Регистр правовых актов муниципальных образований. Муниципальные правовые акты: виды, краткая характеристика

Регистр муниципальных правовых актов

Согласно статье 43.1 Федерального закона № 131 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ в соответствии с Положением о ведении Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Федеральный регистр ведется в электронном виде на русском языке. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе Федерального регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу.

Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Должно осуществляться предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре.

Муниципальные правовые акты: виды, краткая характеристика

Решения, принятые на местном референдуме (сходе) граждан, являются, наряду с уставом, актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Другие муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Следующий по иерархии вид муниципальных правовых актов - нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Как сказано в части 3 статьи 43 федерального закона № 131, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Следующие в иерархии муниципальных правовых актов - правовые акты главы муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации (часть 4 статьи 43).

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В этой связи важно обратить внимание на то, что глава администрации (в том числе глава муниципального образования, если по должности выполняет эту функцию) издает не акты главы администрации, а акты администрации, действуя на основах единоначалия от ее имени.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

1) обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству города Москвы, уставам внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - уставы муниципальных образований);

4) создание условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), должностными лицами и организациями.

2. Принципами ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов являются достоверность, актуальность, открытость и полнота информации, содержащейся в Регистре муниципальных нормативных правовых актов.

2. Регистр муниципальных нормативных правовых актов представляет собой совокупность основных и дополнительных сведений о муниципальных нормативных правовых актах, принятых (изданных) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления либо лицами, исполняющими их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным Правительством Москвы на ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы).

5. Включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов подлежат решения, распоряжения, постановления, принятые (изданные) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления либо лицами, исполняющими их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, оформленные в виде нормативных правовых актов, а также оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме.

6. Муниципальные нормативные правовые акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу, подлежат включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

7. Муниципальные нормативные правовые акты, которые вносят изменения (дополнения) в другие муниципальные нормативные правовые акты, приостанавливают их действие и (или) отменяют (признают утратившими силу) другие муниципальные нормативные правовые акты, подлежат включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов с присвоением самостоятельного регистрационного номера.

1. В Регистр муниципальных нормативных правовых актов включаются основные и дополнительные сведения о муниципальных нормативных правовых актах.

2) реквизиты муниципальных нормативных правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, должностного лица; фамилия, имя, отчество должностного лица, подписавшего акт; дата принятия (подписания) акта; номер акта и его заголовок);

1) решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;

3) информация о мерах, принятых прокурором в отношении муниципальных нормативных правовых актов (протесты и представления, заявления в суд);

4) предписания антимонопольных органов, адресованные органам местного самоуправления, об отмене или изменении принятых ими муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству;

5) акты уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и иных уполномоченных государственных органов об отмене или приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами города Москвы;

7) письма, ответы, иная информация прокуратуры, уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления, имеющие отношение к муниципальным нормативным правовым актам, подлежащим внесению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

1. Все муниципальные правовые акты, принятые (изданные) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления либо лицами, исполняющими их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, за исключением содержащих персональные данные граждан, подлежат направлению в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы для проведения проверки их нормативного характера и включения муниципальных нормативных правовых актов в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

2. Руководитель органа местного самоуправления либо лицо, исполняющее его обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, либо лицо, уполномоченное распоряжением руководителя органа местного самоуправления, или лицо, исполняющее его обязанности в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченное лицо органа местного самоуправления), обеспечивают направление муниципальных правовых актов в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в течение 7 рабочих дней со дня их принятия (издания).

3. Муниципальные правовые акты на бумажном носителе направляются в виде их копий, заверенных печатью соответствующего органа местного самоуправления и подписью руководителя органа местного самоуправления либо лица, исполняющего его обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, а также в электронном виде.

4. Муниципальные правовые акты в электронном виде направляются на машиночитаемом носителе (дискете, диске, флеш-накопителе) или по каналам связи по электронной почте.

5. Сведения об источниках официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта, а по официальному запросу уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы - официальное издание, в котором муниципальный правовой акт был опубликован, направляются лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее 15 рабочих дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта.

Во исполнение статьи 431 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемое Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

2. Установить, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить представление в Министерство юстиции Российской Федерации регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и их ежемесячную актуализацию.

4. Установить, что предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, будет осуществляться через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг).

Председатель Правительства Российской Федерация

В. Путин

Положение о ведении федерального регистра

муниципальных нормативных правовых актов

1. Настоящее Положение определяет порядок ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее - регистр).

2. Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

3. Регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

4. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.

5. Регистр ведется в электронном виде на русском языке.

6. Включению в регистр подлежат регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

7. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу.

8. Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает:

а) сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

б) ввод информации в регистр;

в) гарантированное хранение информации в регистре;

г) ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;

д) ведение информационного портала регистра;

е) предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;

ж) режим защиты сведений, содержащихся в регистре.

9. Порядок предоставления сведений, содержащихся в регистре, определяется Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В настоящее время одной из важнейших задач государства остается формирование единого правового пространства, которое предполагает не только взаимную согласованность нормативных правовых актов различного уровня, но и создание системы, обеспечивающей правовую информированность всех структур общества.

Постановлением Правительства РФ «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» на Минюст России возложена новая функция по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах (далее - МНПА) органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными и физическими лицами, организациями.

Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Регистр ведется в электронном виде на русском языке. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ подлежат постоянному хранению в составе федерального регистра независимо от того, утратили они силу или нет.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных регистров муниципальных актов и их ежемесячную актуализацию. Это означает, что каждый субъект Российской Федерации ведет свой муниципальный регистр и обеспечивает передачу информации для внесения их в базу данных федерального регистра. Объединенные муниципальные регистры субъектов Российской Федерации и составляют федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Определена компетенция государственных органов в данной сфере. Так, Минюст России осуществляет полномочие по методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации занимается ведением федерального регистра, субъекты Российской Федерации - ведением региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов, территориальные органы Минюста России - исполняют полномочия по проведению обзора законодательства в данной сфере и проведению анализа практики ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает: сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ввод информации в регистр; гарантированное хранение информации в регистре; ведение классификаторов, словарей и справочников регистра; ведение информационного портала регистра; предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре; режим защиты сведений, содержащихся в регистре.

В ходе ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов в регионах страны выявлены типовые нарушения и ошибки при предоставлении МНПА:

  • 1 .Нарушение срока предоставления МНПА.
  • 2. Нарушения в оформлении МНПА, препятствующие их внесению в Регистр.
  • 2.1. Направление МНПА, вносящих изменения в акты, ранее не представленные и отсутствующие по этой причине в Регистре.
  • 2.2. Неполное представление МНПА.
  • 2.3. Неверное указание реквизитов изменяемого МНПА в акте, вносящем изменения.
  • 2.4. Внесение изменений в структурные единицы, которых в основном МНПА не имеется.
  • 2.5. В приложениях к МНПА неверно указаны реквизиты данного МНПА.
  • 3. Способы внесения изменений в МНПА, значительно затрудняющие проведение актуализации МНПА.
  • 3.1. Внесение изменений в основной МНПА путём внесения изменений в изменяющий его акт.
  • 3.2. Внесение изменений в обобщённой форме (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту»).
  • 3.3. Внесение изменений без указания конкретной структурной единицы МНПА, которая изменяется.
  • 3.4. Внесение изменений без чёткого указание на то, какое конкретно действие по изменению следует осуществить - дополнить либо заменить.
  • 3.5. Внесение изменений в МНПА, принятые другим органом местного самоуправления.
  • 4.Прочие ошибки.
  • 4.1. Нарушения в нумерации - пропуск последовательных номеров отдельных структурных единиц МНПА при их сквозной нумерации; одновременное применение арабских и римских цифр.
  • 4.2. Отсутствие в МНПА структурных единиц, на которых в этом же МНПА имеются ссылки.
  • 4.3. Грамматические ошибки и опечатки.
  • 4.4. Представление решений о принятии Уставов и внесении в них изменений без отметок об их государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по региону.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «Оведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»