Организация профессионально-должностной подготовки офицерского состава и технической учебы военных специалистов в вп мо рф. Профессиональная служебная и физическая подготовка Профессионально должностная подготовка офицеров

кадры служебный замещение должность

Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и включает в себя следующие виды:

1. Правовую подготовку.

2. Служебную подготовку.

3. Огневую подготовку.

4. Физическую подготовку.

Организационное и методическое обеспечение профессиональной служебной и физической подготовки, контроль за ее состоянием осуществляют кадровые подразделения совместно с правовыми (юридическими) и иными подразделениями по направлениям оперативно-служебной деятельности.

Профессиональная служебная и физическая подготовка организуется и осуществляется в органах, организациях и подразделениях МВД России. Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке для руководителей (начальников) могут проводиться отдельно.

На занятиях по правовой подготовке изучаются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к деятельности органов внутренних дел, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативные правовые акты МВД России по соответствующим направлениям оперативно-служебной деятельности.

Методическое обеспечение правовой подготовки осуществляется Договорно-правовым департаментом Министерства внутренних дел Российской Федерации, правовыми (юридическими) подразделениями органов, организаций и подразделений МВД России.

На занятиях по служебной подготовке изучаются вопросы, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, меры личной безопасности сотрудников при выполнении ими оперативно-служебных задач, а также другие вопросы, связанные с деятельностью органов внутренних дел, исходя из их практического применения.

Методическое обеспечение служебной подготовки по направлениям оперативно-служебной деятельности осуществляется соответствующими подразделениями центрального аппарата МВД России, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте.

На занятиях по огневой подготовке формируются и отрабатываются практические навыки обращения с огнестрельным оружием, тактика применения оружия в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности, изучаются меры безопасности при обращении с оружием, его материальная часть, вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с огнестрельным оружием.

На занятиях по физической подготовке формируются и отрабатываются двигательные качества и навыки, необходимые в повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях, практические навыки личной безопасности и применения боевых приемов борьбы (в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты, летней (зимней) форме одежды, на фоне физической и психической нагрузок) в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с активно сопротивляющимися правонарушителями с использованием специальных средств и табельного оружия.

Организация и проведение занятий, перечень контрольных нормативов и упражнений, оценка уровня огневой выучки и физической подготовленности сотрудников определяются наставлениями по организации огневой и физической подготовок в органах внутренних дел.

На занятиях в системе профессиональной служебной и физической подготовки:

1. Совершенствуются профессиональные знания и навыки сотрудников по их специальной подготовке к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. Изучаются в объеме, необходимом для выполнения оперативно-служебных задач, с учетом специфики подразделений вопросы топографии, в том числе применение навигационных систем; инженерной подготовки; оказания первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья; порядка действий сотрудников при непосредственной подготовке к переводу и переводе на работу в условиях военного времени в соответствии с тематикой, разрабатываемой Управлением организации мобилизационной подготовки ДГСК МВД России; а также организуется подготовка по гражданской обороне в соответствии с Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны.

В ходе проведения строевых смотров при переходе на ношение летней (зимней) формы одежды, открытых общегородских (гарнизонных) разводов нарядов полиции на службу по охране общественного порядка, занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки осуществляются проверка соблюдения правил ношения установленной формы одежды и предметов снаряжения, а также отработка строевых приемов.

Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке проводятся в формах постоянно действующего семинара, лекции, практического занятия (тренажа перед заступлением на службу, тренинга, моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности, учебного сбора, методического и показного занятий).

Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников организуется еженедельно в служебное время (в пределах нормальной продолжительности служебного времени). В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций.

На занятия по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудники прибывают в повседневной форме одежда по сезону (за исключением сотрудников подразделений специальных технических мероприятий и оперативно-поисковых подразделений). Форма одежды устанавливается лицами, проводящими занятия.

Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке начинаются в подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России в феврале, а в образовательных учреждениях МВД России - одновременно с началом учебного года. Занятия по видам профессиональной служебной и физической подготовки продолжаются в течение года и могут проводиться в режиме единого дня проведения занятий.

Для организации занятий по профессиональной служебной и физической подготовке руководителями (начальниками) органа, организации и подразделения МВД России издается приказ, в котором:

1. Отражаются краткий анализ итогов обучения сотрудников в истекшем учебном году, недостатки, имевшие место в обучении, и пути их устранения.

2. Определяются задачи на новый учебный год, исходя из приоритетных направлений борьбы с преступностью, уровня профессиональной подготовленности личного состава и оперативной обстановки в регионе.

3. Устанавливаются дни недели (месяца) для занятий по видам профессиональной служебной и физической подготовки согласно примерному расчету часов на учебный год (по правовой подготовке - не менее 30 часов, по служебной подготовке - не менее 30 часов, по огневой подготовке - не менее 20 часов, по физической подготовке - не менее 100 часов), количество и состав учебных групп, их руководители.

Для организации и проведения занятий по профессиональной служебной и физической подготовке создаются учебные группы с учетом должностных категорий и специализации сотрудников. Руководители учебных групп назначаются из числа руководителей (начальников) подразделений органов, организаций и подразделений МВД России.

Профессиональная служебная и физическая подготовка руководителей (начальников) органов, организаций и подразделений МВД России проводится в том числе на постоянно действующих семинарах. Организационно-методическое обеспечение деятельности постоянно действующих семинаров осуществляют в центральном аппарате МВД России - ДГСК MВД России, в иных органах, организациях и подразделениях МВД России - соответствующие кадровые подразделения.

Руководитель постоянно действующего семинара в центральном аппарате МВД России определяется Министром внутренних дел Российской Федерации. В иных органах, организациях и подразделениях МВД России постоянно действующие семинары возглавляют руководители (начальники) органов, организаций и подразделений МВД России.

Проведение профессиональной служебной и физической подготовки начальников линейных управлений МВД России на транспорте, за исключением Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, и территориальных органов МВД России на районном уровне осуществляется в том числе на учебно-методических сборах в министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях (управлениях) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирском, Забайкальском линейных управлениях МВД России на транспорте. Организационно-методическое обеспечение осуществляют начальники штабов.

Для изучения наиболее важных тем могут проводиться учебно-методические сборы для отдельных должностных категорий сотрудников. Организационно-методическое обеспечение по направлениям оперативно-служебной деятельности осуществляют соответствующие подразделения территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

Примерный перечень тем по правовой и служебной подготовкам по направлениям оперативно-служебной деятельности ежегодно разрабатывается и направляется:

1. Подразделениями центрального аппарата МВД России в органы, организации и подразделения МВД России - до 1 ноября с одновременным представлением в ДГСК МВД России тематики и контрольных тестов по правовой, служебной подготовкам.

2. Министерствами внутренних дел по республикам, главными управлениями (управлениями) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлениями на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирским, Забайкальским линейными управлениями МВД России на транспорте в линейные управления МВД России на транспорте и территориальные органы МВД России на районном уровне - до 1 декабря после уточнения и дополнения перечня тем с учетом специфики выполнения служебных обязанностей различными должностными категориями сотрудников, приоритетных направлений борьбы с преступностью в конкретном регионе.

Руководители учебных групп с учетом рекомендуемой тематики, специфики выполняемых оперативно-служебных задач в конкретном регионе составляют расписание занятий по профессиональной служебной и физической подготовке для учебной группы на квартал (в образовательных учреждениях - на учебный семестр) согласно приложению N 4. Расписание занятий по профессиональной служебной и физической подготовке утверждается руководителями (начальниками) органов, организаций и подразделений МВД России или их заместителями, ответственными за направление служебной деятельности сотрудников, входящих в состав учебных групп.

Руководители (начальники) органов, организаций и подразделений МВД России в зависимости от специфики выполнения служебных обязанностей подчиненных сотрудников, а также комплекса решаемых задач и уровня подготовленности сотрудников вправе перераспределять учебное время между изучаемыми вопросами тематики занятий по служебной подготовке без ущерба качеству получения сотрудниками профессиональных знаний и навыков.

Запрещается при проведении занятий использовать тематику, не соответствующую специфике оперативно-служебной деятельности подразделения.

Руководители учебных групп организуют и обеспечивают обучение и подготовку сотрудников, лично проводят занятия по видам профессиональной служебной и физической подготовки, осуществляют контроль посещаемости занятий, проверку уровня профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников, ведут планирующую, учетно-отчетную документацию по видам профессиональной служебной и физической подготовки.

Руководители (начальники) органов, организаций и подразделений МВД России, их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляют контроль организации обучения сотрудников, участвуют в проведении занятий, рассматривают не реже одного раза в полугодие на оперативных совещаниях вопрос о состоянии профессиональной служебной и физической подготовки личного состава во взаимосвязи с показателями их оперативно-служебной деятельности, дают оценку руководителю (начальнику) подчиненного подразделения (учебной группы) за состояние профессиональной подготовленности личного состава, принимают меры по развитию учебно-материальной базы, ее оснащению и оборудованию.

Для проведения занятий по профессиональной служебной и физической подготовке в зависимости от специфики изучаемой тематики в обязательном порядке привлекаются сотрудники соответствующей квалификации, в том числе руководящий состав и инспекторский состав вышестоящих подразделений, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, специалисты правоохранительных органов, других федеральных органов исполнительной власти.

Подразделения профессиональной подготовки, а в случае их отсутствия кадровые подразделения совместно с заинтересованными подразделениями органов, организаций и подразделений МВД России осуществляют контроль организации обучения сотрудников в соответствии с направлениями их оперативно-служебной деятельности, ведения планирующей, учетно-отчетной документации по вопросам профессиональной служебной и физической подготовки, принимают в установленном порядке и в пределах своей компетенции участие в инспектировании, контрольных и целевых проверках деятельности органов, организаций и подразделений МВД России, а также в организации и проведении итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников, участвуют в работе комиссий по выдаче (закреплению) огнестрельного оружия личному составу, в том числе на постоянное ношение и хранение.

Уровень профессиональной подготовленности сотрудников проверяется:

1. При обучении сотрудников на учебных занятиях в течение учебного года, в ходе их опроса (тестирования) на тренажах и инструктажах перед заступлением на службу.

2. При инспектировании, контрольных и целевых проверках деятельности органов, организаций и подразделений МВД России в ходе проверки их кадрового обеспечения.

3. При проведении итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников по окончании учебного года.

При инспектировании, контрольных и целевых проверках деятельности органов, организаций и подразделений МВД России в ходе проверки их кадрового обеспечения в обязательном порядке проверяется состояние профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников. Правовая и служебная подготовки оцениваются представителями подразделений органов, организаций и подразделений МВД России по соответствующим направлениям оперативно-служебной деятельности.

Проверка уровня профессиональной подготовленности сотрудников при инспектировании, контрольных и целевых проверках, проведении итоговых занятий является проверкой на их профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При инспектировании (контрольной проверке) по правовой и служебной подготовкам в образовательных учреждениях МВД России, центрах профессиональной подготовки проверяется не менее 50% сотрудников из числа лиц постоянного состава, а также не менее 50% курсантов (слушателей) образовательного учреждения высшего профессионального образования МВД России с третьего по пятый курсы, не менее 50% слушателей учебных групп (взводов), завершающих обучение в центре профессиональной подготовки по программам первоначальной подготовки. В иных органах, организациях и подразделениях МВД России тестированию подлежит не менее 30% списочного состава сотрудников.

Процент привлечения сотрудников к проверке по огневой и физической подготовкам определяется наставлениями по организации огневой и физической подготовок в органах внутренних дел.

При контрольной проверке профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников проверяется в органах, организациях и подразделениях МВД России, получивших при инспектировании неудовлетворительные оценки по профессиональной служебной и физической подготовке в целом либо по отдельным видам.

Целевые проверки организации профессиональной служебной и физической подготовки, оказание практической и методической помощи проводятся в течение учебного года согласно планам работы органов, организаций и подразделений МВД России, а также по мере необходимости.

Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников с обязательной проверкой профессиональных знаний, умений и навыков по видам профессиональной служебной и физической подготовки.

Итоговые занятия проводятся в четвертом квартале каждого года (в образовательных учреждениях МВД России - по окончании учебного года) комиссиями органов, организаций и подразделений МВД России и являются обязательными. Проверке в ходе итоговых занятий подлежит 100% сотрудников, прошедших первоначальную подготовку.

Итоговые занятия для заместителей начальников подразделений центрального аппарата МВД России, руководителей (начальников) иных органов, организаций и подразделений МВД России организуются и проводятся ДГСК МВД России в период проведения коллегии МВД России по подведению итогов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за год.

Для определения уровня профессиональной подготовленности сотрудников создаются комиссии.

Итоговые занятия по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников являются проверкой на их профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Результаты итоговых занятий учитываются при присвоении квалификационных званий в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. N 1.

Уровень профессиональных знаний, умений и навыков по видам профессиональной служебной и физической подготовки для каждой категории сотрудников определяется:

1. По правовой подготовке - по контрольным тестам (не менее двадцати вопросов), включающим положения Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих их оперативно-служебную деятельность, практическое решение правовых ситуаций (задач).

2. По служебной подготовке - по контрольным тестам, (не менее двадцати вопросов), определяющим уровень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения сотрудником служебных обязанностей, включающих решение двух-трех вводных задач. С учетом специфики оперативно-служебной деятельности сотрудников вводные задачи включают в том числе вопросы практической направленности по составлению (заполнению) формализованных бланков, алгоритму действий на месте происшествия, использованию специальной и криминалистической техники при раскрытии и расследовании преступлений.

3. По огневой подготовке - по контрольным тестам (не менее двадцати вопросов), включающим правовые основы применения оружия и обеспечения личной безопасности вооруженного сотрудника, правила стрельбы, материальную часть и тактико-технические характеристики огнестрельного оружия, боеприпасов (ручных осколочных гранат), меры безопасности при обращении с ними, задержки при стрельбе и способы их устранения, а также практическому выполнению одного из нормативов по огневой подготовке и контрольных упражнений.

4. По физической подготовке - по уровню владения боевыми приемами борьбы, а также результатам выполнения контрольных нормативов.

Тестирование по правовой подготовке является проверкой знаний Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел.

Контрольные тесты по правовой и служебной подготовкам разрабатываются с учетом специфики оперативно-служебной деятельности сотрудников соответствующими подразделениями территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, по огневой подготовке - подразделениями профессиональной подготовки и до 1 декабря направляются в подчиненные подразделения.

При изменении законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих направление оперативно-служебной деятельности, осуществляется корректировка контрольных тестов.

Учет итогов обучения и уровня подготовленности сотрудников ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке.

Глухов Е.А., подполковник юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель СПВИ ВВ МВД России.

Право в Вооруженных Силах. 2014 № 11.

Любая целенаправленная деятельность должна иметь целью определенный результат. Деятельность государства по строительству военной организации направлена на достижение цели осуществления военной безопасности, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять. Именно в целях организации этого состояния защищенности жизненно важных интересов, предотвращения военных угроз и строится структура, состав и численность компонентов военной организации. Подразумевается, что воинские формирования должны по своим боевым возможностям предотвратить военные угрозы либо защитить от них на соответствующих направлениях и сферах военных действий. Следовательно, их штаты, структура, вооружение - все это планируется в зависимости от поставленных перед воинским формированием боевых задач. Это означает, что в штате, например, танковой роты нет и не должно быть должности штурмана или должности акустика.

Организационная структура воинских частей создана на основе деления всех задач на серии четко определенных должностных обязанностей и функций. Каждой должности придается ответственность за выполнение определенной задачи и предоставляется необходимый инструментарий управления. В руководящих документах обязанности должностных лиц определены таким образом, что все они являются частями общей задачи военной организации: специалисты технической части обеспечивают готовность к применению вооружения, офицеры штаба - планируют и реализуют выполнение боевых и мобилизационных задач, офицеры-воспитатели призваны поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния личного состава и т.д. Так, например, в Уставе внутренней службы ВС РФ у каждого должностного лица вопросы обеспечения боевой готовности приведены на первом месте. Вместе с тем, специализация и конкретизация обязанностей по должностям ведет к более эффективным путям выполнения каждой части общей задачи военной организации.

Поэтому следует согласиться с мнением ряда ученых о том, что воинской должностью определяются характер выполнения служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций государства в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке.

Деятельность военнослужащего подчинена достижению определенной цели и обусловлена его принадлежностью к Вооруженным Силам РФ. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединен под понятием «Вооруженные Силы», а, следовательно, вся его служба должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых они создаются.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами. В соответствии со ст. 16 Устава внутренней службы ВС РФ защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга военнослужащего.

Как видно существо воинского долга военнослужащего производно от функций военной организации по защите Отечества. Поэтому все виды воинской деятельности военнослужащего должны, прежде всего, способствовать поддержанию высокого уровня боевой готовности и боеспособности воинского формирования, в котором он проходит военную службу. Исходя из этого, один из основных принципов организации боевой подготовки — учить войска тому, что необходимо на войне. Вся воинская деятельность имеет целью подготовить каждого военнослужащего, подразделение и части к ведению реальных боевых действий. Военнослужащий должен знать свое боевое предназначение в военное время, свои обязанности по должности, которую он будет занимать по штату военного времени, и уже в мирное время готовиться к их исполнению.

Боевая подготовка является основным видом подготовки соединений и воинских частей Вооруженных Сил, проводится как в мирное, так и в военное время и составляет основное содержание деятельности командующих (командиров, начальников) и войск (сил) в мирное время. Каждому виду Вооруженных Сил и роду войск, войскам, не входящим в виды и рода войск, присущи свои особенности организации и проведения мероприятий боевой подготовки. Конкретное их содержание формируется в соответствующих руководящих документах, в том числе в боевых уставах. Посредством боевой подготовки достигается высокий уровень боеготовности и боеспособности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления, обеспечивается требуемый уровень профессиональной выучки военнослужащих.

Важно отметить, что есть целый ряд особенностей в воинской деятельности в зависимости от вида, рода войск или службы, в которых служат военнослужащие, и самое главное - в зависимости от занимаемой должности. Один военнослужащий по своему боевому предназначению должен с автоматом удерживать полосу обороны вместе со своим подразделением, кто-то сбивать вражеские самолеты, кто-то пускать ракеты из морских глубин и т.п. Соответственно, у разных категорий военнослужащих различные обязанности и должны быть разные программы боевой подготовки. Учиться надо тому, что пригодится на войне, а не всему подряд.

Однако армия в мирное время начинает заниматься теми мероприятиями, которые мало влияют на выполнение боевых задач либо даже отвлекают от их выполнения. Открою секрет Полишинеля, сообщив о привычных для армии мероприятиях, которые занимают большое количество служебного времени военнослужащих, но вряд ли повышают боевую готовность воинского формирования и мало связаны с теми задачами, которые определены для военных организаций федеральным законодательством в качестве основных. Это и тщательная уборка территории с приданием всем сугробам на территории части прямоугольной формы, и прохождение военной службы спортсменами в спортивных подразделениях, которые свою военную форму одежды видят несколько раз за всю службу и не участвуют в мероприятиях боевой подготовки, все свое время проводя за спортивными занятиями, и т.д.

За более чем 20 лет военной службы автор так и не смог понять, каким образом повышают боевую готовность войск грандиозные парады. На подготовку к ним тратятся целые месяцы времени, при этом в угоду занятиям по строевой подготовке военнослужащие перестают заниматься остальными предметами боевой подготовки, обслуживанием вооружения и техники, покидают пункты постоянной дислокации и в любую погоду проводят тренировки строевой выучки. Естественно, боеготовность штатных подразделений при этом нарушается. Как, например, можно содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику (обязанность предусмотрена ст. 16 УВС ВС РФ), если большая часть подразделения, за которым это вооружение и техника закреплены, убыла в палаточный городок в Подмосковье для подготовки к параду?

Вот как описывает более чем месячную подготовку к параду Костромского десантного полка в Подмосковье генерал-лейтенант Лебедь А.И.:

«Научить шеренгу, в которой 22 человека, красиво и слаженно ходить — задача повышенной категории сложности, особенно вначале, когда шеренги извиваются, как змеи; стволы автоматов, несмотря на все объяснения, торчат в разные стороны; левый фланг относительно правого заносит на расстояние до 2,5 метров в ту или иную сторону, вперед или назад. И каждому надо поставить подбородок, носок, ствол, локоть. Добиться одноообразия и монолитности, пустить по две, по три, потом по пять и, наконец, по десять шеренг.»

После же прохождения торжественным маршем генерал так описывает свои воспоминания:

«От поворота до команды «вольно» — 32 секунды. Появилось ощущение какого-то дикого несоответствия всей громадности проделанной работы, затраченных средств, количества привлеченных людей, нервотрепки этой половинке минуты. Я стряхнул с себя это ощущение как наваждение и поспешил к полку».

С военно-политической точки зрения проведение военного парада с участием нескольких тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов не дает эффекта повышения боевой готовности. В настоящее время воинские части и подразделения не используют каре, когорты и коробки для перемещения на поле боя, строевой шаг и ровность в шеренге в современных войнах не требуются, поэтому длительные тренировки парадных расчетов не пригодятся им в ходе военных действий. Парад - это больше торжественное и помпезное шоу, имеющее патриотическое и воспитательное воздействие.

Далее следует остановиться на проведении строевых смотров, с которых, как правило, начинается любая проверка воинской части. Тот, кто служил в соединениях и воинских частях наверняка представляет себе этот процесс: проверки внешнего вида по подразделениям и в масштабе воинской части, субъективное установление командирам, какая прическа военнослужащего является аккуратной и короткой, а какая - нет, проверка укомплектованности вещевых мешков и командирских сумок, определение в каком порядке должны быть в ней расположены цветные карандаши, и тренировка прохождения торжественным маршем, а потом - прохождения с песней…. Причем на этот элемент проверки воинской части делается большой акцент и тратится очень много времени на подготовку к строевому смотру, налагаются дисциплинарные взыскания за неоднообразные бирки и за шевроны, пришитые на несколько миллиметров ниже или выше положенного расстояния и т.п. Однако при этом ни проверяющие, ни командиры почему-то не учитывают, что документ, регламентирующий порядок проведения строевого смотра - Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации - утвержден приказом Министра обороны РФ и распространяется лишь на военнослужащих этого военного ведомства, но применяют его во всех иных военных ведомствах; что вещевые мешки не положены по нормам довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, но на всех смотрах их требуется иметь и не просто иметь, а иметь полностью укомплектованными; что военнослужащий не должен уметь хорошо петь и иметь музыкальный слух, однако за прохождение подразделения с песней выставляется оценка и т.д. Такое положение дел более напоминает муштру и формализм, чем занятие в интересах повышения боевого готовности, не отражает оно и реальной оценки военнослужащего именно как защитника Отечества.

По мнению авторов, критерии выставления оценок за одиночную подготовку военнослужащих уже давно не соответствуют уровню способности этого военнослужащего выполнить функцию по боевому предназначению, для выполнения которой, он, собственно говоря, и существует. Поясним, о чем идет речь на примере оценки офицера-преподавателя гуманитарных дисциплин военного вуза. Ниже приведены некоторые примеры дефектов оценки одиночной подготовки такого офицера.

Согласно положений приказа Минобороны России от 30 мая 2000 г. № 277 офицеры постоянного состава вуза проверяются по следующим дисциплинам: тактическая подготовка, военно-специальная подготовка, огневая подготовка, методическая подготовка, общевоинские уставы ВС РФ, общественно-государственная подготовка, строевая подготовка, физическая подготовка. Напомним, что в должностных обязанностях преподавателей нет пунктов о командовании воинскими коллективами, о планировании и руководстве боевыми действиями, об организации войскового хозяйства и т.п. Должности офицеров-преподавателей не относятся к должностям командного профиля и по своему предназначению преподаватели обязаны заниматься учебной, научной и методической подготовкой.

Однако при всех проверках одиночной подготовки офицеров военного вуза офицеры-преподаватели сдают нормативы по тактической, военно-специальной, огневой, физической подготовке исходя из тех же критериев, что и командиры подразделений военного учебного заведения. Возникает вопрос - неужели преподаватель гуманитарных дисциплин должен знать тактику ведения оборонительного боя не хуже командира полка? Или своим примером показывать и учить подразделения правильному выполнению стрельбы из различных видов оружия, выполнению физических упражнений?

Нет, конечно, любой военнослужащий должен при необходимости уметь стрелять из штатного оружия, знать требования общевоинских уставов применительно к своей деятельности, по состоянию здоровья быть годным к военной службе. Но почему критерии оценки и требования сдачи нормативов по предметам обучения одинаковы для различных офицеров, занимающих различные должности?

Никому не приходит в голову, что командир полка должен уметь сам лично сделать простую медицинскую операцию по удалению аппендицита, но вот начальник медицинской службы должен замечательно разбираться в тактике, т.к. он должен сдавать тактическую подготовку на зачетах. В этой связи хочется привести в пример офицеров военной прокуратуры и военно-следственных органов, которые не сдают зачеты по тактике или вождению боевых машин, а выполняют именно ту функцию, для которой и были созданы их воинские должности.

Что касается так популярной сейчас в армейской среде физической подготовки, то отмечу следующее. Как указано в пункте 4 Наставления по физической подготовке во внутренних войсках МВД России основной целью физической подготовки во внутренних войсках является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебно-боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Но здесь удивляют одинаковые нормативы для сдачи физической подготовки командира курсантской роты и офицера-преподавателя, если эти офицеры в одной возрастной группе. И если первый должен периодически присутствовать, да и сам проводить утреннюю физическую зарядку, спортивно-массовую работу, на своем примере показывая выполнение упражнений, то офицеру-преподавателю обучать выполнению физических нормативов военнослужащих нет надобности (за исключением преподавателей кафедры физической подготовки и спорта).

Вызывает вопрос и существование в Вооруженных Силах РФ спортивных рот, военнослужащих, всю свою службу проводящих на спортивных сборах и соревнованиях. Будучи помощником командира соединения по правовой работе, автор сталкивался со случаем, когда два военнослужащих-спортсмена годами не появлялись в той воинской части, в которой они числились, но все их отсутствие было официально подтверждено телеграммами вышестоящего командования с требованиями откомандировать их на сборы в Подмосковье. Возможно, эти спортсмены делают хорошее дело, завоевывают медали и спортивные титулы, но почему они именуются военнослужащими, получают воинские звания и обеспечение со стороны военного ведомства? Каков их вклад именно в укрепление боеготовности и защиту Отечества?

Далее об общественно-государственной подготовке. Тематика общественно-государственной подготовки повторяется из года в год, особо не расширяет кругозор, но при проверке требуется представить написанный от руки (проверящим почему-то нравится конспект написанный от руки, а не распечаанный, так они видят, что человек лично записывал и думал о теме занятия) конспект с темами о славных битвах Российской армии. Конечно, не будет никому хуже, если офицер сможет блеснуть такого рода знаниями, но зачем тратить время на написание этой информации в тетрадку и представление ее проверяющему, особенно если офицер сам кандидат исторических наук? Но надо, требования ко всем офицерам одинаковые.

Всю поступающую к нам извне информацию можно поделить на ту, которая необходима нам в армейской жизни с точки зрения стоящих перед нами индивидуальных конкретных задач, и на ту, без которой мы спокойно можем обойтись. Накопление знаний ради самих знаний без преследования каких-либо практических целей — занятие, только отвлекающее от выполнения функциональных обязанностей.

Итак, фактически только один из предметов, выносимых на проверку индивидуальной подготовки военнослужащих, особенно офицеров - специальная подготовка - отражает их знания и умения выполнять должностные обязанности. Но на изучение специальной подготовки отводится не так уж много времени в программах боевой подготовки офицерского состава. Остальные же предметы (огневая, строевая, физическая общественно-государственная подготовка, общевоинские уставы, РХБЗ) больше свидетельствуют об умении военнослужащего выполнять общие обязанности, которые конечно, тоже важны, но не отражают специфику боевого предназначения военнослужащего и его умение выполнить именно задачи по той воинской должности, которую он занимает.

Здесь следует отметить, что согласно ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Главное в приведенной формулировке закона - это то, что военная служба определена как профессиональная деятельность. Как отмечается в юридической литературе, профессиональная деятельность предполагает наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации, обусловливающих компетентность лица в соответствующей области или вопросе.

Все вышеизложенные примеры свидетельствуют о бюрократизации военной организации, где возникло существенное расхождение между ее целями, заложенными в законодательстве, и реальностью ее функционирования. Бюрократизация военной организации представляет собой одно из типичных проявлений подмены целей ее создания на цели, возникшие у руководства организации, в силу чего военная организация начинает работать на саму себя, игнорируя те задачи, ради решения которых она создана. Руководство в таких условиях оказывается по существу изолированным от реальной жизни армии, слабо представляет себе истинное положение дел в ней, а поэтому не способно выработать правильную кадровую политику и целенаправленно действовать в соответствии с ней, зачастую творя если не произвол, то не эффективное управление.

Так, например, из анализа пункта 7 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и п. 12 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что военнослужащий, не сдавший на положительную оценку физическую подготовку, может быть досрочно уволен с военной службы по невыполнений им условий контракта о прохождении военной службы (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Конечно, эти приказы не предписывают однозначно увольнять военнослужащих за слабую физическую подготовленность, но направление действий командирам и зависимым от них аттестационным комиссиям показано, и на практике такие увольнения происходят. Автору видится двойной стандарт и искусственное преувеличение одного из предметов обучения (физической подготовки) над другими предметами обучения, т.к. ни одно другое наставление (ни по РХБЗ, ни по огневой подготовке и т.п.) не рекомендует представлять неуспевающих по данным предметам военнослужащих на аттестационные комиссии на предмет их увольнения. Но по сообщению начальника управления физической подготовки и спорта российского военного ведомства полковника Александра Щепелева от 30 июня 2009 г. Министерство обороны намерено увольнять военнослужащих, которые не сдадут зачеты по физической подготовке.

Автор отнюдь не призывает совсем перестать заниматься физической подготовкой и не сдавать зачеты по данному предмету. Ведь с показанным выше подходом на практике увольняют и двоечников по физической подготовке, образцово работающих на вооружении и технике, управляющих подразделениями, имеющих высокий уровень знаний по занимаемой должности. В эпоху сокращения численности Вооруженных Сил РФ и сложным положением дел с их жилищным обеспечением увольнение военнослужащего без 20 лет военной службы по негативной статье снимало с военного ведомства вопрос его жилищного обеспечения и было ему выгодно.

Думаю, что М.И.Кутузов при своей инвалидности и избыточности веса не сдал бы зачеты по физической подготовке и был бы уволен, как не вписывающийся в новый облик Вооруженных Сил. Уровень физической подготовки военнослужащего - это не самоцель, а способ успешно выполнить задачу, в первую очередь, производную от должностных обязанностей. Кстати, Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам военнослужащих, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям не содержат требований об уровне их физической подготовленности.

Подводя итог настоящей статье, полагаю, что назрела необходимость изменения подхода к организации повседневной деятельности войск и пересмотра, исключения тех мероприятий, которые не ведут к повышению боевой готовности частей и подразделений, а иногда просто отвлеают личный состав от выполнения своих функциональных обязанностей (уборки территорий, рытье канав, ремонт помещений и т.п. Кроме того, необходимо нормативно установить дополнительные разграничения при оценке различных категорий военнослужащих. Недопустимо, когда к командиру взвода и к старшему офицеру Генерального штаба ВС РФ предъявляются одни и те же требования в части перечня предметов военного обучения для сдачи и критериев их оценки.

Библиография:

Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В.

Лебедь А.И. За державу обидно. Киров: «Вятка», 1995.

Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный). М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.


Пункт 6 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 февраля 2010 г. № 146.

Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007 N 47 (часть I) ст. 5749.

Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. М.: За права военнослужащих, 2008.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2000 г. № 277 (ред. от 19.08.2009) "Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации" // Документ опубликован не был.

Утверждено и введено в действие приказом МВД России от 19 мая 2005 г. № 395 // Документ опубликован не был.

В Вооруженных Силах согласно Наставления по физической подготовке, утвержденного приказом Минобороны России от 21 апреля 2009 г. № 200, все военнослужащие кроме возрастных групп поделены еще на три категории в зависимости от вида или рода войск, без учета специфики воинской должности. Во внутренних войсках МВД России нет даже такого разграничения.

О существовании в Вооруженных Силах Российской Федерации четырех спортивных рот говорил начальник управления физической подготовки и спорта военного ведомства полковник Олег Боцман // http://ria.ru/interview/20130924/965468256.html.

РХБЗ - радиоционная, химическая и биологическая защита.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Рос. газ. 2003. 31 мая.

Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный). М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.

Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 "О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Рос. газ. 2012. 1 июня.

Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 (ред. от 31.07.2013) // Рос. газ. 2009. 10 июля.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 30.03.1998, № 13, ст. 1475.

Военным профи можешь ты не быть, но физкультурником - обязан // Независимое военное обозрение. 2009. 3 июля.

Утверждены и введены в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 августа 2012 г. № 2195 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1198" // Рос. газ. 2012. 3 октября.

ПОКАЗНОЕ ЗАНЯТИЕ
с руководителями групп профессиональнодолжностной подготовки
Тема: Порядок организации
профессионально-должностной
подготовки постоянного состава
академии.
Руководитель занятия:
начальник 102 кафедры полковник Пауков А.Б.

1. Общие требования к организации профессионально-должностной подготовки

2

Организация боевой подготовки –
целенаправленная
деятельность
командиров (начальников) и органов
управления (штабов), направленная на
построение
процесса
обучения
подчиненных войск и их органов
управления, а также на подготовку
мероприятий боевой подготовки.
3

Организация профессионально-должностной
подготовки включает:
принятие решения на боевую подготовку в учебном
году;
планирование
профессионально-должностной
подготовки;
согласование
разработанных
документов
и
представление их на утверждение;
постановку
(уточнение)
задач
и
доведение
необходимых планирующих документов (или выписок из
них) до подчиненных;
контроль
организации и хода профессиональнодолжностной
подготовки,
оценка
ее
итогов,
распространение передового опыта обучения войск;
обеспечение
профессионально-должностной
подготовки;
руководство
профессионально-должностной
подготовкой.
4

Планирование
профессионально-должностной
подготовки
на
новый
учебный
год
(период
обучения)
должно
быть
завершено
в
месяц,
предшествующий
началу
учебного
года
(периода
обучения), до 25 числа.
Планирование
профессионально-должностной
подготовки на очередной месяц в структурных
подразделениях академии должно завершиться до 29
числа (на март - до 27 февраля).
Расписание
занятий
по
профессиональнодолжностной подготовке с офицерами составляется
на месяц руководителем учебной группы и утверждается
непосредственным начальником.
5

План
личной
подготовки
на
полугодие
разрабатывается
лично
каждым
офицером
и
утверждается непосредственным начальником.
Формой
профессионально-должностной
подготовки
офицеров
является
выполнение
индивидуального задания.
Тематика
индивидуальных
заданий
разрабатывается
для
каждого
офицера
его
непосредственным начальником на период обучения.
Содержанием индивидуального задания могут
быть: написание реферата, разработка доклада,
подготовка лекции для занятий в системе ПДП и т.д.
6

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника академии
полковник
С.Чистяков
«_____» сентября 2015 года
ПЛАН
личной подготовки полковника Паукова А.Б.
на зимний период обучения 2015/2016 учебный год
Предмет обучения, изучаемые темы (вопросы) для выполнения задач
подготовки
Срок
выполнения
Отметка
непосредственного
начальника о качестве
выполнения
I.Совершенствование профессиональной подготовки
Тактическая подготовка
Тема № 1: «
»
Тема № 2: «
»
Специальная подготовка
Тема № 1
декабрь
январь
II. Подготовка к предстоящим занятиям
1. Подготовка к ИМЗ с офицерами по теме: «
2. Подготовка к ИМЗ с сержантами по теме: «
3. Подготовка к показному занятию
»
»
февраль
март
апрель
III. Дальнейшее освоение должностных и специальных обязанностей
IV. Совершенствование методического мастерства и подготовка к предстоящему занятию (мероприятию)
1. Разработка методических рекомендаций
2. Разработка опорных планов-конспектов
7

Учет
результатов
профессионально-должностной
подготовки - есть отражение количественных и качественных
показателей выполнения планов подготовки подразделений и уровня
обученности
подчиненных.
Учет
включает
в
себя
сбор,
систематизацию,
хранение,
обновление
и
анализ
данных,
раскрывающих степень подготовки личного состава и подразделений.
Учет подразделяется на оперативный и периодический.
Оперативный учет заключается в повседневной записи и
обработке
результатов
выполнения
планов
профессиональнодолжностной подготовки и усвоения программы обучения личным
составом.
Периодический учет заключается в обобщении результатов
оперативного учета с последующим анализом и выводами за
установленный отрезок времени учебного года (неделю, месяц,
квартал, полугодие, год).
Ответственность
за
ведение
документов
учета
по
профессионально-должностной подготовке - на руководителя группы

8

Подведение
итогов
профессионально-должностной
подготовки преследует решение следующих задач:
анализ
полноты
и
качества
выполнения
планов
профессионально-должностной подготовки за период обучения,
учебный год;
определение
фактически
достигнутого
уровня
военнопрофессиональной подготовленности личного состава.
Подведение
итогов
профессионально-должностной
подготовки должно включать:
сбор, обработку и анализ информации о состоянии и
результатах деятельности подчиненных;
разработку материалов и документов для подведения итогов
профессионально-должностной подготовки за месяц, период
обучения, учебный год;
организацию
подведения
итогов
профессиональнодолжностной подготовки.
9

Основным
в
деятельности
начальника
подразделения при подготовке и проведении
подведения итогов профессионально-должностной
подготовки является:
анализ положительного и недостатков решения задач

выявление задач, которые выполнены не полностью,
некачественно
и
причин
снизивших
результаты
выполнения каждой задачи;
объективная
оценка
достигнутого
уровня
профессионально-должностной подготовки;
объективная оценка состояния подразделений по
частным направлениям повседневной деятельности,
непосредственно влияющих на состояние и уровень их
профессионально-должностной подготовки.
10

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ
ПОДГОТОВКЕ
11

Занятия - обобщенное название форм
обучения военнослужащих (за исключением
учений,
конкурсов
(состязаний),
самостоятельной
подготовки).
Основным
содержанием занятий является передача
руководителем информации обучаемым, ее
усвоение,
а
также
обучение
приемам
действий.
12

При подготовке занятия руководитель обязан:
уяснить задачу, предназначение, форму (метод) занятия, его
тему и время проведения;
оценить обстановку (задачи, стоящие перед обучаемыми,
состав обучаемых и уровень их подготовки, продолжительность
занятия, время года, погодные условия, место его проведения,
возможности учебно-материальной базы, нормы расхода
ресурса вооружения, военной и специальной техники,
технических средств обучения, боеприпасов, имитационных
средств и т.д.);
выработать и принять решение на подготовку и проведение
занятия
(определить
учебные
цели,
замысел
занятия,
организацию его осуществления и обеспечения, меры по
предотвращению гибели и травматизма личного состава;
вопросы, по которым в ходе занятия организовать состязание
между обучаемыми);
13

разработать учебно-методические документы для проведения
занятия - план проведения занятия или план-конспект;
лично подготовиться к проведению занятия, организовать
подготовку своих помощников (инструкторов) и обучаемых;
подготовить (выбрать) место или район проведения с учетом
замысла
проведения
занятия,
определить
необходимые
требования безопасности;
подготовить материальное обеспечение занятия, наглядные
пособия, технические средства обучения, необходимую технику и
вооружение;
утвердить план проведения (план-конспект) занятия у
непосредственного начальника;
при необходимости, подготовить и вручить обучаемым задание
(исходную обстановку) для их предварительной подготовки;
накануне занятия проверить вместе с помощником готовность
личного состава и техники, технических средств обучения,
учебно-материальной базы к занятию;
доложить (в установленное старшим начальником время) о
готовности к проведению занятия.
14

Планы (план - конспекты) на первую неделю
занятий нового учебного года (периода обучения)
(при проведении занятий по профессиональнодолжностной готовности – на первые две недели)
утверждаются не позднее, чем за трое суток до
начала года (периода обучения).
При подготовке к проведению сборов планы
(план - конспекты) занятий утверждаются за неделю
до начала сбора.
15

В ходе занятия руководитель обязан:
обеспечить активную работу всех обучаемых по
усвоению содержания отрабатываемых учебных
вопросов,
выработке
необходимых
умений
и
навыков;
строго
следить за выполнением требований
безопасности, определенных уставами, курсами,
соответствующими наставлениями и руководствами, а
также установленные руководителем занятия;
организовать
контроль усвоения обучаемыми
учебного материала и, в соответствии с результатами
контроля, корректировать ход занятия.
16

Непосредственно перед началом занятия
руководитель должен:
проверить наличие личного состава, готовность техники
и учебно-материальной базы, экипировку личного состава
и его внешний вид;
убедиться
в выполнении обучаемыми задач по
подготовке к занятию;
определить
организационные
и
технические
мероприятия, обеспечивающие безопасность и вид
инструктажа личного состава;
определить
порядок осуществления контроля за их
выполнением,
действий
в
возможных
аварийных
ситуациях, оказания первой помощи;
лично убедиться в создании и обеспечении безопасных
условий проведения занятия, усвоении обучаемыми
требований безопасности и обладании ими достаточными
практическими навыками в их выполнении.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция начальника отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность начальника (заведующего) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы не менее 3 лет.

1.3. На должность начальника (заведующего) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Локальные нормативные акты образовательной организации;

Основы педагогики, педагогической психологии;

Основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;

Теорию и методы управления образовательными системами;

Основы налогового, экономического и экологического законодательства;

Финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

Основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;

Основы менеджмента, управления персоналом, проектами;

Порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ и другой учебно-методической документации;

Организацию процесса непрерывного обучения работников;

Прогрессивные формы, методы и средства обучения;

Порядок заключения договоров с учебными заведениями и трудовых соглашений с преподавателями и наставниками;

Порядок финансирования затрат на обучение;

Методы анализа эффективности подготовки и повышения квалификации;

Организацию работы по профориентации и профотбору;

Порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров;

Основы социологии, психологии и организации труда;

Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи и правила их эксплуатации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации:

2.1. Руководит деятельностью отдела.

2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности отдела с учетом его целей, задач и направлений, издает необходимые распоряжения, контролирует выполнение плановых заданий.

2.3. Осуществляет координацию деятельности работников отдела, создает условия для их работы.

2.4. Участвует в подборе и расстановке кадров, в решении вопросов повышения квалификации и профессионального мастерства работников, формирования структуры и штата образовательной организации.

2.5. Координирует подготовку, рецензирование и издание учебно-методических документов, выполнение научно-исследовательской, научно-методической работы.

2.6. Обеспечивает постоянное повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков работников организации.

2.7. Обеспечивает создание и эффективное функционирование системы непрерывного обучения всех категорий работников предприятия.

2.8. Обеспечивает заключение договоров с организациями профессионального образования, курсами повышения квалификации по обучению и стажировке персонала.

2.9. Организует направление работников на учебу в соответствии с заключенными договорами.

2.10. Организует подбор кадров преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников молодежи и инструкторов из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих, в соответствии с учебными программами устанавливает режим занятий для всех видов профессионального обучения кадров.

2.11. Обеспечивает заключение трудовых соглашений с преподавателями и инструкторами производственного обучения, составление документов на оплату труда за обучение и руководство производственной практикой.

2.12. Обеспечивает контроль за систематичностью и качеством проводимых занятий, успеваемостью учащихся, соблюдением сроков обучения, выполнением учебных планов и программ, правильностью ведения установленной документации.

2.13. Разрабатывает меры по повышению профессиональной подготовки и педагогической квалификации наставников, преподавателей и инструкторов производственного обучения.

2.14. Организует работу по анализу качественных результатов обучения и его эффективности, разработке предложений по совершенствованию форм и методов обучения и повышения квалификации, мер по устранению имеющихся недостатков с учетом пожеланий работников предприятия, проходящих обучение.

2.15. Контролирует соблюдение социальных гарантий работников в период прохождения обучения (сохранение стажа, предоставление сокращенного рабочего дня, оплачиваемых отпусков и т. д.).

2.16. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

Право на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности отделения дополнительного образования.

3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных подразделений, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

3.7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством ].

4. Ответственность

Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]