Высшие органы государственной власти российской федерации. Государственная власть в российской федерации Государственная власть в рф

«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Конституция РФ ст.10

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация -- одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека -- обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Президент

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд запретов.

Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход -- отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент -- арбитр в споре между властями -- может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Законодательная власть

Парламент Российской Федерации -- Федеральное собрание -- состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

Исполнительная власть

демократический судебный законодательный власть

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», -- гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности -- обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Судебная власть

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов -- одна из важных задач России.

По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Государственная власть – это способность государства легитимно и легально подчинять свой воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Источником государственной власти, как и суверенитета (т.е. независимости) является народ. Если народ в осуществлении государственной власти пользуется услугами профессиональных чиновников и системы государственных органов он осуществляет власть опосредствованно, если же он выражает свою волю на референдуме – то это будет прямым осуществлением государственной власти. Государственная власть и система её органов в позитивном плане должна обслуживать потребности своего народа – обеспечивать социальную природу государства, оказывать необходимые государственные услуги, поддерживать уровень жизни и устойчивое развитие страны.

Государственная власть – категория, ставящая свой задачей обеспечение поддержания конституционного порядка. Государственное принуждение, выраженное в работе полиции, судов, приставов, системы исполнения наказаний, органов прокуратуры направлено на меньшинство, нарушающее принятые правила и законы. Слова "легитимно и легально" означают, что государственная власть осуществляется только теми лицами и органами, которым её разрешил осуществлять народ и только в рамках закона. Проблема легитимности и ненасильственного отстранения от власти не легитимных органов и политиков – одна из самый острых в современном мире, поскольку легально такой процесс может протекать только в ходе выборов, результаты которых можно подтасовать.

В современных демократических обществах государственная власть, как правило, поделена между тремя независимыми ветвями: исполнительной (Правительство РФ, входящие в его состав министерства и ведомства), законодательной (Совет Федерации и Государственная Дума) и судебной (Верховный суд РФ, а также суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ). В России Президент, в отличие от некоторых республик, помещен над ветвями власти и выступает арбитром в спорах между ними и гарантом Конституции РФ. С 1991 по 1993 год это место было отведено Конституционному Суду. В других государствах президенты либо возглавляют исполнительную власть, либо выполняют декоративные функции.

Отношения между ветвями власти регулирует система "сдержек и противовесов". Это означает, что полномочие, скажем, президента уравновешивается полномочием парламента, дабы ни президент, ни парламент не могли узурпировать власть в стране. Точно также работают механизмы совместного формирование высших судов – ни одна из сил, участвующих в их формировании не может монопольно формировать состав их судей и тем самым обеспечивать себе поддержку или усиливать тем самым себя.

Государственная власть не существует сама по себе. Осуществляясь в соответствии с Конституцией и федеральными законами системой органов государственной власти она требует финансирования, которое осуществляется посредством налогов и сборов.

Как и любая другая система, эта должна обладать определенными отличительными особенностями, которые позволят ей иметь определенный статус в социальной жизни страны. Главными особенностями органов управления РФ являются:
  1. Наделение властными полномочиями на государственном уровне . Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  2. Действуют и основываются в установленных государством рамках . Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  3. Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  4. Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России .
Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий.
Так как система органов государственной власти состоит из определенных участников, то их необходимо как-то избирать. Поэтому всю систему делят на несколько типов. Один из них - по формированию личного состава. Он, в свою очередь, состоит из нескольких разделов:
  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Разновидности органов государственной власти РФ

  • Единоличные - такие, как президент.
  • Коллегиальные - к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
  • Единоначальные - в частности это министерства.
  • Высшие - президент, Государственная Дума.
  • Центральные - к ним относятся различные ведомства.
  • Территориальные - органы местной или региональной власти.

Президент

Главным руководителем всей страны, в том числе и над всеми властными структурами является президент. Именно он решает, какие законы принять, а какие отвергнуть. Он руководит всеми возможными областями деятельности:
  • Социальными.
  • Экономическими.
  • Политическими.
  • Духовными сферами.
  • Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
  • Принимает меры по обороне государства.
  • Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.
Важно! Именно президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека.

Структура системы органов управления РФ

Организация управления в стране - это одно из самых сложных мероприятий, именно поэтому конструкция системы будет очень сложной и длинной. В современной России это управление выглядит, как набор основных частей:
  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Законодательная власть

Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель. Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской. В основные функции данной власти входят:
  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.
Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом.
Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний - это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.

Исполнительная власть

Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти. Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права. В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:
  1. Министерства.
  2. Комитеты.
  3. Департамент.
  4. Главное управление.
  5. Федеральные агентства и службы.

Признаки исполнительной власти

  1. Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
  2. Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
  3. Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
  4. Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
  5. Непрерывность действий и распорядительный характер.
  6. Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
  7. Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
  8. Административный контроль над деятельностью граждан.
  9. Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
  10. Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.

Судебная власть

Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:
  • Уголовное.
  • Административное.
  • Гражданское.
  • Конституционное.

Метод наказания зависит от степени тяжести нарушения. Данный тип власти основан на действии двух основных частей:
  1. Конституционный суд РФ . Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
  2. Верховный суд РФ . Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.
В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:
  • Устройство судов.
  • Лица, способные представлять суды.
  • Финансирование правосудия.
  • Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.

В свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:
  1. Суды общей юрисдикции . Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
  2. Конституционная юстиция . Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
  3. Арбитражные суды . Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник - президент. Лучше разобраться во всех тонкостях и структуре системы органов государственной власти РФ, их функциях вам поможет нижепредложенное видео.

1) Конституционные нормы разделения властей в Российской

Федерации

Статья 10 Основного Закона РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» Конституция Российской Федерации // Российская газета от 00 декабря 0000 года, №000. Ст. 00..

Как видно в этой статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации, где каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают друг друга.

В этом пункте курсовой работы будут даны общие комментарии рассматриваемых статей Конституции РФ, Далее автор рассмотрит каждую из ветвей государственной власти в отдельности.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти.

Поскольку в ст. 10 говорится о разделении властей как о принципе организации государственной власти, это положение не относится к организации местного самоуправления в Российской Федерации, так как согласно ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Перечень федеральных органов государственной власти, данный в ч. 4 ст. 78, является исчерпывающим, т. е. не допускается его расширение без изменения гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 9, для изменения которой согласно ст. 135 Конституции должна быть применена усложненная процедура, имеет цель создать стабильную систему организации государственной власти в Российской Федерации.

2) Президент Российской Федерации

Согласно Статьи 80 Конституции РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета от 21 декабря 2001 года, №173. Ст. 34.:

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Таким образом, основная задача обеспечения взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента. Именно поэтому главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует гл. 4 «Президент Российской Федерации». В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».

Важно отметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, Президент выступает как глава государства, из чего следует, что он является первым среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу. При Президенте аккредитуются дипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Президенту как главе государства принадлежит право помилования.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В этом качестве он, в частности, вводит военное положение, режим которого определяется федеральным конституционным законом, назначает высшее командование Вооруженных Сил, утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Но право отклонения законов охватывает не все федеральные законы. Оно не применимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания.

В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики государства, но и тем, что он с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего - и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в полномочия Правительства законодательной власти. Президент имеет право не согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Концепция президентской власти, принятая действующей Конституцией, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции.

Суть изменений состоит, прежде всего в том, что Президент перестает быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется теперь Правительством. Заметим, что Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113).

Таким образом, положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть (согласно ч. 1 ст. 11 это Президент, Федеральное Собрание, Правительство). Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета Окуньков Л.А. Конституции государств - участников СНГ. Ин-т законодательства и сравнит.правоведения;Под ред.Л.А.Окунькова - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002; 143 с..

Анализируя правовые положения и полномочия Президента, следует учитывать, что они изложены не только в гл. 4 «Президент Российской Федерации», но и в последующих главах Конституции.

3) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)

Глава 5 Конституции РФ раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации.

Правовой статус Федерального Собрания определен не только в гл. 5 Конституции. Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации установлены в гл. 4 «Президент Российской Федерации», порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, а также выражения недоверия Правительству Государственной Думой отражены в гл. 6 «Правительство Российской Федерации». В гл. 7 «Судебная власть» определены полномочия Конституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.

Изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, то в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа. Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст. 114), а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума - нижней, так как это не установлено Конституцией.

Как правило, палаты Федерального Собрания заседают раздельно. В отдельных случаях проводятся совместные заседания палат. На своих заседаниях палаты Федерального Собрания осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большинство полномочий палат разграничено в Конституции исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования палат, и их функционального назначения.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией: 1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания (ст. 102 и 103); 2) связанные с организацией деятельности палат (ст. 101); 3) по принятию федеральных законов (ст. 105).

Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.

Существует два основных способа уточнения положений Конституции, определяющих статус Федерального Собрания. Во-первых, по спорным конституционным вопросам либо при восполнении пробелов в Конституции возможно толкование ее Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии с ст. 125 Конституции. Во-вторых, следуя духу и букве Конституции, палаты Федерального Собрания могут самостоятельно решить большинство вопросов, относящихся к организации их работы путем принятия регламентов палат, а в случае необходимости и федеральных законов. Принятие федеральных законов необходимо, в частности, для решения ряда вопросов, связанных с определением статуса депутатов палат Федерального Собрания, статуса и порядка деятельности комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.

4) Правительство Российской Федерации

Как уже отмечалось, Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собр анием и судами Российской Федерации.

Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность (ст. 11). В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, новая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально-экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71) и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72). Важно отметить, что новый Основной Закон создает реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способным реализовывать намеченные им программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за свои решения и действия.

От других федеральных органов Правительство отличается прежде всего предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны. Достаточно сказать, что согласно ст. 114 Конституции Правительство разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения.

Одной из основных функций Правительства является организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т. е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы (ст. 115) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.

На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих органов органически связаны. Центральные органы управления, входящие в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.

На практике и после принятия новой Конституции Президент неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Правительства, в частности об управлении федеральной собственностью, индексации вкладов, повышении минимального размера оплаты труда, введении различных социальных выплат и льгот. Оценка таких актов Президента с точки зрения конституционных полномочий и прерогатив различных органов власти - предмет специального рассмотрения. Заметим только, что для эффективного управления страной и исключения коллизий в законодательстве проблема разграничения компетенции Президента и Правительства в сфере исполнительной власти становится достаточно актуальной.

Отношения Федерального Собрания с Правительством определяются прежде всего через принимаемые парламентом законы, которые Правительство как исполнительная власть должно исполнять и проводить в жизнь. Другой, наиболее сильный рычаг воздействия парламента - утверждение федерального бюджета - обеспечивает возможность финансового контроля за деятельностью Правительства. И наконец, третий рычаг - дача согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства и вынесение этой палатой вотума недоверия Правительству. Однако последние действия - весьма ответственные для депутатского корпуса, так как при определенных условиях упорствующая Государственная Дума может быть распущена Президентом.

Конституционные статус и полномочия Правительства, естественно, не охватывают всех сторон его деятельности, нуждающихся в законодательном регулировании. Поэтому Конституция предусматривает принятие федерального конституционного закона о Правительстве. В этом законе будут более подробно определены правовые основы и организация его деятельности, порядок формирования и состав Правительства, отношения с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нуждаются в законодательном закреплении формы и способы взаимного делегирования полномочий органами исполнительной власти. В федеративном государстве этот путь открывает широкие перспективы для достижения оптимального сочетания децентрализации управления с сохранением за центром стратегических общегосударственных приоритетов и контроля за проведением реформы.

С принятием этого закона встает другая практическая задача - пересмотр ранее изданных актов Правительства. Следует подчеркнуть, что в этой области нет мелочей и второстепенных вопросов. Таким нормативным актам, как регламент заседаний Правительства и его Президиума, правила подготовки проектов постановлений и распоряжений Правительства, положение об аппарате Правительства, всегда придавалось важное значение. Обновление этой правовой базы прямо вытекает из нового статуса Правительства. И здесь помимо четкой нормативной регламентации внутренней деятельности Правительства важно закрепление и внедрение научных методов управления.

5) Судебная власть в Российской Федерации

Используемая Конституцией формула «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма. В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст. 11).

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, дистанцированных от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти.

Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.

Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 19 Конституции).

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право использовать принудительные полномочия государственной власти: в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, назначить уголовное наказание.

Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему этих судов включаются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды.

Новым для установления пределов судебной власти и ее внутреннего построения является включение Конституцией в структуру судебной власти прокуратуры Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания и возглавляет всю систему органов прокурорского надзора. Осуществление органами прокуратуры уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в судебном разбирательстве - важный элемент функционирования органов правосудия.

Подзаконность судебной власти проявляется не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона.

Законодательной основой функционирования судебной власти являются Конституция, федеральный конституционный закон о судебной системе, федеральные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а также материально-техническое и организационное обеспечение этих судов.

Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей. Состояние и качество судейского корпуса впервые регулируются на конституционном уровне. Унификация требований к кандидатам на судебные должности на территории всей России приобретает особое значение при известном отделении судов от системы правоохранительных органов и отнесении вопросов работы с кадрами судебных органов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ст. 72).

Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебной властью, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение вступивших в законную силу актов судебной власти, требований и распоряжений судей, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата суда (судебных исполнителей), проявление неуважения к суду или судьям влекут установленную законом ответственность.

В каждой стране существует своя система управления обществом, в нашей ее реализуют органы государственной власти РФ. Между ними распределены основные полномочия.

Структура ведомств охватывает полный спектр обязанностей и целей, которые требуется выполнять для сохранения стабильности и устойчивого развития в государстве.

Органы государственной власти — определение, признаки и структура

Орган госвласти является частью аппарата, который принимает участие в реализации определенных задач и обладает рядом преимуществ.

К основным признакам относятся:

  • осуществление деятельности от государства, а также его территориальной единицы – субъекта;
  • все действия регулируются нормативными актами, главным из них является Конституция РФ;
  • выполняемые цели строго ограничены компетенцией ведомства;
  • проявляется внутренняя структура и иерархия;
  • принятые решения имеют общеобязательный характер и санкционируются государством.

Говоря о структурной системе органов, можно их подразделить на группы по нескольким признакам:

  • по масштабу: федерального центра и регионов;
  • по теории подразделения: судебные, исполнительные и законодательные;
  • по территории: центральные и региональные;
  • по компетенции: общие и отраслевые.

Каждое ведомство имеет пирамидальную структуру с главой и подчиненными ему. Все региональные ведомства одинаковы по принципу сложения, так как повторяют центральный вид.

Три ветви власти РФ — схема и функции

В Российской Федерации , а значит в ней реализуется теория разделения властей.

Основывается она на том, что власть не может быть сконцентрирована в руках единоличного лидера, а должна быть поделена между направлениями власти, которые самостоятельны.

По классической теории, если говорить кратко, к ним относят:

  1. Законодательную – представляет потребности и взгляды граждан и издает законы. Эти задачи возложены на парламент, в нашей стране им является Федеральное Собрание.
  2. Исполнительную – управляет государственными делами. Осуществляет – Правительство с министерствами.
  3. Судебную – контролирует соблюдение законов, к ней относятся суды всех инстанций.

Все три ветви не только действуют исключительно в рамках своей юрисдикции, но и контролируют друг друга. Например, если разработка соотношения доходов и расходов передана Правительству, то утверждением бюджета уполномочена Государственная Дума – нижняя структурная единица парламента.

Особая роль отведена Президенту, который поддерживает равновесие должностных обязанностей.

Президент РФ — роль главы государства

Согласно закону, обладающим высшей юридической силой источником власти в России является ее многонациональный народ, а главным в государстве – Президент.

Выполнение ряда целей и задач возложено исключительно на него:

  • подписание законов федерального уровня – на финальной стадии принятия законопроекта именно подпись Президента ратифицирует нормативный акт;
  • публикация указов и специальных распоряжений;
  • предоставление политического убежища и российского гражданства;
  • реализация помилования и назначение наград;
  • представление на должность глав региональных единиц, а также уполномоченных представителей;
  • верховный главнокомандующий, вследствие чего в случае необходимости вводит военное или чрезвычайное положение и возглавляет командное руководство.

Президент не только определяет общую структуру Правительства, но и вправе назначить и освободить от должности следующих лиц:

  • главу исполнительной власти и его заместителя;
  • министров федерального уровня.

Вместе с другими госорганами обладает возможностью законодательной инициативы.

Федеральное собрание — высший орган законодательной власти

Россия является страной с ассиметричными по правам субъектами, следовательно орган законодательной власти – двухпалатный, то есть имеет два уровня.

Федеральное Собрание делится на:

  1. Совет Федерации – уполномоченные люди из субъектов (по два человека от каждого региона).
  2. Государственную Думу – избираемое учреждение, состоящее из четырехсот пятидесяти мест. Выборы производятся по парламентским спискам.

У обеих палат свой перечень задач. К основным целям Совета Федерации относятся:

  • официальное указание линий между субъектами;
  • решение относительно применения вооруженных сил России за границами нашего государства;
  • ратификация и денонсация международных нормативных актов.

К задачам ГосДумы относятся:

  • утверждение планируемого баланса между доходами и расходами, а также налоговых сборов;
  • объявление амнистии;
  • приглашает и лишает прав на пост председателя Центробанка и Счетной палаты, а также Уполномоченных по правам человека и ребенка.

Как принимаются федеральные законы

Законотворческий процесс состоит из шести стадий, в которых задействованы несколько органов власти:

  1. Законодательная инициатива – идея нового нормативного акта.
  2. Обсуждение в Государственной Думе три раза. В первый рассматриваются общие принципы, во второй – нюансы и корректировки, в третий – итоговый вариант.
  3. Принятие ГосДумой по голосованию, действует принцип большинства, то есть основная часть депутатов должны проголосовать положительно.
  4. Согласие Совета Федерации – больше половины членов обязаны дать одобрение.
  5. Подписание Президентом. Ему предоставляется четырнадцатидневный срок, в рамках которого он может либо наложить вето, либо одобрить законопроект.
  6. Публикация и реализация.

Принятие федеральных законов осуществляется в строго регламентированном порядке. А изменение положений Конституции посредством всенародного референдума.

Правительство России — исполнительная власть РФ

Как исполнительное подразделение власти занимается претворением в жизнь всех законов на практике.

Так, к основным направлениям и задачам Кабинета Министерств и подчиненных им ведомств относятся:

  • проработка и реализация исполнения бюджета всей России;
  • проведение общей денежно-кредитной политики;
  • реализация одинаковых идей в таких областях как культура и других;
  • управление владениями Федерации.

В систему исполнительной власти также входят правоохранительные органы. Дом Правительства расположен в Москве.

Судебная власть и его роль в государстве

Структура судопроизводства в России выглядит следующим образом:

  • конституционный;
  • общей юрисдикции;
  • арбитражный.

Демократический политический режим предполагает наличие правового государства, в котором есть разделение властей, большой объем прав и свобод граждан, а также политический плюрализм. Все эти параметры соблюдены в России, а структура органов власти не только делает их независимыми друг от друга, но и исключает возможность сосредоточения власти в руках одного человека или группы лиц.

Официальный сайт всех органов отражает информацию об их полномочиях и дает возможность сделать онлайн обращение.