Средневековый монастырь европы план и название построек. Самый старый монастырь и его богатства

Мы не раз уже ссылались на сохранившийся в Сен-Галленском монастыре план, который передает в мельчайших подробностях внутреннее устройство монастыря IX в. На чертеже - самые разнообразные службы монастыря; ценность этого документа увеличивается тем обстоятельством, что он, по-видимому, является не планом того или иного определенного монастыря, а типовым планом, по которому должны были строиться все монастыри.

Интересно отметить, как черту наивности, свойственную той эпохе, что все объяснения к плану, имеющие более общий характер, изложены стихами. В прозе же дано только описание, непосредственно относящееся к Сен-Галленскому монастырю, например имя святого, которому будет посвящен главный престол, размеры длины и ширины церкви, одним словом - местные детали. Очевидно, эти рифмованные надписи были составлены не ради единичного случая, но представляют собою пункты общего устава, инструкцию, адресованную всем аббатствам в равной степени.

Рис. 340

Мы воспроизводим на левой стороне рис. 340 этот типовой план в общих чертах. Свободным расположением служб он напоминает план римской виллы. Как и в античной вилле, здесь совсем не соблюдены законы симметрии: строения размещены на обширных площадях, сообразно условиям местности и удобного пользования.

Примечание : План Сен-Галленского аббатства относится к 820 г. То, что этот план является, так сказать, образцовым планом, которым должны были руководствоваться при построении и другие монастыри, говорит за преобладание в раннем средневековье стремления к типологическому и стилистическому единообразию форм и в гражданских и в культовых сооружениях, причем как в отдельных сооружениях (базилика, донжон), так и в архитектурных комплексах (монастырь, замок, город); см. ниже. О плане Сен-Галленского аббатства см. Otte, Geschichte der Roman. Baukunst in Deutschland, 1874, стр. 92; Last eyrie, L"architecture religieuse en France a l"epoque romane, Paris 1912, стр. 141.

На плане аббатства, так же как и на плане римской виллы, различаются две главные части: villa rustika и villa urbana (вилла сельская и вилла городская). Последняя, собственно, и сделалась монастырем; как и в античном доме, здесь залы окружают двор с портиками, а атриум преобразовался в крытую галерею (клуатр). План Сен-Галленского монастыря можно кратко охарактеризовать следующим образом: в центре - церковь; на южной стороне - помещения для монахов и помещение для паломников; на северной стороне - помещение аббата, школы, гостиницы; позади - больница, значительно удаленная от монастыря; в окрестности - ферма и жилище для работников-мирян.

Следующий перечень уточняет этот общий план:

К - спальни, расположенные вдоль крытой галереи и сообщающиеся с хором;

R - трапезная, с кухней (S) и кладовой (С);

А -помещение аббата;

В - мастерская копиистов и библиотека;

Н - помещение для гостей;

Р - помещение для паломников, нищих и, несомненно, также для ищущих убежища;

М - больница со специальной капеллой; налево от капеллы - больница для духовных лиц, направо - для посторонних;

F - ферма и мастерские, принадлежащие аббатству.

В качестве подробности план указывает на расположенный под спальней калорифер, или подпольное отопление, которое в то же время служит для обогревания бани, находящейся во дворе L, а также на кафедру для чтения молитв - в трапезной.

Для сравнения с планом Сен-Галленского монастыря мы помещаем план аббатства Клэрво XII в. (рис. 340, справа). Сходство между этими планами так велико, что было бы излишним давать каждому из них специальное пояснение; поэтому мы обозначили на обоих планах одинаковые службы одними и теми же буквами.

Просмотрите описание Сен-Галленского монастыря, - оно отвечает аббатству в Клэрво; план Клэрво кажется осуществлением на деле типового плана, применительно к требованиям местности и к некоторым специальным условиям устава. Вот наиболее значительные различия: в Сен-Галленском монастыре была только одна крытая галерея - в Клэрво их две, причем вторая предназначена для научных занятий; вместо спальни над калорифером (hypocauste) здесь спальня без камина, расположенная во втором этаже, а под нею размещены зал капитула, приемная, небольшая комната, отведенная для бесед с посетителями, изредка разрешаемых монахам, и каморка, где монахи согревались после ночного богослужения.

В общем, во всех аббатствах и в течение всего средневековья помещения распределялись в том же духе, каким были продиктованы в IX в. графические указания плана Сен-Галленского монастыря. Только орден св. Бруно вносит в этот план изменения, выражающиеся в том, что каждому монаху отводится отдельная небольшая келья в углу дворика (картезианский монастырь, ныне разрушенный, в Клермоне; частью сохранившийся картезианский монастырь в Нюрнберге).

Помимо сельскохозяйственных зданий, прилегавших к монастырю, большие аббатства владели отдельными фермами, архитектура которых, сохраняя характер простоты, продик­тованной их назначением, иногда столь совершенна в художественном отношении, что постройки эти могут считаться первоклассными произведениями искусства. Такова ферма в Меслэ около Тура, сохранившиеся части которой изображены на рис. 341 .

Настоящими архитектурными памятниками являются и некоторые монастырские мельницы.

Упомянем, наконец, о монастырях-крепостях, как, например, Мон Сен-Мишель, многоэтажные постройки которого возвышаются на склонах скалы, поднимающейся среди моря. Такие монастыри-крепости представляют исключение; обычно же довольствуются зубчатой стеной с башенками по углам, полагаясь на уважение к священному месту.

Глава «Монастырские сооружения» раздела «Монастырская и гражданская архитектура Средневековья» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Монашество как способ служения Богу путем отречения от мира насчитывает не одно тысячелетие. Первыми монахами принято считать учеников принца Сиддхартха Гаутамы – основателя буддизма. Однако наиболее полное развитие идея монашества получила в христианстве. В Египте в IV веке возникают первые общины отшельников-христиан. Историю европейского монашества по праву связывают с именем Бенедикта Нурсийского, который основал в VI веке аббатство Монте-Кассино на территории современной Италии.

Стоит заметить, что это была не единственная заслуга патриарха, поскольку им же был написан устав, который на века определил образ жизни монахов-бенедиктинцев. Учитывая влияние, оказанное Святым Бенедиктом на историю монашества, имеет смысл начать знакомство с самыми древними монастырями мира именно с Монте-Кассино, тем более, что это аббатство является не только старейшим, но и одним из крупнейших в Европе.

Монте-Кассино, Италия

Приблизительно в 530 г. Бенедикт Нурсийский организовал христианский монастырь на месте бывшего языческого храма Аполлона рядом с городком Кассино. В последующие века монастырь не раз подвергался нашествиям и разрушениям, но всегда возрождался. В период расцвета, начиная с XIV века, аббатство Монте-Кассино становится местом паломничества, а трое его монахов в разное время избираются римскими папами.

Одна из печальных страниц истории древнего монастыря относится к периоду Второй мировой войны. Военно-воздушные силы союзников подвергли Монте-Кассино массированной бомбардировке, в результате чего монастырь был полностью разрушен. К счастью, культурные и культовые ценности были заблаговременно вывезены. Восстановительные работы велись около 20 лет, и только в 1964 году Монте-Кассино снова стал действующим монастырем, каковым и является вплоть до сегодняшнего дня.

Леринское аббатство, Франция

В V веке на острове Сен-Оноре недалеко от современных Канн Гонорат Арелатский вместе с учениками основал монашескую общину. Спустя триста лет Леринское аббатство стало влиятельным и процветающим. Богатство монахов послужило причиной неоднократных нападений и разграблений монастыря то сарацинами, то пиратами, то испанцами.

В бурные дни Французской революции новая власть изгнала монахов, а само аббатство перешло в собственность актрисы мадемуазель Саинваль, превратившей обитель из места паломничества в гостиный двор. Лишь в 1859 г. епископ Фрежюс выкупил древнее аббатство. После реконструкции в нем снова поселились монахи, которые до сего дня посвящают время молитвам и виноградарству, а также в какой-то мере продолжают дело мадемуазель Саинваль, занимаясь гостиничным бизнесом и принимая туристов.

Мон-Сен-Мишель, Франция

Монастырь-крепость, находящийся на одноименном острове у побережья Нормандии, является одним из самых значимых памятников средневековой архитектуры Франции. Легенда гласит: в VIII веке архангел Михаил явился Святому Оберу, в то время простому епископу, и дал повеление возвести на острове храм. От той первой постройки в виде грота до наших дней сохранилась лишь стена, а всемирно известное аббатство Мон-Сен-Мишель было построено монахами-бенедиктинцами, после того как нормандский герцог Ричард I в 966 г. поселил их на острове вместо изгнанных каноников храма. Даный замок входит в список самых красивых замков Европы по версии портала Samogo.Net.

Как оказалось, святые отцы обладали не только хорошими строительными навыками, но и деловой хваткой. Поскольку остров уже на протяжении двух веков пользовался популярностью у паломников, монахи Мон-Сен-Мишеля выстроили для их удобства городок у подножия своей обители. Их дальновидность окупилась с лихвой – на средства, пожертвованные паломниками, монахи вскоре возвели на скале не только храм внушительных размеров, но и прочие монастырские постройки. Впрочем, аббатство Мон-Сен-Мишель нередко становилось крепостью. Например, в годы Столетней войны монахам и рыцарям аббатства не раз приходилось отбивать атаки англичан. Сегодня древний монастырь – центр туристического паломничества, который посещают более 4 млн. человек ежегодно.

Санкт-Галлен, Швейцария

В далеком 613 году монах-отшельник Галлус основал монастырь Святого Галла. Немного позднее в обители открылась художественная школа, куда пригласили ирландских и английских мастеров. Однако наиболее значимым событием в жизни монастыря стало основание библиотеки в VIII веке. С этого момента за Санкт-Галленом на тысячу лет закрепилась слава центра европейского просвещения. Надо признать, слава вполне заслуженная, ибо находящаяся здесь библиотека насчитывает приблизительно 170 тысяч книг.

Во второй половине XVIII века средневековые здания монастыря были снесены, а на их месте простроены новые, включая собор и библиотеку в стиле позднего барокко. В одном из залов библиотеки, кроме книг, находятся также привезенные из Египта мумии. По решению ЮНЕСКО в 1983 году аббатство Санкт-Галлен вошло в список Всемирного наследия человечества.

Шаолинь, Китай

Дата основания Шаолиня теряется во мгле веков, однако древнее сказание уверяет, что в V веке китайский император, узнав об учении Будды, отправил в Индию послов. Возвратились они вместе с буддийским монахом Бато, который не только основал монастырь на склонах горы Суншань, но и обучил китайских монахов первому комплексу боевого искусства ушу. Процветание Шаолиня начинается после того, как монахи-воины освободили похищенного мятежниками наследника престола. Император Тан в благодарность за освобождение сына щедро одарил монастырь.

На протяжении столетий монахов-воинов, практиковавших кунг-фу, императоры не раз пытались использовать во время многочисленных войн. Их отказ вызывал волну репрессий, закрытие, а то и разрушение монастыря. Но Шаолинь неизменно возрождался! Так продолжалось вплоть до 80-х годов XX века, а точнее до выхода на экраны фильма «Храм Шаолиня», который имел большой кассовый успех. Китайское правительство выделило средства и в короткий срок вокруг монастыря были построены школы кунг-фу, рассчитанные на туристов. Таким образом, была открыта новая страница в истории древнего Шаолиня.

Джвари, Грузия

Джвари – монастырь Креста – построен на вершине горы на том самом месте, где, по преданию, в IV веке святая Нина установила деревянный крест как символ победы христианства над язычеством. Как это не раз случалось в истории, к чудотворной святыне потянулись паломники, и спустя два века на горе построили церковь, а немного позже монастырь. Остатки тех первоначальных построек сохранились до наших дней. В советское время монастырь Джвари пришел в упадок не только из-за антирелигиозной политики государства, но и по причине появления в округе военных баз. После распада Советского Союза Джвари был восстановлен и стал первым памятником Грузии, попавшим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевр грузинской средневековой архитектуры.

Джоканг, Тибет

Монастырь Джоканг – священное место Тибета, куда ежедневно стекаются толпы верующих, исповедующие различные течения буддизма, а также Бонпо – коренную тибетскую религию. Здесь проводятся обряды посвящения Панчен-ламы и Далай-ламы. Первоначальные здания, возведенные в VII веке, претерпели реконструкцию спустя тысячу лет, монастырь был украшен росписью и статуями. Оккупация Тибета Китаем в 1959 г. и претворение в жизнь идей культурной революции стали настоящей катастрофой для монастыря, часть которого была превращена в свинарник, а древние тибетские манускрипты сожжены в огне. Восстановленный монастырь Джоканг – внушительная четырехэтажная постройка с открытой крышей – в 2000 году занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перечень самых древних монастырей на этом, разумеется, не заканчивается, но и этих примеров достаточно, чтобы убедиться в их культурном и духовном влиянии на человечество.

IV Архитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и раз-ные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходи-мости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский мона-стырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббат-ством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088-1130) , которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506-1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди горо-дов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктин-ские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на гор-ных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Норман-дии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря храня-щимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу палом-ников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пили-гримы могли получить доступ к желанным святыням и не пере-давили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гоз-берта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах перга-мена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но иде-альный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 под-писями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фон-тене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

1. Церковь


Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там мона-хи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга парал-лельно стояли два ряда скамей или кресел Англ. stalls, фр. stalles. . В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды Вспомним французское слово misericorde («сострадание», «милосердие») — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев. .

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка Англ. rood screen, фр. jubé. , на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, кото-рый вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегоро-док было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневеко-вый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и до-ступ-но для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство пра-ведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латин-ского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Биб-лии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных мон-стров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих мона-стырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам Ин. 13:5-11 . — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собе-седования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад прин-ципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали мона-хам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»). .

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, бого-служебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело матери-альное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литур-гические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др. , жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по канони-ческому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грам-матики, творения древне-греческих и древнеримских авторов… Хорошо извест-но, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подо-зрительное отношение к языческой муд-рости, сохра-нили средневеко-вые монахи В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библио-теки монастыря Сен-Рикье на севере Фран-ции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, при-водится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и бого-служебных книг, он включал комментарии и богослов-ские сочинения Оригена, Августина Гиппон-ского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д. .

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их чита-телями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum ) бенедик-тинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или свет-скими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на арка-дах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болту-нов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполго-лоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium ). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сооб-щения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или сло-ги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов бого-служения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослу-жения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизин-цами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестику-лирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по пере-ходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.
Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не дол-жны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, распо-ло-женного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скан-динавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В раз-личных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволя-лись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.

В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было мно-жество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в суббо-ту вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Вели-кий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включав-шее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали пор-цию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправ-ных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от горо-дов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клю-нийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, кото-рый следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, не доеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разреша-лось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные бого-служения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопуска-ние (minutio ) — процедуру, которая и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстано-вить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделы-вали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возво-дили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Монастыри возникли из стремления отшельников к духовной жизни вне общества, но в сообществе. Принц Сиддхартха Гаутама отказался от богатства в поисках просветления, став основателем буддийской общины монахов.

Христианское монашество возникло в пустыне Египта, где отшельники искали уединенной жизни. Некоторые были настолько почитаемыми и известными, что обратили своих последователей в ученики, которые сформировали общины в IV веке. Так Антоний собрал отшельников, живущих поблизости в пустыне, которые собирались по воскресеньям для поклонения и общей трапезы. Один из старейших монастырей в мире был основан вскоре после смерти преподобного Антония, названный в его честь, как основателя христианского монашества.

Постепенно монашество распространилось по всей Римской империи. Святой Бенедикт также бежал из мира, но ученики проложили дорогу к его двери. В 530 году он огородил общину стеной и написал правила для монахов, где подчеркнул послушание, умеренность и равномерное чередование труда и молитвы, основав Монте-Кассино - первый монастырь в Италии. Так монашеское движение стало распространяться в Европе. С VI века начали строить монастыри в Англии и Ирландии.

На Киевской Руси иночество началось после принятия христианства. Киево-Печерский - один из первых монастырей Украины, основанный в 1051 году монахом Антонием, родом из Любеча.

Для общинной жизни требовались коммунальные здания. Церковь была приоритетной - молитвы являлись основным занятием монахов. Общежитие, трапезная и другие здания размещались вокруг обители, храмы находились предпочтительно с южной стороны на солнце. Были также кухня, пекарня, цеха и мастерские. Жизнь протекала тихо, без шума и суеты. Гостеприимство было частью монастырского правила, гостевой дом, обычно, находился во внешнем дворе. В популярных центрах паломничества гостевые дома были перегружены, и монастыри строили гостиницы в городе, вне монашеской обители. Принадлежавшие монастырям поместья и гостевые дворы стали основным источником их дохода.

На протяжении столетий монахи и монахини совершали много хороших дел. Они собирали книги и переписывали их, открывали школы и больницы. Монахи были самыми образованными членами общества, а часто единственными образованными. Средневековые монастыри были также местом раздачи милостыни бедным.

В начале XIV века монастыри в Англии были самыми многочисленными. В 1530 году Генрих VIII разорвал отношения с Римом и распустил большинство монастырей. Некоторые из них вблизи крупных селений сохранили как соборы или приходские церкви, другие были проданы богатым семьям, остальные снесены. Монастыри вернулись в Англию лишь спустя столетия.

Престиж религиозных общин пострадал от антицерковного настроения в конце XVIII века (кульминация борьбы с иезуитами), многие из них были разрушены. Особенно во Франции во время Французской революции (например, - одно из самых древних). Монастыри никогда больше не смогли восстановить власть, которой они когда-то обладали.

Тем не менее, в XIX веке вернулись религиозные настроения в обществе, и началось возрождение великих христианских памятников средневековья, когда монашество было на своем пике. К концу XX века в большинстве западных стран монахи снова активизировали свою деятельность в образовательной и благотворительной областях, посвятив себя первой цели монашества - созерцанию.

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник