Доходы муниципальных бюджетов. Экономическая сущность доходной части местных бюджетов Значение регулирующих доходов

К.Ю. ЧУЛОВСКИЙ, аспирант кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского В России с построением демократического общественного строя, обособлением муниципальной власти от государственной значительно повысился статус местного самоуправления. Возросла роль местных бюджетов, они приобрели самостоятельность и независимость.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


К.Ю. ЧУЛОВСКИЙ,

аспирант кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

В России с построением демократического общественного строя, обособлением муниципальной власти от государственной значительно повысился статус местного самоуправления. Возросла роль местных бюджетов, они приобрели самостоятельность и независимость.

Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований и, как следствие, всей страны. Сбалансированные местные бюджеты являются основой осуществления эффективной управленческой деятельности, а достаточное количество финансовых ресурсов муниципального образования позволяет результативно реализовывать программы комплексного социально-экономического развития, направленные на повышение благосостояния граждан, развитие инженерной инфраструктуры, учреждений социальной сферы и повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, создание новых производств и рабочих мест.

Дефицит местных бюджетов и определяющая доля межбюджетных трансфертов в их доходах не позволяют им в полной мере проявлять свою роль в развитии муниципальных образований. Однако по мере укрепления экономики, расширения доходной базы и повышения статуса местного самоуправления, возрастания роли муниципального образования в решении конкретных проблем и нужд населения значение местных бюджетов будет возрастать.

В законодательстве и научной литературе встречаются понятия «местный бюджет» и «бюджет муниципального образования». В чем разница между этими понятиями? Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) оперирует в основном понятием «местный бюджет». Статья 52 называется «Местные бюджеты», хотя далее в тексте закона наряду с этим понятием используется понятие «бюджет муниципального образования» (статьи 20, 57, 62, 65). Понятийная разница между двумя этими определениями в законе не указывается.

Бюджетный кодекс РФ также использует оба понятия, хотя приоритет отдается понятию «бюджет муниципального образования». В ст. 14 дается его определение, из чего можно сделать вывод о том, что оба понятия используются в Кодексе как равнозначные.

В научной литературе многие исследователи, свидетельствуя о том, что бюджет есть понятие многогранное, раскладывают его на составляющие. Так, бюджет муниципального образования есть местный бюджет, исходя из территориального признака.

В материальном аспекте местный бюджет представляет собой централизованный в масштабах определенного муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов местного самоуправления и с помощью которого

решаются основные задачи муниципального образования. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрирующихся в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т. п. С точки зрения правового признака бюджет - это муниципальный правовой акт, утверждаемый в форме решения представительного органа местного самоуправления, основной финансовый план муниципального образования (роспись его доходов и расходов).

Согласно экономическому признаку, местный бюджет есть компонент муниципальной собственности и местного хозяйства, посредством которого перераспределяется часть стоимости совокупного общественного продукта, или совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования муниципального (местного) фонда денежных средств. Финансовый признак указывает на то, что местный бюджет - это фонд денежных средств, формируемый органами местного самоуправления и предназначенный для обеспечения их задач и функций. Наконец, по учетному признаку муниципальный бюджет - это план доходов и расходов муниципального образования на планируемый финансовый год.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). Законодатель не приводит значительных отличий в сущности или признаках между бюджетом местным и государственным. Различия заключаются лишь в том, что первый предназначен для обеспечения задач и функций государства, а второй - органов местного самоуправления.

Однако и это отличие не всегда является определяющим в бюджетном законодательстве. Т.М. Ковалева, анализируя разницу между бюджетными и государственными доходами и расходами, полагает, что теоретически это разнопорядковые понятия. Так, в странах, где конституционно органы местного самоуправления не относятся к органам государственной власти, система собственных доходов и расходов местных бюджетов формально не входит в состав государственных доходов и расходов. Однако в действительности доходы и расходы бюджетов органов местного самоуправления регламентируются, регулируются и контролируются органами государственной власти и по своей сути не отличаются от государственных доходов и расходов. В широком смысле бюджетные и государственные доходы и расходы - это если не идентичные понятия, то очень близкие, различия между которыми несущественны.

Обозначенный в законодательстве о местном самоуправлении принцип равноправия муниципальных образований независимо от их уровня (например, сельское поселение и муниципальный район), размера территории, количества жителей, уровня экономического развития и иных объективных социально-экономических показателей, а также запрет на подчиненность одного муниципального образования другому означают, что местные бюджеты имеют формально равный правовой режим.

В бюджетном законодательстве понятие «местный бюджет» также нестатично. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (ст. 14 БК РФ). Определение включает в себя не только задачи и функции местного самоуправления, но и осуществление отдельных государственных полномочий, а также решение вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, что не противоречит Закону № 131-ФЗ.

В определении акцентируется внимание на расходной составляющей местного бюджета, хотя доходы и расходы являются двумя равнозначными компонентами.

В соответствии со статьями 14-16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся такие, как установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Эти полномочия могут не быть напрямую связаны с исполнением муниципальным образованием расходных обязательств, а напротив, направлены на увеличение доходной составляющей местного бюджета. Законодатель выводит эти полномочия за рамки бюджетного законодательства.

В ст. 6 БК РФ не были внесены изменения в определение бюджета, в связи с чем бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это свидетельствует о некоторой недоработанности БК РФ либо об отсутствии у законодателя четкой, обоснованной и последовательной позиции в подходе к этому понятию.

Один из путей решения проблемы - объединение двух определений. Так, А.С. Нешитой предложил следующее определение бюджета: «Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления».

Доходы местных бюджетов в литературе принято рассматривать в неразрывной связи с государственными доходами. Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

Государственные доходы (доходы федерального и регионального бюджетов) - часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства. Под муниципальными доходами (доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления. Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджетов .

В соответствии со ст. 6 БК РФ (до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»; далее - Закон № 63-ФЗ) доходы местного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления. Один из признаков доходов местных бюджетов - их безвозмездность. Этот признак является небесспорным. Если обратиться к источникам доходов, то в соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Последние действительно характеризуются признаком безвозмездности.

Местные налоги, поступающие в доходы местных бюджетов, также являются безвозмездными, так как в соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Существенным отличием от налога в соответствии с НК РФ обладает понятие «сбор». Под ним понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Уплата сборов обусловлена совершением государством или органом местного самоуправления юридически значимых действий в пользу плательщика, и в определенной мере сбор направляется на покрытие расходов по их совершению. Сбор всегда индивидуально возмезден.

Менее отчетливо признак безвозмездности просматривается при анализе неналоговых доходов местных бюджетов. Так, к неналоговым доходам относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления (п. 4 ст. 41 БК РФ). Регулирование отношений в области оказания платных услуг осуществляется гражданским законодательством, в которых бюджетные учреждения, находящиеся в ведении местного самоуправления, являются одной из сторон гражданско-правового договора, а сам договор оказания платных услуг предполагает возмездность.

Еще один вид неналоговых доходов местных бюджетов - использование муниципального имущества. Органы местного самоуправления вправе использовать его по своему усмотрению, в том числе сдавать в аренду или продать. Доходы от аренды имущества, а тем более от его продажи не могут характеризоваться как безвозмездные.

Возмездностью характеризуется такой вид неналоговых доходов, как средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному образованию. Возмещение вреда предполагает изначальное причинение определенного ущерба.

Определение доходов бюджета, данное в БК РФ, не совсем корректно. Признак безвозмездности из такого определения следовало бы исключить.

Определение, содержащееся в Законе № 63-ФЗ, вступающем в силу с 1 января 2008 г., еще менее удачно: «Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета». Это определение разграничило доходы бюджетов от денежных средств, поступающих в бюджет в качестве источников финансирования дефицита бюджета, которые доходами бюджета не являются. Однако в новом определении отсутствуют какие-либо признаки доходов бюджета, отличающие их от других видов денежных средств.

Наиболее оптимальным является синтез существующих понятий с указанием основных характерных признаков доходов бюджета и отграничением от других видов денежных средств при исключении признака безвозмездности. Доходы местных бюджетов - это денежные средства, поступающие в безвозвратном, безвозмездном или возмездном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов местного самоуправления с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования их деятельности, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Библиография

1 См., например: Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М., 2005. С. 253-254; Анимица К., Дворядкина Е., Силин Я. Бюджет большого города. - М., 2002. С. 77; Муниципальное право России: Учеб. / Под ред. А.С. Прудникова, А.М. Никитина. 3-е изд., перераб и доп. - М., 2004. С. 170; Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.И. Карасева. - М., 2002. С. 180-181; Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. - М., 2003. С. 36-37.

2 См.: Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. - М., 2005. С. 30.

3 Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. - М., 2006. С. 104.

4 См., например: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс. - М., 2005. С. 229; Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. С. 298; Смирнова Н.Н. Финансовое право. - СПб., 2001. С. 60.

Поделитесь статьей с коллегами:

Рассмотрим следующий дискуссионный вопрос – сущность доходов бюджетов.

В последнее время финансово-правовая наука достаточно часто рассматривает понятие «доходы бюджета» в нескольких аспектах, в частности: в материальном, правовом и экономическом смыслах.

По материальному содержанию доходы бюджета являются денежными или бюджетными средствами. Так, Н.А. Шевелева пишет, что для доходов бюджета характерно их существование в денежной форме, т.к. именно она позволяет максимально удовлетворить публичные потребности .

Если рассматривать доходы бюджета как правовую категорию, необходимо вспомнить значение бюджета в правовом смысле, в котором это понятие традиционно понимается как финансовый план соответствующего финансово-правового образования, имеющий конкретное правовое выражение, т.е. он утвержден в форме нормативно-правового акта. Иными словами, при анализе понятия «доходов бюджета» в правовом смысле мы сталкиваемся с отождествлением понятий «доходы бюджета» и «доходная база соответствующего финансового плана».

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета являются поступающими в бюджет денежными средствами, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета .

Отметим, что в некоторых случаях доходы бюджета отождествляют со смежными категориями, в частности приравнивая их к доходной части бюджета. При этом А.Г. Пауль пишет, что доходная часть бюджета является частью финансового плана, т.е. запланированным, предполагаемым поступлением доходов. В данном случае автор считает, что если рассматривать доходы бюджета исключительно как доходную часть последнего, то речь идет о правовом аспекте бюджета . С нашей точки зрения, при рассмотрении бюджета как правовой категории следует обратить внимание на то, что он является своеобразным финансовым планом и на его правовую форму, т.е. на то, как утверждается бюджет, – законом или решением органа местного самоуправления. По своей сути бюджет является планом формирования и использования бюджетных ресурсов, состоящий из доходной и расходной части. Но доходная часть бюджета не считается частью финансового плана, а доходы бюджета – это реальные поступления в бюджет.



А.Г. Пауль утверждает, что экономическое значение доходов бюджета позволяет проанализировать отношения, связанные с их формированием. Через призму таких взаимоотношений можно отследить взаимосвязь бюджетного права с налоговым, с институтом неналоговых доходов и с другими отраслями и институтами, регулирующими уплату средств в различные бюджеты . Ученые отстаивают позицию, согласно которой в конструкцию «формирование доходов бюджетов» входят отношения, связанные с поступлением доходов в соответствующие бюджеты, и отношения, связанные с возвратом излишне уплаченных (взысканных) средств .

Такое мнение ученого базируется на положении ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что отношения, возникающие между субъектами бюджетных отношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга ‒ всё это бюджетные правоотношения. Из этого следует, что отношения, связанные с формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов бюджетной системы государства являются предметом бюджетного права.

Доходы бюджета можно определять как предмет регулирования бюджетного права . Как указывает А. Г. Пауль, именно такое их понимание должно быть основным. Свою точку зрения он аргументирует тем, что в иных подотраслях и институтах финансового права, связанных с формированием публичных фондов, уже сформированы базовые понятия, характерные преимущественно для конкретного института или подотрасли (например, налог, сбор, пошлина) . Однако, несмотря на то, что бюджетному праву присущи также «собственные» категории ‒ бюджет, бюджетная система, межбюджетные трансферты и прочие ‒ такая позиция имеет право на существование, поскольку предмет этого права определяется через общественные отношения по формированию, распределению и эффективному использованию средств бюджетов ‒ бюджетных ресурсов. Заметим, что бюджетное законодательство не содержит дефиниции понятия «бюджетные ресурсы».

Но толкования категории «финансовые ресурсы» указанный нормативно-правовой акт тоже не содержит. В науке финансового права также нет однозначного подхода к определению финансовых ресурсов. Так, И.Т. Балабанов трактует их как денежные средства, имеющиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта . А. М. Бирман, в свою очередь, подчеркивает, что сущность финансовых ресурсов проявляется через использование определенной совокупности производственных отношений государства путем мобилизации части национального дохода в денежной форме . Как видим, финансовые ресурсы отождествляют с денежными средствами. Считаем, что бюджетные ресурсы можно определить как часть финансовых ресурсов государства и территориальных единиц, сконцентрированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ.

В результате проведения анализа учебной литературы и изучения мнений различных авторов по вопросу сущности доходов бюджета мы пришли к выводу, что точка зрения А.Г. Пауля является наиболее точной. А.Г. Пауль считает, что доходы бюджета – это денежные поступления, получаемые за счет различных источников, перечень которых содержится в Бюджетном кодексе РФ, а размеры устанавливаются ежегодным законом или решением органа местного самоуправления. Такие денежные поступления направлены на обеспечение выполнения задач, реализацию функций органов государственной власти и местного самоуправления и на удовлетворение потребностей населения, на наш взгляд, является наиболее точным и полным.

Согласно п. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления .

В состав налоговых доходов бюджета входят :

Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);

Налог на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы);

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ по импорту (НДС, акцизы);

Налоги на совокупный доход (уплачиваются субъектами предпринимательства, применяющими специальные налоговые режимы);

Налоги на имущество (налог на имущество физических и юридических лиц, транспортный налог, земельный налог);

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов);

Государственная пошлина;

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

Страховые взносы на обязательное социальное страхование;

Доходы от внешнеэкономической деятельности (это таможенные пошлины – ввозная и вывозная, таможенные сборы и др.).

Неналоговые доходы бюджетов :

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (это доходы в виде арендной платы, плата за пользование бюджетными кредитами, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах предприятий или дивидендов по акциям, часть чистой прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей);

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности. За исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

Платежи при пользовании природными ресурсами;

Штрафы, санкции, возмещение ущерба;

Поступления в рамках урегулирования расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

Прочие неналоговые доходы.

Налоги и сборы, таможенные пошлины и сборы, страховые взносы, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства, формируют общегосударственные финансовые ресурсы, которые, будучи распределенными (в соответствии с законодательно установленным разграничением) между бюджетами бюджетной системы страны, составляют бюджетные ресурсы того или иного публично-правового образования. Другие неналоговые поступления в тот или иной бюджет не носят финансового характера, но тем не менее являются источниками пополнения бюджетных ресурсов публично-правовых образований.

Следующая группа доходов «Безвозмездные поступления» включает :

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы;

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

Безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

Безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

Доходы бюджетов бюджетной системы от возврата остатков прошлых лет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;

Безвозмездные поступления от нерезидентов;

Прочие безвозмездные поступления.

В составе второй группы наиболее значимыми безвозмездными поступлениями являются поступления от других бюджетов – дотации, субсидии (межбюджетные субсидии), субвенции, иные межбюджетные трансферты.

Налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (за исключением субвенций) составляют собственные доходы бюджетов.

Таким образом, доходы бюджета – это денежные поступления, получаемые за счет различных источников, перечень которых содержится в Бюджетном кодексе РФ, а размеры устанавливаются ежегодным законом или решением органа местного самоуправления. Такие денежные поступления направлены на обеспечение выполнения задач, реализацию функций органов государственной власти и местного самоуправления и на удовлетворение потребностей населения, на наш взгляд, является наиболее точным и полным.

Доходы бюджетов классифицируются на три крупные группы: налоговые доходы (налоги на прибыль, доходы, налог на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ и ввозимые на ее территорию, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, государственная пошлина, страховые взносы на обязательное социальное страхование, доходы от внешнеэкономической деятельности), неналоговые доходы (доходы от использования имущества, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от оказания платных услуг, платежи при пользовании природными ресурсами, штрафы, санкции, возмещение ущерба) и безвозмездные поступления (субсидии, субвенции, дотации).

АНОО ВПО

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет Экономика, организация предпринимательства

Специальность: Финансы и кредит

Дисциплина: Финансы

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Экономическая сущность, содержание местных бюджетов и их доходов»

Выполнила:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Муниципальные бюджеты – финансовые основы местного самоуправления.

1.1. Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе……………5

1.2. Функции местных бюджетов…………………………………………7

Глава 2. Экономическое содержание доходов местных бюджетов

1.1. Налоговые доходы местных бюджетов………………………………9

1.2. Неналоговые доходы местных бюджетов…………………………..13

Глава 3. Доходы бюджета муниципального образования

«Вышневолоцкий район» на 2009 год»………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………27

Введение

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Государственная бюджетная система Российской Федерации включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.

Цель, данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть доходы местного бюджета. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:

    Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.

    Рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

    Показать основные доходы местных бюджетов

    Рассмотреть доходы местного бюджета муниципального образования Вышневолоцкий район.

Исходя из поставленной цели структура работы состоит из введения трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Муниципальные бюджеты – финансовые основы местного самоуправления.

1.1. Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. «Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления» 1 . Традиционно к местным бюджетом относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Бюджетная система РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории, в третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.

Объективной основой использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

Бюджетный процесс на уровне местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами процессуального права отношений, складывающихся между органами местного самоуправления и другими участниками бюджетного процесса по поводу составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета.

Данное определение понятия бюджетного процесса отражает реальное положение вещей. Бюджетный процесс это целая система отношений с широким кругом участников. Бюджетный процесс на уровне местного самоуправления строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также на основании нормативных актов, принимаемых самими органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.9 Бюджетного кодекса РФ принятие нормативных правовых актов об установлении порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Это означает, что органы местного самоуправления вправе разрабатывать и утверждать положения о бюджетном процессе.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

Составление проектов бюджетов

    рассмотрение и утверждение бюджетов

    исполнение бюджетов

    исполнение отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 2

Основные задачи бюджетного процесса:

    выявление материальных и финансовых резервов государства;

Максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

    максимально точный расчет расходов бюджетов;

    согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

    осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

1.2. Функции местных бюджетов

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется - самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. 3

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Глава 2. Экономическое содержание доходов местных бюджетов

1.1. Налоговые доходы местных бюджетов

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные табл. 1

Таблица 1. Доходы местных бюджетов Российской Федерации за 2006 г. (млн руб.) 4

Наименование показателей

Сумма

I. Налоговые доходы

1. Налог на прибыль организаций

2. Налог на доходы физических лиц

3. Акцизы

4. Налог на игорный бизнес

5. Налоги на совокупный доход

6. Налоги на имущество физических лиц

7. Налоги на имущество организаций

8. Платежи за пользование природных ресурсов

9. Налоги и сборы субъектов РФ

10. Местные налоги и сборы

II. Неналоговые доходы

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности -

2. Административные платежи и сборы

3. Штрафные санкции, возмещение ущерба

III. Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы РФ

IV. Доходы целевых бюджетных фондов

V. Доходы от предпринимательской деятельности

Итого доходов без внутренних оборотов

VI. Внутренние обороты

В том числе:

1. Дотации

2. Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

3. Субвенции

4. Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсация дополни тельных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти, из бюджетов муниципальных образований

5. Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополни тельных расходов, возникших в результате - решений, принятых органами государственной власти, из бюджетов субъектов РФ

6. Субсидии

Всего доходов

В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления 5 .

До разграничения государственной собственности на землю в местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

1. В бюджеты поселений зачисляются:

1) доходы от следующих местных налогов:

2) доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов:

    налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%;

    единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%.

3) налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, - по нормативам отчислений установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, - по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов.

2. В бюджеты муниципальных районов зачисляются:

1) налоговые доходы от следующих местных налогов:

    земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%;

    налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%;

2) налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    налога на доходы физических лиц - по нормативу 20%;

    единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;

    государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%;

    за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

3. В бюджеты городских округов зачисляются:

1) налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

    земельного налога - по нормативу 100%;

    налога на имущество физических лиц - по нормативу 100%;

2) налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    налога на доходы физических лиц - по нормативу 30%;

    единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;

    единого сельскохозяйственного налога - по нормативу

    государственной пошлины.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов.

1.2. Неналоговые доходы местных бюджетов

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления:

1) в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

2) в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, - по нормативу 100%;

3) в бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100%; п. централизованные государственные и территориальные финансы

4) в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100%. Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ 6 .

Органы местного самоуправления вправе определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным-кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

Глава 3. Доходы бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий район» на 2009 год»

Районный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления в муниципальном образовании "Вышневолоцкий район".

Проект районного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития района, динамики налогооблагаемой базы и поступления доходов в районный бюджет.

Проект районного бюджета составляется и утверждается сроком:

б) на три года - очередной финансовый год и плановый период 7 .

Порядок рассмотрения проекта решения о районном бюджете и его утверждения должен предусматривать вступление в силу решения о районном бюджете с 1 января очередного финансового года.

Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании "Вышневолоцкий район" являются:

а) Собрание депутатов Вышневолоцкого района;

б) Глава Вышневолоцкого района;

в) Администрация Вышневолоцкого района;

г) финансовый отдел администрации Вышневолоцкого района (далее - финансовый орган);

д) главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;

е) администраторы доходов, источников финансирования дефицита бюджета района;

ж) Управление федерального казначейства по Тверской области;

з) расчетно-кассовый центр г. Вышний Волочек;

и) главы муниципальных образований - поселений Вышневолоцкого района;

к) представительные органы местного самоуправления муниципальных образований Вышневолоцкого района;

л) иные участники бюджетного процесса, определенные федеральным законодательством.

Собрание депутатов осуществляет следующие полномочия в области бюджетного процесса:

а) рассматривает проект районного бюджета и утверждает районный бюджет, изменения и дополнения в решение о районном бюджете;

б) осуществляет контроль за исполнением районного бюджета;

в) рассматривает и утверждает отчеты об исполнении районного бюджета;

г) вводит местные налоги и сборы, устанавливает размеры ставок по ним и представляет налоговые льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации;

д) утверждает районные целевые программы, изменения, вносимые в них, отчеты об их исполнении;

е) формирует и определяет правовой статус, в том числе полномочия органа, осуществляющего муниципальный финансовый контроль;

ж) устанавливает ответственность за нарушение нормативных правовых актов муниципального образования "Вышневолоцкий район" по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

з) принимает решения о принятии муниципальным образованием "Вышневолоцкий район" долговых и залоговых обязательств за счет средств местного бюджета и муниципального имущества Вышневолоцкого района;

и) устанавливает новые, отменяет или изменяет действующие неналоговые доходы районного бюджета;

к) устанавливает цели и условия предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета;

л) утверждает методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из районного бюджета.

Формирование доходов бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий район» на 2009 год осуществлялось:

    на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики, производимой на федеральном уровне и Администрацией Тверской области:

    в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным Кодексом Российской Федерации и законом Тверской области от 18.01.2006 года № 13-ЗО «О Бюджетном процессе в Тверской области»

    прогноза социально-экономического развития Вышневолоцкого района на 2009 год, расчетов-прогнозов, предоставленных главными администраторами Поступлений в бюджет и оценки поступлений доходов в бюджет в 2008 году

При формировании бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления бюджета, а также основные направления налоговой политики, предусматривающее внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающее в действие с 2009 года:

1) Увеличение предельного размера доходов, при котором налогоплательщик имеет право на получение стандартного вычета по налогу на доходы физических лиц с 20000 рублей до 40000 рублей;

2) Увеличение стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц налогоплательщикам, на содержании которых находятся дети с 600 рублей до 1000 рублей с одновременным увеличением предельного размера дохода, при котором налогоплательщики имеют право на вычет с 40000 рублей до 280000 рублей.

Таблица 2 Доходы районного бюджета

Доходы районного бюджета составляют 214224,1 тысяч рублей

Прогноз Дф

Прогноз адйинистрации района

Удельный вес к итогу

Доходы всего

Собственные доходы

Совокупный доход

Налог на вмененный доход

Сельхозналог

Налог на имущество

Земельный налог

Госпошлина

Аренда земли

Аренда имущества

Найм жилья

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Доходы от продажи имущества

Доходы от платных услуг, предпринимательской деятельности

Безвозмездные поступления

Налог на доходы физических лиц. Прогноз по налогу на доходы физических лиц на 2009 год, рассчитан исходя из: ожидаемого поступления за 2008 год (исходя из факта поступления налога за 6 месяцев 2008 года по данным казначейства во все уровни бюджетов района. Первоначальный прогноз Департамента финансов был рассчитан в сумме 88141,5 тыс. рублей, но в связи с мировым финансовым кризисом, скорректирован в сторону уменьшения на 30%.

Плановый объем этого налога сформирован с отчислением в районный бюджет в размере 90% - 61211,7 тысяч рублей

1. Первую часть налога составляют отчисления по Бюджетному кодексу 20% -12242,3 тысяч рублей

2. Вторая часть: это дополнительный норматив вместо первой части областной дотации на выравнивание 70% - 48969,4 тысяч рублей

Администратором налога является налоговая инспекция.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Прогноз единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности произведен по данным отдела экономики и прогнозирования по объектам налогообложения и определен в сумме 2751 тыс. рублей. Расчеты налога на 2009 год произведены в соответствии с главой 26.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности налогового кодекса Российской Федерации».

Единый сельскохозяйственный налог . Сумма прогноза единого сельскохозяйственного налога на 2009 год составит 6,5 тыс. рублей, рассчитана по данным отдела экономики и прогнозирования и фактического поступления единого сельскохозяйственного налога за 2008 год.

Государственная пошлина . Сумма прогноза государственной пошлины, подлежащей зачислению в районный бюджет, определена на основании данных, предоставленных администраторами поступлений:

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым и в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации) - 187 тысяч рублей

Государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами - 92,4 тыс. рублей.

Прогноз общей суммы доходов районного бюджета по данному доходному источнику составил 279,4 тыс. рублей.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности . Доходы районного бюджета от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, прогнозируются в сумме 5892,4 тыс. рублей, из них:

    доходы, полученные в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - 4559,6 тысяч рублей

    доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) - 1332,8 тысяч рублей

Расчет прогноза доходов осуществлен комитетом по управлению имуществом Вышневолоцкого района (администратором поступлений) по доходам от сдачи в аренду недвижимого имущества, исходя из 90300 кв. метров, сдаваемых в аренду площадей, 1,34 руб. - средней стоимости аренды 1 кв. метра в месяц, средней продолжительности заключенных арендных договоров в количестве 11 месяцев (90300 х 1,34 х 11 мес. = 1332,8 тыс. руб.)

Платежи при пользовании природными ресурсами. Платежи при пользовании природными ресурсами прогнозируются на 2009 год в сумме 379 тыс. рублей, плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 379 тыс. рублей.

Расчет поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду произведен Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тверской области администратором платежей.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Сумма доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 2009 год составит 5767,9 тыс. рублей, расчеты поступления этого доходного источника произведены комитетом по управлению имуществом Вышневолоцкого района, (администратором платежей) в соответствии с планом приватизации.

Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Денежные взыскания (штрафы) за нарушение правил дорожного движения, санитарного надзора, законодательства о налогах и сборах, законодательства о применении контрольно-кассовой техники и другим штрафам прогнозируется на 2008 год в сумме 339 тыс. рублей. Администраторы поступлений:

ГИБДД -18,2 тыс. рублей, ГОВД - 53,9 тыс. рублей, Гостехнадзор - 28,2 тыс. рублей, федеральная миграционная служба - 150 тыс. рублей, федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - 52,0 тыс. рублей.

Доходы бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Доходы бюджетных учреждений, финансируемых и местного бюджета, прогнозируется на 2009 год по данным администраторов доходов - учреждениями культуры, здравоохранения, образования в сумме 5543,1 тыс. рублей.

Учреждения образования. Учреждениями образования муниципального района прогнозируются доходы от предпринимательской деятельности в сумме 4272,1 тыс. рублей, в т.ч.

    родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях в сумме 4176,1 тыс. рублей; - родительская плата за обучение детей МУДО «Зеленогорская детская музыкальная школа» - 36 тыс. рублей;

    родительская плата за обучение детей МУДО «Красномайская детская музыкальная школа» -60 тыс. рублей;

Учреждения культуры. Учреждениями культуры муниципального района прогнозируются доходы от предпринимательской деятельности в сумме 571 тыс. рублей, в т.ч. выручка:

От продажи билетов на дискотеках - 190 тыс. рублей;

От оказания платных услуг ЦБС - 381 тыс.рублей.

Учреждения здравоохранения. Учреждениями здравоохранения муниципального района прогнозируются доходы от предпринимательской деятельности в сумме 700 тыс. рублей, в т.ч. от МУЗ «Есеновическая сельская участковая больница» доходы по уходу за престарелыми- 700 тыс. рублей.

Безвозмездные поступления. Доля безвозмездных поступлений из областного бюджета в 2009 году составит 55,3% к общей сумме доходов.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации и областной закон о межбюджетных отношениях в областном бюджете создан фонд софинансирования расходов и фонд компенсаций. В соответствии с проектом областного бюджета Вышневолоцкому району запланированы следующие средства из этих фондов:

Фонд софинансирования социальных расходов - 6378,0 тыс. рублей

Фонд компенсаций - 71644,5 тыс. рублей.

Проект бюджета района составляется на основе прогноза социально-экономического развития района, динамики налогооблагаемой базы и поступления доходов в районный бюджет.

2. Проект районного бюджета составляется и утверждается сроком:

а) на один год - очередной финансовый год (при утверждении районного бюджета на 2008 год);

б) на три года - очередной финансовый год и плановый период.

3. Составление проекта районного бюджета является исключительной прерогативой Администрации Вышневолоцкого района.

Финансовый орган администрации Вышневолоцкого района осуществляет непосредственное составление проекта районного бюджета.

4. Составление проекта районного бюджета основывается на:

а) бюджетном послании Президента Российской Федерации;

б) ежегодном бюджетном послании Губернатора Тверской области на очередной финансовый год и плановый период;

в) прогнозе социально-экономического развития Вышневолоцкого района;

д) основных направлениях бюджетной и налоговой политики Вышневолоцкого района.

Таблица 3. Доходы районного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Наименование показателей

Ожидаемое исполнение 2008 г.

Налоговые и неналоговые доходы (консолидированный)

Единый налог на вмененный доход

Единый сельскохозяйственный налог

Госпошлина

Задолженность по отмененным налогам

Доходы от использования имущества

Плата за природные ресурсы

Доходы от продажи земли и имущества

Прочие неналоговые доходы

Доходы от предпринимательской деятельности

Всего налоговые и неналоговые доходы

Дотации из областного бюджета

Дотация 1 часть

Дотация 2 часть

Дотация ФФП поселений

Дотация на сбалансированность

Дотации бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности

Субсидия на повышение заработной платы

прочие субсидии

Субвенции из областного бюджета

Иные межбюджетные трансферты

Итого безвозмездные поступления

Межбюджетные трансферты от поселений

ВСЕГО ДОХОДОВ

Заключение

Доходы местных бюджетов формируются за счет: местных налогов, сборов и штрафов, долей федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленных на постоянной основе за бюджетом муниципального образования, неналоговых доходов, финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов; средств на финансирование реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с решениями РФ и ее субъектов; средств на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению расходов (уменьшению доходов) местных бюджетов.

При недостаточности бюджетных средств органы местного самоуправления вправе привлекать дополнительные источники, покрывающие дефицит бюджета, которые не включаются в общую сумму доходов. В качестве таких источников для муниципальных образований выступают внутренние муниципальные заимствования у физических и юридических лиц.

Органы местного самоуправления России осуществляют свою деятельность в условиях постоянно меняющегося законодательства. Особенно большие изменения претерпел Бюджетный кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ. Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс, сделали его формулировки более конкретными, четко разграничивая полномочия между участниками бюджетного процесса. Положительным моментом является также то, что теперь направленные остатки средств на счетах по учету средств местного бюджета не учитываются при определении предельного объема дефицита бюджета.

Однако сегодня можно констатировать, что внесенные в Бюджетный кодекс поправки не только не решили проблем муниципалитетов, но и создали несколько новых.

В частности, ст. 136 БК РФ устанавливает определенные ограничения для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10, 30 и 70%.

В ст. 92.1 БК даны ограничения дефицита местного бюджета, при расчете которого также не учитываются поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Список литературы:

    Конституция Российской Федерации. 1993.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009)

    Налоговый Кодекс РФ: ч. 2: от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2009)

    Федеральный закон «О принципах местного самоуправления»: от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009)

    Решение Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 19.12.2007 N 348 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Вышневолоцкий район" // Муниципальный вестник. Вышневолоцкий район. – 2007. - N 44.

  1. Белотелова Н.П., Шуляк П.Н. Финансы: Учебное пособие. – 6-ое изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2008.

  2. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. – М.: НТО им. Вавилова, 2008.

  3. Грачёва Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: Учебник. – М., 2007.

    Грязнова А.Г. Финансы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.

    Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. – М., 2008.

    Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М., 2007.

    Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.

    Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований М.: Изд-во Финансы, № 11, 2003.

    Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.

  4. Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное пособие. – 9-ое изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008.

  5. Павлов П.В. Финансовое право: Учебное пособие. – М., 2007.

    Панской В.Г. Общая теория финансов: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.

    Сайт журнала «Финансы и кредит» // www.fin-izdat.ru

    Сайт журнала «Финансы» // www.mba.ru

    Сайт Министерства финансов РФ // www.minfin.ru

    Сайт электронных книг по финансам // www.aup.ru/books/i003.htm

    Финансы / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

1 Бюджетный Кодекс РФ, ст. 14

2 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.- С. 104

Доходы и расходы бюджета . 2) Бюджетное планирование, его содержание ... местного значения. 6) Доходы бюджетной системы, их классификация. Доходы бюджета – это экономические ...

  • Сущность расходов федерального бюджета и их классификация

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    ... Сущность расходов федерального бюджета и их классификация Уфа – 2011 Введение Расходы бюджета - это экономические ... федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления. Расходы в зависимости от их экономического содержания , в...

  • Доходы и расходы местных бюджетов

    Реферат >> Финансы

    СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Понятие и роль местного бюджета 4 2. Доходы и расходы местного бюджета 7 2.1 Состав доходов местных бюджетов 8 2.2 Состав расходов местных бюджетов ... образования2. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. ...

  • Местный бюджет экономических задач на примере Администрации Красноармейского

    Дипломная работа >> Финансы

    Расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания местных бюджетов призваны...

  • Местный бюджет и его роль в решении социально-экономических задач Администрации Красноармейского

    Дипломная работа >> Финансы

    Расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы местных бюджетов призваны...

  • Возможный состав собственных источников доходов местного бюджета определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за прошлый финансовый год.

    Финансовая помощь от других бюджетов подлежит учету в местном бюджете, являющимся получателем средств, но не считается собственным доходом местных бюджетов. Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

    Предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, создаваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

    Предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

    Муниципальное образование – получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:

    Ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации;

    Предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов местного бюджета;

    Предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.

    К регулирующим доходам относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на определенный срок устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

    Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах местного бюджета.

    К собственным доходам относятся местные налоги и сборы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей и т.п. В местный бюджет также поступают ассигнования на финансирование отдельных делегированных государственных полномочий, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иные неналоговые доходы, такие, как не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством и др.

    Доходы местного бюджета

    Местный бюджет представляет собой комплекс упорядоченных, развивающихся на нормативно-правовой основе финансово-экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, является основным финансовым планом, утверждаемым представительным органом местного самоуправления на очередной финансовый год или плановый период.

    Проблема финансового обеспечения развития территорий свойственна практически всем странам. Везде есть более бедные и более богатые регионы, которые имеют разную налоговую базу и финансовый потенциал, потому что мир несправедлив и в нем неравномерно размещены и природные ресурсы, и трудовые, то есть люди. В экономически развитых странах финансовые проблемы регионов решаются с помощью предоставления местным органам власти стабильно закрепленных доходных источников – местных налогов.

    В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты делятся на:

    Бюджеты первичного уровня;

    Бюджеты базового уровня;

    Бюджеты областного уровня.

    Бюджеты первичного уровня включают в себя:

    · бюджеты городов районного подчинения (14), средний объем бюджета составляет 2 млрд. рублей. Только 4 из них являются бездотационными;

    · бюджеты поселковых советов (25), средний объем бюджета – 0,9 млрд. рублей, 5 являются бездотационными;

    · бюджеты сельских советов (1180), средний объем бюджета составляет 0,7 млрд. рублей, 257 являются бездотационными.

    Бюджеты базового уровня состоят из:

    · бюджетов городов областного подчинения (10), средний объем бюджета составляет 1,7 трлн. рублей, 1 является бездотационным;

    · районных бюджетов (118), средний объем бюджета составляет 0,4 трлн. рублей, 2 являются бездотационными.

    Бюджеты областного уровня включают:

    • областные бюджеты (6), средний объем бюджета составляет 5,3 трлн. рублей, все бюджеты являются дотационными;
    • бюджет города Минска, объем бюджета составляет 30,1 трлн. рублей, бездотационный.

    Зачем нужны местные бюджеты? Для финансового обеспечения деятельности местных Советов. В основном они занимаются тем, что обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Функциональная структура расходов местных бюджетов Беларуси близка к структуре таких же бюджетов в развитых странах ОЭСР: образование и здравоохранение являются наиболее крупными направлениями расходов местных бюджетов Беларуси. Суммарно они составляют около 45% трат на региональном уровне. Для того, чтобы выполнить эти задачи, местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются также на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения.

    Местные бюджеты формируются за счет налоговых доходов (70%), собственных доходов, отчислений от общегосударственных налогов и доходов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций и субсидий из вышестоящих бюджетов. Местные Советы не уполномочены увеличивать нормативы отчислений в свои бюджеты от общереспубликанских доходов и налогов. Бюджетным кодексом закреплены нормативы отчислений от доходов, формирующих преобладающую часть доходов местных бюджетов. В полном объеме в бюджеты регионов зачисляются такие крупные источники доходов, как подоходный налог, налог на прибыль коммунальных и негосударственных организаций, налоги на собственность.

    Норматив отчислений в бюджеты областей и города Минска от налога на добавленную стоимость (НДС) устанавливается ежегодно в законе Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

    Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, а также иных социальных нормативов.

    Надо отметить, что, конечно же, центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет, а не местные. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства.

    Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и городом Минском для выравнивания уровня их экономического и социального развития.

    За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам:

    · дотации (дотация - межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета),

    · субсидии (субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов;)

    · и субвенции (субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов;) при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов мероприятий.

    В сравнении с развитыми государствами местные бюджеты в нашей стране в меньшей степени зависят от трансфертов из республиканского бюджета.

    В текущем 2014 году из республиканского бюджета в бюджеты регионов планируется направить 38 трлн. белорусских рублей, из них 29,9 трлн. белорусских рублей – в форме дотаций.

    Средства местных бюджетов расходуются в основном по следующим направлениям:

    · капитальные вложения по объектам, относящимся к коммунальной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

    · региональные мероприятия по социальной защите населения;

    · учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;

    · возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

    · другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.

    Возрастает стимулирующая роль местных бюджетов в развитии областей промышленности и социально-культурного строительства. Через систему доходов и платежей к этим бюджетам осуществляется влияние на производство, ассортименты и качество продукции.

    С точки зрения мировой практики, уровень местных бюджетов Беларуси является оптимальным и приближается к своему максимуму с учетом степени централизации средств в бюджете нашей страны.

    В любой из развитых стран мира существуют местные бюджеты, в назначение которых в первую очередь входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей регионов.

    По определению профессора Т.В. Сорокиной, доходы бюджета представляют собой экономические от­ношения, возникающие в процессе формирования централи­зованного фонда денежных средств государства. Формой реа­лизации этих отношений являются различные виды плате­жей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут при­нимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и прави­тельств иностранных государств .

    Российские исследователи предлагают следующие определения:

    Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций .

    Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций .

    Доходы местного бюджета – это экономические от­ношения, возникающие в процессе формирования централи­зованного фонда денежных средств местных органов власти в форме налоговых и неналоговых платежей и безвозмездных поступлений.

    Сущностными признаками доходов бюджета, не учитываемые в определениях российских авторов, являются безвозмездность и безвозвратность.

    Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджетной системы РБ являются достоянием всего населения, проживающего на территории республики. Доходы бюджетов всех уровней контролируются и регулируются представительными и исполнительными органами власти, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

    Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Бела­русь. В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

    Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (НДС, акциз, налог на прибыль). Регулирующие доходы ежегодно определяются в Законе Рес­публики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансо­вый (бюджетный) год.

    К собственным источникам доходов местного бюджета отно­сятся:

    Источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

    Дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоя­тельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, пла­тельщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов опреде­ляются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

    В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, суб­сидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства. Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

    Согласно законодательству дотация – это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регули­рующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для пол­ного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств; субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели; субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия .

    Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения) включают в себя в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:

    Текущие налоговые доходы:

    Прямые налоги на доходы и прибыль (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль);

    Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений);

    Внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, налог на продажу, акцизы, налоги на отдельные виды услуг, налоги за пользование товарами или за право пользоваться товарами, либо заниматься определенными видами деятельности), прочие налоги на товары и услуги (налоги за использование природных ресурсов, налоги за пользование лесными фондами, целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием ведомственного жилищного фонда);

    Налоги на собственность (налог на недвижимость, земельный налог);

    Прочие налоги, сборы и пошлины (сбор на содержание и развитие инфраструктуры, транспортный сбор и др.);

    Текущие неналоговые доходы:

    Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местного бюджета, дивиденды от принадлежащих государству акций);
    прочие регулярные поступления от государственной собственности и предпринимательской деятельности (налог на добываемые из природной среды ресурсы);

    административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, плата от лиц, помещенных в медвытрезвители, сборы с пользователя);

    Поступления по штрафам и санкциям;

    Прочие текущие неналоговые доходы;

    Капитальные неналоговые доходы:

    Доходы от реализации основных фондов.

    Доходы бюджетов первичного уровня (сельские, поселковые и городов районного подчинения) включают в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:

    Текущие налоговые доходы:

    Прямые налоги на доходы и прибыль с физических лиц (подоходный налог с граждан), с юридических лиц (налог на прибыль предприятий, объединений и организаций государственной и негосударственной собственности);

    Внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, производимые на территории Республики Беларусь);

    Налоги на собственность (земельный налог);

    Текущие неналоговые доходы:

    Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местных бюджетов, налог на добываемые из природной среды ресурсы);

    Административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, и др.);

    Поступления по штрафам и санкциям;

    Прочие текущие неналоговые доходы.

    Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки.

    Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов - покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

    Между различными уровнями местных бюджетов в силу различного развития регионов и необходимости в материальной помощи от вышестоящих бюджетов происходит распределение доходов. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются ме­жду областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами посел­ков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодатель­ства Республики Беларусь.

    Если собственная доходная база бюджета соответствующего Совета недостаточна для финансирования запланированных расходов, предусматриваются отчисления от республиканских налогов и других обя­зательных платежей. Состав и размеры части республиканских налогов и других обяза­тельных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, ус­танавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на оче­редной финансовый (бюджетный) год. Распределение части республиканских налогов и других обяза­тельных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется по нормативам, утвер­ждаемым областными Советами депутатов.