Информационно-психологическая форма воздействия. Средства и методы информационно-психологического воздействия в сети интернет Характеристика негативных информационно психологических воздействий

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Албаков Ахмет Магаметбаширович

студент


Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

[email protected]
Аннотация : В статье рассмотрены алгоритм и методы противодействия информационно-психологическому воздействию на поведения социальных групп, приведена их классификация, а так же определены общие правила и принципы реализации технологии воздействия в социальной среде, исходя из процессов, реализуемых субъектом, на которого оказывается воздействие.

Ключевые слова : информационная война, информационное воздействие, информационная безопасность, манипулирование поведением, информация

Техника целенаправленного ведения массовых пропагандистских мероприятий и методов информационно-психологического воздействия на социальные группы развивалась на протяжении всей истории человечества.

Информационно-психологическое воздействие, в самом общем виде, возможно рассматривать как сложный согласованный комплекс мер политического, экономического, организационно-технического и военного характера, а также разведывательно-подрывных и информационно-пропагандистских акций, осуществляемых для оказания воздействия на отдельных лиц и различные категории населения, личный состав вооруженных сил, работников структур государственной власти и управления страной или отдельными регионами, членов политических партий, общественных организаций и движений с целью изменения их чувств, психических состояний, мнений, отношений и поведения таким образом, что это способствует достижению целей , выгодных для отдельных лиц, групп, социальных организаций, определенных государственных или других структур страны-субъекта этих операций.

Объектами информационно-психологического воздействия могут быть: отдельные личности, население, правительства и армии враждебных, дружественных и нейтральных стран, а в некоторых ситуациях население и армия своей страны. Информационно-психологическое воздействие проводится в мирное и военное время, а также в кризисных ситуациях.

Информационное воздействие права, как было сказано выше, представляет право как разновидность нормативной информации. Право обладает информационной содержательностью, систематизирует правила поведения субъектов правоотношений. Нормы права - это информация в чистом виде, комплексное знание, определяющее, дающее ориентир в правовых явлениях, процессах.

Чтобы быть последовательными в изложении, здесь необходимо дать понятие «информации». Слово «информация», происходит от латинского «information», что означает «разъяснение или «осведомленность».

В словаре русского языка С.И. Ожегова информация - это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и 2) сообщения, уведомляющие о понятии, состоянии чего-либо.

Не вдаваясь в подробности, уточним лишь, что понятие информации как таковое употребляется только тогда, когда оно связывается с возможностью передачи (получения) сведений о лицах, предметах или, напротив, запретом на ее передачу (получение) третьим лицам (третьими лицами). Иными словами, понятие информации связано с движением. Поэтому, на практике нельзя рассматривать понятие информации вне механизмов ее представления.

По определению ЮНЕСКО, информация - это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Значение информации невозможно переоценить, она является мощным инструментом влияния (не только правового).

Информация выступает своеобразным звеном между гражданами и государственными институтами. Сбои в информационных процессах (искажения, неполнота информационных отношений и их недооценка и т.п.) существенным образом затрагивают общественную и информационную безопасность, затрудняют управление в обществе.

С провозглашением независимости Республики Казахстан, вследствие смены парадигмы его исторического развития, информационно-культурная сфера претерпела радикальные перемены. По сути, перед Казахстаном встала задача формирования качественно нового информационного пространства и его постепенного включения в мировую информационную систему.

В 90-е гг. XX в. пришло понимание того факта, что создание собственного информационного пространства и его последующая интеграция в систему глобальных информационных связей являются важным механизмом для укрепления казахстанского государства, сохранения самобытности казахстанского общества, имеющего в своем составе более сотни наций и народностей.

Кроме того, информационное пространство имеет огромное политическое значение, является жизненно необходимым для создания единого образовательного пространства. Как отмечал сам Президент: «Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, -- которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сотрудничество» .

Естественно, что с обретением Республикой Казахстан независимости перед ней в числе прочих встали задачи создания собственного информационного рынка. В этой связи представляется целесообразным напомнить основные этапы формирования казахстанской системы масс-медиа. Отечественные эксперты предлагают следующую этапизацию развития и становления системы СМИ в Республике Казахстан.

Первый этап, условно называемый постсоветским, охватывает временной промежуток с 1991 по 1995 г. Он характеризовался преимущественно государственной монополией на средства массовой информации, когда практически не существовало независимых СМИ. В этот период среди советских и казахстанских журналистов были популярны идеология «четвертой власти» и миф о независимой прессе. Это предыстория казахстанской системы СМИ.

Данный этап берет свое начало с принятия в 1991 г. в числе первых законодательных актов независимого Казахстана Закона о печати и других средствах массовой информации, что стало подтверждением приверженности Казахстана демократическому пути развития. В первой статье закона были провозглашены свобода печати и свобода слова. Впервые на законодательном уровне были закреплены нормы, предусматривающие недопущение цензуры. Была юридически закреплена норма, запрещающая вмешательство должностных лиц государственных и общественных организаций в деятельность редакций, воспрепятствование выполнению профессиональной деятельности журналистов. Кроме того, первый Закон о печати Казахстана предусматривал значительное расширение прав журналистов на поиск и получение информации. Особо следует отметить, что этот закон наделил политические партии, общественные объединения, физические лица правом учреждения средств массовой информации. Это стало импульсом к формированию демократических принципов функционирования масс-медиа. Новизна и демократичность первого законодательства «О средствах массовой информации» послужила мощным фактором бурного развития казахстанской прессы. Но, поскольку этот закон был принят в самом начале построения независимости Казахстана, многие его положения очень быстро устаревали, отставая от требований нового времени. Законодательная база деятельности СМИ определенным образом стимулировала развитие медиа-поля, однако ее было недостаточно для качественного роста СМИ в условиях рыночной экономики. Переход к рынку обусловил резкий рост цен на бумагу, услуги типографий и связь. Это тормозило развитие отечественных СМИ. Поэтому одним из первых Указов Президента, изданных в апреле 1992 г., правительству было поручено разработать меры по защите средств массовой информации в период перехода к рыночным отношениям от монополизма издательских структур. В частности, Кабинету министров предписывалось обеспечить периодические издания, государственные книжные издательства бумагой и другими материалами в объемах государственного заказа, продумать вопрос о льготном налогообложении. Кроме того, соответствующим органам поручалось разработать программу приватизации и акционирования государственных СМИ. По сути дела этот Указ положил начало формированию независимых средств массовой информации в Казахстане. В сентябре 1992 г. Н.Назарбаевым издается Указ о создании государственной телерадиовещательной компании «Казахстан». Этот шаг преследовал цель повышения творческого уровня и содержательности программ, улучшения информационного обеспечения населения республики. Правительству поручалось принять меры по укреплению материально-технической базы компании, улучшению условий труда и быта ее работников. С издания этого документа начался процесс формирования независимого информационного пространства.

Встречи представителей прессы и Президента Н.Назарбаева стали традиционными и регулярными. На них Глава государства и представители масс-медиа на равных обсуждали наиболее актуальные вопросы дальнейшего развития страны, «сверяли часы» по важнейшим проблемам функционирования СМИ в новых условиях. На одной из таких встреч, состоявшихся летом 1994 г., Назарбаев призывает работников прессы бережнее относиться к главному достоянию страны -- единству народа и межнациональному согласию.

В 1994 г. телевидение и радиовещание Казахстана вступили в полосу кардинального реформирования. Вместо государственной телерадиовещательной компании «Казахстан» была создана республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана». Это решение мотивировалось необходимостью активизировать процесс вхождения электронных СМИ страны в мировые информационные процессы, создания оптимальных условий для их инвестирования. К сегодняшнему дню рынок электронных СМИ Казахстана является самым динамично развивающимся в Центральноазиатском регионе. Они играют значительную роль в развитии демократических процессов. Этот факт признан не только в Казахстане, но и за рубежом. Так, Генеральный секретарь ООН К.Анан заявил: «Казахстанское независимое телевидение играет огромную роль для демократического становления республики. Именно независимое телевидение позволило Казахстану в своем развитии миновать некоторые опасные стадии установления демократического строя в стране, которые имели место в других государствах, где не было свободной прессы» .

Постоянно меняющиеся внутренние и внешние условия требовали от Казахстана совершенствования работы прессы, укрепления информационного поля. Учитывая, что создавать законодательно-правовую базу приходилось практически с нуля, к 1994 г. первый Закон о печати уже устарел, в некоторых частях не соответствуя реалиям и требованиями времени. Он стал узким для дальнейшего развития медиа-поля Казахстана. Для выхода из сложившейся ситуации при поддержке Главы государства в течение 1995 г. в Закон о печати и других средствах массовой информации трижды были внесены существенные дополнения, поправки и изменения, которые сняли возникшие препятствия для дальнейшего развития прессы. Кроме того, на данном этапе были конституционно закреплены основные демократические права и свободы, в том числе и свобода слова. Конституция Казахстана, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 г. провозгласила Казахстан «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» .

Статья 20 Конституции РК гласит: «Первое. Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается. Второе. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом, способом».

Также Казахстан конституционно закрепил норму о свободном предоставлении информации. Статья 18 Конституции РК провозглашает, что «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомится с затрагивающими его права и интересы документами, решениями, источниками информации».

Второй этап развития медиа-сферы пришелся на 1996--1999 гг. и стал этапом становления и роста СМИ. Он характеризовался определенным отходом государства от безусловного доминирования на информационном пространстве и бурного развития негосударственных (частных, корпоративных и др.) СМИ, сокращения доли государственных СМИ в общем количестве. Многие исследователи казахстанской прессы называют этот этап «золотым веком» казахстанских СМИ. Параллельно это был период «первой волны приватизации СМИ». На казахстанском рынке СМИ стали появляться новые издания, телеканалы и радиостанции. Новые СМИ использовали модели и форматы современной западной журналистики -- стараясь отделить информацию от комментария, строя газеты по принципу тематических полос. На этом этапе в деятельности электронных СМИ появился и закрепился жанровый формат вещания в прямом эфире.

Настоящий этап характеризуется качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Данный этап развития отечественного информационного пространства выразился: во-первых, в динамичном количественном и качественном росте рынка масс-медиа; во-вторых, в повышении роли казахстанских СМИ в общественно-политическом пространстве страны.

На этом этапе в сентябре 1997 г. Указом Президента упразднялось Казахское государственное информационное агентство (КазТАГ) и создавалось республиканское казенное предприятие «Казахское информационное агентство» (КИА). В качестве его уполномоченного органа определялось Национальное агентство по делам печати и массовой информации Казахстана, а позже Министерство информации и общественного согласия Казахстана.

Для поддержки журналистов, развития СМИ Н.Назарбаевым были учреждены президентские премии и гранты, которые ежегодно вручаются наиболее популярным журналистам страны. Тем самым отмечается их вклад в становление свободной и независимой прессы в Казахстане. В разное время лауреатами премий и грантов в области журналистики стали известные журналисты Казахстана, такие, как Е.Кыдыр, Н.Дрозд, Г.Бендицкий, М.Садык и многие другие.

С развитием рынка СМИ возникли определенные затруднения с исполнением нормы Конституции РК о предоставлении всем гражданам Казахстана возможности ознакомиться с интересующей их информацией. Для их преодоления в 1997 г. по инициативе Президента при принятии Уголовного кодекса РК в него были заложены нормы, предусматривающие ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении гражданам информации, воспрепятствование выполнению законной профессиональной деятельности журналиста в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности, либо лишения свободы.

В 1998 г. Н.Назарбаев в Послании народу предложил развернутую программу демократизации и политических реформ в Казахстане. Ядро политической реформы с этого момента составили семь основополагающих элементов демократизации и политической либерализации. Наряду с усилением партийно-политической системы, развитием и усилением роли «третьего сектора», там был пункт о создании условий для развития свободных, независимых и бесцензурных СМИ. Этот пункт был шестым основополагающим элементом демократизации и политической либерализации. Для устранения существующих препятствий на пути свободной прессы в стране было предложено приватизировать ряд государственных средств массовой информации.

Таким образом, данный этап характеризовался началом кристаллизации информационного поля Казахстана, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Таким образом, на информационном поле Казахстана начинают возникать первые медиа-холдинги, часть из которых к концу второго этапа обретает новых «хозяев».

Третий этап -- этап начальной «медиатизации начался политики» в 1999 г. и закончился в 2002 г.

Стартом этого этапа стало принятие очередного Закона РК о СМИ. Учитывая, что Главой государства в качестве основных направлений демократического развития Казахстана была поставлена и задача дальнейшей демократизации и либерализации СМИ, остро встал вопрос кардинального изменения законодательства о средствах массовой информации.

Данный закон был принят в июле 1999 г. Он состоял из 26-ти статей, был более лаконичным по содержанию, но и более требовательным к обязанностям прессы. Согласно этому законодательству любое вмешательство в деятельность СМИ является наказуемым. Декларируется, что никто не вправе вмешиваться в работу СМИ.

Большую роль для развития отечественных СМИ имело принятие в 2001 г. ряда поправок в соответствующее законодательство. При этом огромное значение придавалось принятой норме о поэтапном ограничении объемов ретрансляции казахстанскими СМИ зарубежной телепродукции. Целью данной поправки была защита отечественного телевидения, испытывающего значительные трудности в конкуренции с более развитыми и мощными иностранными телеканалами.

Следует отметить, что данное решение было крайне непопулярным. Согласившись на принятие этой нормы, Президент дал некоторым международным организациям, действующим в Казахстане, повод для критики, для обвинений в ущемлении прав прессы. Но спустя шесть лет можно с уверенностью утверждать, что поправки к законодательству, обязывающие СМИ расширять объемы производства своей вещательной продукции, стимулировали качественный рост продукции отечественных телерадиокомпаний. Это решение не оказало влияния на права граждан на получение информации.

Одной из основных характеристик данного этапа стало повышение роли СМИ в системе политико-экономических отношений и, как следствие, постепенная утрата ими самостоятельности в информационной системе. Под впечатлением от эффективности информационных технологий крупные экономические группы начали вступать в «гонку информационных вооружений»: были приняты решения о масштабных инвестициях в средства массовой информации, что привело к появлению еще нескольких крупных медиа-групп, между которыми были распределены традиционные СМИ. Между тем данный этап в определенной мере стимулировал развитие информационного поля Казахстана, что выразилось, во-первых, в продолжающемся динамичном количественном и качественном росте рынка масс-медиа; во-вторых, в повышении роли казахстанских СМИ в общественно-политическом пространстве страны.

Кроме того, в этот период в Казахстане впервые были реализованы механизмы экономического регулирования деятельности СМИ. Так, в 2001 г. был предпринят ряд конкретных мер по созданию экономических условий динамичного развития СМИ. В частности, согласно подписанному Президентом страны Закону РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”», все периодические издания, за исключением тех, в которых реклама составляет более 2/3 площади печатного материала, были освобождены от НДС.

В отношении электронных СМИ также был реализован ряд мер, по регулированию их деятельности. Так, было принято решение, что обороты телерадиокомпаний по производству и распространению продукции собственного производства, а также рекламных услуг будут облагаться налогом по нулевой ставке. То есть республиканский бюджет будет возмещать телерадиокомпаниям 16% их расходов по производству теле- и радиопродукции. Данные налоговые послабления оказали достаточно ощутимое влияние на развитие отдельных сегментов отечественного информационного рынка.

Четвертый этап -- этап окончательной «медиатизации политики» начался в 2002 г. и продолжается по сегодняшний день. Данный этап берет свое начало в 2002 г. с разработки проекта нового Закона РК о средствах массовой информации в Республике Казахстан. Настоящий Проект закона, представленный МКИОС в феврале 2003 г. на II Конгрессе журналистов, встретил резкую критику со стороны медиа-сообщества. В мае 2003 г. доработанный законопроект обсуждался на заседании Постоянно действующего совещания по выработке предложений по демократизации и развитию гражданского общества. В ходе обсуждения в законопроект были предложены значительные поправки, совершенствующие данный законопроект. Однако в Парламент был отправлен фактически старый вариант законопроекта, подготовленный МКИОС.Следует отметить, что в этом законопроекте были учтены принципиально важные для СМИ предложения. Так, впервые в проекте обозначен основной участник информационных отношений -- читатель и зритель. Кроме того, в проекте были прописаны нормы по установлению срока исковой давности в один год по спорам о защите чести и достоинства. В проекте прописан ряд норм по обеспечению прав на получение качественной информации. Более детально оговорена ответственность СМИ за распространение недостоверных порочащих сведений -- или публикация опровержения, или взыскание материального и морального вреда. Кроме того, в новом законопроекте продекларированы гарантии государства по защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста как лица, преследующего общественно полезные цели, в связи с осуществлением им профессиональной деятельности. Вместе с тем этот проект резко усиливал роль и влияние Министерства информации на все СМИ, превращая его в надзорный и контрольный орган. Для этого в проекте вводилось, вопреки действующему законодательству, понятие учредителя СМИ как самостоятельного правосубъекта. Кроме того, проект расширял перечень оснований для превентивного отказа в постановке СМИ на учет, перечень оснований для приостановления и прекращения выпуска (выхода) СМИ и окончательно превращал средства массовой информации из самостоятельного правосубъекта в структурное подразделение юридического лица -- собственника СМИ. Плюс к этому проект расширял конституционный перечень случаев злоупотребления свободой слова, не разграничивал ответственность СМИ, авторов и первоисточников информации, оставлял без изменений нормы действующего законодательства о заведомой виновности СМИ в гражданско-правовых спорах о защите чести и достоинства. В целом правительственный законопроект значительно ухудшал правовое положение СМИ и журналистов по сравнению с прежним Законом РК о СМИ от 1999 г.

В ходе обсуждения данного законопроекта в Мажилисе он вызвал неоднозначную оценку, как среди депутатского корпуса, так и в среде общественных и международных организаций. В целом против принятия данного законопроекта официально выступили 46 СМИ, неправительственных общественных организаций. Например, авторитетная международная организация «Артикль 19» постоянно проводящая мониторинг уровня свободы слова во всех странах мира, выпустила специальный Меморандум по проекту Закона РК о СМИ, в котором призвало «казахстанских должностных лиц отказаться от этой попытки ограничить свободу средств массовой информации и воздержаться от принятия данного закона». После множества подобных заявлений была создана согласительная комиссия. 17 марта на пленарном заседании Мажилиса Парламента депутаты нижней палаты одобрили предложения согласительной комиссии двух палат Парламента по спорным статьям законопроекта «О средствах массовой информации», после чего законопроект был передан на новое рассмотрение в Сенат. В соответствии с одобренным решением комиссии был сокращен перечень оснований, по которым СМИ могут быть закрыты или приостановлены. Кроме того, согласно решению согласительной комиссии, запрещена к распространению в СМИ продукция порнографического и сексуально-эротического характера. Комиссией было отработано определение эротической продукции.

В целом результаты работы согласительной комиссии и окончательный вариант законопроекта «О СМИ» не удовлетворили требования медиа-сообщества Казахстана. Так, эксперты отметили, что интерес парламентариев вызвал лишь вопрос тиражирования и трансляции порнографических и эротических материалов. Остро волнующие общественность статьи законопроекта, касающиеся регистрации, выдачи лицензий, усложненного порядка аккредитации журналистов и правил предоставления информации государственными органами, парламентарии обошли стороной.

По данным экспертов, многие положения настоящего законопроекта не только не учли международных стандартов в сфере деятельности СМИ, но и в случае принятия данного закона значительно ухудшили бы существующее правовое положение.

В особенно тяжелое положение проект ставил электронные СМИ. Так, содержащееся в проекте понятие «лицензирование деятельности по организации телерадиовещания» не только расширяло круг субъектов, чья деятельность подпадает под лицензирование, но и требовала получения новых лицензий всеми ныне действующими вещателями, что, возможно, спровоцировало бы новый передел информационного рынка республики.

Все эти новшества, как представляется, противоречили международным обязательствам Казахстана о развитии общего информационного пространства, принятым им в рамках СНГ и Таможенного союза, нормам гражданского законодательства. Они также мало соотносились с конституционным правом граждан на свободное получение и распространение любой информации, кроме государственных секретов, любым, не запрещенным законом способом.

После того, как решение согласительной комиссии было отправлено в Сенат, где законопроект «О СМИ» в соответствии с регламентом работы Парламента был принят и отправлен на подпись Главе государства, в свою очередь, Президент страны направил законопроект в Конституционный совет и в Общественный совет по СМИ, на предмет выяснения соответствия его статей Конституции РК. Конституционный совет, рассмотрев в апреле 2004 г. принятый Парламентом Закон РК о средствах массовой информации, признал его не соответствующим конституционным нормам, после чего Президент Н.Назарбаев наложил вето на принятый обеими палатами закон, что подняло уровень доверия СМИ к Президенту РК. Более того, этот, по сути, нехитрый PR-ход стимулировал диалог между властью и медиа-сообществом на новом уровне. Власть на какое-то время получила в лице СМИ вполне лояльного партнера, который защищает свои экономические интересы, но готов учитывать интересы власти и реалии жизни. Кроме того, знаковым моментом настоящего этапа стало создание в 2002 г. вышеупомянутого Общественного совета по СМИ при Президенте Казахстана. Этот новый для государства гражданский институт был создан по инициативе Н.Назарбаева. Совет является консультативно-совещательным органом при Главе государства. Основными задачами совета являются систематический комплексный анализ деятельности СМИ и выработка рекомендаций для Президента по формированию и совершенствованию государственной информационной политики.

Общественный совет по СМИ может вносить Главе государства предложения по совершенствованию законодательства в области СМИ и обеспечению эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ, а также информационной безопасности страны.

В полномочиях совета запрашивать и получать информацию, документы и материалы от государственных органов, заслушивать на своих заседаниях должностных лиц, представителей СМИ по вопросам соблюдения законодательства о средствах массовой информации. В состав совета вошли руководители республиканских и региональных СМИ, парламентарии, представители государственных структур. Этот уникальный институт стал своеобразным проводником между властью и прессой.

Современное состояние рынка СМИ в РК. В настоящее время, по данным Министерства культуры и информации РК, на информационном рынке Казахстана регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них -- 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16%, научных -- 9%, рекламных -- 10,5%, детских, молодежных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4%. Соотношение государственных и негосударственных СМИ в республике составляет 20% на 80% соответственно. Государственный сектор в информационной сфере в основном представлен ведомственными СМИ -- издания центральных и местных органов власти, учебных заведений.

Что касается электронных СМИ, то, по данным, на конец I-го квартала 2006 г.в республике вещают 212 телерадиокомпаний и радиокомпаний.

Одновременно на территории стран Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и северной части Африки также ведет вещание национальный спутниковый канал CaspioNet, потенциальная аудитория которого -- 99 млн телезрителей. Канал вещает 24 часа в сутки. Решается вопрос централизованного технического переоснащения материально-технической базы телерадиокомпаний, перехода на современные цифровые технологии, позволяющие улучшить качество приема телевизионных сигналов.

Если говорить об иностранных СМИ, то по состоянию на конец I-го квартала 2006 г. на информационном рынке Казахстана распространяются 2392 средства массовой информации иностранных государств, в том числе 2309 газет и журналов и 83 телерадиопрограммы. 90% от общего числа наименований зарубежных средств массовой информации распространяются на русском языке. 5% -- на английском и также 5% -- на других языках: греческом, немецком, голландском, испанском, португальском, шведском, грузинском, армянском, французском и корейском. По состоянию на конец I-го квартала 2006 г. на территории Казахстана функционируют также более 80 операторов сетей кабельного и эфирно-кабельного телевидения, предоставляющих услуги вещания зарубежных электронных средств массовой информации. Данный сектор представлен несколькими крупными операторами, такими, как «Алма-ТВ», «Казцентр-ТВ», «Айна-ТВ», «Секател». Среди операторов наиболее доминирующее положение имеет компания «Алма-ТВ», которая вещает в 13 городах. Казахстанский пользователь сети Интернет более чем в 90% случаев пользуется внешними, а не казахстанскими ресурсами сети. Преобладающая доля приходится на интернет-пространство России. Казахстанский трафик в общем объеме интернет-трафика составляет около 5%. И это является следствием недостатка информации в казахстанском интернет-пространстве, малочисленностью казахстанских сайтов. В итоге казахстанцы в основном пользуются внешними информационными ресурсами Интернета.

Рассматривая вопросы перспективы развития Интернета в Казахстане, следует отметить, что реализация мероприятий в рамках программы по созданию «электронного Правительства» может привести к снижению тарифов на услуги Интернета, предоставляемых с использованием различных технологий.

В целом на сегодня в Республике Казахстан зарегистрировано 7092 средства массовой информации (из них активно действуют 2466 СМИ), 212 электронных средств массовой информации, распространяются 2392 средства массовой информации иностранных государств, а также за 2005 г. зарегистрировано 8556 доменных имен в домене KZ.

Ряд конкретных мер по созданию экономических условий для динамичного развития СМИ был принят в 2001 г. Так, согласно подписанному Президентом страны Закону РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”», все периодические издания, за исключением тех, в которых реклама составляет более 2/3 площади печатного материала, освобождены от НДС.

Действенное информационно-правовое воздействие основано на достоверности и повсеместной доступности правовой информации. Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, научной, иной юридической деятельности. Правовая информация относится к такому виду информации, которая лежит в основе принятия большинства решений. Логично, что принимая то или иное решение, индивид прежде всего спрашивает себя - я правомерно ли это, законно ли.

Правовая информация является необходимым средством для нормального функционирования государства, его государственных (местных), правоохранительных, судебных органов, всех иных юридических и физических лиц, функционирования всей правовой системы государства. Вся масса правовой информации составляет т.н. систему правовой информации. Система правовой информации -- это центральная часть правовой системы государства и общества, без которой существование государства невозможно. Она обеспечивает информацией все основные виды деятельности: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, а также деятельность в области правового воспитания и образования.

С.Г. Чубукова и В.Д. Элькин, рассматривая информационное воздействие замечают, что «…правовое воздействие возможно представить в виде реализации совокупности информационно-значимых функций, происходящей в следующей последовательности:

  • 1) постановки целей регулирования в области права (естественно происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта управления - общественных отношений);
  • 2) получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки (в соответствии с поставленными целями собирается, систематизируется, анализируется информация о состоянии общественных отношений в наиболее полном виде);
  • 3) принятия определенного юридического решения (создание новой правовой информации);
  • 4) передачи и использования социально-правовой информации.

Таким образом, все стадии процесса правового воздействия суть информационные процессы».

Каким же образом информация оказывает правовое влияние на общество?

Просто информация (объем данных), информирование не несет в себе обязательства следовать содержания информации. Поскольку цель права - регулирование, следовательно, регулирования нужно добиваться даже путем психологического воздействия (имеющего оттенок силового, насильственного, но с положительным влиянием давления), направленного на результат - на достижение конкретного правового поведения. Правовая информация подается в такой форме, что само ее содержание имеет воздействие на сознание лица, информацию получающего.

Под информационно-психологическим воздействием понимается особая, специфическая форма социальной активности одного индивида (или группы), направленная на психику другого индивида или группы, которая в своей произвольной форме (т. е. при намеренном воздействии) исходит из определенного мотива и преследует цель изменения или укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и др. психологических явлений....Именно в этом отличие процесса информационно-психологического воздействия от процесса информирования. Чистое информирование не имеет целью влияния, изменения взглядов и поведения объекта воздействия (индивида, группы, общества).

Информационно-психологическое воздействие на личность возможно не только правом, но и другими явлениями - политикой, экономикой, культурой и пр., однако именно правовое воздействие является основным для становления социально приемлемой личности, которая осознает себя участником правовых отношений, соблюдает права окружающих и умеет отстаивать собственные.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное), на функционирование и развитие информационно-психологической среды государства, психику и поведение политической элиты, населения.

Информационное воздействие актуально, прежде всего, потому, что само правовое «воздействие» не имеет ни вещественной, ни энергетической формы - его нельзя «потрогать», «ощутить». Оно влияет на информационном уровне (данные, сведения, сообщения, извещения, обозрения, наконец, буква закона). Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

Н.И. Матузова и А.В. Малько считают, что в информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это -- субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

Понятие информации чаще всего раскрывается в тесной связи с процессом ее передачи (трансмиссии). Более того, информация в конечном итоге определяется этим процессом. А стимулы и ограничения как раз и являются способами предоставления, передачи правовой информации.

Рассмотрим, что такое правовой стимул и правовое ограничение и как проявляется их воздействие на поведение и деятельность субъекта.

В.М. Ведяхин определяет правовые стимулы как «…правовые нормы, поощряющие развитие нужных для общества, государства в данный момент общественных отношений, нормы, стимулирующие как обычную, так и повышенную правомерную деятельность людей, и ее результаты».

Иными словами, правовой стимул это своего рода поощрение (моральное или материальное), способствующее выработки у субъекта модели поведения, которая является безопасной, социально полезной - своего рода «пряник».

Правовое ограничение -- это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному, социально полезному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения -- сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом (сдерживание социально-негативного поведения).

Именно стимулы и ограничения, в конечном счете, являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Критерием разграничения правовой информации на «стимул» и «ограничение» является интерес. В зависимости от того, какому интересу («собственному» или «чужому») служит конкретное средство, оно может быть определено как стимулирующее либо ограничивающее.

Как отмечают исследователи, в последнее время особенно возрастает стимулирующая роль права. Будучи связанны с использованием целенаправленных средств и методов воздействия внешней среды на внутренние побуждения человека, стимулы в праве выступают как правовые нормы, предоставляющие разные меры социальных благ, направленных на удовлетворение интересов индивида, коллектива в зависимости от выбора или варианта поведения, в большей или меньшей степени отвечающего интересам государства, потребностям общества.

Важнейшими стимулирующими средствами в информационно-психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Основными признаками правовой льготы являются:

  • - в рамках общественных интересов льготы более полно удовлетворяют интересы субъектов, облегчают условия жизни и деятельности, улучшается социальная защита отдельных субъектов;
  • - льготы - это исключения из общих правил, способ юридической дифференциации. Льготы вносят дополнения в юридический статус личности, наделяя ее специфическими возможностями юридического характера;
  • - льготы устанавливаются нормативными, а не правоприменительными актами. Установление и отмена льгот государством имеет целью согласовать интересы и возможности отдельных социальных групп и свести к минимуму корыстные мотивы, которые могут проявляться в процессе пользования льготами, соответственно.

Таким образом, льготами можно назвать преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Чаще всего в нормативных актах упоминаются налоговые, таможенные, транзитные льготы, льготы в виде освобождения от уплаты различных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте), льготы в виде освобождения от выполнения общих для всех обязанностей или в форме дополнительных выплат (повышенные стипендии, пенсии, пособия).

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии (от лат. privielegium), под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей, поэтому привилегии ориентированы как правило на политическую элиту, властные органы и должностных лиц.

Если льгота - сама по себе исключение из правил, то привилегия - своеобразное исключение в квадрате, поэтому их объективно гораздо меньше, чем льгот.

Привилегии (особенно в международном праве) часто употребляются рядом с понятием «иммунитет».

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Грубо говоря, иммунитет - это юридическое исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве. Иммунитет наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом - правовой неприкосновенностью.

Иммунитеты имеют специфические признаки, выделенные А.В. Малько, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории, несмотря на их схожесть с льготами и привилегиями.

Во-первых, иммунитеты проявляются в виде т.н. «отрицательных льгот» (освобождении от выполнения отдельных обязанностей - уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). «Отрицательность» иммунитета - его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.

Во-вторых, целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст.5 Протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года, установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст.40 Устава Совета Европы (1949 г.), «Совет Европы, представители Членов и секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст.6 Четвертого протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, от 16 декабря 1961 года, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».

В-третьих, «круг лиц, на которых распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, конституциях и законах». К числу подобных лиц законодательство Республики Казахстан относит дипломатический и консульский корпус, Президента РК, а также Президента РК, прекратившего исполнение своих полномочий, депутатов, судей, прокуроров и др.

Таким образом, «информационно-правовое воздействие права является фактически первичным способом влияния на общественные отношения». Правовая информация во всех видах и формах, передаваемая населению от властвующих (государственных) структур сама по себе имеет вес хотя бы только потому, что она исходит «сверху». А кроме этого такое воздействие направлено непосредственно на реализацию интересов объекта воздействия - личности, общества, социальных отношений.

Поскольку население ознакомлено со стимулами (льготами, в первую очередь) гораздо лучше, чем, например, с ограничениями в виде санкций за неправомерное поведение. Поэтому информация о правовых стимулах воздействует на общество гораздо активнее, нежели иные средства влияния. Так или иначе, стимулы ведут в понимании народных масс к улучшению социального положения, увеличению (или, по крайней мере, не уменьшению) материального достатка, и имеют над общественным сознанием действенную власть.

Однако при всем при этом стоит помнить о том, что для достижения эффективности информационно-психологического воздействия необходимо знать и учитывать специфику социально-исторических, культурных условий существования объекта воздействия, его национально-психологические особенности. Если способы воздействия, содержание и форма подачи информации не соответствует этим характеристикам и особенностям объекта, то само это воздействие окажется либо бесполезным, либо приведет к противоположному результату.

Наряду с использованием традиционных средств (печатные и электронные средства массовой информации) идет активная разработка и апробирование специальных средств воздействия на человека через СМИ и через компьютерные сети: средства информационно-психологического (психофизического) воздействия (программы МК-Ультра - ультрамозговой контроль; МК-Дельта - дистанционное изменение поведения человека; «Блюберд», «Артишок»). Примерами разработок, уже получивших применение, являются голографические изображения в пространстве, вирус № 666 (выдает на экране ЭВМ особую цветовую комбинацию, вызывающую изменение состояния психики человека, вплоть до блокирования сосудов головного мозга у оператора ЭВМ) Лопатин В.Н. Политика и право при обеспечении информационно-психологической безопасности // Право и политика. 2001. № 10..

Средства воздействия на людей и их психику в зависимости от целей их применения в психологической войне Там же.:

психологическая обработка населения;

идеологические диверсии и дезинформация;

формирование благоприятного общественного мнения в заранее заданном направлении;

организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;

пропаганда и распространение ложных слухов;

изменение и управление индивидуальным и коллективным поведением.

Эти факты свидетельствуют о необходимости совершенствования национального законодательства и норм международного права, направленных на защиту психики человека от неосознаваемых деструктивных информационных воздействий.

Информационно-психологические воздействия могут приводить к серьезным негативным последствиям в духовной и социально-политической жизни страны. Отдельные виды воздействий, обращенные к населению в целом или адресованные конкретным лицам, социальным слоям и группам, политическим партиям и движениям, способны серьезно нарушить нормальное функционирование и жизнедеятельность социальных институтов, государственных структур, общественных организаций.

Источники информационно-психологических воздействий:

государственные и негосударственные СМИ (печать, радио, телевидение, информационные и рекламные агентства);

политические партии и движения, оказывающие влияние на формирование общественного мнения и осуществляющие манипулирование информацией, имеющей социально-политическое значение.

Негативные информационно-психологические воздейст-вия вызывают искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию, психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. Отдаленные последствия такого воздействия проявляются в глубокой трансформации индивидуального, группового и массового сознания, в устойчивом изменении морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Негативное информационно-психологическое воздействие - воздействие на человека или группу лиц (в том числе помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государстваПроект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», 1999..

Специальными средствами воздействия являются технические и программные средства, используемые для негативного информационно-психологического воздействия на человека или группу лиц.

Специальные методы воздействия - последовательность приемов воздействия на психику человека, применение которых приводит к негативным последствиям для личности, общества и государства.

Негативные информационно-психологические воздействия представляют собой манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности. - М., 2003. С. 233..

Данное воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. - М., 2009. С. 25..

Основными субъектами информационно-психологического воздействия на человека являются Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М.: ПЕРСЭ, 2003.:

государство (в том числе иностранные), орган власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;

общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);

различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые, по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и проведению досуга и т.д.);

отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

Последствиями негативных информационно-психологических воздействий являются Там же.:

· искажение информационно-ориентировочной основы жизнедеятельности - знания (представления) об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека;

· групповых и социальных норм, потребностей, интересов, склонностей;

· самооценки (в том числе чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъективных отношений личности, мировоззрения, убеждений, верований, смысловых, целевых, операциональных установок и т.д.;

· психических состояний; способов мышления, стиля поведения и общения, привычек, умений, навыков.

Виды негативных воздействий:

информационно-психологическое воздействие - информация, со средствами ее производства, презентации и распространения, структурированная для обеспечения ее некритического восприятия в качестве побудителя и регулятора поведения объектами воздействия;

психотропное воздействие - фармакологические препараты, наркотические вещества, химические составы, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни его бодрствования, активности, качества восприятия обстановки, характеристики психического здоровья;

техно-психологическое воздействие - технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны с спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и периферической нервной системы и вызывающих сбои в психической деятельности человека;

сомато-психологическое воздействие - технические устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменение в соматическом состоянии и физической активности людей и стимулирующие развитие астенических психических состояний и импульсивных моделей поведения;

психотронное воздействие - люди, обладающие паранормальными способностями, технические устройства (психотронные генераторы, резонаторы и др.), позволяющие управлять психическими процессами, состояниями и поведением других людей.

Средства информационно-психологического воздействия:

Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и распространения.

Радио и телевидение, стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры.

Кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанные как на убеждающее, так и на внушающее воздействие.

Звуковещание, осуществляемое с помощью звуковещательных станций и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах.

Компьютерные средства, глобальная компьютерная информационная сеть Интернет.

Предметы повседневного обихода (в зоне боевых действий), продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности с соответствующим информационным сопровождением.

Синтезаторы (генераторы) голографических и звуковых эффектов в атмосфере. По данным зарубежных средств массовой информации в ряде стран разрабатываются проекты установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются прекрасным естественным экраном, расположенным на высоте 60-80 км от поверхности земли. Спроецированное на них изображение будет отчетливо видно на удалении 100-150 км. Первая попытка проекции на облака была предпринята еще в 1915 г. Тогда на одном из участков российско-германского фронта над позициями наших войск с помощью прожекторов на облака проецировалось изображение Богоматери. Очевидцы этих событий рассказывали о сильном психологическом эффекте этой акции.

Вспомогательная деятельность (демонстрация силы, повышение степени готовности войск или их переброска в «кризисные» районы, программы гражданских действий, инициация гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника, программы в области образования, сельского хозяйства, медицины на территории противника).

Средства технопсихологического воздействия:

СВЧ-генераторы - устройства, предназначенные для формирования излучений сверхвысокой частоты, воздействие которых на мозг вызывает ощущение тяжело переносимых шумов и свиста и ведет к временной утрате человеком способности ориентироваться в обстановке, взаимодействовать с окружающими, управлять собственным поведением.

Генераторы инфразвука - устройства, генерирующие упругие волны низкой частоты (ниже 16 Гц), которые при воздействии на ЦНС вызывают расстройство координации движений, судороги, рвоту, поражение внутренних органов, безотчетное чувство страха.

Источники некогерентного света - устройства, предназначенные для формирования ярких световых вспышек с заданными частотными и амплитудными характеристиками, которые при воздействии на человека ведут к ухудшению общего самочувствия, появлению симптомов, предшествующих эпилептическому припадку, временному ослеплению.

Средства психотропного воздействия Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М., 2008. С.28.:

нейролептики обладают выраженным успокаивающим эффектом, подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность;

транквилизаторы снижаются возбудимость подкорковых отделов мозга, ответственных за эмоциональное состояние, уменьшают эмоциональную напряженность, чувство тревоги;

седативные средства снижают процессы возбуждения, усиливают действие снотворных, анальгезирующих препаратов;

антидепрессанты тонизируют центральную нервную систему,

психостимуляторы усиливают процессы возбуждения в коре головного мозга, повышают умственную и физическую работоспособность, уменьшают утомляемость и сонливость,

психотомиметики вызывают разнообразные галлю-цинации, бредовые расстройства.

В современном обществе информационная безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности. От нее в значительной степени зависит уровень экономической, оборонной, социальной, политической и других видов безопасности.

Информационно-психологическая война - открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесение ему материального, идеологического или иного ущерба Гафнер В.В. Информационная безопасность. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2010. С.267..

Негативное информационно-психологическое воздействие представляет собой воздействие на человека или группу лиц, осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства. Основными субъектами информационно-психологического воздействия на человека являются государство, общество, социальные группы, отдельные личности. Последствиями негативных информационно-психологических воздействий являются искажение представлений об окружающем мире, групповых, социальных норм, самооценки.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13531. Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы социально-психологического воздействия 18.54 KB
Это влияние может быть большее или меньшее скрытое или явное положительное дружеское доброжелательное или отрицательное конфликтное враждебное. Виды общения: 1 по положение коммуникантов в пространстве и времени – контактное и дистантное общение; 2 по наличию или отсутствию какоголибо опосредующего аппарата непосредственное контакти опосредованное косвенное; 3 по форме языка – устное и письменное; 4 с точки зрения позиции яговорящего и тыслушающего – диалогическое и монологическое; 5 с точки зрения количества участников...
17587. Создание локальной сети и настройка оборудования для доступа учащихся к сети интернет 571.51 KB
Уровень электромагнитных излучений не должен превышать установленные санитарные нормы; Наименьшее количество рабочих станций в кабинете должно быть более десяти; У каждой рабочей станции должна иметься розетка с разъемом RJ-45 и в каждой станции должен быть сетевой адаптер который встроен в системную плату; У каждой рабочей станции для подключения к сети должен быть сетевой кабель с разъемами RJ45 на концах; Рабочая станция как место работы должно представлять собой полноценный компьютер или ноутбук; Наличие wi-fi по всему...
14478. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 941.11 KB
Рассмотреть существующие технологии и средства политического воздействия как в период информационной войны, так и в «мирное» время. Проанализировать специфику аудитории социальных сетей, принципы их функционирования, особенности коммуникации в социальных сетях. Отследить в социальных сетях контент политической направленности и проанализировать его.
13393. КЛЕВЕТА И ОСКОРБЛЕНИЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 18.45 KB
В определенных жизненных ситуациях когда хамское поведение или высказывания выходят за пределы дозволенного за рамки установленные законом они могут быть поводом для обращения в суд. Обращение в суд может быть как с иском о защите чести достоинства деловой репутации и компенсации морального вреда так и с заявлением о принятии к производству дела частного обвинения за клевету или оскорбление. Различие между названными способами судебной защиты заключается в виде ответственности: в первом...
13806. Разработка фирменного блока, корпоративного сайта и рекомендаций по продвижению в сети Интернет 1.43 MB
В век стремительного развития компьютерных технологий перед человечеством открываются широкие возможности для развития способов коммуникации упрощающих процесс поиска и обмена информацией. На сегодняшний день для получения полной информации по какому-либо вопросу людям не обязательно посещать библиотеки консультироваться со специалистами или же самостоятельно исследовать данный вопрос достаточно лишь...
13129. Организация и описание локально вычислительной сети (ЛВС) сервисного центра с выходом в интернет 2.1 MB
Коммуникационное оборудование вычислительной сети. Расчет затрат на создание сети Заключение Список используемых источников Введение Еще не так давно работа на удаленном расстоянии представляла собой трудность для работодателя.
18064. Методы педагогического воздействия в процессе художественного труда 284.72 KB
Выявить социально-педагогические условия для развития художественного и декоративно-прикладного творчества в процессе трудовой подготовки. Для воинов мастера изготавливали оружие военное снаряжение: копья сабли секиры мечи и т. Ювелиры изготовляли различные украшения: серьги браслеты кулоны подвески талисманы украшения для женской одежды кос и т. Кереге и уыки для юрты изготавливались в большинстве своем из различных пород деревьев растущих по берегам рек.
3163. Использование Интернет-технологии как средства обучения просмотровому чтению 552.97 KB
Несформированность умений просмотрового чтения в интернете, т.е. электронных текстов. Данная проблема является актуальной из-за большого количества важной информации в интернете на английском языке, которая очень полезна для обучения детей.
3623. Диагностика учебной группы психолого-педагогическими методами екомендуемые средства педагогического воздействия для решения роблем развития и воспитания учащихся 69.22 KB
Кадровый состав училища представлен 40 педагогами и мастерами, из которых 15 человек имеют Правительственные награды и Почетные звания, более 80 % педагогических и руководящих работников имеют высшую и первую квалификационные категории. Руководящий состав лицея включает директора, заместителя директора по учебно-производственной работе
7645. ТОКСИЧНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 74.61 KB
Токсическими компонентами отработавших газов являются: окись углерода; окись и двуокись азота; сернистый газ и сероводород; кислородосодержащие вещества в основном альдегиды; углеводороды бензапирен является наиболее токсичным углеводородом превосходящим даже СО; соединения свинца и т. Кроме токсических составляющих отработавших газов в атмосферу в двигателях с искровым зажиганием выбрасываются картерные газы пары бензина из бака и карбюратора. Таблица Удельное содержание вредных веществ в отработавших газах Вещества г кВтч...