Понятие социальной психики. Социально-психологические явления: определение, классификация

Социальная психология

психологии и социологии

Предмет

Объект

1

2.

3

4

основные разделы :

- психологию общения

- психологию групп

-

- практические приложения .


Билет 5. Вопрос 1. Методология, метод и методика в социально-психологическом исследовании. Методы социальной психологии.

Социально-психологическое исследование - вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия.

Классификация толпы

-по признаку управляемости:

Стихийная толпа . Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа . Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа . Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.

- по характеру поведения людей:

Окказиональная толпа . Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа . Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.

Экспрессивная толпа . Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа . Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок - концерты и т.п.).

Действующая толпа . Формируется - как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа , спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа . Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан.

4. Повстанческая толпа . Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности. Разнородная: анонимная (уличная, например), не анонимная (парламентское собрание). Однородная: секты; касты; классы.

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья мезафакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу микрофакторы . К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.


Стадии развития коллектива

- (самый низкий) - разобщенный, это коллектив, который или начал формироваться, или уже «разлагается». В него входят люди, которые друг друга мало знают или, наоборот, хорошо увидели только негативные качества друг друга. Основные средства воздействия коллектива и руководителя на личность связаны больше с негативными оценками различных отклонений от официальных норм, предписаний, распоряжений и т.п.

- II- (средний) - расчлененный коллектив. Цели ценности и нормы его уже признаются многими членами, но воспринимаются и интерпретируются пока по-разному, в зависимости от группировок, к которым принадлежат индивиды. В таком коллективе обычно несколько лидеров, которые могут враждовать между собой, а вслед за ними недружелюбно относятся друг к другу члены группировок. Формальная и неформальная структура в некоторых элементах близки. В воздействии на личность используются и положительные и отрицательные оценки.

- III - (высший) - сплоченный коллектив - в нем установились понятные и признаваемые всеми цели, ясные и твердые нормы и принципы взаимодействия, соответствующие общечеловеческой морали. Причем официальные нормы дополняются и подкрепляются неофициальными установлениями и традициями. В связи с этими особенностями каждая личность высоко ценит коллектив, дорожит им.

Психолог Л. Уманский предложил образную классификацию стадий развития коллектива. По его мнению, данные стадии можно интерпретировать следующим образом:

1. песчаная россыпь (люди еще не связаны узами общения);

2. мягкая глина (члены коллектива устанавливают контакты, объединяются в нечто целое);

3. мерцающий маяк (начинается распределение социальных ролей между членами, происходит принятие целей и ценностей коллектива);

4. алый парус (выделяются лидеры и ядро коллектива, которое способно вести за собой отдельных членов);

5. пылающий факел (все члены коллектива живут едиными целями и ценностями, активно и энергично участвуют в совместной деятельности);

6. пауки в банке (это стадия распада коллектива, когда его членов кроме "надоевшей" работы уже ничто не объединяет).


Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии . Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку.

Предмет социальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии - это то, на что направлена деятельность социальной психологии.

Она изучает следующие явления:

1 . Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения. Например - супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым.

3 . Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп, как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4 . Массовые психические явления. Например: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы :

- психологию общения , изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

- психологию групп , изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

- психологию социальную личности , изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

- практические приложения .


Социальная психология как отрасль психологии возникла в двадцатых годах ХХ века, хотя социально-психологические знания накапливались и формировались в стройные теории на протяжении многих веков задолго до этого.

Социальная психология, хоть и является отраслью науки психологии, включает не только лишь психологические знания. Она находится на пересечении психологии с социологией, философией, педагогикой, политологией и другими науками.

От социологии социальная психология отличается тем, что изучает не социум, а человека в социуме, а от общей психологии тем, что изучает не отдельно взятые психические явления и личность как таковую, а человека в системе общественных отношений.

Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и психологические особенности этих самых групп.

Общение и совместная деятельность – вот те две формы вовлеченности человека в общественную систему, которые изучаются и исследуются различными методами в рамках социальной психологии.

Упрощая, можно сказать, что социальная психология – это отрасль психологии, объясняющая как именно на мысли, чувства и поведение человека влияет реальное или предполагаемое им присутствие рядом других людей.

Отсюда и два основных проблемных вопроса социальной психологии:

  • Как соотносятся сознание индивида и сознание группы?
  • Каковы движущие силы социального поведения человека?

Однако социальная психология изучает не только личность в группе, но и психологию самих социальных групп.

Социальная группа – это общность людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Но для того, чтобы группа была сформирована, достаточно и одного объединяющего фактора, например, общей цели.

Лидерство, руководство, сплоченность коллектива, агрессивность, конформизм, адаптация, социализация, предрассудки, стереотипы и многие другие групповые процессы и явления изучаются социальной психологией.

Методы и отрасли социальной психологии

Методы социально-психологического исследования принято разделять на два класса:

  • методы исследования,
  • методы воздействия.

К исследовательским методам относятся:


За свой относительно короткий срок существования социальная психология успела превратиться в самую обширную и востребованную отрасль психологии. В ней выделилось немало больших подотраслей , являющихся прикладными:

  • конфликтология,
  • этническая психология,
  • политическая психология,
  • психология религии,
  • психология управления,
  • психология общения,
  • психология межличностных отношений,
  • психология семьи,
  • психология масс,
  • социальная психология личности и ряд других разделов.

Областью практического применения социальной психологии и ее подотраслей является абсолютно вся система общественных отношений.

Развитие социальной психологии

Социальная психология начала очень активно развиваться в послевоенные, 50-ее годы ХХ века по причине того, что Вторая мировая война оставила очень много остросоциальных вопросов без ответа. Это были вопросы о социальной природе человека, о том, почему люди ведут себя так или иначе, оказываясь под гнетом невыносимых обстоятельств, к которым и не хотелось бы приспосабливаться, а нужно, чтобы выжить.

Начиная со второй половины ХХ века за рубежом и в Советском Союзе, часто проводились эксперименты , направленные на изучение различных социально-психологических феноменов.

Можно вспомнить серию экспериментов о подчинении авторитету американского психолога С. Милгрэма (1933-1984), которые показали, что взрослый и разумный человек готов пойти на многое (в эксперименте – причинить другому человеку сильную боль), слепо следуя указаниям авторитетного лица. Подчинение и соглашательство большинства людей не знает границ.

Интересно, что С. Милгрэм также экспериментально обосновал теорию «шести рукопожатий». Именно этот психолог доказал, что любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых, то есть каждый человек опосредовано знаком с любым другим жителем Земли (будь он звезда телеэкрана или нищий на другом конце света) в среднем через пять общих знакомых.

Люди в прямом и переносном смысле не так уж и далеки друг от друга, как кажется, но, тем не менее, готовы навредить ближнему, по первому же “указанию свыше”. Все люди связаны между собой и близки друг другу. Всякий раз, забывая об этом, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования.

В.С. Мухина продемонстрировала ту готовность человека соглашаться с мнением толпы или авторитетным утверждением, которая порой доходит до смешного. Ее эксперименты были проведены повторно в 2010 году, но результаты все те же: люди скорее верят тому, что говорят другие, чем собственным глазам.

В ХХ и в начале нашего века было проведено еще множество других разнообразных экспериментов, в процессе которых изучались:

  • влияние средств массовой информации на личные установки – К. Ховланд;
  • то, как давление группы формирует у ее членов одинаковое поведение – С. Аш;
  • обучение без осознания – Дж. Гринспун;
  • диффузия ответственности – Б. Латане и Дж. Дарли;
  • общение как единство трех процессов (социальная перцепция, коммуникация, интеракция) – Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев;
  • межгрупповые отношения – В.С. Агеев, Т.Г. Стефаненко;
  • межличностный и межгрупповой конфликт – А.И. Донцов, Н.В. Гришин, Ю.М. Бородкин и другие;
  • и так далее, перечислять можно долго.

Все эти многочисленные и интересные социально-психологические эксперименты сформировали научно-практическую базу для понимания социальной природы человека и поспособствовали развитию общества .

К сожалению, есть и негативный аспект популярности социальной психологии. Ценные знания, получаемые в результате исследований общества, используются в политике, экономике и рекламе нередко с целью манипуляции сознанием масс с дальнейшим программированием их поведения.

Сегодня власть имущие не обходятся без имиджмейкеров, PR-менеджеров и иных специалистов, обладающих психологическими знаниями, а также спонсируют социально-психологические исследования, так как знают, что получаемые данные помогают еще более умело манипулировать сознанием граждан.

Случалось ли Вам ранее принимать участие в социально-психологическом исследовании?

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.

Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.

Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.

При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:

  1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
  2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
  3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.

Группы выполняют 4 функции:

  1. Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
  2. Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
  4. Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.

Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.

Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.

Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
  2. Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
  3. Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
  4. Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.

Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.

Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:

  1. Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
  2. Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
  3. Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
  4. Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
  5. Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:

  1. Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
  2. Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
  3. Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.

Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.

  • 5. Становление зарубежной социальной психологии
  • 6. Развитие социальной психологии в нашей стране
  • 7. Методы социальной психологии. Классификации методов и их характеристики
  • 8. Общественные и межличностные отношения. Общение в системе отношений человека. Общение и деятельность.
  • 9. Виды и функции общения. Структура общения
  • 10. Уровни общения по а.Б. Добровичу. Типы межличностного общения по н.И. Шевандрину
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.
  • 12. Общение как обмен информацией. Особенности коммуникативного процесса
  • 13. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации
  • 14. Речь как средство коммуникации. Вербальная коммуникация. Говорение и слушание
  • 15. Невербальная коммуникация, виды
  • 16. Общение как взаимодействие. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
  • 17. Подходы к проблеме взаимодействия. Теория взаимодействия э. Берна.
  • 18. Кооперативное и конкурентное взаимодействие.
  • 19. Конфликтное взаимодействие. Способы разрешения конфликта.
  • 20.Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции.
  • 21. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Каузальная атрибуция.
  • 22. Эффекты и явления социальной перцепции. Впечатления (эффекты). Стериотипизация. Предубеждения. Установки. Аттракция.
  • 24. Психология больших социальных групп: структура, методы исследовании.
  • 25. Стихийные группы и массовые движения. Способы воздействия в стихийных группах.
  • 26. История изучения малой группы. Понятие малой группы, ее признаки.
  • 27. Классификация малых групп. Характеристики малой группы.
  • 28. Динамические процессы в малой группе. Фазы и уровни развития группы.
  • 29. Структура малой группы. Статус, групповая роль, позиция участника группы.
  • 30.Руководство и лидерство в малых группах. Стили лидерства.
  • 31. Психологическая теория коллектива.
  • 32. История исследования межгрупповых отношений. Феномены межгруппового взаимодействия.
  • 33.Этнопсихологические проблемы в социальной психологии.
  • 34. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности.
  • 36. Понятие социальной установки личности. Установка и поведение. Изменение социальных установок.
  • 37. Направления прикладных исследований в социальной психологии.
  • 1. Предмет и разделы социальной психологии

    Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них.

    Также под социальной психологией понимают многообразные проявления соц. психики человека – особенности его психического состояния и поведения

    По мнению Галины Андреевой данная наука разделяется на три основных раздела:

    Социальная психология групп, изучающая психологические характеристики социальных групп – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия групповых решений и пр.

    Социальная психология общения, изучающая закономерности общения и взаимодействия людей, в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений.

    Социальная психология личности, изучающая, в частности, проблемы социальной установки, социализации и пр.

    Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях; социальная психика человека во всем многообразии ее проявления.

    Область практического применения социальной психологии – вся система общественных отношений

    2. Задачи и отрасли социальной психологии

    Задачи:

    1) теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

    2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

    3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

    4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

    5) выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения. Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.

    Отрасли:

    Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этических общностей.

    Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

    Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

    Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

    Психология социального воздействия – отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

    Психология общения – отрасль социальной психологии, раскрывающая своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

    Психология семьи – ставит перед собой задачу всестороннего изучения специфики отношений между членами семьи.

    Социальная психология личности – отрасль социальной психологии, исследующая человека, включённого в различные общественные и межличностные отношения.

    Психология масс – отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов и т.д.

    Конфликтология – отрасль социальной психологии, направленная на исследование психологии специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

    Краткий очерк развития социальной психологии

    Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

    Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке и . Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречались уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Л. Фейербаха и Г. Гегеля.

    В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 г. Г. Штейнталем и М. Лацарусом «Журнала по этнической психологии и языкознанию».

    Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лсбон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью , Лебон — психическим заражением , Мак-Дугалл — инстинктами .

    Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих криминологических исследованиях.

    По концепции Г. Тарда (1843-1904) общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Но невозможность достичь идеала порождает социальную оппозицию, конфликтность в социальном взаимодействии. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Тарда стали различаться два вида наследственности — естественная и социальная.

    Другой французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841 — 1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения.

    Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм (1858-1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Дюркгейм выдвинул феномен «коллективных представлений» («Индивидуальные и коллективные представления» (1898)), которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием.

    В отличие от «социальной атомизации» Г. Тарда (считавшего индивида «клеткой общества») Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей . Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Дюркгейм назвал аномией (франц. anomie — отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных и прежде всего правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе.

    Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии , утвердив первичность социального фактора в формировании личности.

    На рубеже XIX и XX вв. английский психолог У. Мак-Ду- галл (1871 — 1938) предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания. В 1908 г. была издана его книга «Введение в социальную психологию». Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки.

    В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии — зарождается экспериментальная социальная психология . Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку. При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).

    Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт (1897- 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. На основе его исследований были сделаны практически эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, политической пропаганды, военного дела и др. Социальная психология стала интенсивно развиваться как прикладная наука. В США стали проводиться широкие исследования по проблемам управления, психологической совместимости, уменьшения напряженности между предпринимателями и рабочими и т. п.

    Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Я. (Дж.) Морено (1892-1974). Морено разработал метод социометрии — систему методик выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Выявляя личностные симпатии и антипатии, Морено графически отображал эти взаимоотношения в виде социограмм (рис. 96, 97).

    Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др., предложил конкретные методики смягчения внутри групповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 г. Института социометрии и психодрамы, известного также как Институт Морено.

    Рис. 96. Социограмма

    По данной социограмме можно выявить ядро группы, т. е. лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других (нецентральных) локальных группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С), отсутствие устойчивых социальных связей (К)

    Рис. 97. Символика социограммы

    Вслед за Морено зарубежные социальные психологи стали рассматривать малую группу, социальную микросреду как основной элемент, «клетку» общества. В системе «общество- группа-личность» абсолютизировалось среднее звено. Постулировалась полная зависимость личности от выполняемой ею социальной роли, групповых норм, группового давления.

    Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии - интеракционизм — выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия - интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 1930-х гг. понятия «социальная роль», «внутригрупповое взаимодействие» («интеракция») и др.

    Представители указанного направления (Т. Кун, А. Роуз, Т. Шибутани и др.) выдвинули на передний план комплекс социально-психологических проблем: общение, коммуникативность, социальные нормы, социальные роли, статус личности в группе, референтная группа и др. Понятийный аппарат, разработанный Дж. Г. Мидом и его последователями, широко распространен в социально-психологической науке. Важнейшее достижение этого направления - признание социальной обусловленности психики индивида. Психология перестала трактоваться как психология индивида, общая психология все более интегрировалась с социальной психологией.

    В последнее время за рубежом широко распространены эмпирические интеракционистские исследования «бытовой» психологии. Появились аналогичные работы и отечественных авторов.

    Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е гг. XX столетия. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 1920-х гг. социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.

    Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

    Стали проводиться разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования". Однако достижения отечественной социальной психологии еше не консолидированы в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.

    Современная социальная психология наиболее интенсивно развивается в США. Широкое распространение в последнее время получила концепция интерактивности, межличностного взаимодействия.

    Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:

    • понятие социальной общности;
    • особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;
    • понятие социальной группы, классификация социальных групп;
    • социально-психологическая организация малых групп;
    • модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;
    • общение как средство социального взаимодействия;
    • межперсональное взаимодействие в процессе общения;
    • психология больших социальных групп;
    • психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;
    • психология социального управления.

    Методы социальной психологии: естественный и лабораторный групповой эксперимент, контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.