Есть ли авторское право песню. Майкл Джексон и компания Sony

На музыку, на изображение, на произведение... Обычному человеку сложно разобраться в этих понятиях. Статья поможет в этом непростом деле.

Немного истории

Считается, что авторское право возникло в Европе с появлением книгопечатания. После упрощения этого процесса появилась возможность изготовления множества копий произведений и падению стоимости самих книг. В результате труд автора стал настоящим товаром, и первоначально именно издателям книг потребовалась экономическая защита от конкурентов, занимавшихся перепечаткой книг и ставящих более низкие цены на них.

В России только лишь в середине XVII века авторские права стали связывать непосредственно с автором произведений. К примеру, музыкант в качестве оплаты своего труда мог получить либо жалование, либо единовременное вознаграждение.
В XIX веке начали создаваться авторские сообщества. Драматурги объединились первыми. Они создали «Собрание русских драматических писателей». С течением времени общество стало настолько известным и популярным, что к ним присоединились и композиторы, которые также получили возможность защищать авторские права на музыку. Система охраны прав на коллективной основе такая же и в настоящее время.

Регулирование отношений на законодательном уровне

22 апреля 1828 г. в России, можно сказать, вышел первый закон об авторском праве, регулирующий вопросы, связанные с правами автора. Документ получил название «Цензурный устав» со специальной главой в нем «О сочинителях и издателях книг». Этот нормативный акт впервые официально закрепил исключительное право автора пользоваться в течение жизни своим произведением и продавать его по своему усмотрению.

В настоящее время в России для регулирования отношений в сфере создания и использования прав автора принят и действует Закон «Об авторском праве и смежных правах». Действующий нормативный акт имеет современную рыночную направленность.

Авторское право и объекты авторских прав

К нормам, регулирующим авторское право, необходимо обращаться в том случае, когда нужно отрегулировать отношения, возникшие в связи с использованием и созданием научных произведений, а также произведений литературы и искусства. Объекты авторского права включают в себя непосредственно произведения науки, искусства и литературы, каждое из которых - это результат творческих изысканий человека, направленных на создание нового.

Понятие "новое" относится к определенной форме, теме, идее, содержанию. Творческая деятельность выражается в написании оригинального литературного или музыкального произведения, или переложения, переработки уже существующего.

Необходимо знать, что драматург получает права на созданную им пьесу с момента ее переложения на бумагу, художник - после выражения своего внутреннего мира на холсте, музыкант - после записи мелодии на бумаге нотными знаками; то есть, произведение должно иметь материальную форму выражения в виде звуко- или видеозаписи, машинописи, нотной записи, изображения, или должно быть публично исполнено. Причем объекты авторского права не обязательно должно быть законченными. Подлежат правовой охране также и отрывки произведений, эскизы, планы. В частности, музыку и музыкальные произведения закон об авторском праве также причисляет к объектам авторского права.

О регистрации авторских прав на музыку

Нужно ли регистрировать авторские права на музыку? Законом предписано, что для осуществления и возникновения авторского права на мелодии и музыкальные произведения не требуется специального оформления, регистрации и соблюдения разного рода формальностей. Права автора рождаются с момента факта создания произведения.

Тем не менее, для обеспечения прав на созданное музыкальное произведение композитор может заранее побеспокоиться о доказательствах своего авторства. Для этого он может зарегистрировать свою мелодию у нотариуса, а также в государственных и общественных организациях. Дата регистрации будет иметь значение для разрешения дальнейших споров об авторстве. Наиболее востребованным и распространенным в нашей стране считается Российское авторское общество, выдающее свидетельство на авторские права на музыку. Документ подтверждает дату и факт регистрации прав.

Льется музыка. Авторские права на музыку без нарушений

Как используется музыка без нарушения авторских прав? Указанный нормативный акт говорит, что использование русской музыки в коммерческих целях возможно только по договору с автором или с конкретными организациями, осуществляющими коллективное управление правами, автор музыки в этом случае получает отчисления от воспроизведения своих произведений. Использование музыки для обзора, критики или как учебного пособия возможно с указанием автора и названия.

Зачастую пользователи задаются вопросом: можно ли проверить музыку на авторские права? К сожалению, официальным образом - нет. Но всегда можно использовать свободные ресурсы музыки, которая распространяется без притязаний на авторскую защиту.

Как автору можно защититься

Нарушение прав автора в России, к сожалению, не редкость. Незаконное распространение музыки во всемирной сети, продажа контрафактной продукции приводят к нарушению имущественных и неимущественных прав творческих людей. Защита происходит как путем обращения в суд, так и во внесудебном порядке. Активная позиция автора поможет ему возместить причиненные убытки, восстановить нарушенное право.

Вопросы охраны прав автора стоят остро, так как данная отрасль отношений уязвима для разнообразных нарушений. Но, тем не менее, хочется верить, что Россия движется в сторону правовой грамотности населения и цивилизованного права.

    Авторские права на песню имеют защиту согласно закону. Музыкальные произведения с текстом и без него обозначены в качестве объектов авторских прав в ст.1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) . Предусмотренная законом защита предоставляется песне вне зависимости от назначения произведения и его достоинств.

    Понятие авторского права на песню

    Понятие раскрывается в ст.1225 и ст.1255 ГК РФ . Именно здесь можно найти перечень объектов интеллектуальной собственности, на которые распространяется установленная законом защита авторских прав. Они делятся на две категории:

  • личные неимущественные;
  • исключительные.

К первой категории относятся право авторства, право на имя и на обнародование произведения. Эта категория прав является неотчуждаемой, то есть создатель не может, например, продать свое право на имя произведения другому человеку. Если такая сделка состоится, она впоследствии может быть признана ничтожной.

Вторая категория прав связана с распоряжением результатами интеллектуального труда. Исключительные права – это принадлежащая автору возможность распоряжаться своим произведением так, как он считает нужным, не нарушая при этом закон. Так, сочинитель может отказаться от своих исключительных прав на песню по договору об отчуждении исключительного права, в пользу другого лица за определенное вознаграждение. Он может также передать свою песню иному лицу по лицензионному договору.

Срок действия исключительных прав на песню определяется ст.1281 ГК РФ . Согласно этому документу, исключительные права на авторское произведение сохраняются на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти (перейдя по наследству к родственникам автора). По прошествии этого срока произведение переходит в общественное достояние и становится общедоступным.

Как оформить

Многие музыканты задаются вопросом, как зарегистрировать авторские права на песню. Удивительно, но ответом будет «никак», потому что в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена процедура официальной регистрации результата интеллектуального труда, если это не программа для ЭВМ. В соответствии с ГК РФ, защита авторских прав возможна без всякой их регистрации. Исключительные и неимущественные права на объект интеллектуальной собственности возникают с момента его создания и действуют вне зависимости от того, было произведение опубликовано или нет.

Согласно ст.1271 ГК РФ , автор, для того, чтобы защитить права на свое произведение, может поставить на нем специальный знак охраны авторского права. Этот знак хорошо всем известен: латинская буква «С» в окружности. Рядом пишут год создания произведения и имя автора. Но многим авторам такая защита кажется недостаточной.

Как защитить авторские права на песню

При обнародовании и распространении песни возможны неприятные ситуации, связанные с претензиями других лиц на сочинительство. Чтобы их избежать, уместно осуществить неформальную регистрацию авторских прав на песню. Способов это сделать несколько:

  • депонирование;
  • нотариальная защита;
  • иные.

Депонирование

Депонирование произведения, как правило, проводится в Российском авторском обществе (РАО). Она предполагает фиксацию времени предъявления произведения, что подтверждает право его авторства у конкретного лица.

Процедура депонирования не является государственной регистрацией. Сделать авторские права по зафиксированной государством процедуре невозможно, поскольку такая процедура законом не предусмотрена. Поэтому депонирование проводится в РАО.

Защита авторских прав при помощи нотариуса

Если вас интересует вопрос о том, как получить права на песню, а вернее, гарантированное подтверждение своего авторства, вы можете обратиться к нотариусу. Этот способ подходит только для бумажных носителей, поэтому в случае подтверждения прпав на песню необходимо будет предъявить нотные записи, бумажные черновики. Нотариус фиксирует время предъявления документов и подлинность подписи сочинителя.

Инные способы

  • сделать финализированную версию диска с итоговой записью песни и всеми рабочими материалами;
  • сохранять все исходные материалы, появляющиеся в процессе создания песни;
  • отправить песню на свой электронный почтовый ящик и сохранить данное письмо на почтовом сервере;
  • воспользоваться услугой электронной регистрации авторских прав, которую предлагают некоторые фирмы.

Перечисленные способы менее надежны и имеют меньшую доказательственную силу в суде, по сравнению с депонированием в РАО и защитой авторских прав у нотариуса. Если же вы собираетесь сотрудничать с концертными площадками или радиостанциями, то вам наверняка понадобится свидетельство РАО о регистрации песни.

Таким образом, хотя государственной регистрации авторских прав на песню не существует, но способы зафиксировать свое право на музыкальное произведение все же есть. Чтобы сделать это быстро и без ошибок, стоит обратиться к опытным юристам. Наши специалисты помогут вам защитить свои авторские права в любой ситуации.

Группа The Beatles записала большое количество разнообразных хитов, группы нет, но вот творческое ее наследие живо и стоит дорого во всех отношениях. Несмотря на строгость американских законов относительно авторских прав и прав наследования (выкупа доли наследования), с притязанием на хиты группы «Битлз» все весьма неоднозначно.

The Beatles была основана в 1960 году, просуществовала ливерпульская четверка только 10 лет, в 1970 году они распались, успев выпустить 211 песен-хитов.

Майкл Джексон и компания Sony

Известным фактом является то, что в середине 80-х годов на были выставлены права на легендарной группы The Beatles. В то время их правообладателем стал Майкл Джексон. Он приобрел их за 50 миллионов долларов. Исходя из этого, он получал право на владение пятидесятью процентами от всей прибыли за общие продажи. Остальная часть прибыли поступала на счет авторов музыкальных композиций. В 1995 году Майкл Джексон решил продать половину своих прав всем известной компании Sony. Таким образом, к моменту смерти он являлся обладателем лишь четверти от всего дохода за продажи.

Сроки давности

Стало известно, что 2012 году истекло правообладание на дебютный хит группы, который известен всем меломанам под названием Love me do. Он был написан в 1962 году.

Три года назад комиссия Евросоюза, которая занимается вопросами по правам на музыкальные произведения, решила продлить прав участников группы на 20 лет. Исковое заявление на продление срока действия прав было подано международной федерацией индустрии звукозаписи. Исходя из него, срок должен был быть продлен на 45 лет. Однако Евросоюз решил иначе.

Пол Маккартни

В прошлом году стало известно, что у легендарного участника группы The Beatles Пола Маккартни имеются все шансы для получения прав на песни, которые сейчас являются собственностью покойного Майкла Джексона. В законе Америки об авторских сказано, что авторы музыкальных произведений, написанными до 1976 году, могут стать правообладателями снова через 56 лет. Таким образом, Пол Маккартни может вновь получить права на издание песен 1962 года в 2018.

Авторские права. Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Вопрос юристу

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно .

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав - например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять "кто есть кто", кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на "часть" музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом . Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей "части" песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) - композитор,
  • авторские права на текст (слова) - поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже "украшенная" музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) - переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки - музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) - певец,
  • смежные права на фонограмму - изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав - что, как правило, и имеет место быть) - иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме . Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных). "Отказ от прав" должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком "отказе" будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с "такими" сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и "свободных" библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек , которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная "вставка", на которую у Вас нет прав, автор такой "вставки" может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам , именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Прочтений: 120584.

Ссылка на страницу: Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав (автор Вадим Колосов)

Предприятия сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям. Иначе это нарушение авторских прав. Чтобы включить записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Статья подготовлена при участии руководителя практики интеллектуальной собственности «Пепеляев Групп» Валентины Орловой и старшего юриста Анастасии Фокиной.

Три вида ответственности за нарушение авторских прав

  1. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков или выплате компенсации за нарушение авторских и смежных прав (ст. 1301, 1311 ГК РФ). Компания заплатит от 10 тыс. до 5 млн руб. или возместит двукратную стоимость права использования произведения (объекта смежных прав). Размер определяет суд, исходя из стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за правомерное использование такого объекта. При неоднократном или грубом нарушении суд вправе принять решение о ликвидации компании по требованию прокурора (ст. 1253 ГК РФ).
  2. Административная ответственность за незаконное использование произведений или фонограмм установлена частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ. Штраф для директора – от 10 до 20 тыс. руб., для компании – от 30 до 40 тыс. руб. Экземпляры произведений и фонограмм, а также материалы, оборудование и иные средства, используемые для воспроизведения, конфискуют.
  3. Размер уголовного наказания зависит от стоимости прав на использование произведений.

Стоимость прав – от 100 тыс. до 1 млн руб. Штраф до 200 тыс. руб. или в размере дохода директора за период до 18 месяцев, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы и лишение свободы до 2 лет (п. 2 ст. 146 УК РФ).

Стоимость прав – от 1 млн руб. Принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 6 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода директора за период от 3 лет (п. 3 ст. 146 УК РФ).

Аналогичная ответственность предусмотрена, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или с использованием служебного положения.

Пример 1. Кафе «Антошка» расположено на территории парка. В помещении кафе прозвучали песни, входящие в Реестр произведений российских и зарубежных правообладателей. Сотрудники Российского авторского общества сделали видеозапись в кафе, составили служебную записку о контрольном прослушивании, акт и расшифровали запись. Представили суду ресторанный счет и кассовый чек. В итоге с хозяина кафе взыскали компенсацию за нарушение исключительных прав в размере 100 тыс. руб. (постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.09.2014 по делу №А55-17979/2013). Аналогичная ответственность грозит, если показывать клиентам фильмы, мультфильмы, клипы.

Пример 2. Предприниматель арендовал помещение в торгово-развлекательном центре для показа 5D-фильмов. Не заключая лицензионные договоры, бизнесмен пустил в прокат три фильма, правообладатель которых – компания «Каскад фильм».

Последний подал в суд и взыскал с предпринимателя компенсацию за нарушение прав в размере 739,5 тыс. руб. Кроме того, бизнесмену вынесли приговор по части 3 статьи 146 Уголовного кодекса РФ за нарушение авторских прав (постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.11.2015 №С01-662/2015 по делу №А11-6923/2014).

Внимание! Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает гражданско-правовую ответственность. Как защитить информацию, опубликованную на сайте

Надо ли платить, если компания включила для клиентов радио или телевизор

Трансляция музыки с помощью радио- и телеприемника требует согласия автора или иного правообладателя. Это считают публичным исполнением произведения.

Публичное звучание песни, фонограммы или видеоклипа – это звучание в месте, которое открыто для посещения неограниченным числом людей, не принадлежащих к кругу семьи организатора исполнения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Платить вознаграждение придется, если в кафе, магазине или ином зале:

  • певцы исполняют песню вживую;
  • транслируют песню с помощью радио, телевидения или иных средств;
  • показывают фильмы, клипы со звуком или без.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

Какие компании точно платят за музыку

  • бары;
  • кафе;
  • рестораны и другие предприятия общественного питания;
  • гостиницы;
  • предприятия торговли и бытовых услуг;
  • культурно-развлекательные центры, клубы;
  • пассажирский транспорт;
  • парки, сады;
  • пансионаты, дома отдыха и санатории;
  • стадионы, спорткомплексы;
  • театры, филармонии, цирки, клубы, кинотеатры, видеосалоны и др.

Внимание! Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Кому платить и на каком основании

Существуют аккредитованные в Минкультуры РФ и неаккредитованные организации, которые вправе собирать вознаграждение. Они заключают с правообладателями договоры о передаче полномочий по управлению правами (ст. 1242 ГК РФ). Чтобы узаконить исполнение песен в заведении, Вам нужно заключить лицензионные соглашения с организациями и платить им вознаграждение.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов. Их отличие от неаккредитованных организаций в том, что они вправе собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры о передаче полномочий по управлению правами. Список песен, входящих в перечень РАО, не оговаривается.

Сколько платить за музыку

Размеры вознаграждения установлены в положениях РАО и ВОИС. Плата зависит от типа помещения, числа посадочных мест и площади (см. таблицу). РАО выделяет 14 групп пользователей, с которых взимается вознаграждение, ВОИС – 12. Ставку для своего заведения Вы можете рассчитать на сайтах:

  • www.rao.ru – перейдите в раздел «Пользователям» и выберите ваш вид деятельности;
  • www.rosvois.ru – перейдите в раздел «Пользователям», далее – «Ставки для расчета вознаграждения», выберите вид деятельности.

К основной ставке вам могут прибавить дополнительную. Так, ресторану придется доплатить, если он проводит свадьбы и иные торжества, использует музыкальные автоматы, караоке. Дополнительный взнос положен и тем заведениям, где есть биллиардные столы.

Ставки неаккредитованных организаций ниже, чем у РАО и ВОИС. Но они ограничены в выборе музыки. Мировые хиты в их плейлистах Вы вряд ли найдете.

Пример. Допустим, у вас салон красоты площадью 130 кв. м. Вы включаете для своих клиентов радио. За площадь 100 кв. м вы заплатите фиксированную сумму – 1500 руб. За 30 кв. м – 120 руб., из расчета 4 руб. за каждый квадратный метр. Ежемесячное вознаграждение за трансляцию песен в вашем салоне составит 1620 руб.

Как правообладатели узнают, что вы нарушили авторские права

Организации РАО и ВОИС проверяют компании, с которыми у них не заключены лицензионные договоры. Они направляют туда сотрудников, которые под видом ваших клиентов делают аудио- или видеозапись. «Шпионы» оформляют акт о прослушивании музыки. Затем расшифровывают запись, сделанную в вашем заведении. С этим набором доказательств от вас потребуют заключить лицензионный договор. Если откажетесь – подадут иск в суд.

  1. Соблюдение авторских прав – зона ответственности руководства фирмы. На сайте РАО можно проверить, переданы ли произведения в его управление. Тут размещены реестры произведений, опубликован список авторов, права на произведения которых полностью или частично исключены из управления РАО. Зайдите в раздел «Правообладатели» – «Информация» – «Реестры».
  2. Выгоднее заключать договоры с представителями правообладателей. Есть десятки сервисов, которые напрямую работают с правообладателями и предоставляют легальную музыку, например: «Бубука», Cubic Media, Retail Media Group, R-Mediaservice и др. Их клиенты – крупные предприятия. Так, сети «Кофе Хаус» и «Макдоналдс» заключили договоры с представителями авторов музыкальных произведений и выплатили им вознаграждение. ВОИС через суд пыталась собрать вознаграждение повторно, но ей это не удалось.
  3. Если вы заключили договор с коммерческим сервисом, а РАО или ВОИС требуют выплатить вознаграждение, то поручите юристу проверить:
  • заключал ли представитель коммерческого сервиса соглашение, на основании которого он собирает вознаграждение;
  • направлял ли правообладатель в аккредитованные организации отказ от услуг по управлению его правами;
  • может ли правообладатель подтвердить факт выплаты ему вознаграждения.

При положительных ответах есть все шансы не выплачивать вознаграждение повторно. Помните, что РАО или ВОИС вправе собирать вознаграждение за произведения, с авторами и исполнителями которых они не заключили договор.