Что такое дополнительное профессиональное педагогическое образование. Формы и виды дополнительного образования

Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.

Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.

Важно знать:

Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.

Почему это важно знать:

Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.

В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.

Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.

Рассмотрим этапы образования подробнее.

Вузовское образование

1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

Но все это касается основного образования.

Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)

Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).

Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.

Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.

Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.

Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.

Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.

Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования

Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.

Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.

Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.

Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.

Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.

Удостоверение о повышении квалификации.

По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.

По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.

Сертификат о прохождении обучения.

Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.

Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.

Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.

Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.

Трудоемкость образовательной программы

Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ , и только диплом, и только на основании лицензии на образование.

Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник , о тех, по которым существуют нормативные документы, надзор, регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.

Обучение по “экзотическим” профессиям.

Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут, были качественными.

Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.

Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы. Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.

Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.

Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.

Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.

Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:

– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;

– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.

– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.

Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять знания в профессиональных целях, – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).

Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.

Если вы заинтересованы в успехе, то вам нужно учиться. Учиться понимать, что миру нужно сегодня и на основе этого прогнозировать, что будет востребовано завтра. Учиться тому, как наиболее эффективно решить ту или иную задачу в своей сфере деятельности, быстро определять, какими умениями стоит овладеть для этого, а какие уже безнадежно устарели. Учиться безошибочно ориентироваться в информационных потоках, своевременно находить и использовать самый ценный ресурс наших дней – достоверную и актуальную информацию. Учиться меняться и расти каждый день вместе с удивительной реальностью, окружающей нас, регулярно совершенствуя свои профессиональные знания и навыки на или .

Центр дополнительного профессионального образования МАСПК

Межрегиональная Академия Строительного и Промышленного Комплекса готова помочь вам в этом. Мы предоставляем комплексные услуги по дополнительному профессиональному образованию в России, в которые входит более 700 оригинальных учебных программ, охватывающих все ключевые отрасли. Все методики и учебные материалы Академии разработаны командой компетентных профессионалов совместно с ведущими специалистами РАНХиГС при Президенте РФ, НИУ «Высшая школа экономики», Финансового университета при Правительстве РФ, МГТУ им. Баумана, МГСУ. Они постоянно обновляются и корректируются с учетом изменений действующего законодательства. Десятки тысяч довольных клиентов со всех регионов России ежегодно получают дополнительное профессиональное образование в нашей Академии.

АНО ДПО МАСПК является аттестованной организацией дополнительного профессионального образования, право на ведение учебной деятельности подтверждается лицензией № 035298 от 14.07.2014.

Учебные программы и структура курсов

Курсы в МАСПК проходят в различных форматах. Это может быть традиционный очный вариант, когда вы лично присутствуете на занятиях в Академии. Также доступен формат удаленного обучения с применением уникальных технологий дистанционного образования. Во втором случае вам совершенно бесплатно будет предоставлен персональный менеджер, который поможет составить индивидуальный учебный график с учетом вашей основной нагрузки. Кроме того, он будет осуществлять поддержку на каждом этапе обучения. Для успешного прохождения курсов вам потребуется лишь компьютер с доступом в интернет и
целеустремленность.

Все учебные программы разработаны в МАСПК и имеют хорошо продуманную структуру подачи необходимого учебного материала для всесторонней и последовательной проработки актуальных вопросов данной профессии. Содержание и объем курсов полностью отвечает квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, установленным в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что обучаться в МАСПК могут только граждане, которые уже имеют законченное среднее или высшее профессиональное образование, подтвержденное наличием действующих дипломов.

По окончании курсов вы получаете все необходимые документы установленного образца, дающие право на ведение профессиональной деятельности в выбранной области и подтверждающие вашу профпригодность.


Выбирая АНО ДПО МАСПК, вы получаете:

  • Более 420 программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
  • Комфортные цены. Ваши возможности – наш приоритет;
  • Высококвалифицированный преподавательский состав и уникальные методики обучения;
  • Возможность обучаться удаленно, без отрыва от семьи и работы (дистанционное образование);
  • Безупречный сервис. Постоянное сопровождение персонального менеджера;
  • Индивидуальный график обучения;
  • Современную материально-техническую базу;
  • Бесплатные консультации и помощь на всех этапах обучения.
  • программы повышения квалификации, которые направлены на повышение уровня имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки, которые направлены на получение новых и повышение уровня имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций или получения нового квалификационного уровня, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

9.1. Программы повышения квалификации включают в себя:

  • программы профессионального развития, направлены на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.
  • квалификационные программы, которые направлены на получение знаний и умений для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.

9.2. Программы профессиональной переподготовки включают в себя:

  • программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность (профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых повышается уровень имеющейся квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность(профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых присваивается квалификация.

Требования к структуре

10. Структура дополнительной профессиональной программы должна содержать следующие обязательные разделы:

  • общее описание программы – актуальность, цель, задачи реализации программы; направленность программы; требования к поступающему для обучения на программу слушателю; виды и формы обучения; трудоемкость обучения.
  • основные и дополнительные результаты обучения;
  • учебный и(или) учебно-тематический план;
  • условия реализации программы (характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации программы; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса программы);
  • формализованные процедуры и документированное описание системы оценки качества освоения слушателями программы.

11. В структуру программы профессионального развития дополнительно должны быть включен раздел, в котором представлены перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате образования.

12. В структуру квалификационной программы дополнительно должен быть включен раздел, в котором представлена характеристика нового вида профессиональной деятельности (профессионального уровня) и(или) комплексно обновляемых компетенций, имеющихся у слушателя, с указанием профессиональных стандартов или отраслевых квалификационных требований, или стандартов организаций, или других нормативных документов.

13. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть включены разделы, в которых представлены:

  • характеристика новой квалификации или связанных с ней видов профессиональной деятельности (профессиональных уровней) и трудовых функций;
  • характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и/или перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;
  • перечень российских или международных стандартов, определяющих требования к выпускнику программы, или ссылки на профессиональные стандарты, включая стандарты организаций, или другие документы, определяющих квалификационные требования к конкретным должностям и профессиям, и используемые при проектировании, реализации программы профессиональной переподготовки.

14. Раздел итоговая аттестация входит в структуру всех дополнительных профессиональных программ, за исключением программ профессионального развития.

15. Структура дополнительной профессиональной программы может включать в себя дополнительные разделы, содержание которых определяется организацией ее реализующей самостоятельно в соответствии с разработанным внутренним актом (положением), если иное не установлено федеральным законодательством.

Требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ

16. Условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможности:

  • достижения планируемых дополнительной профессиональной программой результатов обучения (формирование и совершенствование компетенций; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей слушателей; совершенствования профессиональной квалификации слушателей);
  • участия слушателей в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ;
  • использования сетевого взаимодействия между организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы;
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, включая электронное обучение;
  • обновления содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями рынка труда;
  • эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и административных работников организации.

17. Требования к условиям обеспечения дополнительных профессиональных программ преподавательским составом.

Квалификация преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях знаний, в методах и технологиях обучения.

18. Материально-технические условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать:

  • реализацию современных образовательных технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • эффективность управления образовательным процессом, в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных компонентов и(или) этапов, осуществление мониторинга и корректировки;
  • обеспечение для реализации электронного обучения, в случае если его использование предусмотрено образовательной программой;
  • обеспечение доступа слушателей к глобальным сетевым ресурсам (Интернет), к профильным для реализуемой программы информационным системам и/или базам данным;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, охраны здоровья слушателей и педагогических работников при реализации образовательного процесса.

19. Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.

20. Информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы должно обеспечить:

  • достижение слушателями планируемых результатов обучения;
  • функционирование информационной среды при реализации дополнительных профессиональных программ, поддержку деятельности слушателей, педагогических работников и администрации, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

IV. Требования к результатам обучения

дополнительных профессиональных программ

21. Результаты обучения дополнительных профессиональных программах формулируются в виде измеряемого и дифференцированного уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессиональной деятельности.

Дифференцированный характер оценивания компетенций подразумевает выделение уровней освоения компетенций на основе профессиональных стандартов, квалификационных требований, ЕКС, ЕТКС и других документов, признанных в отрасли и (или) организациях, объединениях организаций, и/или установленных организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы.

Для определения уровня освоения компетенций должны быть сформулированы количественные или качественные критерии (индикаторы, показатели) и сопоставлены с приобретаемыми слушателями знаниями, умениями, опытом и личностными качествами. Информация о критериях должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса.

Результаты обучения могут быть представлены в виде результатов профессиональной деятельности, осуществленной в ходе учебного процесса, стажировки, самообразования.

22. Для программы профессионального развития основные результаты обучения должны быть сопоставлены с компетенциями, которые необходимы для выполнения трудовых функций и приводящих к качественному изменению имеющейся ранее квалификации.

23. Для квалификационной программы основные результаты обучения должны быть сопоставлены с профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для освоения нового вида профессиональной деятельности, компетенциями, подлежащим обновлению в рамках ранее освоенного вида профессиональной деятельности (профессионального уровня).

24. Для программы профессиональной переподготовки основные результаты обучения должны быть сопоставлены с уровнями развития имеющихся и(или) новых компетенций, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, направлений профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен.

25. Для программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации, результаты обучения должны охватывать все компетенции, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, видов профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен соответствовать требованиям к квалификации, которые определены профессиональным(и) сообществом(ами) и зафиксированы в нормативных документах, в том числе профессиональных стандартах, отраслевых квалификационных требованиях, ЕКС, ЕТКС.

26. Право присвоения дополнительных квалификаций, название и содержание которых определяется законодательно (в том числе на базе профессиональных и образовательных стандартов) профессионально-общественными, международными и другими уполномоченными организациями, должно осуществляться в установленном порядке.

27. Допускается введение организациями (объединениями организаций) собственных квалификаций.

При присвоении собственных квалификаций указание в названии квалификации установившей ее организации (объединениями организаций) является обязательным. Результаты обучения при этом должны соответствовать требованиям стандартам организации (объединений организаций) или корпоративных стандартов.

VI. Требования к оценке качества освоения

дополнительных профессиональных программ

28. Оценка качества дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

  • соответствия результата освоения дополнительной профессиональной программы заявленным к ней требованиям;
  • соответствия дополнительной профессиональной программы заявленным целям и требованиям к структуре и условиям реализации программ;
  • способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг;

29 Организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна гарантировать, что:

  • заинтересованные стороны, для которых эта оценка качества освоения программ имеет значение, определены и вовлечены в оценку;
  • лица, проводящие оценку качества освоения программ, являются компетентными и объективными;
  • отчеты об оценке качества освоения программ являются прозрачными, четко определены структура и цели программы, условия реализации, а также ожидаемые результаты;
  • образовательная среда, в которой предоставляются образовательные услуги, анализируется и подвергается совершенствованию, с целью повышения качества образования.

30. Организация самостоятельно устанавливает виды и формы оценки качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и их результатов.

31. При установлении требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и квалификационного экзамена по программам профессиональной переподготовки организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна ориентироваться на национальную квалификационную рамку, действующие профессиональные стандарты и(или) квалификационные требования.

32. Процедура итоговой аттестации слушателей при реализации дополнительных профессиональных программ может быть совмещена с процедурами признания и(или) независимого подтверждения квалификации (сертификации).

33. Цели обучения и требования к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных профессиональных программ организация, реализующая эти программы, устанавливает на основе анализа потребности в обучении с учетом национальной квалификационной рамки, ее отраслевого или регионального развития, действующих профессиональных стандартов и(или) квалификационных требований.

34. Требования к оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

35. Для оценки дополнительных профессиональных программ образовательная организация может применять процедуру профессионально-общественной аккредитации на добровольной основе.

36. Для обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования организация, реализующая дополнительную профессиональную программу, может применять различные модели управления качеством. Оценка соответствия деятельности организации по управлению качеством дополнительного профессионального образования в этом случае проводится внешними экспертами или уполномоченными органами на добровольной основе.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

1

В статье перечислены основные понятия системы дополнительного профессионального образования, задачи этого сегмента образовательного процесса, а также даны его основные характеристики. Проанализирована роль дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Дается общий анализ новых подходов к организации самой системы дополнительного профессионального образования. Перечислены основные проблемы системы ДПО, а также представлены пути их решения, к которым относятся совершенствование нормативно-правовой базы, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики. Приводятся результаты анализа состояния системы ДПО в Калининградской области.

система дополнительного профессионального образования (ДПО)

повышение квалификации

высококвалифицированные кадры

1. Браже Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 18.

2. Бутко Е.Я. Мониторинг экономики образования. Образовательные и экономические стратегии учреждений начального профессионального образования в современных условиях: Информационный бюллетень; Государственный университет – Высшая школа экономики, Министерство образования и науки РФ. – 2004. – 34 с.

3. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы: к изучению дисциплины // Педагогическое образование в России: научный журнал. – 2012. – № 2. – С. 9–12.

5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 127 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

7. Курбатова М.В. Проблемы формирования институциональной среды постиндустриальной экономики в современной России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). – 2010. – № 1. – С. 54–66.

8. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. – М.: Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 2003. – 296 с.

9. Меморандум по учебе через всю жизнь [Электронный ресурс] / Комиссия Европейского сообщества. – Электрон. дан. – Брюссель: 30 октября 2000 г. – Режим доступа: http://www.info.adygnet.ru/mo17012007/oz3.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

10. Мосичева И.А. Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования // Высшее образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 3–6.

11. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

12. О дополнительном образовании: федеральный закон РФ от 01.01.2002.

13. Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей [Электронный ресурс]: официальный сайт Союза ДПО. – Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/DPO_union/zadachi.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

14. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Социальные преобразования последних десятилетий внесли серьезные изменения в ранее сложившуюся систему профессионального образования. Часть задач профессионального обучения по-прежнему решается в традиционных формах высшего и среднего профессионального образования, часть возлагается на службы занятости регионов. Большое значение в этом вопросе приобрело корпоративное обучение и курсы краткосрочной подготовки и переподготовки. Изменяется сама концепция профессионального образования: «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» , т.е. ведущей становится идея непрерывного образования, способствующего развитию человека как личности на протяжении всей жизни, повышению возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Значимость непрерывного образования была подтверждена на международном уровне. Европарламент рассматривает непрерывное образование как ключ к обеспечению социальной интеграции и достижению равных возможностей . Представители государств-членов Большой восьмерки на саммитах неоднократно подчеркивали важность непрерывного образования в «новых экономиках» эпохи знаний [Кёльнская хартия - Цели и задачи учебы через всю жизнь, Саммит G8, Кёльн, июнь 1999; Всемирный образовательный форум, Даккар, апрель 2000; Решения Саммита G8, Окинава, 21-23 июля 2000].

Сегментом общей системы непрерывного образования является дополнительное профессиональное образование (далее ДПО), которое представляет собой один из наиболее эффективных способов реализации принципа непрерывности. Данный компонент института образования нашел свое отражение в трудах таких авторов, как Е.Я. Бутко, М.В. Курбатовой, М.И. Магуры, И.А. Мосичевой и других . Система дополнительного профессионального образования имеет свои специфические особенности, которыми занимается андрагогика - наука о закономерностях обучения взрослого субъекта. По проблемам образования взрослых имеется значительное число публикаций у Т.Г. Браже, С.И. Змеева, Н.Н. Васягиной, В.П. Зинченко и других .

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования, необходимо в первую очередь ввести ее основные понятия. Согласно официальным документам дополнительное профессиональное образование - это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» .

В пределах каждого уровня профессионального обучения основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным совершенствованием условий профессиональной деятельности и социальной среды. .Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Данное разделение продиктовано в первую очередь их задачами. Программы повышения квалификации подразделяются на квалификационные программы, целью которых является получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, или совершенствование профессиональных знаний и умений в рамках имеющейся квалификации, и программы профессионального развития, направленные на качественное изменение квалификации человека с помощью совершенствования профессиональных компетенций, принимая во внимание новые социально-экономические, технологические условия и российские и международные требования и стандарты. Программы профессиональной переподготовки нацелены на приобретение новых компетенций, необходимых для выполнения совершенно новой профессиональной деятельности. Сроки обучения по программам ДПО отражены в образовательной программе или договоре об образовании .

Основным приоритетом развития российской системы дополнительного профессионального образования является ее трансформация в мощный фактор ускорения социально-экономического развития страны и структурной перестройки производства путем подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями реального сектора экономики, увеличения духовного потенциала и образованности общества, развития творческих способностей личности .

Дополнительное профессиональное образование является фактором, который способствует социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Гибкость к изменениям в технической, социокультурной сферах, мобильность образовательных структур в реагировании на требования рынка, разнообразие программ обучения, ориентация на конкретного заказчика способствуют развитию системы ДПО в образовательном пространстве России.

В современных условиях система ДПО отвечает образовательным интересам как отдельной личности, так и общества в целом, как требованиям работодателей, так и запросам работников, является звеном, которое связывает между собой различные сегменты образовательного процесса и отрасли экономики.

На сегодняшний день в России более 500 учебных заведений, реализующих программы ДПО по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников социально-экономических отраслей, а также увольняемых в запас военнослужащих. Современные условия требуют новых подходов к организации самой системы ДПО. Наблюдается тенденция приближения к потребителю путем выполнения социального заказа государства в целом и отдельных предприятий, работы с территориальными органами Федеральной государственной службы занятости населения, участия в совместных образовательных проектах, в том числе и международных, развития сотрудничества с другими странами, проведения маркетинговых исследований для максимально полного удовлетворения интересов работодателей и запросов потребителей образовательных услуг.

Созданием законодательной и нормативной базы, совершенствованием российской системы дополнительного профессионального образования занимается ряд организаций. К наиболее значимым можно отнести созданный в 2003 году Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, основной задачей которого является «определение общих подходов в вопросах политики системы дополнительного профессионального образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-педагогического процесса и обеспечение требуемого качества образования» , отделы учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования, Межгосударственная ассоциация последипломного образования, Европейская ассоциация провайдеров ДПО и другие.

В целом современное российское дополнительное профессиональное образование можно охарактеризовать как:

Четко ориентированную на конкретную модель высококвалифицированного специалиста;

Направленную на удовлетворение профессионально-образовательных интересов участников образовательного процесса;

Приближенную к потребителю;

Гибкую, мобильную и практически направленную систему, использующую современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии.

Изменения в российской системе образования в целом и в системе дополнительного профессионального образования в частности привели к тому, что в системе ДПО возникло большое количество противоречий, что повлекло за собой необходимость корректирования нормативной и законодательно-правовой базы, регламентирующей деятельность учебных заведений ДПО.

Все образовательные программы подлежат обязательной аккредитации для подтверждения соответствия содержания и качества обучения утвержденным на федеральном уровне стандартам, однако в 2010 году в Федеральный закон «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым «государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» . Таким образом, в соответствии с новым законом подавляющее большинство дополнительных профессиональных образовательных программ более не подлежат аккредитационной экспертизе. Это, с одной стороны, повышает гибкость системы ДПО, создает конкурентные условия для нее, позволяет быстро подстраивать свои программы под требования рынка, а с другой стороны, ставит ее в неравные условия по сравнению с учреждениями высшего образования, которые при аккредитации автоматически аккредитируют и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профилю основных образовательных программ вуза, что позволяет им выдавать диплом государственного образца, в том числе по программам ДПО. Дискриминированы и научно-педагогические работники системы дополнительного профессионального образования по сравнению с работниками вузов в плане социальных гарантий и оплаты труда.

При рассмотрении вопросов, связанных с ДПО, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, как регионализация образования. Образуются территориально-локализованные рынки образовательных услуг, формируются и развиваются масштабные сети филиалов крупнейших вузов страны, возрастает влияние регионально-отраслевых факторов на систему образования, усиливается взаимосвязь между экономической организацией региона и образованием как средством удовлетворения требований общества и государства в подготовке высококвалифицированных кадров. Для выполнения этой функции система ДПО должна ориентироваться на программы социально-экономического развития конкретного региона в кадровом отношении, на долгосрочный комплексный прогноз развития экономики региона, а также на анализ современной и перспективной ситуации на рынке труда. На сегодняшний день модели ДПО, которая бы удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, не существует.

Для решения данной проблемы Правительством Калининградской области была утверждена целевая программа «Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы», в которой отражены основные кадровые потребности рынка труда области на ближайшие годы, что помогает вузам региона скорректировать свою образовательную политику в соответствии с современным образовательным стандартом и требованиями инновационного социально ориентированного развития Калининградской области. На сегодняшний день программы дополнительного профессионального образования реализуются практически во всех вузах региона, например, в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, Калининградском государственном техническом университете, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Балтийском военно-морском институте и др. Основными направлениями в работе являются иностранные языки, бухгалтерский учет, информационные технологии, менеджмент, также осуществляется профессиональная переподготовка увольняемых в запас военнослужащих и повышение квалификации педагогов как приоритетное направление в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На территории Калининградской области также действуют «Институт развития образования», «Ассоциация дополнительного образования Калининградской области» и ряд других организаций, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

C развитием процессов глобализации и внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс значительный толчок для развития получила дистанционная форма обучения. Приказом № 4452 от 18.12.2002 г. Министерство образования и науки на законодательном уровне разрешило применение дистанционных технологий при получении дополнительного образования по любой специализации. Такая организация обучения может быть особенно востребована при получении дополнительного профессионального образования в силу возможности обучаться без отрыва от производства и самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения, доступности вне зависимости от географического положения, финансовой привлекательности. Чрезвычайную актуальность приобрели дистанционные формы ДПО в связи с возросшим числом потребителей образовательных услуг (уволенные в запас при реформировании Вооруженных сил военнослужащие, мигранты из стран СНГ, безработные). Однако уровень информационно-технического и учебно-методического обеспечения, которым обладает современная отечественная система ДПО, недостаточен, чтобы использовать потенциал дистанционной формы обучения в полной мере.

Совершенствование нормативно-правовой базы системы ДПО, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики, а также экономики региона, совершенствование материально-технической и учебно-методической базы и, как следствие, повышение качества образования позволит решить вышеуказанные проблемы и повысить деловую квалификацию граждан в условиях масштабных изменений российской экономики.

Рецензенты:

Бударина А.О., д.п.н., доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, БФУ им. И. Канта, г. Калининград;

Кондратенко А.Б., д.п.н., заместитель директора по учебной и научной работе Калининградского филиала «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», г. Калининград.

Работа поступила в редакцию 11.04.2013.

Библиографическая ссылка

Парахина О.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2. – С. 445-448;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31531 (дата обращения: 16.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»