Сроки и даты восстания степана разина. Восстание Степана Разина

Конспект по истории России

Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т.Разина . Движение это зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона "с Дона выдачи нет". Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением.

Причинами войны стало усиление крепостного гнета и общее ухудшение жизни народа. Основными участниками движения были крестьяне, беднейшее казачество, городская беднота. На втором этапе движения к нему примкнули народы Поволжья. Восстание Разина можно разделить на два периода.

1-й период начался с разбойного похода казаков на Каспий в 1667 г. Разинцы захватили Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнявших их ряды. Зимой 1668 г. казаки разгромили посланный против них персидский флот. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и изменило отношение правительства к казакам.

Затем Разин подошел к Астрахани. Местный воевода предпочел мирно впустить его в Астрахань при условии уступки части добычи и оружия. В сентябре 1669 г. отряды Разина поплыли вверх по Волге и заняли Царицын, после чего отбыли на Дон. Окрыленный удачей, Разин занялся подготовкой нового похода, на этот раз "за доброго царя" против "изменников бояр".

2-й период . Второй поход Разина с Дона на Волгу начался в апреле 1670 г. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья - мордвы, татар, чувашей, социальная направленность движения резко изменилась.

В мае 1670 г. 7-тысячный отряд Разина вновь овладел Царицыном. В это же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Астрахани казачье управление, повстанцы направились вверх по Волге. Без боя сдались Самара и Саратов. На протяжении всего второго периода Разин рассылал "прелестные письма", в которых звал народ на борьбу. Крестьянская война достигла наивысшего предела и охватила огромную территорию, на которой действовали многочисленные отряды во главе с атаманами М.Осиповым, М.Харитоновым, В.Федоровым, монахиней Аленой и др. Восставшие громили монастыри и имения.

В сентябре войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию дворянства - в августе 1670 г. 60-тысячное войско направилось в Среднее Поволжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю.Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к симбирскому гарнизону под началом воеводы И.Милославского. Разин, раненный, с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 6 июня 1671 г. Разина казнили на Красной площади в Москве. В ноябре 1671 г. пала Астрахань - последний оплот восставших. Участники восстания подверглись жестоким репрессиям.

Причины поражения восстания : стихийный характер; отсутствие четкого плана действий; слабая дисциплина и плохое вооружение повстанцев; отсутствие четкой политической программы; противоречия между различными социальными группами в лагере восставших.

Как и все крестьянские волнения, восстание Разина потерпело поражение. Но это было одно из крупнейших антифеодальных выступлений в истории России.

В конце XVII в. в России грянуло крупнейшее казачье-крестьянское восстание. Причины того, что люди взялись за оружие и встали против власти, были различны для каждого слоя - у крестьян, стрельцов и казаков на то были свои основания. Восстание под предводительством Степана Разина состояло из двух этапов - похода на Каспий, носившего грабительский характер, и похода на Волгу, происходившего уже с участием крестьян. С.Т. Разин был сильным, умным и хитрым человеком, что и позволило ему подчинить себе казаков и собрать большое войско для своих походов. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Историки XX в. чаще всего оценивали восстание Степана Разина как вторую крестьянскую войну в России. Они считали, что данное движение было ответом на закрепощение крестьян 1649 г.

Что касается причин восстания под предводительством Степана Разина, то они были комплексными и достаточно сложными. За каждым фактором восстания стоял определенный социальный тип восставших людей. Во-первых, это были казаки (рис. 2). Когда в 1642 г. казаки отказались от завоевания крепости Азова, то они не смогли больше ходить в грабительские походы в Причерноморье и в Приазовье: им преграждал путь Азов, турецкая крепость. Поэтому размер военной добычи казаков значительно уменьшился. В связи с тяжелым положением России (русско-польская война) и закрепощением крестьян количество беглых крестьян на юг страны увеличивалось. Население росло, а источников существования оказывалось все меньше. Таким образом, на Дону возникло напряжение, что объясняет участие казаков в восстании Степана Разина.

Рис. 2. Донские казаки ()

Во-вторых, в восстании приняли участие стрельцы (рис. 3), которые составляли основную часть гарнизонов на юге России. То есть основная военная сила страны перешла на сторону восставших. Финансовые проблемы не позволяли выплачивать служилым людям жалованье в полном объеме, что не понравилось стрельцам. Это и послужило причиной их присоединения к восстанию.

Рис. 3. Стрельцы ()

В-третьих, крестьянское движение не могло обойтись без непосредственно крестьян (рис. 4). Формальное закрепощение крестьян по Соборному уложению 1649 г. еще не означало установление полного крепостнического режима, но все же очень сильно ограничивало крестьян в правах. Это послужило причиной их участия в восстании Степана Разина.

Рис. 4. Крестьяне ()

Таким образом, у каждого социального типа была своя причина для недовольства правительством России.

Казаки являлись движущей силой восстания под предводительством Степана Разина. К середине XVII в. в среде казачества выделилась верхушка - домовитые казаки. Если основная часть казачества - это в основном были бедные люди, бывшие крестьяне и холопы, то домовитые казаки - это были богатые люди с личным имуществом. Таким образом, казачество было неоднородно, и в ходе восстания это проявилось.

Что касается личности Степана Тимофеевича Разина (ок. 1631-1670), то это был удивительный человек с большим жизненным опытом. Несколько раз казаки избирали его своим атаманом. Разин знал татарский и турецкий языки, так как на Дону предводителю казаков было необходимо знать языки своих противников. Дважды Степан Разин пересекал Московское государство - ездил на Соловки в Белом море. С.Т. Разин был образованным человеком с широким кругозором. Также у него был сильный волевой характер, и он держал всех казаков в повиновении.

Накануне восстания Степана Разина случился социальный взрыв - предвестник грозного выступления. Несколько сотен казаков под предводительством Василия Уса двинулись к Москве. Они хотели, чтобы их признали служилыми людьми и выплачивали им жалование. Однако под Тулой их остановили и заставили повернуть назад.

Весной 1667 г. Степан Разин принял решение идти вместе с казаками в грабительский поход на Каспийское море. Проплыв по Волге, войско Разина приблизилось к Астрахани. Здесь царский воевода попытался задержать «воровское войско», но разинцы сумели проскочить по одному из рукавов в дельте Волги (рис. 5) и вышли в Каспийское море. Далее они двинулись вверх, потом на Восток по р. Яик. На этой реке находилась царская крепость Яицкий городок с проживающими там яицкими казаками. Степан Разин со своими казаками применил хитрость: они переоделись в простую одежду и, проникнув в город, ночью перебили охрану и впустили свое войско в город. Все начальство Яицкого городка было казнено казаками Разина. Большинство служилых людей в этой крепости перешло на сторону восставших. Тогда все войско Степана участвовало в дуване - дележе награбленного имущества между казаками поровну. После вступления в войско Разина и дувана стрельцы становились полноправными казаками.

Рис. 5. Переправа кораблей волоком ()

Весной 1668 г. казачье разинское войско спустилось вниз по р. Яик и отправилось к западному побережью Каспия - персидским берегам. Казаки подвергли побережье опустошительному разгрому. Они захватили и разграбили крупный город Дербент, а также ряд других городов. В городке Фарабат произошел эпизод, который показал истинно грабительские намерения разинского войска. Договорившись с жителями города, что войско Степана Разина не будет грабить их город, а будет только торговать, оно после всех торгов напало на жителей и разграбило город.

В 1669 г. разинские казаки разграбили восточное туркменское побережье Каспийского моря. Наконец, персидский шах выслал против казаков свой флот. Тогда Разин пустился на хитрость. Применив опять же хитрость, разинский флот притворно бежал, а затем, поворачивая постепенно свои корабли, разбил по одному персидские корабли.

Отягощенные добычей, разинцы в 1669 г. двинулись домой. На этот раз мимо Астрахани войско Разина проскочить незаметно не могло, поэтому Степан Разин принес повинную астраханскому князю Прозоровскому. В Астрахани (рис. 6) разинцы остановились на некоторое время. Казаки Степана Разина шли в поход «за зипунами» обычными людьми, неброско одетыми и небогатыми, а вернулись с деньгами, в дорогой одежде с великолепным оружием, представ так перед астраханцами, в том числе перед служилыми людьми. Тогда в головы к служилым царским людям закралось сомнение: стоит ли служить царю дальше или же пойти в войско к Разину.

Рис. 6. Астрахань в XVII в. ()

Наконец, разинцы отплыли из Астрахани. Перед отъездом Степан подарил свою дорогую губу Прозоровскому. Когда казаки отплыли из Астрахани, Степан Разин выбросил, по одной версии, персидскую княжну, по другой - дочь влиятельного кабардинского князя за борт своего корабля, так как его дома ждала законная жена. Этот сюжет был положен в основу народной песни «Из-за острова на стрежень». Данный эпизод показывает суть грабительского похода Степана Разина на Каспий. Пройдя волоком между Волгой и Доном, разинцы вернулись домой. Но Разин не стал распускать свое войско.

Весной 1670 г. на Дон в Черкасск прибыл царский гонец. Сюда же со своим войском прибыл Степан Разин. Состоялся всеобщий казачий круг (рис. 7). Разин доказал своим казакам, что гонец прибыл не от царя, а от изменников бояр, и его утопили в реке. Таким образом, мосты были сожжены, и Степан принял решение идти со своим казачьим войском на Волгу.

Рис. 7. Казачий круг во главе со Степаном Разиным в Черкасске ()

Накануне похода на Волгу Степан Разин разослал людям прелестные письма (рис. 8) - агитацию в свое войско. В этих письмах Разин призывал «мирских кровопивцев выводить», то есть уничтожать все привилегированные сословия в России, которые, по его мнению, мешают жить простым людям. То есть С.Т. Разин выступал не против царя, а против недостатков существующего тогда строя.

Рис. 8. Прелестные письма Степана Разина ()

Степан Разин не хотел оставлять у себя в тылу сильную Астраханскую крепость, и его войско сначала двинулось вниз по Волге. Навстречу разинцам воевода Прозоровский выслал большой стрелецкий отряд, но он перешел на сторону восставших. Когда войско Разина подошло к Астрахани, первый штурм крепости был неудачным. Но затем большая часть стрельцов перешла на сторону восставших, и разинцы взяли крепость. Воевода Прозоровский и начальство Астрахани были казнены.

После взятия Астрахани войско Степана Разина двинулось вверх по Волге. Один за другим города захватывались войсками Разина, стрелецкие гарнизоны переходили на сторону восставших. Наконец, против разинского войска была выслана лучшая московская пехота - столичные стрельцы (рис. 9). Разинцы захватили поволжский город Саратов, а московские стрельцы об этом еще не знали. Тогда С.Т. Разин в очередной раз пустился на хитрость. Часть разинских войск имитировало штурм крепости, а часть - засели в городе. Как только московские стрельцы высадились возле Саратова, все разинцы напали на них, и тогда царские войска сложили оружие. Большинство московских стрельцов влилось в разинское войско, но разинцы не очень им доверяли и посадили их на весла.

Рис. 9. Столичные стрельцы ()

Далее разинское войско достигло города Симбирска (рис. 10). Крепость устояла, а к ней подошла правительственная армия. Однако Разин взял верх и заставил правительственные войска отступить. Возле Симбирска в большей мере проявился крестьянский характер восстания. В этом районе крестьяне массово присоединялись к восставшим. Но они действовали в пределах своей области, где жили: убивали помещиков, брали штурмом крепости и монастыри, а дальше возвращались к своим хозяйствам.

Рис. 10. Войска Степана Разина штурмуют Симбирск ()

В сентябре 1670 г. к Симбирску подошли вновь сформированные и обученные правительственные полки, которые на этот раз нанесли войску Степана Разина поражение. Он был ранен и с несколькими казаками бежал вниз по Волге и на Дон. На Дону домовитые казаки выдали Разина властям, так как спасали свои жизни.

Степана Тимофеевича Разина и его брата Фрола доставили в Москву. Разин вынес все пытки и летом 1671 г. был казнен четвертованием. Брата Разина, Фрола, казнили спустя несколько лет, так как сначала он сказал, что знает, где спрятаны сокровища разинцев, но это оказалось не так.

После казни Степана Разина было разгромлено ядро повстанческого войска - казаки, но восстание сразу не прекратилось. В некоторых местах выступали еще с оружием крестьяне. Но крестьянское движение вскоре также было подавлено. Боярин Юрий Долгорукий повесил 11 000 крестьян в ходе карательных походов.

Теоретически в случае победы войска Разина строй Московского государства не изменился бы, так как оно не могло быть устроено по образу казачьего круга, структура его была более сложная. Если бы разинцы победили, то захотели бы взять себе поместья с крестьянами и осесть. Таким образом, государственный строй не был бы изменен - движение было бесперспективным.

Список литературы

  1. Баранов П.А., Вовина В.Г. и др. История России. 7 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  2. Буганов В.И. Разин и разинцы. - М., 1995.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. Конец XVI - XVIII век. - М.: «Просвещение», 2012.
  4. Крестьянская война под предводительством Степана Разина: в 2-х томах. - М., 1957.
  5. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники / Рецензент: д-р ист. наук, проф. В.И. Буганов; Оформление художника А.А. Брантмана. - М.: Мысль, 1988.
  1. Protown.ru ().
  2. Hiztory.ru ().
  3. Док.история.рф ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о причинах восстания под предводительством Степана Разина.
  2. Охарактеризуйте личность С.Т. Разина.
  3. К какому типу можно отнести первый этап восстания - к грабительскому казачьему или к крестьянскому?
  4. Что способствовало продолжению восстания Степана Разина после первого этапа? Назовите причины поражения разинцев. Прокомментируйте последствия данного восстания.

Войны, рост налогов, денежные авантюры властей в царствование Алексея Михайловича расшатывали хозяйство страны. Тяглецы «худели», разорялись и бежали. Размах бегства крестьян, особенно помещичьих, был таков, что власти организовали массовый сыск беглых. В 1663-1667 гг. в одном Рязанском уезде сумели найти и вернуть 8 тыс. крестьян и холопов. А скольких не нашли? Сколько беглых укрылось на Украине, на Волге, в Приуралье, в Сибири? Скольких принял Дон? С Дона по-прежнему не было выдачи. Там весьма обустроено жили «старые» «домовитые» казаки. Вели хозяйство, торговлю, получали от царя жалованье, свинец и порох за службу по охране пограничья. Но, кроме того, здесь обитало множество «молодых» «голутвенных» казаков - «голытьбы». Голутвенные казаки прирабатывали у домовитых, но в основном жили грабежом. Они постоянно были готовы отправиться ловить удачу в крымских, турецких, персидских, польских пределах, не брезговали и грабежом православных купцов.

Один атаман (из домовитых казаков) Василий Ус храбро воевал с ляхами на Украине и Белоруссии и по возвращении на Дон приобрел популярность среди голутвенного казачества. В 1666 г. на Дону был голод. Страдали прежде всего «молодые» казаки, не имевшие своего хозяйства. Василий Ус собрал ватагу голутвенных казаков и двинулся на Слободскую Украину, потом в южные уезды России, а потом и к Москве. В его отряд входили главным образом «молодые казаки». Казаки говорили, что идут к царю с просьбой зачислить их на царскую службу и дать жалованье, прежде всего хлеб. Однако действовали донцы не как просители. По пути они громили поместья и богатые дома. Крестьяне толпами присоединялись к Усу. На р. Упе, в 8 км от Тулы, восставшие построили острог. Царь Алексей направил против мятежников полки, и тогда, не дожидаясь сражения, казаки и многие прибившиеся к ним местные крестьяне и холопы ушли на Дон.

«Я ПРИШЕЛ БИТЬ ТОЛЬКО БОЯР ДА БОГАТЫХ ГОСПОД»

Часть стрельцов отправилась с атаманом. На 35 больших стругах казаки миновали Астрахань, прошли Каспийским морем и объявились в устье Яика (р. Урал). Казаки овладели укрепленным Яицким городком, где провели зиму, торгуя захваченным добром с местным населением и готовясь к новым набегам.

В столицу же поступала ложная информация; будто «воровские казаки» сидят в Яицком городке, осажденные степняками. Поэтому против Разина послали небольшой отряд стрельцов в 3 тыс. человек. К Разину же тем временем стекались казаки и беглые люди со всех сторон, куда дошла слава о его удаче и подвигах. Царский отряд был разгромлен, часть его влилась в ряды восставших.

«И ЗА БОРТ ЕЕ БОРСАЕТ…»

Россия в те времена имела неплохие отношения с Персией, но в конце XVII в. положение изменилось, чему в немалой степени способствовал набег Разина на азербайджанские княжества и Персию. Весной 1668 г. Степан Разин с несколькими сотнями казаков погрузили на струги порох, свинец, ядра и легкие пушки. Тяжелые орудия Яицкого городка были затоплены. Казачьи лодки вышли в Каспийское море. У устья Терека к Разину пристал отряд голутвенных казаков во главе с Сергеем Хромым (Кривым). После этого под рукой Степана оказалось 2 тыс. (по некоторым источникам - 6 тыс.) человек. Как дальше разворачивался поход? В Москве со слов астраханца, приехавшего из Шемахи, знали: «Воровские казаки Стеньки Разина были в шаховой области, в Низовой, и в Баку, и в Гиляне. Ясыря (пленных) и живота (добычи) поймали много. А живут де казаки на Куре-реке и по морю разъезжают врозь для добычи, а сказывают, что, де, их, казаков, многие струги». Вскоре атаман Разин объявился у южного побережья Каспия. Персидский шах выслал против разбойников флот в 70 кораблей, но казаки разбили его. Шах жаловался на казачьи грабежи в Москву, но там отвечали, что казаки Разина - «воровские», и царь Московский на Персию их не посылал. Поход Разина запечатлели не только персидские хроники, но и иранский фольклор. Атаман в иранских сказках выглядит не лучше «поганого змея Тугариновича» в наших.

Осенью 1669 г. Разин вновь появился под Астраханью. Зная о «великой силе» атамана, астраханский воевода не решился дать бой. Договорились, что казаки сдадут оружие, а воевода пропустит их через Астрахань. Разинцы вошли в город, отдали несколько пушек, но с мушкетами, карабинами, пищалями, саблями и пиками, конечно, не расстались. Иностранный наблюдатель писал потом, с каким восторгом простой люд встречал героя, побившего персов. Атамана называли «отцом». Разин же «сулил вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского». «Чернь охотно то слушала», обещала прийти на помощь, «только бы он начал». С добычей вернулся Стенька на Дон, где большинство домовитых и голутвенных казаков готовы были признать его верховным атаманом. Молва о лихом атамане распространилась далеко за пределы вольного Дона.

НАПОЛНЯТЬ ЖЕЛУДОК ПЕСКОМ

Человек этот жесток и груб, в особенности в пьяном виде: тогда величайшее удовольствие находит он в мучении своих подчиненных, которым приказывает связывать руки над головою, наполнять желудок песком и затем бросает их в реку.

НОВЫЙ ПОХОД РАЗИНА НА ВОЛГУ 1670 Г.

Весной 1670 г. Степан Разин появился на Волге. Со всех сторон к атаману побежал народ: крестьяне, казаки, «работные люди» с волжских рыбных промыслов, разного рода гулящие люди. На сей раз атаман действовал именем «Великого Государя царевича» Алексея Алексеевича. Старший сын царя Алексей Михайловича - царевич Алексей неожиданно умер. В народе о нем ходили разные слухи. Степан Разин заявил, что царевич не умер, а бежал от «боярских неправд» и передает ему, донскому атаману, приказ своего отца царя: вести войну с «изменниками боярами» и дать всем простым людям волю. По стране летали прелесные письма Стеньки, которые звали («прельщали») чернь к восстанию. В России началась крестьянская война. Клич атамана: «Я пришел дать вам волю!», находил отклик в сердцах закрепощенных людей. Разин заявлял, что жизнь страны будет устроена по примеру казачьего Дона с его казачьим кругом и выбором атамана.

Царицын сдался Разину без боя. Восставшие двинулись к Астрахани. Жерла 400 орудий смотрели на повстанцев с каменных стен города. Воевода и дворяне готовились биться, а черные люди кричали казакам: «Взбирайтесь, братцы. Давно вас ждем».

Штурм начался в ночь, и к утру Астрахань пала. Воевода был сброшен с колокольни, ненавистные бояре, купцы, приказные перебиты. Управлять городом Разин оставил Василия Уса и Федора Шелудяка, а сам отправился вверх по Волге.

Без боя атаману предались хорошо укрепленные Саратов и Самара. Везде ликовали простолюдины. «Многие лета нашему батьке! Пусть он победит всех бояр, князей!» - кричал народ. «За дело, братцы, - отвечал атаман, - ныне отомстим тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать вам всем волю и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне. Будьте только мужественны и оставайтесь верны!»

КРЮК

3-го июля первые мои мучители вытащили меня из дома Фабера и привели меня на берег реки, угрожая бросить в нее, если я не заплачу им 500 франков выкупа… Три дня спустя повели меня к предводителю, который пил с своими друзьями в погребе воеводы. Здесь я увидел трех казаков, нарядившихся в лучшие мои одежды. Там я оставался с четверть часа, в течение которой предводитель несколько раз пил за мое здоровье…

9-го воткнули крюк в бок секретарю Алексею Алексеевичу и повесили его вместе с сыном Гилянского хана на столбе, на котором они через несколько дней умерли.

После того на стене кремля повесили за ноги двух сыновей воеводы, из которых одному было всего 8 лет, а другому 16. Так как оба они были еще живы, то на следующий день младшего отвязали, а старшего сбросили с башни, с которой за несколько дней до этого сброшен был отец…

21-го предводитель в сопровождении 1200 человек вышел из Астрахани… В его отсутствие, как и при нем, резня продолжалась, и не проходило дня, в который бы не было умерщвлено более 150 человек.

ПОРАЖЕНИЕ РАЗИНА ПОД СИМБИРСКОМ

Алексей Михайлович, напуганный размахом мятежа, призвал всех столичных и провинциальных дворян и детей боярских «служить за великого государя и за свои домы». 60 тыс. конников выстроились на смотру под Москвой. К ним прибавили стрельцов и полки нового строя. Воевода Юрий Долгорукий «со товарищи» К. Щербатовым, Ю. Барятинским и другими поджидал эти войска под Арзамасом, чтобы обрушиться на «мятежников и воров». Юрий Барятинский с авангардом царских войск двинулся к Казани, потом к Свияжску. Попытки разинцев остановить его здесь не увенчались успехом. Первого октября 1670 г. под симбирскими стенами закипел решающий бой. Барятинский снял осаду с симбирского кремля и выпустил оттуда ратников воеводы Милославского.

Стенька Разин сражался в самых жарких местах. Голова атамана была рассечена, нога прострелена, но «батька» все бился, пока не побежало его воинство. Атаман с казаками заперся в одной из башен старого острога. Очнувшись от ран, он бросился с казаками в новую атаку, но стал жертвой хитрости воеводы Юрия. Барятинский переправил на Свиягу один отряд и велел громко кричать. Заслышав «окрики», Стенька подумал, что идет новое царское войско. Атаман погрузил на струги донских казаков и отплыл с ними к Царицыну, а потом ушел на Дон собирать новое войско.

РАСПРАВА

Без пощады громили царские воеводы «осиротевших» повстанцев Поволжья, Тамбовщины, Слободской Украины. «Страшно смотреть на Арзамас, - писал современник, - его предместья казались совершенным адом: всюду стояли виселицы и на каждой висело по 40 и по 50 трупов; там валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью; здесь торчали колья, на которых мучились преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописуемые страдания. В продолжение трех месяцев казнили 11 тысяч человек». Мучили и убивали не в одном Арзамасе. В Козьмодемьянске Барятинский казнил 60 человек, сотне велел отсечь руки, 400 человек бил кнутом.

Собор русского духовенства проклял Степана Разина и его приверженцев.

А Стенька пытался поднять Дон. Но домовитые казаки во главе с крестным отцом Стеньки Разина войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, который долгое время поддерживал лихого крестника, но не желал появления на Дону карательной экспедиции царских войск, враждебно встретили казаков Разина. 14 апреля 1671 г. они напали на Кагальник, где стоял атаман. Городок запылал с четырех сторон, его защитники были изрублены. Отчаянно дравшийся Разин попал в плен. Вскоре поймали и брата Стеньки - Фрола. Через Курск и Серпухов 200 казаков повезли в Москву Степана и Фрола Разиных. «Из-за тебя вся беда!» - рыдал Фрол. «Никакой беды нет, - отвечал его брат, - нас примут почестно; самые большие господа выйдут навстречу посмотреть на нас». За поимку Разиных домовитые казаки Дона получили особое «государево жалованье»: 3 тыс. серебряных рублей денег, 4 тыс. четвертей хлеба, 200 ведер вина, 150 пудов пороха и свинца.

А знаменитый атаман Степан Разин после пыток был четвертован 6 июня 1671 г. на Красной площади в Москве. Ко времени казни Степана Разина его атаманы еще продолжали борьбу. В их руках находилось все Нижнее Поволжье. Но царские войска наступали. Отказ домовитых казаков поддерживать повстанцев лишал их возможности черпать силы на Дону. Восставшие крестьяне и казаки вели разрозненные действия.

В июле 1671 г. атаман Василий Ус попытался подняться вверх по Волге и даже дошел до Симбирска. Здесь он был разбит и вернулся в Астрахань. Началась осада Астрахани, и в конце ноября город был взят. Опять последовали казни и расправы. Спасаясь, повстанцы бежали в Сибирь, на Урал, некоторые пробрались на север к староверческому Соловецкому монастырю.

РАЗИНЦЫ НА СОЛОВКАХ

Настоятель обители раскольник Никанор принимал всех: беглых стрельцов, казаков, гулящих людей, холопов, покинувших своих господ. Под знаменем старой веры стали сражаться и последние разинцы. Пали Соловки 22 января 1676 г. от предательства. Чернец Феоктист перебежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель. Когда темнота опустилась на Соловецкий остров, стрельцы проникли в монастырь и после ожесточенного боя заняли его. Староверов перебили, а 60 человек «пущих к воровству зачинщиков» подвергли жестоким казням. Одних вешали вниз головой, других, раздетых догола на лютом морозе, подцепляли крюком под ребра. Несчастные умирали в страшных мучениях.

РАЗИН В ЕВРОПЕЙСКИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ И ХРОНИКАХ

Среди иностранных источников о восстании С. Разина особое место занимают известия, появлявшиеся на страницах тогдашних газет и других продолжающихся изданий. Эти сообщения служили в свое время основным видом информации западноевропейской читающей публики о событиях в России и уже в силу этого представляют несомненный интерес для историков.

«Европейская субботняя газета», 1670, № 38 Москва, 14 августа. Пришло достоверное известие о том, что известный мятежник Степан Тимофеевич Разин не только с каждым днем присоединяет к себе все больше народа и войска, но и добился больших успехов под Астраханью. После того как он обратил в бегство посланных против него стрельцов и уничтожил несколько тысяч из них, он стал штурмовать Астрахань, и так как тамошний гарнизон, вопреки воле коменданта, отворил ему ворота, он взял город, а коменданта и тех князей и бояр, которые остались верны царю, велел повесить. Разграбление церквей было предотвращено тамошним митрополитом.

Указанный мятежник послал письмо архимандриту в Казань с требованием, чтобы тот при его прибытии вышел ему навстречу с надлежащими почестями. Опасаются, что он постарается овладеть крепостью Тарки, находящейся на самом рубеже царских владений у Каспийского моря. А поскольку это место находится далеко от Москвы и при теперешних обстоятельствах, как это уже видно, будет трудно послать туда помощь, то возможно, что Тарки тоже окажутся под властью мятежников и торговля с Пруссией и Россией может быть прервана. Москва вследствие этого также окажется в большом затруднении, так как до сих пор из этих мест [с Каспийского моря] сюда доставляли всю соленую рыбу, в которой этот народ, соблюдающий множество постов, очень нуждается. Оттуда доставляли также соль и пригоняли царю из этих владений каждый год по 40 000 лошадей.

Посланный против мятежников московский генерал Долгоруков требует стотысячную армию, а иначе не решается показаться на глаза врагу. Но двор не в силах собрать такую армию, так как тяглый люд не хочет вносить на это пятину, ссылаясь на свою несостоятельность

Достоверное известие о мятеже в Московии. Некий человек пишет 3 октября из Копенгагена: по милости божьей, он за пять недель совершил путешествие из Москвы и слышал там много удивительного о мятеже Степана Разина. Это большой тиран, и при взятии города Астрахани он велел сбросить с башни воеводу этой крепости, сам надругался над его женой и дочерью, а затем велел привязать их совсем нагими к лошадям, задом наперед, и отдать на поругание калмыкам - самым ужасным из всех татар. Он велел отрубить руки и ноги, многим немецким офицерам, а затем завязать их в мешки и бросить в Волгу. Над их женами он сам надругался, а затем отдал: их калмыкам

Рассказ о том, как главарь мятежников Степан Разин вместе с его братом были арестованы, доставлены в Москву и здесь преданы мучительной смерти. О всемирно известном, главном и первейшем мятежнике против Москвы по имени Степан Разин сообщается в донесении от 1 июля из Риги в Лифляндию. Здесь уже почти не сомневаются в том, что он арестован, так как все письма это подтверждают, и в последней почте говорится: Способ, с помощью которого указанного мятежника захватили в плен, был таков: поскольку он всячески стремился по мере своих успехов привлечь на свою сторону донских казаков и действовать силой против царя, упомянутые донские казаки сделали вид, что они одобряют его желание и хотят исполнить его, имея намерение посредством подобной хитрости поймать лису в ловушку. Когда казаки узнали, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, они напали на него и захватили его с братом в плен. Наконец, их обоих привезли под конвоем тысячи мушкетеров в столицу Москву. По сообщению из Москвы от 16 июня, в этот день был исполнен приговор над главарем мятежников - Разиным. Для того, чтобы его увидело как можно больше народа (ибо собралось более ста тысяч человек) и чтобы подвергнуть злодея наибольшему позору, его поставили на широкую повозку вышиной в семь футов. На повозке соорудили виселицу, под которой стоял Разин, крепко-прикованный к ней цепями: одной - за шею, другой - вокруг пояса и третьей - за ноги. Обе руки были прибиты гвоздями к краям повозки, и из них текло много крови. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его глову. Брат его тоже был скован цепями по рукам и по ногам и прикован к повозке, за которой он должен был идти, и он чувствовал себя очень плохо, оттого что подвергся позору на глазах у стольких тысяч людей. [Степан] все время смотрел на брата, и так как тот все больше и больше робел, [Степан], ожесточась от гнева сказал ему: «Брат, чего ты так страшишься? Нам надо было думать об этом раньше, прежде чем начать эту игру, а теперь уже слишком поздно. Поэтому отбрось свой страх! Раз уж мы храбро взялись за дело, то должны такими и оставаться. Ты боишься, смерти? Но придется ведь нам когда-нибудь умереть. Или тебя заботит, что остальным нашим сообщникам тоже придется плохо? Они окажутся более предусмотрительными, и небеса помогут им в их делах, так что они не должны будут опасаться такого наказания». От этих жестоких и подстрекательских речей брат еще больше бледнел, а Разин высказал еще много других угроз московитам, пока, наконец, в назначенном месте он не был предан смерти. По желанию некоторых знатных немцев, посланников разных земель, и персидского посла им была оказана честь и их провели под сильной охраной солдат через собравшуюся толпу к повозке, и это было им дозволено, чтобы они смогли все хороша увидеть и услышать и подробно рассказать о произошедшей казни. Они находились так близко, что некоторые из них вернулись [домой] обрызганные кровью казненного. Казнь эта происходила следующим образом: сначала ему отрубили обе руки, затем обе ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев - всем напоказ, как устрашающий пример для проезжих, а изуродованное туловище было вечером выброшено на съедение голодным псам. Таков был конец этой казни.

Повторите § 38 из учебника «История СССР». Обратите особое внимание на вопросы и задания. Вспомните из истории средних веков крупнейшие крестьянские восстания в Западной Европе и в России. Каков их характер?

§ 1. ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

XVII век был бурным периодом в русской истории. Начало его ознаменовалось польско-шведской интервенцией и рядом народных движений. Крупнейшим из них была Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова (1606 - 1607 годы). Она охватила огромную территорию от Днепра до Волги. Активное участие в ней приняли и донские казаки, храбро сражавшиеся на стороне Болотникова.

Но восстание было жестоко подавлено. После его разгрома дворяне еще сильнее стали притеснять народ. В 1649 году по Соборному уложению крестьяне в центре страны были окончательно закрепощены.

Уходя из городов и сел Центральной России на Дон, Волгу, Яик, крестьяне и посадские люди уносили с собой ненависть к господствующим классам. Те, кому удавалось скрыться на Дону в казачьих поселениях, становились свободными. «С Дона выдачи нет» - таков был закон «вольного» Дона, который признавала и Москва.

В этот период на Дону наблюдается значительный рост населения за счет беглых, разорившихся крестьян. Домовитые казаки жестоко эксплуатировали голытьбу и накапливали большие богатства. Это приводило к дальнейшему имущественному и социальному расслоению среди казаков. Положение голутвенного казачества усугублялось еще и тем, что на Дону под угрозой смерти запрещалось пахать землю и сеять хлеб. Казаки боялись, что распаханные земли привлекут внимание бояр и дворян и те лишат их вольностей.

Домовитые казаки продолжали получать из Москвы за несение пограничной службы царское жалованье, тогда как голытьба его не получала. Она жила, в основном, за счет добычи, захваченной во время походов в Крым, Турцию и Азов. Но львиная доля и этой добычи попадала домовитым, которые снабжали голытьбу оружием и судами.

Во второй половине XVII века положение голытьбы еще больше ухудшилось. Тринадцатилетняя война с Польшей, ряд неурожайных лет привели к массовому бегству крепостных крестьян на Дон. Это вызвало голод. Турки, между тем, сильно укрепили Азов, гирла Дона перегородили тремя рядами железных цепей, укрепили свой флот и закрыли казакам выход в Азовское и Черное моря. У донской голытьбы остался один путь для набегов - Волга, важнейшая торговая артерия Русского государства в XVII веке.

В конце 50-х годов XVII века донская голытьба построила городок Ригу, вблизи Царицына, на переволоке между Доном и Волгой. Отсюда она нападала на купеческие караваны судов. Домовитые казаки по указанию правительства разорили этот городок и сурово расправились с атаманами голытьбы. Но на этом движение голытьбы не закончилось.

В 1666 году атаман Василий Ус во главе большого отряда голытьбы, главным образом верховых городков, направился в Москву. Казаки заявили, что они идут просить царя определить их на военную службу и назначить денежное жалованье. Когда отряд вольных казаков вступил в крепостнические районы России, к нему стали присоединяться крестьяне, которые бросали своих помещиков, а порой и расправлялись с ними. В казачий лагерь под Тулой, кроме восставших крестьян, приходили работные люди тульских мануфактур. Здесь казачье войско достигло численности 3 тысячи человек.

Перепуганные дворяне бросали поместья, прятались за крепкими стенами городов, требовали от правительства подавить начавшееся восстание.

Против отряда Василия Уса двинулись крупные силы из Москвы. Царские войска отбросили его к Дону и подавили крестьянские выступления.

Но и эта расправа не изменила положения. Все шире росло недовольство бедноты жестоким угнетением, беззаконными притеснениями воевод, бояр и дворян.

§ 2. КАСПИЙСКИЙ ПОХОД СТЕПАНА РАЗИНА

Движение голытьбы стало особенно широким, когда его возглавил Степан Разин, имя которого было хорошо известно на Дону. Он еще юношей участвовал в боях и походах. Казачий Круг поручал ему в свое время вести переговоры с калмыками. Разин дважды бывал в Москве. По пути в Соловецкий монастырь он проехал Россию из конца в конец и видел, как дворяне угнетают русский народ, как страдает голытьба.

Весной 1667 года Разин стал во главе отряда в 600 человек и направился на Азов, но пробиться в Азовское море не СМОГ. Тогда он двинулся на Волгу. Домовитые казаки обрадовались уходу Разина с Дона. Желая избавиться от опасного для них бунтаря и недовольной бедноты и рассчитывая получить хороший куш из военной добычи, они снабдили голытьбу продовольствием и стругами. Разинцы начали действовать. Они напали на караван богатого московского купца Шорина, ненавистного бедноте, захватили баржи с арестантами на Волге.

Отряд Разина быстро рос. Под Царицыном в нем было уже 1500 человек. Почти без боя разинцы захватили Царицын и двинулись к Астрахани - крупнейшей русской пограничной крепости. Обманув бдительность астраханских воевод, Разин вышел в Каспийское море и направился в Яицкий городок, столицу Яицкого казачьего войска. Хитростью он захватил город и остался в нем на зимовку.

В марте 1668 года Разин со своими казаками появился в Каспийском море, взял Дербент. Это была территория Персии, откуда часто совершались походы на Русь для захвата людей и добычи. Освобожденные от рабства русские и украинцы влились в разинские отряды. Присоединился к разницам и отряд донских казаков, вышедших к Каспию через моздокские степи.

Флот Разина двинулся на Баку и Решт. В Реште Степан Разин начал переговоры с персидским правительством. Он хотел получить здесь земли для поселения отряда, но правительство ответило ему отказом.

Неожиданно жители Решта напали на отряд Разина и перебили 400 человек. Казаки жестоко отомстили за убитых товарищей. Они опустошили город Фарабад и туркменское побережье.

Разгромив персидский флот в июле 1668 года, Разин захватил богатые трофеи и остался зимовать на острове, близ устья реки Куры.

В августе отряд вернулся в Астрахань с огромной добычей. Астраханский воевода был вынужден пропустите Разина в город, так как население восторженно приветствовало предводителя голытьбы.

Каспийский поход под предводительством Разина в основном был типичным походом казаков «за зипунами». Но он и отличался от всех предыдущих экспедиций казаков: имел ярко выраженную классовую направленность, Разинцы расправлялись с начальными людьми, а бедноту и каторжных отпускали на свободу или охотно принимали в свои отряды. Все это объясняет восторженное отношение к разницам бедноты Нижнего Поволжья и ненависть к ним воевод и царя, подчеркивавших в своих грамотах антиправительственный и антифеодальный характер движения.

§ 3. РАЗГАР КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ

4 сентября 1669 года Разин вновь появился на Дону, Возвращение его было праздником для бедноты. Атаман голытьбы построил укрепленный Кагальницкий городок, вблизи впадения Северского Донца в Дон (остатки этого городка уже много лет разыскивают археологи). Сюда начали стекаться новые отряды голытьбы. В течение месяца войско увеличилось в два раза.

Домовитые казаки враждебно смотрели на разинцев. Фактически на Дону образовалось два войска - войско Степана Разина и войско донского атамана Корнилы Яковлева. Отношения между ними все более обострялись.

Для тайной слежки за разницами из Москвы на Дон был послан дьяк Евдокимов. Домовитые казаки приняли Евдокимова приветливо, но донская голытьба отнеслась к нему с недоверием. Прибыв в Черкасск с группой своих сторонников, Разин потребовал, чтобы Евдокимова привели на Круг. Во время допроса Разин разоблачил его как лазутчика царского правительства и приказал утопить его в реке. Корнила Яковлев пытался возразить Разину, но тот ему резко ответил: «Ты владей своим войском, а я владею своим». Это было моментом окончательного размежевания между голутвенным и домовитым казачеством.

Весной 1670 года разинцы выступили против царского правительства, решили «тряхнуть боярской Москвой». Отряды двинулись вверх по Дону, на Волгу. По пути к ним присоединился отряд Василия Уса. Флот Разина подошел к Царицыну и осадил город. Городская беднота открыла ворота и впустила разинцев. Захватив город, повстанцы уничтожили царских чиновников и ввели казачье управление.

Разин подошел к Астрахани. Город был сильно укреплен, на стенах крепости находилось 300 пушек, на Волге стоял морской корабль «Орел». Но астраханская беднота была на стороне повстанцев. С ее помощью Разин без труда овладел городом.

Он захватил Саратов, Самару, разослал оттуда свои призывы - «прелестные письма». Разин обещал «передрать» все «дела» в Москве и ввести повсеместно казачье управление.

Действительно, уже в Астрахани на обломках самодержавно-воеводской системы управления была создана новая форма правления. Население Астрахани было разделено на тысячи, сотни, десятки с выборными атаманами, сотниками, десятскими. Высшим органом власти стал казачий Круг. Круг судил феодалов, их слуг и выносил смертные приговоры. Другой существенной функцией новой власти была конфискация имущества феодалов, купцов и казны. Так на далекой окраине самодержавной России в ходе ожесточенной войны народа за свою свободу родилась своеобразная форма народной власти, созданная по образцу казачьей военной общины. Основной опорой этой власти была городская беднота, работные люди, беглые крестьяне и стрельцы. Однако ясной и определенной политической программы у Разина не было. Он не представлял себе, какой должна быть Русь после свержения царя.

Достигнув среднего течения Волги, войско Разина попало в места, населенные чувашами, татарами, мордвой. Это население жестоко притеснялось царским правительством, здесь было много недовольных, они переходили на сторону Разина и сражались в его отрядах. Весь юго-восток России был охвачен крестьянским восстанием.

Царское правительство срочно объявило всеобщую мобилизацию дворян и послало на Волгу крупные соединения и отряды артиллерии. Войско Разина насчитывало к этому времени двадцать тысяч.

Правительственная армия, прибывшая на подавление восстания, была значительно меньше по составу, но имела хорошее вооружение, чего не было у войска Разина: многие разинцы были вооружены дубинами, рогатинами, топорами, они не знали военного дела.

Решающее сражение произошло под Симбирском. Войско Степана Разина было разбито, а самого его - тяжелораненого - товарищи спасли и привезли на Дон.

§ 4. ПОДАВЛЕНИЕ ВОССТАНИЯ

Царские воеводы учинили страшную расправу над побежденными. Вот, например, что пишет современник: «Страшно было смотреть на Арзамас, его предместья казались совершенным адом, повсюду стояли виселицы и на каждой висело по 40 - 45 трупов, там валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью; здесь торчали колья, на которых мучились преступники и часть была жива по три дня, испытывая неописуемые страдания». Только в Арзамасе казнили 11 тысяч человек, а всего было уничтожено до 100 тысяч!

Домовитые казаки, узнав о поражении войска Разина и возвращении атамана на Дон, начали его преследовать. Они осадили Кагальницкий городок и заставили разинцев сдаться, обещая им прощения и свободу. Но это был обман. Разина схватили, отвезли в Черкасск, заковали в кандалы и посадили в подвал собора, где подвергли пыткам. В Старочеркасском соборе хранятся кандалы и цепи, в которые, по преданию, был закован Степан Разин.

В июне 1671 года Разина с его братом Фролом отправили под конвоем в Москву. Здесь его снова допрашивали и пытали. 16 июня 1671 года при огромном стечении народа в центре Москвы, на Лобном месте, вождь народного восстания Степан Разин был казнен.

§ 5. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТЕПАНА РАЗИНА

Правительство и церковь всячески старались оклеветать и опозорить Степана Разина. Он был предан анафеме в церквах, участники восстания в царских документах названы «ворами» и «разбойниками». Но простой народ видел в Разине и разницах своих защитников.

Декабристы, народники, первые русские марксисты глубоко изучали историю восстания Степана Разина. Карл Маркс посвятил ему специальную работу - «Стенька Разин».

В 1919 году на Красной площади при закладке памятника Степану Разину выступил Владимир Ильич Ленин. Он сказал: «Это Лобное место напоминает нам, сколько столетий мучились и тяжело, страдали трудящиеся массы под гнетом притеснителей... Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу».

Наш народ навеки сохранит в сердце память о славном и гордом сыне донского края.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Грамота Степана Разина

Грамота от Степана Тимофеевича, от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич, всей черни. Хто хочет... послужити великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам за одно бы изменников вывадить и мирских кравапивцов вывадить...

И мои казаки како промысь станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальныя и опальныя шли бы в полк к моим казакам...

За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми... будьте только мужественными и оставайтесь верны.

«Хрестоматия по истории СССР», т. I М., 1949, с. 134.

Вопросы и задания:

1. Отметьте общие, типичные для крестьянских войн черты восстания под руководством С. Разина, выделите особенности.

2. Приведите примеры из истории средневековой Западной Европы и России, когда в крестьянском движении принимали участие разнородные в классовом отношении силы. Как вели себя представители имущих классов? Какие выводы отсюда можно сделать?

3. Какую оценку дает В. И. Ленин личности С. Разина и движению под его предводительством?

В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России, где земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона пограничных земель от крымцев и ногайцев) обусловливали их отношения с центром, который обеспечивал их хлебным жалованьем, а также не требовал выдачи беглых крестьян. Нередко казакам для пополнения своего имущественного положения приходилось собирать походы "за зипунами". Однако в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения.

Во главе восставших стоял домовитый донской казак Степан Разин. Первые его походы "за зипунами" через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668-1669) ничем не отличались от прочих, целью которых были грабежи казенных и купеческих караванов и иранских владений. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья; мордва, татары, чуваши и др. Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета - Астраханью. Затем было принято решение продвигаться на север - вверх по Волге. Восстание охватило значительную территопию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска, повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль. Причинами поражения были стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы и его царистский характер.

Предпосылки и движущие силы освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.

Одним из условий Люблинской унии 1569 г. - одного из ключевых событий истории Восточной Европы XVI-XVII вв. было присоединение украинских земель непосредственно к Польше. На плодородные земли Украины хлынули польские феодалы, как грибы стали расти фольварки - барские имения. Неуклонно развивался процесс закрепощения крестьянства, постепенно приобретавший на территории Украины особенно изощренные и жесткие формы. Землевладельцы получили право судить и карать крестьян, вплоть до лишения жизни, а крестьянина, фактически, лишили даже права жаловаться на своего пана. Видавшие виды иностранные путешественники не переставали изумляться тяжести положения и бесправности украинского "хлопства". Положение крестьянства отягощалось и религиозным гнетом. После унии 1569 г. усилился натиск католической церкви, которая сама получала обширные земельные владения на Украине. В землях Украины и Белоруссии появляются представители ордена иезуитов, способствовавшие распространению католичества. Внедрению католичества способствовала и униатская церковь - созданная на соборе в г.Бресте в октябре 1596 г. Все это создавало весьма своеобразную ситуацию: паны, принадлежали к одной вере, а "хлопы" к другой. Излишне говорить о том, сколь тяжелые последствия это имело для последних. Ясно, что "хлопство" могло стать одной из движущих сил будущей освободительной войны против польских панов.

В весьма тяжелом положении оказались и жители городов - мещане. С середины XVI в. наблюдается определенный подъем городской жизни, развиваются старые города, появляются новые. Бурно развивалось ремесло, приобретавшее цеховые формы. Преградой на пути городской жизни становились польские феодалы. В землях Украины и Белоруссии существовало явление, неизвестное Московскому государству: наряду с государственными городами, которые являлись административными центрами и чаще всего управлялись на основе магдебургского права, было много городов, которые принадлежали магнатам. Но развитию городов препятствовало не только это, но и наличие многочисленных "юридик" - земельных владений светских и духовных феодалов на территории королевских городов. Они не подчинялись городским судам и администрации, вносили разброд и сумятицу в жизнь городов. Горожане начинают борьбу с засилием польских "можновладцев", объединяются вокруг православных соборов, создают "братства" - объединения православного населения. Первоначально эти организации ставили перед собой просветительские задачи, стремились сохранить и поддержать православие.

Было много поводов для недовольства и у православной шляхты, той, которая не ополячилась и не приняла католичество. Поляки оттесняли ее от занятия "урядов" (государственных чинов), подвергали гонениям за православие.

В аналогичном положении оказалось и православное духовенство. Православные священники изгонялись из храмов, им запрещалось вести службу на родном языке. Не случайно именно из рядов духовенства вышло много руководителей борьбы с поляками.

Все слои населения Украины готовы были сплотиться в борьбе за свою свободу. Была и сила, способная возглавить движение в военном отношении. Такой силой стало казачество. С давних времен в необозримых плавнях устьев рек Днепра, Днестра и Буга бродил какой-то люд, включавший в себя разноэтничные элементы, испытывавший на себе мощное влияние соседней тюркоязычной степи (не случайно и само название "казак" произошло из тюркского языка). По мере развития социальных антагонизмов, усиления иноземного гнета количество таких людей постоянно увеличивалось. В конце XV в. на зиму они группировались вокруг южных городов: Винницы, Черкасс и др., а летом отправлялись на свой "промысел". За знаменитыми днепровскими порогами казаки создают свои укрепления - со временем возникает Запорожская Сечь - казацкая республика, унаследовавшая демократические традиции еще времен Киевской Руси. Главным органом власти здесь был казачий круг - рада, избиравшая старшину во главе с кошевым атаманом. Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей были весьма своеобразными. Польское правительство не без оснований видело в Сечи угрозу, но нуждалось в казаках, поскольку они заслоняли от крымских татар, за спиной которых маячила могущественная Османская империя. Вот почему довольно рано польское правительство пыталось переманить к себе на службу часть казачества, включить его в так называемый реестр (то есть список). Занесенные в список казаки получали жалованье и таким образом приобретали как бы официальный статус. Но значительно увеличивать количество реестровых правительство опасалось.

Именно казачество и вело своего рода военную подготовку освободительной войны середины XVII в. Конец XVI - начало XVII столетий ознамензвались многочисленными казацкими восстаниями. Из среды казачества выдвигались талантливые вожди (Криштоф Косинский, Северин Наливайко). Восстания продолжались и в 20-30-х годах. Павел Бут, Тетеря - вот имена казацких вождей этого времени. Казачество, правда, в это время выдвигало "экономические" требования: увеличение жалованья, включение в реестр значительно большего количества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе.

Связи с русским правительством со временем начинают устанавливать и "братства". Следует различать сознание украинским и белорусским населением единства судеб своих земель с Великороссией и непосредственные политические контакты с русским правительством, которые начинают устанавливаться лишь в первой четверти XVII столетия. "Братства" ведут своего рода идеологическую подготовку освободительной войны. Из среды братских авторов выходит так называемая "полемическая" литература, которая была направлена против католиков-иезуитов, где просвещенные авторы обращались к истории и культуре восточнославянских народов, доказывали общность их судеб, необходимость совместной борьбы с завоевателями.