Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ВРИ). Виды разрешенного использования зу Вид разрешенного использования для размещения промышленных объектов

Разделы статьи:

Знание о том, что можно строить на участке и как его можно использовать, необходимо не только для его собственника. Оно требуется и для будущих землевладельцев.

Предположим, что нужна земля для фермерского хозяйства, а в свидетельстве на право или в Выписке ЕГРН указывается, что надел предназначен для размещения коммерческих объектов. Заниматься фермерством на таком участке не получится.

Земля должна использоваться по целевому назначению. Мало того, в современном представлении наименований видов использования, установленных Классификатором ВРИ вида «КФХ» нет. Поиск участка придётся вести иным порядком.

Виды разрешённого использования земельных участков

Вид разрешённого использования земельного участка - это параметр, определяющий возможные способы эксплуатации надела и объектов капитального строительства:

  1. в пределах его целевого назначения
  2. в соответствии с территориальным зонированием

Замене ВРИ не подлежит, если только у собственника не возникнет надобность в этой замене. Изменить вид использования надела можно только в соответствии с Классификатором.

Условно разрешённые виды использования земельных участков

Состав условно разрешённых видов использования конкретного ЗУ определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, к которой он относится.

Отличие условно разрешенного вида ЗУ и объектов капитального строительства от их основного ВРИ:

  • при выборе вида из основных ВРИ не требуется получения согласований и разрешений от органов власти
  • для выбора одного из условно разрешённых видов согласования требуются

Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ участкаа установлен Градостроительным кодексом РФ:

  • правообладатель направляет заявление в орган местного самоуправления
  • администрация:
    • организует и проводит публичные слушания
    • готовит:
      1. заключение
      2. рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный ВРИ
      3. отказ в предоставлении разрешения с указанием причин

Если решение положительное, запись об условно разрешенном ВРИ вносится в государственный кадастр недвижимости.

Например, стоит задача строительста объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с площадью торгового зала не более 200 кв.м на земельном участке, расположенном в территориальной зоне жилой застройки первого типа (Ж-1).

Примеры условно разрешённых видов функционального использования территории:

  • разрешённые жилые дома, превышающие параметры требований к застройке земельных участков
  • спортзалы
  • бассейны
  • станции «Скорой помощи»
  • больницы
  • административные предприятия
  • офисы
  • сооружения для постоянного и временного хранения транспорта
  • временные сооружения мелкорозничной торговли

Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков

Вспомогательный ВРИ обеспечивает функционирование основного вида использования.

Для всех видов объектов с основными и условно разрешёнными ВРИ вспомогательные виды разрешённого использования применяются в отношении объектов:

  • технологически связанных с объектами, имеющими основной и условно разрешённый ВРИ, обеспечивающих их безопасность в соответствии с нормативно-техническими документами, в том числе:
  • проезды общего пользования
  • объекты коммунального хозяйства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, телефонизация и т.д.), необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов использования
  • автостоянки и гаражи (открытого типа, подземные и многоэтажные) для обслуживания жителей и посетителей основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов использования
  • благоустроенные детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий
  • хозяйственные площадки
  • общественные туалеты
  • объекты, необходимые для обслуживания посетителей основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов:
    • торговли
    • общественного питания
    • бытового обслуживания
  • объекты временного проживания, необходимые для обслужива ния посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • объекты, обеспечивающие безопасность объектов основных и условно разрешённых видов использования, включая противопожарную безопасность
  • другие

Особенности Классификатора

  • ВРИ не разделются на основные, условно разрешённые и вспомогательные
  • сопутствующие виды эксплуатации участков:
    • неразрывно связаны с основным ВРИ
    • не требует отдельных процедур, так как уже учтены

Полезно знать

  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться

Все земли разбиты на участки, у которых помимо , есть также определенный вид разрешенного использования (ВРИ).

Этот термин, используемый в законодательных актах РФ, (Земельном и Градостроительном кодексе), существует для того, чтобы определять, какую деятельность можно вести на участке .

Например, нельзя выбрать любое место в городе или за городом и построить там магазин, торговый центр или начать выращивать помидоры и картошку.

Виды разрешенного использования земельного участка (ВРИ ЗУ), согласно действующего классификатора, указаны в документе градостроительного зонирования «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) города (где также указаны размеры участка и расположенных на нем построек, ограничения по использованию и расчетные показатели).

Каждый земельный участок имеет три вида разрешенного использования, согласно Градостроительному кодексу РФ, ст. 37 :

  • основной,
  • условный,
  • вспомогательный.

Чтобы структурировать и классифицировать информацию о ВРИ, в 2014 году был принят приказ 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В 2015 году были внесены изменения , действующие на сегодняшний день.

До этого четких правил по формулировке видов разрешенного использования не существовало, и они не имели классификации.

Некоторые названия были довольно «размытыми» и не несли четкого смысла.

Владелец участка выбирает деятельность согласно основному или вспомогательному ВРИ сам, без дополнительных разрешений . На условный ВРИ владелицу необходимо получить разрешение.

Подытожим: классификатор разрешенного использования земельных участков — это документ, содержащий перечень всех видов разрешенного использования. Многие из них приобрели более конкретную формулировку смысла, не предполагающую другие варианты его трактовки.

Перечень видов разрешенного использования по классификатору

В текущем варианте классификатора описаны 13 групп видов использования с числовым обозначением (1,2,3 … 13). У каждого из них под номерами 1.1., 1.2 и т.д. расписано подробно его содержание . Полный текст классификатора, содержащий таблицу ВРИ и их коды, можно найти по ссылке .

Рассмотрим подробнее разделы классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Сельскохозяйственное

Разделу присвоен код 1. Имеет 18 подпунктов содержания от 1.1 до 1.18.

Этот вид подразумевает деятельность, связанную с ведением сельского хозяйства :

  1. растениеводство
  2. животноводство,
  3. пчеловодство,
  4. рыбоводство.

В основном он описывает ВРИ земель.

Под первым пунктом — растениеводство — имеется в виду выращивание:

  • сельскохозяйственных культур и овощей;
  • чая и лекарственных трав;
  • цветочных, плодовых и ягодных культур;
  • льна и конопли.

Также на участке этого вида разрешаются :

  • научные и селекционные работы,
  • хранение, производство и переработка с\х продукции;
  • размещение питомников, построек для хранения техники и оборудования;
  • разведение животных.

Один из подпунктов вида – ведение хозяйства без возведения каких-либо построек (полевые участки личного подсобного хозяйства).

Подробнее обо всех ВРИ сельскохозяйственных земель читайте в .

Жилая застройка

Имеет 7 подпунктов содержания с кодами от 2.0 до 2.7.1, описывающих ВРИ .

На таких участках предполагается размещение жилых домов разного вида и типа (от индивидуальных жилых домов с участком до многоквартирных домов в 20 этажей).

Вид «Жилая застройка» не подразумевает здания с временным проживанием людей (гостиницы, дома отдыха, оздоровительные заведения, помещения для проживания рабочих, тюрьмы и т. д.).

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)

Разрешено строить жилые дома не выше 3-х этажей , в которых можно жить постоянно.

Также этот код участка предусматривает выращивание на нем:

  • сельскохозяйственных культур,
  • плодовых деревьев,
  • ягод,

размещение:

  • подсобных помещений,
  • гаражей.

Подпунктом 2.1.1 вынесена малоэтажная многоквартирная жилая застройка. То есть – дома не выше 4-х этажей для постоянного проживания нескольких семей.

На этой территории также предусмотрено выращивание культур и дополнительное строительство, к которому, помимо гаражей и подсобных помещений, добавляются:

  • встроенные и пристроенные магазины;
  • объекты обслуживания (химчистки, парикмахерские);
  • детские и спортивные площадки.

Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)

Те же условия использования участка, как и ИЖС (2.1) – жилые дома постоянного проживания не выше 3х этажей, выращивание культур и деревьев, вспомогательные постройки и гаражи.

Добавляется лишь возможность разведения животных и размещение построек для их содержания.

Блокированная жилая

Дома на несколько семей , называемые таунхаусами, с общей придомовой территорией. Квартиры имеют общие стены с соседями.

Также разрешено:

  • выращивание деревьев,
  • ягод,
  • размещение гаражей,
  • детских и спортивных площадок.

Передвижное жилье

Имеет код 2.4. Включает в себя:

  • палаточные городки,
  • жилые вагончики и прицепы,

которые можно подключить к инженерным сетям .

Среднеэтажная

Имеет код 2.5.

Многоквартирные дома не выше 8 этажей

Многоэтажная

Имеет код 2.6.

Многоквартирные дома от 9 этажей и выше , пригодные для постоянного проживания.

Пункты 2.5 и 2.6. предполагают также размещение элементов благоустройства:

  • лавочки и урны, кустарники;
  • детские и спортивные площадки;
  • подземные и наземные парковки;
  • магазины и прачечные.

Подробнее о видах разрешенного использования земель населенных пунктов читайте .

Обслуживание жилой застройки

Подразумеваются строительство некоторых объектов из кода 3.0 и 4.0 :

  • кафе и столовые;
  • объекты соцобеспечения;
  • парковки и гаражи;
  • мастерские ремонта;
  • парикмахерские и больницы;
  • школы, детские садики, университеты;
  • библиотеки, театры, церкви и т.д.)

ВАЖНО: в некоторых случаях, участку может быть присвоен весь код 2.0. Это значит, что на территории возможно любое строительство и любая деятельность из всего вышеперечисленного.

Общественное использование объектов капитального строительства

3.1 до 3.10.2 .

Подразумевается строительство :

  • коммунальных объектов;
  • объектов соцобслуживания;
  • больниц и поликлиник;
  • детских садов, школ и университетов;
  • исследовательских центров;
  • развлекательных, религиозных объектов и т. д.

Предпринимательство

Имеет 10 подпунктов содержания с кодами от 4.1 до 4.10

Здания, построенные с целью получения дохода :

  • магазины и торгово-развлекательные центры;
  • кафе, клубы и рестораны ;
  • гостиницы, аквапарки;
  • паркинги, автосервисы и др.

Отдых (рекреация)

Имеет 5 подпунктов содержания с кодами от 5.1 до 5.5 .

Предполагают строительство:

  • парков и скверов;
  • спортивных и туристических объектов;
  • зданий для наблюдения и ухода за природой .

Производственная деятельность

Имеет 11 подпунктов содержания с кодами от 6.1 до 6.11

Размещение производственных территорий и помещений:

Размещение объектов транспорта

Имеет 5 подпунктов содержания с кодами от 7.1 до 7.5.

Строительные объекты, представляющие собой пути сообщения и сооружения для перевозки грузов или людей, следующих видов транспорта:

  • железнодорожного,
  • автомобильного,
  • водного,
  • воздушного,
  • трубопроводного.

Обеспечение обороны и безопасности

Имеет 4 подпункта содержания с кодами от 8.0 до 8.3 .

Размещаются следующие строительные объекты :

  • воинские формирования, полигоны, военные институты;
  • инженерные сооружения на границах РФ (таможенный контроль);
  • здания органов внутренних дел и спасательных служб.

Деятельность по особой охране и изучению природы

Имеет 3 подпункта содержания с кодами от 9.0 до 9.2.

Строительные объекты предназначенные для осуществления деятельности по сохранению и изучению природного мира , ухода за ним. Также объекты курортной деятельности, используемые для оздоровления и лечения людей за счет природных ресурсов:

  • минеральные воды,
  • лечебные грязи и др.

Участки, в которых не допускается сельскохозяйственная и любая другая деятельность , кроме:

  • охранной,
  • курортной,
  • историко-культурной.

Использование лесов

Вид использования имеет 4 подпункта содержания с кодами от 10.1 до 10.4.

Подразумевается строительство объектов для:

  • заготовки, обработки и вывозу древесины и др. лесных ресурсов (грибы, ягоды);
  • выращивания древесины (лесные плантации) и др. лесных ресурсов;
  • хранения собранного природного ресурса (временные склады).

Водные объекты

11.0 до 11.2.

К этому виду относятся территории:

  • рек, озер, болот, морей и т. д.;
  • примыкающие к водоемам участки.

Используются для водопользования и строительства водных объектов, например водохранилищ.

Земельные участки (территории) общего пользования

Вид использования имеет 3 подпункта содержания с кодами от 12.0 до 12.2.

Встречается только в населенных пунктах и подразумевает размещение:

  • дорог и прилегающих территорий;
  • набережных, мест отдыха и рекреации;
  • кладбищ и земель запаса (в которых запрещена любая хоздеятельность ).

Участки под огородничество, садоводство и дачное хозяйство

Имеет 3 подпункта с кодами от 13.1 до 13.3.

В основном предполагает выращивание:

  • сельскохозяйственных культур,
  • плодовых и ягодных деревьев,

и возведение временных построек для хранения собранного урожая, обеспечения ухода за ним:

  • поливка,
  • прополка,
  • удобрение и т.п.

ВАЖНО!!! Согласно ФЗ от 2017 года, вводится разрешение на строительство домов постоянного проживания на этом участке.

Необходимо рассмотреть подробнее эти 3 подпункта.

Огородничество

Разрешает выращивание на участке:

  • сельскохозяйственных культур,
  • овощей,
  • ягод,
  • картофеля.

Что касается строительства — разрешено возведение лишь временных построек, не предназначенных для проживания.

Садоводство

Выращивание тех же культур, как и в предыдущем пункте. Отличие в видах строительства.

Садоводство предполагает возведения дома для отдыха , не делящегося на квартиры и не предназначенного для проживания, а также дополнительных хозяйственных построек.

Дачное хозяйство

Те же виды растений, но возможно строительство жилого дома (без деления на квартиры и не выше 3-х этажей) и хозяйственных построек.

ВАЖНО: огородничество и садоводство разрешается вести так же на землях сельскохозяйственного назначения, но либо без разрешения строительства вообще, либо разрешено строительство только нежилых вспомогательных объектов.

Основные отличия нового классификатора

В первом разделе (код 1.0) описаны все возможные виды сельскохозяйственного использования с описанием построек и сооружений.

Все виды ведения садового и дачного хозяйства вынесены в новый код 13 (13.1., 13.2., 13.3).

Крестьянско-фермерское хозяйство не упоминается вообще, а все виды жилого строительства приобрели более упорядоченную классификацию.

Какие ВРИ подходят для индивидуального строительства

Для индивидуального строительства, в соответствии с классификатором, подходят следующие участки .

Жилые здания постоянного проживания

На участках с кодом разрешенного использования:

  • 2.0. – жилая застройка;
  • 13.2. – ведение садоводства;
  • 13.3 – ведение дачного хозяйства (в соответствии с ФЗ N217 , который вступает в силу с 2019 года).

Сезонные жилые объекты

На участках с кодом:

  • 13.1. – ведение огородничества (только некапитальное строительство );
  • 13.2. – ведение садоводства;
  • 13.3. – ведение дачного хозяйства.

Нежилые здания, сооружения и постройки

На участках с кодом 1.0. – сельскохозяйственное использование (вспомогательные сооружения для ведения хозяйства), на участках с кодом 4.0 – предпринимательство (строительство нежилых зданий с целью получения прибыли).

ВРИ, указанные в документах ранее

В старом классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (документ 2014 года) для строительства вспомогательных и жилых помещений подходят те же коды.

Отсутствуют лишь вновь введенные коды:

  • 13.1.,
  • 13.2.,
  • 13.3.

Классификатор не отменяет предусмотренного в градостроительном кодексе деления видов разрешенного земельных участков использования на основные, вспомогательные и условно разрешенные.

Так, например, в качестве основного может быть выделен укрупненный ВРИ – сельскохозяйственное использование. Значит, на участке можно будет заниматься любой деятельностью, описанной под кодом 1.1 -1.18.

ВАЖНО: если некоторые уже существующие постройки стоят на не предназначенной для них земле согласно новому классификатору – они все равно признаются законными. Владельцу не нужно переводить свой участок в другую категорию. (согласно статье 34, п. 11. ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).

Виды использования, которые можно отнести к вспомогательным, так же содержатся в классификаторе под описанием содержания расширенного кода.

Например, код 2.5 «среднеэтажная жилая застройка», включает озеленение, гаражи, детски и спортивные площадки.

Будущие изменения

С 2014 года в документах наряду со старыми, появляются и новые виды разрешенного использования. Также, потребуют решения отдельные вопросы.

Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность .

Эти и многие друге противоречия повлекут за собой изменения, потому что, в соответствии с уже упомянутым ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (ст. 34, п 12), документы градостроительного зонирования до 1 января 2019 года должны быть изменен ы в соответствии с классификатором.

С 2019 года вступает в силу ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором решаются некоторые спорные вопросы и уточняются недостающие моменты.

Процесс изменений, можно сказать, только начался и будущее покажет практика.

Что еще влияет на присвоение участкам вида разрешенного использования:

Вид разрешенного использования является частью градостроительного регламента , который, в свою очередь, входит в Правила землепользования и застройки (наряду с картой градостроительного зонирования).

Все эти документы повлияли на создание классификации видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, с принятием этого документа вид использования присваивается сразу всей зоне (которые выделены на карте зонирования) и включает в себя и основные, и вспомогательные, и условно разрешенные виды сразу.

Это является плюсом, так как у участка появляется большее количество возможностей использования , которые можно легко сменить .

Видео о классификаторе и порядке смены ВРИ

В данном видео рассказывается о том, зачем нужен классификатор и порядке действий для смены ВРИ (куда обращаться сроки и т.д):

Выводы

Перечислим по пунктам:

  1. действующий классификатор ВРИ земельных участков имеет 13 кодов с расширенным подробным описанием содержания каждого подпункта;
  2. он не отменяет деление на основные, вспомогательные и условно разрешенные виды, а делает его более легким;
  3. по нему можно выяснить, какие виды участков подходят для частного строительства, ведения сельского хозяйства и предпринимательства;
  4. С 2020 года по публичной кадастровой карте можно будет узнать ВРИ участка в соответствии классификатором;
  5. Тем не менее, в документе остаются вопросы, требующие пересмотра, и задачи, требующие решения.

Любая деятельность на земле четко определяется градостроительными документами .

Подобный контроль нужен, чтобы город развивался, был удобным и комфортным для жизни и для работы.

Введение классификатора ВРИ ЗУ структурировало и собрало воедино порядок назначения видов использования для земельных участков, отбросило двусмысленность и нечеткость формулировок.

Это облегчило задачи и для профессионалов (градостроителей, юристов, государственных служащих), и для людей, занимающихся строительством, предпринимательством, ведением дачного хозяйства и огородничества.

Каждый участок земли приобретается в собственность или пользование с главной целью – получения пользы от его обработки. Под пользой практически каждый правообладатель понимает то, что ему ближе, что отражает возможность исполнения собственных желаний и намерений при обработке земли. В числе приоритетов могут быть следующие:

  1. Обработка земли с целью выращивания фруктов, овощей как для собственного потребления в пищу, так и для возможной реализации и получения прибыли.
  2. Разведение сада, как для удовлетворения эстетического вкуса хозяев, так и для возможной реализации плодов как оптом, так и в розницу.
  3. Использование земли под индивидуальное предпринимательство.
  4. Возведение капитального строения, которым может быть как частный дом, так и жилое здание с вариантами допустимой этажности.
  5. Развитие промышленных зон или нежилых деловых и торговых участков как в населённых пунктах, так и за их пределами.

Каждая из перечисленных целей, а также иные возможные цели обработки и приобретения ЗУ, отражаются в их целевом использовании, которое более дифференцированно, чем разделение земель на категории, отражает характеристики допускаемых работ в земельном и территориальном массиве.

Однако целевое назначение земель также имеет свои структурные образования, которые предоставляют стандартный набор условий для правообладателей при пользовании участками.

То есть фактическое использование земли должно опираться на представленные виды разрешения, к которым относятся:

  • основной вид;
  • условно-разрешённый;
  • дополнительный.

Основной вид использования ЗУ определяет регламент его использования. Например, в определённых зонах градостроительный регламент предусматривает исключительно строительство двухэтажек, а в других – коттеджей.

Фактическое и разрешённое использование земель должны совпадать, в противном случае – договор пользования может быть аннулирован, а правообладатель оштрафован.

Если участок используется на правах собственности – владелец имеет возможность согласовать собственные интересы в эксплуатации участка с интересами хозяйствующего субъекта.

Объективно, участки должны использоваться так, чтобы между правообладателями осуществлялось взаимодействие и соответствующая гласная или негласная договорённость. Дело в том, что каждый персональный участок объединяется с другими межевыми границами, которые относятся к совместно используемым землям.

Между ними проложены земли, где проходит транспортное и иное сообщение . Инженерные коммуникации и участки, обременённые публичным сервитутом – это далеко не полный перечень земель, в пользовании которыми должен быть установлен порядок.

В силу этого основной вид разрешения вменяет в ответственность гражданам соблюдать установленный порядок. Его специфика заключается в том, что в местах общественного пользования землями, например на автобусных остановках или вблизи линий электропередач и т.п., не санкционированы те или иные действия субъектов пользования.

Но практически каждый из них осведомлён о том, каким образом они используются совместно.

То есть ЗУ, используемые совместно, в соответствии с видом разрешённого использования, опираются на установленный порядок . Как правило, если исключить вандалистические действия хулиганов, добросовестные граждане, следуют установленным правилам безоговорочно. Но в жилых массивах, где имеются дворовые участки общего пользования, могут возникать разногласия, перерастающие в конфликт.

Зачастую граждане запутываются в своих правах и неправомерно начинают претендовать на общественную территорию. Для них определены условия пользования, которые заключаются в следующем:

  1. На территории частной долевой собственности владельцы имеют право на часть земли, пропорционально доле собственности в жилом доме (п.2 ст.247 ГК РФ). Но в пределах разрешённого использования.
  2. Если доля не определена, порядок пользования разделяется в равных долях (п.1 ст.245, п.2 ст.247 ГК РФ). Но также, исключительно в пределах разрешённого использования.

Это регламентирует для всех собственников определение порядка в пределах допустимых регламентом разрешённого использования, форм деятельности.

Например, в многоэтажных домах дворы общего пользования недопустимо использовать для содержания домашних животных или под огород. Не разрешено разбивать клумбы в ущерб другим жильцам, чьи малолетние дети могут стать причиной конфликта в случае повреждения насаждений.

Как правило, после вселения в новостройку, жильцы, большинством голосов, определяют порядок пользования и на его реализацию. В этом и в аналогичных случаях места общего пользования обеспечиваются дополнительным видом разрешения, который приобщается к основному виду в качестве варианта установленного порядка.

Не только земли общего (совместного) пользования обусловлены установлением и соблюдением порядка. Каждый ЗУ, находящийся в пользовании и даже в собственности, может эксплуатироваться исключительно в соответствии с правилами, установленными для всех без исключения правообладателей.

Право пользования участком возникает при переходе права собственности непосредственно на ЗУ или опосредованно – при приобретении права на капитальное строение, расположенное на ограниченном участке (ст. 35 ЗК РФ).

Независимо от целевого назначения земель, ответственные лица обязаны осуществлять пользование без ущерба в сторону:

  • плодородия почв;
  • других собственников;
  • окружающего ландшафта;
  • экологии всей территории.

При несоблюдении обозначенных правил, лица, пользующиеся участками могут:

  • подвергаться штрафам;
  • предупреждениям;
  • изъятию участков.

Перечисленные санкции вменяются местной администрацией, в ведении которой находится территориальная зона. Изъятие осуществляется только по разрешению суда.

Таким образом осуществляется надзор и контроль за эксплуатацией участков. При их или не в соответствии с представленным разрешённым использованием, также может быть поставлен вопрос об изъятии.

Ниже вы видите закон об использовании земельных участков:

Кодекс РФ об административных правонарушениях, Глава 8, Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

При постановке вопроса об использовании (не использовании) участка по целевому назначению и в соответствии с разрешённым использованием, определяют по срокам, в течение которых осуществляется неиспользование ЗУ, что возводит его в разряд бесхозного имущества или неэффективно используемого.

Это касается не только земель сельхозназначения и участков под ИЖС. Аренда городских территориальных зон под застройку существует по тем же правилам. Если арендатор в течение 3 лет со дня подписания договора аренды, так и не начал использовать ЗУ – это является серьёзным основанием расторжения договора в одностороннем порядке.

То же самое касается арендаторов земель сельскохозяйственного назначения – индивидуальных предпринимателей, которые не обрабатывают земли, а также частных лиц. Через 3 года с момента подписания договора, он может быть аннулирован (п.2 ст.46 ЗК РФ).

Если речь идёт о ЗУ, который находится в собственности , даже после оставления его бесхозным после смерти собственника в случае отсутствия наследников, хозяйствующий субъект имеет законное право обратиться в суд с целью его изъятия только после 10 лет не использования по назначению.

В других случаях, если собственники известны, в их адрес отправляются предупреждения с установленными административной комиссией сроками, которые требуется соблюдать для исправления беспорядка на участке, во избежание его отнятия.

Определение сроков играет существенную роль также при оформлении (переоформлении) договоров аренды или пользования ЗУ. Ст. 7.34 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов за просрочку оформления договоров.

Период в течение которого земельный участок может использоваться в соответствии с приносимой им пользой, что определяет его кадастровую стоимость. В определении сроков полезного использования существенную роль играет разрешённое использование, так как различные виды эксплуатации земель требуют применения различных технологий.

Например, участки плодородных почв периодически должны оставляться «под пар», когда уровень их полезного использования принципиально снижается, но формально они используются собственником или арендатором. При возведении здания, полезное использование земель не может превышать эксплуатационного срока использования сооружения.

Понятие срока полезного использования ЗУ введено для определения его стоимости. Особенно важно его определение для начисления арендной платы или определения стоимости сервитута.

Он необходим и профессиональным оценщикам для выдачи заключительных актов независимой экспертизы. Несмотря на то, что земли теоретически определяются в качестве «вечных ценностей», при расчёте стоимости используется срок в 49 лет.

Постановление Правительства от 24.02.09, постулировало за № 160 правила для особых условий землепользования, за подписью Президента РФ В.В. Путина.

Они разработаны в отношении линий электропередач, которыми обеспечиваются территории всех населённых пунктов. Разработанные правила предусматривают соответствующие нормативы и регламент пользования землями:

  1. Собственниками участков , которым приходится обрабатывать земли или эксплуатировать их в непосредственной близости от линий электропередач.
  2. Специалистами электросетевых хозяйств , которые обязаны обеспечить безопасность землепользователей.

Правовые формы использования земельных участков – это признанные Российским законодательством формы правообладания, к которым относятся, в том числе, земли. Существует 2 вида прав:

  • вещные (в т.ч. ограниченные);
  • обязательственные.

Вещное право на землю предоставляется при условии разрешения её использования в соответствующем качестве при выделе:

  • в постоянное (бессрочное) пользование;
  • пожизненно наследуемое владение.

Оно же регламентировано в случае аренды земель.

Характеристики данного вида права предполагают для землевладельца пользование участком в качестве объекта. Если, при этом, устанавливается срок пользования, можно говорить об ограниченном вещном праве.

В случае приобретения вещного права землепользователем, предусматривается сохранение обязательственного права за хозяйствующим субъектом или иным лицом, владельцем ЗУ. Поэтому правообладатель ограничен в правах исключительно разрешением пользования. А при пожизненно наследуемом владении приобретает дополнительно право передавать ЗУ по наследству.

В случае:

  • приватизации;
  • переоформления в собственность;
  • выкупа у администрации,

правообладатель приобретает обязательственное право. Хозяйствующий субъект делегирует право распоряжения участком собственнику, с вытекающими из этого правовыми последствиями.

Правообладатели этого типа приобретают имущественное право , которое расширяется до пределов самостоятельного распоряжения не только участком в качестве вещи, но и ответственностью за правообладание. То есть собственник может отчуждать своё право другому лицу или разделить его по своему усмотрению.

Правовой режим использования ЗУ предполагает наличие объекта и субъекта правопорядка в пользовании землёй. Под субъектом понимается как лицо, так и вид права, которым он обладает. Объект права трёхсоставен:

  1. Общий объект – это часть земли, расположенная на поверхности земного шара в качестве целостного земельного массива, или земля как форма существования определённого вида почв, со своеобразным ландшафтом, растительностью и т.п.
  2. Родовой объект определяется спецификой земельного массива, который наделён соответствующими харатеристиками такими как категории земель, их целевое назначение.
  3. Конкретный объект имеет кадастровые адреса, разрешённое использование и правовую принадлежность к хозяйствующему субъекту, осуществляющему функции инспектирования и контроля.

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием

Если участки имеют различное целевое использование, их объединение путём перераспределения частным лицом допустимо только при условии изменения разрешённого использования одного из них по выбору собственника или администрации.

Если перераспределение производится администрацией – она вправе решать вопрос о назначении ЗУ по собственному усмотрению. А если участком пользуется застройщик, у него в зоне территории застройки могут оказаться здания разного предназначения, этажности и т.п. однако ему это не доставит проблемы, так как он осуществляет деятельность на основании градостроительного проекта и других документов, регламентирующих деятельность (ст. 37,38 ГрК РФ).

Поправка на разрешённое использование

В некоторых случаях, когда разрешённое использование при перераспределении участков имеет несущественные различия в их основном разрешении, координацию их использования можно осуществить основного вида использования на условноразрешённый.

Но и это может не потребоваться, если вопрос можно решить путём внесения поправки в имеющееся разрешённое использование ЗУ. Поправка осуществляется путём внесения в документы заявленных изменений, при сохранении кода классификации участка. Поправка вносится путём дополнительного административного разрешения на конкретные виды деятельности, если они:

  • целесообразны для собственника;
  • не противоречат градостроительному регламенту;
  • органичны с контекстом.

Заключение

Для правомерного использования ЗУ потребуется соблюдать определённый регламент, который допускает набор действий в применении к участку. А также запрещает несанкционированные действия в отношении к нему. При необходимости таких действий, участок необходимо перевести в другую целевую категорию или изменить его разрешённое использование.