«Маленьким детям — большие права». Конспект занятия НОД по правовому воспитанию детей подготовительной группы

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом.
  2. Учить определять права детей по отрывку из песни, по содержанию дидактических игр, по отрывку из сказки.
  3. Развивать умение соотносить сюжетную картинку с соответствующим правом.
  4. Закрепить понятие «Конвенция о правах ребенка»
  5. Совершенствовать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.
  6. Активизация словаря: конвенция, права.

Материал. Макет Конвенции о правах ребенка Сюжетные картинки Клей.

Фломастеры. Мяч. Цветные овалы. Проигрыватель.

Предварительная работа: Знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка» , чтение сказок, беседы о правах детей, разучивание игры «Динь Дон»

Вступительная беседа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах детей. Ой! Подождите! А может у детей нет прав? Какие же права есть у детей? Откуда же люди знают об этих правах? Сколько прав записано в Конвенции о правах ребенка?

Мотивация:

Посмотрите, ребята, что у нас на доске? На рекламу не похоже, вроде бы и не картина…Предположения детей

Что это за книга?

Это Конвенция о правах ребенка

О чем эта книга?

В ней записаны права детей.

Это интересно, мы сейчас полистаем «Конвенцию о правах ребенка» , узнаем все ваши права…

Начинаем листать книгу и видим что она совершенно пуста

Что случилось? В нашей книге ничего нет…

Надо заполнить книгу.

Хорошо, ребята, но для начала садитесь на стульчики и отгадайте ребус, в котором зашифровано одно из прав детей.

Это жизнь.

Как вы можете объяснить это право?

- (ответы детей)

- (имя ребенка) выбери картинку, которая символизирует право на жизнь почему ты выбрал эту картинку? Наклей ее, пожалуйста на первую страничку нашей Конвенции о правах ребенка. Спасибо.

А сейчас поиграем в игру «Дин Дон»

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй. Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

О каком праве напомнила вам эта игра?

Каждый ребенок имеет право на имя.

Как же мы можем изобразить это право в нашей книге?

Варианты детей

А можно написать свои имена на овалах и выложить цветы? А как эти цветы зафиксировать в кгниге? На столах для вас приготовлено все необходимое.

Какие замечательные цветы с именами у вас получились!

Присаживайтесь на стульчики и послушайте пословицу, которую я вам скажу:

Дружная семья гору сдвинет.

О чем эта пословица?

О семье.

Кто еще знает пословицы о семье?

В родной семье и каша гуще.

В дружной семье и в холод тепло.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Зачем человеку семья? Какое право нам надо поместить в нашей

Конвенции о правах ребенка? - Каждый ребенок имеет право на семью.

Молодцы. (имя ребенка) наклей картинку, символизирующую право на

семью в нашу книгу. Почему ты выбрал эту картинку?

Ответ ребенка.

Молодец.

Послушайте отрывок из песни. (звучит песня «Всем на свете нужен дом» )

О каком праве напомнила вам эта песенка?

Каждый ребенок имеет право на жильё.

Молодцы. Почему всем детям необходимо, чтобы у них было право на жилье?

Ответы детей.

(имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на жилье на следующую страничку нашей книги.

Скажите, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?

Мы играем.

А нужна ли ребенку игра? Зачем?

В игре дети развиваются.

Правильно, а раз игра так важна для детей в Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на игру, (имя ребенка) наклей нужную картинку на следующую страницу нашей книги. Молодец!

А сейчас встанем, возьмемся за руки и поиграем в игру. Называется она «Есть или нет» . Воспитатель объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и говорят «ДА» , если не согласны, то опускают руки и говорят «НЕТ» .

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть пещера у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли рифма у стиха?

Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей) Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей) . Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

- (Имя ребенка) наклей, пожалуйста, картинку символизирующую это право на следующую страницу.

Молодец.

Ребятишки послушайте отрывок из известной вам сказки Корнея

Чуковского:

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу».

О каком праве вы подумали, когда слушали отрывок из сказки?

Каждый ребенок имеет право на лечение, если он заболел.

Молодцы. (имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на медицинское обслуживание

Конечно мы не все права поместили в нашу книгу, но мы обязательно продолжим эту работу.

1. Пусть дети живут,
Смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом

2. Пусть солнышко светит,
Пусть птицы поют
Пусть дети взрослеют
и в школу идут.

3. Пусть мамы и папы
Их любят всегда,
И пусть разрешают
Шалить иногда.

4 Знать права детей хотите?
В детский сад к нам приходите.
Конвенцию мы изучаем,
И вас к тому же призываем.

Рефлексия.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Давайте еще раз рассмотрим нашу «Конвенцию о правах ребенка» - на этой страничке право на (перелистываем каждую страничку, Вам нравится наша книга? А для чего она может пригодиться?

Ответы детей.

Правильно, давайте сначала покажем нашу книгу родителям, а потом дадим посмотреть ребятам другой группы, чтобы они тоже знали свои права.

Рыбалкина Марина Викторовна Воспитатель МБДОУ Детский сад № 50 г. Иркутск

" Ваши права, дети"

Любовь Козлова
«Маленьким детям - большие права». Конспект занятия НОД по правовому воспитанию детей подготовительной группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Маленьким детям – большие права».

Образовательная область: Социализация

Мдоу детский сад п. Возрождение

Воспитатель: Козлова Л. А.

Тема: «Маленьким детям – большие права»

Интеграция образовательных областей:

Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье, физическая культура, безопасность, чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, музыкально – художественная.

Цель: Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

Формировать представление о собственных правах.

Задачи: Продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ранее;

Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;

Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;

Формировать представление о правах и обязанностях через литературные произведения;

Развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры – драматизации к знакомым сказкам;

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.

Материал и оборудование: Костюмы для игры – драматизации; ширма; иллюстрации к сказкам; «волшебный сундучок» с предметами – символами; на каждого ребёнка - альбомного листа с точечным изображением лебедя.

Предварительная работа : беседы: «Права детей, «Моя семья», «Ты и твое имя», и другие; оформление стенда «Права детей»,

разучивание стихов, чтение художественных произведений:

«Гадкий утёнок» (Г. Х. Андерсен, «Золотой ключик, или приключения Буратино» (А. Н. Толстой) ,«Робин Бобин» (С. Я. Маршак, «Айболит» (К. И. Чуковский,

русская народная сказка «Кот, петух и лиса», ненецкая сказка «Кукушка» и др.

Вводная часть:

Звучит мелодия песни «Большой хоровод» - (минус).

Ребёнок: - Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Воспитатель: Ребята, жить радостно, дружить, улыбаться, радоваться исполнению желаний – это счастье! Я желаю вам, чтобы ваши мечты сбылись, ведь все вы имеете на это право.

Вы имеете право на счастливое детство. Это право записано в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка».

И сегодня мы поговорим о правах ребенка – о ваших правах, дети!

1ч. «Волшебная книга».

У меня на столе лежит волшебная книга - сундучок. Я открою её. Посмотрите, внутри лежат предметы – символы.

(Из сундучка по очереди достаю предметы, символизирующие знакомые детям права человека).

Сердечко.

Восп: О каком праве напоминает вам сердечко?

Дети: О праве на любовь и заботу.

Что значит забота? Кто и как заботится о вас? О ком вы заботитесь? (ответы детей).

Свидетельство о рождении.

Восп: Посмотрите! Вы узнаете этот документ? Какое право обозначает этот документ?

Дети: Право на имя.

Восп: Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу?

Как следует обращаться к взрослым? (ответы детей).

Азбука для дошкольника.

Восп: Эта книга вам знакома – это азбука. Чему нас учит азбука? Да, она учит нас читать.

О каком праве детей напоминает вам азбука?

Дети: О праве на образование, на учебу.

Восп: Почему это право нам необходимо? (ответы детей).

Восп: Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? Какое право обозначает домик?

Дети: О праве на жильё, имущество.

Восп: Скажите, как нужно относиться к своему имуществу? К своему дому? Можно ли брать чужие вещи? Почему? (ответы детей).

Восп: Как вы думаете, о каком праве говорит конверт?

Восп: Что это? Кого вы видите, глядя в зеркало? О каком праве напоминает нам зеркало?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности.

Игрушечные курочка и цыплёнок.

Восп: Почему в сундучке лежат игрушки? О каком праве они нам напоминают?

Дети: О праве на семью. О праве жить с родителями.

Восп: Семья- это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже Семьи ничего в жизни нет.

Дети, мы продолжим наш разговор. Вы хотите больше узнать о своих правах?

Тогда мы продолжим знакомиться со статьями книги «Конвенция о правах ребёнка».

(Раздаётся громкая музыка (песня «Ёлки - шишки», виа «Ариэль»). В группу, с магнитофоном в руках, пританцовывая, входит Баба Яга).

Баба Яга: Эх, ёлки – шишки! Здравствуйте, детишки! Хватит вам сидеть, скучать, выходи со мной плясать?

Восп: Баба Яга, пословица говорит: «Делу - время, потехе – час».

Потанцуем и поиграем мы позже. А сейчас у нас с детьми серьёзный разговор.

Дети хотят знать свои права, ведь это очень важно. Зная свои права, дети никому не позволят их нарушить, и сами не будут нарушать права других людей.

Баба Яга: Эх, ёлки, да шишки! Прощайте, детишки! Бабушка вас покидает, в свою сказку улетает! (Баба Яга, включив свой магнитофон и незаметно забрав «волшебную» книгу, убегает).

Восп: Удивительно! В наш детский сад приходила сказочная Баба Яга!

А где же книга? Неужели её забрала Баба Яга? Как нам вернуть книгу?

2ч. «Путешествие по сказкам».

Восп: Ребята, я предлагаю отправиться в страну сказок. В эту волшебную страну мы полетим на волшебных тучках – летучках.

(В игровой зоне, на ковре лежат «думки». Дети садятся на них).

Держитесь крепче за тучки, закройте глаза, мы летим в волшебную страну сказок!

«Тучки – летучки, летите! В сказку нас несите!».

1. За ширмой слышен крик:

«Несёт меня лиса за тёмные леса,

За высокие горы, за синие реки!

Котик, братик, выручи меня!»

Восп: Вы слышите, кто – то кричит? В какую же сказку мы попали?

Как помочь герою сказки? (Надо отправить Кота на помощь Петушку).

(Надеваю ребенку шапочку кота, Беги, котик, спасай Петушка! («кот» возвращается, ведёт за руку ребенка, наряженного петушком).

Спасибо, котик! Спасибо, ребята! Вы спасли мне жизнь, ведь лиса чуть не съела меня.

Восп: Ребята, лиса нарушила самое главное право– это право на жизнь. Каждый человек имеет право на жизнь.

Петушок: Я хочу подарить вам цветок.

Восп: Спасибо тебе, Петушок! А цветок – то необычный. На цветке написано: «Каждый ребёнок имеет право на жизнь». И это право детей записано в «Конвенции».

2. В группу входит «доктор Айболит».

Айболит: Здравствуйте, ребята! Я доктор Айболит.

И, если, у кого – то, вдруг что – то заболит,

Зовите, не молчите! Я сразу прибегу.

И вылечить больного, конечно, помогу!

Дети, а вы знаете, что вы должны делать, чтобы не болеть? (ответы детей).

Восп: Каждое утро наши дети, чтобы не болеть, делают зарядку.

Физминутка: «Зарядка».

«Каждый день по утрам делаем зарядку (поднимают руки).

Дружно, весело шагать. Раз – два, раз – два.

Дружно руки поднимать. Раз – два, раз – два

Приседать и вставать. Раз – два, раз – два

Прыгать и скакать.

Игра “Это можно или нет”

Я сосульку полижу

И снежочком закушу.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет? Буду кушать апельсины

В них так много витаминов

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Вот Барбос, бродячий пес,

Я схвачу его за хвост.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет? На зеленый свет, друзья,

Вместе с мамой пойду я.

Дайте дети мне ответ:

Это можно или нет?

Не забудь перед обедом

Пирожком перекусить.

Кушай много, чтоб побольше

Свой желудок загрузить.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет? За здоровьем я слежу,

На зарядку выхожу.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Айболит: Молодцы, ребята, помните, что вы всегда можете рассчитывать на помощь врача.

Это ваше право – право на медицинский уход. Возьмите цветок, он будет напоминать вам об этом праве.

Восп: Ребята, на этом цветке написано: «Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.

3. Восп: К нам идет какой – то мальчик. Кажется, ему очень плохо. Что же случилось?

Робин – Бобин: Я Робин – Бобин. Мне очень плохо! У меня болит живот!

Ребёнок: «Робин – Бобин Барабек скушал сорок человек.

И корову и быка, и кривого мясника.

Скушал башню, скушал дом, кузницу с кузнецом.

А потом и говорит: «У меня живот болит!»

Восп: Робин – Бобин, твой живот болит от того, что ты ешь всё подряд, без разбора.

Наши дети знают, какие продукты нужно есть, чтобы не болеть. Послушай!

Мы поиграем в игру, в ней такое правило: если я назову продукт, полезный для здоровья – мяч надо поймать, а если назову вредный для организма продукт – мяч ловить не надо.

Игра: «Полезное – вредное».

Робин – бобин: Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что можно есть!

«Все дети имеют право на полноценное и качественное питание»

4. Входит ребенок в шапочке утенка.

Восп: Почему ты плачешь, утенок? Что случилось?

Утенок: Мне очень одиноко. На птичьем дворе, где я живу, меня никто не понимает, никто со мной не играет, все гонят, «гадким меня называют».

Восп: Дети, вы догадались, из какой сказки утенок? Как вы думаете, можно ли обижать кого – либо? Оскорблять? Прогонять?

Дети: Нет. Все имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Восп: А применимо ли это право к гадкому утенку? Ведь он же уродливый, некрасивый, не такой, как другие?

Дети: У всех одинаковые права.

Восп: Много нас на белом свете,

Есть и взрослые и дети.

Но в правах мы все равны,

И дружить всегда должны.

Чтобы утешить утенка, мы сейчас нарисуем его портрет. Пусть он увидит, кем станет, когда вырастет.

Рисование по точкам «Лебедь».

Пока дети рисуют, тихо звучит музыка. «Лебединое озеро» П. И. Чайковский.

Утенок: Спасибо, ребята! Я тоже хочу сделать вам подарок – я дарю вам цветок.

Читаю надпись на цветке: «Все дети имеют равные права».

5. Восп: Ребята, мы продолжим путешествие по сказкам. Посмотрите, здесь – картинки. К какой сказке эта иллюстрация? (ненецкая сказка «Кукушка»).

Как мама относилась к своим детям? Как заботилась о них? Почему мама не смогла заботиться о детях, что с ней случилось? О чем мама просила детей? Как дети отнеслись к просьбе матери? Как бы поступили вы, если бы заболела ваша мама? Как вы относитесь к своей маме? К своим близким?

Ребята, у каждого человека есть не только права, но и обязанности. Права и обязанности идут рука об руку. У детей есть не только право на любовь и заботу близких, но есть и обязанности перед родными.

Игра: «Мои обязанности». (Игра начинается со слов: «я должен….»)

Дети подходят к избушке Бабы Яги.

6. Дети подходят к избушке Бабы Яги.

(Звучит грустная песня Бабы Яги «То ли ветер свищет, то ли пурга….» (виа «Ариэль»)

Восп: Что – то загрустила Баба Яга…. Что случилось?

Баба Яга: Ох, ребятки, я виновата, простите меня, возьмите свою книгу. Не со зла я это сделала. Скучно мне, заняться нечем.

Восп: Ребята, простим Бабу Ягу? Не грусти, Баба Яга! Пошли с нами играть!

Игра: «Бабка Ёжка – костяная ножка».

«Бабка Ёжка, костяная ножка,

Нос крючком, голова горшком.

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла бабка на базар – раздавила самовар.

Пошла на улицу – испугала курицу!

Как гром загремит, бабка Ёжка полетит!»

(Дети убегают, Баба Яга их догоняет).

Баба Яга: Спасибо, повеселили вы меня! Вот вам цветок на память, возьмите! (дает цветок).

Восп: Спасибо, Баба Яга! Этот цветок тоже не простой, на нем нарисован символ, обозначающий право детей на игру. "Все дети имеют право на игры и развлечения".

3ч. Заключительная.

Восп: Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на тучки – летучки.

«Тучки – летучки, летите! В детский сад нас несите!»

Вот мы снова в своей группе. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? С каким правом познакомились? Хорошо ли вы запомнили свои права?

Игра: «Разрешается – запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Восп: Сегодня мы говорили о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы знаем наши права и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. В заключении нашей беседы, я хочу, чтобы вы послушали стихи о правах.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки, и у кошки тоже.

Без прав на свете жить не сможем.

Всегда нам право и везде поможет.

Используемая литература:

«Конвенция о правах ребёнка»

«Правовое образование в доу» (Н. Копытова)

Предварительная работа: - Чтение детям отрывков из книги Гектора Мало " Без семьи ".

Рассматривание иллюстраций на тему " Семья ".

Рисование на тему " Моя семья ".

Проведение беседы на тему " Право ребенка жить и воспитываться в семье (по книге Т.А. Шорыгиной " Беседы о правах ребенка " с. 34).

Вспомнить с детьми содержание сказок " Крошечка - Хаврошечка ", " Золушка", " Морозко ".

Проведение работы с родителями на тему " Как беседовать с детьми о правах ребенка ".

Программное содержание: - Ознакомить детей с основным документом в котором указан свод прав детей - с Конвенцией о правах ребенка.

Продолжать закреплять представление о праве ребенка жить и воспитываться в семье.

Расширять представления о роли семьи в жизни человека, и каждого человека в семье в жизни семьи.

Закреплять представление об обязанностях ребенка в семье и обязанностях всех членов семьи.

Воспитывать самоуважение и уважение к членам семьи.

Развивать креативность, умение рассуждать,самостоятельно делать выводы.

Материал к НОД: - Рисунки детей на тему " Моя семья ".

Иллюстрации к повести Г. Мало " Без семьи "

Картинки по сказкам " Крошечка - Хаврошечка ", " Золушка ", " Морозко ", атрибуты для инсценировки.

Плакаты по правам ребенка,карточки настроений,эмоциональных состояний.

Магнитофон.

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации и вспомнить содержание отрывков повести Г. Мало " Без семьи ". А потом прослушать небольшой отрывок из классического

произведения Скрябина " 7 прелюдий ",сочинение 17 ; отрывок из произведения Римского- Корсакова " Полет шмеля ".

Вопросы к детям: - Как вы думаете подходит ли к содержанию повести этот музыкальный фрагмент?

Настроение какого героя повести он отражает?

Что испытывает мальчик Реми? Покажите карточку настроения героя.

Можно ли назвать его счастливым? Почему?

Что произошло с ним в жизни?

Кто заботился о нем?

Чего бы ему больше всего хотелось?

В жизни к сожалению случаются такие ситуации когда дети остаются без родителей и семьи. В таких случаях заботится о таких детях призваны приюты,детские дома,

люди,заменяющие родителей. Их называют опекунами.Государство и люди,которые заботятся о детях-сиротах помогают защитить права детей в обществе.

Дидактическая игра: " Что нужно ребенку, чтобы детство было счастливым ".

Дети подбирают изображения и соотносят с изображениями эмоциональных состояний. На картинках изображены: дом,домочадцы за домашним столом,дети и

взрослые в семье,выполняющие домашний труд.Старшие дети в семье,помогающие младшим,друзья семьи,изображение детской площадки,совместных игр и

игрушек детей.развлечения и отдых детей и т.п. И изображения детей в детском доме,война и дети,дети,оставшиеся без дома,голодающие дети.

Физминутка.

Вот мы руки развели,словно удивились

И друг-другу до земли в пояс поклонились

Мы так друг-другу рады - посмотреть ласково друг на друга (повороты головы).

Друзьям и всем родным

Тепло улыбок дарим - улыбнуться

И рук тепло своих - пожать руку.

Помочь всегда готовы друзьям

И всей семье - каждый выполняет пантомимически любое действие - помощь родным.

Не ленимся ни чуточки

Дарить подарки любим- сделать воображаемый подарок руками в воздухе и " подарить " друг-другу "

Трудиться любим мы - низко поклониться.

Как вы думаете почему детство называют " Золотым "?

Послушайте пожалуйста стихотворение " Золотое детство ".

Почему мы называем наше детство золотым?

Потому что мы играем,веселимся и шалим.

Потому что окружает нас заботою семья,

Потому что обожают нас родные и друзья!

Детство- это время роста и познания всего нового и интересного на свете. И конечно очень важно,чтобы детство было мирным и полным радости.

И чтобы быть счастливым ребенку и взрослому необходима семья. Рассмотрим рисунки семьи,которые вы нарисовали.

Зачем люди создают семью?

Счастливая семья,какая она? (мирная,неконфликтная,веселая,добрая,трудолюбивая) .

" Если в доме каждый рад,значит в доме мир да лад! "

Игра-инсценировка. " Как я помогаю маме ".

Каждому ребенку необходимо вспомнить о своих обязанностях дома и в небольшой подгруппе обыграть их. А в другой подгруппе их отгадывают и рассказывают.

В семье очень важно помогать друг-другу,поддерживать когда бывает трудно,ууважать и любить друг-друга. Вы настоящие молодцы и помощники!

У меня в руках очень важная книга. Это международный документ.Его создали люди нашей планеты. Это Конвенция о правах ребенка. Из этой книги-документа

можно узнать о правах детей.Давайте посмотрим на плакаты о правах ребенка. Что вы видите на них? Индивидуально дети рассказывают по иллюстрациям. Воспитатель

называет каждое право и поясняет его.

Как называется эта книга?

О чем мы можем узнать из нее?

Давайте обыграем фрагменты сказок " Крошечка Хаврошечка " , " Морозко ", " Золушка ".

Чем похожи эти сказки?

Какое право детей в них нарушено?

Какая книга поможет персонажам узнать их права?

Кто еще помогает защищать права детей? (семья,детский сад,школа).

Мы сегодня узнали о том, что такое право ребенка на жизнь и воспитание в семье. О своих обязанностях в семье и о Конвенции о правах ребенка.

Сейчас давайте подберем слово,которое кратко расскажет о Вашей семье,какая она и нарисуем это слово.

Продолжите предложения: - В нашей семье главное...

В нашей семье важно...

Мои права в семье...

Права и обязанности моих домочадцев...


Деянова Дина Нуратдиновна

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему: «Права ребенка»

Цели:

    упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

    развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

    учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

    воспитывать чувство уважения к другим людям;

    корригировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

    картинки с изображением прав детей;

    клубок ниток;

    волшебный сундучок;

    выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход НОД:

Воспитатель:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

А что же такое право?

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем какой - то документ « Свидетельство о рождении».

Что это за документ?

Воспитатель: Это свидетельство о рождении - Первый документ каждого человека. Выдается он сразу после рождения.

Воспитатель: Первое право, какое есть у каждого ребенка и человека, это право на имя, фамилию, отчество. Именно в этом документе они написаны: имя, фамилия, отчество.

Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра «Клубок знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас давать этот клубок, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. Дети рассматривают её. О каком праве она говорит?

Это- право на семью.

Воспитатель: Как вы думаете, что оно означает?

(У каждого человека должны быть семья: папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.

В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

(Дети загадывают движения)

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

- Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках?

Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

    Золушка (Право на отдых)

    Буратино (Право на безопасные условия жизни)

    Колобок (Право на жизнь)

    Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она говорит?

( О праве на жилище.)

Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о Праве на медицинский уход

Вопросы Ребенку:

Кто изображен на рисунке?

Что он делает?

О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

НОД в подготовительной группе «ВАШИ ПРАВА, ДЕТИ».

Кулагина Л.А., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 г.Н.Новгород

Цели: 1. Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.

2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей.

3. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

4. Воспитывать чувство уважения к другим людям.

Оборудование: мольберт, слово «ПРАВА» и два символа «ребенок» и «взрослый», детали ромашек, схематическое изображение прав детей и взрослых в виде символов (конвенция и декларация, имя, сердечко, домик, книга, медицинский крест, флаг, сундучок или короб, свидетельство о рождении, микрофон, сердце, домик, картинки – схемы с пословицами, тетрадь, букварь, 2 портфеля, школьные принадлежности, градусник, 7 бинтов, флаг России, мяч, сказки зарубежных авторов, поднос, муз. инструменты (ложки, кастаньеты, маракасы, домбра), силуэты голубя лист бумаги по количеству детей, аудиозаписи «Большой хоровод», «Россия», «Учат в школе».

Ход.

Дети, вы любите смотреть телевизор? А сами хотите попасть на телевидение? Я сегодня хочу пригласить вас принять участие в телевизионной передаче «Дети и взрослые». Вы согласны? А чтобы наша передача была интереснее, я хочу пригласить принять в ней участие и взрослых. Прошу занять места в нашей телестудии (дети и взрослые садятся на стульчики напротив друг друга).

Итак, мы начинаем телепередачу «Дети и взрослые» (фоном звучит муз. «Большой хоровод»). Тема нашей беседы «Наши права и обязанности».

(На мольберте прикрепляется слово «ПРАВА» и два символа «ребенок» и «взрослый»)

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи – то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь – дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые и дети

О правах, что защищают нас на свете.

И первый вопрос в нашей беседе я хочу задать детям:

В каком документе записаны права детей? («Конвенция о правах ребенка»)

А теперь вопрос к взрослым:

В каком документе отражены права взрослого человека? («Декларация прав человека»).

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашек с названием документов к символам «Р» и «В» соответственно).

Второй вопрос спрятан в моем волшебном сундучке (достается документ «Свидетельство о рождении» ) и обращаясь к детям:

Что это за документ?

О каком праве говорит этот документ? (Право на жизнь, право на имя ).

Да вы совершенно правы имя дается человеку и отличает его от других людей. (Обращаясь к взрослым) А какой документ подтверждает это право у взрослых? (Тоже свидетельство о рождении и в 14 лет человеку выдается паспорт).

Кто из вас, дети, может нам рассказать, кто вам дал имя и что оно означает? (ответы 2-3 человек).

А что еще кроме имя есть у человека? (Фамилия и отчество)

Кто вам дает фамилию и отчество? (Семья, отчество дается ребенку по отцу).

Давайте представимся по Фамилии, имени, Отчеству (дети, передавая микрофон, говорят свои Ф.И.О.).

- (обращаясь к взрослым) Вы взрослые и вас зовут по Имени, Отчеству, но мне хотелось бы узнать, как вас называли в детстве? (Ответы)

- (к детям) В какой сказке имя герою было дано по его внешнему виду? (Золушка, Белоснежка, Красная шапочка, Мальчик с пальчик).

Из нашего разговора мы выяснили, что право на имя есть и у взрослых и у детей.

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашки с надписями «ИМЯ»).

В моем волшебном сундучке спрятан еще один сюрприз (достаю сердечко ).

Какое право детей может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу родителей ).

Родители несут по закону ответственность за ребенка, заботятся о нем. (Обращаясь к взрослым) Как взрослые заботятся о детях? (Ответы). (Обращаясь к детям) Взрослые проявляют заботу. А как дети обязаны относиться к родителям?(Ответы детей). Конечно, дети тоже проявляют любовь, могут проявить ее через поступки, уважение и ласковые слова.

Игра с сердечком «Назови ласково» (мама- мамулечка,…)

Значит, этим правом, на заботу и любовь, обладают и взрослые и дети. (На мольберте прикрепляются лепестки с символом «Сердечко»).

В какой сказке это право было нарушено? («Золушка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»).

Волшебный сундучок приготовил вам еще один предмет (достаю домик ).

Почему домик? О каком праве он хочет сказать? (Право на жилье и его неприкосновенность ).

Дети приготовили загадку, а вы взрослые попробуйте ее отгадать, что это за сказка? Какое право было нарушено? (Дети без слов показывают эпизод из сказки «Волк и 7 козлят», когда волк стучится в дверь и козлята ему открывают, он их ловит).

Дети, чему учит эта сказка? (Нельзя открывать дверь, если дома нет родителей, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми,…).

Каждая семья должна чувствовать себя дома в полной безопасности, уважать свой дом, ценить уют. У меня есть карточки с зашифрованными пословицами о доме, попробуйте их отгадать:

  • Мой дом – моя крепость.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Семья крепка, если над ней крыша одна.
  • Не дом хозяина красит, а человек дом.

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашек со значком «Домик»).

В какой сказке были нарушены эти права? («Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Теремок»)

Я достаю из нашего сундучка тетрадь и букварь . О каком праве говорят нам эти предметы? (Право на образование ).

Вы скоро пойдете в школу. Нам хочется узнать сможете ли вы собрать себе портфель?

Игра – эстафета «Собери портфель».

Игра «Импульс» (что вы будете делать в школе).

- (Обращаясь к взрослым): Наши дети скоро воспользуются правом на образование, они пойдут в школу и будут бесплатно учиться. А взрослые имеют право на образование?

(На мольберт прикрепляются лепестки с символами «Книга»).

Дети, а в какой сказке герой не воспользовался правом на образование? (Буратино).

Сундучок приготовил что – то еще (достаю бинт и градусник). Какому праву эти предметы дают подсказку? (Право на медицинское обслуживание , охрану здоровья).

Здоровье – главная ценность человека. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей).

Игра «Окажи первую помощь».

(забинтовать руку – дети, взрослые – голову).

(На мольберт прикрепляются лепестки с символами «Медицинский крест»)

В какой сказке говориться о этом праве? («Айболит», «Мойдодыр»).

Загляну в сундучок, что же он спрятал еще от нас? (Достаю флаг России).

(Право на гражданство, на родной язык и культуру ).

С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, государства, в котором он живет.

Игра с мячом «Страна – нация – язык».

У каждого народа есть свои любимые сказки, которые учат добру и мудрости. Дети, какие вы знаете русские народные сказки? (ответы)

А вы, уважаемы взрослые, какие знаете зарубежные сказки?

У меня собрался хоровод музыкальных инструментов. Отгадайте из каких государств собрались эти инстументы? (Ложки – Россия, маракасы – Куба, кастаньеты - Испания, домра – Казахстан).

Но, где бы не был человек, он всегда стремится на свою родину. Я предлагаю вспомнить стихотворение про журавля. (Дети читают стихотворение «Жура – жура – журавель»). Конечно, каждый человек хочет, чтобы все люди жили в мире и я предлагаю вам сделать вот таких голубей мира.

Конструирование из бумаги Голубя.

(на мольберт прикрепляется лепесток с символом «флаг»).

Посмотрите у нас получились вот такие красивые ромашки. Дети, а какое право вы считаете самым главным? Какое право главное для взрослого? Какие разные взрослые и дети, но права у вас одинаковые. Для человека важны все права и самое главное их надо соблюдать и не нарушать.

Права нам каждому даны

И по ним мы все равны!

На этом наша телепередача заканчивается. И мне хотелось бы взять у вас интервью: Что вам сегодня в нашей передаче запомнилось или понравилось делать? (ответы). Всем большое спасибо!