Согласная в середине слова примеры. Правописание парных согласных в корне слов

Тема. "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов".

Цели. Закрепление знаний о способах проверки слов с согласными в конце, овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Оборудование. Учебник "Русский язык, 2-й класс" (авт. Т.Г. Рамзаева), кодоскоп, проигрыватель, грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит", таблицы к уроку, макет книги.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Послушайте одну удивительную историю.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".
И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.

Учитель вешает на доску макет книги.

– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?

Дети. Парные звонкие и глухие согласные.

III. Чистописание

У. Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку.

– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их.

Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости /звонкости.

– Молодцы! Вот и распустился наш цветок.

Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных. Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Д. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.
– Например: флаг – на конце слова слышится звук [к].
– Изменяем слово – флаги . Перед гласной и ясно слышится звук [г], поэтому в слове флаг писать нужно букву г .

У. Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

IV. Закрепление пройденного материала

У. А сейчас мы с вами побываем в сказке.

Учитель включает грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок.

– Что это за сказка? Кто ее написал?

Дети отвечают.

– Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.

– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На рисунке, который показывает учитель, изображены звери : медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы : медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку. )

Д. Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж.

У. Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова.

Два ученика выполняют работу на индивидуальных досках.

На индивидуальных досках:

– Назовите из записанных слов словарное слово.

Д. Медведь.

У. Что можно сказать об особенности звукового состава этого слова?

Д. В нем семь букв, шесть звуков.

У. Ребята, задайте вопросы ученику по пройденной теме "Состав слова".

–Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.

Д. Ужи, ежи, жирафы.

У. Ребята, задайте вопросы по теме "Состав слова".

Дети задают 2–3 вопроса, учитель ставит отметку.

– Итак, какие слова требуют проверки?

Д. Слова с парными согласными в конце слова.

У. Какие слова являются проверочными?

Д. Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.

У. Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли?

Д. Бочку меда .

– Ящик лимонада .

– Плитку шоколада .

У. Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока?

Д. Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.

V. Физкультминутка

Проводится под стихотворение, которое читает учитель.

У. Есть на свете братики – ровно шесть.
И сестренки тоже есть – ровно шесть.
Парные согласные всем нужны,
С парными согласными мы дружны.

С б и п всегда вместе,
С в и ф идем в лесок,
С г и к поем мы песни,
С д и т учим урок,
С з и с играем в мяч,
С ж и ш решим задачу.
С ними в дружбе будем мы всегда,
С ними нас не разлучить никогда.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его.

У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы.

– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

Д. Лук, прут, плод, кос.

У. Почему?

Дети отвечают.

– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.

Дети записывают текст.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Учитель через кодоскоп проектирует текст на экран. Ученики проверяют выполнение задания.

– Перейдем к следующей страничке книги. Она называется "Волшебная яблоня".

Учитель переворачивает страницу макета книги.

– На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные. Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова.

Дети выполняют задание.

– Перед вами последняя страничка волшебной книги, которая называется "Узелок на память".

Учитель переворачивает последнюю страницу макета книги и читает стихотворение.

– Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
О ком идет речь в стихотворении?

Д. О мальчике.

Д. Моржом.

У. Кто такой морж?

Дети отвечают. Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.

Морж – северное животное.

Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.

– Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Оно многозначно.

У. Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Д. На конце слова морж парная согласная ж , которую надо проверять словом моржи .

У. Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.

Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
О чем речь?

Д. О снеге.

У. На какую орфограмму это слово?

Д. Снег – парная согласная на конце.

У. Подберите признаки, характеризующие этот предмет.

Д. Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий...

У. Подберите слова, обозначающие действие предмета.

Д. Снег летит, сверкает, идет, падает, хрустит...

У. Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, запишите его в тетрадь.

Несколько предложений прочитывается вслух. Слабым ученикам раздаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения.

VII. Итог урока

У. Чему вы учились сегодня на уроке?

Д. Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.

У. Что для этого надо знать?

Д. Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее.

Подводится итог игры.

VIII. Домашнее задание

Упражнение 167.

Дополнительный материал

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.

– Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический... (утюг ).

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга... (пылесос ).

Говорю я брату: – Ох!
С неба сыплется горох!
– Вот чудак, – смеется брат, –
Твой горох – ведь это... (град ).

Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (еж ).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф ).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрад ь )

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б] [б’]
[п] [п’]
[д] [д’]
[т] [т’]
[з] [з’]
[с] [с’]
[г] [г’]
[к] [к’]
[в] [в’]
[ф] [ф’]
[ж]
[ш]

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л] [л’]

(эль)

[м] [м’]
[н] [н’]
[р] [р’]
[й’]

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х] [х’]
[ц]
[ч’]
[щ’]

Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка - точка

б очка - почка

ш ар - жар

удочка - уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа - ежата, у ужа - ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

ЦЕЛИ:

  • актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; введение в активный словарь терминов парные согласные и непарные согласные;
  • развитие речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха; обогащение словарного запаса;
  • воспитание культуры общения и интереса к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Я приветствую вас как сотрудников Звуковой лаборатории Русскоязычного института. С чего начнём? С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с приветливыми, доброжелательными людьми приятнее общаться.

II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.

Наша Звуковая лаборатория работает под девизом:

Русский язык - это интересно!

Вы согласны? Почему?

Выполняя это упражнение, мы произнесли много разных слов. Скажите, из чего состоят слова?

На какие две группы делятся все звуки русского языка?

Каких звуков в русском языке больше?

Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы сегодня будем работать.

Какую работу необходимо выполнить?

Повторить:

Развивать умение:

В нашей лаборатории нужно трудиться, зная важные сведения о звуках:

  • Звуки живут в словах.
  • Их слышно, но не видно.
  • Их можно произнести, но нельзя написать.

А как обозначаются звуки на письме?

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Посмотрите на буквы на доске:

С, б, ж, х, ф, д.

На какие группы их можно разделить?

Составьте и запишите разные цепочки с буквами каждой группы:

схф сфх хсф хфс фсх фхс

бжд бдж жбд ждб дбж джб

Какие звуки обозначают написанные вами буквы в первой строке? Во второй?

Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и глухих согласных.

IV. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сегодня к нам пришло новое слово, которое необходимо исследовать. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

Какое слово вы составили?

Запишите его в тетрадь.

Определите ударный слог, подчеркните безударную гласную.

Что такое лопата?

Какие отличительные признаки этого инструмента вы можете назвать?

Скажите полностью, что обозначает слово лопата.

Назовите согласные звуки в слове лопата, дайте им характеристику.

Как произносятся согласные звуки?

Итак, звуки речи произносятся при помощи или шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите на схему "Скала Звучности" и попробуйте рассказать, как называются звуки, которые произносятся при помощи голоса; шума; голоса и шума.

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и глухие согласные.

На доске написаны пары слов:

Бочка - почка;

Доска - тоска;

Жар - шар;

Зуд - суд.

Прочитайте вслух написанные пары слов. Значение каких слов вам неясно?

Чем похожи между собой эти слова?

Произнесите первые звуки в словах левого столбика.

Какие это согласные звуки?

Как они произносятся?

Произнесите первые звуки в словах правого столбика.

Какие это согласные звуки?

Как они произносятся?

Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

(Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой - без голоса.)

Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару:

ЗВОНКИЕ [Б] [Б, ] [В] [В, ] [Г] [Г, ] [Д] [Д, ] [Ж] [З] [З, ]

ГЛУХИЕ [П] [П, ] [Ф] [Ф, ] [К] [К, ] [Т] [Т, ] [Ш] [С] [С, ]

Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости/глухости.

Как можно назвать звуки, имеющие пару?

ВЫВОД: пар по звонкости/глухости - 11. Парные согласные дружат. Они почти близнецы и отличаются друг от друга только одним: у звонкого согласного есть голос, а у глухого - нет.

Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

Запишите парные согласные в тетрадь.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный - встаёте, руки опускаете вниз.

Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Узнавание парных согласных по звонкости/глухости.

Найдите и выпишите слова, в которых есть одна из пар согласных по звонкости-глухости. Подчеркните парные согласные.

Парад, гудок, шарик, пальба, глазок, шажок, шефство, туда, буфет, серый, сюда.

2. Работа с учебником. Упражнение 74 (с. 73).

Откройте учебник на с.73.

Познакомьтесь со словами в упражнении.

Назовите слова для справок.

Обратите внимание на образец. Что вы можете сказать об этих словах? Чем они различаются? Так же подберите пары к остальным словам.

Башня - пашня, сова - софа, гости - кости, дачка - тачка, жар - шар, розы - росы.

В записанных словах назовите и подчеркните буквы на месте парных звонких и глухих согласных звуков.

VIII. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

Маятник качается
Вперёд-назад, назад-вперёд,
От жёлтого к зелёному,
Потом наоборот.
Пока стрелка качается,
Уж столько раз подряд,
Ты на зелёный с жёлтого
Переводи свой взгляд.

IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные звонкие и глухие согласные.

Прочитайте слова. Какой согласный звук произносится в начале каждого слова - звонкий или глухой?

Щегол, лось, носорог, морж, цапля, хорёк, рысь, чайка, йод.

Рассмотрите таблицу. Объясните, почему названные согласные расположены именно так.

[Й, ] [Л] [Л, ] [М] [М, ] [Н] [Н, ] [Р]
[Р, ]
[Х] [Х, ] [Ц] [Ч, ] [Щ, ]

Значит, как их можно назвать?

НЕПАРНЫЕ
[Й, ] [Л] [Л, ] [М] [М, ] [Н] [Н, ] [Р]
[Р, ]
САМЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ
[Х] [Х, ] [Ц] [Ч, ] [Щ, ]

Итак, звонкие и глухие согласные бывают парные и непарные.

X. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Игра "Заблудился".

Уважаемые сотрудники! У нас - неприятное происшествие. Пока мы исследовали звуки,

Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нём!

Исправьте слово. Назовите "заблудившийся" звук. Какой он? Какой буквой обозначается? Запишите слово. Подчеркните букву.

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (Коне.)

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки.)

На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок! (Кочкам.)

Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери.)

На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу.)

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами! (Жук.)

Итак, какие бывают звонкие и глухие согласные?

2. Индивидуальная работа. Три ученика работают у доски.

Поставьте над словом цифру 1, 2 или 3, которые соответствуют следующим высказываниям:

1. В слове есть только глухие согласные;

2. Слова, в которых согласные только звонкие;

3. Слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Гребешок, борода, петушок, сосиска, вазелин, лягушка.

3. Фронтальная работа.

Пока ребята работают у доски, мы поработаем устно. В каждой цепочке слов найдите лишнее. Опирайтесь на тему нашего урока и первые буквы. Ответ обоснуйте.

Мак, луг, суп, рак.

Чиж, сад, дуб, лук.

Пачка, точка, дочка, квочка.

4. Проверка индивидуальной работы.

У вас должна была получиться запись: 3 2 1 1 2 3.

5. Письмо по памяти на основе ассоциаций.

А сейчас включите своё внимание на полную мощность. Прочитайте сочетания слов. Постарайтесь их запомнить (2 минуты). Я убираю слова второго столбика. Ориентируясь на первые слова, напишите вторые.

Подчеркните в записанных словах: мальчики - буквы на месте звонких согласных, девочки - буквы на месте глухих согласных.

6. Групповая работа.

К каждому слову добавьте одну согласную букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар - шарф.

1. Рубка, стол, лапа.

2. Усы, роза, рот.

3. Стол, ель, кот.

4. Зуб, оса, рак.

5. Пол, дача, вол.

XI. ОБОБЩЕНИЕ. Работа с сигнальными карточками.

Сейчас поработаем сигнальными карточками. Я произношу высказывание. Если вы с ним согласны, показываете зелёную карточку, нет - красную.

  • Согласная буква может обозначать или твёрдый, или мягкий звук.
  • Согласные х, ц, ч, щ имеют свою пару по звонкости-глухости.
  • Л, м, н, р, й - самые звонкие согласные.

XII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Дома выучите правила на с. 70-71, выполните упражнения 72 и 73 на с.72.

XIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

Подошёл к концу наш рабочий день в Звуковой лаборатории. Сейчас я отмечу работу активных сотрудников.

  • Мудрейка 5 баллов - :.
  • Мудрейка 4 балла - :.

Молодцы! Вы хорошо потрудились!

XIV. ИТОГ УРОКА.

Чем вам запомнился рабочий день?

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме - обозначить с помощью транскрипции - [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б"], [з"], [в"], [д"], [й"], [н"], [к"], [м"], [л"], [т"], [с"], [п"], [р"], [ф"], [г"], [х"].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них - [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук - [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова - [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль - [мол’], мел - [м’эл], калитка - [кал’итка], пир - [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит "ь" и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген - [г"эн], лён - [л"он], диск - [д"ыск], люк - [л"ук], вяз - [в"яз], трель - [тр"эл"].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ"ука], [хор], [цар"], [ч"ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] - [п], [ж] - [ш] , [г] - [х], [з] - [с]. [д] - [т], [в] - [ф]. Примеры: быль - пыль, дом - том, год - код, ваза - фаза, зуд - суд, жить - шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] - [р"], [п] - [п"], [м] - [м"], [в] - [в"], [д] - [д"], [ф] - [ф"], [к] - [к"], [з] - [з"], [б] - [б"], [г] - [г"], [н] - [н"], [с] - [с"], [л] - [л"], [т] - [т"], [х] - [х"]. Примеры: быль - бель, высь - ветвь, город - гепард, дача - дело, зонт - зебра, кожа - кедр, луна - лето, монстр - место, палец - перо, руда - река, сода - сера, столб - степь, фонарь - ферма, хоромы - хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые - перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие - перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
б бал б" битва
в вой в" веко
г гараж г" герой
д дыра д" дёготь
з зола з" зевок
к кум к" кеды
л лоза л" листва
м март м" месяц
н нога н" нежность
п паук п" песня
р рост р" ревень
с соль с" сено
т туча т" терпение
ф фосфор ф" фирма
х худоба х" химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных -

Десять гласных отнимите,

Знаки - твердый, мягкий -

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж - тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й - только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон - используем в игре.

В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.

Позорный проигрыш

Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных

На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.

Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.

Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .

Таблица согласных по звонкости-глухости

Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.

Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.

Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются

  • й, л, м, н, р;
  • х, ц, ч, щ.

Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.

Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].

В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].

Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.

Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.

По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

Чередование согласных в русском языке

Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».

Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.

Чередуются такие согласные звуки:

  • з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
  • т - ч (пример: летать - лечу);
  • ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
  • с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
  • ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
  • з - ст (пример: фантазия - фантастический);
  • щ - ск (пример: лощеный - лоск);
  • щ - ст (пример: мощеный - мостить).

Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».

Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.