. Т. 1,2 Нарушения развития. – М.: Академия, 2007. – 320с.

      Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 2002.

      Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.

      Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.

      Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.

      Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1994.

      Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. – Киев, 1992.

      Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.

      Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

      Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.

      Измерение интеллекта детей / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.

      Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001.

      Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

      Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

      Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.

      Марцинковская Т. Д. / ред. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2004. – 255с.

      Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.

      Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методика исследования. – Ярославль, 1999.

      Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2002.-256с.

      Никитин В.П. Развивающие игры. – М., 1994.

      Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.

      Одаренные дети. – М., 1991.

      Панько Е.А. Психологический анализ деятельности воспитателя детского сада. – Минск, 1986.

      Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2003.

      Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.

      Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психодиагностике. – М., 2001.

      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога образования. – М., 1997.

      Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.

      Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов н/Д., 2005.

      Савенков А. И, Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232с.

      Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 2004.

      Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2003.

      Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

      Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1992.

      Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

    1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д., 2004.Правообладатель : Фундаментальная библиотека ЯГПУ
  • Примерная программа экзамена [Показать ]

    Примерная программа экзамена

      1. Психологическая служба образования в России: структура, цели, задачи, направления деятельности практического психолога.
      2. Психическое и психологическое здоровье детей как цель деятельности психологической службы образования.
      3. Психологическая диагностика как направление профессиональной деятельности практического психолога образования. Специфика методов психодиагностики.
      4. Организация группового и индивидуального психодиагностического обследования в дошкольном образовательном учреждении.
      5. Интеллектуальные шкалы как способ изучения познавательных психологических процессов у ребенка дошкольного возраста.
      6. Рисуночные тесты как способ изучения личности дошкольника и его отношений с другими людьми.
      7. Возможности наблюдения как метода психодиагностики.
      8. Психологическая диагностика одаренности в дошкольном возрасте.
      9. Проблема диагностики психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.
      10. Психологическое консультирование в деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения: цели, задачи, виды консультирования. Требования к организации консультирования.
      11. Методика индивидуального психологического консультирования.
      12. Методика группового психологического консультирования.
      13. Содержание и организация работы практического психолога дошкольного образовательного учреждения с педагогическим коллективом.
      14. Психологическая профилактика как направление профессиональной деятельности практического психолога образования.
      15. Психологическая профилактика дезадаптации ребенка раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
      16. Психологическая профилактика трудностей в общении со сверстниками в дошкольном возрасте.
      17. Психологическая профилактика негативных личностных образований у детей раннего и дошкольного возраста (ложь, зависть, агрессивность и др.)
      18. Психологическая профилактика детских страхов.
      19. Психологическая профилактика дезадаптации ребенка 6-7 лет в школе.
      20. Психологическая коррекция как направление профессиональной деятельности практического психолога образования: задачи, виды, принципы организации психологической коррекции.
      21. Профессиональная готовность практического психолога образования к осуществлению психологической коррекции.
      22. Игротерапия как метод психологической коррекции.
      23. Музыкотерапия как метод психологической коррекции.
      24. Библиотерапия как метод психологической коррекции.
      25. Психогимнастика как метод психологической коррекции.
      26. Изотерапия как метод психологической коррекции.
      27. Куклотерапия как метод психологической коррекции.
      28. Сказкотерапия как метод психологической коррекции.
      29. Трансактный анализ как метод психологической коррекции.
      30. Психолого-педагогическая помощь агрессивным дошкольникам.
      31. Психолого-педагогическая помощь гиперактивным дошкольникам.
      32. Психолого-педагогическая помощь тревожным дошкольникам.
      33. Психолого-педагогическая помощь застенчивым и замкнутым дошкольникам.
      34. Психолого-педагогическая помощь медлительным дошкольникам.
      35. Психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в умственном развитии (педагогическая запущенность, задержка психического развития, умственная отсталость).
      36. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Детская агрессивность”.
      37. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Возраст упрямства или о кризисе трех лет”.
      38. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Ребенок поступает в детский сад”.

Д ЕТСКАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

психология

Серия PSYCHOLOGIAUNIVERSALIS

основана издательством «Гардарики»

в 2000 году

Д ЕТСКАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

психология

под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям

ГАРДАРИКИ

УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8 Д38

Р е ц е н з е н т ы

доктор психологических наук, член-корреспондент РАО И.В. Дубровина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

доктор психологических наук, профессор Т.Д. Марцинковская - гл. 1, 3; кандидат психологических наук, доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4; кандидат психологических наук, профессор Т.Н. Счастная - гл. 5; кандидат психологических наук ЕЛ. Калягина,

доктор психологических наук, профессор Е.О. Смирнова - гл. 6

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с. ISBN 5-8297-0038-7

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Психология», «Педагогика», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Специальная дошкольная педагогика и психология». Представляет интерес для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8

ISBN 5-8297-0038-7

© «Гардарики», 2004

Предисловие..............................

Глава 1. История детской практической психологии..................................

1.1. Становление детской практической психологии

и педологии......

1.2. Становление детской практической психологии

в России...................................................................................

1.3. Развитие практической психологии и педологии

в 20-30-е гг..............................................................................

Вопросы и задания .........................................................................

Глава 2. Организация психологической службы в детском до-

школьном учреждении.................................................................................

2.1. Психологический кабинет.....................................................

2.2. Психологический инструментарий......................................

Нормативная документация детского практичес-

кого психолога.........................................................................

2.4. Специальная документация..................................................

Организационно-методическая документация.................

Вопросы и задания .........................................................................

Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь-

ного возраста.................................................................................................

3.1. Психические особенности детей в период ново-

рожденности и младенчества................................................

3.2 Психические особенности детей раннего воз-

раста.........................................................................................

3.3.Особенности психического развития в дошколь-

ном возрасте............................................................................

3.4. Общие подходы к диагностике психического раз-

вития детей............................................................................

Вопросы и задания ........................................................................

тического психолога в условиях детского дошкольного учреж-

дения............................................................................................................

2. 1. Психодиагностика..................................................................

4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне-

ний и нарушений в развитии ребенка....................................

4.3. Психологическое консультирование и просвеще-

ние............................................................................................

4.4.Психологическое обеспечение педагогического

процесса...................................................................................

Вопросы и задания ......................................................................

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие

детей в первые годы жизни......................................................................

5.1. Терминология...................................................................

5.2. Особенности депривации психического разви-

тия в младенчестве.................................................................

5.3. Особенности депривации психического разви-

тия в раннем возрасте............................................................

5.4. Особенности депривации психического разви-

тия в дошкольном возрасте......................................................

Вопросы и задания ......................................................................

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно-

стями в общении.......................................................................................

Вопросы и задания ......................................................................

Литература.................................................................................................

Словарь терминов.....................................................................................

Приложения...............................................................................................

Предисловие

Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.

Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.

В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.

В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.

Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

История детской практической психологии

Глава1

1.1. Становление детской практической психологии и педологии

Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX - начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией начал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. - «Журнал педагогической психологии», посвященный тем же проблемам, что и журнал, который был создан Мейнаном.

Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир.

Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, молодые люди должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о своих радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в результате исследования Холла, позволили составить комплексную характеристику подростков, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с их собственных позиций. Эти данные легли в основу книг «Юность» (1904) и «Проблемы воспитания» (1911).

Холл был также основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле. Фактически, именно педология в том виде, как ее рассматривал Холл, является предтечей современной детской практической психологии.

Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и

воспитанию ребенка. Исходя из своей теории рекапитуляции, он доказывал, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. С его точки зрения прохождение каждой онтогенетической стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал и механизм, который помогает переходу от одной стадии к другой. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, переход от одной стадии к другой осуществляется с помощью игры, которая служит специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

Работы Д. Селли «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894-1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, поскольку Селли изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по