Судебное образование в сингапуре. Судебная система

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации AFP

    Недавно Сингапур был признан самым дорогим городом в мире. В свете этого события мы решили вновь опубликовать наш популярный справочник экспата для тех, кто по-прежнему подумывает о переезде в этот город-государство.

    Представьте себе крупный столичный город, где машины стремительным потоком мчатся по экологически чистым шоссе, улицы вылизаны до блеска, а ремонт считается не менее важной задачей, чем соблюдение санитарных норм.

    Город, где в тропических пейзажах четыре основные национальности (китайцы, малайцы, индийцы и евроазиаты) мирно уживаются с большим сообществом иностранцев, которые живут и растят здесь детей, не опасаясь ни преступности, ни малейших проявлений неуважения.

    Город, паркам, музеям, культурным заведениям и памятникам архитектуры которого может позавидовать столица любой страны.

    • Стать австралийцем теперь легче
    • Где можно хорошо прожить на менее чем $1000 в месяц
    • Где лучше поселиться на пенсии

    Сингапур не случайно занимает высокие места в перечнях самых лучших городов - как для работы, так и для жизни вообще. Причин тому великое множество.

    "В Сингапуре все сделано для удобства, - говорит сотрудник аналитического бюро International Market Assessment Ричард Мартин, который называет себя "экспатом старшего поколения". - Кроме того, это место идеально подходит для отслеживания ситуации на азиатских рынках".

    Но в любой утопии есть свои минусы. Прожиточный минимум в Сингапуре продолжает расти неимоверными темпами - особенно по сравнению с соседними Индонезией и Малайзией.

    В 2015 году этот город был признан самым дорогим в мире (по данным аналитического подразделения британского журнала Economist).

    Правообладатель иллюстрации AFP

    В последнее время в Сингапуре стала расти неприязнь к иностранцам. По данным официальной статистики за 2014 год, из 5,6 млн человек, которые составляют население этого города-государства, 1,32 млн - трудовые мигранты.

    По оценкам сайта expatarrivals.com и других ресурсов, число экспатов в стране достигает примерно 600 тыс., если брать в расчет исключительно специалистов и руководящих работников, которые имеют более высокую квалификацию, получают более высокую зарплату и часто приезжают в страну по рабочей визе.

    По новому законодательству, на все должности с окладом не выше 12 тысяч сингапурских долларов (около 600 тысяч рублей) в месяц работодатель обязан в течение двух недель подбирать сотрудников исключительно из местных, прежде чем предлагать данную работу иностранцам.

    В поисках работы

    Однако Сингапур по-прежнему как магнитом притягивает иностранных специалистов, особенно в области маркетинга, финансов и информационных технологий.

    Квалифицированные кадры востребованы в сфере коммуникаций, грузоперевозок, машиностроения и рекламы.

    В городе работают представительства таких крупных корпораций, как Microsoft, American Express, Bain & Co, Gunvor Group, Capital Land, DBS Bank, BBDO, McCann-Erickson и Edelman.

    Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Сингапурским паркам, музеям, культурным заведениям и памятникам архитектуры может позавидовать любой город мира

    В Сингапуре также расположены корпункты большинства популярных и влиятельных СМИ – Би-би-си, ESPN, "Дискавери", Asian Food Channel, - которые освещают ситуацию в Юго-Восточной Азии.

    Не все знают, что, помимо этого, в Сингапуре находится целый ряд нефтеперерабатывающих заводов и нефтяных компаний, в числе которых, например, Shell Eastern Trading.

    Кроме того, город вложил немало средств в развитие Национального научно-исследовательского института и целых районов, таких как Биополис и Фьюжнполис, где ведутся научные исследования и промышленные разработки, особенно в области биомедицины, микроэлектроники и химического машиностроения.

    Правда, и уровень зарплат в стране в целом довольно высок. По данным исследования, проведенного банком HSBC в 2014 году, 45% экспатов (то есть почти половина) получают более 250 тысяч сингапурских долларов (12,5 миллиона рублей) в год.

    В рамках того же исследования 62% трудовых мигрантов заявили, что их доход в Сингапуре оказался больше, чем был на родине.

    "Жилье, алкоголь, автомобили, любые импортные товары растут в цене, - рассказывает Роберто Версаче, финансовый управляющий итальянского происхождения. - Каждый раз, когда я приезжаю в Нью-Йорк или Лондон, все кажется совсем дешевым. И, насколько я знаю, многие европейцы в итоге предпочитают вернуться обратно".

    Финансовые вопросы

    Наибольший рост цен отмечается как раз на те товары и услуги, которые пользуются спросом у экспатов: жилье, обучение в международных школах, медицинское обслуживание и разнообразные маленькие радости - например, хорошее вино.

    Высокие ввозные пошлины на импортные автомобили характерны для всей Азии, но Сингапур - это особый случай. Местным автолюбителям приходится выкладывать огромные суммы не только за сами машины, но и на дорожные сборы, за техобслуживание, бензин и парковку - всё это призвано ограничить интенсивность дорожного движения.

    Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Сингапур как магнит притягивает иностранных специалистов, особенно в сфере маркетинга, финансов и информационных технологий Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Несмотря на то, что в 2015 году Сингапур был признан самым дорогим городом, он по-прежнему остается привлекательным для экспатов

    Так, седан BMW 320i стоит там 223 800 сингапурских долларов (более 11 миллионов рублей), а разрешение на владение автомобилем сроком на 10 лет может обойтись в 60 тысяч сингапурских долларов (3 миллиона рублей).

    Роскошные трехкомнатные апартаменты в центре города можно арендовать за 10 тысяч сингапурских долларов (500 тысяч рублей) в месяц, хотя существует множество более скромных вариантов.

    Чтобы уложиться в бюджет, лучше всего постараться договориться со своим работодателем о предоставлении хорошего соцпакета.

    Имейте в виду, что многие сингапурские компании предпочитают просто повысить зарплату вместо того, чтобы оплачивать обучение детей или компенсировать другие расходы.

    Но Роберто Версаче, который живет в Сингапуре уже почти пять лет, предупреждает, что "соцпакеты, в которые входит оплата жилья, встречаются все реже. На подобную заботу о себе могут рассчитывать только самые высокооплачиваемые специалисты".

    Бытовые вопросы

    Английским языком владеют очень многие. Если у вас есть рабочая виза, то приобрести все бытовые удобства, такие как счет в местном банке, кредитная карта, телефон и интернет, труда не составит.

    Город считается безопасным во всех отношениях. Можно спокойно пить воду из-под крана, отпускать детей поиграть во дворе, а тех, кто постарше - даже побродить по городу.

    Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Улицы Сингапура просто сверкают чистотой

    "Переезд, аренда жилья, получение разрешения на работу в Сингапуре проходят легче, чем в любом из восьми-девяти азиатских городов, где мне доводилось жить, - рассказывает Ричард Мартин. - Кроме того, здесь целая толпа экспатов со всего света, так что друзей завести несложно. Тут прекрасные клубы и кружки по интересам. Многие ездят на велосипедах".

    Жилье и налоги

    Отчасти привлекательность Сингапура объясняется тем, что он по-прежнему является в некотором роде налоговым раем.

    Здешние налоги никак не назовешь грабительскими: если вы проводите в Сингапуре меньше 183 дней в году, платить ничего не требуется, а если больше, то максимальная ставка налога составляет 20%.

    "В этом и состоит компромисс, - поясняет Версаче. - Цены высокие, но налоги ниже, чем на Западе".

    Получение визы

    Сингапур традиционно приветствует привлечение иностранных специалистов для развития экономики страны.

    Здесь выдаются не просто "рабочие визы", но действует целая гибкая система разрешений на въезд для трудовых мигрантов в зависимости от категории. Отдельная категория предусмотрена даже для артистов.

    Подобные рабочие визы имеет большинство трудоустроенных в стране специалистов, таких как банковские служащие или менеджеры.

    Для получения необходимо иметь зарплату в размере не менее 3 300 сингапурских долларов (165 тыс. рублей) в месяц.

    Плюсы и минусы жизни в Сингапуре

    Хотя жизнь в Сингапуре имеет массу плюсов - безопасность, удобство, вкуснейшая еда, прекрасные школы и качественное медицинское обслуживание, - минусы тоже есть.

    Сингапур расположен практически прямо на экваторе, так что любителям смены времен года, свежего ветерка или катания на лыжах здесь вряд ли понравится.

    Продуманные архитектурные решения и кондиционеры лишь отчасти смягчают это обстоятельство.

    Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Уличный фонарь в форме извивающегося змея над сингапурской улицей Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Конечно, Сингапур не случайно занимает высокие места в перечнях самых лучших городов - как для работы, так и для жизни вообще. Но есть и минусы

    Средняя температура держится на уровне чуть выше 30 градусов по Цельсию (днем обычно жарче) и летом, и зимой, влажность тоже постоянная - 80%.

    Самые дождливые месяцы - ноябрь, декабрь и январь, хотя частые кратковременные ливни наблюдаются в течение всего года.

    Жизнь в обществе потребления тоже может оказаться утомительной. Многочисленные торговые центры, безусловно, великолепны, но в дни распродаж или появления на прилавках новых сумочек Vuitton или телефонов iPhone к кассам выстраиваются огромные очереди.

    "На окраинах можно увидеть настоящий Сингапур, - отмечает Версаче, - но центр города уже пал жертвой глобализации: там все пестрит одними и теми же брендами, которые можно найти повсюду. И притом что цены безостановочно растут, сервис им не всегда соответствует".

    Островное государство в Юго-Восточной Азии.
    Общая территория - 639,1 кв.км. Столица - г. Сингапур.
    Население - 3,53 млн. чел. (1999 г.); 78,7% - китайцы, 13,1% - малайцы, 7,1% - индийцы.
    Официальные языки - малайский, английский, китайский и тамильский.
    Религия - буддизм, ислам, христианство, индуизм и конфуцианство.
    До 1819 г. остров принадлежал султанату Джохору (ныне штат в Малайзии), затем перешел к Великобритании, в 1826-1946 гг. - ее колония. С 1959 г. - это "автономное государство" в составе Содружества, возглавляемого Великобританией. В 1963-1965 гг. - в составе Малайзии (на правах штата). Независимость провозглашена 9 августа 1965 г. после выхода из состава Федерации Малайзии.

    Государственное устройство

    Действует Конституция 1963 г. По форме правления Сингапур - парламентская республика (в составе Содружества, возглавляемого Великобританией). Политический режим - авторитарный. С момента образования независимого Сингапура у власти непрерывно находится Партия народного действия (ПНД). Кроме ПНД официально зарегистрировано 20 политических партий, которые, однако, не играют существенной роли в политической жизни страны (в 1997 г. они имели лишь 2 места в Парламенте).
    Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (83 депутата), являющемуся согласно Конституции высшим органом государственной власти, и Президенту. Парламент избирается всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе сроком на 5 лет. До истечения этого срока он может быть распущен только Президентом по представлению Премьер-министра. Новые выборы также назначаются Президентом в течение 3 месяцев с момента роспуска предыдущего Парламента.
    Помимо обычной процедуры выборов членов Парламента по индивидуальным спискам Конституцией страны предусматривается также порядок выборов по "групповому представительству". Такие группы формируются по принципу партийной принадлежности в составе 3-6 человек, один из которых в обязательном порядке должен представлять национальное меньшинство, в первую очередь малайскую общину. С 1990 г. введена практика "назначаемых членов" Парламента (до 9, со сроком работы 2 года). Их кандидатуры выдвигаются общественностью из числа наиболее заслуженных граждан страны, не связанных партийной принадлежностью и обязательствами перед избирателями. Пройдя специальный селекционный комитет, возглавляемый спикером Парламента, они утверждаются Президентом страны. Назначенные таким образом члены Парламента обладают всеми правами, обязанностями и привилегиями парламентариев, кроме права голоса по поправкам к Конституции, объявления вотума недоверия и бюджету. Имеется также положение о "неизбранных членах Парламента", позволяющее 4 представителям оппозиционных партий, набравшим в ходе выборов наибольшее число голосов, но не прошедшим в итоге в высший законодательный орган страны, становиться членами Парламента.
    Как правило, Парламент в течение года проводит 2 сессии, причем на второй, более продолжительной, рассматривается и утверждается госбюджет страны на очередной финансовый год.
    Законопроекты обсуждаются в 3 чтениях и принимаются простым большинством голосов. Финансовые законопроекты может вносить только правительство. Принятый проект становится законом после одобрения Президентом.
    Заключительный этап состоит в рассмотрении законов Президентским советом по правам меньшинств на предмет соответствия принципу равноправия религиозных и этнических общин и конституционным гарантиям вообще. Совет состоит из 21 члена, назначенного Президентом по совету Кабинета (10 пожизненно, еще 10 и председатель - на 3 года). При наличии отрицательного заключения законопроект должен быть изменен или подтвержден в Парламенте большинством в 2/3 голосов. Компетенция Совета не распространяется на законопроекты, касающиеся финансов, безопасности государства и публичного порядка. Не подлежат рассмотрению Советом также законопроекты, объявленные Премьер-министром "срочными".
    Глава государства - Президент, ранее избирался Парламентом сроком на 4 года. В соответствии с принятой в 1991 г. поправкой к Конституции в августе 1993 г. Президент был избран путем прямых всеобщих выборов сроком на 6 лет.
    Президенту принадлежат некоторые представительские, исполнительские и кадровые полномочия. При осуществлении своих обязанностей он действует в соответствии с советом Кабинета или министра, действующего по поручению Кабинета. По собственному усмотрению Президент назначает Премьер-министра и отказывает в просьбе о роспуске Парламента.
    Исполнительная власть реально принадлежит Кабинету (правительству) во главе с Премьер-министром. Последний назначается Президентом из числа членов Парламента. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом. Если Президент уверен, что Премьер-министр утратил доверие большинства членов Парламента, он может объявить его должность вакантной либо согласиться, по просьбе Премьера, на роспуск Парламента.

    Правовая система

    Общая характеристика

    Правовая система Сингапура почти целиком основана на английском общем праве, однако в ряде вопросов личного статуса в отношении китайской, мусульманской и индусской общин действуют соответственно обычное китайское, мусульманское и индусское право.
    С момента его введения в 1826 г. в английское общее право было внесено множество изменений и дополнений с тем, чтобы адаптировать его к специфическим местным условиям. Многие отрасли права были кодифицированы, принято обширное законодательство. В частности, по образцу индийских колониальных кодексов приняты Уголовный кодекс, Закон о доказательствах, по образцу статутов Великобритании - Ордонанс об исковой давности 1959 г. и Ордонанс о диффамации 1960 г., на основе австралийской модели - Закон о правах на землю 1956 г., Ордонанс о промышленных отношениях 1960 г. и Закон о компаниях 1967 г.
    После достижения независимости в 1963 г. все действующие на тот момент законы были оставлены в силе; в период независимости они в большей или меньшей степени изменены, дополнены или пересмотрены.
    Помимо национального законодательства в Сингапуре в качестве источника права применяются также акты английского Парламента, действовавшие на 1826 г., и последующие акты по некоторым коммерческим вопросам, если они не противоречат местному законодательству.
    В Сингапуре в полной мере применяется английская доктрина, признающая судебный прецедент важным источником права. Помимо собственно сингапурских применяются как имеющие "убеждающую силу" прецеденты судов Великобритании, Малайзии, Индии и других стран общего права.

    Гражданское и смежные с ним
    отрасли права

    В сфере гражданско-правовых отношений в Сингапуре применяются нормы английского общего права, исключая ряд вопросов личного статуса, регулируемых персональным правом каждой из общин.
    Правоспособность определяется правовыми актами, основанными на английском общем праве. Минимальный брачный возраст для мусульман установлен в 16 лет, для других общин - в 18. Договорное и деликтное право также в целом следуют за английским правом. Земельное право основано одновременно как на собственно английских, так и на австралийских нормах (в отношении регистрации прав).
    Вопросы брака и развода у немусульманских общин регулирует Хартия о женщинах (Women"s Charter) 1961 г. Она предоставляет женщинам равные права с мужчинами во всех сферах, предусматривает обязательную регистрацию брака и запрещает полигамные браки. Браки по обычному китайскому или индусскому праву возможны, однако они должны соответствовать нормам указанной Хартии. Положения о разводе в основном соответствуют английскому праву, однако для подачи заявления о нем требуется не менее чем 7 лет раздельного проживания. Вопросы брака и развода мусульман целиком подчиняются мусульманскому праву, согласно которому мужчины могут иметь более одной жены и разводиться в одностороннем порядке.
    В соответствии с Ордонансом о гражданском праве (Civil Law Ordinance) в Сингапуре непосредственно применяется английское коммерческое право по всем вопросам, касающимся партнерств, корпораций, банков и банковской деятельности, агентских договоров, перевозки, страхования в отношении торговых вопросов в целом, если иное не предусмотрено сингапурским законом. В частности, действует собственный сингапурский Закон о компаниях, основанный на положениях Закона о компаниях Малайзии 1965 г. (с рядом последующих изменений). Имеются также национальные законы о трастовых компаниях, о страховании, о банковской деятельности. В то же время применяется английский Закон о партнерствах 1890 г. Закон о банкротствах Сингапура воспроизводит одноименный английский Закон 1914 г. с незначительными изменениями, Закон о векселях - английский Закон 1882 г. и т.д.
    Отношения интеллектуальной собственности регулируются Законом об авторском праве 1987 г., Законом о торговых марках (следует английскому Закону о торговых марках 1887 г.), Законом о товарных знаках (следует английскому Закону о товарных знаках 1938 г.), Патентным законом 1994 г. Сингапурское законодательство в этой сфере в целом соответствует современным международным стандартам и отличается повышенной строгостью к нарушителям интеллектуальных прав.
    Экономическое законодательство с 1965 г. было нацелено на привлечение иностранных инвестиций и поощрение частной инициативы. В 1990-е гг. создана обширная нормативно-правовая база для развития офшорного сектора.
    Гражданский процесс регулируется Правилами Верховного суда 1970 г. и Правилами нижестоящих судов 1970 г. Международный коммерческий арбитраж регулируется Законом о международном арбитраже 1994 г. И гражданское, и арбитражное производство основаны на английских образцах.
    Трудовое законодательство Сингапура закрепляет право на объединение в профсоюзы, на коллективные переговоры и забастовку. Последнее практически не использовалось после 1986 г., отчасти из-за сложной арбитражно-примирительной процедуры, которая должна предшествовать объявлению забастовки. Правительство принимает активное участие в регулировании трудовых отношений и поддержании социального партнерства. Закон о занятости устанавливает стандартную 44-часовую рабочую неделю. По уровню социальной защищенности трудящихся Сингапур занимает второе место в Азии после Японии.

    Уголовное право и процесс

    Источниками уголовного права Сингапура являются Уголовный кодекс, введенный в 1872 г. и имеющий в качестве основы УК Индии 1860 г., Закон о внутренней безопасности 1960 г., Закон о злоупотреблении наркотиками 1973 г. с поправками 1975 г. и целый ряд других актов.
    Сингапурское уголовное законодательство отличается достаточной суровостью. Среди преступлений, наказуемых смертной казнью: убийство; государственная измена; посягательства на личность или пленение Президента; преступления, связанные с незаконным владением огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами; лжесвидетельство, повлекшее казнь осужденного. Поправки 1975 г. к Закону о злоупотреблениях наркотиками установили как обязательную меру смертную казнь за хранение более 15 граммов героина или аналогичного количества других наркотиков.
    Уголовный кодекс предусматривает в числе видов наказаний битье прутом, назначаемое дополнительно к заключению, примерно за 30 преступлений, связанных с использованием насилия или угрозой насилия против человека (например, грабеж, изнасилование), за вандализм, торговлю наркотиками, нарушение иммиграционных законов. Этот вид наказания не применяется к женщинам, а также мужчинам старше 50 и моложе 16 лет. Лицо может быть освобождено от него и по состоянию здоровья.
    Уголовный процесс в Сингапуре в целом основан на принципах английского права. УПК закрепляет практически полный набор демократических принципов и гарантий уголовного судопроизводства.
    Согласно закону задержанные должны в течение 48 часов предстать перед магистратом для предъявления обвинения; обвиняемые имеют право на юридическую помощь, в том числе назначаемого за государственный счет (при отсутствии средств) адвоката. Осужденные имеют право на апелляцию. Действует система освобождения под зало г. Система правосудия работает достаточно быстро и эффективно. Сингапур один из первых в мире применил на судебных процессах видеоконференции (если свидетель или потерпевший находится за рубежом).
    В то же время в сфере уголовного процесса наблюдаются и антидемократические тенденции. В 1989 г. в Конституцию внесены изменения, устранившие судебный надзор за обоснованностью задержаний по Закону о внутренней безопасности и законам о подрывной деятельности, что позволяет правительству ограничить (на достаточно неопределенных основаниях национальной безопасности) действие некоторых фундаментальных прав, предусмотренных в Конституции.
    Законы о внутренней безопасности, о злоупотреблениях наркотиками и ряд других разрешают полиции и силам безопасности производить аресты без ордера. Закон о внутренней безопасности предусматривает превентивное содержание под стражей без суда в целях "защиты публичной безопасности или поддержания общественного порядка". Он предоставляет министру внутренних дел право помещать людей под стражу без предъявления обвинения, если Президент решает, что задержанное лицо ставит под угрозу национальную безопасность. Президент может санкционировать задержание сроком до 2 лет (причем этот срок может быть продлен неограниченное число раз) без права оспорить в суде обоснованность содержания под стражей. Правда, такая исключительная процедура почти не используется на практике.
    В настоящее время в Сингапуре не существует суда присяжных (он отменен в 1959 г., а по делам, где в качестве меры наказания может быть применена смертная казнь, - в 1969 г.).

    Судебная система. Органы контроля

    Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.
    Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.
    В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.
    Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.
    В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).
    Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.
    Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.
    Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.
    Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.
    В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

    Литература

    Сингапур: Справочник. М., 1988.
    Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.
    Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

    Дайджест новостей Сингапура (7-13 июля)

    13.07.2018

    «Швабе»: казалось бы, что можно нового придумать в светофоре?

    О новинках экспозиции холдинга на проходящем в эти дни Иннопроме в интервью корреспонденту РИА Новости Александре Науменко рассказал заместитель генерального директора «Швабе» по развитию систем продаж, маркетинга и сервисной поддержки гражданской продукции Иван Ожгихин.

    Каковы экспортные планы холдинга в этом году и на ближайшие три-пять лет?

    Продолжить взаимодействие с российским экспортным центром и участие в международных целевых выставках. Считаю, наша плановая стратегия достижима, и мы как раз работаем в торгпредствах, с представительствами Ростеха в регионах, с различными деловыми советами. Мы активно сотрудничаем с Российско-Сингапурским деловым советом и входим в состав его участников. Сейчас мы делаем постояннодействующую выставку на территории Сингапура, тем самым укрепляя свое присутствие на рынках Малайзии, Китая и Азии в целом. С Китаем плотно работаем по локализации линейки спутниковой геодезической аппаратуры UniStrong, которая поддерживается на уровне государства. В планах провести вторую постояннодействующую выставку в Европе, первым городом на карте которой можно выбрать Барселону, известную как европейская столица инноваций.

    Казань получила премию на Всемирном саммите городов в Сингапуре

    На Всемирном саммите городов в Сингапуре прошла церемония вручения премии Ли Куан Ю, сообщает «Реальное время».

    Казань получила специальную номинацию в области развития городов. По решению совета премии, столица Татарстана была выбрана для особого упоминания.

    Как рассказали в пресс-службе казанской мэрии, в жюри входили представители Швеции, Дании, Сингапура, Новой Зеландии, Китая.

    Участие представителей Москвы в Форуме мэров в Сингапуре

    11 июля 2018 года Посол России А.А. Татаринов встретился с Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С.Е. Череминым, находящимся в Сингапуре для участия в Форуме мэров в рамках Всемирного саммита городов. Обсуждались перспективы наращивания практического взаимодействия между Москвой и городом-государством, в т.ч. в сферах образования и культуры.

    В нем северокорейский лидер отметил, что «экстраординарные усилия президента США» по налаживанию отношений между двумя странами помогут создать «новое будущее» для обоих государств, и выразил надежду на скорую встречу с Трампом.

    Ким Чен Ын назвал встречу с Трампом и подписанное двумя лидерами совместное заявление началом «новых будущих отношений» между странами. По его словам, улучшить отношения между США и Северной Кореей поможет новый двусторонний саммит.

    12 июня лидеры США и Северной Кореи провели в Сингапуре встречу, по итогам которой стороны договорились способствовать достижению мира на Корейском полуострове. Позднее президент США назвал своего северокорейского коллегу «забавным и умным парнем».

    В суд Сингапура подан иск к криптобирже WEX на 2,6 млн долларов

    Истец требует вернуть ей средства, которые находились на ее счетах на момент ухода в офлайн криптобиржи BTC-e, чьей правопреемницей она называет WEX.

    Высокий суд Сингапура рассмотрит 12 июля иск на 2,6 млн долларов к оператору криптовалютной биржи WEX, которую истец называет правопреемником закрывшейся криптобиржи BTC-e, чьи серверы были частично конфискованы в 2017 году агентами ФБР по делу об отмывании денег.

    Истец — гражданка Таиланда Пимпорн Карти — требует от World Exchange Services (WEX), официального оператора криптобиржи Wex.nz, вернуть ей 139,81467001 BTC, 11 645,36 LTC, 715,21047164 Namecoins, 49,61 ETH, которые находились на ее счетах на момент ухода в офлайн криптобиржи BTC-e, чьей правопреемницей она называет WEX, сообщает Coinfox. В качестве альтернативы истец готов принять денежную компенсацию в размере 3 512 306,53 сингапурских долларов, что эквивалентно 2 619 912,08 долларов, говорится в материалах судебного дела.

    Как заявляет Пимпорн Карти, когда 20 сентября она получила доступ к своей учетной записи, остатки по счетам не соответствовали балансам, которые имелись у нее на момент ухода биржи BTC-e в офлайн 25 июля. Хотя она требовала вернуть остатки на счетах в прежнее состояние, служба поддержки WEX переадресовала ее требования третьей стороне - компании FXOpen. 2 октября 2017 года FXOpen проинформировала истца по электронной почте, что не имеет никаких средств биржи BTC-e в своей системе и рекомендовала вновь обратиться к представителям этой площадки.

    Малайзия вновь начала спор о воде с Сингапуром

    Москва, 12 июля — «Вести.Экономика». Спор о поставках воды из Малайзии в Сингапур, который ранее разжигал напряженность в отношениях двух стран, снова вспыхнул при вновь избранном премьер-министре Малайзии Махатхире Мохамаде. Недавно он описал многолетнюю сделку как «слишком дорогостоящую» и «явно нелепую», пишет Asia Times.

    В Сингапуре, где ресурсы ограничены, вода неприкосновенна. Безопасность водоснабжения — постоянная забота богатого города-государства, который на протяжении десятилетий полагается на импорт воды из соседней Малайзии для удовлетворения спроса.

    В соответствии с соглашением от 1962 г. Сингапур может импортировать до 250 млн галлонов сырой воды в день из реки Джохор по низкой цене 0,03 малайзийского ринггита ($0,0074) за 1 тыс. галлонов.

    Соглашение носит обязательный характер. Оно было утверждено обоими правительствами и зарегистрировано в Организации Объединенных Наций, когда Сингапур отделился от Малайзии в 1965 г., чтобы стать независимым государством. Сделка действует до 2061 г.

    Малайзия добивалась пересмотра цен во время предыдущего срока пребывания Махатхира на посту премьер-министра. Этот спор сильно осложнил отношения двух стран в начале 2000-х гг., но переговоры застопорились и в конечном счете были прекращены.

    В мае Махатхир был вновь избран премьер-министром Малайзии. Его призывы к пересмотру водного соглашения последовали за объявлением в мае об «отсрочке» проекта высокоскоростной железной дороги стоимостью в несколько миллиардов долларов, которая должна связать Сингапур и Куала-Лумпур. Малазийские чиновники представили этот шаг как меру по сокращению затрат, чтобы сдержать государственный долг, оценивающийся в 1 трлн ринггитов ($248 млрд).

    Сингапур подтвердил, что обе стороны обязаны придерживаться соглашения 1962 г. В рамках этой сделки город-государство должен продать небольшую часть воды обратно в Малайзию. Эту воду южный малайзийский штат Джохор покупает по льготной ставке ниже рыночной.

    Новый главный министр Джохора Осман Сапиан недавно повторил призывы премьер-министра к пересмотру цены, предлагая повысить цену для Сингапура более чем в 16 раз до 0,50 ринггита за 1 тыс. галлонов.

    Сингапур, не желая пересматривать цены, заявил, что ни одна из стран не может в одностороннем порядке изменить условия соглашения 1962 г.

    Министр иностранных дел Сингапура Вивиан Балакришнан на этой неделе даже связал стремление пересмотреть сделку с попытками поставить под сомнение «само существование Сингапура как независимого суверенного государства».

    Дорогостоящее производство воды в Сингапуре привело к увеличению тарифов на воду на 30%, объявленному в июле прошлого года. Более высокие цены уже снизили потребление воды домохозяйствами со 148 до 143 литров на человека в день — это самое резкое сокращение за десятилетие.

    Повышение тарифов также повлияло на предприятия, которым требуется вода для их производственных процессов, сообщили местные СМИ. Это вызвало у некоторых обеспокоенность, что рост цен — в том числе повышение тарифов на электроэнергию и налог на выбросы углерода, который будет взиматься в следующем году, — может снизить конкурентоспособность в обрабатывающей промышленности.

    В то время как Сингапур продолжает развивать инфраструктуру и технологии, необходимые для удовлетворения его потребностей в воде, возобновление водного спора с Малайзией добавляет еще один потенциальный предмет разногласий между соседями.

    У Сингапура нет иного выбора, кроме как готовиться к любым возможным вариантам, включая сценарий на будущее, при котором Малайзия, возможно, не пожелает заключать низкозатратную сделку после истечения 99-летнего соглашения по водным ресурсам, действующего с 1962 г.

    Как сообщали «Вести.Экономика», по данным ООН, более 5 млрд человек в мире могут столкнуться с нехваткой воды уже к 2050 г., главным образом из-за изменения климата, возросшего спроса и загрязнения источников воды.

    Спрос на воду, согласно прогнозу экспертов ООН, быстрее всего будет расти в развивающихся странах. В то же время изменение климата создаст дополнительную нагрузку на обеспечение, поскольку сделает влажные регионы еще более влажными, а сухие — еще более сухими.

    Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.

    Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.

    В Сингапуре имеется также суд шариата , рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.

    Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

    В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

    Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права , осуществляется всеми судами.

    Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

    Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.

    Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.

    В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

    Литература

    Сингапур: Справочник. М., 1988.

    Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.

    Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

    Крохотное островное государство давно стало образцом упорядоченности и аккуратности. "Право.Ru" описывает, как на месте отсталой и неэффективной судебной системы в Сингапуре возникла одна из самых эффективных юрисдикций в мире.

    До начала 1960-х годов Сингапур не слишком отличался от окружавших его азиатских государств, с их культурой подношений чиновникам — практически легализованной коррупции — внешнего дорогостоящего блеска, медлительности и высокомерия. Страна была бедна ресурсами и критически зависима от внешних поставок, приходилось импортировать даже пресную воду. Судебная система вполне этой культуре соответствовала, ибо в ней работали те же люди, и так оставалось вплоть до начала 1990-х годов.

    До 1959 года остров был британской колонией. В наследство независимый Сингапур получил общее право, судебную систему, сформированную по британскому образцу, и беспартийную систему государственной службы. Знаменитое Бюро по расследованию случаев коррупции (Corrupt Practices Investigation Bureau), одна из основ сингапурского чуда, также было создано еще во время британского правления, в 1952 году. Впрочем, современное значение оно получило уже в 1960 году, со вступлением в силу Закона о предотвращении коррупции, наделившего Бюро чрезвычайными полномочиями.

    В том же 1960 году правительство возглавил ныне знаменитый Ли Куан Ю , выпускник Кембриджа. Главной его задачей было выстроить честный и эффективный бюрократический аппарат и полицию; работа судебной системы долгое время оставалась на втором плане. Кстати, юридическая связь с бывшей метрополией сохранялась еще долго, вплоть до 1994 года, когда граждане Сингапура потеряли право на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета (Judicial Committee of the Privy Council) в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию.

    Судебная волокита

    О проблеме задержек в рассмотрении дел заговорили еще в 1948 году. На протяжении нескольких десятилетий количество нерассмотренных дел росло. Верховный суд, образованный в 1969 году, также не преуспел в борьбе с этим злом. Судьи видели свою функцию в том, чтобы выносить решения, время не имело значения. К концу 1980-х годов медлительность правосудия стала заметным препятствием на пути развития страны.

    В сентябре 1990 года отставание в рассмотрении дел Верховным судом составляло около пяти лет — и это только для уже принятых дел. Необходимо было менять подход к отправлению правосудия. В том же году новым Главным судьей (Chief Justice) был назначен Йонг Пьюн Хау (Yong Pung How), обладавший как огромным юридическим и административным опытом, так и энергией для изменения положения вещей. В результате 10 лет спустя время рассмотрения гражданских дел снизилось в 4-5 раз.

    Разработка реформ

    Первое время изменения носили несистемный, процедурный характер, имели целью оптимизировать работу судьи — ремонт помещения, компьютеризация и создание баз данных, увеличение численности персонала, расширение юрисдикции нижестоящих судов. Все это не мешало росту числа нерассмотренных дел.

    Руководство судебной системы быстро пришло к выводу, что необходимо изменить парадигму функционирования судов в целом. Оно сформировало новый подход к оценке работы судов и сформулировало новые ценности и приоритеты для судов, например, эффективность как общественное благо.

    Затем специально сформированная команда системно проанализировала проблемы и возможности судов. В анализе учитывалось потенциальное влияние демографических изменений и экономического и технологического развития на спрос на услуги судебной системы страны. По итогам был составлен прогноз возможных вариантов развития и будущих потребностей судебной системы.

    После этого был составлен список основных проблем, мешающих движению вперед, таких, например, как плохая координация между основными процессами и подразделениями, неэффективное, непопулярное и озабоченное субординацией руководство, неясные стратегии и противоречивые приоритеты. Обнаруженные препятствия рассмотрели в контексте международного опыта решения сходных проблем, развития технологий и искусства управления.

    В конечном итоге был создан масштабный план преобразований, с учетом институциональной инфраструктуры судебной системы в целом и человеческих ресурсов и, главное, интересов пользователей — гражданского населения и бизнеса — и прочих заинтересованных сторон.

    Осуществление

    Для решения проблемы низкой "производительности" новое руководство системы судов стало вводить систематические меры, направленные на ускорение рассмотрения дел, в том числе путем повышения дисциплины проведения заседаний. Стали следить за соблюдением расписаний, продляли при необходимости рабочие часы, резко ограничили практику перерывов в заседаниях, приводившую к растягиванию процессов на недели и месяцы, ввели ограничения на время, отведенное на определенные действия судей и сотрудников судов, и т.п. Со сторон начали взимать плату за слушания, продолжающиеся дольше определенного количества дней, был расширен круг юристов, допущенных к повседневной деятельности судов. Одновременно упрощались процедуры, улучшались условия труда. Даже дизайн залов судебных заседаний сделали более "расслабленным".

    Судебная система — как ранее система управления страны — последовательно переходила на бизнес-принципы. Стали публиковать плановые годовые показатели деятельности судов, что, с одной стороны, меняло облик судов в общественном мнении, перенося акцент с недостатков на сам процесс модернизации, с другой — способствовало большей заинтересованности самих работников судов. Проекты нововведений публиковали заранее, с целью вовлечь максимально широкие круги заинтересованных лиц в реформирование судов.

    С 1992 по 2001 год были приняты и исполнены девять годовых планов. Подробно о них можно прочесть в работе о судебной реформе в Сингапуре, написанной Валидом Хайдером Маликом и опубликованной Всемирным банком в 2007 году — "Judiciary-Led Reforms in Singapore: Framework, Strategies, and Lessons" . Малик выделяет следующие основные направления и методы реформирования:

    1. Пример сверху . Руководство судебной системы страны стремилось на себе показать, каких улучшений можно добиться и каким образом. Высокопоставленные судьи отправлялись в нижестоящие, чтобы на месте руководить изменениями, в том числе следить за соблюдением расписаний, распределением нагрузки между судьями и т.п. Особое внимание уделялось формированию духа солидарности и профессиональной гордости судебной корпорации.

    2. Исследование возможностей . В ходе реформ практиковалось своего рода экспериментирование, с целью выработать более эффективные процедуры и улучшить стандарты работы. Например, Главный судья иногда передавал сложные дела из Верховного суда в какой-нибудь из нижестоящих, что в конечном итоге вело к повышению квалификации судей. В 1994 году была введена схема судебного разрешения споров, которая позволила распределить методы разрешения споров по типу и сложности дел, что, в свою очередь, существенно повысило эффективность использования времени и средств. Одним из результатов этой работы стало появление новых специализированных судов, например, Ночного суда (рассматривает мелкие дела по ночам — в гарантированно нерабочие часы) или Трибуналов по мелким претензиям и многих других.

    3. Облегчение доступа . Правительство последовательно упрощало доступ к юридическим услугам и стремилось снизить стоимость доступа к правосудию как таковому. Была основана сеть местных офисов, установлены автоматизированные киоски, где можно оплатить штрафы за нарушение ПДД и получить информацию о юридических услугах. Суды стали нанимать переводчиков ввиду полиэтничного состава населения. Были разработаны специальные программы по информированию населения, в том числе в СМИ.

    4. Административная реорганизация . Работа административного персонала была полностью изменена в соответствии с концепцией "автономного агентства" — то есть у судей нет закрепленного за ними штата; бюджеты судов стали формировать по принципу "деньги для результатов".

    5. Работа с людьми . Одной из важнейших задач было привлечь — и затем удержать — наиболее талантливых юристов и сотрудников и повысить компетентность обслуживающего персонала. Для этого были заметно увеличены зарплаты, до уровня, сопоставимого с предлагаемыми в частном секторе; также стало доступно бесплатное дополнительное образование.

    6. Акцент на эффективности . Руководство судебной системы последовательно вводило полу- и полностью автоматизированные системы оценки результатов — как процесса модернизации, так и повседневной деятельности судов.

    Сайты судов спроектированы так, чтобы помочь в том числе и людям, не имеющим юридической подготовки; на странице для альтернативного разрешения споров (Alternanive Dispute Resolution) предлагается система онлайн-медиации, позволяющая разрешить спор в досудебном порядке и тем сэкономить время и деньги.

    После подачи иска составляется график проведения обязательных предварительных конференций (Pre-Trial Conferences). Такие конференции решают две задачи — сопоставить позиции сторон гражданско-правового спора на предмет возможности досудебного урегулирования и четко обозначить предмет спора и спрогнозировать процесс в целом. Для экономии времени участников будущего процесса обычно используется видеоконференция (как и для участия в процессе лиц, неспособных присутствовать лично). Сам процесс записывается, и потом судья может обратиться к нужному эпизоду процесса.

    8. Сотрудничество . Судебная система Сингапура активно налаживала связи как внутри страны, например, с парламентом, юридическими и общественными организациями и т.д., так и за ее пределами. Таким образом решались две проблемы — во-первых, судебная система обогащалась новыми знаниями и навыками, и, во-вторых, изменялся международный облик системы как самой слабой ветви власти в Сингапуре.

    Результаты

    В результате применения этих мер, наряду с более традиционными, среднее время ожидания решения по гражданскому делу снизилось с пяти-шести лет в конце 1980-х до 15 месяцев в 2000 году. И — что гораздо важнее — дела перестали накапливаться.

    Общественное мнение очень высоко оценило результаты реформ. В 1999 году 97% опрошенных называли работу суда беспристрастной и 92% — эффективной. Примерно так же реагировал и бизнес, как местный, так и международный; недаром с тех пор Сингапур стабильно занимает одно из верхних мест в рейтингах стран с самым удобным и безопасным бизнес-климатом.

    Безусловно, рецепт сингапурских реформ подходит далеко не всем, однако, можно сделать некоторые универсальные выводы.

    В первую очередь, необходимо мыслить стратегически, уделять много внимания долгосрочному планированию и текущему контролю. Критически важно иметь цельный, всеохватный подход к реформированию института, пусть даже не все аспекты будут реформированы одновременно.

    План реформ должен формироваться исходя из интересов пользователей института.

    Для успеха реформ важно также иметь уважаемого и энергичного лидера. Вовлеченность рядовых сотрудников, инициатива на местах имеет большое значение, но без осмысленного и решительного руководства реформы имеют много шансов завязнуть.

    Следует как можно активнее использовать IT-технологии, как для обеспечения текущей работы, так и для пользователей — населения и бизнеса. Очень полезен обмен знания и опытом с коллегами внутри страны и за рубежом.

    Наконец, последнее: успешность судебной и вообще юридической реформы неразрывно связана с фундаментальной политической и экономической устойчивостью страны. А эта последняя, в свою очередь, в значительной степени опирается на эффективную обратную связь с жителями страны, теми самыми людьми, ради которых и стоит проводить реформы.

    Тучки на горизонте

    Все это благолепие имеет свою цену. Интересы и права общества здесь имеют безоговорочное преимущество перед интересами и правами индивидуума. Одним из следствий такого подхода оказывается цензура. Сингапур — действительно одна из наименее коррумпированных стран, и одновременно пресса там находится под очень жестким контролем.

    Установлена ответственность за оскорбление, вернее, "скандализирование" суда. Одним из вариантов этого правонарушения является намерение создать у среднестатистического получателя информации представление о "неотъемлемой склонности" судебной системы в целом к несправедливости. Несколько лет назад сингапурский суд приговорил к выплате штрафа издательскую компанию Dow Jones