Постановление правительства рф является нормативным правовым актом. Теория государства и права

Нормативно-правовые акты – это корпус документов, который регулирует правоотношения во всех областях деятельности. Это система источников права. В нее входят кодексы, законы, распоряжения федеральных и местных органов власти и т. д. В зависимости от вида нормативного акта его действие распространяется на отдельный город, регион, страну в целом. Акты локального значения подчиняются документам более высокого уровня. Основа правовой системы – это .

Как разграничивают виды нормативно-правовых актов и что входит в понятие

Под нормативным актом понимают письменный документ, который Госдума, правительство региона, местный госорган или иной субъект правотворчества издали:

  • официально;
  • по правилам утверждения и оформления;
  • в рамках своих полномочий;
  • чтобы установить и ввести в действие, изменить, разъяснить, приостановить или прекратить действие той или иной нормы права.

Нормы, которые вводят таким образом:

  • обязательны к исполнению;
  • могут действовать временно или постоянно, применяются многократно;

Каждый нормативно-правовой акт обладает несколькими отличительными чертами:

  1. Только у государства есть право издать такой документ. Полномочиями на это обладают органы государственной власти или местного самоуправления, а также некоторые должностные лица.
  2. Содержание акта – это правила, которые регулируют общественные отношения в той или иной области.
  3. Документ принимают официально. Существуют требования к оформлению: письменный вид, установленная форма, соблюдение структуры и стиля изложения. Например, в ГД РФ составили , какой должна быть структура законопроекта.
  4. Акт принимают в особом порядке. Процедура зависит от того, какой орган власти принимает его и что это за документ. Например, Правительство РФ утвердило специальные правила подготовки (). В Конституции РФ предусмотрели порядок принятия законов.

Существуют также ненормативные акты. Такие документы:

  • принимают на основе нормативных,
  • адресуют определенному круг лиц или органам,
  • составляют для решения оперативных вопросов,
  • отменяют в связи с исполнением.

Какое место нормативно-правовой акт занимает в общей классификации, зависит от его назначения

Нормативные акты разграничивают по нескольким критериям. В частности, по длительности действия, по региону действия и по кругу лиц, на которых влияет документ:

  1. Акты бывают постоянные и временные. Так, к временным актам относятся законы о федеральном бюджете на определенный год и плановые периоды.
  2. Действие нормативного акта в пространстве может распространяться:
  1. По кругу лиц акты делят на общие, специальные и исключительные. Общим актам подчиняются все граждане государства. Специальные акты влияют на определенные категории лиц. Задача актов третьего вида – исключить группу лиц из сферы действия общих или специальных актов. Например, такие акты действуют в отношении дипломатов.

Также нормативно-правовые акты классифицируют по юридической силе: это законы и подзаконные акты.

В чем разница между законами и подзаконными актами как нормативными документами

Закон как нормативно-правовой акт регулирует значимые правоотношения. Его принимает законодательный госорган, а в ряде случаев созывают референдум. Закон обладает высшей юридической силой по сравнению с другими актами. Его:

  • принимает только высший представительный орган или непосредственно сам народ;
  • издают, чтобы закрепить правила взаимодействия в важных областях общественных отношений.

Для утверждения закона существует особый порядок.

Выделяют несколько видов таких нормативных актов:

  1. Конституция. Это основной закон страны, акт высшей юридической силы. Конституция устанавливает права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации органов власти, их полномочия и взаимоотношения. Ни один акт более низкого уровня не должен противоречить Конституции.
  2. Федеральный конституционный закон. Такие документы развивают положения Конституции. Так, «О Государственном гербе Российской Федерации» издали в силу указания в статье 70 Конституции РФ. В развитие положений Конституции о Правительстве РФ издали .
  3. Кодексы – Гражданский, Земельный, Жилищный, Уголовный и т. д. Кодексы систематизируют правила, которые регулируют однородные общественные отношения. Кодекс – нормативный центр отрасли, на него ориентируются, когда издают те или иные подзаконные акты.
  4. Федеральные законы – это нормативно-правовые акты, которые занимают большую долю в законодательстве РФ (например, о рекламе или о контрактной системе). Их задача – уточнить и развернуть положения Конституции и ФКЗ.
  5. Законы субъектов РФ. Это местные законы, которые действуют только на территории республики, автономного округа, края, области и т. д. Такие законы принимает правительство субъекта РФ. Если положения такого закона не совпадают с положениями федерального, действуют два правила. Приоритет – у федерального закона, когда он касается вопросов, которые согласно Конституции находятся в ведении РФ в целом. Закон субъекта РФ в приоритете, если он касается вопросов, которые находятся в ведении субъекта Федерации.

Задача подзаконных актов – облегчить исполнение законов

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые издают на основе и во исполнение законов. С помощью таких документов толкуют и уточняют положения законов. В таком документе можно закрепить новые нормы, если они не будут противоречить законам.

Юридическая сила таких актов отличается:

  1. Акты Президента РФ. Это наиболее важные из подзаконных актов. Их необходимо исполнять на всей территории государства. Такой акт издают, как правило, в форме указа. Содержание не должно противоречить законам.
  2. Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и т. д.). Имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и местных органов. Не должны противоречить законам и указам Президента.
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты). Это постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Их издают на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе самих органов.
  4. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ. К таким относятся постановления глав и правительства субъектов РФ, органов местной исполнительной власти.

Иерархия актов зависит не только от их юридической силы. На это влияет назначение документа. Так, закон регулирует наиболее важные общественные отношения, осуществляет первичное регулирование. Для менее значимых отношений издают подзаконные акты, это вторичное регулирование. Сфера применения подзаконных актов уже, чем закона, но они действуют более детально, точечно.

Как между собой взаимодействуют нормативные акты разных уровней, можно проиллюстрировать примером:

  1. По Конституции РФ граждане страны имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
  2. Как гражданам реализовать право на митинги, сказано в . В частности, там говорится, что акты о таких мероприятиях издают Президент, Правительство, госорганы субъектов РФ.
  3. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определили в актах Президента РФ.
  4. Чтобы подать уведомление о проведении мероприятия в госорган субъекта РФ, нужно руководствоваться законом данного субъекта. Например, в Москве это .
  5. При этом для мероприятий на территории памятников истории и культуры Правительство Москвы утвердило специальный порядок ().

Таким образом, в управлении данной сферой задействованы и законы, и подзаконные документы. Причем в законе присутствуют более общие положения, а конкретизируют их нормативно-правовые акты более низких уровней. Такая же картина складывается и в других областях общественной жизни.

Норма права - это выраженное в законах или иных источниках права общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Виды правовых норм :

  • Регулятивные - устанавливают субъективные права и обязанности (порядок заключения брака).
  • Охранительные - устанавливают условия применения мер государственно-принудительного воздействия (моральный ущерб).
  • Обязывающие - обязывают совершать определенные действия (оплата за проезд).
  • Управомочивающие - предоставляют возможность совершить определенные действия (подать иск в суд).
  • Запрещающие.

Нормативный правовой акт - официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:

  • содержит нормы права;
  • исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;
  • принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;
  • имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
  • обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.

Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.

Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт. Выделяют следующие виды нормативных актов :

Виды законов:

  • Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

  • указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
  • постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Поскольку закон - это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс . Он включает в себя несколько последовательных этапов:

  • Законодательная инициатива - официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
  • Обсуждение законопроекта - осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
  • Принятие закона - происходит на заседании законодательного органа путем подачи голосов «за» или «против».
  • Опубликование (промульгация) закона - т.е. доведение до сведения населения его содержания. Опубликование закона, как правило, состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования.

Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

Виды нормативных правовых актов:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

2. Решения референдумов –направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

3. Программные законы –принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) –объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.


15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь - вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

– истечения срока действия акта;

– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

Утрата юридической силы :

а) истечения срока;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

В пространстве :

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц : распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Ис­ключения :

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки нормативного правового акта:

1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания (например, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).

3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.

4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.

5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.

Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Юридическая сила нормативного правового акта выражается:

В обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;

В строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;

В признании соподчиненности между видами актов - Конституция, закон, указ и т.д.

В установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;

В определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основании и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением» и т.п. выражают эту правовую связь;

В признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.


Виды нормативных правовых актов

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.

Конституция - это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом - народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

Признаки закона:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс - это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. Например, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

Понятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: «общие принципы», «основы». Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации».

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.

Подзаконные нормативные акты

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему

Приказы, постановления, инструкции издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Они могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.

Закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией

России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.

Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами могут быть решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Понятие систематизации нормативных актов

Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

Сущность систематизации нормативных актов заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.

Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядоче­нии действующего законодательства и придании ему стабильно­сти, внутренне согласованной нормативной системы.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях - и частные лица.

Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:

Путем издания сборника нормативных актов,

Путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,

Путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользо­вания им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.

Виды систематизации нормативных актов

По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, коди­фикацию и консолидацию.

Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники за­конов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.

Инкорпорация бывает различных видов:

1. В зависимости от принципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).

2. В зависимости от объема различают генеральную (полную), когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, т.е. когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.

3. По источнику инкорпорация может быть официальной, т.е. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, т.е. проводится организациями и частными лицами по своему ус­мотрению.

Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм пра­ва, изменения их содержания и принятия новых законов.

По содержанию выделяют три кодифицированных акта : Осно­вы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства устанавливают важнейшие положе­ния (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта, внут­реннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.

Положения - это нормативные акты определенного дейст­вия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреж­дений. Таково, например, положение о службе в органах внут­ренних дел.

Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;

Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на длительное регулирование обще­ственных отношений.

Консолидация законодательства – это преодоле­ние множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых ак­тов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраня­ются противоречия, повторы и длинноты.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Нормативные акты в России подразделяются:

1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

Нормативные акты государственных органов;

Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

Нормативные акты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);

Нормативные акты, принятые на референдуме.

2) в зависимости от сферы действия, на:

Общефедеральные;

Нормативные акты субъектов Федерации;

Органов местного самоуправления;

Локальные.

3) в зависимости от срока действия, на:

Неопределенно-длительного действия;

Временные.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:

Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.

Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов.

Законы подразделяются на:

а) конституцию, конституционные;

б) обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека, и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права.

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование - «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.