« Путешествие по Древней Греции» – история, уроки. Занимательные вопросы и задания для внеклассной работы по истории «В зимнее время»

Ребят, помогите... Ни кто не знает.. Мы по истории прошли монголо-татар ну и что вы думаете? Нам задали написать 10 татарских слов которые и сейчас

используется. К примеру! Я знаю это не так пример: стул это татарское слово и оно используется у нас. Помогитее

"СССР" ПОЖАЛУСТО ПОМОГИТЕ: 1)почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел посвященный эвакуации людей и предприятий 2)кто

3) план "барбарисе"- это

4)кто был председателем СНК во время войны

5)кто возглавил совет эвакуации во время войны

6)что использовалось для перестройки экономики на военный лад

7)причины побед советских войск под Сталинградом

8)с кем не воевал СССР в годы великой отечественной войны

9)причины срыва плана немецкого наступления на Курск

10)какое сражение во 2-й мировой войне остановило наступление фашистов

кто мог бы сказать о себе такие слова? по какому поводу? 1.Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот

Чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: "Не унывай и не бойся! Ребёнок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них! " 2.Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на всё , вплоть до убийства. 3. Имя мое Адамат, что значит "Пожирательница", Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся.

Помоги,отвечать кратко 1. Кто возглавлял русское войско на поле Куликовом?

2. Кто сразился с Челубеем на поле Куликовом, чем закончился поединок?
3. Кого из иноков послал преподобный Сергей Радонежский с Дмитрием Донским на Куликовскую битву?
4.Кого разбил на Чудском озере Александр Невский?
5.Какое первое воинское звание присвоили Александру Суворову?
6. За что получил первый орден Фёдор Ушаков и какой?
7. Через какие горы в Европе перешла русская армия во главе с Суворовым?
8. Какой первый героический поступок совершил юный кадет Федя Ушаков?
9. Сколько всего русских кораблей было потеряно, когда флотом руководил Ушаков?
10. Кто возглавлял русский флот при взятии острова Корфу?
11. Каким именно высоконравственным, достойным поведением отличалась русская армия от жестокой турецкой во время войны с Францией в конце 18 века?
12. Назвать самый высший флотоводческий орден введённыйсо времени второй мировой войны.
13. Орден которым награждаются офицеры военно-морского флота, со времёнвротой мировой войны, за умелую и хорошую организацию обеспечившие боевой успех.
14. Кто из русских князей возглавлял ополчение в смутное время в начале 17 века?
15. Кто и в каком городе Руси публично и всенародно призвал выступить ополчением против смуты и польской интервенции в начале 17 века?
16. кто возглавлял русскую армию во время войны в Наполеоном в 1812 году?
17. Назвать русского православного воина, прославленного в лике святых мучеников во время современной войны с чеченскими бандитами?
18. Назвать имя русского православного священника-настоятеля храма в честь Архистратига Михаила г. Грозный, зверски убитого чеченскими боевиками.
19. Как должен относиться к врагам своего отечества русский православный воин?
20. Сколько лет было Суворову, когда он когда он возглавляя русскую армию переправился через Альпы?
21. Какое первое сражение выиграл командующий флотом контр-адмирал Ушаков?
22. Какую первую победу принёс всему русскому флоту Ушаков, командуя только лишь его авангардом?
Кто хочет тот отвечает,кто не хочет тот не отвечает

Учитель истории и обществознания МОУ

«Яшкульская многопрофильная гимназия»

Берикова Надежда Бадаевна

Тема урока « Путешествие по Древней Греции»

Цели и задачи урока:

Образовательные: выявить качество и прочность знаний по теме и умение их использовать на практике;

Развивающие: дальнейшее развитие умений формулировать свои мысли, отбирать главное, активизация мышления, памяти, эмоций;

Воспитательные: развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи сверстников, своего коллектива.

Тип урока : обобщающее повторение.

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточные листы, таблица «Древняя Греция», текст с ошибками.

Ход урока.

I Оргмомент

II Урок начинается с вводного слова учителя

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Древней Греции. На пути вас ждет множество препятствий в виде различных заданий. Успешно справиться с ними вам помогут знания, полученные на уроках истории по теме «Древняя Греция». Итак, для начала вспомним, каково же географическое положение этого государства.

Работа с картой.(с.113)

Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова

Каким знаком на карте на карте обозначены границы и название главных областей Греции? (красной линией)

Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским)

Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины)

Назовите самый большой остров, бывший частью Греции? (о-в Крит)

Какой город является современной столицей Греции? (Афины)

Опишите природные условия Древней Греции? Как вы думаете, чем занимались древние греки?

Почему вы сделали такой вывод?

Сообщение уч-ся . Греция со всех сторон окружена морем. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные для мореходов бухты. С детских лет греки учились плавать, обращаться с веслами, ставить парус, бороться с волнами.

Греция - страна горная. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции – Олимп – расположена на северо-востоке. Греки верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было много полезных ископаемых: руды, глина и разнообразные породы строительного камня. В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало. Реки Греции непригодны для орошения полей, садов и огородов. Меж тем дожди в Греции идут в основном зимой, летом они очень редки. Земледельцы Греции страдали от засухи.

Отличия от природы Египта.

Вывод: Греция – бедная страна, в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время ее природные условия благоприятствовали развитию ремесел, мореплаванию, рыбной ловле.

Первый этап. Историческая разминка .

    Как называли себя древнейшие греки во II тысячелетии до н.э.? (ахейцы)

    Природа разделила Грецию на …. части. (3)

    Южная часть Греции называется? (Пелопоннес ).

    Самый богатый и могущественный город Древней Греции? (Микены )

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр)

    Второе название города Троя (Илион ).

    Военным вождем троянцев был (Гектор ).

    Самым храбрым воином был (Ахилл ).

    На родине, Одиссея долгие годы ждала жена (Пенелопа ).

    Создатель поэмы «Одиссея» (Гомер ).

Учитель Итак, мы с вами не попадем впросак, зная что нас ждет в этой удивительной стране. Но все же не помешает вспомнить исторические термины, связанные с Грецией. Итак, будьте внимательны, я называю определение, а вы называете термин, который к нему относится.

2 этап. Терминологический диктант.

1. Греческий город-государство (Полис)

2. «Власть народа», или народовластие (Демократия)

3. Совет знати в Афинах (Ареопаг)

4. Здание со множеством запутанных ходов (Лабиринт)

5. 9 правителей (Архонты)

6. Командующий греческим войском и флотом (Стратег)

7. Рабы Спартанского государства (Илоты)

8. Краткая, яркая и точная речь (Лаконичная)

9. Все свободные жители Афин (Граждане)

10. Орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин (Народное собрание)

Разминка « Цифры и факты»

Ведущий поочередно раскладывает перед командами карточки с цифрами. Команды должны сообщить факты из истории Древней Греции, связанные с этими цифрами.

776 г. до н.э. – в Греции состоялись первые Олимпийские игры.

594 г. до н.э. – избрание архонтом Солона

490 г. до н.э. – Марафонская битва

1200 г. до н.э. – Троянская война

480 г. до н.э. – Саламинская битва

42 км – расстояние от Марафона до Афин, которое пробежал афинский воин, чтобы сообщить о победе над персами.

16 – македонская фаланга состояла из 16 рядов.

12 - столько подвигов совершил Геракл.

10 – столько лет шла война между греками и троянами.

7 – столько девушек и юношей посылал Эгей на остров Крит в дар Минотавру.

3 Этап. Историческая перестрелка. Задания командам

Вопросы 1 команде

1. Сообщение уч-ся. « Полисы Древней Греции»

2. Выполнение задания «Графический диктант»

    Аттика – область в Северной Греции.

    Главный город Аттики – Афины.

    Главным занятием жителей Аттики было земледелие.

    На склонах холмов Аттики, как и повсюду в Греции, выращивали виноград.

    Власть в Афинах принадлежала знати.

    Демос участвует в правлении Афинами.

    На участках знатных людей стоял долговой камень.

    На холме. Посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг.

    Ежегодно из числа богатых и знатных афинян ареопаг избирал девять правителей-архонтов.

    В Афинах были рабы должники.

    Законы Солона положили начало греческой демократии.

    Крестьяне, ремесленники, торговцы входили в состав аристократии Афин.

3. Организация власти в Афинах.

Вопросы 2 команде «Реформы Солона»

1. Работа с историческим документом.

2. Найти соответствия.

I. Афины до Солона

II. Афины после реформ Солона

    Демос и аристократия.

    Аристократическая республика.

    Народ получал возможность участвовать в управлении государством.

    Народное собрание свободных граждан-мужчин выбирало архонтов.

    Архонтом мог стать богатый, но незнатный человек.

    Судили по обычаям, законов не было.

    Первые законы создал Дракон.

    Создан народный суд.

    Главные вопросы решало народное собрание.

    Заложены основы демократии.

Внимательно прочтите выписку из законов Солона.

Как вы считаете? в чьих интересах Солон провел свою реформу?

Почему он это сделал?

Назовите перемены в управлении Афинами.

Вопросы 3 команде

«Спартанское государство»

    «Найди ошибки и исправь»

Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

2. Найти соответствия. I. Афины. II. Спарта.

    Законы Солона.

  1. Лаконика.

  2. Совет старейшин.

    Мессения.

    Рабы-чужеземцы.

    Не было торговли.

  3. Черные и белые камешки использовали в суде.

    Что собой представляло спартанское государство?

Учитель . Следующий конкурс «Черный ящик» или «Кому это могло принадлежать?»

В нашем бюро находок накопилось много разных вещей, и поскольку долгое время хозяева их не объявляются, то решено их раздать тем, кто знает, кому они принадлежат, для чего служили, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Команды поочередно называют чьи это вещи.

Черная ткань.

Это ткань для парусов Тесея. Отправляясь на бой с Минотавром, он обещал своему отцу Эгею в случае победы заменить черные паруса на белые, но забыл это сделать. Увидев черные паруса, Эгей сбросился со скалы в море. С тех пор море зовется Эгейским.

Камень, завернутый в ткань.

Титану Кроносу предсказали, что его лишит власти собственный сын. Всех детей, которых рожала его жена Гея, Кронос тут же проглатывал. Когда она родила Зевса, то вместо младенца отнесла ему завернутый в пеленки камень. Кронос проглотил его. Так был спасен Зевс.

Пакет сока «Нектар»

Напиток богов на Олимпе.

3 яблока

Эти яблоки вечной молодости, которые Геракл добыл в саду Гесперид.

Соль.

Греки решили отправиться в поход на Трою. Только Одиссею не хотелось покидать прекрасную Пенелопу. Притворившись помешанным, он запряг в плуг осла и вола и стал пахать свои поля и засевать их солью. Однако его хитрость разгадали.

Воск.

Проплывая мимо острова сирен – полуптиц, полуженщин, которые свои сладким пением заманивали мореходов и пожирали их, Одиссей приказал заклеить уши товарищей воском. Сам же привязался веревкой к мачте, чтобы послушать сирен и уцелеть.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ

1. В VII в. до н.э. Греки стали переселяться в другие страны. Почему?

Назовите причины переселения греков в другие страны.

Не хватало плодородных земель для простых греков

Не хватало продуктов питания

Борьба знати и демоса

Развитие торговли

    ЧТО ТАКОЕ «ЭЛЛИНСКИЙ МИР»?

    Какие признаки раскрывают это понятие?

Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом где бы ни жили греки – они говорили на одном языке. Пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, Грецию – Элладой. Так формировался «Эллинский мир»

3. Греко-персидские войны. Сравните 3 битвы. Что между ними было

общего, в чем было различие?

Марафонская битва

Фермопильское сражение

Бой у Саламина

    Мужество, храбрость греческих воинов

    Греки защищали свою Родину.

    Талант греческих стратегов (Мильтиад, Фемистокл)

Различие

Победа греков

Помощь жителей Платеи

Впервые над персами одержана победа

Поражение греков Предательство

Победа греков

30 греческих государств объединило свои силы в борьбе с врагом.

Создание сильного военного флота

Почему Греция – небольшая по размерам страна сумела дать отпор моущественной Персидской державе?

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять вою независимость.)

Закрепление материала.

1. Заполнить таблицу «Древняя Греция»

Расположение

В Европе, в южной части Балканского полуострова

р. Еврот

Эгейское, Ионическое

Правители

Тесей, Солон, Леонид

Зевс, Посейдон, Аид, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Деметра, Дионис, Гефест, Арес, Гермес.

Письменность

алфавит

Литература

Миф о Дедале и Икаре, «Илиада», «Одиссея», Сказания о троянском коне, Миф о Пелопсе

Дали миру

Олимпийские игры, алфавит, фрески

2. Найти соответствие.

    Особенности европейских цивилизаций.

    Общее с народами Востока.

    Первые государства появились во 2 тыс. до н.э.

    Государства возникали там, где были плодородные земли и вода.

    Государства много воевали.

    Возникла письменность.

    Появление религии и веры в загробную жизнь.

    Обработка металлов.

    Военный флот.

    Погибли от извержения вулкана.

    Завоеваны другими народами.

    Использовали труд рабов.

    Имели легенды и мифы.

Учитель . Вот и завершается наше путешествие по Древней Греции. Мы с вами преодолели последнее препятствие, заполнили таблицу «Древняя Греция». На основании таблицы, и повторения, скажите что общего вГреции и во всех странах Древнего востока и в чем различие.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

Сценарий КВН для 5-х классов

I. Приветствие команд.

Каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему, обращается с приветствиями к болельщикам, соперникам или судьям.

II. Конкурс «Разминка».

Каждой команде задается пять вопросов по истории стран Древнего Востока и Греции. На подготовку ответов отводится 1 минута.

Вопросы команде «Олимпийцы» (5 «А»):

  1. Какой дикий зверь стал источником жизни для многих поколений жителей Азии? (Тигр)
  2. В какой стране на гербе помещено изображение трех львов? (В Индии)
  3. Когда в Древней Греции никто не воевал? (Во время Олимпийских игр)
  4. Какого мыслителя древности называли «Просветленным»? (Будда)
  5. На какой день творения по Библии Бог создал человека? (на шестой)

Вопросы команде «Спартанцы» (5 «Б»):

  1. В какой стране находилась самая длинная стена? (В Китае)
  2. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке Ашшурбанапала)
  3. Какую войну выиграла одна лошадь? (Троянскую войну)
  4. Какой город в древности современники называли «городом крови» и «городом обмана»? (Ниневия)
  5. Кто был отцом Геракла? (Зевс)

Вопросы команде «Титаны» (5 «В»):

  1. В какой стране появилось выражение «писать с красной строки»? (В Египте)
  2. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (Арабские, изобрели в Индии)
  3. Из-за какой женщины началась Троянская война? (Елена)
  4. Где были изобретены бумага и фарфор? (В Китае)
  5. Кого бог сотворил раньше – мужчину или женщину? (мужчину)

Подсчет результатов: за каждый правильный ответ начисляется один балл.

III. Конкурс “Сделай сам”.

От каждой команды выбирается по два человека, которые на время из различных предметов (палки, веревки, камень и т. д.) должны сделать орудие труда.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота, аккуратность исполнения работы.

IV. Конкурс “Мумия”.

От каждой команды выбирается по два человека. На время (кто быстрее) один человек из команды должен обмотать другого участника своей команды туалетной бумагой, т. е. превратить в “мумию”.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота, аккуратность исполнения.

V. Конкурс капитанов.

Каждый капитан поочередно называет слова, относящиеся к истории древнего Египта. Капитан, который совершил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто назвал больше слов. Капитан имеет право обратиться один раз за помощью к болельщикам или к своей команде.

Подсчет результатов: победитель получает три балла.

VI. Конкурс “Наскальная живопись”.

Участник команды за 10 мин. должен нарисовать какое-нибудь древнее ископаемое животное, на которое охотился первобытный человек.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота и художественное исполнение рисунка.

VII. Конкурс болельщиков.

Болельщикам загадываются загадки. Тот из болельщиков, кто наберет больше правильных ответов, получает приз - значок «Мудрую сову».

VIII. Конкурс “Бюро находок».

Ведущий объявляет о том, что в «Бюро находок» накопилось много разных вещей. Эти вещи надо вернуть тем, кому они принадлежат, а заодно вспомнить для чего служили эти вещи, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Для команды «Олимпийцы» (5 «А»):

  1. Черная ткань. (Это ткань для парусов Тесея. Отправляясь на бой с Минотавром, он обещал своему отцу Эгею в случае победы заменить черные паруса на белые, но забыл это сделать. Увидев черные паруса, Эгей бросился со скалы в море. С тех пор это море зовется Эгейским.)
  2. Камень, завернутый в ткань. (Титану Крону предсказали, что его лишит власти собственный сын. Как только у его жены Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Когда Рея родила Зевса, она решила обмануть супруга и отнесла ему вместо младенца завернутый в пеленки камень. Крон не заметил подмены и проглотил камень. Так был спасен Зевс.)
  3. Пакет сока «Нектар». (Напиток богов на Олимпе.)

Для команды «Спартанцы» (5 «Б»):

  1. Лошадь. (После десяти лет осады Трои греки пошли на хитрость, которую придумал Одиссей. Греки сделали вид, что уплывают из-под стен Трои, а в своем лагере оставили для троянцев подарок – огромного деревянного коня. Троянцы внесли коня в город. Для того, чтобы он пролез в ворота, пришлось разобрать часть городской стены. Ночью же, когда город спал, открылась дверца в брюхе коня. Внутри его прятался отряд во главе с Одиссеем. Так захвачена была древняя Троя.)
  2. Три яблока. (Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада на краю света. Эти яблоки давали человеку вечную молодость.)
  3. Молот и клещи. (Это орудие труда неутомимого труженика бога – кузнеца Гефеста.)

Для команды «Титаны» (5 «В»):

  1. Сандалии с крылышками. (Такая обувь была у посланца богов Гермеса, чтобы он мог мгновенно перенестись в любое место.)
  2. Клубок ниток. (Когда Тесей направился в лабиринт, чтобы сразится с чудовищем Минотавром, Ариадна – дочь царя Микен Миноса – дала ему меч и клубок ниток, чтобы Тесей, разматывая клубок ниток, мог найти обратный путь из лабиринта.)
  3. Трезубец. (Бог морей Посейдон в руках держал трезубец, которым волновал море.)

Подсчет результатов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

IХ. Домашнее задание.

Каждой команде надо было инсценировать один из мифов Древней Греции .

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается исполнение, содержание, костюмы, артистизм.

X. Общий подсчет результатов.

Объявление команды-победительницы.

Награждение самого знающего болельщика почетным дипломом «Лучшему ученику богини Клио».

Задания для конкурса болельщиков

Загадки

В долинах Нила вырос он,

И солнцем и водой взращен.

Его с трудом в Египте рубят,

Кладут затем все вместе в ряд

И много лет затем хранят. (Папирус. )

Это чудное созданье

Сделано нам в назиданье

Египтянами давно.

Славится века оно.

Пирамиду охраняет,

Видом всех своим пугает. (Сфинкс.)

Ему построили в угоду

Гробницу, что стоит сейчас.

И видят все ту пирамиду.

Она всех выше без прикрас! (Пирамида Хеопса .)

Царь в Азии когда-то жил

Могущественным, властным слыл.

Законы первым учредил

От рабства подданных всех защитил. (Царь Хаммурапи .)

На восточном побережье

Моря Средиземного

Государство моряков

Было очень древнее.

И чтоб им торговать,

Просто стали се писать.

Кто же знал? Их алфавит

Все народы покорит. (Финикия .)

Назови-ка ты всем сам,

Первый из людей …. (Адам .)

Этих слуг повсюду гнали,

Жить в деревне запрещали.

Те в лачугах жалких спали, на судьбу свою роптали. (Неприкасаемые .)

Много Одиссей страдал,

Многих чудищ он познал.

Назови-ка ты одно,

На змею похожее

И с собачьей головой,

Да с шестью, а не одной.

И зубов там три ряда.

Не погиб герой тогда,

Когда та змея чуть было

Их корабль не проглотила. (Сцилла. )

Скажи-ка, что это за пес,

Что царство мертвых охраняет?

Кто без Аида вход найдет,

Того чудовище съедает. (Цербер .)

Как называли власть такую,

Когда народ на должность избирал,

А тот кого он выбирал,

Перед людьми отчет держал? (Демократия. )

Как область Греции назвали,

Где нет нигде большой реки.

И хлеба всем там не хватало.

Оливы на горах росли.

Там главный город греков был –

Он знаменитостью прослыл? (Аттика .)

Знать совет свой создала,

Управляла всем всегда.

Как же звался тот совет –

Выдай правильный ответ. (Ареопаг. )

Архонтом избран был,

Жестоким и коварным слыл,

Законы написал,

В них смертью всех карал. (Драконт .)

Есть остров в море-океане,

Где злые чудища живут.

Они певуньями слывут.

Кто к ним на остров заплывет,

Назад домой не попадет. (Сирены .)

Он уваженье всех снискал

За то, что был умен и честен.

Отечество свое он спас

От разоренья земледельцев.

Он рабство греков отменил

И демосу власть подарил. (Солон .)


Занимательные вопросы и задания для внеклассной работы по истории

Вопросы

1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге ?

2. Когда в Древней Греции никто не воевал?

3. В какой библиотеке были несгораемые книги?

4. Когда вулкан помог людям?

5. Когда войну выиграла всего одна лошадь?

6. В каких странах были длинные стены?

7. Когда в истории в особом почете была обувь?

8. Когда и кем открыто, восхвалялась глупость?

9. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»?

10. Кто «основал» государство, которого никогда не было?

Ответы

1. Бумага и фарфор были изобретены в Китае.

2. В период Олимпийских игр.

3. В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги.

4. В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос.

5. Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско.

6. В Китае – Великая к итайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами.

7. Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака».

8. В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости».

9. В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей».

10. Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»

Вопросы

11. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

12. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели?

13. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам?

14. Кто был изобретателем печатного станка?

15. По какой лестнице никто никогда не ходил?

16. Когда в истории воевали цветы?

17. Как называлась самая продолжительная война в мире?

18. Кто первый из европейцев морским путем достиг берегов Индии?

19. Как называлось восстание крестьян во Франции по самому распространенному мужскому имени?

20. Кому принадлежат изречения: «Государство – это я», «Прав у подданных нет, есть лишь одни обязанности?»

Ответы

11. Это разные названия одного города.

12. В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские».

13. Елизавета I.

14. Иоганн Гуттенберг.

15. По феодальной.

16. В Англии, междоусобная война между феодальными родами Белой и Алой розы.

17. Столетняя война между Англией и Францией 1337–1453 гг.

18. Васко да Гама.

19. Жакерия.

20. Людовик XIV.

Вопросы

21. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана?

22. Ян Гус и римский папа были противниками или союзниками?

23. Как назывался по-древнеславянски хлеб?

24. Каждые 10 тыс. воинов назывались у монголов «тьмою», а во главе их стоял…

25. Система мер правительства Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян?

26. Верхняя одежда на Руси, называвшаяся заимствованным у татар словом.

27. У какого русского города был «злой характер»?

28. Откуда произошло слово «брюки»?

29. Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства?

30. Какую фамилию носил Петр I?

Ответы

21. Жанны д ´ Арк.

22. Противниками.

23. Жито.

24. Темник.

25. Опричнина.

26. Армяк.

27. У Козельска, татары-монголы прозвали его «злым городом» за отчаянное сопротивление, оказанное им в течение 11-ти недель.

28. Шерсть и сукно, из которых шилась эта одежда, производились в городе Брюгге.

29. Вена.

30. Он из рода Романовых.

Вопросы

31. О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю?

32. Какой город «стоит обедни»?

33. Что такое «греческий огонь»?

34. Какой русский царь любил плотничать?

35. Какая ракета мчалась со скоростью 6–8 км/ч?

36. Кто был королем «денежных мешков»?

37. У каких людей были круглые головы?

38. Кто и о ком сказал: «Он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой»?

39. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»?

40. Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто это?

Ответы

31. Учение Николая Коперника перевернуло представление о мире. До этого считалось, что все планеты, в том числе и Солнце, вращаются вокруг Земли.

32. Генрих IV так сказал о Париже, когда переходил из одной веры в другую, чтобы получить престол.

33. Горючая жидкость, которую византийцы использовали в сражениях против арабов и славян.

34. Петр I.

35. Первый паровоз, изобретенный Стеффенсоном, назывался «Ракетой», его скорость и была первоначально 6–8 км/ч.

36. Луи Филипп во Франции выражал интересы финансовой буржуазии.

37. Сторонники парламента в Англии в 1642 г. одевались просто, не носили париков, и их прозвали за это «круглоголовыми».

38. А. В. Суворов о М. И. Кутузове после взятия Измаила.

39. Александра II.

40. В Чехии в XV в., Ян Гус и Ян Жижка.

Вопросы

41. Когда Русью правил «денежный мешок»?

42. Когда в военной истории опасность представляла свинья?

43. Как проехать из Дерпта в Юрьев?

44. Какую станцию железной дороги в России называют по имени отчеству?

45. Как по-славянски называлась община?

46. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»?

47. Кто был назван «бунтовщиком хуже Пугачева»?

48. Как назывался журнал, главным редактором которого являлась Екатерина II?

49. Где и когда можно было встретить «псов господних»?

50. Когда в истории в особом почете была метла?

Ответы

41. В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок».

42. В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньей».

43. Разные названия одного города.

44. В Сибири станция «Ерофей Павлович» названа в честь русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова.

45. Вервь.

46. Алексей Михайлович.

47. Н. А. Радищев за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

48. «Всякая всячина».

49. Так называли членов ордена иезуитов, основанного в 1540 г. испанским дворянином Игнатием Лойолой. Они появились и в Европе.

50. В России в XVI в. при Иване Грозном в период опричнины. Отличительным знаком опричника были собачья голова и метла, что значило: как собака вынюхивает врагов и выметает их метлой.

Вопросы:

51. Кто правил раньше: Генрих IV Бурбон или Генрих VII Тюдор?

52. Когда в России правил Кровавый царь?

53. Правитель, какого огромного по территории государства жил в «сарае»?

54. Где жили «грызуны» и «оборванцы»?

55. Что такое «арабески»?

56. Два исторических деятеля России были земляками, имели одинаковую судьбу. Их разделяет период в сто лет. Кто это?

57. В какой стране законодательный орган был самым длинным?

58. Кто сказал эти слова: «Минералы сами на двор не приходят»?

59. Что означает выражение «Зарубить на носу», какова его история?

60. В честь, каких важных исторических событий построены Храм Василия Блаженного и Христа Спасителя?

Ответы

51. Генрих VII Тюдор правил в Англии в 80-е годы XV в., а Генрих IV Бурбон – во Франции в 70-е годы XVI в.

52. Николай II, в 1894–1917 гг. Его прозвали так за событие 9 января 1905 г., I мировую войну, события на Ходынском поле, связанные с его коронацией.

53. Столица государства хана Батыя находилась на Волге и называлась Сарай-Бату.

54. В XVI в. во Франции было восстание кроканов, или «грызунов». «Оборванцами» называли гезов в период нидерландской буржуазной революции XVI в.

55. Арабский орнамент из геометрических фигур, листьев, цветов.

56. С. Т. Разин и Е. И. Пугачев. Оба родом из Зимовейской станицы на Дону. Разин был предводителем крестьянской войны в России в конце XVII в., Пугачев был предводителем крестьянской войны в России в конце XVIII в. Оба казнены в Москве.

57. Долгий парламент в Англии.

58. М. В. Ломоносов.

59. Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

60. Храм Василия Блаженного – в честь взятия Казани и присоединения к России 2 октября 1552 г., а Храм Христа Спасителя – в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.

Вопросы:

61. Кому и где поставили памятник «Благодарная Россия»?

62. Когда и где заваривали чай прямо в море?

63. Против кого воевали луддиты?

64. Чай, кофе, табак, кукуруза. Что объединяет эти предметы?

65. В какой стране жили «бешеные»?

66. Советский поэт К. Симонов писал в стихотворении, что битва произошла

«на голубом и мокроватом

Чудском потрескивавшем льду

в шесть тысяч семьсот пятидесятом

от сотворения году».

О какой битве он писал? Почему лед был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату?

67. Национальный гимн Франции был сочинен в одном городе, а свое название получил по имени другого города. Почему так получилось? Где и кем сочинен этот гимн? Как он называется?

68. Кто сказал: «Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением»?

69. Что означает выражение «Кричать во всю ивановскую», какова его история?

70. Что общего между названием американского бального танца и восстанием североамериканских колоний против английских налоговых обложений?

Ответы

61. В Москве на Красной площади стоит памятник скульптора И. П. Мартоса в честь князя Д. М. Пожарского и гражданина К. Минина. На памятнике указано, что его воздвигла «благодарная Россия».

62. В 1773 г. английские купцы привезли в Бостон, английскую колонию в Северной Америке, большую партию чая, который был обложен парламентом особым налогом. Бостонцы, переодетые индейцами, напали на корабли и выбросили чай прямо в море. Событие вошло в историю под названием «бостонского чаепития».

63. Луддитами называли разрушителей машин в Англии, следовательно, они воевали против машин и оборудования, установленного на капиталистических предприятиях.

64. Все они проникли в Европу из Нового Света, считались в Европе «колониальными» товарами.

65. Во Франции в период Великой французской революции. В 1793 г. сторонники крайних мер, руководимые Жаком Ру, были прозваны жирондистами «бешеными».

66. Речь идет о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лед был уже немного подтаявший, так как была весна. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. по летоисчислению, принятому в России при Петре I. До этого в России счет лет велся от «сотворения мира», по старому летоисчислению и указана дата сражения.

67. В период Великой французской революции офицер Руже де Лилль в г. Страсбурге за одну ночь сочинил революционную песню. Впервые его исполнил отряд, выступивший из города Марселя. Песня понравилась, получила распространение, ее запела вся страна. По имени города, откуда она стала известна, песня получила название «Марсельеза». Она стала национальным гимном Франции. У С. Цвейга есть новелла об истории создания «Марсельезы», называется она «Гений одной ночи».

68. А. В. Суворов «Наука побеждать».

69. В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.

70. Американский вальс называется «бостон», восстание североамериканских колонистов получило название «бостонское чаепитие»

Вопросы

71. Кто сказал: «Создание своей собственной промышленности – это есть коренная не только экономическая, но и политическая задача»?

72. Как называлась столица древлян, сожженная княгиней Ольгой в качестве мести за убийство ее мужа князя Игоря?

73. Что означало на Руси слово «кутафья»?

74. Что такое «сулицы»?

75. Кто такие были «отроки» в Древней Руси?

76. О ком А. С. Пушкин сказал: «Властитель слабый и лукавый. Плешивый щеголь. Враг труда. Нечаянно пригретый славой», а Вяземский: «Сфинкс, неразгаданный до гроба …»? Кого они имели в виду?

77. Как называлась политика большевиков в годы гражданской войны?

78. Что означает выражение «Тарабарская грамота»?

79. Как звали царя в России, правившего между династиями Рюриковичей и Романовых.

80. Что общего между природным явлением, романом И. Эренбурга и правлением Н. Хрущева

Ответы

71. С. Ю. Витте.

72. Искоростень.

73. Так называли неряшливо одетую женщину на Руси.

74. В XIII в. один из элементов метательного вооружения русских воинов, который часто упоминается в летописях.

75. Младшие члены дружины князя.

76. Александра I.

77. «Военный коммунизм».

78. Особым, секретным способом написанное письмо, употреблялось в тайной переписке XII–XIII вв. В XIX в. тарабарской грамотой пользовались должностные лица, в более позднее время – старообрядцы. Означает «говорить на непонятном для большинства языке».

79. Б. Годунов, 1589–1605 гг.

80. Они имеют общее название «оттепель», т. е. временное потепление, смягчение политического режима: развенчание культа личности Сталина, реабилитации репрессированных и т. д.

Вопросы

81. Кто такие диссиденты?

82. Какая птица на Руси с незапамятных времен стала символом отваги и удали?

83. Какого цвета был первый военно-морской флаг в России?

84. Каких «экзотических» животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы?

85. Кто такая кавалерист-девица?

86. Кто первыми совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Портланд (США)?

87. Когда впервые в ходе Великой Отечественной войны был дан салют победителям?

88. Чем знаменит Дом Пашкова?

89. В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «7 сентября 1812 г. бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав?

90. Какой период русской культуры Н. А. Бердяев в своей работе называет «Русский культурный ренессанс»?

Ответы

81. Люди, выступавшие за соблюдение прав человека, демократизацию общественно-политической жизни в СССР в середине 1960–1980 годов.

82. Сокол.

83. Красно-бело-синий.

84. Верблюдов.

85. Надежда Дурова – участница Отечественной войны 1812 г.

86. Экипаж самолета Героев Советского Союза В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова в 1937 г.

87. 5 августа 1943 г. Москва впервые салютовала победителям артиллерийскими залпами. С этого времени каждая крупная победа отмечалась салютом в столице.

88. Известный русский зодчий 2-й половины XVIII в. В. И. Баженов построил в Москве частный дом, в котором с 1861 г. была размещена первая в Москве публичная библиотека.

89. Оба источника правы, даты в одном случае указаны по старому стилю, в другом – по новому.

90. Серебряный век.

Вопросы

91. Что означает выражение «Сарынь, на кичку!»?

92. Какое животное служило верховой лошадью в шведской армии вXV в., а затем – курьером и полицейским?

93. Какие исторические события запечатлены в картинах В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни».

94. Чем «урочные лета» отличались от «заповедных лет»?

95. Как в России называлась первая печатная книга, вышедшая в 1564 г.?

96. Кто такие Барма и Постник, и чем они знамениты?

97. «Диктатурой сердца», «бархатной диктатурой», «политикой пушистого хвоста и волчьей пасти» называли современники внутриполитический курс… Кого?

98. Баронесса всегда была верна своему лакею. И даже вслед за ним последовала на эшафот. О каких событиях идет речь? Баронесса и ее лакей – кто это?

99. Что означало явление, называвшееся ленд-лизом?

100. Что означает выражение «Красной нитью»?

Ответы

91. Клич при захвате судов. Сарынь – это голытьба. Кичка – передняя часть судна. Грабя богатых, разбойники на Волге и других реках не трогали бедноту. Означает «отойти в сторону, затаиться, не вмешиваться».

92. Лось.

93. Церковный раскол 1653–1656 гг. Расправа Петра I с бунтовавшими стрельцами в 1698 г.

94. «Урочные лета» – сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян. «Заповедные лета» – сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход от одного хозяина к другому в Юрьев день.

95. «Апостол», напечатана Иваном Федоровым.

96. Архитекторы «Храма Василия Блаженного» или Покровского собора «на рву» в Москве.

97. М. Т. Лорис-Меликов.

98. В период Великой французской революции король Людовик XVI пытался выехать из страны под видом лакея. У его жены, Марии Антуанетты, был приготовлен заграничный паспорт на имя баронессы Корф, которая с лакеем отправлялась в Россию. На одной из почтовых станций король был опознан и возвращен в Париж, где он был встречен народом гробовым молчанием. Позднее, в январе 1793 г. король был казнен. На эшафот была отправлена также и Мария Антуанетта.

99. Помощь, оказываемая США СССР в форме поставок оружия, боеприпасов, продовольствия.

100. Выражение вошло в речь нескольких народов из языка английских моряков конца XVIII в. С 1776 г. по приказу адмиралтейства во все канаты английского военного флота вплетали во всю длину каната красную нить. Вытащить ее можно было, только уничтожив сам канат. Флотский канат англичан был узнаваем везде. Употребляется в значении самой сути, постоянной приметы.

Царь-колокол и Царь-пушка

У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый Царь-колокол. Он отлит в Кремле литейщиком Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733–1735 гг. В 1737 г. в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонн. После пожара он находился в яме, и лишь в 1836 году по специально разработанному проекту архитектора Монферрана он был поднят и установлен на постаменте.

Царь-колокол – самый большой в мире. Его вес – 200 тонн, высота – 6,14 м, диаметр – 6,6 метра.

Недалеко от колокола установлен интересный памятник XVI века – Царь-пушка. Отлил ее из бронзы русский мастер Андрей Чохов в 1586 году. Ее вес – 40 тонн, длина – 5 метров 34 сантиметра. Калибр – 890 миллиметров. По калибру это была самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Она отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым приказам XVI века, и предназначалась для обороны Московского Кремля. Лафет и ядра, лежащие около нее, – декоративные, чугунные; они отлиты в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого ее ядра равен 1 тонне.

В Кремле всё привлекает: и златоглавые соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни, превращенные в былые времена мастерами-волшебниками в белоснежное кружево. И, обходя Кремль, мы, конечно, любуемся стенами и башнями, защищавшими москвичей от врагов. Здесь каждая пядь земли – история нашего народа, и поэтому, осматривая достопримечательности древнего Кремля, мы испытываем чувство глубокой гордости за наш народ, нашу державу и нашу историю

СТИХИ

1. Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива.

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

Здесь Иван Васильич Третий

Иго рабства раздробил,

Здесь, за длинный ряд столетий,

Был источник наших сил.

Здесь нашла свою препону

Поляков надменных рать;

Здесь пришлось Наполеону

Зыбкость счастья разгадать.

Здесь, как было, так и ныне –

Сердце всей Руси святой,

Здесь стоят ее святыни

За Кремлевскою стеной!

Здесь пути перекрестились

Ото всех шести морей,

Здесь великие учились

Верить родине своей!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах…

Ты стоишь, сияя златом

Необъятных куполов,

Над востоком и закатом

Зыбля кров колоколов.

2. Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном – тын, за домом – дом,

Росло на берегу твоем

Начало будущей столицы.

Ты отражала в глади вод

Тот первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Вот этот первый городок

На перекрестках всех дорог.

3. Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингис-хана,

Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день по степи голой,

Топча сухие ковыли.

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

4. В этот памятный год – 1328

москвичи неспроста

Дали прозвище князю:

Иван Калита.

«Калита» – это значит мешок для монет,

И точнее для князя прозвания нет!..

И вот с этой поры

Хан за данью баскаков не слал на места –

Посылал своих дьяков Иван Калита.

И везли все добро не татарам, не в стан,

А в Москву, прямо в Кремль, чтоб решил

князь Иван –

Что татарам пойдет, что ему самому,

Что в уплату пойдет тем, кто нужен ему…

Так в Москву повели все дороги земли.

Враждовать с Калитой уж князья не могли.

Нынче спорить с Москвой князьям не с руки –

Ведь чуть что – князь Иван собирает полки.

Чем тяжелее ярмо подымает народ,

Тем скорее, сильнее хозяйство растет.

Чем богаче Москва, чем хозяйство крупней,

Тем Ивану сподручнее княжить над ней.

И Москва собрала вкруг себя города.

Лишь с Москвою считалась отныне Орда.

5. А вот и первые часы –

Куранты башни Спасской.

Огромный жернов для красы

Окрашен синей краской.

Скрипит тяжелый циферблат –

Вращается тарелка,

И цифры золотом горят

Под неподвижной стрелкой.

И «перечасы» громко бьют

Куранты над Москвою,

И горожане узнают

Часы во время боя.

Мы б все дивились в наши дни

Часами башни Спасской,

А нашим прадедам они

Казались чудом, сказкой.

6. Быстра Неглинка и шумна

По городу кружилась,

У башни Свибловой она

С Москвой-рекой сдружилась.

Под этой башней угловой,

Что и сейчас на месте,

Неглинная с рекой Москвой

Всегда шумели вместе.

Хозяйство было не хитро.

И летом, и в морозы

Таскали за ведром ведро

Из речек водовозы.

И с коромыслом шли к реке,

И с бочкой подъезжали.

Ряд бань стоял невдалеке –

Государи держали.

И вот «розмыслы» в башню ту

Пришли, науку зная,

И поднялась на высоту

Тогда вода речная.

Насосы, трубы, рукава

Прилажены, готовы.

Гордиться может мать-Москва

Водопроводом новым.

Сказать по правде, той воды

На город было б мало –

На Кремль и на его сады

Воды едва хватало.

Но в этой малости – простор

Для гордости народной,

И башню Свиблову с тех пор

Прозвали Водозводной.

ИЗ ЖИЗНИ СЛАВЯН

«Тактика»

В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славянские воины не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в одних коротких штанах.

В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днем и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.

Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве, часто сами нападали нежданно-негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.

В о п р о с: Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраг.

Ответ:

По замечанию византийского автора, славяне в целом не имели единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, еще не могли создать тогда сильную армию с единым военным командованием, подобную армии Византии. Этим и можно объяснить в определенной степени военную тактику славян.

«Жилище славян»

Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливостью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольствовались самой простой, а иногда, в случае нужды, питались даже сырым мясом животных и рыбой.

Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот и озер, на высоких местах, чтобы жилье не затопило во время весенних разливов.

Славяне еще не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

В о п р о с: Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.

Славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт предков научил славян хранить запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.

«Переправа»

Для того, чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материал для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был заранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек, указывает автор.

В о п р о с: Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов.

«Чур, меня!»

Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Дожбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу (это по очень древнему верованию наших предков) жил лесной бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки; особенно же чтили домашнего бога – домового.

Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говаривали в старину: «Чур, меня защити!».

В о п р о с: Предположите, что означали эти слова.

Ответ: Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков значились под именем «домовых», называли их также «чурами» или «щурами». Вот прочему говаривали в случае беды: «Чур, меня защити!».

«Костер»

Каждое поселение славяне обносили высокой бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. Избушки были невелики, до половины уходили в землю. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.

На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались на нее не по лестнице, а по шесту с перекладинами. С вышки далеко видно. Если бдительный страж замечал, что подбираются к селению недобрые пришельцы, тотчас же поднимал тревогу. На вышке зажигали костер, оповещали соседей.

За короткий срок все ближние селения узнавали об опасности, и люди сходились вместе, чтобы отразить нападение врагов.

В о п р о с ы: Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костер?

Ответ: Славяне использовали шест с перекладинами, так как его легко можно было поднять наверх и спрятать в ветвях сосны, дозорный был как в крепости. Сигнальный костер разжигали на вышке с тем условием, чтобы он был с густым дымом. Именно густой дым и был сигналом для соседей о надвигающейся опасности.

«Торговля»

Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мед, воск, льняное полотно, желтый камень – янтарь, оружие, щиты, украшения.

Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, затем в Ловать-реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.

В устье Днепра, где река впадает в Черное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.

В о п р о с: Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста?

Ответ:После того как были поставлены большие паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде.

«Выдающийся полководец»

Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали в близких и далеких от Киева странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-западным границам Древнерусского государства.

Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражений на Дунае Святослав вел переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхием:

«Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густым бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными волосами на верхней губе. Голова была у него голая, но только на одной ее стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

В о п р о с: Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.

Ответ: У Святослава голова была выбрита, а локон волос означал знатность рода.

«Крашение яиц»

Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передает их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

В о п р о с: Предположите, почему яйца стали красить.

Ответ: Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времен считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц.

«Одежда»

Переговоры Святослава и Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец приехал на коне.

Император Цимисхий был в золоченых доспехах. Золоченая сбруя украшала коня. Блистала дорогими нарядами многочисленная свита. Внимание византийцев привлекли волосы на верхней губе, то есть усы, и локон на бритой голове Святослава.

Удивило византийцев и то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой, кроме чистоты ее. В о п р о с: Предположите, почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов.

Ответ: Святослав не отличался от своих воинов одеждой не случайно. Кроме серьги с жемчугами и рубином, богатый князь не хотел обременять себя ничем таким, что могло бы помешать походной жизни.

Суровый и простой быт во все времена отличал многих знаменитых военачальников. Задолго до Святослава Александр Македонский делил со своими воинами все походные тяготы. Намного позже Святослава Александр Суворов, даже будучи стариком, спал на охапке сена, покрываясь плащом, и не надевал теплого мундира до тех пор, пока зимнюю одежду не получали его солдаты.

«В зимнее время»

Если и случалось, что славяне шли на открытый бой, то они с криком слегка продвигались вперед все вместе. Если враги не выдерживали их натиска, то славяне наступали сильнее, в противном случае просто убегали, не спешили схватиться с неприятелем в рукопашной схватке. Они направлялись к лесу, где умели отлично сражаться.

Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда; в-третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов византиец приводит пять.

В о п р о с: Назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.

Ответ: В-четвертых, зимой реки замерзают, и потому их легко можно перейти, не надо иметь плавучие средства. В-пятых, в зимнее время деревья стоят без листьев, и поэтому славянам труднее спрятаться за ними

«Ладья»

В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не всякое годится в дело: одно криво, другое гнило, третье суковато, четвертое свилевато .

К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затеса: два вдоль ствола и один под ним – поперек. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой.

Миновало лето, прошла осень. Наступила зима, выпал снег. Срубили дуб, вывезли из лесу и привезли в селение.

Начали ладить ладью. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтесывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча желтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода все больше становилась похожа на лодку.

Потом наступил черед выделывать ладью изнутри.

В о п р о с: Предположите, как это сделали славяне.

Ответ: Славяне разожгли костёр. Когда костер разгорелся, они лопатой стали доставать из огня горячие угли и класть их на колоду сверху. Угли горели, ветерок их раздувал. От жарких углей дымилась колода. Угли прогорали, и в колоде оставалось выжженная ямка. Славяне клали в нее новые угли, и опять дымилась колода. Так мало-помалу выжигали ладью изнутри.

«Для защиты»

Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжелого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» – подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.

Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами).

Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» – были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

В о п р о с: Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.

Ответ: Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты сырыми шкурами.

«Купание»

Детей, страдающих сухоткою, кладут в раздвоенное от удара молнии дерево, потом девять раз обходят с ними вокруг дерева и вешают на его ветвях детские сорочки. При возвращении домой купают детей в воде, взятой из девяти рек или колодцев, и обсыпают золою из семи печей. От лихорадки и других болезней крестьяне купаются в реках, лесных родниках и колодцах, а после купания вытираются чистою тряпицею и вешают ее на соседнее дерево или ракитов куст; вместо тряпицы вешают также рубашку или лоскут от своей одежды и оставляют до тех пор, пока те совсем не истлеют.

В о п р о с: Предположите, в чем смысл этого обряда.

Ответ: Смысл обряда таков: больной смывает и стирает со своего тела недуг, то есть снимает его с себя и вместе с тряпицею и сброшенной рубашкою передает кусту или дереву как земным представителям того небесного, райского дерева, который источает живую воду, исцеляющую все болезни. Как истлевает лоскут или сорочка, так должна сгинуть и самая болезнь. Позднее, при утрате ясного понимания старинных представлений, обряд этот получил характер жертвоприношения лесным и водяным духам.

«С собой»

Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки у него волосатые. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома – просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как скоро понадобятся вещи человеку. Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.

Вопрос: Предположите, как перевозили славяне с собой домового.

Ответ: При переезде в новый дом наши предки поступали так: поскребут под порогом, затем соберут мусор в совок и рассыпают его в новой избе, считая, что с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забыть принести ему на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!».

«Два лица»

Этот славянский бог был о двух лицах: одно лицо подобно солнцу, другое – полумесяцу. Жрецы этого бога ведали тайные, древние науки счета дней, месяцев, лет. Перед храмом его высаживали великое множество самых разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разное время суток, от раннего утра до позднего вечера.

В о п р о с: Предположите, чему покровительствовал этот бог. Его имя? Для чего высаживали так много цветов?

Ответ: Славяне почитали Числобога как покровителя течения времени. Одно, подобное солнцу, его лицо потому таково, что солнце отмеряет течение дня, другое лицо подобно полумесяцу, ибо луна отмеряет течение ночи. Жрецы Числобога содержали в порядке большие солнечные и лунные часы, которые посвящены были этому загадочному богу.

А узнать, который теперь час, можно было, поглядев на удивительные цветочные часы. Равных им по красоте не создано до сих пор.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Н. Кончаловская

Наша древняя столица

Под Москвою, на дорогах,

Средь лесов и пустырей,

В старину стояло много

Сторожей-монастырей.

В них всегда монахи жили,

Пили, ели, не тужили,

Все давала им земля –

Огороды и поля.

Монастырские угодья

Сразу видны издали –

Так и пышет плодородьем

От монашеской земли.

Монастырская пшеница

Выше роста колосится,

Выше пояса – овес,

По колена – сенокос.

А работает в полях

Не звонарь и не монах –

Пашут поле батраки,

Крепостные мужики.

Для монаха все готово:

И от рыбного улова,

И от пчельника доход

В монастырь несет народ.

Скот разводят для монаха,

Сосны рубят для монаха.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

О нашествии Батыя

Написал он в грозный час,

И слова его простые

Сквозь века дошли до нас.

Стихотворение о Софийском соборе

Он стоял здесь давно,

Золотясь в поднебесной прохладе,

Посредине села, да у тех ли базарных рядов,

Он стоял здесь не хуже,

Чем главный собор в Царьграде,

И держал бы осанку на станах любых городов.

Он стоял величаво, ухоженный лептой народной,

И, как белый Архангел,

Вздымался над грешной землей,

И зимою и летом, мерцая во мгле непогодной.

Он держал свою вахту, как верный собрат – часовой.

А во дни торжества он, как птица,

И гордый и вольный,

И царил, и парил, не жалея воскрылий своих,

Колокольным,

И вовсю распускался хвостом перезвонов цветных.

И стоял он, бессменный, у каждой незримой

И любые восторги он гласом своим освящал.

И под знаком его здесь рождались, любили,

И под знаком его покидали сей грустный причал.

СТИХИ

1. Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных

Исторгнуть бедных из оков

2. Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ! Верь! Взойдет она,

Звезда пленительного счастья!

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

3. … И жили мы,

Как у Христа за пазухой,

И знали мы почет.

Дома с оранжереями, с китайскими беседками

И с английскими парками.

На каждом флаг играл,

Играл, манил приветливо,

Гостеприимство русское и ласку обещал.

Французу не привидится

Во сне, какие праздники!

Не день, не два – по месяцу

Мы задавали тут.

Свои актеры, музыка,

Прислуги целый полк.

Ни в ком противоречия,

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание,

Кулак – моя полиция.

4. Иди в огонь за честь Отчизны!

За убежденья, за любовь!

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Веруйте в земное воскресенье.

В потомках ваше племя оживет,

И чад моих святое поколенье

Покроет Русь и процветет.

5. Известно мне: погибель ждет

Того, кто первым восстает

На утеснителей народа –

Судьба меня уж обрекла,

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Тюрьма мне в честь, не в укоризну.

За дело правое я в ней.

И мне ль стыдиться сих цепей,

Когда ношу их за Отчизну?

6. Богатыри, кованные из чистой стали.

Не вы ль убранство наших дней?

Свободы искры огневые?

Рылеев умер как злодей.

Так вспомни о нем, Россия.

7. То не ветер шумит во сыром бору,

Муравьев идет на кровавый пир…

С ним черниговцы идут грудью стать,

Сложить голову за Россию-мать.

И не бурей пал долу крепкий дуб,

А изменник-червь подточил его.

Закатилася воля-солнышко,

Смертна ночь легла в поле бранное.

Как на поле том бранный конь стоит,

На земле пред ним витязь млад лежит.

Конь! Мой конь! Скачи в святой Киев-град:

Там товарищи, там мой милый брат…

Отнеси ты к ним мой последний вздох

И скажи: «Цепей я снести не мог,

Пережить нельзя мысли горестной,

Что не мог купить кровью вольности!..»

8. Веруйте в земное воскресенье,

В потомках ваше племя оживет,

И чад моих святое поколенье

Покроет Русь и процветет.

Тема урока " Путешествие по Древней Греции"

Цели и задачи урока:

Образовательные: выявить качество и прочность знаний по теме и умение их использовать на практике;

Развивающие: дальнейшее развитие умений формулировать свои мысли, отбирать главное, активизация мышления, памяти, эмоций;

Воспитательные: развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи сверстников, своего коллектива.

Тип урока: обобщающее повторение.

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточные листы, таблица "Древняя Греция", текст с ошибками.

Ход урока.

I Оргмомент

II Урок начинается с вводного слова учителя

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Древней Греции. На пути вас ждет множество препятствий в виде различных заданий. Успешно справиться с ними вам помогут знания, полученные на уроках истории по теме "Древняя Греция". Итак, для начала вспомним, каково же географическое положение этого государства.

Работа с картой.(с.113)

Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова

Каким знаком на карте на карте обозначены границы и название главных областей Греции? (красной линией)

Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским)

Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины)

Назовите самый большой остров, бывший частью Греции? (о-в Крит)

Какой город является современной столицей Греции? (Афины)

Опишите природные условия Древней Греции? Как вы думаете, чем занимались древние греки?

Почему вы сделали такой вывод?

Сообщение уч-ся. Греция со всех сторон окружена морем. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные для мореходов бухты. С детских лет греки учились плавать, обращаться с веслами, ставить парус, бороться с волнами.

Греция - страна горная. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции - Олимп - расположена на северо-востоке. Греки верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было много полезных ископаемых: руды, глина и разнообразные породы строительного камня. В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало. Реки Греции непригодны для орошения полей, садов и огородов. Меж тем дожди в Греции идут в основном зимой, летом они очень редки. Земледельцы Греции страдали от засухи.

Отличия от природы Египта.

Море Горы Почвы Реки

Вывод: Греция - бедная страна, в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время ее природные условия благоприятствовали развитию ремесел, мореплаванию, рыбной ловле.

Первый этап. Историческая разминка .

Как называли себя древнейшие греки во II тысячелетии до н. э.? (ахейцы) Природа разделила Грецию на …. части. (3) Южная часть Греции называется? (Пелопоннес ). Самый богатый и могущественный город Древней Греции? (Микены ) Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр) Второе название города Троя (Илион ). Военным вождем троянцев был (Гектор ). Самым храбрым воином был (Ахилл ). На родине, Одиссея долгие годы ждала жена (Пенелопа ). Создатель поэмы "Одиссея" (Гомер ).

Учитель Итак, мы с вами не попадем впросак, зная что нас ждет в этой удивительной стране. Но все же не помешает вспомнить исторические термины, связанные с Грецией. Итак, будьте внимательны, я называю определение, а вы называете термин, который к нему относится.

2 этап. Терминологический диктант.

1. Греческий город-государство (Полис)

2. "Власть народа", или народовластие (Демократия)

3. Совет знати в Афинах (Ареопаг)

4. Здание со множеством запутанных ходов (Лабиринт)

5. 9 правителей (Архонты)

6. Командующий греческим войском и флотом (Стратег)

7. Рабы Спартанского государства (Илоты)

8. Краткая, яркая и точная речь (Лаконичная)

9. Все свободные жители Афин (Граждане)

10. Орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин (Народное собрание)

Разминка " Цифры и факты"

Ведущий поочередно раскладывает перед командами карточки с цифрами. Команды должны сообщить факты из истории Древней Греции, связанные с этими цифрами.

776 г . до н. э. - в Греции состоялись первые Олимпийские игры.

594 г . до н. э. - избрание архонтом Солона

490 г . до н. э. - Марафонская битва

1200 г . до н. э. - Троянская война

480 г . до н. э. - Саламинская битва

42 км - расстояние от Марафона до Афин, которое пробежал афинский воин, чтобы сообщить о победе над персами.

16 - македонская фаланга состояла из 16 рядов.

12 - столько подвигов совершил Геракл.

10 - столько лет шла война между греками и троянами.

7 - столько девушек и юношей посылал Эгей на остров Крит в дар Минотавру.

3 Этап. Историческая перестрелка. Задания командам

Вопросы 1 команде

1. Сообщение уч-ся. " Полисы Древней Греции"

2. Выполнение задания "Графический диктант"

Аттика - область в Северной Греции. Главный город Аттики - Афины. Главным занятием жителей Аттики было земледелие. На склонах холмов Аттики, как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Власть в Афинах принадлежала знати. Демос участвует в правлении Афинами. На участках знатных людей стоял долговой камень. На холме. Посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати - ареопаг. Ежегодно из числа богатых и знатных афинян ареопаг избирал девять правителей-архонтов. В Афинах были рабы должники. Законы Солона положили начало греческой демократии. Крестьяне, ремесленники, торговцы входили в состав аристократии Афин.

3. Организация власти в Афинах.

Вопросы 2 команде "Реформы Солона"

1. Работа с историческим документом.

2. Найти соответствия.

I. Афины до Солона

II. Афины после реформ Солона

Демос и аристократия. Аристократическая республика. Народ получал возможность участвовать в управлении государством. Народное собрание свободных граждан-мужчин выбирало архонтов. Архонтом мог стать богатый, но незнатный человек. Судили по обычаям, законов не было. Первые законы создал Дракон. Создан народный суд. Главные вопросы решало народное собрание. Заложены основы демократии.

Внимательно прочтите выписку из законов Солона.

Как вы считаете? в чьих интересах Солон провел свою реформу?

Почему он это сделал?

Назовите перемены в управлении Афинами.

Вопросы 3 команде

"Спартанское государство"

"Найди ошибки и исправь"

Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

2. Найти соответствия. I. Афины. II. Спарта.

Законы Солона. Архонты. Илоты. Лаконика. Аттика. Совет старейшин. Мессения. Рабы-чужеземцы. Не было торговли. Ареопаг. Черные и белые камешки использовали в суде. Голосовали криком. Что собой представляло спартанское государство?

Учитель. Следующий конкурс "Черный ящик" или "Кому это могло принадлежать?"

В нашем бюро находок накопилось много разных вещей, и поскольку долгое время хозяева их не объявляются, то решено их раздать тем, кто знает, кому они принадлежат, для чего служили, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Команды поочередно называют чьи это вещи.

Черная ткань.

Это ткань для парусов Тесея. Отправляясь на бой с Минотавром, он обещал своему отцу Эгею в случае победы заменить черные паруса на белые, но забыл это сделать. Увидев черные паруса, Эгей сбросился со скалы в море. С тех пор море зовется Эгейским.

Камень, завернутый в ткань.

Титану Кроносу предсказали, что его лишит власти собственный сын. Всех детей, которых рожала его жена Гея, Кронос тут же проглатывал. Когда она родила Зевса, то вместо младенца отнесла ему завернутый в пеленки камень. Кронос проглотил его. Так был спасен Зевс.

Пакет сока "Нектар"

Напиток богов на Олимпе.

3 яблока

Эти яблоки вечной молодости, которые Геракл добыл в саду Гесперид.

Соль.

Греки решили отправиться в поход на Трою. Только Одиссею не хотелось покидать прекрасную Пенелопу. Притворившись помешанным, он запряг в плуг осла и вола и стал пахать свои поля и засевать их солью. Однако его хитрость разгадали.

Воск.

Проплывая мимо острова сирен - полуптиц, полуженщин, которые свои сладким пением заманивали мореходов и пожирали их, Одиссей приказал заклеить уши товарищей воском. Сам же привязался веревкой к мачте, чтобы послушать сирен и уцелеть.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ

1. В VII в. до н. э. Греки стали переселяться в другие страны. Почему?

Назовите причины переселения греков в другие страны.

Не хватало плодородных земель для простых греков

Не хватало продуктов питания

Борьба знати и демоса

Развитие торговли

ЧТО ТАКОЕ "ЭЛЛИНСКИЙ МИР"?

    Какие признаки раскрывают это понятие?

Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом где бы ни жили греки - они говорили на одном языке. Пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, Грецию - Элладой. Так формировался "Эллинский мир"

3. Греко-персидские войны. Сравните 3 битвы. Что между ними было

общего, в чем было различие?

Почему Греция - небольшая по размерам страна сумела дать отпор моущественной Персидской державе?

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять вою независимость.)

Закрепление материала.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.