Какие вопросы можно задать знаменитости на интервью. Вопросы для интервью

Интересуетесь свежими веяниями в сфере интервьюирования кандидатов? Или, быть может, думаете, как можно использовать старые подходы на новый лад? По мнению Линн Сарикас, руководителя программы MBA при Бизнес-школе Северо-Восточного университета США, сейчас всё больше и больше компаний задают кандидатам во время интервью весьма необычные вопросы, рассматривая их как важную часть процесса интервьюирования.

Вопросы для интервью, предлагавшиеся когда-то компанией Майкрософт, уже давно стали легендой. Среди них были такие: Сколько мячиков для гольфа поместится в 747 Боинг? Почему канализационный люк – круглый? И т.п.. Однако компания Майкрософт, похоже, отчасти ушла от вопросов-головоломок, – по крайней мере, во время интервьюирования программистов. Теперь разработчикам программного обеспечения во время интервью в компании всё чаще предлагается решать разные (часто весьма сложные) профессиональные задачи, используя доску и маркеры, бумагу и карандаш, ноутбук.

Но другие работодатели тоже начали использовать необычные вопросы во время интервью со своими кандидатами, хотя и совсем по другим причинам, – не столько ради того, чтобы отобрать самых умных, сколько ради поиска самых подходящих кандидатов. Дело в том, что сейчас существует огромное количество рекомендаций и советов для ищущих работу. Это – целая отрасль, развивающаяся небывалыми темпами. В итоге каждый кандидат отлично знает, что на стандартные вопросы, которые задаются наиболее часто, ему следует заранее подготовить хотя бы краткие ответы. Некоторые вопросы, некогда считавшиеся «изюминкой», уже давно воспринимаются как стандартные. Например, к ним относятся предложение назвать свои сильные и слабые черты, или предложение объяснить, почему соискатель считает себя лучшим кандидатом на рассматриваемую позицию.

Интервьюеры используют необычные вопросы для интервью для того, чтобы дать кандидату возможность раскрыться, показать свои подлинные качества. Кроме того, это позволяет понять, как кандидат реагирует на неожиданные вопросы или на непредвиденный поворот событий. Большинство нестандартных вопросов не имеют верных или неверных ответов, зато дают возможность, по словам Линн Сарикас, «продемонстрировать скорость мышления, своё самообладание, творческий подход, а также чувство юмора».

По её словам, «интервьюеры таким образом пытаются взглянуть на кандидата в неотрепетированной ситуации, понять, как он ведёт себя, когда не чувствует себя достаточно защищенным. К таким странным, из ряда вон выходящим вопросам невозможно подготовиться, так что интервьюер имеет возможность понаблюдать, как реагирует кандидат на неожиданные трудности, как он или она собираются с мыслями. Кроме того, некоторые интервьюеры задают «безумные» вопросы, чтобы лучше представлять себе особенности процесса мышления кандидата... Они хотят посмотреть, как он будет размышлять над необычными вопросами.»

По-настоящему трудные нестандартные вопросы для интервью

По мнению Линн Сарикас, обычно достаточно задать во время интервью один-два таких вопроса. Это даст достаточно дополнительной информации о кандидате, позволит оценить способность кандидата не теряться в трудной ситуации и понять, насколько он сумеет вписаться в культуру вашей организации.

    Если бы вы были персонажем книги (мультфильма, сказки и т.п. – вариант выбирает интервьюер, исходя из ситуации), то какой бы это был персонаж?

    Если бы Голливуд снимал фильм о вашей жизни, кого бы вы хотели видеть в главной роли?

    Если бы вы могли стать супергероем, какими сверхвозможностями вы бы обладали?

    Предположим, кто-то написал о вас биографию. Как вы думаете, как она будет озаглавлена?

    Предположим, что вы потерпели кораблекрушение и оказались на необитаемом острове, но всё самое необходимое для жизни (вода, пища) у вас есть. Какие ещё две вещи вы бы хотели иметь при себе?

    Предположим, у вас есть полгода, абсолютно свободные от каких-либо обязательств и финансовых ограничений. Как бы вы провели это время?

    Предположим, вы узнали, что вам осталось жить всего полгода. Как бы вы их провели?

    Если бы вы могли поужинать вместе с любым знаменитым историческим деятелем, кто бы это мог быть и почему?

    Если бы вы были чем-то съедобным, что бы это могло быть?

    Если бы выиграли в лотерею 20 миллионов долларов, что бы вы сделали с этими деньгами?

    Если бы вы были салатом, какая бы в нём была приправа или соус? Почему?

    Как бы вы оценили мой уровень как интервьюера?

    Если бы вы были машиной, то какой марки? Какого типа (грузовая, легковая и т.п.)? Почему?

    Кем вы восхищаетесь больше всего и почему?

    О чём говорилось бы в заголовке новости, касающейся вас и вашей жизни?

«Поведенческие» вопросы для интервью

Проще говоря, «поведенческие» вопросы позволяют выяснить, как кандидат справлялся с какими-то похожими ситуациями в прошлом. Конечно, они не заставят кандидата смотреть в магический хрустальный шар и не смогут точно предсказать его будущее поведение в какой-то ситуации. Л. Сарикас предлагает использовать такие вопросы для того, чтобы в общих чертах понять поведенческий стиль кандидата. Ниже представлены вопросы, подготовленные Сьюзен Хитфилд:

    Опишите ситуацию, в которой вам довелось серьёзно рискнуть в вашей профессионально сфере. Какой был результат?

    Расскажите мне о случае, когда коллеги не согласились с предложенной вами схемой действий. Пытались ли вы убедить их в вашей правоте? Если да, то как вы это делали? И что получилось в итоге?

    Опишите ситуацию, когда ради достижения какой-либо цели вам довелось успешно работать в команде, имея при этом ограничения по времени и бюджету, и в итоге вы добились того, чего хотели. Какова была ваша роль? Чему вас научил этот опыт?

    Опишите ситуацию, когда ради достижения какой-либо цели вам довелось работать в команде, имея при этом ограничения по времени и бюджету, но при этом ваша команда не добилась нужного результата. Какова была ваша роль? Чему вас научил этот опыт?

    Как бы вас описал ваш последний руководитель? Ваши коллеги с последнего места работы? Что бы они отметили как вашу самую сильную черту? Как вашу слабость?

    Опишите какую-нибудь сложную проблему, которую вам приходилось решать, и расскажите мне последовательно, шаг за шагом, как именно вы её решали.

    Вспомните какую-нибудь по-настоящему трудную ситуацию из вашего прошлого опыта, которую вы смогли разрешить, придумав нестандартное решение. Расскажите об этой ситуации.

    Опишите ситуацию, когда вам довелось работать вместе с коллегами, и в процессе возник какой-то конфликт с вашим участием. Опишите, как вы воспринимали этот конфликт, какие действия предпринимали? Какие усилия помогли разрешить ситуацию, а какие – нет? Вы как-то преодолели тогда последствия конфликта? Как?

    Опишите ситуацию из вашего прошлого опыта, в которой, как вы сейчас понимаете, вам бы следовало вести себя иначе.

    Расскажите, как вы пытались достичь какой-либо серьёзной цели. Какие препятствия вам встретились на этом пути? Что вы сделали, чтобы их преодолеть?

    Опишите самую стрессовую ситуацию, в которой вы когда-либо оказывались. Чем всё это закончилось (вообще и для вас лично)?

    Расскажите мне о каком-нибудь случае, когда вам пришлось переубеждать кого-то, склонять других людей к вашей точке зрения. Удалось ли вам этого добиться? Как? К чему это привело в итоге?

Включение в интервью нескольких таких «поведенческих» вопросов поможет вам получить информацию, важную для принятия решения о найме. Если к ним добавить ещё пару из списка нестандартных вопросов, то информации для размышления об интервьюируемом кандидате будет более чем достаточно. Оба подхода можно использовать для успешного отбора кандидатов. Только следует соблюдать меру и не наполнять интервью сплошь лишь нестандартными и «поведенческими» вопросами.

Важно не столько количество заданных вопросов, а количество и качество полученной в итоге информации. Часто, при правильно проводимом интервью и верно выбранных темах, даже пары таких проблемных вопросов будет более чем достаточно. И наоборот, целый десяток односложных ответов может свидетельствовать не столько о недостатках кандидата, сколько о неверно выстроенном интервью. Учтите это, и – удачного использования!

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я подготовил для вас вопросы для интервью с успешным человеком. Как проще всего получить ответы на вопросы? Нужно поговорить с человеком, который обладает необходимым количеством информации по интересующей теме.

Если вы хотите стать успешным, разумно будет посоветоваться о том, как это лучше сделать с тем, кто уже добился успеха. Но мало просто провести беседу, нужно еще и уметь задавать правильные вопросы. Для этого стоит подготовить ряд вопросов для интервью с . Как это сделать и чего лучше не делать, сегодня я об этом вам расскажу.

Как составлять сценарий беседы?

Прежде чем приступить к выборке и составлению вопросов, важно учесть следующие моменты:

  1. У кого вы берете интервью? Имя, достижения, личные особенности и т.п.
  2. Для кого вы его берете? Целевая аудитория, которая будет читать/смотреть данное интервью.
  3. Для чего вы это делаете? Цель. Что именно узнать вы хотите? На какие именно достижения этого человека вы ориентируетесь?
  4. Будут ли кульминационные вопросы – наиболее важные и интересные для целевой аудитории?
  5. Размер окончательного варианта беседы.

Интервью не должно звучать ровно, иначе к нему быстро теряется интерес. Кульминационные вопросы выступают в роли триггера интереса, поэтому они должны включаться обязательно, если вы хотите привлечь к интервью максимальное количество внимания от публики. Интервью составляется блоками и схематично выглядит примерно так:

  • Проблема + Завязка (1-2 вопроса);
  • Кульминация (1 главный вопрос + 2-3 уточняющих);
  • Развязка (1-2 вопроса).

Количество блоков зависит от допустимого объема информации.

На примере это можно изобразить следующим образом:

  • Когда вы решили заняться бизнес, и какие существовали препятствия в самом начале?
  • Раскройте секрет, как начать бизнес с нуля? С малым бюджетом? С отсутствием связей? Какие лазейки? Чего избегать?
  • Когда появился ваш первый результат? Насколько он оправдал ваши ожидания?

Первый блок можно условно назвать «Начало бизнеса», дальше вы составляете такие же блоки «Продвижение», «Ямы», «Взлеты» и т.п.

Топ – 40 вопросов для интервью

Чтобы вам было проще составлять сценарий интервью, ориентируйтесь на предложенный список:

  1. Почему вы решили заняться именно этим бизнесом/проектом/деятельностью?
  2. Был ли какой-то толчок или предпосылки к тому, что вы будете двигаться в этом направлении?
  3. Что вас сдерживало (удерживало, мешало)? Страхи, сомнения, родственники, друзья, неуверенность в себе?
  4. Стоит ли проходить какие-то курсы, вебинары, чтобы добиться успеха в данном бизнесе? Проходили ли их вы?
  5. Нужны ли какие-то особые качества, чтобы добиться успеха? Какие? Какие есть у вас?
  6. Первое препятствие, с которым вы столкнулись?
  7. Откуда можно получить помощь, содействие?
  8. Где вы нашли первых клиентов/инвесторов/заказчиков/партнеров?
  9. Когда получили первые результаты? Какие это были результаты?
  10. Было ли желание сдаться?
  11. Как вы выдержали состояние финансовой ямы?
  12. Есть ли у вас семья? Какая была поддержка от семьи?
  13. Как вы обеспечивали близких на первых порах?
  14. Как вы совмещали бизнес и семейные обязательства?
  15. Когда вы почувствовали прорыв? Каким он был? Опишите свои эмоции?
  16. Какие советы и наставления вы можете дать новичкам?
  17. Сколько времени у вас уходит на работу?
  18. Сколько времени необходимо уделять бизнесу в самом начале, чтобы получить первые результаты?
  19. Что являлось самым сложным для вас на пути к успеху?
  20. Когда вы поняли, что добились успеха?
  21. Как реагируют окружающие на ваш успех?
  22. Какие препятствия были на протяжении всего пути?
  23. Какие советы помогли вам выйти из затруднительных ситуаций?
  24. Считаете ли вы, что нужно иметь талант, чтобы развить данный бизнес?
  25. Чего не стоит делать новичкам/читателям/зрителям?
  26. Когда вы начали искать работников/сотрудников/партнеров?
  27. Как и где лучше их искать?
  28. Много ли средств вы вложили в свой бизнес в целом?
  29. Считаете ли вы, что достигли потолка?
  30. Если вы стремитесь еще развиваться, то какое направление самое перспективное?
  31. Каков уровень конкуренции в вашем бизнесе?
  32. Какие советы вы можете дать по борьбе с конкурентами?
  33. Не разочаровались ли вы в бизнесе? Было ли желание поменять род деятельности?
  34. Считаете ли вы, что человек может добиться успеха только в одном направлении/виде деятельности?
  35. Хотели бы вы заниматься чем-то еще?
  36. Становится ли со временем проще вести бизнес или наоборот?
  37. Ради чего вы могли бы отказаться от своего дела?
  38. Какие плюсы и минусы имеет ваша профессия?
  39. Было ли на вашем пути то, о чем вы сожалеете?
  40. Кому вы больше всего благодарны за свой успех?

Следует помнить о существовании так называемых подставных вопросов. На самом деле это нечестный прием, которым пользуются некоторые интервьюеры. Если вы не хотите испортить свою репутацию, а также репутацию блога, сайта, газеты, канала, то пользоваться этими приемами не рекомендуется.

Например, вы спрашиваете:

«Назовите 4 недостатка, которые мешали вам добиться успеха ».

Собеседник отвечает:

«Неквалифицированность, спешка, отсутствие способности к самокритике, неумение учиться на собственных ошибках ».

При монтаже вы вместо своего вопроса подставляете другой:

«Назовите 4 недостатка, которые мешают вашим конкурентам «название фирмы или имени» обойти вас? »

В итоге, в интервью это будет звучать как прямое оскорбление конкурентов , что может спровоцировать возникновение серьезной конфликтной ситуации.

Заключение

Конечно, при составлении интервью необходимо учесть тематику, и добавлять непосредственно профессиональные вопросы, касаемые техник, методик, планов и схем. Но отталкиваясь от предложенных вопросов, вам будет легче создать каркас беседы, который позже вы сможете основательно дополнить.

Опрос, который поможет лучше узнать клиента.

В закладки

Автор Telegram-канала по продуктовому маркетингу Epic Growth Channel Ольга Ковалёва перевела из блога аналитического сервиса Fieldboom.

Ниже список вопросов, которые продуктовые компании используют для исследования целевой аудитории, соответствия продукта и рынка, тестирования и проверки гипотез. Проверка гипотез через интервью с пользователями - более удачный выбор по сравнению с другими методами. Здесь кроется гораздо больше возможностей получить неожиданные инсайды и качественный фидбек, а значит, сделать свой продукт круче.

Вопросы разделены на пять категорий:

  1. Product/market fit (соответствие продукта и рынка).
  2. Market research (исследование рынка).
  3. Online habits (привычки пользователей в онлайне).
  4. Employee satisfaction (команда).
  5. Customer service (служба поддержки клиентов).

Product/market fit

Это первый этап проверки бизнес-модели, которая крутится вокруг вопроса «Нужен ли рынку ваш продукт, и можно ли извлечь из этого прибыль?». Вопросы в этой категории помогут также определить сегменты и портрет целевой аудитории: кто ваши клиенты, какие у них потребности, какую пользу они получают от использования продукта. И получают ли вообще.

1. В чём для вас главная ценность продукта?

Не используйте обобщённый подход ко всем пользователям, он губителен для продукта. Кому-то важен дизайн, а кому-то - практичность использования или цена. Пользователь ценит в продукте что-то своё. Важно понять главные потребности и ценности для каждого клиентского сегмента.

2. Три главных преимущества, которые вы получаете от продукта?

Фокус на продукте - главное конкурентное преимущество. Поможет вам сфокусироваться на главных функциях, не распыляясь на ненужные для пользователей вещи.

3. Представьте, что вы больше не можете пользоваться продуктом. Что изменится?

Этот вопрос поможет измерить product/market fit.

4. Какой продукт может служить альтернативой (название продукта или компании)?

Кто ваши конкуренты? После того, как вы исследуете свою аудиторию и определите главные ценности, будет проще отстраниться от конкурентов и найти свою нишу.

Также можете написать статью в блоге, где вы сравниваете нишевые на рынке продукты, при этом фокусируясь на своих преимуществах.

Во-первых, вы поймёте, настолько хорош ваш продукт или услуга. Во-вторых, важно знать, как пользователи описывают продукт. Это поможет в маркетинге.

6. Кому ещё будет полезен продукт?

Ответ натолкнёт на мысль, кто ваша потенциальная ЦА. Идеи для масштабирования.

7. Что можно улучшить в продукте, чтобы превзойти ваши ожидания?

Отвечая потребностям пользователей, вы сможете создать по-настоящему незаменимый продукт или услугу.

8. Будете пользоваться продуктом, если цена на него вырастет?

Достаточно ли пользы приносит пользователям продукт? Есть риск, что они отвалятся после повышения цены.

9. Какую проблему вы пытались решить, когда искали наш продукт?

Например, если клиент хочет экономить или оптимизировать время в течение дня, вы можете указать, как ваш продукт будет экономить определённое количество часов в день.

10. Есть ли факторы, которые мешают вам пользоваться продуктом?

Если вы знаете свои проблемные места, всегда легче их исправить и сохранить аудиторию. Если пользователь жалуется, например, что цена слишком высокая, скорректируйте онбординг, чтобы показать, как ваш продукт ценен для него, или перейдите на другую модель апселлинга и так далее.

Market research

Используйте эти вопросы для исследования рынка. Конкуренция подразумевает возможности развития и обновление продукта или сервиса.Также вопросы помогут определить, с какими трудностями приходится сталкиваться вашим пользователям. Все люди разные, но их может объединять проблема, которую ваш продукт должен решить.

11. С чем вам приходится бороться изо дня в день? Ваш челлендж?

Вопрос поможет определить «боль» пользователей - потребности или ситуации, которые продукт сможет решить. Сфокусируйтесь на одной проблеме и пробуйте её решить не просто хорошо, а лучше всех.

12. Какие у вас цели на ближайшие полгода?

Вопрос поможет выявить ближайшие планы ваших пользователей. Зная их, вы сможете создавать полезный контент.

13. Что для вас стресс на работе и дома?

Тоже про болевые точки клиента. Возможно, они пересекаются с потенциальными функциями вашего продукта.

14. Какие препятствия мешают вам достигать целей?

Думайте, как ваш продукт сделает жизнь пользователей счастливее, решая их насущные проблемы.

15.С какой проблемой вы встречаетесь, если говорить об определённом рынке (ваша индустрия)?

Решаемая проблема - основа продукта.

16. Какие факторы влияют на принятие решений о покупке? Что удержит вас от покупки?

Вопрос поможет определить, на что клиент обращает ключевое внимание при покупке.

17. Какие функции или ценности вы ищете, покупая продукт X компании?

Максимально полезно узнавать свою аудиторию. Эта информация поможет даже в таких вещах, как создание лендинга продукта.

18. Если бы вы нанимали человека на свою должность, на какие навыки вы бы обращали внимание в первую очередь?

Получив ответ на этот вопрос, вы узнаете, какие скиллы пользователи хотят развивать. Это поможет вам создавать контент и предложения, от которых клиенты будут в восторге.

19. Вы покупаете товары конкретного бренда или же бренд не имеет значения?

Есть ли привязка к другому бренду, и насколько она сильная? Насколько сложно будет выиграть пользователей у конкурентов.

20. Что может заставить вас перейти от одного бренда к другому?

Готовые решения, которые необходимо учесть при разработке продукта.

Online habits

Пользовательские привычки в онлайне. Вопросы помогут выстроить маркетинговый план, определиться с каналами продвижения и рекламными возможностями.

21. Где вы ищете советы?

22. Какие блоги читаете?

23. Мнениям каких людей доверяете больше всего?

24. Если задуматься об определённой индустрии, какие люди приходят на ум?

26. Где вы ищете описания и отзывы о продукте?

28. Какая у вас активность в онлайне (группы, сообщества, страницы)?

29. На какие Youtube-каналы подписаны?

30. Где проводите большую часть времени в интернете?

Employee satisfaction

Тут действует принцип изнутри - наружу. Эти вопросы помогут выяснить, насколько ваши сотрудники удовлетворены работой. Стоит ли посвящать больше времени корпоративной культуре и развитию внутреннего климата в команде. Зачастую команде не уделяют должного внимания. Но она не менее важна, чем сам продукт.

Доволен ли сотрудник корпоративной культурой и атмосферой на работе.

32. Как часто вы испытываете стресс в течение обычной рабочий недели?

Выявит загруженность сотрудника. Возможно, стоит подумать о расширении штата.

33. Довольны ли вы своей зарплатой?

Больше шансов, что недовольные вскоре покинут компанию.

34. Если вы завтра уволитесь, какая будет причина?

Скорее всего, эту причину разделяют и другие сотрудники в штате.

35. Есть ли в компании перспективы профессионального роста или продвижения?

Помогайте сотрудникам реализовывать свой потенциал и развивать таланты.

36. Где вы видите себя через год?

Этот вопрос связан с пунктом выше. Если нет места для роста, сотрудники будут чаще покидать компанию. Этот вопрос может также выявить проблемные области в корпоративной культуре.

37. Ваш руководитель отмечал ваши заслуги или достижения за последние две недели?

Люди часто чувствуют себя недооценёнными и теряют мотивацию.

38. Вы гордитесь брендом компании, в которой работаете?

40. Вы заметили, что ваша работа сказывается на вашей личной жизни?

Customer service

В этой секции вопросы разделены на две категории: пост-покупки (post-purchase) и пост-поддержки (post-support). Используйте их, чтобы получить отзывы от клиентов о качестве продукта или эффективности службы поддержки.

Post-purchase

41. Почему вы купили у нас?

Этот вопрос поможет определить факторы, которые отличают вас от конкурентов.

42. Как вы нашли наш сайт?

Удостоверьтесь в правильном выборе каналов связи.

43. Было легко найти нужный вам продукт и легко ли было пользоваться приложением?

Выясните, испытывает ли пользователь трудности в интерфейсе. Навигация по сайту или мобильному приложению должна быть максимально понятной и нативной. Пользователи ценят тот опыт, который вы им даёте.

44. Вы довольны приобретённым продуктом?

Этот вопрос поможет определить воспринимаемое качество и ценность вашего продукта.

45. Как можно улучшить процесс покупки?

Post-support

46. Была ли ваша проблема решена в результате чата, телефонного звонка или электронной почты?

47. Как долго вам пришлось ждать ответа оператора из поддержки?

48. Насколько вы удовлетворены той поддержкой, которую получили?

49. Какой тип связи вы предпочитаете?

50. Как мы можем улучшить обслуживание наших клиентов?

Если оставить вопрос открытым, это может привести к появлению проблемных областей, о которых вы даже не подозревали.

Материал дополнен редакцией

Задала вопрос Павлу Шороху — руководителю студии инфографики

Когда я училась на факультете журналистики, из всех жанров меня зацепили интервью и репортаж, потому что в центре – личность или событие. А также сильное авторское начало – каков вопрос, таков и ответ, какое видение, такая и картинка.

Помню, тогда я придумала тематическую полосу «Ребро Адама», где центральными материалами стали интервью со знаменитыми женщинами нашего города. Интервью до сих пор остается моим любимым жанром. А самой большой наградой — слова героев: мне было интересно отвечать на вопросы!

Как я уже рассказывала в посте , сначала предварительно собираем информацию о главном герое или проблеме, которую собираемся освещать. А потом уже начинаем составлять вопросы.

Напоминаю, что интервью может быть методом сбора информации, и может быть жанром. Метод интервью – это сбор информации в общем-то для любого материала, а интервью-жанр — это оформление материала в виде “вопрос-ответ” в блоге или на газетной/журнальной полосе.

Итак, вопросы для интервью должны быть :

1. предельно четкими и понятными – собеседник должен понимать, о чем вы его спрашиваете. А то некоторые авторы так закручивают вопрос, что и сами то не понимают, о чем спросили.

2. не длинными – максимум 3 предложения. Не стоит демонстрировать свой недюжинный ум длинными и пространными вопросами на полстраницы. Помните: вы берете интервью, а не даете.

3. интересными – собеседник должен хотеть на них отвечать, а читатель — читать.

4. корректными – не нужно намеренно ставить собеседника в тупик. Он может обидеться – и все интервью насмарку. Если и нужно задать “неудобный” вопрос, то лучше сформулировать его помягче. Если вы не согласны и хотите прояснить свою и его позицию, скажите: «хорошо, но…»

А вот еще несколько советов, как правильно составить вопросы для интервью:

не включайте в окончательный вариант интервью рабочие вопросы : “расскажите немного о себе”, “сколько у вас детей?”, “где вы сейчас работаете?”, “чем вы увлекаетесь?” и другие подобные вопросы. Это ваша предварительная работа и ответы на эти вопросы лучше оформить в виде отдельного текста о герое, как правило, это делается в начале интервью.

Исходя из предварительных знаний, лучше составить более глубокие по смыслу вопросы. Например, “Теперь, когда Вы сменили профессию, какие качества характера стали доминирующими?” или “Влияет ли Ваше увлечение блогингом на отношения с окружающими?”.

задавайте уточняющие вопросы! Если собеседник не может точно сформулировать ответ или уклоняется от него, то можно расшевелить его вопросами: “расскажите об этом подробнее!”, “как это случилось?”, “а что вы предприняли?”. Это можно сделать в живой беседе, для блога же этот вариант не всегда можно использовать (если только вы берете интервью в скайпе!). Поэтому тщательно продумывайте вопросы заранее!

— имейте несколько вопросов “про запас”. Это выручит, если собеседник оказался немногословным и очень кратко ответил на основные вопросы. Это могут быть вопросы об общеизвестных событиях, книгах, фильмах. Например, можно попросить высказать свое мнение о популярном на данный момент фильме. Но опять же вы должны быть в курсе того, смотрит ли этот человек фильмы вообще, иначе ваш вопрос опять останется без полноценного ответа.

Однажды я брала интервью у женщины-адвоката для страницы «Ребро Адама», о которой рассказывала в начале этого поста, и героиня оказалась как раз такой немногословной — ох и намучилась я с ней, хорошо. что составила список почти из 30 вопросов. Хотя обычно для интервью хватает — проверено на опыте.

P.S. И помните, что есть вопросы, которые не следует задавать интервьюируемому, особенно “звезде”. Вот некоторые их них: “Вам понравилось в нашем городе?” и “Расскажите о Ваших творческих планах!”. Эти вопросы сразу выдают непрофессионала. Так говорят опытные журналисты.

Здесь разберем классификацию вопросов применительно к задачам интервью. Эта классификация носит исключительно практический характер и не претендует на то, чтобы считаться исчерпывающей с точки зрения филологии.

Во-первых, вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытые вопросы - это вопросы, начинающиеся с вопросительного слова и требующие развернутого ответа. Например: «Что вы думаете об этой книге?» Закрытые вопросы - это вопросы без вопросительного слова, требующие ответа «да» или «нет». Например: «Эта книга - полезная для журналистов?»

В большинстве случаев предпочтительнее открытые вопросы, так как они побуждают собеседника говорить. Упоминавшийся выше американский медиаконсультант Чип Сканлан в этой связи даже сравнивает открытые вопросы с зеленым сигналом светофора, а закрытые - с красным. Например, на вопрос «Как вы относитесь к домашним животным?» можно получить развернутый ответ: «Сейчас у меня домашних животных нет, но в детстве была собака. Еще мне нравилось играть с соседской кошкой. А мои дети просят завести попугая». На вопрос же «Есть ли у вас домашние животные?» последует короткий ответ «Нет», и разговор на этом споткнется.

Закрытые вопросы хороши в тех случаях, когда собеседник уклоняется от ответа. Например, если на вопрос «Что стало с уголовным делом по поводу того, что вас поймали с взяткой?» следует ответ «Есть силы в нашей стране, которые заинтересованы в дискредитации честных людей. Однако Россия все равно будет развиваться и победит», то можно переформулировать вопрос: «Уголовное дело по вашей взятке закрыто?»

Другая градация вопросов - прямые и непрямые. Прямой вопрос - это заданный от имени журналиста. Например: «В какой мере вас можно считать алкоголиком?» Непрямой вопрос - это вопрос, содержащий высказывание других людей и просьбу выразить отношение к этому высказыванию. Например: «Ваши недоброжелатели утверждают, что вы - алкоголик. Что бы вы им ответили?»

Преимущество непрямых вопросов - их мягкость. Так формулируют те вопросы, которые иначе могут показаться собеседнику оскорбительными. Здесь же журналист как бы ни при чем. Он так не думает, так думают другие люди. Он же на стороне собеседника и лишь дает возможность ему развеять порочащие его слухи.

По функции в интервью вопросы делятся на информационные, управляющие и поведенческие (табл. 4.2).

Классификация вопросов в интервью по их функции

Таблица 4.2

Разновидность

вопросов

Характеристика

Цель

Информационные

Вопросы о фактах (что было, есть или будет) и мнениях (что хорошо или плохо) собеседника

Журналист побуждает собеседника раскрыть тему, сообщить сведения, ради которых берется интервью

Управляющие

Обозначение темы разговора, возвращение собеседника к теме при отклонении от нее, задавание новой темы

Журналист контролирует ход беседы, раскрытие тем и их смену

Поведенческие

Нагнетание напряжения путем логических уловок и психологических манипуляций

Провоцирование собеседника на неадекватные действия

Формулируют информационные вопросы по изложенным выше правилам: открытые вопросы предпочтительнее закрытых, непрямые - мягче прямых. Кроме того, есть специальные подходы к составлению вопросов. В западной журналистике популярен подход канадского репортера Джона Саватски (John Sawatsky ). Ниже представлены 14 правил Дж. Саватски, которые были опубликованы в американском журнале American Journalism Review .

1. Нужно задавать нейтральные открытые вопросы.

Начинайте вопросы с «Что?», «Как?» и «Почему?». С их помощью от собеседника можно получить максимум информации, вынуждая его описывать события (Что случилось?), процессы (Как это происходило?) и мотивы (Почему это сделали?). Дополнительные вопросы задавайте с помощью слов «Кто?», «Где?» и «Когда?»

2. Затрагивая «жесткие» вещи, не задавайте жестких вопросов.

Если спросить человека «Вы - расист?», ответ скорее всего будет отрицательным. Вместо этого задавайте сфокусированные открытые вопросы по поводу доказательств, которые позволяют сделать вывод, что собеседник - расист.

3. Всегда помните, что меньше означает больше.

Чем больше информации журналист вложит в вопрос, тем меньше сведений выдаст собеседник. Короткие вопросы побуждают отвечать коротко, драматично и сфокусированно. Длинные и путаные вопросы в свою очередь приводят к длинным и путаным ответам либо к сжатым, сбивчивым репликам.

4. Выстраивайте стратегию получения информации.

Стратегия особенно важна, когда журналист хочет добиться от собеседника признания и комментирования каких-либо сведений. Однажды журналистка канадской газеты готовила статью про статистику, по которой треть школьников идут в школу без завтрака. Журналистка хотела взять интервью у школьников. Однако прямой вопрос «Завтракал ли ты сегодня?» скорее всего спровоцировал бы ложный ответ, так как дети были не склонны признаваться, что они бедные и голодные. Вместо этого ей рекомендовали спрашивать: «Что ты делал, когда встал сегодня утром? Затем что? Затем что?» И так до момента, когда ребенок приходил в школу. И если он ничего не говорил про завтрак, тогда появлялись вопросы: «Как насчет завтрака? Почему ты ничего не ел?»

5. Не спорьте с собеседником.

Иногда журналист тратит большую часть интервью на то, чтобы заставить собеседника с помощью наводящих вопросов принять свою версию событий. Например, один американский журналист в интервью с сербским чиновником пытался заставить того признать, что Сербия проводила в Косово геноцид. Вместо этого следовало спрашивать чиновника про доказательства отсутствия геноцида.

6. Стройте интервью на ответах, а не на вопросах.

Людям легче доходить до какого-то вывода самим, чем признавать готовую чужую точку зрения. Если собеседник высказывает оригинальное утверждение, спросите его о доказательствах, с помощью которых он может это подтвердить.

7. Переложите бремя доказывания на собеседника.

Если собеседник, например, настаивает, что «там ничего предосудительного не было», поинтересуйтесь, откуда он это узнал. Если собеседник говорит, что не помнит, спросите, почему он не помнит. При формулировании вопроса возьмите ключевую мысль, высказанную собеседником, и перестройте ее в открытый вопрос. Например, рассказывая о своей свадьбе, собеседник сообщил: «Тогда было тяжелое время». Вы спрашиваете: «Что вы имеете в виду под тяжелым временем?»

8. Избегайте закрытых вопросов.

Если спросить подозреваемого в супружеской неверности политика: «Вы спали с мисс Смит?», то он, как не спавший с ней в буквальном смысле слова, честно ответит «Нет».

9. Не делайте утверждений в вопросах.

Вместо фразы «Должно быть, первое время вам было трудно» спросите «Каково было вам первое время?»

10. Не задавайте двойные вопросы или два вопроса сразу.

Пример такого неудачного вопроса: «Каких собеседников вы любите интервьюировать больше всего и какое свое интервью вы считаете самым удачным?» Собеседник будет тяготеть к тому, чтобы ответить на тот вопрос, который ему нравится, и избегать отвечать на вопросы, которые могут выставить его с негативной стороны.

11. Не перегружайте вопросы.

Журналист спросил Билла Клинтона: «Была ли Дженнифер Флауерс вашей любовницей в течение 12 лет?» Клинтон ответил: «Нет, это ложь». Что именно ложь, осталось неясно. Что они были любовниками или что их любовная связь продолжалась 12 лет.

12. Не вставляйте в вопросы свои предположения.

Предположения мешают получить точные ответы. Например, журналист спросил бывшего заложника Терри Андерсона о его взаимоотношениях с другими заложниками, захваченными тогда в Ливане: «О чем вы думали, когда наступала тишина? Наверняка были моменты, когда вы переставали разговаривать друг с другом» Андерсон ответил: «Да, конечно, были моменты, когда мы не разговаривали». То есть ответ прозвучал не на вопрос «О чем вы думали?», а на предположение, которое Андерсон подтвердил.

13. Не используйте «перегруженные смыслом» слова в вопросах.

Журналист спросил конгрессмена по поводу закона, который тот лоббировал: «Ваша схема приведет к резкому увеличению прибыли нефтяных компаний...» «Это не схема», - ответил конгрессмен, сфокусировав внимание на слове «схема», а не на вопросе.

14. Не используйте преувеличения в вопросах.

Собеседник почти всегда реагирует на такие вопросы, смягчая их в сторону нейтральности. Например, если журналист спросит артиста: «Каково чувствовать себя суперзвездой?», можно предсказать, что тот начнет скромничать, так как этого требуют социальные рамки.

Итак, суть метода Саватски - лучше всех «работают» открытые короткие нейтральные вопросы. Такие, как вопрос, который задал Владимиру Путину Ларри Кинг («Что случилось с вашей лодкой?» - «Она утонула»). Схожую рекомендацию дает главный редактор украинской версии журнала Forbes Владимир Федорин, по словам которого, яркими примерами «хорошего вопроса» служат: «Что есть истина?» - Понтий Пилат, 33 г. до н.э., «Who’s Mr Putin?» - Давосский форум, 2000 г.

А если собеседник врет? Тогда арсенал журналиста - все те же открытые короткие нейтральные уточняющие вопросы. Если собеседник продолжит врать дальше, его ложь дойдет до абсурда. Например, министр обороны утверждает, что призывники не только не уклоняются от службы в армии, но сами туда рвутся. Уточняем, кто, где, куда рвется, откуда министр получил эту информацию и зачем тогда в армию забирают тех, кто служить не хочет, если желающих и так полно.

Обвинять собеседника во вранье журналисту вовсе не обязательно. Правда в интервью - это не соответствие слов собеседника действительности (желательно, чтобы так было, но получается не всегда). Правда в интервью - это правдивое представление собеседника. Если он лжец или дурак, журналист должен так подобрать вопросы, чтобы из ответов на них читатель понял, что собой представляет этот человек.

Другой подход к составлению вопросов использовала итальянская журналистка Ориана Фаллачи (Oriana Fallaci ). В 70-х годах XX в. она опубликовала в газете Corriere della Sera ряд интервью с главами государств третьего мира. Примечательно в этих интервью то, что они, во-первых, переводились на другие языки и публиковались многими ведущими изданиями западных стран, а во-вторых, после публикации никто из собеседников ни хотел с госпожой Фаллачи снова общаться.

Метод О. Фаллачи состоял в том, что журналистка собирала негативную информацию о собеседнике и затем обвиняла его и требовала оправдываться. Вот фрагмент интервью с аятоллой Ирана Рухоллой Хомейни (в момент интервью он был фактически главой государства):

  • - Имам, но как можно ставить на одну доску зверей из САВАК (тайная полиция шахского Ирана ) и граждан, которые реализуют свою сексуальную свободу? Возьмите дело юноши, который вчера был расстрелян за содомию...
  • - Это разврат, разврат... Надо уничтожить разврат.
  • - Возьмите дело восемнадцатилетней беременной девушки, которая была расстреляна несколько недель назад в Бесхаре за прелюбодеяние.
  • - Беременная? Ложь. Ложь, как и история про отрезание грудей женщинам. В исламе такие вещи не происходят. Беременных женщин не расстреливают.
  • - Это не ложь, имам. Все иранские журналы об этом писали, и на телевидении тоже были дебаты по вопросу о том, почему ее любовник был наказан только сотней ударов плетью.
  • - Если это так, значит, она заслуживала наказания. Я лишь это знаю. Женщина, наверное, совершила что-то посерьезней, спросите об этом у приговорившего ее суда. И все, хватит говорить о таких вещах. Это не важно.
  • - Тогда давайте поговорим о курдах, которых расстреливают, потому что они хотят автономии.
  • - Те курды, которых расстреливают, - это не курдский народ. Это те, кто ведут подрывную деятельность против народа и революции. Как, например, тот, которого расстреляли вчера, - он убил тринадцать человек. Я бы предпочел, чтобы расстрелов не было вообще, но когда ловят типов, подобных этому, и расстреливают, я испытываю большое удовольствие - вот так.
  • - А когда арестовывают тех, кто распространяет коммунистические листовки? Сегодня утром, например, пять человек арестовали.
  • - Если их арестовали, значит, они того заслуживали. Коммунисты, работающие на иностранцев, фальшивые коммунисты, которые действуют в интересах Америки и шаха. Все, хватит. Я сказал, хватит говорить об этих вещах.
  • - Хорошо, поговорим о шахе. Это же Вы, имам, отдали приказ о том, чтобы шаха ликвидировали за рубежом, а тот, кто это сделает, будет считаться героем; если же он погибнет в ходе ликвидационной акции, то немедля попадет в рай .

Свое поведение во время интервью Ориана Фаллачи описывала так:

«Я провоцирую собеседника и вовлекаюсь сама. Поэтому мои интервью никогда не бывают холодными. Я влюбляю себя в собеседника, даже когда я его ненавижу. Каждое интервью для меня - это любовная история, борьба, коитус» .

Чтобы провести интервью по методу Фаллачи, необходимо, во-первых, хорошо владеть материалом, чтобы «цепляться» к собеседнику по делу. Во-вторых, нужно не бояться возмутить собеседника, поссориться с ним. В некоторых российских изданиях использование подобного метода - обычное дело. Вот что пишет по этому поводу бывший корреспондент газеты «Коммерсантъ» Андрей Козенко.

Андрей Васильев (бывший главный редактор газеты «Коммерсантъ») все же прав: интервью получается хорошим, если вопросы журналиста либо содержат наезд на собеседника, либо показывают, что журналист в десять раз информированнее собеседника. Простейший психологический прием, выводящий интервьюируемого из себя и заставляющий его раскрыться .

Упрекнуть в чем-то можно любого собеседника. Например, политического деятеля - в том, что он менял убеждения. Для бизнесмена - привести цитату Карла Маркса о том, что «в основе любого крупного состояния лежит преступление». Популярного артиста - сделать ответственным за бездуховность общества. Чиновника - обвинить в том, что не у всех граждан на вверенной ему территории решены все проблемы. Как писал по схожему поводу поэт Игорь Губерман, «за все на евреев найдется судья. За живость. За ум. За сутулость. За то, что еврейка стреляла в вождя. За то, что она промахнулась» .

В СМИ встречается еще один подход к составлению вопросов, когда с их помощью собеседника пытаются показать с наилучшей стороны. Например, у главы района спрашивают про строительство детских садов и дают ему возможность отчитаться, что новый детский сад только что построен. Или у медика интересуются, можно ли вылечиться от какой-то болезни, и тут выясняется, что эту болезнь как раз лечат в его клинике.

Такие интервью называют рекламными или комплиментарными. Публикуют их либо за деньги, либо по причине зависимости издания от собеседника. По форме они напоминают журналистские материалы, по сути - нет, так как преследуют цель представить собеседника или его ведомство в выгодном свете, а не разобраться в событиях, их взаимосвязях и в самом собеседнике, ради чего берутся настоящие журналистские интервью.

Вот что о целях интервью говорит взявший их не одну сотню Алексей Венедиктов:

Для чего берут интервью? Всего целей три, в каждом интервью они присутствуют, но в разных пропорциях. Первая цель: если перед вами ньюсмейкер, ваша задача - вытащить из него информацию. Здесь никакой борьбы быть не может. «Сколько человек погибло в этой операции?» - спрашиваете вы, к примеру, у замначальника штаба. И вы должны получить цифру.

Вторая цель: вытащить из него мнение и оценку. В этих случаях, конечно, приходится воевать. Потому что мнения и оценки обычно очень благостные. Вы спрашиваете: «Почему в предыдущей операции погибли два человека, а в этой - 73?»

Третья цель: придать интервью такой образ, чтобы оно было просмотрено или прослушано до конца. Но это уже уровень накала и умение интервьюера .

Теперь перейдем к управляющим вопросам. Они бывают трех типов - открывающие, переходные и фильтрующие. Управляющий вопрос может одновременно быть информационным, одно другому не противоречит. Просто управляющие вопросы помимо этого регулируют ход интервью, служат его поворотными точками.

Открывающий вопрос задают в начале беседы. В этом вопросе называют тему интервью и просят собеседника что-то по ней сказать.

Формула открывающего вопроса: утвердительное высказывание + закрытый вопрос.

Вот как сформулирован первый вопрос в интервью с депутатом Госдумы Владимиром Плигиным.

Вы состоите в либерально-консервативном клубе «Единой России». Вас как либерала устраивает сложившаяся в стране политическая система?

Закрытый вопрос здесь предпочтительнее открытого, так как ответ на него будет короче. Если же на первый вопрос собеседник отвечает слишком длинно, это может сбить динамику интервью.

Алексей Венедиктов считает, что первый вопрос в интервью может одновременно стать решающим:

Если вы интервьюируете незнакомого человека, то его отношение к вам определится после первого вашего вопроса. Опытный интервьюируемый по первому вопросу определит, кто перед ним, поэтому для интервьюера важно сразу «войти в кость». Если вы с этим человеком уже работали, очень важно показать, что все предыдущие интервью гроша ломаного не стоят. Вот здесь и сейчас абсолютно уникальная история, уникальная ситуация, даже если она совершенно банальна. <...>

Знаете, о чем я премьер-министра Великобритании Тони Блэра спросил первым делом? «Господин премьер-министр, сейчас выходит пятая книга о Гарри Поттере, ваши дети любят это читать?» Он поднимает на меня глаза, потом смотрит на переводчика, мол, то ли я услышал? Мужик его ждал для чего? В общем, он неформально ответил и расслабился. И я его дальше спрашивал про ракеты, про экономику. Так мы проговорили полчаса. Я понимаю, что если бы задал ему вопрос, каковы результаты переговоров с Путиным, это были бы кранты. Он за 15 минут отрапортовал бы формальные и несущественные вещи - и до свидания .

С помощью переходного вопроса меняют тему в интервью, если в разговоре планируется затронуть несколько тем. Чтобы при этом соблюсти плавность разговора, журналист повторяет фразу собеседника и задает вопрос, который как будто вытекает из нее. Переходный вопрос может выглядеть, к примеру, так.

Вы сказали, что в детстве мечтали стать знаменитым. Как относитесь к тому, чтобы заняться политикой?

Если просто спросить, как собеседник относится к уходу в политику, вопрос может показаться чужеродным, непонятно как вклинившимся в интервью.

Переходные вопросы важны при подготовке интервью к публикации, чтобы придать разговору непрерывность. Однако в некоторых изданиях эту проблему решают иначе - разделяют интервью подзаголовками, которые и служат для задания новой темы.

Фильтрующий вопрос используют, когда собеседник отклонился от темы разговора. Возвращают к теме с помощью повтора высказывания собеседника и просьбы об уточнении. Например, журналист берет интервью с экономистом о том, куда вкладывать деньги во время мирового финансового кризиса. Экономист начинает рассуждать про вложения в валюту, но затем переходит к рассказу о том, почему доллар продолжает оставаться главной резервной валютой, несмотря на проблемы американской экономики. В данном интервью это не важно, важны конкретные рекомендации. Поэтому возвращаем собеседника к исходной теме таким вопросом:

Вы сказали, что доллар менее надежен, чем евро. Какую часть сбережений лучше хранить в американской валюте, а какую - в европейской?

Третий, последний тип вопросов - поведенческие. Здесь журналист провоцирует собеседника, чтобы вызвать у него неадекватную реакцию и представить аудитории как неуравновешенного, нечестного или глупого. Поведенческие вопросы чаще используют в эфирных СМИ (телевидение и радио), так как там реакция собеседника более наглядна.

Поведенческие вопросы делятся на провоцирующие, вопросы- ловушки, суггестивные, усилительные и намекающие.

Провоцирующие вопросы содержат утверждение о реакции собеседника и требование объяснить причину этой реакции. Например: «Почему вы занервничали, когда я заговорил про взятки?» Или проще: «Почему вы вдруг так заволновались?» Доказать, что ты не заволновался, невозможно. Правильный ответ на эту манипуляцию: «Я не знаю, почему вам показалось, что я заволновался. Поясните, пожалуйста».

Цель провоцирующих вопросов - вынудить собеседника потерять контроль над собой и показать себя вспыльчивым и нервным. Вот еще примеры вопросов этого вида: «Почему вы покраснели?», «Почему у вас задрожали руки?», «Почему ваши глаза забегали?». После этого собеседник обычно либо выгоняет журналиста, либо уходит сам. В эфирных СМИ это смотрится очень эффектно. В интервью для прессы подобное применять рекомендуется, если после таких вопросов остается шанс на продолжение интервью.

Вопрос-ловушка - это вопрос из разряда «Вы уже перестали брать взятки?» И утвердительный, и отрицательный ответ на такой вопрос выставит человека в невыгодном свете. Правильный ход - объявить, что собеседник использует манипуляцию, тем самым ее нейтрализовав.

Суггестивный вопрос ставит один ответ предпочтительнее других. От собеседника по сути требуют либо согласиться с тем, что противоречит его взглядам, либо признать себя каким-то нехорошим. Пример суггестивного вопроса: «Патриоты считают, что, если девушка выходит замуж за иностранца, ее нужно лишать гражданства. А вы?»

При усилительном вопросе журналист искажает слова собеседника, чтобы побудить того возразить: «Я такого не говорил». Затем журналист уже правильно повторяет другое высказывание собеседника с вопросом: «И это вы тоже не говорили?» Данный прием также предназначен

ш в большей мере для эфирных СМИ. В результате у аудитории, большая часть которой слушает интервью вполуха, сложится впечатление, что собеседник заврался и уже не помнит, что говорил и чего не говорил.

Намекающий вопрос - наиболее изящный прием. Здесь задается серия вопросов, в конце которой все переворачивается, и утвердительные ответы собеседника свидетельствуют против него. Например, журналист спрашивает, хорошо ли собеседник водит машину. Тот рассказывает про свой водительский опыт, про многочисленные поездки. А затем журналист сообщает, какой вред автомобиль наносит экологии, и спрашивает, как собеседник относится к тому, что столько вреда нанес он лично.

Этичность поведенческих вопросов сомнительна. Обычно ими пользуются, чтобы дискредитировать собеседника. Например, в ходе предвыборной кампании. Следует иметь в виду, что использование поведенческих вопросов может, наоборот, вызвать симпатии к собеседнику как к жертве недобросовестных журналистских приемов.

  • См.: URL: http://www.ajr.org/article.asp?id=676.
  • Граждане должны участвовать в реальном политическом процессе. Кухонная демократия малопродуктивна // Коммерсантъ. 2010. 26 октября.
  • Криницын Е Акулы интервью: 11 мастер-классов. М. : Альпина Паблишер, 2010.С. 12-16.