Каждый человек гражданин своей страны. Я гражданин страны своей

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.

>Сочинения по темам

Я гражданин России

Я живу в Российской Федерации, значит, я гражданин России, и мне следует гордиться этим. Мне всегда казалось, что родину нужно любить просто так, ни за что. Что ее нужно любить просто потому, что она есть, что мы в ней живем, что учимся и работает, что имеем возможность получать образование и лечение. Мне всегда казалось, что сама главная причина,­ для того, чтобы любить родину, это то, что она является нашей родиной. Но постепенно, я начал замечать, что очень многие говорят, что не любят родину. И хотя они являются гражданами России, они говорят, что хотели бы переехать в другую страну, потому что там условия жизни лучше, образование более качественное, политики слушают людей и­ принимают правильные законы.

­Мне стало интересно, почему люди, которые являются гражданами России, имеют настолько различные мнения. Почему одни думают одно, а другие другое. Ведь родина у нас одна, и она для всех одинаковая. Потом­ я понял, что, хотя родина у нас и одна, она дает нам не одно и то же. Каждый получает то, что заслуживает, так много, насколько много он работает. Но кто-то это осознает,­ а что-то нет. Поэтому начинает винить во всем страну.

Гражданин России в моем понимании­ должен если не любить, то уважать свою родину, то место, где он родился, то место, где сделал первые шаги в обучении или работе. Как бы все не сложилось впоследствии, как бы дальше не повернулась судьба, и­ куда бы ни свернула дорога вашей жизни, первые шаги вы сделали на вашей родине. Хотя бы поэтому, уважение в вашем сердце должно присутствовать.

Любой человек, которые родился в России и чувствует себя русским, уважает и ценит свою страну, по моему мнению, является гражданином России. Гражданин России никогда не скажет о ней плохого слова. Можно подмечать недостатки и работать над ними. Но если человек не готов бороться за что-то лучшее, а может только критиковать уже то, что существует, то он не имеет права говорить о недостатках. Если гражданин понимает несовершенность своей страны, он стремиться улучшить то, что существует, чтобы стана стала такой, какой должна­ быть. Гражданин своей страны старается сделать ее более пригодной для жизни, старается улучшить условия жизни. Гражданин понимает,­ что важно для­ его государства, и он не прячется в кусты, когда может что-то изменить. Наверное, именно поэтому, так мало человек можно назвать гражданами нашей страны по-настоящему. Ведь очень многие хотят переехать, чтобы найти лучшей жизни где-то еще. Это вполне естественное желание. Но, в таком случае, они не могут считаться гражданами России.

Обязательный атрибут любого государства – это его население. Без огромного массива людей страна попросту не имеет никакого юридического статуса и веса на международной арене. Однако возникает вопрос о том, каким образом люди относят себя к населению того или иного государства? Изначально учёные выдвигали теорию о том, что каждая страна – это отдельная этническая общность. Но что тогда представляют собой такие большие многонациональные государственные титаны, как США или Россия?

Отсюда следует, что этническая теория совершенно не подходит для объяснения принадлежности человека к определённой стране. С развитием демократии и права в целом было изобретено понятие, которое полностью характеризует человека как частичку определённого государства. В этой статье мы детально рассмотрим термин «гражданство» как правовой режим и внутреннюю идеологию человека.

Гражданство как правовой статус

Многие задаются вопросом о тои, что значит быть гражданином. Теория конституционного права детально отвечает на него. Гражданин – это лицо, наделённое гражданством, а гражданство, в свою очередь, - это устойчивая, нерушимая связь, основанная на праве, которая выражается наличием взаимных прав, обязанностей и ответственности. Таким образом, гражданство – это правовой режим, при котором человек является гражданином определённого государства. В конституционном праве гражданство выступает в качестве института, закреплённого в основном законе страны – конституции.

Разновидности гражданства

Ранее в некоторых монархических государствах гражданство было в виде института подданства. Этот правовой режим обусловлен связью человека с особой монарха, а не с государством. Подобная правовая модель характеризуется глубоким антидемократическим смыслом, потому что гражданин отвечает перед особой, а не социально-политической структурой в виде государства. На сегодняшний день во многих странах подданство заменено гражданством, так как последнее является более продуманным и функциональным институтом.

Процесс приобретения гражданства

Итак, выше мы выяснили, что человек должен иметь правовую связь с государством, которая позволяет понять, что значит быть гражданином. Но правовой институт гражданства не возникает просто так. Существуют определённые способы его приобретения, а именно:

  • Филиацией. Это способ получения гражданства по факту рождения человека. Выделяют несколько разновидностей филиации: по праву крови, почвы и наследству.
  • Следующий способ применим в тех случаях, когда человек - по сути, гражданин другой страны, но хочет приобрести гражданство еще одного государства. Этот вид имеет название натурализация. Различают две разновидности такого получения гражданства: регистрацию и дарование.
  • В международном праве также выделяется две разновидности получения гражданства: трансферт (территория одного государства переходит под контроль другого) и оптация (выбор гражданства человеком при пересечении границы).

Способы прекращения гражданства

В некоторых случаях гражданство человека может прекратиться. Законодательством государств всего мира предусмотрены следующие возможности для этого:

  1. Отказ от гражданства. Эта возможность осуществляется исключительно по инициативе гражданина. Во многих государствах институт отказа является новеллой, потому что многие конституции закрепляют «нерушимую» связь своих граждан и страны. В Российской Федерации выход из гражданства запрещён, если человек не представляет доказательства приобретения гражданства другого государства.
  2. Существует определённый вид ответственности, которая предусматривает лишение человека гражданства. Многие страны отказались от этой возможности, однако данная санкция является эффективной против людей, совершивших антигосударственные преступления. Лишение гражданства нужно отличать от экспатриации, при которой человека выдворяют за территориальные границы государства.
  3. Существуют моменты, когда человек изъявляет желание вступить в правовую связь с другой страной, чтобы получить новый пакет прав и обязанностей. Для этого производится смена гражданства.

Значение института гражданства в праве

Развитие демократии во всём мире поставило на первый план институт гражданства. Это свидетельствует о том, что роль прав и свобод человека существенно возросла. Подобные изменения привели к тому, что обычный человек способен влиять на политическую жизнь государства посредством избирательного права. Нужно отметить тот факт, что быть гражданином государства - значит иметь определённый объем прав и свобод. Другими словами, это определённая модель правоотношений государства и человека. В каждой стране эта модель организована по-своему, поэтому граждане нескольких государств будут иметь абсолютно разные права и обязанности.

Нормативные акты, регулирующие институт гражданства

Существует ряд нормативных актов международного и национального характера, которые всецело регулируют существующий институт гражданства в РФ, а также могут дать правовую оценку и ответ на вопрос о том, что значит быть гражданином государства. В статье ниже будут представлены немногие из них, так как весь перечень слишком велик.

  • Декларация прав человека.
  • Конвенция о защите человеческих прав.
  • Пакт о политических и гражданских правах.
  • Европейская конвенция о гражданстве.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации».
  • Гражданский кодекс РФ.

Следует помнить, что в этих нормативных документах представлена лишь правовая характеристика понятия «гражданин». В это же время данный термин несёт совершенно иной смысл, дающий возможность понять, что значит быть настоящим гражданином.

Гражданство как психологическое состояние человека

Выше было сказано, что правовая связь человека и государства осуществляется посредством реализации института гражданства. В повседневной жизни люди совершенно не задумываются о том, что значит быть настоящим гражданином.

Нужно всегда помнить не только своё родство с определёнными людьми, но и связь с государством, в котором человек рождён. Много веков подряд философы рассматривали понятие «гражданин» в контексте психологического состояния человека. Это внутреннее осознание и принятие факта принадлежности к великому народу, который проживает на какой-то территории. Идентификация человеком себя как части целого - вот что значит быть гражданином. Конечно, во многих культурах понятие «гражданина» будет существенно отличаться, если учитывать территориальные и этнические особенности, но в странах Европы и в частности России термин будет практически идентичен.

Что значит быть гражданином России?

В процессе своего исторического развития человек стал частью общества. Вне социума ни один из нас жить не может за исключением некоторых случаев, таких как, например, аскетизм. Во времена Античной Греции самым страшным наказанием было изгнание из общины. Это свидетельствует о том, что человек попросту не может жить без своих сородичей. Сегодня многие люди современной России задаются вопросом: «Что значит быть гражданином страны?» Ведь гражданами можно назвать большую часть российского населения, которое владеет паспортами РФ, но получение этого документа ещё не делает человека настоящей частичкой великого народа. Гражданин – это человек наделённый качеством патриотизма, глубоким осознанием своей нерушимой связи с великим народом России.

Подобные люди уважают и любят свою землю, пытаются оказать влияние на благосостояние государства за счёт своих сил. Когда мы спрашиваем себя о том, что значит быть гражданином России, нужно вспомнить слова великого человека, который не связан с РФ, но попал в самую точку своим высказыванием: «Не спрашивай о том, что твоя страна сделала для тебя. Ты должен думать о том, что ты можешь, что ты сделал для своей страны». Эти слова принадлежат Джону Кеннеди. Высказывание детально раскрывает смысл того, что значит хороший гражданин для своего государства.

Качества достойного гражданина

В последнее время очень модным стало присуждать звание достойного, почётного жителя, гражданина, человека и т. п. Тем не менее, совершенно непонятно, по каким критериям люди решают, что значит быть достойным гражданином. Достоинства любого человека перед своим государством проявляются, прежде всего, в терпимости ко всем негативным изменениям в политической и социальной жизни. Немаловажное значение играет чувство любви к своей стране.

Ведь именно на её территории каждый получил жизнь, знания, возможность саморазвития. Конечно, не у каждого из нас есть терпимость, патриотизм, глубокая любовь к родине. Отсюда следует вопрос о том, что значит быть гражданином? Сегодня тенденции во многом изменились, поэтому человек общества, достойный гражданин не обязан обладать абсолютно всеми перечисленными качествами, достаточно, чтобы он проявлял хотя бы малейшие попытки повлиять на жизнь своего государства. Также основное значение имеет стойкость ко всем неурядицам и невзгодам, которые могут возникнуть в процессе исторического развития любой страны.

Учитывая все моменты, указанные выше, можно ответить на вопрос: «Что значит быть гражданином страны?» Человек, достойный называться гражданином, может рассчитывать на взаимную помощь со стороны государства в любых жизненных вопросах.

Главная > Сочинение

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12.

Сочинение

«Я гражданин страны своей»

Выполнил: Филатов Максим,

лидер детского объединения

«Синяя птица»

Арзамас, 2011

Откуда начинается Россия?..

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда! Она прекрасна,

Она горит и светит в темноте

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

Я гражданин России… Что значит для меня эта фраза? Многое.. Когда ее произношу, то чувствую гордость за ее великие дела. Я вспоминаю Александра Невского, великого защитника Руси, который сумел противостоять шведскому войску и устроил Ледовое побоище для незваных гостей. Этого мудрого политика, который разумно выстроил взаимоотношения с предводителями татаро-монгольского ига. Не случайно именно этот полководец избран национальным героем современной России как яркий пример преданного служения Отечеству. Я вспоминаю Дмитрия Донского, одержавшего моральную и воинскую победу над врагом на поле Куликовом, и доказавшего русским князьям, что в единстве сила Руси. Я горжусь тем, что Иван Грозный, по преданию основатель моего родного Арзамаса, расширил границы нашего государства, присоединив к России Крымское, Казанское и Сибирское царства. И еще я вспоминаю Петра I, сделавшего нашу страну великой державой, открыв для россиян западный мир, который оказал огромное влияние на развитие культуры, науки, техники. Я горжусь подвигом советского народа, который уничтожил фашистскую нечисть и спас мир от коричневой чумы. Я чувствую причастность к этому подвигу, потому что мой прадед воевал на Западном фронте, защищая Дорогу жизни, эту тоненькую ниточку, по которой измученным блокадой ленинградцам доставляли ценное продовольствие. До сих пор в нашем семейном фотоальбоме хранятся полуистлевшие военные фотографии, на которых изображен веселый паренек в строгой артиллерийской форме. По словам моих родственников, мой прадед был честным, порядочным человеком, он прошел всю войну, а потом трудился на заводе в городе Горьком. И каждый раз, когда в моей жизни возникает сложная ситуация, я мысленно обращаюсь к своему прадеду: а как бы он поступил в этом случае, ведь его жизнь была во стократ сложней, а он выстоял, выстрадал, все перенес. Когда произносится фраза «Я гражданин России», я чувствую боль за страдания матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в страшные годы войн, которыми, к сожалению, так богата история моего Отечества. Я проникаюсь отчаянием тех людей, на глазах которых разрушалась великая держава Советский Союз, некогда единое многонациональное уникальное государство. Меня охватывает чувство негодования, когда я слышу о фактах коррупции во властных структурах, о фактах «разбазаривания» природных богатств моей Родины. Когда произносится фраза «Я гражданин России», мое сердце наполняется щемящим чувством нежности к ее природной красоте. Я вижу яркие зеленые луга с разбросанными по ним ромашковыми и васильковыми россыпями, гордые горные вершины Кавказа, прозрачные воды Байкала, уникальную долину гейзеров на Камчатке. Россия для меня - это ее многогранная культура: светлые стихи С.Есенина, мужественные ноты симфоний Шостаковича, философские размышления Л.Толстого, надрывное пение Высоцкого и Цоя, лихой перепляс ансамбля Моисеева. Это ее научные достижения: радио Попова и паровоз Черепанова, таблица элементов Менделеева, автомат Калашникова и первые космические корабли Циолковского. Да, Россия для меня - это ее великая история, культура, наука, ее несметные природные богатства. И я причастен ко всему, что связано с моей Родиной, и несу ответственность перед ее славными сыновьями, перед моими дедом и прадедом. Я хочу и смогу направить свои силы, энергию, знания на то, чтобы моя Родина была всегда сильным, мощным государством, чтобы в ней была экономическая стабильность, чтобы все граждане чувствовали себя социально защищенными и с уверенностью смотрели в будущее. Я лидер детского объединения «Синяя птица». Мы с ребятами стараемся внести свой маленький посильный вклад в дело развития и процветания России. Стране нужны квалифицированные специалисты - мы стараемся хорошо учиться, нужны честные, порядочные, законопослушные граждане – мы развиваем и воспитываем в себе эти качества. А ещё мы с удовольствием помогаем ветеранам, заботимся о малышах, защищаем родную природу. Очень актуальной в наше время является проблема вредных привычек среди подростков. Следует признать этот факт - многие ребята употребляют пиво, энергетические напитки, табачные изделия. Мне кажется, что таким образом они наносят ущерб не только своему здоровью, но и здоровью будущих поколений, а это губительно для страны. Я со своими друзьями уже сделал выбор - мы за здоровый образ жизни. Нашей Родине нужно здоровое поколение. Вот я и определил для себя, что значит быть гражданином России. Все очень просто: нужно любить свою Родину, уважительно и бережно относиться к ее истории, культуре, традициям. А главное – нужно стараться быть полезным людям, моим соотечественникам.

Статья

Перечень основных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы необходимости проведения мониторинга социально-психологического благополучия обучающихся образовательных учреждений города Москвы.

  • Стратегический курс на гуманитари­зацию содержания образования в стране свое адекватное выражение находит в системе классического образования, имеющего глубокие корни в России.

    Документ

    На рынке образователь­ных услуг происходит постепенное складывание новой инфраструктуры образовательных учреждений. Все они пы­таются найти свое лицо, свою модель, отличающую эту школу от дру­гих, делающую ее привлекательной в глазах

  • Закон

    Елена Попова. Отказ от военной службы прописан в российском законе! Не пойду я в армию! Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных

  • Закон

    Издание подготовлено Всероссийской коалицией общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу» в рамках проекта «Гражданин и армия» (Российские правозащитные организации в поддержку призывников и военнослужащих:

  • Странные ranners point. Странное чувство тоска

    Документ

    Ranners point. Странное чувство тоска. Le Français postmodernisme. Русский стиль. Институт холодных вод. Смех бессмысленный или «кукай сестро!». Простое целое und Das Zeyn.

  • Я - гражданин Республики Беларусь.

    Патриотизм не должен ослеплять нас;
    Любовь к отечеству есть действие ясного
    Рассудка, а не слепая страсть.
    Н. Карамзин.

    Получая в день своего шестнадцатилетия паспорт с гербом Республики
    Беларусь на синей обложке, юноша или девушка вспоминают слова В.В.Маяковского:
    Читайте,
    завидуйте,
    Я - гражданин…
    Присягая на верность Родине, молодой солдат с гордостью говорит: « Я,
    Гражданин Республики Беларусь, присягаю…»
    Быть гражданином Белоруссии - значит иметь гражданство нашего государства. Именно в этом гражданстве проявляются связь человека с государством, общность их интересов, патриотизм, гордость за свою Родину и высокая честь.
    Где бы ни был гражданин - на своей ли земле, далеко ли за ее пределами- - он гордится своей принадлежностью к родной стране. Нам - белорусским гражданам - присущи верность и любовь к Родине, забота о ее процветании, ответственность за ее судьбу. Вместе с тем мы всегда уверены в том, что наша жизнь, свобода, права надежно защищены родной страной. Лишение гражданства - это тяжкое наказание. Нет ничего страшнее, чем быть гражданином без родины!
    Мощь и процветание Республики - главная гарантия свободного развития личности, прав и свобод граждан, которые провозглашает Конституция.
    Знания, образование - одни из обязательных условий свободного, всестороннего развития личности. Наша Конституция закрепляет право на образование. Каждый юноша, каждая девушка получают обязательное среднее образование. В нашем государстве, безусловно, уделяется внимание уровню образования и квалификации граждан.
    Так что же все- таки значит быть гражданином? Неужели это гордое звание может принадлежать лишь тому, кто всего лишь имеет паспорт и прописку?
    Гражданин звучит так же гордо, как и человек.

    Что же значит быть гражданином?
    Это, значит, быть верным стране,
    Это значит, ее не покинуть
    Даже в самой холодной войне.
    Это, значит, быть преданным людям
    Тем, с которыми рядом живешь.
    Это значит, тебя не погубят
    Колдовские измена и ложь.
    Это значит всегда быть счастливым,
    Улыбаться ненастью, беде.
    Это значит, страну не покинуть,
    Это, значит, быть верным себе.

    Сегодня мы - всего лишь учащиеся средней школы №4, но это только сегодня. Никто не может знать наверняка, что ждет нас завтра. Завтра нашей страны туманно и призрачно, но у него есть неоспоримое достоинство - это мы, пока еще юные, но целеустремленные и знающие подростки. Но разве мы только лишь целеустремленные и знающие? Неужели на этом все? Сегодня мы смело можем сказать: « Нет!» В первую очередь мы молодые представители граждан. Мы - будущее нашей страны. И станем ли мы гражданами и людьми с большой буквы, будет зависеть не только от наших знаний и стремлений, но и от условий, которые сможет создать наше государство для своего светлого завтра. Только мы - молодые, полные новых планов и идей - можем возродить юную красу голубоглазой светловолосой девушки по имени Белоруссия. Только мы сможем заставить другие страны уважать, ценить и вздыхать по стройной самобытной Голубоглазке. И пусть это звучит смело и вызывающе, но мы дети нашей « ciнявокай прыгажунi» и с гордостью и достоинством пронесем через всю жизнь это гордое имя « Я - Гражданин Республики Беларусь».