Что говорить при исповеди образец грехов. В православии приветствуется пример исповеди

Как составить записку с грехами и что говорить священнику? Исповедь — важнейшее религиозное Таинство, которое присутствует не только в православии, христианстве, но и в других религиях, таких как ислам, иудаизм. Является ключевым моментом духовной жизни верующего в этих духовных традициях.

Рассказ в присутствии свидетеля – священнослужителя – о совершенных перед Богом грехах очищает от них, Бог через священника отпускает грехи, происходит искупление грехов. После покаяния с души снимается груз, жить становится легче. Обычно исповедь происходит перед , но возможно и отдельно.

Таинство Покаяния (Исповедь) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества.

Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния , человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом. Покаяние - это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства.

Покаяние
подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Покаянное усилие человека принимается Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание.

Подготовка к исповеди записка

Подготовка к исповеди записка

В Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: «Если не покаетесь, все так же погибнете»(Лк. 13; 3) . И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии«(Лк. 15; 7) .

В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно.

Плод покаяния - примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей. Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в Таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи.

Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.

Это происходит следующим образом:
1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния , побуждая исповедников к чистосердечному раскаянию.

2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь.
3. Священник, приняв эту исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.

исповедь и причастие первый раз

Установление Таинства Покаяния

Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния , совершалась со времен апостолов: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19; 18)» . Обрядовые формы совершения Таинства в апостольский век не были разработаны в деталях, но основные компоненты литургико-богослужебной структуры, присущие современному чинопоследованию, уже существовали.

Они были следующими.
1. Устное исповедание грехов перед священником.
2. Поучение пастыря о покаянии сообразно с внутренним устроением принимающего Таинство.
3. Ходатайственные молитвы пастыря и покаянные молитвы кающегося.

4. Разрешение от грехов. Если исповеданные кающимся грехи были тяжкими, то могли назначаться серьезные церковные наказания – временное лишение права участвовать в Таинстве Евхаристии; запрещение присутствовать на собраниях общины. За смертные грехи - убийство либо прелюбодеяние - не раскаявшихся в них публично извергали из общины.

Грешники, подвергнутые такому суровому наказанию, могли изменить свое положение только при условии искреннего покаяния.В древней Церкви существовало четыре разряда кающихся, отличающихся степенью строгости наложенных на них епитимий:

1. Плачущие. Они не имели права входить в храм и должны были, оставаясь в любую погоду у паперти, со слезами просить молитв у идущих на богослужение.
2. Слушающие. Они имели право стоять в притворе и благословлялись у епископа вместе с готовящимися ко Крещению. С ними же слушающие при словах «Оглашеннии, изыдите!» удалялись из храма.

3. Припáдающие. Они имели право стоять в задней части храма и участвовать с верными в молитвах о кающихся. По окончании этих молитв они получали благословение епископа и выходили из храма.

4. Купностоящие. Они имели право стоять вместе с верными до конца Литургии, но не могли причащаться Святых Тайн. Покаяние в первохристианской Церкви могло совершаться как публично, так и тайно.Публичная Исповедь была неким исключением из правил, поскольку назначалась лишь в тех случаях, когда член христианской общины совершал тяжкие грехи, которые сами по себе были достаточно редки.

Грехи говорящие на исповеди

грехи говорящие на исповеди

Исповедание тяжких плотских грехов делалось публично, если было точно известно, что человек их совершил. Происходило это лишь тогда, когда тайная Исповедь и назначенная епитимья не приводили к исправлению кающегося

Отношение к таким смертным грехам, как идолопоклонство, убийство и прелюбодеяние в древней Церкви было очень строгим. Виновные отлучались от церковного общения на долгие годы, а иногда и на всю жизнь, и лишь близкая смерть могла стать причиной того, что епитимья снималась и грешнику преподавалось Причастие.

Публичное Покаяние практиковалось в Церкви до конца IV века. Его отмена связана с именем Константинопольского Патриарха Нектария († 398), который отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния .

Вслед за этим постепенно исчезли степени Покаяния , и к концу IX века публичная Исповедь окончательно ушла из жизни Церкви. Это, произошло по причине оскудения благочестия. Такое сильнейшее средство, как публичное Покаяние , было уместно, когда строгость нравов и ревность по Боге были всеобщими и даже «естественными». Но позже многие грешники стали избегать публичного Покаяния из-за связанного с ним стыда.

Другой причиной исчезновения этой формы Таинства явилось то, что грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для недостаточно утвержденных в вере христиан. Таким образом, тайная Исповедь , также известная с первых веков христианства, стала единственной формой Покаяния . В основном, вышеописанные изменения произошли уже в V веке.

В настоящее время при большом стечении исповедников в некоторых храмах совершается так называемая «общая» Исповедь . Это нововведение, ставшее возможным из-за недостатка храмов и по другим, менее значимым причинам, - неправомерно с точки зрения литургического богословия и церковного благочестия. Следует помнить, что общая Исповедь - отнюдь не норма, а допущение, обусловленное обстоятельствами.

Поэтому, даже если при большом стечении кающихся священник проводит общую Исповедь , он должен перед чтением разрешительной молитвы дать возможность каждому исповеднику высказать наиболее отягощающие его душу и совесть прегрешения. Лишая прихожанина даже такой краткой личной Исповеди под предлогом нехватки времени, священник нарушает свой пастырский долг и унижает достоинство этого великого Таинства.

Что говорить на исповеди священнику пример

Приготовление к Исповеди
Приготовление к Исповеди заключается не столько в том, чтобы возможно полно вспомнить свои грехи, сколько в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и молитвы, при которых грехи станут для исповедника очевидны. Кающийся, образно говоря, должен принести на Исповедь не список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце.

Перед Исповедью нужно попросить прощения у всех, перед кем считаешь себя виновным. Начинать готовиться к Исповеди (говеть) надо за неделю или по меньшей мере за три дня до самого Таинства. Эта подготовка должна состоять из определенного воздержания в словах, мыслях и поступках, в пище и развлечениях и вообще в отказе от всего, что мешает внутренней сосредоточенности.

Важнейшей составляющей такой подготовки должна стать сосредоточенная, углубленная молитва, способствующая осознанию своих грехов и отвращению к ним. В чине Покаяния для напоминания пришедшим к Исповеди их грехов священник читает перечень самых значимых прегрешений и страстных движений, присущих человеку.

Исповедник должен внимательно его слушать и еще раз отмечать про себя то, в чем обличает его совесть. Подойдя же к священнику после этой «общей» Исповеди, кающийся должен исповедать те грехи, которые он совершил.
Грехи, исповеданные и отпущенные священником ранее, повторять на Исповеди не следует, поскольку после Покаяния они становятся «якоже не бывшие».

Но если с момента предыдущей Исповеди они были повторены, то каяться необходимо снова. Исповедаться необходимо и в тех грехах, которые были забыты ранее, если они сейчас вдруг вспомнились. Каясь, не следует называть соучастников или тех, кто вольно или невольно спровоцировал грех. Человек в любом случае сам отвечает за свои беззакония, совершенные им по слабости или нерадению.

Грехи в православии исповедь

Грехи в православии исповедь

Попытки переложить вину на других приводят лишь к тому, что исповедник усугубляет свой грех самооправданием и осуждением ближнего. Ни в коем случае не следует пускаться в долгие рассказы об обстоятельствах, приведших к тому, что исповедник «вынужден» был совершить грех.

Надо учиться исповедоваться так, чтобы Покаяние в своих грехах не подменять житейскими разговорами, в которых основное место занимают восхваление себя и своих благородных поступков, осуждение близких и жалобы на трудности жизни. С самооправданием связано преуменьшение грехов, особенно со ссылкой на их повсеместность, мол, «все же так живут». Но очевидно, что массовость греха нисколько не оправдывает грешника.

Некоторые исповедники для того, чтобы не забыть от волнения или несобранности совершенных грехов, приходят на Исповедь с их письменным перечнем. Этот обычай хорош, если исповедник искренне раскаивается в своих грехах, а не формально перечисляет записанные, но не оплаканные беззакония. Записку с грехами сразу же после Исповеди нужно уничтожить.

Ни в коем случае нельзя пытаться сделать Исповедь комфортной и пройти через нее без напряжения своих духовных сил, говоря общие фразы, типа «во всем грешен» или затемняя неприглядность греха общими выражениями, например, «грешен против 7-й заповеди». Нельзя, отвлекаясь на мелочи, умалчивать о том, что действительно тяготит совесть.

Провоцирующий такое поведение на Исповеди ложный стыд перед духовником губителен для духовной жизни. Привыкнув кривить душой перед Самим Богом, можно потерять надежду на спасение. Малодушный страх всерьез начать разбираться в «трясине» своей жизни способен прервать всякую связь со Христом.

Такое устроение исповедника становится также причиной преуменьшения им своих грехов, которое отнюдь не безобидно, поскольку приводит к искаженному взгляду на себя и на отношения с Богом и ближними. Надо внимательно пересмотреть всю свою жизнь и освободить ее от ставших привычными грехов.

Как правильно подготовиться к исповеди

Как правильно подготовится к исповеди

Писание прямо называет последствия замалчивания грехов и самооправдания: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6; 9,10)».

Не надо думать, что убийство не рожденного плода (аборт) также является «небольшим грехом». По правилам древней Церкви сотворившие такое наказывались также, как и убийцы человека. Нельзя из ложного стыда или застенчивости скрывать на Исповеди какие-то постыдные грехи, иначе это утаивание сделает отпущение остальных грехов неполноценным.

Следовательно, Причастие Тела и Крови Христовых после такой Исповеди будет в «суд и осуждение». Весьма распространенное деление грехов на «тяжкие» и «легкие» очень условно. Такие привычные «легкие« грехи, как бытовая ложь, грязные, хульные и похотливые помыслы, гнев, многоглаголание, постоянные шутки, грубость и невнимательность к людям в случае их многократного повторения парализуют душу.

Легче отказаться от тяжкого греха и чистосердечно в нем покаяться, чем осознать пагубность «мелких« грехов, ведущих к порабощению человека. Известная святоотеческая притча свидетельствует о том, что убрать груду мелких камней гораздо труднее, чем передвинуть равный им по весу большой камень. Исповедуясь, не следует ждать «наводящих» вопросов от священника, нужно помнить о том, что инициатива в Исповеди должна принадлежать кающемуся.

Именно он должен делать духовное усилие над собой, освобождаясь в Таинстве от всех своих беззаконий. Рекомендуется, готовясь к Исповеди , вспоминать то, в чем обычно обвиняют исповедника другие люди, знакомые и даже незнакомые, а особенно близкие и домашние, поскольку очень часто их претензии справедливы.

Если же кажется, что это не так, то и здесь просто необходимо принимать их нападки без озлобления.После того как воцерковление человека доходит до определенной «точки», у него возникают проблемы иного порядка, связанные с Исповедью .

Та привычка к Таинству, которая возникает в результате многократного к нему обращения, порождает, например, формализацию Исповеди , когда исповедаются потому что «так нужно». Сухо перечисляя грехи истинные и мнимые, такой исповедник не имеет главного - покаянного настроя.

Исповедь и причастие правила

Исповедь и причастие правила

Это случается, если исповедовать вроде нечего (то есть человек просто не видит своих грехов), но надо (ведь «необходимо причаститься», «праздник», «давно не исповедовался» и т. д.). Такой настрой обличает невнимательность человека к внутренней жизни души, непонимание своих грехов (хотя бы только и мысленных) и страстных движений. Формализация Исповеди приводит к тому, что человек прибегает к Таинству «в суд и в осуждение».

Очень распространена проблема подмены на Исповеди своих действительных, серьезных грехов грехами мнимыми или маловажными. Человек часто не понимает, что формальное исполнение им «обязанностей христианина (вычитать правило, не оскоромиться в постный день, сходить в храм) являются не целью, а средством к достижению того, что сам Христос определил словами: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 35) .

Поэтому, если христианин постом не ест продуктов животного происхождения, а своих сродников «угрызает и снедает», то это - серьезный повод усомниться в его верном понимании сути Православия. Привыкание к Исповеди , как и к любой святыне, ведет к тяжелым последствиям. Человек перестает бояться оскорбить Бога своим грехом, потому что «всегда есть Исповедь и можно покаяться».

Такие манипуляции с Таинством всегда очень плохо кончаются. Бог не наказывает человека за такое настроение души, он просто отворачивается от него до времени, поскольку никто (даже Господь) не испытывает радости от общения с человеком двоедушным, не честным ни с Богом, ни со своей совестью.

Человеку, ставшему христианином, необходимо понять, что борьба со своими грехами будет продолжаться у него всю его жизнь. Поэтому нужно со смирением, обращаясь за помощью к Тому, кто может эту борьбу облегчить и сделать его победителем, упорно продолжать этот благодатный путь.

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов Покаяние - это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия.

Список грехов для исповеди для женщин и мужчин

Это возможно при условии, что исповедник
1) сокрушается о своих грехах;
2) твердо намерен исправить свою жизнь;
3) имеет несомненную надежду на милосердие Христа. Сокрушение о грехах.

В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах. Но это сокрушение кающегося должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, которого он оскорбил своей неблагодарностью.

Намерение исправить свою жизнь. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению.

Святитель Василий Великий рассуждает об этом же следующим образом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни?

Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве - продолжающему жить распутно» .

Вера во Христа и надежда на Его милосердие

Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречение от Христа. Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннюю веру и надежду Господом была помилована Мария, сестра Лазаря, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая их своими волосами (См.: Лк. 7; 36-50).

Какие грехи говорить на исповеди

Был помилован и мытарь Закхей, раздавший пол-имения нищим и вернувший тем, кого он обидел, в четыре раза больше отнятого (См.: Лк. 19; 1-10). Величайшая святая Православной Церкви, преподобная Мария Египетская, будучи много лет блудницей, глубоким покаянием так изменила свою жизнь, что могла ходить по водам, видела прошлое и будущее, как настоящее, и была удостоена общения с ангелами в пустыне.

Знак совершенного Покаяния выражается в чувстве легкости, чистоты и неизъяснимой радости, когда исповеданный грех кажется уже просто невозможен.

Епитимьи

Епитимья (греч. эпитимион - наказание по закону) - добровольное исполнение кающимся - в качестве нравственно-исправительной меры - тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.).

Епитимья назначается духовником и не имеет значения наказания или карательной меры, не подразумевая лишения каких бы то ни было прав члена Церкви. Являясь лишь «врачевством духовным», назначается с целью искоренения навыков греха. Это урок, упражнение, которое приучает к духовному подвигу и рождает стремление к нему.

Подвиги молитвы и добрых дел, назначаемые в качестве епитимьи, должны быть по сути своей прямо противоположны тому греху, за который они назначены: например, подверженному страсти сребролюбия назначаются дела милосердия; человеку невоздержанному назначается пост сверх положенного для всех; рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями - более частое хождение в храм, чтение Священного Писания, усиленная домашняя молитва и тому подобное.

Подготовка к исповеди список грехов

Возможные виды епитимьи:
1) поклоны во время богослужения или чтения домашнего молитвенного правила;
2) молитва Иисусова;
3) вставание на полунощницу;
4) духовное чтение (Акафисты, Жития святых и др.);
5) сугубый пост;6) воздержание от супружеского общения;
7) милостыня и др.

К епитимье нужно относиться как к воле Божьей, высказанной через священника, принимая ее к обязательному исполнению. Епитимья должна быть ограничена точными временными рамками (обычно 40 дней) и исполняться, по возможности, по твердому распорядку.

Если кающийся по тем или иным причинам не может исполнить епитимью, то он должен обратиться за благословением, как поступать в этом случае, к тому священнику, который ее наложил. Если грех совершался против ближнего, то необходимое условие, которое должно быть соблюдено перед выполнением епитимьи - это примирение с тем, кого обидел кающийся.

Над человеком, исполнившим данную ему епитимью, священником, наложившим ее, должна быть прочитана особая разрешительная молитва, называемая молитвой над разрешаемым от запрещения.

Как приготовиться к причастию и исповеди

Детская Исповедь

Согласно правилам Православной Церкви, дети должны начинать исповедоваться с семилетнего возраста, так как они к этому времени уже становятся способными отвечать пред Богом за свои поступки и бороться со своими грехами. В зависимости от степени развития ребенка, его можно приводить к Исповеди как немного раньше, так и немного позже указанного срока, посоветовавшись на данную тему со священником.

Чинопоследование Исповеди для детей и подростков ничем не отличается от обычного, но священник, естественно, учитывает возраст приходящих к Таинству и делает определенные коррективы, общаясь с такими исповедниками. Причащение детей и подростков, как и взрослых, должно совершаться натощак.

Но если по состоянию здоровья ребенку необходимо принять пищу с утра, Причастие по благословению священника может быть ему преподано. Родителям лишь не следует сознательно и беспричинно нарушать правило о Причащении натощак, поскольку такими действиями можно оскорбить святость этого великого Таинства и оно будет «в суд и осуждение» (в первую очередь родителям, потворствующим беззаконию).

Подросткам нельзя приходить к Исповеди с большим опозданием. Такое нарушение недопустимо и может привести к отказу причастить опоздавшего в случае неоднократного повторения этого согрешения.

Исповедь детей и подростков должна давать такие же плоды, как и при Покаянии взрослого человека: кающийся должен впредь не совершать исповеданные грехи или, по меньшей мере, всеми силами пытаться этого не делать. Кроме этого, ребенок должен стараться творить добрые дела, добровольно помогая родителям и близким, ухаживая за младшими братьями и сестрами.

Православие исповедь и причастие

Родители должны формировать сознательное отношение ребенка к Исповеди , исключая, по возможности, начетническое, потребительское отношение к ней и к своему Небесному Отцу. Категорически неприемлемым для взаимоотношений ребенка с Богом является принцип, выражаемый незамысловатой формулой: «Ты - мне, я - тебе». Ребенка нельзя призывать «угождать» Богу затем, чтобы получить от Него какие-то блага.

Надо пробуждать в детской душе лучшие ее чувства: искреннюю любовь к Тому, кто достоин такой любви; преданность Ему; естественное отвращение ко всякой нечистоте. Детям бывают свойственны порочные наклонности, которые необходимо искоренять.

К ним относятся такие грехи, как издевательство и насмешки (особенно в компании сверстников) над слабыми и увечными; мелкая ложь, в которую может перерасти укоренившаяся привычка к пустым фантазиям; жестокость по отношению к животным; присвоение чужих вещей, кривляние, лень, грубость и сквернословие. Все это должно стать предметом пристального внимания родителей, которые призваны к каждодневному кропотливому труду воспитания маленького христианина.

Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому

В тот момент, когда жизнь православного христианина приближается к закату и он лежит на смертном одре, очень важно, чтобы родственники, несмотря на тяжкие обстоятельства, часто этому сопутствующие, смогли пригласить к нему священника для напутствования его в Жизнь Вечную.

Если умирающий сможет принести последнее Покаяние и Господь даст ему возможность причаститься, то эта милость Божья сильно повлияет на его посмертную участь. Родственникам надо иметь это в виду не только тогда, когда больной - церковный человек, но и если умирающий всю свою жизнь был маловерующим.

Последняя болезнь сильно изменяет человека, и Господь может коснуться его сердца уже на смертном ложе. Иногда таким образом Христос призывает даже преступников и хулителей! Поэтому при малейшей возможности к этому, родственникам необходимо помочь болящему сделать этот шаг навстречу призывающему Христу и покаяться в совершенных прегрешениях.

Обычно священника вызывают на дом заблаговременно, обратившись «за свечной ящик», где должны записать координаты больного, назначив, если это возможно, сразу время будущего посещения. Больного надо психологически приготовить к приходу батюшки, настроить на подготовку к Исповеди , насколько это позволит его физическое состояние.

Полный список грехов для исповеди

Когда священник придет, больному нужно, если есть на это силы, попросить у него благословение. Родные больного могут находиться у его постели и принимать участие в молитвах вплоть до начала Исповеди , когда они, естественно, должны будут удалиться.

Но после прочтения разрешительной молитвы они могут вновь войти и молиться за причастника. Чин Исповеди больных на дому отличается от обычного и помещен в 14-й главе Требника под названием «Чин, егдá случится вскоре вельми больному дати причастие».

Если больной знает наизусть молитвы ко Причащению и способен их повторять, то пусть делает это вслед за священником, читающим их отдельными фразами. Для принятия Святых Тайн больного надо устроить на кровати так, чтобы он не поперхнулся, лучше полулежа. После Причастия больной, если может, сам читает благодарственные молитвы. Затем священник произносит отпýст и дает Крест для целования причастнику и всем присутствующим.

Если у родных больного есть желание и если это позволяет состояние причастника, то они могут пригласить священника за стол и еще раз уяснить в беседе с ним, как необходимо вести себя у постели тяжкоболящего, что предпочтительно с ним обсуждать, как поддерживать его в этой ситуации.

Страсть как корень и причина греха

Страсть определяется, как сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Благодаря таким своим свойствам страсть становится источником и причиной греха в душе человека.

Православная аскетика накопила многовековой опыт наблюдений и борьбы со страстями, который позволил свести их в четкие схемы. Первоисточником данных классификаций является схема преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, которой следуют Евагрий, Нил Синайский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Григорий Палама.

Согласно вышеназванным учителям аскетики, греховных страстей, присущих человеческой душе - восемь:

1. Гордость.
2. Тщеславие.
3. Чревоугодие.
4. Блуд.
5. Сребролюбие.
6. Гнев.
7. Печаль.
8. Уныние.

Стадии постепенного образования страсти:

1. Прилог или приражение (слав. приразитися - столкнуться с чем-либо) - греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека. Прилоги не считаются грехом и не вменяются в вину человеку, если человек не отвечает на них сочувствием.

2. Помыслом становится прилог, встретивший в душе человека сначала интерес, а потом сочувствие к себе. Это первая стадия развития страсти. Помысел рождается в человеке, когда его внимание становится благосклонно к прилогу. На этой стадии помысел вызывает чувство предвкушения будущего удовольствия. Святые отцы называют это сочетанием или собеседованием с помыслом.


какие грехи перечислять на исповеди

3. Склонение к помыслу (намерение) возникает тогда, когда помысел всецело овладевает сознанием человека и его внимание оказывается сосредоточено только на нем. Если человек усилием воли не может освободиться от греховного помысла, заменив его благим и богоугодным, то наступает следующая стадия, когда сама воля увлекается греховным помыслом и стремится к его осуществлению.

Это означает, что грех в намерении уже совершен и остается только практически удовлетворить греховное пожелание.

4. Четвертая стадия развития страсти называется пленением, когда страстное влечение начинает господствовать над волей, постоянно увлекая душу к реализации греха. Созревшая и укоренившаяся страсть является идолом, которому подверженный ей человек, часто не ведая этого, служит и поклоняется.

Путь к освобождению от тирании страсти - искреннее покаяние и решимость исправить свою жизнь. Признак сформировавшихся в душе человека страстей - повторение почти на каждой Исповеди одних и тех же грехов. Если это происходит, значит в душе человека, сроднившегося со своей страстью, происходит процесс имитации борьбы с ней. Авва Дорофей различает в человеке по отношению его к борьбе со страстью три состояния:

1. Когда он действует по страсти (приводя ее в исполнение).
2. Когда человек сопротивляется ей (не действуя по страсти, но и не отсекая, имея ее в себе).
3. Когда искореняет ее (подвизаясь и делая противное страсти). Освобождаясь от страстей, человек должен приобретать противоположные им добродетели, иначе страсти, покинувшие было человека, обязательно вернутся.

Грехи

Грех - это нарушение христианского нравственного закона - такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3; 4).
Самые серьезные грехи, приводящие при их нераскаянности к гибели человека, называются смертными. Их семь:

1. Гордость.
2. Чревоугодие.
3. Блуд.
4. Гнев.
5. Сребролюбие.
6. Печаль.
7. Уныние.

Грех - это реализация страсти в помыслах, словах и делах. Поэтому рассматривать его надо в диалектической связи со сформировавшейся или формирующейся в душе человека страстью. Все сказанное в главе, посвященной страстям, имеет прямое отношение к человеческим грехам, как бы обнажающим факт наличия страсти в душе согрешающего человека.Грехи подразделяются на три категории, смотря по тому, против кого они совершаются.

Как происходит исповедь видео

Как происходит исповедь на видео

1. Грехи против Бога.
2. Грехи против ближнего.
3. Грехи против самого себя.

Ниже приводится приблизительный, далеко не полный перечень этих грехов. Следует отметить, что весьма распространившаяся в последнее время тенденция видеть цель Покаяния в наиболее подробном словесном перечислении грехов противоречит духу Таинства и профанирует его.

Поэтому заниматься начетничеством, выражающимся в еженедельном «исповедовании» бесчисленных грехов и прегрешений, не стоит.«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50; 19) , - говорит о смысле Покаяния богодухновенный пророк Давид.

Относясь внимательно к движениям своей души и отмечая свою неправоту перед Господом в конкретных обстоятельствах жизни, нужно всегда помнить то, что стяжать в Таинстве Покаяния нужно «сокрушенное сердце», а не «многоглаголивый» язык.

Грехи против Бога

Гордыня: нарушение заповедей Божьих; неверие, маловерие и суеверие; неимение надежды на милосердие Божье; чрезмерное упование на милость Божью; лицемерное почитание Бога, формальное ему поклонение; кощунство; отсутствие любви и страха Божьего; неблагодарность Богу за все Его благодеяния, а также за скорби и болезни; хула и ропот на Господа; неисполнение данных Ему обетов; призывание Имени Божьего всуе (без необходимости); произнесение клятв с призыванием Его имени; впадение в прелесть.

Неблагоговение к иконам, мощам, святым, Священному Писанию и всякой иной святыне; чтение еретических книг, хранение их в доме; неблагоговейное отношение ко Кресту, крестному знамению, нательному кресту; боязнь исповедовать Православную веру; неисполнение молитвенного правила: утренних и вечерних молитв; опускание чтения Псалтири, Священного Писания, других Божественных книг; пропуски без уважительной причины воскресных и праздничных богослужений; пренебрежение к церковной службе; молитва без усердия и прилежания, рассеянная и формальная.

Разговоры, смех, хождение по храму во время церковной службы; невнимательность к чтению и пению; опоздания на службу и преждевременные выходы из храма; хождение в храм и касание его святынь в физической нечистоте.

Что говорить перед исповедью видео

Отсутствие усердия в покаянном делании, редкая Исповедь и сознательное утаивание грехов; Причащение без сердечного сокрушения и без должного приготовления, не примирившись с ближними, враждуя с ними. Непослушание своему духовному отцу; осуждение священнослужителей и монашествующих; ропот и обида на них; непочитание праздников Божьих; суета в дни больших церковных праздников; нарушение постов и постоянных постных дней - среды и пятницы - в течение года.

Просмотр еретических телепередач; слушание неправославных проповедников, еретиков и сектантов; увлечение восточными религиями и вероучениями; обращение к экстрасенсам, астрологам, гадалкам, ворожеям, «бабкам», колдунам; занятия «черной и белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом; суеверия: вера в сны и приметы; ношение «оберегов» и талисманов. Мысли о самоубийстве и попытки покончить с собой.

Грехи против ближнего

Неимение любви к ближним и к своим врагам; непрощение их прегрешений; ненависть и зложелательство; ответ злом на зло; непочтительность к родителям; непочтительность к старшим и начальникам; убийство младенцев во чреве (аборты), советы совершать аборты своим знакомым; покушение на чужую жизнь и здоровье; нанесение телесных повреждений; грабеж; вымогательство; присвоение чужого имущества (в том числе, невозврат долгов).

Отказ в помощи слабому, угнетаемому, попавшему в беду; леность к работе и домашним обязанностям; неуважение чужого труда; немилосердие; скупость; невнимательность к заболевшим и к находящимся в стесненных жизненных обстоятельствах; опускание молитв за ближних и врагов; жестокость к животному и растительному миру, потребительское к ним отношение; прекословие и неуступчивость ближним; споры; заведомая ложь для «красного словца»; осуждение; злословие, пересуды и сплетни; разглашение чужих грехов; подслушивание чужих разговоров.

Что делать перед исповедью и причастием

Нанесение обид и оскорблений; вражда с ближними и скандалы; проклятие окружающих, в том числе и собственных детей; дерзость и наглость в отношении с ближними; дурное воспитание детей, отсутствие старания насаждать в их сердца спасительные истины христианской веры; лицемерие, использование ближних в личных корыстных целях; гнев; подозрение ближних в неблаговидных поступках; обман и лжесвидетельство.

Соблазнительное поведение дома и на людях; желание прельщать и нравиться окружающим; ревность и зависть; сквернословие, пересказ неприличных историй, похабных анекдотов; умышленное и неумышленное (в качестве примера для подражания) развращение своими действиями окружающих; желание извлечь корысть из дружбы или иных близких взаимоотношений; измена; магические действия с целью навредить ближнему и его семье.

Грехи против самого себя

Уныние и отчаяние, возникающие вследствие развития тщеславия и гордости; высокомерие, самолюбие, самонадеянность, высокоумие; делание добрых дел напоказ; мысли о самоубийстве; плотские излишества: многоядение, сладкоядение, чревоугодие; злоупотребление телесным покоем и комфортом: многоспанием, ленью, вялостью, расслабленностью; пристрастие к определенному образу жизни, нежелание менять его ради помощи ближнему.

Пьянство, втягивание в эту порочную страсть непьющих, в том числе малолетних и больных; курение, наркомания, как разновидность самоубийства; игра в карты и другие азартные игры; ложь, зависть; любовь к земному и материальному больше чем к небесному и духовному.

Праздность, расточительство, привязанность к вещам; трата своего времени впустую; употребление дарованных Богом талантов не во благо; пристрастие к комфорту, стяжательство: собирание «на черный день» пищевых продуктов, одежды, обуви, мебели, драгоценностей и т. д.; пристрастие к роскоши; многозаботливость, суетность.

Стремление к земным почестям и славе; «украшение» себя косметикой, татуировками, пирсингом и т.д. с целью прельстить. Чувственные, похотливые помыслы; приверженность к соблазнительным зрелищам, разговорам; невоздержание душевных и телесных чувств, услаждение и медление в нечистых помыслах.

Таинство исповеди и причастия видео

Сладострастие; нескромное воззрение на лиц противоположного пола; воспоминание с услаждением прежних своих плотских грехов; пристрастие к длительному просмотру телевизионных программ; просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг и журналов; занятия сводничеством и проституцией; пение непристойных песен.

Непристойные танцы; осквернение во сне; блуд (вне брака) и прелюбодеяние (супружеская измена); вольное поведение с лицами противоположного пола; рукоблудие; нескромное воззрение на жен и юношей; невоздержание в супружеской жизни (во время поста, в субботние и воскресные дни, церковные праздники).

Исповедь


Приступающий к Исповеди , должен знать, что священник, принимающий ее, не является для исповедника простым собеседником, но представляет собой свидетеля таинственной беседы кающегося с Богом.
Происходит Таинство следующим образом: кающийся, подойдя к аналою, делает земной поклон перед лежащим на аналое крестом и Евангелием. Если исповедников много, этот поклон делается заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя; или батюшка сидит, а кающийся стоит на коленях.

Ожидающим своей очереди нельзя подходить близко к месту где совершается Исповедь, дабы исповедуемые грехи не были им слышны, и тайна не была бы нарушена. В этих же целях собеседование должно совершаться вполголоса.
Если исповедник является новоначальным, то Исповедь может строиться так, как это отражено в Требнике: духовник задает кающемуся вопросы по списку.

Исповедь с объяснениями видео

Исповедь с объяснениями видео

На практике, впрочем, перечисление грехов совершается в первой, общей, части Исповеди . Затем священник произносит «Завещание», в котором он призывает исповедника не повторять исповеданных им грехов. Впрочем текст «Завещания» в том виде, в котором он напечатан в Требнике, читается редко, большей частью священник просто дает исповеднику свои наставления.

После того как Исповедь закончена, священник читает молитву «Господи Боже, спасения рабов Твоих…», которая предшествует тайносовершительной молитве Таинства Покаяния .

После этого исповедник становится на колени, и священник, накрыв ему голову епитрахилью, читает разрешительную молитву, содержащую тайносовершительную формулу: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Затем священник осеняет главу исповедника крестным знамением. После этого исповедник встает с колен и целует Святой крест и Евангелие.

Если духовник считает невозможным отпустить исповеданные грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок. Затем читаются заключительные молитвословия «Достойно есть…» , «Слава, и ныне…» и священник творит отпуст.

Заканчивается Исповедь наставлениями духовника кающемуся и назначением ему для чтения канона против его согрешений, если священник найдет в этом необходимость.

В материале использованы главы из книги (в сокращении) «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» (Даниловский благовестник, Москва, 2007

Надеемся, что вам понравилась статья про исповедь и причастие: как составить записку с грехами и что говорить священнику и видео на это тему. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

  • свящ. Дионисий Свечников
  • архим.
  • свящ. Димитрий Галкин
  • В. Пономарев
  • архимандрит Лазарь
  • прот.
  • протоиерей М. Шполянский
  • Екатерина Орлова
  • иеромонах Евстафий (Халиманков)
  • иеромонах Агапий (Голуб)

Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед .

В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов - не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с , восстанавливает себя как члена .

Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.

От Таинства Покаяния следует отличать:
— доверительную духовную беседу со священником;
— покаянную беседу перед (не является обязательной).

Где и когда можно исповедоваться?

Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в в определённое расписанием время или по договорённости со . Исповедующийся должен быть крещёным.

На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.

Как готовиться к Исповеди?

При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого , ни особого молитвенного правила.

Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
— Сосредоточиться на покаянных молитвах.
— Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
— По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
— Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
— При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

— Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
— В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния , а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов» .
— Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
— Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
— Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил ( , ).
— При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
— При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с «Господи, даруй мне зрети моя согрешения ».

Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?

Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.

Следует сравнивать себя в первую очередь со , тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
Чистая совесть — признак короткой памяти…

Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед при свидетельстве священника, это состояние , ненавидящей грех и избегающей его.
Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в . Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации .
Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести . Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

Епископ Тихон (Шевкунов) : «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

Те, кому впервые в жизни предстоит поучаствовать в одном из важнейших христианских таинств, задаются вопросом, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. Человек, который хочет покаяться и , может не знать, как рассказывать о своих грехах.

Известный церковный деятель современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) выделил два варианта построения исповеди:

  • по десяти заповедям;
  • по заповедям блаженства.

В своей книге, посвященной исповеди, иерарх приводит пример того, как можно произносить исповедь и каяться в своих грехах. Архимандрит анализирует каждую из заповедей и описывает, какие обязанности должны иметь христиане перед Богом согласно этим заповедям. Иоанн указывает читателям на ошибки в повседневной жизни, которые ведут к забвению веры.

Он анализирует заповеди блаженства и указывает на то, что люди предают небрежению. Рассматривая вторую заповедь блаженства ("блаженны плачущие"), он спрашивает читателя, оплакивал ли он осквернение Божьего образа в себе, свою нехристианскую жизнь, приливы гордыни и гнева. Он показывает читателям, как далеко они стоят от ступеней нравственного совершенства.

Эту книгу признают хорошим пособием, объясняющим, что следует считать грехом в человеческой жизни. Но она не может быть инструкцией о том, что нужно говорить. Кающийся должен сам выбирать слова, которые будут идти из его сердца, и искренне желать раскаяться.

Подготовка к исповеди и ее проведение

Человек, который хочет исповедаться впервые, должен тщательно вспомнить все совершавшиеся грехи. Для удобства он может составить конспект, который позволит ему ничего не забыть во время таинства. Он может заранее поговорить со священнослужителем, который назначит для него время во время общей исповеди или особо.

Люди исповедуются у священнослужителей в порядке очереди. Пришедший должен подождать своей очереди. После этого он, повернувшись к собравшимся, просит у них прощения за совершенные грехи. Они говорят, что Бог простит, и прощают его. После этого исповедующийся идет к священнослужителю.

Человек подходит к аналою, крестится, совершает поклон, а после начинает исповедоваться. Подойдя к священнику, он должен обратиться к Богу и сказать, что перед Ним он согрешил. В начале он может представиться исповедующему его священнику, но это можно сделать и в конце, когда священнослужитель должен будет называть его имя в молитве. Далее наступает время перечисления грехов, рассказ о каждом из которых должен начинаться со слова: «согрешил/согрешила».

Также, подойдя к аналою, верующий может сказать «Исповедуется раб Божий (раба Божия)» и назвать имя. Затем сказать «Раскаиваюсь в грехах» и начать их перечисление.

Когда кающийся заканчивает перечислять свои грехи, он должен выслушать слово иерея, который может отпустить ему грехи или назначить наказание для мирянина (епитимью). После этого человек еще раз крестится, совершает поклоны, прикладывается к Евангелию и Кресту.

Исповедь – одно из важнейших таинств в жизни христианина. У новообращенных и поздно пришедших к вере часто возникает вопрос, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. . Человек должен показать, что он осознал свою греховную жизнь и хочет измениться.

Как вести себя на исповеди и чего лучше не делать? Как правильно называть свои грехи священнику? Узнайте советы батюшки, а также прочитайте примеры того, как правильно исповедоваться и называть свои грехи батюшке.

Исповедь – это Таинство, в котором Господь незримо прощает грехи при видимом волеизъявлении священника. Событию предшествует подготовка – покаяние происходит до похода в церковь. Впервые, многие страшатся и не знают, какие поступки называть, как правильно себя вести, что для этого надо сделать. Скажу более, даже бывалые христиане, не всегда понимают в чем и как исповедоваться .

Сердце сокрушенное Бог увидит

Значение покаяния так велико, что претворяет грешника в праведника. Непросто решиться вести христианскую жизнь, измениться, но сделать это необходимо, чтобы не погибнуть окончательно. Пусть первый раз (второй, третий) исповедь будет несовершенной, не это страшно. Куда опаснее носить в себе тяжкий груз, не каяться вообще. Господь видит наши намерения, стремления, попытки отстать от страстей, раскаяние. Это обязательно зачтется.

Иной исповедуется, словно отчет о проделанных грехах сдает на 5 страницах, а в душе нет никакого сокрушения. Другой скажет три слова, и уйдет оправданным, как мытарь, не смеющий поднять глаза к небу, произнесший: «Боже, милостив буди мне грешному». Важно увидеть мерзость своих дел и поступков. Ужаснуться и возненавидеть их. Испытывать искреннее отвращение, с решимостью больше такого не повторять .

Списки грехов в помощь кающемуся

Прибегая к пособиям, которых в интернете много, скорее запутаетесь, чем получите помощь. Составить длинный список грехов по образцу не трудно, но часто в них указаны вовсе не понятные вещи, относящиеся к монашествующим. Они – «бездельники», на них возлагается только две обязанности: труд и молитва, все остальное – грех. Сравнивать поступки в миру, с такими подручными средствами священники не советуют. Иногда это выглядит вовсе глупо.

Например:

  • собирал марки;
  • мылся душистым мылом;
  • делал прически;
  • стирал в воскресенье и т. п.

Можно позаимствовать краткость, с какой называют грех. Это поможет составить личный перечень, чтобы не впасть в многословие, не рассказывать историю (роман) своей жизни. Сделайте так: Запишите поступки, о которых понимаете – они плохие. Об этом сожалеете, готовы не повторять (кстати, не так часто они случаются, но постоянно напоминают о себе, всплывая в памяти).

Например:

  • Нагрубил родителям.
  • Ударил жену.
  • Украл велосипед (кассету, книгу, любую вещь) и пр.
  • Не посетил больного родственника, который в этом нуждался.

Продолжайте далее: взгляните на свой характер. Видеть себя таким, каков ты есть, непросто. Некоторые вовсе считают себя нормальными, хорошими, добрыми, всегда правыми. Бери и пиши с него икону. Но как раз в таком человеке уже виден грех гордыни, свергнувший дьявола с Неба. Такое происходит от незнания законов веры.

Чем чаще будете исповедоваться, постигать православное учение, приближаться к Богу, тем больше увидите в себе грязи, от которой нужно избавиться. Знайте, если не обнаружили в себе грехов, значит находитесь далеко от исполнения заповедей. Нет ни одного святого, о котором можно сказать, что он безгрешен.

Если уж совсем туго, ничего в голову не приходит, спросите близких людей: Какие плохие качества они назовут. Со стороны всегда виднее. Эти черты, скорее всего, окажутся тем, что вы ищите. Подумайте, возможно список пополнится такими грехами:

  • гневался, раздражался, плохо о ком-то думал;
  • ругался матами, грубо отвечал, осуждал, ненавидел;
  • не знал меры в еде (чревоугодие);
  • приходил домой пьяным, буянил;
  • изменял супруге (мужу), обманывал, клеветал, распространял слухи;
  • не помогал другим, отказывал в просьбе, насмехался над тружениками;
  • дал (уговаривал) согласие на аборт;
  • ленился исполнять свои обязанности как на работе, так и дома и т. д.

Совет: Прежде чем обратитесь к какому-либо источнику со списком грехов, постарайтесь сначала записать, что хорошо помните, что тяготит душу, о чем вы, действительно, сожалеете. Такие грехи точно простятся. Выискивая недостатки в себе, прибегая к пособию, стремитесь не к количеству (охватить все сразу), а к качеству. Прочли, вспомнили, осознали, сокрушились, дали себе слово: так больше не поступать. Попросили Господа помочь в этом. Теперь вносите в листок для исповеди .

Об этом надо знать, а не злиться

Когда человек начинает готовиться к Таинству, может претерпеть искушения. Постоянно кто-то мешает, перебивает, отвлекает. В храме злые старушки делают замечания: «почему не в юбке», «зачем так накрасилась», «не там встала». Батюшке некогда, отмахнулся, грубо ответил и т. п. Иногда это необходимо для смирения.


Бесы будут стараться вывести вас из себя, но пройдите испытание достойно: в душе, на каждое противление благому делу, скажите: «лучшего не заслуживаю». Так обезоружите нечисть: их отгоните, а к Богу приблизитесь. Это свидетельствует о том, что поступаете правильно. Вот если будет все гладко и спокойно – стоит задуматься, возможно, отсутствует дух покаяния .

Что такое воля Божия?

В процессе подготовки, встретите фразу, что грех – это нарушение воли Божией. В момент крещения человек (сам или его крестные) произносит обет: творить Его волю, и соблюдать заповеди. Обещание дали, и тут же начали его нарушать. В первую очередь из-за того, что не знаем ни одного, ни другого:

  1. Воля Божия – освящение человека.
  2. Через Моисея, для различения греха, даны 10 заповедей.

Закон Божий (Моисеев) – это первое руководство к познанию себя, что практически все заповеди мы нарушили. Ни одной не исполнили как надо. Многие помнят два слова из закона: не убил, не украл. Считают себя порядочными людьми. Это примитивный подход к исповеди невежественного грешника. Например, убить можно:

  • словом;
  • убивая животных ради развлечения, а не для пищи;
  • дав неверный совет;
  • нарушив технику безопасности;
  • послав на смерть вместо себя другого;
  • сделав аборт, уговаривая на него;
  • издеваясь над слабым;
  • распространяя клевету;
  • не оказав помощь вовремя и т. п.

Если человек не видит в себе грехов, не исповедуется, не сокрушается о неблаговидных поступках, не причащается, не имеет связи с Богом (молитвы) – он нарушает Его волю. Ибо она заключается в том, чтобы мы освящались, просвещались, творили добрые дела, то есть, стремились к праведности и святости. Все, что не способствует этому, кроме необходимых обязанностей и дел (включая отдых, праздники и пр.), нарушает Его волю .

По какому плану готовиться к исповеди

Чтобы ничего не упустить, принято готовиться по определенному плану на выбор. Можно, если некогда, но очень хочется получить прощение, исповедаться за особо мучимый грех: один или несколько. Тут особой подготовки не требуется. Пришли, излили душу, объяснив священнику: в следующий раз подготовитесь должным образом. Что взять за основу:

  1. Десять заповедей.
  2. Девять заповедей блаженства, данные Господом.
  3. Выстроить исповедь можно по 20 пунктам мытарств (блаженной Феодоры), которые проходит душа по смерти.
  4. По типу греха (образец старца Георгия Затворника) и др.

Чаще используют 10 заповедей, т. н., Моисеевых. Учтите, каждая из них включает множество грехов, поэтому список будет большим. Чтобы с этим разобраться, используйте «Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянкина. Он наш современник, его план лучший помощник. Хорошее руководство «В помощь кающемуся» составил И.Брянчанинов.

Важное условие: Прежде чем приступите к покаянию (дома), к исповеди (в храме) простите всех, на кого имели обиду. Это необходимо сделать от всей души, без лукавства. Как прощаете других, так и вам отпустит Господь прегрешения ваши и наоборот .

Стыдно назвать грех священнику

Бывает, что исповедник стесняется назвать какой-либо грех. Во-первых, запомните, в котором стыдно признаться, требует срочной исповеди. Это голос совести, практически указание Бога, Его призыв: в этом покайся. Господь ждет, а священник, поверьте, забудет и вас, и названый проступок тут же, особенно, если много народу.

Обычно скрывают вещи, связанные:

  • с изменами;
  • половыми извращениями;
  • похотливыми помыслами и мечтанием;
  • рукоблудием;
  • участием в оргиях, ведением развратного образа жизни.

Во-вторых, такие грехи имеют многие люди, но не называют на исповеди, чем губят душу. Батюшка, за период службы, наслушался всякого, его не поразите, не смутите, не оттолкнете своим признанием. Скорее всего, священник обрадуется за вас, что набрались смелости, озвучили тяжкий грех. Господь тут же простит, освободит душу. Ангелы на небе возвеселятся. Домой будете лететь как на крыльях.

К сведению: Господь создал условия, чтобы мы могли принять искупительные дары Его подвига, т. е. преобразиться. Все Таинства, в том числе, Исповедь – это инструмент, соединяющий людей и Бога .

Чего на исповеди делать не надо

Исповедь можно обернуть против себя, если отнестись к ней поверхностно с лукавством. Все грехи, даже те, которые точно повторятся, например, курение, надо называть в прошедшем времени, с намерением избавиться. Рано или поздно, названая страсть будет терять власть над человеком. Не нужно:

  • Рассказывать о других, и жаловаться на жизнь.
  • Называть грехи общими фразами: Во всем грешна.
  • Перечислять мелкие прегрешения, в которых приносится покаяние в домашней вечерней молитве ежедневно.
  • Умалчивать о тяжких грехах по причине стыда, нерешительности, из-за нежелания всерьез разбираться в себе.
  • Не надо бояться называть вещи своими именами: блуд, прелюбодеяние, воровство, убийство и пр.

Откровенная исповедь врачует не только душу, но и физические болезни, искореняет страсти, возвращает мир и спокойствие. Не стыдитесь открывать свои мерзости. И блудницы становятся праведницами, если не возвращаются к прежнему. Не обличим себя здесь – на Страшном суде грехи обличат нас.

Заключение: Как понять, что грех прощен? Если при воспоминании о нем совесть молчит, на душе сохраняется мир и спокойствие, значит, прощен. Конечно при условии, что у вас не каменное и бесчувственное сердце, находящееся в полной власти врага человека и Бога, т. е., дьявола .

Пример, сокрушения о грехах

Господи! Иногда хожу в Дом Твой, желая очистить душу от тяжести греховной. Пытаюсь размотать змеиный клубок, который лежит на сердце, но страшно открыть перед священником нечистоты свои. Пытаюсь замаскировать общими словами сущность грехов, облекаю их в безобидные одежды: как все грешат, так и я, ничем не хуже. Желаю прощения и отпущения, а ложью усугубляю свое падшее положение пытаясь Тебя обмануть.

  • Лень и безразличие связали душу : не молюсь Тебе ни утром, ни вечером. В храме стою, как бездушный манекен: покаяния нет во мне, жду только, чтобы служба закончилась быстрее. Молитв, произносимых в Храме не понимаю. Не стремлюсь узнать значение дней, которым посвящается служение. Редко хожу в церковь, а если постоял там, рассеянно крестясь, повторяя движения за истинными христианами, считаю, что совершил подвиг, сделал одолжение Тебе, Господи. Прости это каменное нечувствие к своему спасению.
  • Нет у меня любви ни к живым, ни к умершим. Поминая их, не пророню ни слезинки, молитва за них холодная, словно райская участь их мне известна. Считаю, что молитвы батюшки достаточно. Нет во мне ни сочувствия к близким (в том числе и родителям), ни желания ради них взять на себя хотя бы малюсенький обет. Считаю, что Господь добрый, спасет всех и так, без усилий и жертвы с моей стороны. Господи, прости.
  • Отвратительный грех Прелюбодеяние . Я уже стар и болен, поэтому развратное прошлое удалилось от меня, но это мытарство мне не пройти. Вся грязь этого греха прилипла ко мне, но сил признаться во всем нет. Думаю, Мария Египетская до ухода в пустыню, была чище, чем я. Каюсь и ненавижу себя за эти гнусные дела. Господи, прости, не погуби меня мерзкого.
  • Гордость и тщеславие мои постоянные спутники. Господь наставлял меня постоянно. Вразумлял, дал возможность познать унижения и оскорбления, чтобы уменьшить спесь моей натуры. Но я так медлителен на исправление, что не могу смириться даже под рукой Господа. Вижу свое падение, но гордость не покидает меня. Господи, помилуй и дай сил стать смиренным христианином, прости за упрямство ослиное.
  • Ложь. Она сопровождает меня повсюду. Ранее даже не замечал, что вру по-поводу и без повода. Я врал из-за страха открытия правды; для получения какой-либо выгоды; просто-так по-привычке; ради тщеславия, чтобы приукрасить личину, которая является моей настоящей сущностью. Ложь – семя дьявольское, разрослось во мне, как огромное дерево, пустило корни. Пагубные слова слетают с языка раньше, чем успеваю их осмыслить. Господи, прости, вразуми, избавь от этой привычки. Научи говорить правду всегда и везде.
  • Осуждение. Господи, с детства помню фразу: Не судите, да не судимы будете. Но никогда не придерживался этого наставления. Осуждаю всех: знакомых, родных, соседей, коллег, власти. С высоты своей гордыни всегда найду изъян в других, но не в себе. Прости, Господи. Помоги избавиться от этого, чтобы видеть только свои грехи, а не судить других. Научи смиренному покаянию и молитве и т. д, и т. п.

Чтобы не трудиться попусту, примерно так размышляйте о своих грехах. Это покаяние, приносимое Господу, настраивает душу, ведет к очищению, чтобы возненавидеть дела свои, не повторять их то и дело. Имея сокрушение, заметите, как после исповеди не только стало легче, но от многих «забав» плоти сердце начинает отвращаться, дела и отношения налаживаются, болезни уходят.

Не секрет, что никто из нас не может, к сожалению, назвать себя полностью безгрешным человеком. Все мы время от времени сталкиваемся с разными пороками, которые оказывают на нас определённое влияние. Мне стало очень интересно узнать, какие же существуют основные пороки человека и как можно избавиться от их негативного воздействия. Поэтому я предлагаю вам в этой статье вместе ознакомиться со списком грехов для исповеди.

Исповедь выступает настоящим душевным испытанием. Первоначально она провоцирует стремление раскаяться, исповедаться словесно в своих дурных поступках.

Ведь когда люди перестают придерживаться заповедей Божьих – происходит неминуемое разрушение их духовного и физического тел. А благодаря раскаянию они обретают возможность очистить себя.

Исповедь способствует примирению личности и Бога. Наблюдается исцеление души и человек получает дополнительную порцию сил, чтобы победить свои грехи. В процессе данного таинства человек откровенно рассказывает про свои плохие деяния и добивается прощения.

Однако, если прихожанин накануне будет сильно волноваться, то может и позабыть про то, в чём он хочет раскаяться. И здесь на помощь приходит перечень грехов для исповеди в православии. Он составляется заранее и представляет собой своеобразную подсказку, напоминание. Список грехов на исповеди может зачитываться полностью либо использоваться в качестве плана.

При этом самым важным условием станет максимальная искренность и правдивость индивида.

Но чтобы таинство исповеди было эффективным, важно наличие полного контакта чувств с словами, ведь просто механическое зачитывание своих прегрешений ещё не означает настоящее исцеление от них. Чувства без слов выступают такими же неэффективными, как и слова, лишённые чувств.

Чем же является перечень грехов для исповеди? Это обширный список, включающий в себя все непотребные слова либо деяния. Он основан на семи смертных прегрешениях и десяти заповедях.

В человеческой жизни сейчас чересчур много разнообразия, поэтому она редко бывает праведной. А значит, исповедь выступает возможностью искренне покаяться в своих прегрешениях и стремиться не допускать их в будущем.

Правильный процесс подготовки к исповеди

Подготавливаться к ритуалу следует заблаговременно. Вы можете записать перечень своих дурных деяний на бумажном листочке и взять с собой. Также не лишним будет заняться чтением особой литературы, касающейся таинства исповеди и причащения. При этом не пытайтесь оправдывать свои грехи, просто осознавайте, что они нечестивы.

Идеальный вариант – это давать анализ каждому своему дню, устанавливая, какие плохие, а какие хорошие действия вы совершили. Благодаря такой полезной привычке вы начнёте более внимательно воспринимать свои мысли, слова и действия.

Ещё перед тем, как отправляться на исповедь, помиритесь со всеми обиженными вами людьми, а также искренне простите всех своих обидчиков.

Существует разница между личностным раскаянием (когда индивид мысленно кается в совершённых деяниях) и таинством исповеди (когда личность рассказывает про свои неблаговидные проступки и стремится очистить себя от них). Поведать о своих неблаговидных действиях постороннему человеку – это уже значит приложить моральные усилия, чтобы, во-первых, осознать глубину своего проступка, а во-вторых, справиться с внутренним стыдом.

Если же вы сталкиваетесь с некоторыми затруднениями, составляя перечень грехопадений, тогда помочь вам сможет издание «Полная исповедь». Его предлагает сейчас каждая церковная лавка, в нём раскрываются детально все виды грехов для исповеди и особенности ритуала. Также книга дополнена примерами и материалами, помогающими подготовить себя к обряду.

По каким правилам проводится исповедь

Вы страдаете от камня на душе, желаете высказаться кому-то и обрести прощение? Исповедь очень облегчает моральное состояние. Она выступает открытым, максимально искренним признанием и покаянием в своих прегрешениях.

Исповедь допускается до трёх раз за неделю. Желание устранить свои грехи помогает справиться со скованностью и неловкостью. Чем реже человек ходит исповедаться, тем труднее ему воскрешать в памяти все совершённые собой плохие деяния. Самое важное правило – это чтобы священник понял истинный смысл греха, чтобы назначить адекватное наказание.

В особо тяжёлых ситуациях накладывается епитимья. Епитимья является наказанием, отлучения от священных таинств и милости Божьей. Сколько она будет длиться по времени – решается священником.

Как правило, под наказанием понимается соблюдение нравственно-исправительных работ – к примеру, постов, произнесения молитв, канонов и акафиста. В ряде случаев перечень наказаний может варьироваться.

Если же человек серьёзно заболел либо умирает – тогда святой отец для исповеди приглашается непосредственно на дом.

Обзор таинства исповеди

Придя в храм, займите очередь, чтобы исповедоваться. В процессе ритуала на аналое находится крест с Евангелием – символы постоянного присутствия Христа. До обряда священнослужитель может поинтересоваться, как часто вы молитесь, придерживаетесь ли основных церковных правил и задать аналогичные вопросы.

После этого начинается процесс самого таинства. Если человек повторил прегрешения, которые были прощены ему на прошлой исповеди, обязательно нужно оговорить этот момент, в подобном случае провинность будет иметь более тяжёлый характер.

На исповеди не стремитесь утаить какую-то информацию или говорить с помощью намёков. Изъясняйтесь понятными словами, чтобы было ясно, в чём конкретно вы раскаиваетесь.

В конце батюшка разрывает перечень грехов для исповеди – это означает, что она завершена и вам отпустили ваши прегрешения. Также в завершение на голову накладывается епитрахиль – символ милости Бога. Затем нужно поцеловать крест с Евангелием, что станет проявлением желания придерживаться основных заповедей.

Правильная подготовка к исповеди

Обряд исповеди предназначен с той целью, чтобы человек смог осмыслить свои грехи и исправить их. Если вы далеки от церковной жизни, то для вас может быть тяжело осознать, какие из действий отнести к разряду нечестивых. С этой целью и придуманы десять заповедей, чётко прописывающие, что делать нельзя категорически.

В случае, когда человек первый раз отправляется на исповедь, ему может быть проблематично разобрать самостоятельно семь основных грехов и заповеди. Тогда лучше предварительно посетить батюшку, побеседовав с ним лично и поделившись с ним своими затруднениями. Благодаря этому вы значительно облегчите себе процесс подготовки к таинству исповеди.

Мы разобрались с правилами подготовки к церковному таинству, а теперь изучим список греховных действий.

Грехи, совершённые против Господа

  • недоверие Богу, сомнение в его силе, отсутствие благодарности;
  • отказ от ношения нательного крестика и защиты своей веры;
  • произнесение клятв именем Господа всуе;
  • сектантство, магия, практика ложных учений;
  • тяга к азартным играм;
  • желание покончить жизнь самоубийством, сквернословие;
  • нежелание посещать церковь или ежедневно читать молитвы;
  • отказ от соблюдения поста, изучения православной литературы;
  • плохое отношение к святым отцам;
  • мысли про мирские вещи при богослужении;
  • потеря своего драгоценного времени на праздность, отсутствие активных действий;
  • состояние отчаянья, когда в жизни происходят трудности. Больше надежды на себя либо постороннюю помощь, без веры в божественную милость;
  • скрывание своих прегрешений в процессе исповеди.

Прегрешения, совершаемые против своих близких

  • состояния агрессивности, гнева, высокомерия, гордости и тщеславия;
  • утаивание правды, отказ от помощи ближним, высмеивание других людей;
  • жадность или расточительность;
  • воспитание малышей без веры;
  • нежелание возвращать долги, оплачивать чужой труд, помогать тем, кто просит и нуждается в этом;
  • отказ от помощи своим родителям, проявление неуважения относительно них;
  • кражи, клевета, зависть;
  • конфликты;
  • словесные убийства (осуждение, доведение до самоубийства или патологии);
  • аборты или их пропаганда.

Прегрешения, совершаемые против себя

  • сквернословие;
  • чрезмерная любовь к себе, праздность, разведение сплетен;
  • стремление наживаться, обогащаться;
  • чрезмерная демонстрация своих хороших действий;
  • состояния зависти, лжи, алкоголизма, обжорства, наркомания;
  • состояния блуда, прелюбодеяния, кровосмешение и рукоблудия.

Полный список грехов для исповеди для женщин

Выступает достаточно деликатным перечнем и большая часть женщин отказываются продолжать исповедь, когда изучают его.

Нужно заметить, что многие опасения и предубеждения представительниц прекрасного пола являются совершенно необоснованными. Священнослужителям запрещено делиться тайной исповеди с кем-либо ещё.

Также для своего большего психологического комфорта будет лучше, если вы найдёте себе одного постоянного духовника.

Ещё нужно помнить, что церковь никогда не задействует интимную сферу жизни между супругами. Поэтому вопросы про контрацепцию вы также можете задать священнослужителю. Есть много средств, не имеющих абортирующего действия, способных лишь предотвращать зарождение жизни. Как бы там ни было, все спорные моменты обязательно должны обсуждаться со своим любимым человеком, медиком или духовным отцом.

  • редкие молитвы, отказ от посещения храма;
  • мысли про мирские вещи при молитвах;
  • сексуальные внебрачные связи;
  • совершение абортов и их пропаганда;
  • наличие плохих мыслей и желаний;
  • просмотр и чтение порнографии;
  • злословие, клевета, лень, обида;
  • обнажение своего тела с целью привлечь внимание;
  • боязнь состариться, морщин;
  • мысли про самоубийство;
  • злоупотребление сладостями, алкоголем, наркотиками;
  • отказ помогать тем, кто в этом нуждается;
  • гадание, ворожба;
  • суеверие.

Перечень мужских прегрешений

Многие люди не могут прийти к однозначному выводу, важен ли список грехов для исповеди. Одни говорят про то, что подобный список причинит вред таинству и превратит его в формальное зачитывание провинностей.

Самое важное в процессе исповеди – осознание своих прегрешений, искреннее раскаяние и отказ от них в будущем. А значит, перечень грехов может превращаться лишь в краткую памятку или вы можете обойтись без него, если не чувствуете в этом особой надобности.

Баланс духовной жизни заключается в осознании сути раскаяния, в котором исповедь выступает лишь началом осознания своей греховности. Исповедь является длительным процессом, который составляют некоторые этапы работы над собой.

  • святотатство, беседы в церкви;
  • отсутствие веры, сомнения в том, что есть жизнь после смерти;
  • кощунственное поведение, высмеивание убогих;
  • проявления жесткости, лени, гордыни, тщеславия и алчности;
  • отказ служить в армии;
  • отказ выполнять нежелательную работу, свои обязанности;
  • оскорбления других людей, проявления ненависти;
  • ложь, обсуждение слабостей других людей;
  • склонение к греху (блуду, пьянству, наркомании, азартным играм);
  • отказ помогать родителям и окружающим людям;
  • кражи чужой собственности;
  • хвастовство, споры, унижение ближних;
  • проявление наглости, хамства, презрения, фамильярности, малодушия.

Исповедь для детей

Церковь разрешает исповедь для детей, начиная с их семилетнего возраста. Родителям заблаговременно придётся подготовить своего малыша к исповеди: растолковать ему суть таинства, объяснить, с какой целью к нему прибегают и помочь чаду вспомнить все его вероятные грехи.

Важно, чтобы малыш осознал, что он должен на исповеди говорить только правду. Лучше, если ребёнок сам составит перечень своих плохих проступков. Ему следует понять, какие из его действий были неправильными и не повторять их в будущем.

Детям более старшего возраста уже следует самостоятельно принимать решение, хотят ли они исповедоваться. Не старайтесь ограничить свободу воли подростков. Иногда личные примеры родителей намного более важные, чем любые беседы.

Чтобы помочь своему малышу составить список грехов для исповеди, необходимо сначала задать ему ряд вопросов:

  1. Молится ли малыш (в утренние и вечерние часы, перед приёмом пищи). Какие молитвы ему известны.
  2. Посещает ли храм?
  3. Врал ли он когда-то своим родителям?
  4. Не было ли такого, чтобы он ставил свои успехи и победы выше успехов других (начинал зазнаваться)?
  5. Вступает ли в драки с другими малышами, не обижает ли их?
  6. Не врёт ли он против других малышей с целью спасти себя?
  7. Воровал ли когда-то, проявлял ли зависть?
  8. Осмеивал ли физические изъяны окружающих?
  9. Прибегал ли он к курению, спиртным напиткам, наркотикам, сквернословию?
  10. Ленится ли помочь своим родителям?
  11. Играет ли иногда в больного, чтобы не выполнять свои обязанности?

Важность искренности на исповеди

Священнослужитель в процессе исповеди берёт на себя также роль психолога, он способен распознать степень искренности человека в его раскаянии. Ведь могут быть и такие виды исповедей, которые оскорбляют таинство и Бога.

Если, к примеру, индивид в механической форме просто вспоминает свои грехи, исповедуется сразу нескольким духовникам, стремится утаить правду – с помощью подобных действий нельзя достичь покаяния.

При этом большого значения уделяют поведению, тону речи, с которыми человек исповедуется. Это (плюс наличие мук совести) помогает батюшке увериться в искренности кающегося.

Также в некоторых случаях для человека имеет значение личность священнослужителя. Но это не должно стать поводом для осуждения либо комментирования действий священнослужителей. Если вам по каким-то причинам неприятен ваш духовный отец вы всегда можете поменять его, обратившись в другой храм.

Некоторые грехи и дурные действия доставляют человеку столько моральных страданий, что он даже не осмеливается озвучить их вслух. В таких случаях допускается вариант составления списка грехов и отпускания их священнослужителем даже без чтения и просмотра.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту: