Признаки картельного сговора при организации торгов. Картельный сговор: признаки, штрафы, судебная практика Картель статья

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ - соглашение между производителями или потреби- телями одноименной продукции с целью сглаживания конкурентной борьбы и получения более высоких прибылей на основе определения общей финансовой и производственной политики.

Словарь финансовых терминов .

Картельное соглашение

Картельное соглашение - договоренность между двумя или несколькими предприятиями о создании картеля. Различают:
- горизонтальные картельные соглашения, заключаемые между одинаково специализированными фирмами; и
- вертикальные картельные соглашения, направленные на ограничение гибкости рынка.

См. также: Картели

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ" в других словарях:

    Экономический словарь

    Картельное соглашение - (Cartel agreement) — соглашение между несколькими конкурирующими продавцами о совместной политике в области цен и объемов продаж. См. Картель … Экономико-математический словарь

    картельное соглашение - Соглашение между несколькими конкурирующими продавцами о совместной политике в области цен и объемов продаж. См. Картель Тематики экономика EN cartel agreement … Справочник технического переводчика

    Картельное соглашение Энциклопедия права

    См. Картель Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Договоренность между двумя или несколькими предприятиями, фирмами о создании картеля. Различают горизонтальное соглашение, заключаемое между одинаково специализированными фирмами, и вертикальное соглашение, направленное на ограничение гибкости… … Энциклопедический словарь экономики и права

    картельное соглашение - договоренность между двумя или несколькими предприятиями, фирмами о создании картеля. Различают горизонтальное соглашение, заключаемое между одинаково специализированными фирмами, и вертикальное соглашение, направленное на ограничение гибкости … Словарь экономических терминов

    Картельное соглашение - (англ cartel agreement; нем. Kartellabkommen) соглашение между производителями или потребителями однородной продукции (товаров) с целью смягчения конкурентной борьбы и получения более высоких прибылей на основе определения общей финансовой и… … Большой юридический словарь

    КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ - – официально оформленное юридическое соглашение между крупными товаропроизводителями одноименной продукции, в котором предусмотрено совместное изучение рынка, регулирование цен, установление скидок и т.п … Краткий словарь экономиста

    Соглашение, заключаемое между одинаково специализированными фирмами. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

Картель всегда являлся губительной для экономики операцией. Наряду с синдикатом и трестом, это запрещенная на законодательном уровне процедура. О картеле и его отрицательном влиянии на экономику и будет рассказано в данной статье.

Понятие картельного сговора

Итак, что же представляет собой картель? Каково его воздействие на экономические и даже на социальные отношения?

Это договоренность, которая заключается между двумя или более компаниями. Может носить как письменный, так и устный характер. Направлена эта договоренность на сильное ограничение конкуренции и, стало быть, на получение большей прибыли.

Картельное соглашение всегда носит монопольный характер. Это и делает данный сговор противозаконным во многих государствах. Сюда же добавляется стремление регулировать цены, производить продукцию и проводить маркетинговые операции самостоятельно. Из-за подобных действий значительно ухудшается выпуск продукции, ограничиваются имеющиеся мощности в производстве. Юридические лица несут административную, а порой и уголовную ответственность за картельный сговор.

Цели и задачи картельных соглашений

Основную цель всех тех лиц, что организуют картельный сговор, вычислить, конечно же, несложно. Это едва ли не полное удаление конкуренции на определенном участке рынка (как правило, производители считают некоторые участки и области сбыта за свои собственные, хотя на самом деле они таковыми не являются). Получив контролируемый рынок, производители диктуют на нем свою политику: свои условия и правила. Именно благодаря этому они могут устанавливать наиболее удобные и оптимальные для себя цены.

Глупо отрицать тот факт, что в условиях сегодняшнего рынка развития монополии никак нельзя избежать. Банальная людская жадность заставляет производителей объединяться и увеличивать собственный доход путем повышения цен и понижения объема выпуска товаров. крайне негативно сказывается и на обычных слоях населения: цены растут, а качество продукции ухудшается.

Виды картелей в зависимости от типа сговора

Существует множество классификаций видов картелей. Ниже будут перечислены лишь самые основные и известные типы картельных соглашений.

В зависимости от типа сговора, картели делятся на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. Чем они отличаются друг от друга? Здесь все довольно просто. Вертикальный картельный сговор представляет собой заключение договора между предприятиями (двумя или более) из совершенно различных сфер деятельности. Совершенно непохожие друг на друга предприятия (например, мясопереробатывающее и лесное, металлургическое и авиастроительное и т. д.) преследуют цель ограничить гибкость рынка и установить монополию. Соответственно, горизонтальные картели представляют собой письменный или устный сговор компаний из какой-то одной отрасли.

Виды картелей в зависимости от типа деятельности

Мировая практика выделяет следующие типы картельных соглашений:

  • Долевые картельные соглашения. Подразделяются на квотные и территориальные. В первом случае участники незаконного соглашения регулируют ценообразование на рынке через квоты. Во втором же случае постепенно удаляется конкуренция - путем наделения участников сговора территориями сбыта.
  • Денежные картельные соглашения. Равные условия поставок и платежей утверждаются вместе со стандартизированными ценами.
  • Кондиционные картели. Соглашения подробного рода удтверждают определенные условия реализации продукции.
  • Закупочные картели. Довольно часто встречаемые соглашения. Суть их заключается в сбивании закупочных цен путем покупки несколькими предприятиями одинаковой (или определенного вида) продукции.
  • Калькуляционный картельный сговор. В этом случае предприятия договариваются между собой вести чуть ли не одинаковую политику: с похожими расчетами, похожей структурой и т. д.

Существует и множество других видов картельных соглашений. Однако определенная тенденция между всеми типами и видами подобных сговоров, конечно же, видна. Это одинаковые цены, совместный сбыт, ограничение или наращивание производственных мощностей и т. д.

Об организации картелей

Картельный сговор между производителями может быть заключен в устной или письменной форме.

Чаще всего на образование и развитие картельного сговора оказывают влияние отношения производителей, что этот сговор могут заключить. Проще говоря, чем ближе и дружественнее главы компаний относятся друг к другу, тем выше вероятность заключения между ними незаконной сделки. То же и наоборот.

Излюбленная тактика руководителей каких-либо компаний - заключение картельного сговора в условиях малого количества производителей на рынке. Дело в том, что отсутствие большого числа компаний отлично способствует скорому и легкому образованию незаконного сговора между производителями. Если же компаний слишком много, то и сам картель как таковой будет крайне неэффективен: возникнет множество издержек и затрат; да и вероятность его раскрытия будет в разы выше.

Факторы развития картелей

Существует определенный ряд факторов, что могут значительно повлиять на рост эффективности картелей.

Многие производители всегда обращают внимание на присутствие подобных факторов. Ведь картельные договоры никогда не заключаются спонтанно. Итак, каковы признаки картельного сговора, его плодотворной работы?

Значительно повлиять на развитие картельного соглашения может тип выпускаемого товара. Все дело в том, что горизонтальные картели образуются гораздо чаще, ведь это попросту удобнее и эффективнее. Однако подобная схема действует далеко не всегда. Например, гораздо сложнее будет создать горизонтальный картель в условиях сильной дифференциации продукции на рынке.

Следующий фактор - простота В условиях стабильного, легко прогнозируемого спроса заключить картельный сговор будет гораздо проще. Легко доказать подобную схему можно будет, если взглянуть на государства с неустойчивым рынком. Ведь там картелей практически нет - они попросту не оправданы.

И наконец, самый главный и важный фактор продуктивности картельных сговоров: антимонопольный закон в государстве (вернее, его особенности). Существует некоторое количество стран, где картели не запрещены законом. В этом случае заключение разного рода договоренностей между производителями оправдано и легально. И наоборот с государствами, в которых картели преследуются по закону. Заключение договора в таких странах весьма рискованно и вследствие этого сведено к минимуму. Однако здесь стоит учесть одну крайне интересную деталь: в государствах, где картели запрещены законом, заключение картельного сговора будет для производителей гораздо продуктивно, нежели в странах, где они легализованы.

О вреде картельных соглашений

Безусловно, картели оказывают весьма негативное влияние как на экономическую, так и на социальную сферы жизни. Но все же стоит разобраться чуть подробнее: что же влечет за собой картельный сговор? Судебная практика выделяет множество отрицательных последствий подобных соглашений.

Во-первых, различных участников рынка.

Особенно такая картина проявляется в тех случаях, когда производителей на рынке не так уж и много. Объединившиеся в картель компании давят на другие предприятия - все для того, чтобы они также вошли в сделку. Налицо прямое нарушение прав. Во-вторых, это навязывание каких-то определенных условий компаниям, что решили войти в сговор. Здесь можно наблюдать отсутствие самостоятельности производителей. И в-третьих, это создание чрезмерно завышенной цены и, как правило, некачественного продукта. В этом случае картель напрямую вредит простым людям. Закон РФ запрещает любые действия, так или иначе направленные на ограничение конкуренции. Именно поэтому любой картельный сговор УК РФ признает незаконным и возлагает за него ответственность.

Картели в США и странах Европы

На Западе картель - это особая Она не признается незаконной всегда и везде. В принципе, в европейских государствах организовать картель можно и даже законно. Однако здесь существует одна крайне интересная деталь.

Дело в том, что в Европе картельные сделки подразделяются на "вредные" и "желательные". Компании, заключившие между собой подобное соглашение, должны приносить экономике государства только пользу. Естественно, в условиях картеля осуществлять подобное довольно трудно. Однако когда требуется охватить больше потребителей или же повысить доход, то государство подобные организации будет лишь поощрять. Совсем обратная ситуация складывается с "вредными" картелями. У подобного рода организаций часто возникают конфликты с властями. С "нежелательными" картелями государство пытается всячески бороться.

Примеры картельного сговора на Западе исчисляются сотнями. ОПЕК (объединение государств в области добычи полезных ископаемых), например, самый яркий из них. Ведь отличителен он тем, что его можно назвать настоящим картельным сговором между государствами. Кстати, именно с ОПЕК и было связано множество скандалов. Несколько раз эта организация даже была на грани закрытия.

Как ведется борьба с картелями в разных странах?

Пытаются бороться с картельными организациями путем наложения на них штрафов. В США, например, сумма штрафа для юридических лиц достигает отметки в 100 млн долларов, для физических - 1 млн.

Однако штраф может быть вычислен как двойной размер прибыли или убытков. В этом случае участникам картельного сговора придется уплачивать государству даже миллиарды.

В Российской Федерации борьбу с картелями ведет прокуратура совместно с полицией. Существует специальный отдел, что расследует дела в области монопольной политики на рынке. Штраф за картельный сговор в России может достигнуть 20 тыс. рублей для должностных лиц и 0.15 от суммы, заработанной незаконным путем, для юридических лиц.

Проблема борьбы с картелями

Безусловно, борьба с картельными организациями довольно часто подвергается критике. А все из-за крайне неграмотной Например, производитель решил несколько понизить или же, наоборот, повысить цены на свою продукцию. В этом случае уже можно составлять заявление о картельном сговоре, которого на самом деле, конечно же, не было.

Существует и множество экономических теорий, которые гласят, что борьба с картелями приносит больше вреда, нежели пользы. В какой-то мере это действительно так. Ведь есть примеры, когда чрезмерно высокие цены организованных в картель производителей служили неким сигналом для других компаний, которые, в свою очередь, понижали цены и обогащались за счет этого. Так или иначе, на сегодняшний день картель признается вне закона. Любая компания, производитель или простое должностное лицо могут подать заявление в ФАС о картельном сговоре. Образец подобного заявления представлен ниже.

Проблема устойчивости картеля

Безусловно, производители от картельного сговора получают много выгоды. Однако и проблемы у компаний также могу возникнуть.

Речь в данном случае идет не о проблемах с законом: все дело в том, что картель - это явление весьма недолговечное, требующее к тому же особого внимания со стороны всех участников, его заключившего. Устоит или не устоит картель - зависит только от его членов. Очень важен стимул всех производителей, что заключили договор. Ведь стоит хотя бы одному участнику картельного сговора обмануть других участников, нарушить определенные, заранее установленые условия, как весь картель рухнет.

Картели всегда были и будут недолговечными, временными организациями. Подобные незаконные соглашения скорее разрушатся сами, нежели их арестует государство. Все дело в том, что различные компании, заключающие картельный сговор, имеют совершенно различные кривые спроса, издержки и т. д. В итоге лица, заключающие между собой картельный договор, идут на очень большие риски, ведь вероятность навредить себе очень высока.

Медведев утвердил программу мер по борьбе с картелями ... министрами не так давно обсуждал выполнение поручений, которые касаются пресечения картельных сговоров . «Такого рода шаги требовали согласования с бизнесом, поскольку они затрагивают... путем картельного сговора . Замглавы антимонопольной службы Андрей Цариковский говорил, что резкий скачок цен на топливо весной 2018 года мог быть спровоцирован именно сговором ... Еврокомиссия заподозрила BMW, Daimler и Volkswagen в картельном сговоре ... по конкуренции Маргрет Вестагер. По мнению ЕК, компании вступили в сговор , чтобы ограничить конкуренцию в разработке технологий по очистке выхлопов бензиновых... системе OPF, которые снижают количество вредных выбросов оксидов азота. Участники сговора лишали потребителей возможности покупать автомобили с этими системами, несмотря на... Мюнхене, после того как СМИ сообщили о вступлении компании в картельный сговор по системам для очистки выхлопов дизельных двигателей. По данным Spiegel ... В Дагестане обнаружили картельный сговор почти на 18 млрд руб. Генпрокуратура России сообщила о разоблачении в Дагестане картельного сговора компаний, которые обслуживают дороги. Этот сговор позволил им заработать около 18 млрд руб., заявили...). Другие детали сговора в прокуратуре не уточнили. В августе 2018 года правоохранительные органы Дагестана возбудили уголовное дело по факту картельного сговора в сфере...

Бизнес, 14 фев, 13:14

ФАС завела дело о картельном сговоре двух нефтетрейдеров ... «А-Ойл» путем картельного сговора повышали цены на Петербургской товарно-сырьевой бирже. В руководстве компаний отвергли обвинения в сговоре . Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело о картельном сговоре в отношении двух нефтяных трейдеров. Об... «Яблоко» попросило ФАС проверить контракты родственников Глацких ... них есть факты, которые докажут сговор этих компаний. Для обвинений в картельном сговоре должны быть железобетонные основания. Потому как картельный сговор - уголовно наказуемое деяние», - подчеркивает... пресс-службу губернатора. Что такое картельный сговор Антиконкурентные нарушения при закупках делятся на сговоры и картели. Картельное соглашение - это сговор между собой конкурирующих компаний. Существуют... В Дагестане выявили картельный сговор на ₽17 млрд при строительстве дорог Правоохранительные органы Дагестана возбудили уголовное дело по факту картельного сговора в сфере дорожного строительства и извлечения незаконного дохода в особо... Связанную с Ротенбергом компанию признали виновной в картельном сговоре ... , поэтому им снизят штрафы. Федеральная антимонопольная служба признала виновными в картельном сговоре при строительстве и реконструкции аэропортов «Трансстроймеханизацию» (83,99% компании принадлежит... о первом раскрытом картельном сговоре в Дагестане. Правонарушение касалось закупок медикаментов и медтехники республиканским Министерством здравоохранения, а среди участников сговора называли компании «Медфармаснаб... ФАС нашла признаки картеля на торгах с использованием аукционных роботов ... УФАС выявило аналогичный сговор при проведении электронных аукционов на закупки реагентов для медицинских лабораторий. Ранее представитель ФАС назвал картельные сговоры угрозой экономической безопасности... года антимонопольщики согласились повысить пороги привлечения к уголовной ответственности за картельные сговоры в два раза. Это стало ответом ФАС на замечания, которые...

Технологии и медиа, 21 мар 2018, 16:55

ЕК оштрафовала девять японских компаний на €254 млн за создание картеля ... в ЕК, именно она разоблачила картель и сообщила о ценовом сговоре Еврокомиссии. «Конденсаторы являются неотъемлемой частью почти всех электронных продуктов: от... автомобилях и ветровых турбин, производящих электричество. Девять компаний, оштрафованных сегодня, сговорились , чтобы максимизировать свою прибыль Это могло произойти не только за... ФАС проверит возможный сговор при подготовке доклада Общественной палаты ... ФАС о возможном картельном сговоре на закупке услуг по подготовке итогового доклада Общественной палаты. В прошлом году ФАС подтвердила наличие сговора при аналогичной... участия в конкурсе аффилированным лицам», - отметили в ОП. Однако если сговор подтвердится, ОП выполнит указания контролирующих органов, отметили в пресс-службе... и уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции). «Сговоры на госзакупках различных органов власти обнаруживаются регулярно», - подытожили в ФАС... ФАС раскрыла картельный сговор на торгах Минобороны и ФСИН Московское управление Федеральной антимонопольной службы раскрыло картельный сговор в ходе торгов на поставку геральдической продукции для Министерства обороны... . Об этом сообщает пресс-служба управления. ФАС считает, что в сговоре в трех случаях участвовали ООО «Атлантик» и завод «Мосштамп», еще... ФАС уличила поставщиков суперкомпьютеров для госнужд в сговоре ... «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», признаны виновными в участии в картельном сговоре и нарушении антимонопольного законодательства, сообщает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Компании... дело стало третьим, но далеко не последним в череде расследований картельных сговоров на торгах по поставкам техники для государственных нужд», - сказал Тенишев...

Бизнес, 27 сен 2017, 16:03

картельном сговоре сговоре

Бизнес, 27 сен 2017, 16:03

Еврокомиссия оштрафовала Scania на €800 млн за картельный сговор ... . По данным Еврокомиссии, компания на протяжении 14 лет участвовала в картельном сговоре с пятью другими автопроизводителями грузовиков. Они договаривались о ценах и... того, чтобы соответствовать более строгим экологическим нормам. В частности, в сговоре были замешаны компании MAN, DAF, Daimler, Iveco и Volvo/Renault ... сговоре картельном сговоре ФАС объявила перерыв в деле о сговоре при закупке компьютеров для ЦИКа ... , как заподозрила шесть поставщиков системных блоков для ГАС в ценовом сговоре . Как полагает ФАС, они заключили антиконкурентное соглашение, когда принимали участие... компаний, в том числе Lenovo и Hewlett-Packard (HP), в картельном сговоре во время поставки компьютеров для государственных нужд. Как отметило ведомство... сговора Суд отказал участникам «самого массового картеля» в жалобе на ФАС ... очередному аукциону. Всего, как отмечается в сообщении ФАС, в условиях сговора участников прошли 18 открытых аукционов на общую сумму более 3 ... картельный сговор картельных сговоре сговора летом 2016 года. BMW опровергло сообщения СМИ о картельном сговоре ... BMW опроверг сообщения СМИ о том, что компания вступила в картельный сговор с другими производителями автомобилей в Германии. Об этом сообщает Reuters ... , речь идет о «самом крупном из картельных дел в экономической истории Германии». Издание сообщало, что в сговоре участвовали BMW, Audi, Volkswagen, Porsche ... более крупных. Издание отмечает, что правоохранительные органы обнаружили первые признаки сговора летом 2016 года. картельный сговор картельного сговора картельном сговоре Связанные с Мединским фирмы заподозрили в сговоре о закупках Минкультуры ... «Яблоко». Эксперты пожаловались в ФАС на картельный сговор . Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» обнаружил признаки картельного сговора о госзакупках Министерства культуры; информация об этом... всей Москвой. Делать на основании «знакомства» выводы о каком-то «картельном сговоре », по меньшей мере, смешно». ​«Если выявляется любое нарушение антимонопольного законодательства... картельный сговор картельном сговоре ФАС признала связанные с Пригожиным компании картелем ... (ФАС) признала, что связанные с бизнесменом Евгением Пригожиным компании организовали картельный сговор и нарушили антимонопольное законодательство. Об этом сообщила РБК юрист Фонда... », «Инжклинсервис» и АСП из-за отсутствия доказательств их участия в картельном сговоре . ФАС возбудила дело против перечисленных компаний в августе 2016 года... сговор картельную картельном сговоре ... ФАС нашла признаки сговора при госзакупках Lenovo и HP на 6 млрд руб. ... руб. с признаками нарушения антимонопольного законодательства. «Пока мы не доказали [сговор ], мы не можем называть их людьми, нарушившими антимонопольное законодательство. Но... осуществляли картельную деятельность, то им могут грозить штрафы в размере 25% от суммы торгов. 2 февраля ФАС возбудила уголовное дело о картельном сговоре ... картельном сговоре картельного сговора

Общество, 16 мар 2017, 16:36

ФАС возбудила дело против подрядчиков Росмолодежи и Общественной палаты ... электронных аукционах Росмолодежи и Общественной палаты (ОП). Их обвинили в картельном сговоре . Подозреваемые участвовали в торгах, проводимых Росмолодежью, ОП и ​ФГБУ «Росдетцентр... политики (ЦАП) партии «Яблоко» сообщил РБК, что ФАС обнаружила признаки картельного сговора в контрактах подрядчиков Росмолодежи и ОП. «Яблочники» обратились в антимонопольную...

13 мар 2017, 13:49

Тюменское УФАС выявило сговор между медкомпаниями на 1 млрд рублей Тюменские антимонопольщики раскрыли картельный сговор восьми медицинских компаний региона. Предприятия не один год участвовали в... Дмитрий Полухин. Руководитель управления Игорь Веретенников отметил, что выявить данный сговор помогла информация, поступившая из правоохранительных органов. «Совместно с полицией и...

Технологии и медиа, 21 фев 2017, 16:17

Против Lenovo и HP возбудят дело из-за подозрений в картельном сговоре ... ООО «Экспресс+Сервис». Ведомство считает, что эти компании вступили в картельный сговор при поставке компьютеров производства Lenovo и HP для ФКУ «Налог...

Как отмечает Федеральная антимонопольная служба (www.anticartel.ru) самым серьезным нарушением антимонопольного законодательства являются антиконкурентные соглашения — чаще всего они находят свое выражение в форме картельных сговоров. Словом «картель» (от итал. carta - документ) называют тайную договоренность конкурирующих в пределах одного товарного рынка предпринимателей, направленную на получение сверхприбыли и, как следствие, ущемляющую интересы потребителей.

Одним из наиболее распространенных форм картельного соглашения является ценовой сговор при проведении торгов. В настоящее время основная масса торгов проходит в сфере действия Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ценовой сговор при проведении торгов выражается в заключении участниками торгов (потенциальными конкурентами) соглашения об условиях получения контракта до начала торгов. Существует несколько возможностей выиграть торги обманным путем, причем все они известны Федеральной антимонопольной службы и по ним существует однозначная сложившаяся административная и судебная практика, например:

1) заявки с самыми выгодными предложениями цены подаются участниками сговора по очереди,

2) участниками торгов выдвигаются заранее неприемлемые условия или цены (таким образом, победитель оказывается безальтернативным),

3) участники торгов без видимых оснований отзывают поданные ранее заявки,

4) в некоторых случаях возможны такие наказуемые законом действия, как шантаж и применение насилия в отношении возможных конкурентов.

В обмен на свой «проигрыш» «компании-неудачники» получают другой контракт, субподряд у выигравшего, денежное или иное вознаграждение.

Особняком в ряду нарушений стоят сговоры и/или согласованные действия при проведении электронных аукционов. ФАС России борется с антиконкурентными соглашениями в рамках электронных аукционов, которые имеют различные проявления, но наиболее распространенными являются две схемы:

1) минимальное снижение цены со стороны одного участника и «молчание» других;

2) согласованные действия по резкому снижению минимальной цены государственного контракта, без намерения в последующем заключить государственный контракт (т.н. схема «таран»).

Антиконкурентные соглашения выявляются как территориальными управлениями ФАС РФ, ЦА ФАС РФ, так и иными контролирующими/правоохранительными органами (Прокуратура РФ, ФСБ РФ, МВД РФ и др.), например:

  • Алтайское краевое управление Федеральной антимонопольной службы привлекло к административной ответственности две строительные фирмы города Барнаула за сговор на аукционных торгах. Дело по признакам нарушения ст. 11 Закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов) было возбуждено на основании анализа материалов, поступивших из Следственного управления УМВД России по городу Барнаулу. В рамках проведения торгов с заявленной стоимостью более 900 млн. рублей в результате достигнутой устной договоренности участники аукциона применили антиконкурентную стратегию поведения, которая заключалась в том, что один из участников отказался от конкурентной борьбы и не вышел на торги, тем самым позволив второму участнику получить право на заключение контракта с ценой ниже всего на 0,5% от выставленной на аукционе;
  • Московское УФАС России признало четырех участников аукциона нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Общая сумма начальных (максимальных) цен всех контрактов составила более 16 млн. рублей. В ходе проведения аукционов, организации-участники сговорились, что привело к поддержанию цен на торгах и позволило ООО «П.» выиграть торги в 3 аукционах со снижением цены в двух из них на 1,5% и в одном на 3%. ООО «Г.» выиграло торги в 2 аукционах со снижением цены в 3% и 3,5%, ООО Фирма «А.» одержало победу в 2 аукционах со снижением цены в 1,5% и 2% от начальной (максимальной) цены контракта. Специалистами Управления было установлено, что коммерческие организации, конкурируя между собой при участии в торгах, действовали в интересах друг друга — обменивались информацией, а при подаче ценовых предложений использовали единую инфраструктуру;
  • 21.04.2014 г. 18 Арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Арбитражного суда Оренбургской области и признал законным решение Оренбургского УФАС.

    Антимонопольный орган установил, что имели место активные, но не обоснованные реальным намерением заключить контракт (вторые части заявок заведомо не соответствовали аукционной документации) действия двух участников соглашения, выразившиеся в подаче и поддержании демпинговых ценовых предложений по снижению начальной (максимальной) цены контракта на 24,87% и 25,37% соответственно. В связи с чем, стало возможным заключение контракта с третьим участником соглашения при снижении его цены на 3,5% от начальной цены контракта. Данные действия явились результатом реализованного данными организациями устного соглашения, направленного на согласование их действий (группового поведения) при участии в аукционе. Действия участников соглашения по подаче демпинговых ценовых предложений и искусственному снижению начальной (максимальной) цены контракта без намерения заключить контракт, преследовали своей целью создание видимости конкурентной борьбы, и введение в заблуждение остальных участников аукциона. Результатом такого поведения стало заключение участником данного сговора контракта с ценой, отличной от начальной (максимальной) всего на 3,5%.

  • 30.07.2013 г. Ростовское УФАС России раскрыло сговор при участии в аукционе на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Азовском и Кагальницком районах. Комиссия Ростовского УФАС России установила, что участники аукциона заключили соглашения по поддержанию цен на торгах. В результате, несмотря на то, что к участию были допущены четыре компании, ценовое предложение поступило лишь от одного участника со снижением первоначальной цены контракта всего на 0,5%;
  • 17.03.2014 г. Московское УФАС России оштрафовало три компании за картельный сговор на аукционе по уборке снега. Общая сумма назначенных штрафов составила 79,4 млн. рублей, при начальной (максимальной) цене контракта более 105 млн. рублей. Специалисты Управления установили, что коммерческие организации не конкурировали между собой при участии в торгах, а действовали в интересах друг друга — обменивались информацией, а при подаче ценовых предложений использовали единую IT- инфраструктуру.
  • Московским УФАС было принято решение, согласно которому ИП и входящие с ней в одну группу лица: ООО «С.» и ООО «Б.» признаны нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме.

Группа лиц в ходе участия в открытых аукционах в электронной форме на торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» в марте 2011 года совершали следующее: двое из участников соглашения в течение короткого промежутка времени поочередно снижали цену лота на существенную величину, пока не убеждались, что иные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения не отказались от конкурентной борьбы, после чего, третий участник соглашения на последних секундах аукциона предлагал цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестными участниками аукциона, или начальную (максимальную) цену контракта и становился победителем аукциона.

Факт наличия между указанными лицами соглашения подтверждается следующими обстоятельствами. ИП является генеральным директором ООО «С.» и ООО «Б.», а также единственным учредителем последнего. Фактический и юридический адрес ООО «С.», ООО «Б.» и ИП совпадают и последняя осуществляет свою хозяйственную деятельность в помещении, принадлежащем генеральному директору ООО «С.» и ООО «Б.». Указанные лица при участии в проводимых аукционов осуществляли вход на сайт электронной площадки с одного IP - адреса.

Таким образом, участие в торгах является для участника аукциона юридически значимым действием, следовательно, за любые совершенные в ходе проведения торгов фактические действия предусмотрена ответственность. Поведение участника торгов должно быть разумным, обусловленным исключительно объективными внешними обстоятельствами и направленным исключительно на достижение прозрачного экономического результата. Исключительная важность соблюдения норм и принципов антимонопольного законодательства обусловлена наличием ответственности за установление антиконкурентного соглашения, предусмотренной ст.14.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере от 10% до 50% от стоимости торгов.

Более того, в отдельных случаях участники антиконкурентных соглашений могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ.

19.08.09

За ценовой сговор могут посадить на 6 лет

По крайней мере, у антимонопольных органов теперь есть такие полномочия. Руки им «развязал» Президент России Дмитрий Медведев, утвердив поправки к Федеральному закону «О защите конкуренции», Кодексу об административных правонарушениях и 178 статье Уголовного кодекса «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции».

«Монополистом теперь при определенных условиях может считаться предприятие, владеющее даже менее 35% рынка, — поясняет руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Анатолий Авдеев. — Кроме того, дело на них можно завести даже спустя три года после выявления нарушения».
Сурово будут караться картельные или ценовые сговоры между предприятиями одной отрасли — за это можно угодить за решетку на три года.

«Если раньше мы могли бесконечно штрафовать одну и ту же компанию за нечестную конкуренцию, то отныне за третье нарушение руководителю предприятия грозит 6 лет лишения свободы, — подчеркивает Анатолий Иванович. — Замешанные в этом чиновники могут лишиться должности».

Еще одно важное новшество — отныне представители антимонопольной службы могут проводить на предприятиях внезапные проверки и осмотры документов и помещений.
Кстати, с начала года в Пензенской области выявлено 28 фактов нарушения антимонопольного законодательства. В них были замешаны крупные ресурсоснабжающие организации, нефтяные компании, страховые фирмы.

ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ ФАС РФ И.АРТЕМЬЕВА

В связи с вступлением в силу «второго антимонопольного пакета» законов глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев ответил на актуальные вопросы, связанные с применением этих законов на практике.

С 23 августа 2009 года Россия будет жить по новому антимонопольному законодательству. Что бы Вы выделили в качестве главных достижений?

Законы на 2/3 направлены против недобросовестных чиновников, нарушающих права предпринимателей. Принятые поправки значительно расширяют возможности по привлечению к ответственности чиновников за предоставление преференций отдельным компаниям. Это и большие штрафы, и запрет на профессию, и возмещение в госказну причиненного ущерба. Это означает, что за нарушение антимонопольного законодательства чиновнику может быть запрещено занимать свою должность от 6 месяцев до 3 лет.

Законы в значительной степени снижают административное бремя на предпринимателей. Повышаются пороговые значения активов организаций, которым нужно обращаться в ФАС с ходатайством о разрешении совершить ту или иную сделку.

Наконец, это и введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Как изменилось определение понятий монопольно высокой и низкой цены, которые так сильно волнует бизнес?

Теперь при определении монопольно завышенной цены используется как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых расходов для производства товара), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях рыночной конкуренции).

Монопольной ценой признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации или за ее пределами. То есть теперь при определении монопольно высокой цены товара мы можем использовать как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке).

Важно отметить, что мы специально сделали оговорку: не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара либо нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

Много шума наделало Ваше предложение снять 35% порог доминирования на рынке. В чем его смысл?

Если крупнейшая компания на рынке начинает диктовать свои условия и все остальные вынуждены под нее подстраиваться, то действия такой компании могут быть расценены как нарушающие антимонопольное законодательство. Но при наличии определенных условий. Например, если субъект может оказывать решающее воздействие на продвижение товара конкурента на рынке и ограничивает его. Таким образом, практически снят 35-процентный порог доминирования рыночной властью, закрепленный ранее. Но доказать, что компания занимает именно такое положение, предстоит нам самим.

Нигде в мире порога 35% не существует. Либо злоупотребляешь своим поведением и ограничиваешь конкуренцию, либо нет. А доля оценивается через рыночную власть и через возможность реально влиять на ценовую политику на определенном рынке. Однако, важно, что для тех компаний, которые нарушают законодательство, но доля которых менее 35% не будут применяться оборотные штрафы.

Кого, прежде всего, коснется «второй антимонопольный пакет» законов?

Прежде всего, чиновников и топ-менеджеров компаний. Если смотреть в отраслевом разрезе — то рынки нефтепродуктов, лекарственных средств, продуктов питания.

Как помогут поправки в закон бороться с таким злостным нарушением как картельный сговор?

Картели наносят огромный вред экономике страны и гражданам и караются сейчас «оборотным» штрафом для компаний. Вместе с тем мы предусмотрели возможность избежать наказания для тех компаний, которые добровольно заявили в ФАС об участии в антиконкурентых соглашениях и отказались от дальнейшего участия в них. Это так называемая программа «смягчения ответственности». За последние 2 года этой программой воспользовалось 300 компаний. Мы освобождали от ответственности все компании, которые к нам приходили. Нам удалось очистить рынки от картелей, особенно это заметно на финансовых рынках. Но переходный период заканчивается. Теперь от наказания будет освобождаться только первая обратившаяся к нам компания. Остальные будут наказаны максимально — оборотными штрафами.

Такая практика действует в США и в странах Евросоюза. Именно от первого участника сговора, обратившегося в антимонопольные органы, мы получаем максимальную помощь в раскрытии схемы сговора, остальные ничего нового нам не скажут. Однако сегодня и они освобождаются от ответственности, поэтому чувствуют свою безнаказанность.

Введение уголовной ответственности облегчит раскрытие картельных сговоров?

Безусловно. Мы рассчитываем, что когда некоторые заговорщики сядут в тюрьму, многие предприниматели, занимающиеся сегодня незаконной практикой, перестанут нарушать закон. Одно дело, когда оборотный штраф грозит компании. А другое дело, когда ты сам можешь сесть за решетку за нарушение антимонопольного законодательства.

Мы надеемся, что теперь руководители компаний сто раз подумают перед тем, как заключить картельный сговор и это будет способствовать снижению количеств нарушений на рынках.

В чем вред картелей и согласованных действий на рынке?

Если кто-то повышает цену, то для компании правильным экономическим поведением было бы свою не повышать — и потребитель к ним пойдет, за их товаром, а не туда, где дороже. А согласованные действия — это когда все действуют в едином экономическом интересе против потребителя и поднимают цены друг за другом. У потребителя не остается возможности выбора, возможности купить товар дешевле.

Например, Европейский суд на это сказал: подобные действия по извлечению сверхдоходов ничем не обоснованы, и наказание будет таким же, как за картели.

А, например, от сговора на торгах страдает бюджет, когда из-за согласованных действий хозяйствующих субъектов или хозяйствующих субъектов и органов власти, государственный контракт уходит по максимально высокой цене.

Вступление уголовной меры в действие означает, что у ФАС появятся новые полномочия по оперативно-розыскной деятельности?

Нет, основные санкции ФАС России будут носить экономический характер. Вопросы дисквалификации будут решаться только судебными органами. У антимонопольного органа появляются права по исследованию места возможного совершения нарушений и преступлений. ФАС России может обращаться в правоохранительные органы, прежде всего в МВД, и включать его сотрудников в состав комиссий ФАС России. Во время проверок все оперативные действия будут проводить сотрудники правоохранительных органов.

С точки зрения доступа к документации ваши полномочия теперь, с принятием второго антимонопольного пакета, становятся сопоставимы с полномочиями фискалов?

По доступу — да, примерно мы именно так и ориентировались.

Ровно то, что есть у налоговой службы и таможни или у Центробанка в отношении банков.

А если сравнивать с мировыми системами, то мы, конечно, остаемся значительно слабее. Все мировые антимонопольные органы имеют право на оперативно розыскную деятельность, все они являются силовыми структурами. Мы единственные без таких прав.

Но мы никогда себе не требовали и не потребуем. Российская специфика такова, что нужна большая осторожность в том, что мы делаем. У нас уже действительно серьезное оружие в руках.

Так что оперативно розыскной деятельности нам не надо, для этого есть МВД и прокуратура.

Какие санкции грозят нарушителю антимонопольного законодательства с вступлением в силу поправок в уголовный кодекс?

Статья устанавливает уголовную ответственность за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением.

Закон предусматривает штрафы от 300 тыс. до 500 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 3 лет за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий.

Также наказываться будет неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой (низкой) цены товара, а также за деяния, которые повлекли «причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере».

Поправки в Уголовный кодекс были подготовлены службой в целях реализации принципа неотвратимости ответственности за общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства.

Какой ущерб будет признаваться крупным?

Ущерб будет признаваться крупным, если его сумма «превышает один миллион рублей», а «доходом в крупном размере» признается выгода свыше 5 млн рублей. Неоднократным считается правонарушение, совершенное лицом более двух раз в течение трех лет, за «которые такой человек был привлечен к административной ответственности».

За те же деяния, совершенные с использованием служебного положения, сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества, либо с угрозой его уничтожения, либо же причинившие особо крупный ущерб (более 3 млн рублей) или повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере (более 25 млн рублей), придется провести в местах лишения свободы до 6 лет и заплатить штраф до 1 млн рублей или в размере зарплаты осужденного за период до пяти лет.

Не слишком ли жесткое наказание — срок до шести лет?

Это крайняя мера, и она будет применяться по решению суда к злостным нарушителям антимонопольного законодательства и рецидивистам. В условиях недостаточной развитости отдельных рынков, с точки зрения конкуренции, данная поправка станет очень полезной для развития здоровых конкурентных условий.

Предусмотрено ли освобождение от уголовной ответственности?

Правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, и, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Таким образом, с вступлением в силу поправок в уголовный кодекс серьезно ужесточается наказание за нарушения конкурентного законодательства, которые до сегодняшнего дня карались штрафами. В ФАС считают, что данные меры помогут влиять на колебания цен, которые являются результатом картельных сговоров.

Когда вступят в силу поправки в уголовный кодекс?

29 июля 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал поправки в проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации». Через 90 дней поправки вступят в силу, и антимонопольный орган сможет применять их на практике.

Как бизнес сможет защищать свои права от ФАС?

Все наши решения приостанавливаются с момента их обжалования в суде. У бизнеса есть право защищать свои интересы и в суде доказать свою правоту.

Есть ли у Вас дальнейшие планы по модернизации законодательства?

ФАС России приступит к разработке т.н. «третьего пакета законов». Основной идеей законопроекта является формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, обеспечивающей надежное, эффективное и качественное обеспечение потребителей товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции.

Для этих целей предлагается целый ряд существенных изменений и дополнений в законодательство о естественных монополиях.

По материалам ФАС РФ, www.fas.gov.ru

предыдущаяеще новости

Сговор по всей форме: как работал крупнейший в России картель

ФАС объявила о раскрытии крупнейшего в России картеля. По версии ведомства, десятки текстильных фабрик объединились для участия в торгах на поставку одежды для нужд МВД, ФСБ и таможни на общую сумму 3,5 млрд руб.

В ходе расследования ФАС изучила действия 118 компаний, 90 из них были признаны виновными в нарушении закона о защите конкуренции, отмечается в сообщении ФАС. «Некоторые из этих компаний аффилированы друг с другом», — сообщил представитель пресс-службы ФАС.

По данным ведомства, в условиях сговора прошли 18 открытых аукционов на общую сумму более 3,5 млрд руб. «Это практически все швейники, кто в последнее время участвовал в конкурсах на поставку одежды для МВД», — рассказал РБК директор одного из предприятий, обвиняемых в картельном сговоре. Начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев подтвердил РБК эту информацию, сделав оговорку, что было несколько компаний, чью причастность к картелю доказать не удалось.

« ценовые предложения подавались чаще одной организацией, несмотря на то что в аукционе участвовали от 11 до 40 организаций, остальные отказывались от борьбы для обеспечения победы «нужному» участнику и поддержания цен», — отмечается в сообщении на сайте ФАС. Участники картеля разработали систему «квот» для участников сговора, «квоты» рассчитывались с учетом начальной цены контракта пропорционально числу участников, рассказал Андрей Тенишев.

«Квоты» можно было получить, обменять или накопить. После накопления определенного количества и достижения договоренностей с остальными участниками картеля один из сговорившихся мог стать «контрактодержателем» по аукциону», — поясняет Тенишев. Раскрыть схему работы картеля ФАС помогли признания некоторых из его участников, давших показания на условиях освобождения от ответственности. Кроме того, по словам Тенишева, доказательством сговора стали материалы переписки между участниками сговора, в которой они обсуждали, кому достанется победа в конкретном тендере, а также тот факт, что некоторые заявки различных участников конкурса подавались с одних и тех же ip-адресов.

Как сообщили РБК в ФАС, восемь крупнейших участников картеля — московские швейная компания «Оптима» и швейная фабрика «Парижская коммуна», санкт-петербургская «Балтийская мануфактура», «Одежда и Мода» и ГУП «Бисер» из Ивановской области, кизеловская швейная фабрика «Инициатива» из Пермского края, компания «Надежда» из Нижегородской области и ООО «Производственно-швейное объединение «Южанка» (Ростовская область).

На сайте «Парижской коммуны» сообщается, что фабрика выпускает по заказам Министерства обороны и МВД бельевой трикотаж, а также камуфлированный синтетический трикотаж «Цифра». Среди заказчиков «Балтийской мануфактуры» наряду с МВД значатся МЧС и Федеральная служба охраны (ФСО). По заказам силовых ведомств она шьет летнюю и зимнюю форму, плащи, ветровлагозащитные костюмы, плащ-палатки и маскхалаты. ПШО «Южанка» выпускает различные виды одежды из шерстяных тканей для рядового и офицерского состава Минобороны, ФСБ и МВД. Ивановское ЗАО «Одежда и мода», как сообщается на сайте компании, специализируется на производстве бушлатов, кителей и брюк, а также пальто из шерстяных тканей для рядового и офицерского состава государственных силовых структур, в том числе МВД, ФСБ, ФСО и Минобороны. В перечне продукции ивановского же ГУП «Бисер» упоминаются сигнальные жилеты, плащи-накидки, ветровки, фуражки и костюмы для сотрудников ДПС и МЧС.

Представитель крупнейшего холдинга легкой промышленности России — группы компаний БТК Таймураза Боллоева, одним из основных направлений деятельности которой является производство униформы, сообщил, что БТК не имеет отношения к ситуации и никаких предписаний от ФАС, связанных с законом о защите конкуренции, не получала. Андрей Тенишев подтвердил отсутствие претензий к БТК.

По данным «СПАРК-Маркетинг», с 2011 года компании, обвиненные в сговоре, заключили со структурами МВД контракты на поставку одежды, обуви, спальных мешков, постельного белья и другого вещевого имущества более чем на 7 млрд руб. Самым прибыльным для этих компаний стал 2015 год, когда они выиграли тендеры на 3 млрд руб.

Именно к этому периоду относятся закупки, при проверке которых антимонопольщики и выявили сговор, сообщил РБК директор одного из предприятий, обвиняемых в участии в картеле.

«Да не участвовали мы ни в каком сговоре. Я многие эти компании и знать не знаю», — возмущается Михаил Капитов, гендиректор объединения «Южанка».

«ФАС нашла у кого-то информацию со списком компаний, где были указаны доли, — рассказывает директор предприятия, обвиняемого в картельном сговоре, на условиях анонимности. — Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Никто контракт на несколько сот миллионов рублей в одно лицо не выполнит. Есть контрактодержатель, а остальные работают с ним на субподряде. Это нормальная в общем-то практика».

В пресс-службе ФАС РБК уточнили, что в отношении компаний, признанных виновными в нарушении закона о конкуренции, будет возбуждено административное дело, по которому им грозит штраф в размере от 10 до 50% от начальной максимальной стоимости торгов. «Решение по должностным лицам о возбуждении в отношении них уголовного дела будет принимать МВД», — сообщили РБК в пресс-службе ФАС.

В интервью телеканалу РБК Тенишев заявил, что антимонопольная служба считает, что собранные данные свидетельствуют об уголовно наказуемом картеле и о признаках преступного сообщества. «Вот по этим двум статьям — 178 и 210 УК РФ — мы и будем просить МВД возбудить уголовное дело», — сказал Тенишев.

Создание видимости конкуренции на торгах в России не редкость, комментирует ситуацию управляющий партнер компании Westside Advisors Сергей Водолагин. По его словам, распределение ролей между участниками торгов подпадает под п.2 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», являясь, по сути, разновидностью картельного сговора. «Для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде крупных штрафов. Физические лица могут привлекаться не только к административной, но и к уголовной ответственности, — отмечает Водолагин. — В данном случае, когда контракты заключались на миллиардные суммы, привлечение виновных лиц (как правило, руководителей) к уголовной ответственности весьма вероятно, если правоохранительным органам удастся доказать их вину. Ст.178 Уголовного кодекса РФ «Ограничение конкуренции» предусматривает при наличии особо крупного ущерба (применительно к этой статье — 30 млн руб.), причиненного картельным соглашением, максимальную ответственность в виде лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности сроком до трех лет».

Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно , в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность . Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:
  • договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
  • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  • объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
  • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
  • наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей , т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.

Запрет на создание картелей может быть снят для:
  • картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
  • картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
  • картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;
  • "кризисных" картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на "желательные" и "вредные", насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

1. Денежный картель , утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).

2. Долевой картель :

  • квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;
  • территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

4. Калькуляционный картель , участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.

5. Кондиционный картель , определяющий условия реализации товара.

6. Контингентированный картель , устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).

7. Кризисный картель , который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

8. Патентный картель , определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

9. Производственный картель , устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

10. Региональный картель , определяющий области сбыта.

11. Ценовой картель , устанавливающий для участников цены товара.

Более совершенная форма картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).

Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля . Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.

Модель картеля — крайний случай кооперированной олигополии

Модель картеля — представляет собой крайний случай кооперированной .

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

  • принципа установления цен;
  • раздела рынков сбыта;
  • квот производства и сбыта участников;
  • обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели. Введем несколько упрощающих допущений.

На рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии ), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции , фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 7.4.

Рис. 7.4. Модель картеля

Если фирмы находятся в состоянии жесткой , то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.

Если же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.

Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель предприятий выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с тем после заключения картельного соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.

Первая группа проблем (внутренних) касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа проблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.

Рассмотрим последовательно данные проблемы. При организации картеля все фирмы-участники несут издержки заключения сделки. Существует целый ряд факторов, который затрудняет заключение подобных соглашений (о них будет сказано ниже). Однако на многих рынках потенциальная прибыль картеля может быть столь значительна, что стимулирует к его заключению.

Вместе с тем как только картельное соглашение достигнуто и установлена монопольная цена, каждый участник соглашения заинтересован в скрытом нарушении установленных правил игры, ибо это повышает его индивидуальную прибыль. Другими словами, основная трудность картельного соглашения не в его заключении, а в его выполнении . Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и, как следствие, к распаду картеля. Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Вот почему любое картельное соглашение обязательно предусматривает целый ряд мер по выявлению и предотвращению обмана между его участниками.

Основные меры контроля:
  • ограничение точек отгрузки продукции картеля;
  • работа с небольшим количеством крупных покупателей;
  • штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, чтобы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
  • ограничение квоты производства;
  • формирование доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
  • наказание натурой (когда в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесет издержки от наказания.
Но даже если все фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны:
  • внешних фирм, производящих аналогичную продукцию;
  • новых товаров-заменителей продукции картеля.

На реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию картеля.

Факторы, определяющие эффективность картеля:
  • Эффективность действующего в стране .

В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума.

  • Количество продавцов и производителей продукции.

Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче договориться. И, наоборот, по мере расширения числа олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля.

  • Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек.

Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.

  • Стабильность и предсказуемость спроса.

Стабильность и предсказуемость спроса облегчает фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.

  • Взаимоотношения между участниками картеля.

Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию. И наоборот, разногласия между участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено в свое время соглашение между ЮАР и СССР по экспорту золота.)