Вулкан как опасное явление проект. Вулканы (проект)

Урок по предмету "Окружающий мир"
с использованием ЦОР
"Внутренние силы земли.
Чудо природы - вулканы".
Козлова Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Задачи урока:
Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
Познакомить учащихся с профессией вулканолога.
Продолжать обучение составлять доклады, используя справочную литературу.
Знакомить с территорией нашей страны по карте РФ.
Познакомить с условным обозначением вулканов.
Познакомить учащихся с правилами поведения во время извержений вулканов.
Проверить знания методом тестирования.
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Оборудование: карта полушарий, иллюстрация картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Вулканы», эпизод телепередачи «Бибигон» (ЭОР «Почемучка» (Вулканы и гейзеры), карточки для схем, карточки для теста, кроссворд.

Форма урока: презентация /Приложение 1/

I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее-Начнем скорей урок.

II. Формулирование учебных задач урока.
Работа по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Известный художник Карл Брюллов (слайд 1) написал картину «Последний день Помпеи» (слайд 2)
-Рассмотрите картину. Что на ней изображено? (Извержение вулкана)
-Что вы можете рассказать о событии, которое изобразил художник Карл Брюллов на картине? (ответы детей)

Сообщение ученицы.
В I веке произошло одно из самых сильных за всю историю человечества извержение вулкана Везувия, расположенного в Италии на берегу Неаполитанского залива (показать на карте). В результате извержения за 2 дня погибли город Помпеи и ещё 2 города. Тучи пепла затмили Солнце, потоки лавы, грязи и камней затопили города, воздух наполнился ядовитыми парами. Люди пытались укрыться в домах и погибали там либо от удушья, либо под обвалившейся кровлей. Многие погибли во время паники, в результате давки. Извержение Везувия унесло жизни 10 тысяч человек. Спустя много веков археологи откопали города, прекрасно сохранившиеся под вулканическим пеплом. После этой катастрофы Везувий просыпался еще более 50 раз.
Эта история очень впечатлила художника Карла Петровича Брюллова, который в 1833 году закончил картину-катастрофу “Последний день Помпеи”.

Пушкин под впечатлением картины написал:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,Под каменным дождем бежит из града вон

Формулирование учебных задач.
-О чем же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Кто догадался?
-На какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы по данной теме?

Слайд 3.
Тема урока « Чудо природы – ВУЛКАНЫ»

III. Формирование новых знаний.
1.
Выше, чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы;
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
Пережили они много
Грандиозных извержений;
Страх внушали и тревогу
Людям многих поколений.
2.
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. (Слайд 4) В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство (образовывались отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

А вот является ли вулкан горой на самом деле, а также как он образуется и как происходят выбросы лавы, мы узнаем, просмотрев серию познавательной передачи «Почемучка» телеканала «Бибигон».

3. Просмотр отрывка из телепередачи.
-Эпизод 1. Об опыте на уроке химии. Вулкан – бог огня. Что такое вулкан.
Рефлексия. Так как же устроен вулкан? (слайд из презентации)

Эпизод 2. Формы вулкана: конический, щитовой.
Рефлексия. Демонстрация моделей вулканов, слепленных из пластилина детьми на уроке технологии.
-Какую форму вулкана не назвали в передаче? (Трещинный вулкан)
-Где обычно можно встретить вулкан такой формы? (в океане)

Эпизод 3. Типы вулканов: действующий, потухший, спящий. Самый высокий действующий вулкан в России – Ключевская Сопка.
Рефлексия. Назовите самый высокий действующий вулкан в России? (Слайд)
В мире он четвертый по высоте вулкан. Это Ключевская Сопка (высотой 4750 метров)
Где он находится? (на полуострове Камчатка) (Слайд)

Эпизод 4. Расположение вулканов. Прогнозирование извержений с помощью спутников.
Рефлексия. С помощью чего можно предсказать извержение вулкана? Как называется профессия человека, изучающего вулканы? (Вулканолог – слайд)

Зачем изучать вулканы?
Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:
- предсказать извержение; (Толбачик предсказывали извержение 30 июня–10 июля 1975 г. Извержение произошло 6 июля 1975 г.)
- изучить внутреннее строение земли;
- узнать об образовании полезных ископаемых.
- главная задача – спасти людей.
Для этого следует:
а) оповещение населения;
б) эвакуация

Почему же люди не оставляют этих мест?
- плодородные почвы;
- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв;
- образование полезных ископаемых.

Беседа по презентации
-Как вы думаете, много ли вулканов на Земле? (слайд)
-Существуют особо опасные участки на земном шаре – сейсмоопасные места (слайд)
-Главные вулканы России находятся на полуострове Камчатка и на Курильских островах (работа с картой) – слайд.
- Вулканическая опасность. (слайд)
Дым, пепел, вулканические бомбы выбрасываются на большие расстояния до 40км;
возникают пожары;
толщина грязевых отложений составляет 10-15 м;
гибнут люди, домашний скот;
разрушаются дома.
-Знакомство с фразеологизмом «Жить как на вулкане» (в постоянной тревоге, опасности)
-Польза вулканов.
1.Вулканы согревают.
2.Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств. Вырабатывать электричество их “научили” только в начале XIX века. Когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины.
3.В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

IV. Закрепление изученного. Кроссворд.




4. Бог огня в мифологии. (Вулкан)

V. Итог урока.

В итоге хочу пожелать вам «Пусть никогда вам не приходится жить как на вулкане»

VI. Домашнее задание.
Составить 2-3 интересных вопроса по теме «Вулкан»
Придумать кроссворд.
Подготовить сообщение об одном из вулканов.

Фамилия
Имя
Класс

№ вопроса
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8

Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.

13PAGE 14515

Заголовок 115


7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава.
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии.
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.
4. Бог огня в римской мифологии.
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов.

6. Вылившаяся из вулкана магма.

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон»

Кроссворд по теме «Чудо природы - вулканы»

7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

·у
г
к

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава. (жерло)
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии. (Везувий)
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.(Магма)
4. Бог огня в римской мифологии. (Вулкан)
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов. (Камчатка)

6. Вылившаяся из вулкана магма.(Лава)

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон» (Почемучка)










ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – рассмотреть природное явление ВУЛКАН. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: рассмотреть устройство вулкана; изучить процесс извержения вулкана; изучить типы вулканов и связанные с ними вулканические явления; создать модель извержения вулкана в домашних условиях.


























Глыбы и бомбы это сгустки расплавленной лавы, остывающие и затвердевающие прямо в полёте. Вулканическая бомба в Разрезе.


Пирокластические потоки Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч. Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч.




Подводные курильщики Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Курильщик на дне Черного моря Заключение Я узнал много интересного о вулканах: На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Мне стало интересно: Мне стало интересно: 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 2. Почему происходят землетрясения. 2. Почему происходят землетрясения.

Слайд 2

Вулкан это чудо природы.

Издавна люди боялись вулканов.

В 79 г. н.э. вулкан Везувий полностью уничтожил города Геркуланум и Помпеи.

Слайд 3

Везувий сегодня

  • Слайд 4

    Извержение 1944 года

  • Слайд 5

    Останки жителей Помпей

  • Слайд 6

    ГИПОТЕЗА.

    Даже сегодня про вулканы известно не все, например, неизвестно когда именно начнет извергаться тот или иной вулкан; как вулканы влияют на климат всей планеты; насколько сильным будет извержение.

    Слайд 7

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – рассмотреть природное явление ВУЛКАН.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

    • рассмотреть устройство вулкана;
    • изучить процесс извержения вулкана;
    • изучить типы вулканов и связанные с ними вулканические явления;
    • создать модель извержения вулкана в домашних условиях.
  • Слайд 8

    Типы извержений

    На сегодняшний день известны следующие типы извержений

    • гавайский;
    • стромболийский;
    • вулканический;
    • плинийский.
  • Слайд 9

    Гавайский тип

    Извержения гавайского типа проходят при невязкой лаве и она спокойно льётся из кратера

    Слайд 10

    Стромболийский тип

    Извержения происходят при чуть более вязкой лаве. Заключённые в ней газы вырываются при небольших взрывах

    Слайд 11

    Вулканический тип. Извержение Кракатау

    Извержения вулканического типа проходят при ещё более вязкой лаве. Газы из него вырываются со взрывами разбрасывая вокруг камни и большоё количество вулканического пепла

    Слайд 12

    Плинийский тип. Извержение Пинатубо

    Извержения плинийского типа проходят при чрезвычайно вязкой лаве. При этом извержении вырывающиеся из неё газы производят мощные взрывы и с ними вулканический пепел выбрасывается высоко в атмосферу.

    Слайд 13

    Устройство вулканов

    • Как же устроены вулканы?
    • Почему они извергаются?
    • Где они извергаются?
  • Слайд 14

    Земная кора состоит из плит

    На границах плит происходят землетрясения и расположено большинство ВУЛКАНОВ

    Слайд 15

    Почему извергаются вулканы?

    При движении плит, например если одна плита уходит вниз и давит на магму, то магма от повышения давления плавя горные породы выходит на поверхность и начинается извержение.

    Слайд 16

    Стадии извержения

    • Магма ищет слабое место в земной коре.
    • Накопление магмы.
    • Магматический очаг.
    • Давление увеличивается, и магма вырывается наружу.
  • Слайд 17

    Лава

    Лава – это магма, извергающаяся из вулкана.

    • Вязкость лавы влияет на форму вулкана и тип извержения
    • Застывший поток лавы.
    • Вулкан Толбачик. Камчатка
  • Слайд 18

    Щитовой и стратовулкан

    Жидкая лава Более густая лава

  • Слайд 19

    Лавовый купол и Крутосклонный

    • Густая лава. Шлаки.
    • Возможно образование Лава застывает
    • Вулканической бомбыв канале вулкана
  • Введение

    Недавно по телевизору я увидел фильм о необычных горах. Когда они спят, они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и, тогда из их вершин вырываются пламя и раскалённые камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течёт раскалённая жидкость – лава, настоящий огненный поток.

    Это было очень красивое захватывающее зрелище. Увиденное поразило меня своим могуществом, неуправляемой силой. Я заинтересовался этим явлением и отправился в библиотеку, чтобы больше узнать об этих горах. Из энциклопедии я узнал, что эти горы называются вулканами. А красивое и грозное явление – извержением. Просматривая фотографии вулканов, я был очарован мощью, грозностью, силой и красотой могучих гор.

    На территории нашей области вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, широко используемая в быту. В будущем я мечтаю стать вулканологом, спуститься внутрь вулкана, чтобы изнутри увидеть эту красоту.

    Исходя из этого, темой исследовательской работы я выбрал «Вулканы».

    Цель исследования:

    1. изучить происхождение, строение вулканов;
    2. продукты вулканических извержений;
    3. узнать о пользе и опасности, которую таят вулканы.

    2. Общие сведения.

    Почему же вулканы так называются?

    В словаре иностранных слов написано: ВУЛКАН (по имени древнеримского бога огня Вулкана) - гора, обычно конической формы, с воронкой, через устье которой постоянно или время от времени выбрасываются из земных недр горячие газы, обломки горных пород, лава (расплавленные горные породы) и пепел; наряду с действующими вулканами встречаются потухшие.

    Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов. Древние римляне верили, что дым и огонь, вырывался с вершины гор, где находилась кузница, когда бог Вулкан ковал металл. С горы доносился глухой рокот и лязг, текла раскалённая лава. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами.

    Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твёрдые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность. Происходит извержение вулкана.

    На примере макета вулкана я хочу продемонстрировать извержение вулкана. (Приложение).

    3. Строение вулкана.

    Рассмотрим строение вулкана. (Приложение)

    Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров до двух и более километром.

    Жерло – идёт вглубь от кратера, по нему поднимается магма.

    Очаг вулкана – расположен в глубине земли.

    4. Виды вулканов

    Извержения вулкана может продолжаться несколько дней и даже месяцев. После сильного извержения вулкан снова приходит в состояние покоя на несколько лет и даже десятилетий. Такие вулканы называются действующими. (Приложение).

    Есть вулканы, которые извергались в давно прошедшие времена. Некоторые из них сохранили форму красивого конуса. О деятельности их у людей не сохранилось никаких сведений. Их называют потухшими. (Приложение).

    Есть уснувшие вулканы – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать. (Приложение).

    5. Расположение вулканов

    Современные вулканы известны во всех геологических районах Земли. Но распределены они неравномерно. (Приложение)

    Наибольшее количество действующих вулканов приходится на Камчатку, Курильские острова, Индонезию, Южную и Северную Америку.

    Меньше всего вулканов в океане.

    В настоящее время на земном шаре выявлено свыше 4 тысяч вулканов.

    6. Продукты вулканических извержений

    При извержении вулкана выделяются продукты вулканической деятельности, которые могут быть жидкими, газообразными и твёрдыми.

    Это:

    1. газы;
    2. водяной пар;
    3. сероводород;
    4. вулканический пепел,
    5. вулканические бомбы.

    Проведём небольшой эксперимент. Возьмём ёмкость с водой, камни и кусочки пемзы. Будем исследовать пемзу – камень вулканического происхождения – застывшая вулканическая каменная пена.

    Рассмотрим пемзу внимательно и сравним с обычным камнем:

    1. в пемзе очень много дырочек;
    2. в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
    3. опустим кусочки пемзы в воду. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды за счёт дырочек с воздухом.

    7. Опасность и польза вулканов

    В древности люди не умели объяснить причины извержения вулканов, поэтому это грозное явление природы повергало человека в ужас.

    Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для близко расположенных населённых пунктов. В момент извержения могут пострадать не только постройки, но и погибнуть люди.

    Однако у вулканов есть и достоинство. Это огромный запас энергии. нагретые вулканами подземные воды помогают получать электроэнергию. В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор. (Приложение).

    8. Заключение

    Сейчас учёные постоянно следят за вулканами, отмечая даже мельчайшие проявления активности. Это необходимо для того, чтобы вовремя подготовиться к извержению, исключив все возможные неожиданности, приводящие к гибели людей и другим происшествиям. Однако во время периода «спокойствия» вулкана его можно вполне свободно исследовать. Внутрь кратера часто спускаются скалолазы и исследователи, чтобы изучить подробнее это явление.

    В наше время происходят извержения вулканов в разных частях нашей планеты. Об это мы можем узнавать из средств массовой информации.

    В ходе работы я изучил строение, происхождение вулканов. Узнал о пользе и вреде вулканов.

    Литература

    1. Апродов, В.А. Вулканы [Текст]: учеб. пособие/ В.А. Апродов. – М.: Мысль, 1982. – 223с.
    2. Влодавец, В.И. Вулканы Земли [Текст]: Спб/ В.И. Влодавец. – М: Наука, 1973. – 198с.
    3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» [Текст]/ Сост. Н.Ю. Буянова. – М.:АСТ, 1997. – 480с.
    4. Лебединский, В.И. Вулканы и человек [Текст]:Спб/ Лебединский В.И. – М.: Недра, 1967. – 186с.

    Вулкан – самое грозное и опасное явление природы. Древние люди связывали эти явления с богами и их деятельностью. Например, индейцы ацтеки были уверены, что в лаве живут их боги. И чтобы умилостивить богов, они приносили им в жертву молодых красивых девушек.

    Извержение вулкана в древней Греции

    Во времена Средневековья люди верили, что вулканы – это двери в саму преисподнюю.

    За последние 300 лет, по мнению учёных, не менее 250 тысяч человек погибло от извержений вулканов в различных уголках нашей планеты. Очень часто близлежащие к вулканам территории подвергались полному или частичному уничтожению домов и сельскохозяйственных посевов. Это приводило к голоду среди населения и, как следствие, к дополнительным многочисленным жертвам.

    Лава может вытекать из жерла вулканов со скоростью до 90 км/ч. Эта скорость сравнима со скоростью автомобиля, движущегося по прямой дороге, свободной от других машин.

    Катастрофические извержения вулканов

    Самое страшное извержение прошлого века произошло в 1902 году на острове Мартиника (Вест Индия). Вулкан Мон-Пеле уничтожил всё население острова (30 121 человек), кроме двух – сапожника, чей дом находился на краю острова и заключённый, пребывавший в камере местной тюрьмы с очень толстыми каменными стенами.

    А извержение вулкана в Индонезии (озеро Тоба), примерно, 75 000 лет назад привело к резкому изменению климать на всей планете Земля. Эта эпоха известна под названием Ледниковый период.

    Почти 80 % вулканов находятся на суше, а около 20 % — под водой.

    Вулканы опасны не только раскалённой лавой, но и отравляющими газами. В 1986 году в Камеруне (Западная Африка) из озера Ньос на дне которого расположен действующий вулкан, поднялось облако из воды и углекислого газа. Оно опустилось в долину и вызвало смертельное удушье у 1700 человек и 3500 домашних животных, проживавших в близлежащих к вулкану деревнях.

    Что представляет собой вулкан

    Вулкан представляет собой геологическое образование, находящееся на поверхности всей земной коры, где раскалённая магма вышла на поверхность, при этом образуя жидкую раскалённую лаву, а также пирокластические потоки, вулканические газы и камни – так называемые вулканические бомбы.

    Классификация вулканов

    Учёные классифицируют вулканы по их форме, они бывают: щитовидные, шлаковые конусы, купольные и стратовулканы. Кроме этого, вулканы различаются в зависимости от степени их активности: спящие, дремлющие, потухшие и действующие, а также по их местонахождению: подводные, наземные, подледниковые и некоторые другие.

    Исследователи-учёные считают действующим вулканом тот, который извергался в давний исторический период того времени или в голоцене, то есть оледенении, относящегося к эпохе четвертичного периода, которая длится на протяжении последних 12 000 лет вплоть до настоящего времени. Однако, понятие «активный» вулкан достаточно неточное, поскольку сам вулкан, который имеет действующие фумаролы, часть учёных относит к потухшим, а некоторые учёные – к активным. Спящими вулканами принято считать ныне недействующие вулканы, на которых, всё же возможны небольшие извержения, а потухшими вулканами считаются те вулканы, на которых извержения маловероятны. Наряду с этим, среди учёных вулканологов до сих пор не имеется конкретного понятия, о том как определить активный вулкан, поскольку период активности вулкана может длиться от нескольких месяцев и даже до нескольких миллионов лет. Примечательно, что многие вулканы проявляли свою активность 10 000 лет тому назад, однако, в наше время они не считаются действующими.

    Районы вулканической активности. Красный цвет на карте.

    На сегодняшний день основными регионами вулканической активности являются следующие: Центральная Америка, Южная Америка, Меланезия, Ява, Японские острова, Полуостров Камчатка, Курильские острова, северо-западная часть США, Гавайские острова, Аляска, Алеутские острова, Атлантический океан, Исландия.

    Извержения вулканов иногда бывают очень катастрофическими. Так, например, в январе 1951 года в результате извержения вулкан Ламингтон, расположенного на территории государства Новая Гвинея, погибло почти 3 000 человек.

    Интересным фактом является то, что вулканы представляют собой возвышенность часто значительной высоты, например, вулкан Мауна-Лоа, достигает отметки примерно 4170 метров. А вулкан Руапеху, расположенный на территории государства Новая Зеландия, достигает отметки высоты 2796 метров.

    Наука, которая изучает вулканы, называется вулканология или геоморфология.