Что такое система стандартов безопасности труда, каковы ее структура и виды стандартов? Ссбт. система стандартов по безопасности труда

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке поделюсь впечатлениями от обратной связи специалистов и иных лиц, тем или иным местом относящихся к охране труда, на вступление в силу новых ГОСТов по охране труда, а также вставлю свои 5 копеек в тему про ГОСТы.

Что делать с ГОСТ 12-0.004-2015?

Лично я с ним делать ничего не собираюсь. Скажу больше, я его даже не читал. Открыл один раз и сразу заэмоционировал на содержащихся в нём вывертах. Из всех поступающих к нам вопросов, где-то 60-70% про обучение по охране труда, инструктажи и т.д. 60-70%!!! И вот ГОСТ про обучение по охране труда, мать его за ногу, начинает грузить и без того запутанного в данной теме читателя новыми терминами и определениями. Дальше — больше. Особо верующие в ГОСТ 12-0.004-2015, могут подвести своего руководителя под статью 5.27.1. КоАП РФ. Сделать это очень просто, смотрим третий абзац пункта 8.7. про первичный инструктаж на рабочем месте:

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят либо по программам (приложение Б, программа Б.2), разработанным и утвержденным организатором обучения в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда на рабочем месте и по безопасному выполнению работ, иной необходимой для обеспечения безопасности технической и эксплуатационной документации, либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

Как в песне: либо-либо, аморе-аморе…

Т.е. человек последовавший по второму пути:

либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

нарушает требование железобетонного Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 .

В порядке обучения по охране труда первичный инструктаж на рабочем месте проводится только по программам (см. пункт 2.1.4.):

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утверждённым в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Порядок обучения по охране труда 1/29, в отличии от ГОСТ 12-0.004-2015, является нормативным правовым актом, а это значит, что за нарушение требований охраны труда, содержащихся в Порядке обучения по охране труда 1/29, следуют административные последствия в виде штрафов по ст. 5.27.1. КоАП. РФ. По какой её части ещё вопрос, но сейчас не об этом.

Вот ещё один выверт из ГОСТа про обучение по охране труда, который коснулся нас, как учебного центра . Речь идёт про форму удостоверения по охране труда. Очень много нам уже кто позвонил с примерно таким утвердительным вопросом: «А вы удостоверения по охране труда в соответствии с новым ГОСТом выдаёте?» Т.е. звонящие с готовностью пройти обучение по охране труда у нас, если ответ будет положительным. Но ответ к счастью отрицательный, т.к. выдавая удостоверения о проверке знаний требований охраны труда в соответствии с ГОСТ 12-0.004-2015, мы отступаем от обязательной формы удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, предусмотренной Порядком обучения по охране труда 1/29, что повлечёт за собой последствия не только для клиента, но и для нас.

Про форму протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников та же песня.

Вывод-выход

Руководствуйтесь действующим Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и да поможет вам ваш мозг. Тем более Порядок обучения планируют сделать понятнее за счёт предложенных изменений. Подробности о проекте нового Порядка обучения по охране труда смотрите .

На этом всё. Если заметка понравилась, то не проходите мимо рейтинговых звёздочек, которые расположены чуть ниже;) Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Система стандартов безопасности труда – это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила организационно-технического, метрологического, санитарно-гигиенического характера, направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Целью ССБТ является установление комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на проведение согласованной политики государств – участников Соглашения в области стандартизации безопасных условий труда.

ССБТ не исключает действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, в том числе и правил, утвержденных органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, нормы и правила, утвержденные органами исполнительной власти, и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.

Обозначение межгосударственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения (переиздания) стандарта.

Примеры: ГОСТ 12.0.001–82, ГОСТ 12.1.025, ГОСТ 12.2.046, ГОСТ 12.3.036, ГОСТ 12.4.031 и др.

В ССБТ входят следующие классификационные группировки:

0 – организационно-методические стандарты;

1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;

2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;

3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам;

4 – стандарты требований к средствам защиты работающих.

Стандарты группы «0» устанавливают:

    организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структуру системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.);

    требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестацию персонала, методы оценки состояния безопасности труда, управление системой охраны труда и др.).

Стандарты группы «1» устанавливают:

    требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

    методы контроля нормируемых параметров и характеристики опасных и вредных производственных факторов;

    методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» устанавливают:

    общие требования безопасности к производственному оборудованию;

    требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

Стандарты группы «3» устанавливают:

    общие требования безопасности к производственным процессам;

    требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

    методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4» устанавливают:

    требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;

    методы контроля и оценки средств защиты;

    классификацию средств защиты.

Стандарты ССБТ должны иметь групповой заголовок: «Система стандартов безопасности труда».

Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются межгосударственными стандартами. В необходимых случаях государства - участники Соглашения могут разрабатывать национальные стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4, развивающие и конкретизирующие положения межгосударственных стандартов ССБТ.

Национальные стандарты ССБТ должны быть гармонизированы с межгосударственными стандартами ССБТ и не должны нарушать их требования, а также правила и нормы безопасности, установленные органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Установлены следующие категории стандартов:

    межгосударственные стандарты (ГОСТ М);

    отраслевые стандарты (ОСТ);

    республиканские стандарты (РСТ);

    стандарты предприятий (СТП).

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.006-2002
"Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 29 мая 2002 г. N 221-ст)

System of standards for labor safety. General requirements on occupational health and safety management in organization

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению работами по охране труда в организации.

Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена:

Обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование ;

Проводить сертификацию системы управления охраной труда;

Проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для системы управления охраной труда организации.

3.5. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

3.6. Заинтересованная сторона - лицо или группа лиц, заинтересованных в результативности охраны труда или испытывающих ее влияние.

3.7. Компетентность - демонстрируемая способность применять знания и навыки.

3.8. Несоответствие - какое-либо отклонение от стандартов, технических регламентов, принятой практики и процедур выполнения работ и др., которые могут привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю , материальному ущербу, ухудшению условий рабочего места или к различным сочетаниям этих факторов.

3.9. Происшествие - событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.

3.10. Несчастный случай - нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

3.11. Организация работ по охране труда - система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

3.12. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия .

3.13. Результативность - измеримые результаты функционирования системы управления охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и безопасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и задачах.

3.14. Риск для здоровья и безопасности персонала - вероятность и последствия реализации опасного для здоровья и безопасности персонала события.

Примечание. При использовании в настоящем стандарте термина "риск" под ним подразумевают риск для здоровья и безопасности персонала.

3.15. Сертификация работ по охране труда в организациях - деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда .

3.16. Система управления охраной труда - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Примечание. Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.

3.17. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения .

3.18. Травмобезопасность - соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда .

3.20. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника .

4. Требования к системе управления охраной труда

4.1. Общие требования

4.1.1. Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда , должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

4.1.2. При создании системы управления охраной труда необходимо:

Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;

Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определить наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

Определять политику организации в области охраны труда;

Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

4.2.3. Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски , технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь, по возможности, количественное выражение.

4.3. Планирование условий и охраны труда

4.3.1. Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продукцию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать.

4.3.2. Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда , которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.

4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

Требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;

Важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;

Ресурсные возможности;

Политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

4.3.4. Программа улучшения условий и охраны труда

4.3.4.1. Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

Подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

Определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников ;

Разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда , а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

Актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

Выяснению перспективных требований к измерениям в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации;

Выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

4.3.4.2. Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:

Распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

Обеспеченность необходимыми ресурсами;

Средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть.

5. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

5.1. Структура работ и распределение ответственности

5.1.2. В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:

Организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом;

Обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

Инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий ;

Выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда ;

Проверки выполнения принятых решений;

Регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

Примечание. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими, заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

5.1.3. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

5.1.4. Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

Примечание. Под ресурсами подразумеваются кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.

5.1.5. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда.

5.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Фактических или потенциальных последствий его деятельности на безопасность труда;

Понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям техники безопасности и системы управления охраной труда , включая действия работника в аварийных ситуациях;

Возможных последствий несоблюдения технологических инструкций.

5.3.4. В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности , риска (на рабочих местах).

5.3.5. Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

Ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

Проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;

Вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

5.4. Идентификация опасностей, оценка, регулирование и контроль риска

5.4.1. Основные положения

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать установленные (документированные) процедуры, гарантирующие:

а) идентификацию опасностей;

б) оценку риска;

в) регулирование и контроль риска;

г) регулярную оценку потребности в действиях, перечисленных в пп. "а" - "в".

5.4.2. Идентификация опасностей

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;

б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;

в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях .

Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение:

а) организации работ, управления их выполнением;

б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);

г) приобретаемых товаров и услуг.

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует оценивать и упорядочивать по приоритетам регулирования и контроля на основе оцененных уровней риска.

Следует оценивать как нормальные условия функционирования, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями , возможными аварийными ситуациями.

Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.

Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как база для разработки целей и задач в области охраны труда .

5.4.4. Регулирование и контроль риска

Все идентифицированные риски подлежат регулированию и контролю с учетом приоритетов применяемых мер.

В числе мер по регулированию и контролю риска используют:

Исключение опасной работы (процедуры);

Замену опасной процедуры;

Инженерные методы контроля (диагностики);

Административные методы контроля;

При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям

5.5.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий .

5.5.2. Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.

5.5.3. Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

5.6. Передача и обмен информацией

5.7. Документация системы управления охраной труда

5.7.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.

Примечания: 1. Документация может включать утвержденное руководством положение или другой нормативный документ по управлению охраной труда.

2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

5.7.2. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.

5.7.3. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем, чтобы:

Документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

Копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда ;

Отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

Архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

5.8. Управление производственно-технологическими операциями

Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

Установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;

Выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

Установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

Разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

6. Контроль результативности охраны труда

6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда

6.1.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.

6.1.2. Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда . Эти процессы должны касаться:

Проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

Измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

Обследования состояния здоровья работников.

Примечание. В случаях, определенных законодательством, должны быть обеспечены мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

6.1.3. Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия

6.2.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа несоответствий , принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.

6.2.2. Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.

Обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

6.3.2. Организация должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.

6.4. Записи и управление записями

6.4.1. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда , включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда .

6.4.2. Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи.

6.4.3. Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.

6.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда

6.5.1. Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда .

6.5.2. Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для:

Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;

Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

Рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управления охраной труда;

Представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации.

6.5.3. План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

6.5.4. По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда составляют отчеты.

6.5.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Примечание. Термин "независимый" не обязательно означает внешний по отношению к организации.

6.6. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда

6.6.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством .

6.6.2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работники представительных органов .

7. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда

7.1. Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану труда в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности , соответствия требованиям настоящего стандарта, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

7.2. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.

7.3. Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного улучшения системы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой структуру, включающую в себя основные меры по организации безопасных условий работы. Считается частью Государственной системы стандартов. Сформирована на основе существующих правил и инструкций, касающихся техники безопасности и производственной санитарии.

Что собой представляет система стандартов безопасности труда

ССБТ – это комплекс связанных между собой стандартов, включающих нормы и правила, направленные на достижение этих целей:

  • Обеспечение безопасности штата сотрудников.
  • Сохранение здоровья и работоспособности трудящихся.

Сама система стандартов служит следующим целям:

  • Обеспечению единообразия в регулировании безопасности труда, предотвращение разногласий и путаницы.
  • Обнаружению и устранению проблемных участков.
  • Снижению действия на сотрудников вредной среды.

Требования к безопасности являются стандартизированными. На их основании формируется документация, касающаяся безопасности. Стандарты нужны для установления однообразности правил и норм. Последние не должны быть различными у каждой организации, иначе возможна путаница.

Общие положения

Базовые положения о системе изначально содержались в ГОСТ 12.0.001-82. Однако действовал этот нормативный акт до 1 июня 2014 года. Сейчас актуальным является ГОСТ 12.0.001-2013. Существуют правила, устанавливаемые государственными органами, и существуют стандарты. Между ними обязательно должна быть связь. Не допускается противоречий.

Система включает в себя такие стандарты:

  • Государственные (ГОСТ).
  • Для компаний (СТО).
  • Для предприятий (СТП).
  • Отраслевые (ОСТ).

Все эти стандарты отличаются своими особенностями. Рассмотрим их.

Государственные стандарты

Рассмотрим основные особенности ГОСТ:

  • Стандарты устанавливаются Госстандартом РФ.
  • Являются обязательными для использования всеми госорганами и хозяйствующими субъектами.
  • Формируются в отношении норм безопасности, которые отличаются межотраслевым значением.

Структура системы закрепляет раздел 2 ГОСТ 12.0.001-2013. ГОСТ в рамках системы имеет специальные обозначения:

  • Индекс «ГОСТ».
  • 12 – шифр системы.
  • 0-4 – группы стандартов по объекту стандартизации (государственные учреждения, организации и прочее).
  • Три цифры – порядковый номер стандарта, включенного в какую-либо группу.
  • Две или четыре цифры – год принятия стандарта.

К примеру, ГОСТ 12.3.002-2014. В это обозначение входят следующие элементы:

  • ГОСТ – индекс.
  • 12 – шифр системы.
  • 3 – группа стандарта.
  • 002 – порядковый номер стандарта.
  • 2014 – год, в котором принят стандарт.

Есть также наименование стандарта. Оно включает в себя эти элементы:

  • Номер.
  • Категория (к примеру, национальный или государственный стандарт).
  • Общий заголовок.
  • Наименование стандарта.

Рассмотрим основные пять групп стандартов:

  • 0 – организационно-методическая информация (основы и терминология, классификация).
  • 1 – требования по разновидностям негативных производственных факторов (лимиты различных значений, способы отслеживания параметров, способы защиты).
  • 2 – требования к оборудованию (общие нормы, требования к конкретным видам оборудования, методы контроля над выполнением требования).
  • 3 – требования к производственным процессам.
  • 4 – требования, предъявляемые к защитным средствам.

Рассматриваемые стандарты используются государственными субъектами.

Отраслевые стандарты

Рассмотрим основные особенности отраслевых стандартов:

  • Устанавливаются ведомством в сопутствующей области хозяйственной деятельности.
  • Утверждаются нормы безопасности для конкретной отрасли.
  • Обязательны для использования всеми субъектами отрасли и компаниями, применяющими продукцию рассматриваемой отрасли.

Обозначение отраслевых стандартов включает в себя эти элементы:

  • Индекс «ОСТ».
  • Цифровой код, обозначающий ведомство, занимающееся утверждением.
  • Регистрационный номер.
  • Год, в котором принят стандарт.

К примеру, ОСТ 68 12.0.05-87 «ССБТ. Порядок ознакомления с правилами безопасности труда», утвержденный Приказом Роскартографии №136-пр от 6 сентября 2002 года.

Стандарты предприятий и компаний

Стандарты предприятий и организаций отличаются этими особенностями:

  • Устанавливаются специалистами по охране труда, работающими в конкретной организации или на предприятии.
  • Утверждаются нормы безопасности с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия: нюансы организации труда, изготавливаемая продукция, условия труда.
  • Разработанные стандарты являются обязательными для всего штата предприятия или компании.

Это локальные стандарты, которые не распространяются на всю отрасль, на другие производства.

Особенности разработки стандартов предприятий

Стандарты предприятия служат для уточнения и конкретизации норм по охране труда. При этом учитываются условия на конкретном предприятии. Создаваемые локальные стандарты не должны дублировать уже существующие нормы, так как в этом нет смысла. Следует уточнять только то, что не уточнено в существующих нормативных актах.

Объектами стандартизации в масштабах предприятия могут считаться эти направления:

  • Организация деятельности по созданию безопасности труда.
  • План работ по БТ.
  • Обучение и инструктаж специалистов, ответственных за БТ.
  • Контроль над БТ, порядок контроля над объектами с увеличенной опасностью.
  • Организация пожарной безопасности.
  • Нормы эксплуатации защитных средств, ухода за ними.

Локальные стандарты для предприятий не могут устанавливаться для этих направлений:

  • Виды опасных и вредных факторов производства.
  • Нормы безопасности относительно оборудования.
  • Нормы безопасности относительно технологических процессов.

Все перечисленные направления стандартизуются государственными и отраслевыми стандартами.

При формировании собственных стандартов за основу можно взять уже существующие нормативы (государственные, отраслевые). Однако изменение не может производиться в сторону снижения безопасности труда. Она может только ужесточаться. Разработка выполняется в соответствии с этими этапами:

  1. Установление соответствия норм типового стандарта условиям на конкретном производстве. В частности, можно уточнить сроки исполнения ряда мероприятий, ответственных исполнителей.
  2. Проект стандартов демонстрируется на техническом совещании, на котором принимается решение по одобрению акта.
  3. Проект системы стандартов согласуют с профсоюзом, а затем утверждается руководителем субъекта.

Новые стандарты считаются внедренными в том случае, когда они используются в соответствии с областью распространения. Все принятые требования должны выполняться. Если они не выполняются, стандарт не считается внедренным.

Соблюдение принятых стандартов должно контролироваться. Надзорные мероприятия – это ответственность территориальных органов Госстандарта и технической инспекции профсоюзов. Контроль может осуществляться и другими государственными и негосударственными органами.

К СВЕДЕНИЮ! Система стандартов начала действовать с 1972 года. Она постоянно ужесточается, так как изменяются представления об уровне безопасности труда.


Короткий путь http://bibt.ru

1.3. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

Одним из важнейших нормативных документов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ), представляющая собой комплекс взаимосвязанных государственных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда.

Проекты государственных стандартов ССБТ разрабатываются институтами Государственного комитета СССР по стандартам (Госстандарта СССР), отраслевыми научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, институтами охраны труда. Они согласовываются с отделом охраны труда ВЦСПС, Минздравом СССР и органами государственного надзора (Госгортехнадзором, Главгосэнер-гонадзором и др.) и утверждаются постановлениями Госстандарта СССР, после чего вступают в силу, являясь обязательными для всех министерств и ведомств.

Стандарты ССБТ подразделяются на подсистемы, имеющие шифры 0—9, входящие в сокращенное обозначение каждого стандарта из четырех знаков. На первом месте значится обозначение системы — для ССБТ это число 12. Второй знак — шифр подсистемы. Третий знак — порядковый номер стандарта в подсистеме, состоящий из числа от 001 до 100. Четвертый знак — двухзначное число, означающее год утверждения или пересмотра данного стандарта.

Шифры подсистемы подразделяются следующим образом. Шифр 0 — организационно-методические стандарты; шифр 1 — стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов; шифр 2 — стандарты требований безопасности к производственному оборудованию. Шифр 3 — стандарты требований безопасности к производственным процессам. Шифр 4 — стандарты требований к средствам защиты работающих. Шифр 5 — стандарты требований безопасности к зданиям, сооружениям и строительным объектам. Шифры б— 9 — резерв.

Ниже приведено несколько примеров обозначений стандартов раз личных подсистем.

ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ. Термины и определения». Здесь число 12 означает систему ССБТ, 0 — шифр подсистемы «Организационно-методические стандарты», число 002 — порядковый номер в данной подсистеме, число 80—1980 г., год утверждения стандарта.

ГОСТ 12.1.028-80 «ССБТ. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума. Ориентировочный метод». Здесь 1 — шифр подсистемы «Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов», 028 — порядковый номер в данной подсистеме, 80 — год утверждения.

ГОСТ 12.2.062-81 «ССБТ. Оборудование производственное. Ограждения защитные». Здесь 2 —шифр подсистемы «Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию», 062 — порядковый номер в данной подсистеме, 81 — год утверждения стандарта.

ГОСТ 12.3.025-80 «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности». Здесь 3 —шифр подсистемы «Стандарты требований безопасности к производственным процессам», 025 — порядковый номер в данной подсистеме, 80 — год утверждения стандарта (1980).

ГОСТ 12.4.100-80 «ССБТ. Комбинезоны мужские для защиты от нетоксичных веществ, механических повреждений и общих производственных загрязнений. Технические условия». Здесь 4 — шифр подсистемы «Требования к средствам защиты работающих», 100 — порядковый номер в данной подсистеме, 80 — год утверждения стандарта.

Все правила и нормы по охране труда должны отвечать требованиям стандартов ССБТ.