Налоги и их примеры. Виды налогов

Налоги появились в древние времена, еще во времена разделения общества на классы и возникновения государства. Налоги возникли как «взносы» граждан, необходимые для содержания публичной власти, для этих же целей налоги собираются и сегодня. За это время существовали разные формы налогов, например дань, барщина, полюдие, оброк, церковная десятина.

Обратимся же к современному законодательно установленному определению налогов.

Налоги - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 « Понятие налога и сбора »Налогового Кодекса РФ).

При этом налоги следует отличать от сборов / пошлин (понятие сборов дано в п 2. Ст. 8 «Понятие налога и сбора» Налогового Кодекса РФ) взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Современные интернет - энциклопедии приводят следующие исторические доктринальные определения налогов известных людей:

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог - цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан ».

Бу Свенссон: «Налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, Русский экономист (1818): «Налоги - это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов ».

А. А. Исаев (1887): «Налоги - обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Почему надо платить налоги?

Их платить надо потому, что:

  • Обязанность уплаты установлена законодательно;
  • За неуплату налогов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 198, 199 УК РФ).

Многие помнят, что в школе теоремы доказывались от обратного, применим этот метод к вопросу «почему надо платить налоги?». Представьте такую ситуацию - я не плачу налоги, Вы не платите, Ваши друзья и близкие не платят, вообще ни кто не платит налоги. Что тогда будет? В таком случае у государства не будет денежных средств на выполнение своих функций, таких как защита странны, борьба с преступностью, обеспечение граждан бесплатной медициной, образованием и т.д. Поэтому налоги надо платить, чтобы у нас была медицина, чтобы развивалась культура и образование, чтобы жили достойно пенсионеры.

Виды налогов

Налоги, в первую очередь, делятся на два основных вида:

  • Прямые;
  • Косвенные.

Прямые - это налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического либо юридического лица.

К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль организаций, взносы в фонды социального страхования, налог на имущество, земельный и транспортный налоги

В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (такие как земля, недвижимость, транспорт и т. п.). Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, транспортный налог.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

Косвенные налоги представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор, а уплата его по сути перекладывается продавцом на покупателя.

Рассмотрим основные достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от их уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Остальные виды налогов рассматривать столь подробно не имеет смысла. Потому просто назовем их. Налоги принято квалифицировать на виды по следующим признакам:

По субъекту налогообложения:

  • Налоги с физических лиц;
  • Налоги с юридических лиц;
  • По способу изъятия:
  • Прямые налоги;
  • Косвенные налоги;

По источнику уплаты:

  • Зарплата;
  • Выручка;
  • Доход или прибыль;
  • Себестоимость;
  • Стоимость имущества и др.

По уровням бюджетов, в которые поступают налоги:

  • Федеральные;
  • Региональные;
  • Местные;

По объекту налогообложения:

  • Имущественные;
  • Налоги на потребление;
  • Налоги на доходы;
  • Ресурсные (рентные);

По способу налогообложения:

  • Кадастровые;
  • У источника;
  • По декларации;

По назначению:

  • Общие налоги (без привязки к конкретному расходу государства);
  • Специальные (целевые) налоги. Например, в России раньше был налог на пользователей автодорог, денежные средства, поступавшие от сбора налога на пользователей автодорог расходовались на ремонт и строительство дорог;

По методу исчисления:

  • Пропорциональные;
  • Прогрессивные;
  • Регрессивные;
  • Твердые (установленные в абсолютных суммах);
  • Линейные;
  • Ступенчатые.

На сегодняшний день налоговая система Российской Федерации представлена сборами множества разновидностей, являющихся важнейшими источниками поступления средств в государственную казну. Поступающие государству денежные потоки в дальнейшем идут на улучшение благосостояния страны, ее обустройство, а также на повышение жизненного уровня граждан. Необходимо четко отличать понятие налог от пошлин, по сути своих не являющихся безвозмездными платежами, а вносящимися ради достижения определенной цели. Взимание отчислений регулируется НК РФ, и разнообразными правовыми актами субъектов страны. Плательщиками отчислений являются лица — субъекты правоотношений, физические и юридические, проще говоря, люди и организации, живущие и ведущие деятельность на территории нашей страны. Классификация этих отчислений разнится согласно уровню бюджета, накапливающего поступающие средства, направленности, субъектов, являющихся плательщиками по конкретным отчислениям и другим параметрам. В этом материале мы расскажем, какие бывают налоги.

Налоги призваны не только наполнять казну страны средствами, но и выполнять множество других важнейших функций.

  1. Функция фискальная – собранные с плательщиков средства наполняют государственный бюджет, который затем используется для повышения уровня благосостояния страны и ее населения. Эта функция реализуется с помощью контроля Федеральной налоговой службы РФ, устанавливаемого ей контроля, и противодействия уклонению от уплаты средств.
  2. Социальная – с помощью налоговых сборов происходит перераспределение денежных средств, вращающихся внутри страны, часть которых идет на помощь необеспеченным категориям граждан, которым полагаются некоторые льготы.
  3. Регулирующая – средства оказывают стимул экономическому процессу развития страны, при этом тормозя не выгодные направления, и аккумулирую силы, уходящие на дальнейшее возобновление различных ресурсов.
  4. Контрольная – позволяет государственной системе вести учет поступающим средствам и оценивать имеющиеся в стране денежные ресурсы.

Уровни установления налогов

Под уровнем установления сборов подразумевается та государственная единица, которая ввела искомый сбор в силу, сделав его актуальным и обязательным.

Фактически речь идет об уровне бюджета страны, который в дальнейшем получит отчисление. Он может быть:

  • федеральным – регулирующимся НК РФ государства и подлежащим к уплате обязательной на всей его территории;
  • региональным – установленным также искомым кодексом, подлежащим к уплате в тех субъектах страны, где он является действующим, то есть введенным посредством указания правительства искомого субъекта.
  • местным – регламентация сборов этого уровня производится посредством нормативных и законодательных актов, изданных на федеральном и региональном уровне, установление каждого отчисления или его отмена является правом правительства образований муниципального характера.

Метод взимания

Существуют две разновидности отчислений, определяющихся согласно методу сбора:

  • взимаемые прямо;
  • косвенно.

К первой подгруппе принадлежат средства, исчисляемые непосредственно с поступающих к плательщикам денежных средств или с имеющегося у него имущества, за владение которым необходимо отдавать стране деньги. К ней относятся:

  • средства, взимаемые с доходов физических лиц;
  • имущественный, действующий как для людей, так и для организаций;
  • на прибыль компаний, являющуюся разницей между получаемыми ими средствами и понесенными затратами.

Вторая же группа, то есть косвенные сборы, фактически относится к потребительскому сегменту общества, среди них:

  • пошлины, выплачиваемые на таможне;
  • акцизы;
  • сбор, снимаемый с добавленной стоимости реализуемой продукции.

Несмотря на то, что в роли носителя обязанности по отчислению искомого налога находится продающий товар субъект, фактически выплачивают его также люди, то есть конечные потребители.

Если от налогов прямой направленности посредством различного рода мошеннических махинаций возможно укрыться, то косвенных сборов избежать не получится, так как их величина сразу является частью цены реализуемого товара, которую потребители обязаны уплатить, чтобы стать его обладателем.

Подробное описание налоговых сборов в зависимости от субъекта обложения

Прежде всего, обсудим налоговые сборы, выплата которых вменяется лицам юридическим, то есть организациям.

Налог на прибыль организаций

Эта разновидность отчислений является одним из самых важных сборов, поступающих в итоге в федеральный бюджет страны. К его функциям относятся:

  • регулирующая;
  • фискальная.

Выплаты по искомой разновидности налога вменяются как отечественным, так и иностранным компаниям, которые ведут деятельность на территории нашей страны, посредством открытия различного вида представительств, то есть источник поступающих к ним доходов находится на территории России.

Освобождение от выплат дается лишь компаниям, ведущим определенную деятельность, не подлежащую обложению, а также организациям, находящихся на специализированных режимах налогообложения.

В первом случае это будут компании, ведущие подготовку к Чемпионатам мира по футболу, Олимпийским и Паралимпийским играм, проходящим на территории России, однако лишь в отношении доходов, полученных непосредственно ввиду осуществления искомой деятельности.

Во втором речь идет о режимах налогообложения специализированных, таких как:

  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход, актуальный для некоторых видов деятельности организации;
  • УСН – упрощенная система обложения налогами;
  • ЕСХН – единый налог сельскохозяйственной направленности.

Кроме того, исключаются из списка плательщиков обсуждаемого отчисления фирмы, работающие в игорном бизнесе, для них существуют собственные отчисления.

Как понятно из названия сбора, в качестве объекта, облагаемого налогом, выступает прибыль, поступающая в организацию. За прибыль необходимо считать разницу, возникшую при вычитании из полной суммы полученного дохода величины средств, затраченных на производственный процесс. Для компаний зарубежных считается не полный доход, а лишь средства, полученные и затраченные представительством, находящимся на территории Российской Федерации.

Доходы, поступающие к компаниям, классифицируются по двум направлениям:

  • полученные в результате ведения реализационной деятельности фирмы или по имущественным правам;
  • не входящие в реализацию поступления средств, например, штрафы, возвращенные долги, выплаченные займы и прочие финансовые вливания.

Подтверждение, как доходов, так и расходов, для осуществления их учета необходимо вести официальное, в виде соответствующей документации, например, чеков по закупленным для производства ресурсов.

Имущественный налог для организаций

Это отчисление имеет региональный уровень и регулируется законами субъектов РФ, а также положениями Налогового Кодекса.

Выплаты искомого сбора производят компании, находящиеся на следующих режимах обложения налогами:

  • общей системе налогообложения, при этом компания должна иметь основные средства на балансе, которые являются объектами, подлежащими обложению искомым сбором;
  • на упрощенной системе обложения, владеющие подлежащим к исчислению средств в казну имуществом;
  • выплачивающие Единый налог на вмененный доход.

Облагается сбором любая недвижимость, за исключением участка земли, которые учитываются по собственной разновидности исчисления средств. При этом, компании на общей системе обложения налогами платят деньги за:

  • находящейся на балансе в виде средств основной направленности недвижимости;
  • жилых наименований имущества, которые не имеют отношения к основным средствам компании.

Использующие специализированные режимы организации отправляют в казну выплаты за:

  • владение недвижимостью, состоящей в перечне 378 статьи Налогового Кодекса;
  • объект недвижимый жилой, не относящийся к основным средствам на балансе компании.

За имущество движимое же выплаты вносит лишь организация, которая выбрала в качестве режима основную систему налогообложения, в случаях, если:

  • имущество поступило компании в виде основных средств до конца 2012 года;
  • оно получено компанией впоследствии ликвидации или проведения реорганизационных процессов;
  • было передано в пользование в виде основного средства лицом взаимозависимым.

При этом на освобождение от выплат могут рассчитывать компании, являющиеся владельцами имущества, входящего в организационные группы:

  • первую;
  • вторую.

Налоговой базой имущественного налога для компаний может являться:

  • средняя годичная цена имущества;
  • кадастровая стоимость, определенная специализированными государственными структурами.

В представленном материале мы подробно рассматриваем, кто является плательщиком, какое имущество облагается, а также как рассчитать налог на имущество организаций самостоятельно.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению сборов, вменных лицам физическим.

НДФЛ

Налог, начисляемый на доходы физического лица – это начисление имеет прямой вид, и является одним из основных источников поступления средств в государственную казну. Исчисление полагающейся к выплате величины производится в размере 13% от получаемого физическими лицами дохода.

Плательщиками сбора выступают следующие категории физических лиц:

  • , то есть лица, находящиеся на ее территории 183 и более дня подряд в течение конкретного годичного периода;
  • нерезиденты сраны, получающие на ее территории доход.

Обычно перечисление искомого сбора в казну производится так называемыми налоговыми агентами, то есть организации, которые постоянно или временно являются работодателями конкретного плательщика. Однако существуют и категории граждан, в задачу которых входит самостоятельная декларация поступающих к ним средств, облагающихся НДФЛ.

Самостоятельное декларирование обязаны проводить:

  • предприниматели индивидуальные;
  • владельцы адвокатских или нотариальных контор;
  • осуществляющие продажу имущества физлица;
  • авторы различных произведений искусства, литературных творений и прочей творческой атрибутики;
  • победители лотерей и получатели средств в виде выигрыша по другой направленности;
  • прочие категории физических лиц, находящиеся в установленном перечне.

Представьте, что вы получили средства, подрабатывая в качестве консультанта-преподавателя в ВУЗе. С них вы должны отчислить полагающиеся государству деньги.

Итак, согласно налоговому законодательству страны, обложению налоговыми отчислениями подлежат следующие доходы:

  • от реализации имущественных объектов, которые находились в собственности плательщика менее 36 месяцев с момента их приобретения;
  • средства, поступившие в результате передачи имущества в пользование лицам – арендаторам;
  • средства, играющие роль доходов, источник которых находится вне пределов российской территории;
  • выигрыш денежный;
  • прочие денежные поступления.

Имущественный налог для физических лиц

Этот налог носит характер местного, так как относится к бюджету аналогичного уровня, и зачисляется в тот субъект страны, на территории которого находится облагаемое имущество.

Плательщиками отчисления стали физлица, владеющие имуществом, состоящим в списке подлежащих обложению наименований, перечисленных в 401 статье НК РФ. Среди списка:

  • дома жилые;
  • коттеджи;
  • комнаты;
  • квартиры в многоквартирных зданиях;
  • комплексы единого характера недвижимые;
  • объекты, строительство которых не было завершено;
  • дачи;
  • прочие здания и помещения.

Общая территория, находящаяся по частям во владении каждого жильца дома многоквартирного, обложению по искомому налогу не подлежит.

Ставки по данному сбору устанавливаются актами правовой направленности, издаваемыми правительством российских образований муниципального характера, а также городов, имеющих федеральную значимость.

Если ранее правительством ставки определены не были, в качестве руководства по проведению процедуры исчисления налогов выступает 406 статья Налогового Кодекса страны.

Разниться налоговые ставки могут в зависимости от:

  • цены объекта кадастровой;
  • разновидности искомого имущества;
  • места его расположения;
  • разновидности территорий его размещения.

Некоторые образования страны муниципального характера определяют величину отчисления в старом формате, основываясь на инвентаризационной стоимости объекта.

Всякому налогоплательщику нужно знать, как рассчитать налог на имущество физических лиц, чтобы ориентироваться, сколько и куда придется платить за имеющиеся в его владении объекты, подлежащие налогообложению. В этой мы рассказываем об имущественном налоге и особенностях его выплаты.

Теперь перейдем к рассмотрению налогов смешанной направленности.

НДС реализуемой продукции

Налог на добавленную стоимость реализуемой продукции – этот налог носит характер косвенного, его исчисляет продавец, который производит или ввозит товар, добавляет на его себестоимость некоторую наценку, чтобы сделать предпринимательскую деятельность экономически эффективной.

Выплаты по НДС обязаны совершать все организации и индивидуальные предприниматели, на которых возложена эта обязанность, однако, размер налогового отчисления входит в цену реализуемого продукта, поэтому фактически выплаты опять ложатся на плечи обычных граждан.

Выплата может производиться в следующих случаях:

  • после того, как товар был продан;
  • при ввозе товаров в страну.

Облагаются сбором следующие операции с товарами:

  • реализация продукции, работ или услуг, а также прав имущественного характера на территории страны;
  • передача искомых товаров безвозмездная;
  • импортирование продукции в Россию;
  • произведение строительства или монтажа, в дальнейшем использующегося фирмой для собственных целей;
  • использование товаров, использующихся для индивидуальных нужд компании, при этом связанные с использованием затраты не считаются как официальные расходы организации.

Налог на транспорт

Уровень установления данной разновидности сборов является региональным, поэтому определяют его введение власти субъектов страны, издавая определенные законодательные акты.

Лица могут быть, как гражданами, так и организациями. Вторые занимаются самостоятельным исчислением величины налогового отчисления, которая в течение года отправляется в бюджет в виде платежей авансового характера, а затем остатка от полагающейся государству суммы.

Вычисление размера будущих выплат производится на основании данных о двух следующих значениях:

  • финансовой базы, с которой ведется расчет;
  • ставки налогообложения, актуальной для конкретного региона и плательщика.

Если налогоплательщик представлен какой-либо организацией, то он обязан отправлять средства в казну несколько раз в год, обычно это происходит:

  • через первые три месяца;
  • в полгода;
  • девять месяцев;

К списку облагаемых объектов Налоговый Кодекс Российской Федерации причисляет:

  • автомобили;
  • транспорт гусеничный;
  • воздушные суда;
  • водные суда, моторные и парусные;
  • троллейбусы и автобусы;
  • мотоциклы и прочие средства передвижения, прошедшие законодательную регистрацию.

Ставка для искомого отчисления регулируется правовыми актами, изданными на региональном уровне каждого субъекта, при этом доступно их самостоятельное дифференцирование, без вмешательства федеральных структур. Однако изменять величину ставок, уменьшая или увеличивая их, можно лишь в рамках, установленных «сверху».

Базой для изменения ставки по транспортному налогу может стать:

  • вместимость транспортного средства валовая;
  • степень мощности мотора;
  • конкретный тип транспортного средства, к которому имеющийся у вас объект для передвижения будет относиться;
  • дата его сборки.

Определить количество лет, прошедших с момента выпуска каждого средства, можно лишь на начало каждого года, то есть первое число января месяца.

Налог для игорного бизнеса

Обложению подлежит получение выигрыша в результате работы предпринимателей в области различных направлений деятельности, направленной на получение компаниями средств под видом:

  • оплаты проведения игровых азартных мероприятий;
  • различных призов;
  • поставленных пари.

Этот бизнес сам по себе представлен парой процессов, касающихся игровых мероприятий:

  • их организации;
  • дальнейшего проведения.

При этом используется соответствующая атрибутика, например:

  • столы для игр;
  • ставки на тотализаторе;
  • автоматы электрические;
  • ставки, принимаемые в конторах у букмекеров.

Плательщиками игрового налога являются компании, занимающиеся деятельностью по организации и реализации игр. Облагаются налогами не поступающие к компаниям средства, как могут подумать неопытные в законодательной области персоны, а предметы, с помощью которых бизнес реализуется, то есть:

  • стол для игр;
  • автомат игровой;
  • отделение букмекерское, где ведется прием средств, являющихся ставками;
  • отделение тотализатора, где ведется прием средств, являющихся ставками,
  • процессинговые центры для обоих наименований.

К каждому из указанных выше наименований применяется конкретное правило: до проведения установки, их необходимо зарегистрировать, уложившись в срок, определенный законодательством – за 2 рабочих дня до установки, выходные и праздники не считаются. Рабочие дни могут идти не подряд.

Регистрационный процесс проводится специалистами налоговой инспекции, после того, как владелец игорного бизнеса подаст соответствующее по форме заявление в отделение, к которому принадлежит согласно месту проведения деятельности.

Если игорные объекты дополняются или наоборот, выводятся из работы, также необходимо своевременно оповещать органы, следуя аналогично установленному ранее сроку, то есть за два рабочих дня до вступления изменений в силу.

Если в конкретном субъекте страны не произведено определение размера ставок, по которым облагается игорный бизнес, тогда тариф применяют минимальный.

Налоговой базой по сбору является совокупная величина объектов, применяющихся для организации игр.

Режимы налогообложения специализированные

Помимо общей системы налогообложения, находясь на которой организации должны производить выплаты по всем вмененным им налоговым отчислениям, существует также перечень специализированных режимов, которые позволяют избежать выплаты большинства налоговых сборов, заменяя их одним или несколькими платежами. Давайте рассмотрим их подробнее.

Режим 1. ЕНВД – единый налог на вмененный доход, применяется для некоторых разновидностей деятельности предпринимателей, такой как:

  • торговля, осуществляемая в розницу;
  • организация питания общественного характера;
  • ветеринарное лечение;
  • предоставление услуг бытовой направленности;
  • обслуживание автотранспортных средств, техническое, помывка, а также ремонт;
  • рекламные услуги, их размещение и распространение;
  • услуги по предоставление под аренду торговых площадей, а также территорий земельных;
  • транспортировки пассажирские и грузовые;
  • предоставление мест под стоянку.

Режим 2. УСН – упрощенная система обложения налогами, применяется для юридических лиц, предпринимателей индивидуальных, которые стартуют на рынке с различной деятельностью коммерческой направленности. Они могут отказаться от общей системы обложения в пользу этого специализированного режима.

Чтобы возможность по применению УСН была доступна, необходимо компании-соискателю режима соответствовать следующим характеристикам:

  • до ста человек в штате;
  • доход составляет менее 150 миллионов российских рублей;
  • остаточная стоимость также составляет 150 миллионов;
  • доля компании в сторонних организациях составляет не более четверти;
  • компания на УСН не может иметь филиалы.

Компания может переходить на упрощенную систему обложения в том случае, если в год подачи заявления о переходе получила доход менее 112,5 миллионов российских рублей.

Режим 3. ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Это специализированный режим, подходящий для компаний, производящих хозяйственной направленности товары.

Подвергаются обложению налоговыми отчислениями следующие наименования продукции:

  • растениеводческие товары;
  • относящиеся к хозяйству сельскому и лесному;
  • животные продукты;
  • продукты, полученные в результате рыбного фермерства и прочие ресурсы.

Выплаты по сбору совершают производители сельскохозяйственных товаров, кроме того организации, предоставляющие различные услуги производителям искомой сферы.

Те компании, которые не имеют отношение к производству сельхоз продукции, а только проводят обработку первичную и последующие ее этапы, не могут претендовать на работу по ЕСХН.

Режим 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Это специализированная система, которая применяется в случаях, когда выполняются заключенные согласно закону соглашения, касающиеся раздела продукции.

Эта разновидность выгодна к применению:

  • инвесторам;
  • государственным структурам.

Для первой группы лиц выгода состоит в удобных условиях по денежным вкладам в процессы:

  • по поиску полезных ископаемых;
  • их добыче.

Государственная структура же получает гарантированную прибыль от производимой деятельности.

Соглашение, являющееся основанием для применения данного режима должно соответствовать списку некоторых характеристик:

  • заключаться после того, как был проведен аукцион, предоставляющий права на использование и поиск полезных ископаемых;
  • предоставлять государству долю определенного размера, в 32% от всей продукции, произведенной ранее;
  • если показатели эффективности инвестиционного характера повышаются, то доля, принадлежащая государству, увеличивается соответственно.

Видео – Налоги РФ

Подведем итоги

Налоговая система Российской Федерации представлена сборами, уходящими в бюджеты разного уровня, направленными на наполнение казны государства, а также осуществление различных функций иного характера.

Плательщиками по налогам являются лица физические и юридические, простые обыватели и отечественные организации. Помимо основных налоговых сборов присутствуют дополнительные разновидности, по факту представленные повышенными ставками по уже существующим направлениям, например, налог на роскошь, применяющийся к особенно дорогим машинам или квартирам.

Знать налоговое законодательство должен каждый сознательный гражданин, чтобы не приобрести статус неплательщика и не получить обязательство по выплате дополнительных штрафных санкций.

C точки зрения формирования налоговой базы различают прямые и . Прямые налоги напрямую зависят от доходов и имущества налогоплательщика. Это, например, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Косвенные налоги не связаны с доходами компании. Они устанавливаются как надбавка к цене товаров и незаметны для плательщика. Этот налог закладывается предприятием в отпускную цену и уплачивается в пользу государства. В числе косвенных налогов, например, НДС или акцизы.

Федеративное устройство РФ обуславливает выделение видов налогов по территориальному признаку. Разделяются федеральные налоги, которые подлежат к уплате на всей территории РФ; налоги субъектов РФ, зачисляемые в региональный бюджет; муниципальные налоги, которые остаются в бюджете муниципальных образований.

В зависимости от категории налогоплательщика разделяют налоги и юридических лиц (компаний и ИП). Некоторые взимаются исключительно с физических лиц (налог на наследство), другие - с юридических (налог на прибыль). Некоторые налоги действуют в отношении двух групп - например, земельный налог.

Налоги для физических лиц

В России физлица платят налоги на доходы (НДФЛ), налоги при покупке или продаже имущества, налог на имущество, охоту, рыболовство, скважину, на подакцизные товары, личный транспорт, земельный доход.

Самым распространенным является налог на доходы или НДФЛ. Налоговой базой в данном случае выступают совокупные доходы, которые получены в отчетном периоды. Это может быть заработная плата, доходы от сдачи имущества, от репетиторства, доходы от продажи транспортного средства и пр.

Если речь идет о зарплате, то работодатель в большинстве случаев выступает в качестве налогового агента и переводит НДФЛ в бюджет самостоятельно. Зарплатные доходы облагаются по стандартной ставке 13% для резидентов (граждан России) и 30% - для нерезидентов.

Стоит отметить, что ИП, которые применяют ОСНО также платят НДФЛ на полученную прибыль от предпринимательской деятельности.

На некоторые доходы установлена повышенная ставка налога 35%. Это актуально для доходов по вкладам со ставкой, превышающей на 5% ставку рефинансирования ЦБ РФ.

Также налог в размере 9% необходимо заплатить от полученных дивидендов.

Налоги для юридических лиц

Налоги, которые платят организации и ИП зависят от применяемого ими налогового режима. Так, компании на ОСНО обязаны уплачивать все действующие в РФ налоги - НДС, налоги на прибыль и на имущество организаций. Базовая ставка налога на прибыль - 20%, в некоторых регионах установлены сниженные ставки. НДС закладывается в цену товара и уплачиваются по ставкам 18%, 10%, 0%. Налог на имущество относится к числу региональных и платится по ставке не более 2.2%.

В ИП и компаниях на ОСНО указанные налоги заменены на один - единый налог с базовыми ставками 6 с доходов или 15% с прибыли.

Также некоторые обязаны уплачивать акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налоги на игорный бизнес, транспортный налог, водный налог.

Налоговая система Российской Федерации содержится в едином документе - Налоговом кодексе РФ. В нем содержатся субъекты налоговых отношений, ответственность за нарушения налогового законодательства, порядки расчета налогов, а также виды налогов, существующих в России.

Инструкция

На сегодняшний день в Российской Федерации существует несколько видов налогов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогом относится налог на добавленную стоимость - косвенный налог, являющийся формой изъятия в государственный бюджет части стоимости товара, услуги или работы, создаваемой на всех стадиях производства; акцизы, установленные на преимущественно на предметы, предназначенные для массового потребления; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина; водный налог и сборы за пользование объектами водных ресурсов и объектами животного мира.

Второй вид налогов, установленных в Российской Федерации - региональные налоги. К ним относятся налоги на имущество организаций - налог на движимое и недвижимое имущество, в том числе и переданное во временное распоряжение, владение или пользование; налог на игорный бизнес, взимаемый с организаций, имеющих предприятия, занимающиеся подобной деятельностью; транспортный налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств, причем его плательщиками могут быть не только физические лица, включая в свое число индивидуальных предпринимателей, но и юридические лица.

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины , то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямые икосвенные .

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.



2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации , то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания , разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета :
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы :
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

Основание Налог Сбор
1 Цель поступления в бюджет Не имеет определенного целевого назначения Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2 Законодательное установление Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3 Регулярность уплаты Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4 Время уплаты Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5 Окончание платежей Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги Платится один раз
6 Расчет суммы Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы Сума зафиксирована и является равной для всех
7 Подход законодателя Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8 Последствия уплаты Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9 Последствия неуплаты Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10 Форма Исключительно денежная Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной