Правила поведения при экологических загрязнениях. Правила поведения при неблагоприятных экологических условиях

  • §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
  • §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
  • Правила поведения и действия при пожаре
  • §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
  • §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
  • §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
  • §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
  • § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
  • § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
  • § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
  • § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
  • § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
  • При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
  • Вопросы и задания
  • Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 гражданская оборона
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
  • §1. Ядерное оружие
  • §2. Химическое оружие
  • §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
  • §4. Средства защиты от оружия массового поражения
  • 4.1. Средства индивидуальной защиты
  • 4.2. Средства коллективной защиты
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
  • §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
  • §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
  • §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
  • §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
  • §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
  • §2. Методика оценки устойчивости объектов
  • §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
  • §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
  • §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • Вопросы и задания
  • Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
  • §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
  • §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
  • §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
  • §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
  • §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
  • §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
  • §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
  • §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
  • Вопросы и задания
  • Раздел III человек и техносфера
  • Глава 1 физиология труда
  • §1. Физиологические основы трудовой деятельности
  • §2. Классификация трудовой деятельности
  • §3. Режим труда и отдыха
  • §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
  • Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
  • §1. Оптимальный микроклимат
  • §2. Освещение
  • §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 производственные опасности и защита от них
  • §1. Температурно-влажностный режим
  • §2. Вредные вещества
  • §3. Акустические колебания
  • 3.2. Ультразвук
  • 3.3. Инфразвук
  • §4. Вибрация
  • §5. Электромагнитные поля и излучения
  • 5.1. Электрические поля
  • 5.2. Электростатические поля
  • 5.3. Магнитные поля
  • 5.4. Электромагнитные излучения
  • 5.4.1. Низкочастотные излучения
  • 5.4.2. Радиочастотные излучения
  • 5.4.3. Оптические излучения
  • 5.4.4. Ионизирующие излучения
  • 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
  • §6. Электрический ток
  • 6.1. Поражающее действие электрического тока
  • 6.2. Защитные меры в электроустановках
  • 6.3. Защитное заземление
  • 6.4. Зануление и защитное отключение
  • 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
  • 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
  • 6.6.1. Изолирующие штанги
  • 6.6.2. Изолирующие клещи
  • 6.6.3. Электроизмерительные клещи
  • 6.6.4. Указатели напряжения
  • 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
  • 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
  • 6.6.7. Изолирующие подставки
  • 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
  • 6.7.1. Временные переносные заземления
  • 6.7.2. Временные переносные ограждения
  • 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
  • §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
  • §1. Психология труда
  • §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
  • Вопросы и задания
  • Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
  • Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 охрана окружающей среды
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 охрана труда
  • §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
  • §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
  • §3. Обучение и инструктаж по охране труда
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 безопасность в отрасли
  • Вопросы и задания
  • Раздел V национальная безопасность
  • Глава 1 экономическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 внутриполитическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 информационная безопасность
  • §1. Общие проблемы информационной безопасности
  • §2. Информационные войны
  • §3. Защита информации
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 военная безопасность
  • §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
  • §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
  • §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
  • §4. Порядок прохождения военной службы
  • Вопросы и задания
  • Раздел VI международная безопасность
  • Глава 1 военные аспекты международной безопасности
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
  • Вопросы и задания
  • Библиография
  • Теоретические основы выработки решений
  • 1. Общие понятия
  • 2. Математическое моделирование
  • 3. Метод сетевого планирования и управления
  • 4. Методы экспертных оценок
  • 5. Математические методы обработки высказываний экспертов
  • Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

    Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего, на них самих, на животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.

    Признаками неблагоприятной экологической обстановке являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.

    Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение. На рис. 32 показано загрязнение атмосферы работающим предприятием.

    При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застоя воздуха над промышленным районом образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли).

    Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластики, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

    Поэтому для уменьшения вредного воздействия воздуха, прежде всего, дышите носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек подобно влажной щетке собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, старайтесь вдохи делать неглубокие и поверхностные. Сельским жителям в дни агрохимической обработки полей нужно как можно реже появляться на улице и закрывать окна и двери домов.

    В быту не рекомендуется также использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств целесообразно применять традиционные: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Не рекомендуется пользоваться мебелью изготовленной из прессованных плит, содержащих формальдегид. Если же все-таки в доме имеются прессованные плиты, например, в настиле полов, панелей и т.п., то для уменьшения вредного действия формальдегида целесообразно покрыть поверхность плит естественным уплотнителем (герметиком), а также выращивать в доме как можно больше растений и почаще проветривать помещения.

    В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее, в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

    Поэтому пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым Вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей кальция. Однако для обеззараживания (очищения) воды ее хлорируют, а порой даже гиперхлорируют. При хлорировании воды в ней могут образовываться диоксины – опасные яды. Поэтому, прежде чем кипятить чай или готовить пищу, следует воду из-под крана выдержать не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости. Если же Вы сразу поставите водопроводную воду кипятить, то хлор при быстром нагревании воды успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде.

    Одним из эффективных способов удаления диоксинов, фенола и других вредных веществ из питьевой воды – пропускание ее через активированный уголь (в самодельных или промышленно изготавливаемых фильтрах типа «Родник»).

    На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу. Однако загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также повсеместная химизация сельского хозяйства отрицательно сказываются на качестве продуктов питания. Чрезмерные дозы минеральных удобрений и пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней), используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом – синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки. В тяжелых случаях возможен смертельный исход.

    Поэтому корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожицу с овощей или фруктов, нужно это сделать, особенно если Вы не знаете, в каких условиях выращен этот продукт. Не следует также запекать картофель в кожуре, т.к. под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте – на 70%, у свеклы – на 50%. Однако варка на пару, мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не изменяет. Нитраты легко растворимы в воде, поэтому перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 минут.

    Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью – не более 40 дБ. Предельное значение шума, не вызывающее вредных последствий – 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. А только за последнее десятилетие шум в крупных городах России вырос в 10-15 раз.

    Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

    Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

    Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитию речи и подавляет исследовательский инстинкт.

    Статистика свидетельствует, что у рабочих постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

    На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больших ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физически – почти на треть.

    Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, если Вы работаете на шумных производствах, то целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например пенопластом. Если Вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И, конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

    Вредное воздействие на человеческий организм оказывает и электромагнитное излучение (ЭМИ) – процесс образования электромагнитного поля (ЭМП), представляющего собой особую форму материи из взаимосвязанных электрического и магнитного полей.

    Общеизвестно, что человек и окружающая среда находятся под постоянным воздействием электромагнитных полей, создаваемых как естественными, так и техногенными источниками электромагнитного излучения (ЭМИ). И если электромагнитное излучение поля естественных источников (Космос, Галактика, Солнце и др.) являются постоянными природными характеристиками среды обитания человека, то электромагнитные поля, создаваемые техногенными источниками, используемые как в экономических, так и в военных целях, оказывают, как правило, либо побочное, либо прямое негативное влияние на человека.

    Проблема взаимодействия человека с ЭМП техногенного характера существенно осложнилась в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием радиосвязи, радионавигации, телевизионных систем, массовым распространением бытовых электро- и электронных приборов, широким внедрением компьютерной техники.

    Всемирной Организацией здравоохранения официально введен термин «электромагнитное загрязнение среды», что отражает новые экологические условия, сложившиеся на Земле в плане воздействия ЭМИ на человека и все элементы биосферы.

    Источниками электромагнитного загрязнения среды являются высоковольтные линии электропередачи, бытовая и офисная электро- электронная техника, электросети жилых и административных зданий, электротранспорт, передающие теле- и радиоцентры, системы сотовой и спутниковой связи, радиолокационные станции, радиочастотное (электромагнитное) оружие.

    Под их влиянием у человека может произойти нарушение функций нервной системы (нарушается память, появляется склонность к развитию стрессовых реакций), изменение белкового обмена, состава крови, образование в организме антител, направленных против собственных тканей, потеря устойчивости к некоторым физическим факторам и др. У беременных женщин эти источники могут быть причиной преждевременных родов, а также патологии у новорожденных.

    Специфическое воздействие на различные системы и органы человека могут оказывать ЭМП таких источников, как системы сотовой связи, ЭВМ, радиочастотное оружие. Так, при длительном пользовании сотовым телефоном негативному воздействию могут подвергнуться такие системы и органы человека, как головной мозг, хрусталик глаза, внутренне и среднее ухо, щитовидная железа, кожа лица и ушной раковины. При работе ЭВМ возможны различные заболевания кожи лица, а также заболевания зрительных органов – так называемый «компьютерный зрительный синдром». При длительной систематической работе с ЭВМ возможно появление близорукости. Воздействие радиочастотным оружием в условиях ведения боевых действий может выражаться в разрушении живых клеток, нарушении биологических и физиологических процессов организма.

    Уровень электрических полей, излучаемых школьными компьютерами, не соответствует требованиям СанПиН на 55% рабочих мест, уровень электромагнитных полей на 67%, а уровень электростатического потенциала – на 95%. Непрерывная длительность занятий с ПЭВМ не должна превышать для учащихся: 1-х классов – 10 минут, 2-5-х классов – 15 минут, для учащихся 6-7-х классов – 20 минут, для учащихся 8-9-х классов – 25 минут, для учащихся 10-11 классов на первом часу занятий – 30 минут, на втором часу – 20 минут. В средних специальных учебных заведениях длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять: для учащихся первого курса не более 30 минут в день, для учащихся второго и третьего курса не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе на ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов – 2 часа с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 минут.

    Мы живем в мире, полном естественной радиоактивности. Каждый из нас ежесекундно подвергается массированному воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов).

    Радиоактивный фон создают некоторые строительные материалы. Радиоактивный фон может также создаваться радиоактивным газом радоном, который выделяется из почвы. Этот газ ответственен за ¾ годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Концентрация радона в закрытом помещении в 8 раз выше, чем в наружном воздухе. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол, или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон накапливается внутри дома. В результате в доме могут накапливаться довольно высокие уровни радиации.

    Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции Вашего дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах. Кроме того, эмиссия радона убывает примерно в 10 раз при облицовке стен различными пластиковыми материалами, даже при наклеивании обоев. Однако если Вы живете в районе с повышенной радиацией, то самое лучшее, что можно сделать – это поменять место жительства.

    Процесс возникновения мутаций называют мутагенезом, а факторы среды, вызывающие появление мутаций, - мутагенами. При нарастающем загрязнении окружающей среды мутагенез ускоряется и может образовать злокачественные опухоли (процесс – Канцерогенез)

    Мутагенным действием обладают рентгеновские и ультрафиолетовые лучи, токи сверхвысокой частоты, например излучение: радиолокатора, микроволновой печи (при повреждённой защите), базовой станции сотовой связи, мобильного телефона, кинескопа телевизора.

    Мутагены способствуют образованию в организме так называемых свободных радикалов. Свободные радикалы - соединения кислорода, очень активные молекулы, обладающие высокой способностью взаи модействовать с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

    Антиоксиданты - это вещества, которые защищают клетки нашего организма от внешних и внутренних токсических воздействий (нейтрализуют действие лишних свободных радикалов).

    Витамин А – витамин роста (каротин) обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

    Витамин Е – витамин счастья Препятствует образованию в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани, активно участвует в процессах размножения млекопитающих.

    Витамин С - иммунитет участвует в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей. Предотвращает разрушение ферментов, защищает от рака.

    Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. А + Е С + + + + + + Яблоки Помидоры Грецкий орех Свёкла обыкновенная Петрушка обыкновенная Перец стручковый Шпинат огородный Салат посевной + + Лук репчатый Картофель Морковь Витамин ы Капуста белокочанная Наименование продуктов и наличие в них витаминов А, Е, С + +

    Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего на них самих, животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.

    Признаки неблагоприятной экологической обстановки — загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.

    Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода , диоксид серы и окислы азота ; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение.

    При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застоя воздуха над промышленным районом образуется смог. Особенно опасен он в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли).

    Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластиков, синтетических ковров, стиральных порошков, мебели, при изготовлении которой используется много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

    Поэтому для уменьшения вредного воздействия воздуха прежде всего дышите носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек подобно влажной щетке собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, старайтесь вдохи делать неглубокие и поверхностные. Сельским жителям в дни агрохимической обработки полей нужно как можно реже появляться на улице и закрывать окна и двери домов.

    В быту не рекомендуется также использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств целесообразно применять традиционные: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду . Не рекомендуется пользоваться мебелью, изготовленной из прессованных плит, содержащих формальдегид. Если же все-таки в доме имеются прессованные плиты, например, в настиле полов, панелей и т.п., то для уменьшения вредного действия формальдегида целесообразно покрыть поверхность плит естественным уплотнителем (герметиком), а также выращивать в доме как можно больше растений и почаще проветривать помещения.


    В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты, используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

    Поэтому пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру , дизентерию и т.п.), но и от избытка солей кальция. Однако для обеззараживания (очищения) воды ее хлорируют, а порой даже гиперхлорируют. При хлорировании воды в ней могут образовываться диоксины — опасные яды. Поэтому, прежде чем кипятить воду для чая или готовить пищу, следует воду из-под крана выдержать не менее 3 ч в стеклянной посуде — за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости. Если же вы сразу поставите водопроводную воду кипятить, то хлор при быстром нагревании воды успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде.

    Один из эффективных способов удаления диоксинов, фенола и других вредных веществ из питьевой воды - пропускание ее через активированный уголь (в самодельных или промышленно изготавливаемых фильтрах типа «Родник»).

    На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу. Однако загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также повсеместная химизация сельского хозяйства отрицательно сказываются на качестве продуктов питания. Чрезмерные дозы минеральных удобрений й пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней), используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином , при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом — синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки. В тяжелых случаях возможен летальный исход.

    Поэтому корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожуру с овощей или фруктов, нужно это сделать, особенно если вы не знаете, в каких условиях выращен этот продукт. Не следует также запекать картофель в кожуре, поскольку под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте — на 70%, у свеклы — на 50%. Однако варка на пару мало изменяет концентрацию нитратов , а бланширование и тушение практически ее не меняет. Нитраты легко растворимы в воде, поэтому перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 мин.

    Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью — не более 40 дБ. Предельное значение шума, не вызывающее вредных последствий, — 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. Только за последнее десятилетие шум в крупных городах Российской Федерации вырос в 1.0-15 раз.

    Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самый мощный «аккорд» — движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

    Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе . Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

    Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт.

    Статистика свидетельствует, что у рабочих, постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

    На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больше ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физическим — почти на треть.

    Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, на шумных производствах целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например, пенопластом. Если вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

    Вредное воздействие на человеческий организм оказывает и электромагнитное излучение (ЭМИ) — процесс образования электромагнитного поля (ЭМП), представляющего собой особую форму материи из взаимосвязанных электрического и магнитного полей.

    Общеизвестно, что человек и окружающая среда находятся под постоянным воздействием ЭМП, создаваемых как естественными, так и техногенными источниками ЭМИ. И если ЭМИ поля естественных источников (космос, галактика, Солнце и др.) — постоянная природная характеристика среды обитания человека, то ЭМП, создаваемые техногенными источниками, используемые как в экономических, так и в военных целях, оказывают, как правило, либо побочное, либо прямое негативное влияние на человека.

    Проблема взаимодействия человека с ЭМП техногенного характера существенно осложнилась в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием радиосвязи, радионавигации, телевизионных систем, массовым распространением бытовых электро- и электронных приборов, широким внедрением компьютерной техники.

    Всемирная Организация здравоохранения официально ввела термин «электромагнитное загрязнение среды», что отражает новые экологические условия, сложившиеся на Земле в плане воздействия ЭМИ на человека и все элементы биосферы. .

    Источники электромагнитного загрязнения среды — высоковольтные линии электропередачи, бытовая и офисная электро- и электронная техника, электросети жилых и административных зданий, электротранспорт, передающие теле- и радиоцентры, системы сотовой и спутниковой связи, радиолокационные станции, радиочастотное (электромагнитное) оружие.

    Под их влиянием у человека может произойти нарушение функций нервной системы (нарушается память, появляется склонность к развитию стрессовых реакций), изменение белкового обмена, состава крови, образование в организме антител, направленных против собственных тканей, потеря устойчивости к некоторым физическим факторам и др.

    Специфическое воздействие на различные системы и органы человека могут оказывать ЭМП таких источников, как системы сотовой связи, ЭВМ, радиочастотное оружие. Так, при длительном пользовании сотовым телефоном негативному воздействию могут подвергнуться такие системы и органы человека, как головной мозг, хрусталик глаза, внутреннее и среднее ухо, щитовидная железа, кожа лица и ушной раковины. При работе ЭВМ возможны различные заболевания кожи липа, а также заболевания зрительных органов — так называемый компьютерный зрительный синдром. При длительной систематической работе с ЭВМ возможно появление близорукости.

    Уровень электрических полей, излучаемых школьными компьютерами, не соответствует требованиям СанПиН на 55% рабочих мест, уровень электромагнитных полей на,67%, а уровень электростатического потенциала — на 95%. Непрерывная длительность занятий с ПЭВМ не должна превышать: для учащихся 1-х классов — 10 мин; 2 - 5-х классов — 15 мин; 6 - 7-хклассов — 20 мин; 8 - 9-хклассов — 25 мин; 10 - 11-х классов в первый час занятий — 30 мин, во второй час — 20 мин.

    В средних специальных учебных заведениях длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять: для учащихся 1-го курса — не более 30 мин в день; для учащихся 2-го и 3-го курса — не более 1ч в день; при сдвоенных уроках — 30 мин на первом уроке и 30 мин на втором с интервалом в работе на ПЭВМ не менее 20 мин, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п. Для студентов 1-го курса оптимальное время учебных занятий при работе на ПЭВМ составляет 1 ч, для студентов старших курсов — 2 ч с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 мин.

    Мы живем в мире, полном естественной радиоактивности. Каждый из нас ежесекундно подвергается массированному воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов).

    Радиоактивный фон создают некоторые строительные материалы, а также радиоактивный газ радон, который выделяется из почвы. Этот газ ответствен за 3/4 годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Концентрация радона в закрытом помещении в 8 раз выше, чем в наружном воздухе. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон скапливается внутри дома. В результате в доме могут накапливаться довольно высокие уровни радиации.

    Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции вашего дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах. Кроме того, эмиссия радона убывает примерно в 10 раз при облицовке стен различными пластиковыми материалами, даже при наклеивании обоев. Однако если вы живете в районе с повышенной радиацией, то лучшее, что можно сделать, — это поменять место жительства.

    В быту чаще всего наблюдается загрязнение воздуха и воды, токсичность стен и мебели от красок, шум, некомфортная температура, пыль, вибрации, излучения. В квартире это вызвано воздействием линолеума, свинцовых белил, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много полимеров, красок, лака и др., а на улице - главным образом загазованностью, создаваемой выхлопами автомобилей и выбросами промышленных предприятий. Эти неблагоприятные экологические факторы порождаются неграмотностью и ошибками в хозяйственной деятельности, плохо влияют на здоровье людей. Признаками неблагоприятной экологической обстановки являются головная боль, отравления, иные недомогания при пребывании в помещении и на воздухе

    В квартире для уменьшения вредного воздействия мебели и бытовой химии, нужно постоянное проветривание, увлажнение воздуха и уборка пыли. Не рекомендуется использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств (вместо бытовой химии) целесообразно применять традиционные средства: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Целесообразно иметь в доме больше растений, например, небольших деревьев в кадках.

    На улице следует воздерживаться от занятий физической культурой на загазованных территориях. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, стараться делать неглубокие и поверхностные вдохи, дышать носом.

    Вода и пища. 80% всех заболеваний связано с грязной водой и загрязненными продуктами. Они в значительной степени загрязняются агропромышленными и хозяйственно-бытовыми отходами, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

    Поэтому нужно пользоваться кипяченой, бутылированной водой или пропущенной через фильтры с активированным углем. Тем самым можно уберечь организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей, определяющих ее жесткость (кальция и магния). При обеззараживания воды хлорированием могут образовываться опасные яды диоксины. Поэтому, прежде чем использовать эту воду, ее нужно выдержать не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости, послеп чего ее можно кипятить.

    Для борьбы с сорняками и болезнями овощей и фруктов используют минеральные удобрения и пестициды, которые нередко приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в продуктах превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, образуя метгемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом - синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки.

    Поэтому все фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как часть пестицидов накапливается на поверхности. Когда имеется возможность снять кожицу с них, нужно это сделать. Не следует запекать картофель в кожуре, так как под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте - на 70%, у свеклы - на 50%. Однако варка на пару мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не изменяет. Нитраты легко растворимы в воде, в связи с чем перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 мин.

    Шум. Он складывается из многих факторов: работа транспорта, электроприборов, строительной техники, ТВ и др. Шум затрудняет усвоение материала, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда, способен повысить кровяное давление. Высокий уровень шума в домашних условиях препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ.

    Для снижения шума стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее время.

    Электромагнитное излучение (ЭМИ) - создается высоковольтными линиями электропередач, бытовой и офисной электронной техникой, электросетями жилых и административных зданий, электротранспортом, передающими теле- и радиоцентрами, системами сотовой и спутниковой связи, радиолокационными станциями. И если ЭМИ естественных источников (Космос, Солнце) являются постоянными природными факторами, то взаимодействие человека с искусственным электромагнитным полем стало опаснее в связи с их искусственным происхождением.

    Под влиянием ЭМИ у человека отмечаются нарушения нервной системы (памяти, внимания, развиваются стрессовые реакции), изменения белкового обмена, состава крови, иммунитета и др. У беременных женщин могут развиться преждевременные роды, а также патологии новорожденных.

    Радиация. Каждый живой организм на земле подвергается воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов). Радиоактивный фон создают и некоторые строительные материалы, а также радиоактивный газ радон, который выделяется из почвы. Этот газ ответственен за три четверти годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон накапливается внутри дома. Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах, при наклеивании обоев.

    Под воздействием неблагоприятной окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации, мутагенез), которые, как правило, вызывают развитие злокачественных образований, наследственных заболеваний и врожденных уродств. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Ухудшение экологии приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

    Для защиты организма желательно, если есть возможность, поменять район проживания; необходимо также повысить защитные силы путем длительного применения природных и искусственных антиоксидантов, обладающих способностью связывать образующиеся в организме свободные радикалы, разрушающие животные клетки. Это витамины А, С, Е и наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах.

    Загрязнения окружающей природной среды нарастают. Тем более важно снизить их отрицательное влияние, внося соответствующие изменения в образ жизни, в культуру экологической безопасности.