Проверка россельхознадзора земель сельскохозяйственного назначения. Регламент Россельхознадзора по осуществлению государственной функции надзора в отношении сельскохозяйственных земель — Российская газета

Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в . В 2011 году Минюстом был издан , который утвердил регламент данных проверок.

Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора - плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года . Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок - контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за , рекультивацией, использованием земель по определенному в . Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой , которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа :

  • подготовительный;
  • проведение проверки;
  • формирование результатов проверки.

Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации . Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений , которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

Разработка ежегодного плана проверки

График плановых проверок составляется ежегодно . В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как , так и исполнение его юридическими лицами.

Основания проведения внеплановых проверок

Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о . Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

Порядок проведения таких проверок описан в . Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294 . Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ . К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок , выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок , вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

Заключение

  • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется .
  • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
  • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей.Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней . Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками .

Ответ: Добрый день, Алексей.Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов . Для микропредприятия — 15 часов . Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год .

Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.

  1. Вопрос 1. Могут ли проверить, в рамках плановой проверки, мои земельные участки, находящиеся в разных регионах Российской Федерации?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

    В соответствии с пунктом 8 Положения, территориальные органы Россельхознадзора разрабатывают ежегодные планы проведения плановых проверок независимо друг от друга в отношении территории субъекта Российской Федерации, в котором указанные органы осуществляют свою деятельность.

  2. Вопрос 2. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства за неисполнение предписания?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа

    на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

    на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

    на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Повторное неисполнение предписание, согласно пункту 26 статьи 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа

    на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

    на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

    на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

  3. Вопрос 3. На все ли земли сельскохозяйственного назначения распространяются полномочия Россельхознадзора?

    Ответ:

    Согласно пункту 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, а также подпункту и) пункта 6 Вопросов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

  4. Вопрос 4. Я стал свидетелем правонарушений! Соседний участок из земель сельскохозяйственного назначения вообще не используется, зарастает кустарниками, древесной растительностью, на части участка расположена свалка. Прошу принять меры.
    или
    В Калужской области на земельном участке сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Добринка происходит незаконная разработка карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых.

    Ответ:

    В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность в т.ч. через свои территориальные органы.
    В связи с чем, Вам необходимо обратиться в соответствующее территориальное управление Россельхознадзора. В приведенном примере это - Управление Россельхознадзора по Калужской области http://www.rsn.kaluga.ru/ .

  5. Вопрос 5. В отношении меня вынесено постановление о назначении административного наказания по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, я категорически не согласен с ним, как я могу его обжаловать?

    Ответ:

    Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  6. Вопрос 6. Где можно получить заключение о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих отсутствие фактов неиспользования земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации, либо о наличии таких фактов?

    Ответ:

    Выдача Россельхознадзором непосредственно заключений по результатам государственного земельного надзора законодательством не установлена.
    Информацию об осуществлении Россельхознадзором государственного земельного надзора в отношении земельного участка можно получить в соответствующем территориальном управлении Россельхознадзора по месту нахождения земельного участка с предоставлением информации о земельном участке (кадастровый номер (при наличии), местоположение земельного участка).
    В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Россельхознадзором государственный земельный надзор осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
    Действие указанного закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

  7. Вопрос 7. Куда следует обратиться в случае обнаружения борщевика сосновского, кто уполномочен на борьбу с этим растением?

    Ответ:

    В случае обнаружения борщевика Сосновского на земельном участке граждане Российской Федерации вправе обратиться с такими сведениями в соответствующие органы местного самоуправления для принятия мер в установленном законодательством порядке.
    При обнаружении данного сорного растения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», граждане также могут обратиться в территориальное управление Россельхознадзора по месту нахождения такого земельного участка.
    При этом следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, в том числе борщевиком Сосновского.
    В случае выявления территориальными управлениями Россельхознадзора нарушений, выразившихся в невыполнении установленных требований, к нарушителю земельного законодательства принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.

В адрес Управления Россельхознадзора поступают обращения от правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения с просьбой разъяснить, как часто специалисты Россельхознадзора могут осуществлять плановые проверки использования земель сельхозназначения,и по каким критериям земельные участки включаются в план проведения проверок.

В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N591 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" срок проведения выездной или документарной проверки (плановой или внеплановой), осуществляемой в рамках надзора, в общем случае не может превышать двадцати рабочих дней.

Плановая проверка в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина проводится не чаще чем один раз в три года.

В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

Критерии риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» и делятся на три следующие категории:

  • земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • мелиорируемые и мелиорированные земельные участки;
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).

Периодичность проведения плановой проверки, для данной категории риска, не может быть чаще одного раза в три года.

  • земельные участки, смежные с земельными участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
  • земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы;
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).

Периодичность проведения плановой проверки, для данной категории риска, не может быть чаще одного раза в пять лет.

3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска. Проверка соблюдения требований земельного законодательства на таких земельных участках в плановом порядке не проводится.

Правообладатель земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет право обратиться в Управление Россельхознадзора по Свердловскойобласти с заявлением о присвоении или изменении степени риска конкретному земельному участку, с учетом требований, предъявляемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 г. № 1084 "О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре"

Кроме того, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введены "надзорные каникулы" для субъектов малого предпринимательства.

"Надзорные каникулы" - это временная мера, в период действия которой государственные (федеральные и региональные) и муниципальные контролирующие органы должны воздержаться от проведения плановых проверок в отношении микропредприятий и малых предприятий. То есть в течение обозначенного срока субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления, которых регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с нормами указанного закона попадают под освобождение от плановых проверок, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства. Так как, при разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Информацию подготовил государственный инспекторотдела земельного надзора А. С. Колясников

Одной из важнейших проблем для нашей страны всегда было решение аграрного вопроса. Образно выражаясь, в России «рамки аграрного вопроса гораздо шире площади обрабатываемых земель». Однако и с самой площадью обрабатываемых земель возникают серьезные проблемы. Прельстившись возможностью приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья, граждане спешно приватизировали земельные паи, но рассматривать их стали не как средство для производства сельхозпродукции, а как возможность долгосрочного вложения капитала. А дальше возникла вполне ожидаемая ситуация - необрабатываемые «инвестиции» начали зарастать деревьями и кустарником, превращаясь в молодые леса, где владелец может заблудиться, отыскивая свой надел. Вот и получается, что площадь сельхозугодий большая, а обрабатывается по факту лишь малая их часть.
Поэтому одной из задач Управления Россельхознадзора стало выявление неиспользуемых земель и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот. С этой целью инспекторами отдела земельного надзора проводятся проверки соблюдения требований земельного законодательства юридическими и физическими лицами на принадлежащих им землях сельскохозяйственного назначения.
Однако, как показала практика инспекторской работы, «бичом полей» являются не только сорняки и кустарник, заполоняющие пашни. Куда тяжелее порой преодолеть «барьер нерадивости» владельцев, не желающих приводить в порядок свои земли. Одно из наиболее распространенных нарушений, выявляемых на территории Тверской и Псковской областей - это неисполнение предписаний, выданных Управлением Россельхознадзора по результатам проверок состояния земель сельскохозяйственного назначения. На текущий момент в Тверской области не исполнено 285 предписаний надзорного органа, а в Псковской области - 112.
Предписание выдается владельцу в случае выявления нарушений земельного законодательства, например, зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, захламления земель бытовым и строительным мусором, отходами лесозаготовок. В этом случае Управлением Россельхознадзора собственнику назначается административное наказание в виде штрафа и выдается предписание, содержащее перечень обязательных мероприятий (расчистка от зарастания, распашка), которые должны быть проведены собственником в определенный срок, по истечении которого инспектор проверит их выполнение во время внеплановой проверки по исполнению требований предписания. Если земли не приведены в порядок, инспектором составляется административный протокол по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение требований законного предписания должностного лица), и дело передается в мировой суд, который определяет меру наказания за неподчинение требованиям надзорного органа. Как правило, суд принимает решение о назначении административного наказания в виде штрафа. А нерадивому владельцу Управлением Россельхознадзора выдается новое предписание, исполнение которого также ставится на контроль.
Однако на практике приходится видеть, что землевладельцев не пугает ни повторный визит инспектора на участок, ни следующее за этим административное наказание в виде штрафа. Большинство лиц, как юридических, так и физических, не спешат проводить раскорчевку и распашку своих угодий, превратившихся в залежи. Оплата штрафа представляется им достаточной мерой, «искупающей» дальнейшую бездеятельность, тем более что суммы этих штрафов относительно невелики. Так, за нежелание приводить в порядок участок в несколько десятков гектаров, беспечный аграрий заплатит от 300 до 500 рублей.
Таким любителям «откупаться» за копейки от земли-кормилицы хочется напомнить, что пахотные земли - это национальное богатство, обеспечивающее нам пропитание и жизнь. Нельзя допускать зарастания пашен сорными растениями и деревьями, так как это может привести к их утрате. Да и основной целью государственного земельного надзора является не наложение административного штрафа, а устранение нарушений, возврат в оборот сельскохозяйственных земель.
Практика государственного земельного надзора показывает, что нередки случаи, когда за неисполнение предписания собственники наказываются неоднократно. Так, Управлением Россельхознадзора трижды выдавались предписания Администрации МО «Бологовский район » с требованием провести мероприятия по устранению захламления и загрязнения нефтепродуктами земель сельхозназначения в районе села Ильятино, которые систематически не исполнялись. Дело дважды передавалось Управлением Россельхознадзора в Мировой суд города Бологое. Суд признал Администрацию МО «Бологовский район » виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначил в обоих случаях административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей. И только во время третьей внеплановой проверки по исполнению требований предписания Администрация МО «Бологовский район » представила проектную документацию по рекультивации нарушенных земель.
Аналогичная ситуация сложилась в Рамешковском районе с Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Перелом ». На земельных участках в районе деревни Ведное, кооперативом проводились работы по заготовке древесины, в результате чего образовалась свалка порубочных остатков площадью 80 га. Управлением Россельхознадзора неоднократно выдавались предписания, обязывающие организацию ликвидировать захламление, однако свалка древесины полностью не убрана до сих пор. Мировым судом Рамешковского района организации дважды назначались административные наказания в виде штрафов в размере 10 тыс. рублей за неисполнение предписаний. Председатель СПК «Перелом » объясняет неисполнение предписаний отсутствием техники и нехваткой рабочей силы. При этом следует отметить, что ходатайств о переносе сроков исполнения предписаний в Управление Россельхознадзора от СПК «Перелом » не поступало. В настоящее время организация уведомлена о проведении очередной внеплановой проверки по исполнению требований предписания.
Есть подобные прецеденты и в соседних областях, подконтрольных Управлению Россельхознадзора. Так, мировой суд Пушкиногорского района Псковской области вынес в июле 2013 года решение о назначении административного наказания в виде штрафа собственнику земель сельхозназначения, которому уже дважды выдавались предписания по факту зарастания земель древесно-кустарниковой растительностью. При проведении очередной внеплановой проверки было выявлено, что расчистка земель опять не произведена. Собственнику выдано новое предписание, а административные документы были переданы в мировой суд, который назначил наказание в виде штрафа в размере 900 рублей за неустранение зарастания трех земельных участков общей площадью около 18 га в районе деревни Федьково Пушкиногорского района Псковской области.
Подобная история произошла и в Псковском районе, где заросло деревьями и кустарником почти 25 га пахотных земель вблизи деревень Патрово и Подборовье. Собственнику также дважды выдавались предписания, а в апреле 2013 года по результатам очередной внеплановой проверки выдано третье предписание по той же причине, и дело передано в Мировой суд Псковского района Псковской области. За неисполнение требований предписания по устранению зарастания восьми земельных участков решением суда собственнику назначен штраф в размере 3200 рублей.
Конечно, иногда существуют объективные причины, препятствующие исполнению в срок установленных предписанием мероприятий. Поздняя весна 2013 года и высокий снежный покров помешали некоторым собственникам привести в порядок свои земли. Также есть участки, на которые из-за весенних паводков трудно пройти сельскохозяйственной технике, да и большие площади сельхозземель подчас требуют больших материальных затрат. В этом случае у собственника есть возможность подать ходатайство о перенесении сроков исполнения предписания, которое будет рассмотрено Управлением Россельхознадзора. Но не следует думать, что все ходатайства непременно будут удовлетворены. На отсрочку может рассчитывать собственник, приступивший к выполнению мероприятий, но не успевший закончить их к назначенному сроку, или землевладелец, попавший в форс-мажорные обстоятельства. Нерадивому хозяину, постоянно ссылающемуся на материальные трудности и отсутствие времени, лучше подумать, как правильно распорядиться своими угодьями. Иногда лучше оценить свои возможности по использованию находящихся в собственности земель сельскохозяйственного назначения и принять решение об отказе от участков. «Отказные » земли перейдут в фонд перераспределения и будут предложены местной администрацией тем, кто сможет обеспечить достойный уход и надлежащее использование земель.
Немало упреков приходится выслушивать порой инспекторам отдела земельного надзора от общественности по поводу сумм штрафов, назначаемых за нарушения земельного законодательства, да и из представителей прессы только ленивый не «прошелся» по этой теме. «Триста рублей за лес на пашне??? », «Россельхознадзор «напугал» владельца 50 гектаров угодий мизерным штрафом», - какими только заголовками не пестрят сайты известных изданий!
В связи с этим хочется напомнить, что штрафы за то или иное нарушение земельного законодательства назначаются в соответствии с Кодексом об Административных Правонарушениях, изменение статей которого находится вне компетенции Управления Россельхознадзора. Однако не следует думать, что, прикрываясь Кодексом, государственный земельный надзор не встанет на защиту вверенных ему земель. Так, в 2013 году Управлением инициирована практика по направлению в судебные органы исков о понуждении к исполнению предписаний недобросовестных правообладателей земельных участков. Судебные органы обладают более широким спектром административно-правового воздействия (включая возможность уголовной ответственности), что стимулирует нарушителей к своевременному принятию мер по приведению земель в надлежащее состояние.
В заключение следует сказать, что борьба надзорных органов за возрождение заросших земель небезуспешна, о чем свидетельствуют итоги работы Управления Россельхознадзора в первом полугодии текущего года. Так, за этот период возвращено в оборот 6,667 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения вследствие исполнения 62 предписаний. Также по результатам проведенных проверок инспекторами отдела земельного надзора выдано 330 новых предписаний, исполнение которых поставлено на контроль. Одновременно с этим по Тверской области составлено 123, а по Псковской -120 протоколов по неисполнению требований предписаний, которые будут направлены Управлением Россельхознадзора в мировые суды.
Завершается летняя пора и совсем немного времени осталось до начала сезона проливных дождей и осенней распутицы. Размытые дороги и подтопленные подходы к земельным участкам скоро создадут дополнительные трудности для обработки сельхозугодий и расчистке их от замусоривания и зарастания. Не пора ли владельцам использовать последние погожие деньки для работы на своих наделах, чтобы вслед за желтыми осенними листьями и печальным клином журавлей не «полетела» в мировые суды вереница писем с административными протоколами Управления Россельхознадзора?
В конце концов пора принять решение - исполнить предписание, или отказаться от земли.

Последние новости Тверской области по теме:
Исполнить предписание или отказаться от земли?

В связи с распоряжением МВД России «О комплексе дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Тверской области временно приостанов
УМВД Тверской области
25.03.2020 Преступления, связанные с семейно-бытовыми проблемами, к сожалению, не редкость.
УМВД Тверской области
25.03.2020

27 марта 2020 года в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области состоится прием граждан по вопросам ненадлежащего оказания медицинской помощи, а также выявления и пресечения преступлений,
Следственный комитет
25.03.2020

В соответствии с действующим законодательством создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» относится к ее компетенции.
Прокуратура Тверской области
25.03.2020