Наглядные учебные пособия. Методическая разработка "наглядные пособия в обучении" Используемые наглядные пособия в обучении

Наглядные пособия – для чего они нужны.

И для учителя, и для ученика очень важен и полезен переход к предоставлению информации наглядно, к таким формам учебной деятельности, которые можно определить как поисково-исследовательские. Поэтому сложно переоценить значимость, которую представляют для более успешного усваивания материала учебно-наглядные пособия . Наглядные пособия по разнице в использовании можно разделить на индивидуальные и общеклассные. Полезным будет привлекать к изготовлению наглядных пособий самих учеников – это стимулирует выработку трудовых навыков, поможет более прочно и сознательно овладевать знаниями и умениями, а также имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Даже ученикам младших классов по силам изготовить простейшие модели и таблицы.

Основные принципы обучения, которые должны осуществляться во время урока, это систематичность, наглядность, учет возрастных возможностей. Необходим также индивидуальный подход. Использование на уроках различных наглядных средств возбуждает внимание учащихся, способствует развитию и более основательному усвоению материала, помогает экономить затрачиваемое на объяснение время. Формирование хороших пространственных и количественных представлений, развитие у учащихся речи, логического мышления, обобщение на основе анализа конкретных явлений – помощью в этом выступят учебно-наглядные пособия . Наглядные пособия, изготовленные, к примеру, для математики, где присуща абстрактность, характер и применение средств наглядности будут различаться с пособиями по гуманитарным предметам. В изучении истории, биологии, географии наглядные пособия служат для показа предлагаемых к изучению объектов. Для того чтобы помочь учащимся составить правильное и полное впечатление о растении или животном, о каком-либо природном явлении, событии и т.д., надо показать им это в как можно более естественном виде и при этом позаботиться, чтобы все нужные детали были хорошо различаемы.

Учебно-наглядные пособия . Наглядные пособия – как использовать их с наибольшим эффектом

Наглядные пособия нуждаются в правильном подборе – это дает возможность использовать их при обучении более эффективно. Принято подразделять пособия на изобразительные и натуральные. Например, натуральные наглядные пособия, которые используют для уроков математики – это предметы окружающей среды. Изобразительные наглядные пособия – в основном образные, это предметные картинки, таблицы с изображениями различных фигур и предметов, или изображения таких предметов и фигур из дерева, бумаги, картона, других материалов. Также это могут быть наглядные экранные пособия, диапозитивы, диафильмы, учебные фильмы. Наглядные пособия в процессе обучения используют для разных целей. Это может быть знакомство с новым материалом, закрепление умений, навыков и знаний, проверка из усваивания. При использовании наглядных пособий как источника знаний необходимо учитывать, что его обязанностью является подчеркивать самое существенное в материале – то есть то, что станет основой для обобщения, а кроме этого, показывать и второстепенное значение. При знакомстве с новым материалом с целью конкретиризования знаний, которые предлагаются для усваивания, используются учебно-наглядные пособия . Наглядное пособие в этом случае выступает как иллюстрированное подкрепление словесных объяснений. Материал будет усваиваться значительно лучше с применением таких пособий, так как в работу включены несколько анализаторов – речевые, двигательные, зрительные, слуховые. Ученики при этом не только овладевают знаниями, но и учатся самостоятельно работать с наглядными пособиями. Учителю, в свою очередь, предлагается всячески поощрять их к самостоятельному использованию наглядных средств. Воспроизведение того, что было воспринято наглядно, предлагается практиковать путем словесного описания, моделирования, рисования.

Зачастую учебно-наглядные пособия используются, чтобы проверить умения и знания учащихся. Но следует знать, что на уроке необходимо применять материал в количестве не больше необходимого – чтобы эффективно использовать учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие, которое используются везде, где только можно, создает вероятность добиться отрицательного результата – ученики отойдут в сторону от поставленной задачи. Вот факты из практики: первоклассников обучают выбирать нужное действие для решения арифметических задач. Для этой цели можно использовать, например, картинку, где изображены котята, сидящие в корзинке, и рядом те, что из корзинки выбрались. Ребенок рассматривает картинку и отвечает на поставленный в задаче вопрос, пользуясь при этом не арифметическим действием, а просто пересчитав котят. В этом случае наглядность не только не помогает, но и задерживает формирование умения выбирать действие над числами, которые даны в условии.

Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – помощь в создании образного представления

Несмотря на всеобщую компьютеризацию школ, применение наглядных пособий при обучении формирует более образные представления вместе с непосредственным восприятием предметов. Предметная наглядность широко применяется в преподавании естественных наук – здесь имеется возможность дать не только зрительное представление о предмете изучения, но и раздать предметы по рукам (некоторые экспонаты можно понюхать, попробовать на вкус), поработать с изучаемыми предметами и явлениями более плотно – это могут быть растения с листьями, цветком, корнем, а также минералы, части скелета, химические элементы и другие учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие используется в обучении в следующих вариантах: демонстрационные изобразительные пособия, предметы окружающей нас обстановки, иллюстрации, дидактический материал, различного рода таблицы – познавательные, справочные, тренировочные, инструктивные, а также счетные и измерительные приборы. Основные признаки хороших наглядных средств – доступность и достоверность содержания, удобный для фронтальной работы формат, соответствующая назначению яркость и красочность изображения, аккуратность и эстетичность, соответствие содержанию предлагаемого к изучению материала.

Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.

2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.

С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.

Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Выделяют следующие виды учебных пособий:

· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);

· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);

· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);

· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).

Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.

Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).

Учебное пособие в электронном виде

Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.

Переведём это на школьный язык:

· первый вариант – это объяснение темы учителем без использования какой-либо наглядности (1/4!);

· второй – самостоятельное чтение учебника (1/3);

· третий – электронное учебное пособие с аудио- и видеосопровождением (1/2).

Вывод очевиден: наиболее эффективным методом обучения является тот, где активно применяется электронный ресурс. Что же собой представляет электронное учебное пособие?

Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.

Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.

Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.

Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).

Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:

· способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;

· повышает эффективность обучения;

· уменьшает время на поиски нужной информации;

· даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;

· позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;

· помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;

· используется в коллективном учебном процессе;

· не заменим для индивидуальной работы.

Большинство современных школьников – это грамотные, «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.

Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень (а именно к этому нас призывают ФОГС второго поколения) неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.

Виды учебно - методических пособий

Все виды учебных пособий в учебном процессе представлены в двух вариантах: традиционный (на бумажном носителе) и технологичный (в электронном виде). И те, и другие выполняют свои собственные задачи и применяются либо как дополнительный материал к изучаемой теме, либо как самостоятельное учебное пособие.

Преимущество электронного учебно-методического пособия заключается в том, что его информацию можно читать в любой последовательности, возвращаясь одним кликом мыши к неусвоенному материалу. За короткое время можно изучить несколько разделов темы, просто переходя по гиперссылкам.

При наличии удобного интерфейса и яркой подачи материала интерес учащегося к самостоятельному изучению предмета будет только возрастать. В первую очередь, это относится к тем учащимся, которые свободно владеют навыками работы на компьютере.

Виды учебно - наглядных пособий

Общеизвестны следующие формы исполнения учебно-наглядных пособий:

1. Портреты.

2. Таблицы и схемы.

3. Плакаты.

4. Стенды.

5. Интерактивные комплексы.

6. Дидактические материалы (раздаточные карточки).

В последнее время большую популярность, особенно, в младших классах, приобрели комплекты динамических раздаточных пособий, в состав которых входят такие формы оформления, как:

· резинка – шнуровка;

· веер;

· карусель;

· перекидное табло;

· интерактивные карточки;

По сравнению с классическими раздаточными карточками динамическая «раздатка» увлекает ученика младшего класса в большей степени, что активизирует его интерес к изучаемому предмету. Визуальная подача материала поднимает эффективность обучения на более высокий уровень.

Ещё в большей степени мотивирует учащихся к получению новых знаний самостоятельное изготовление наглядных пособий. Работая с пособиями, которые дети изготовили самостоятельно, они более бережно и уважительно относятся к своему и чужому труду.

И в заключение, откроем маленький секрет: ученик с первого раза усваивает 75% учебного материала, если он его видит, слышит и при этом использует те виды учебных пособий, которые он сделал своими руками.

Учебно-наглядные пособия и технические средства учебного процесса следует классифицировать по тем видам учебных действий, в которых они участвуют при учебной деятельности.

Ориентировочным действиям помогают учебно-наглядные информационные пособия и технические средства информации. Они ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных явлений, динамичных процессов, оптимизируют ориентировку в предстоящих исполнительских и контрольных действиях. Обучающие учебно-наглядные пособия и обучающие технические средства помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося. Кроме того, они дают возможность уменьшить штат инструкторов и учебных мастеров, снизить затраты на оборудование.

Контрольные учебно-наглядные пособия и контрольные технические средства ускоряют проверку результатов контроля, позволяют при этом частично или полностью заменить высококвалифицированного преподавателя лаборантом или даже одним из учащихся. Они помогают обеспечить регулярность и объективность проверки работы учащихся.

К классу информационных учебно-наглядных пособий относят следующие виды:

Плакаты - широко распространенное средство наглядного показа обучающимся сложных изображений. Они вполне удовлетворяют требованиям преподавателя в условиях занятий с небольшой группой при изложении информации по процессам, не имеющим динамических изменений.

Плакаты можно изготовить и в стенах школы (комбината) силами лаборантов или в предметном кружке учащихся. Наиболее трудоемкую операцию - перенесение изображения на большой лист чертежной бумаги, на полотно из холста или на обратную сторону клеенки с эскиза, рисунка в журнале, чертежа можно делать с помощью эпидиаскопа. При изготовлении плакатов следует придерживаться следующих простых правил:

  • - высота букв в миллиметрах должна быть не менее утроенного расстояния до последнего ряда столов, выраженного в метрах;
  • - на цветном плакате наиболее ярко воспринимается черный цвет на желтом фоне. В порядке убывания яркости идут зеленый и синий на белом, белый на синем и зеленом, черный на белом, желтый на черном, белый на красном, белый на черном, красный на желтом, зеленый на красном, красный на зеленом.

Для долговечного использования плакатов, напечатанных на обычной бумаге, их следует наклеить на плотный. картон, а для удобства использования разместить их в строгом тематическом порядке в специальных плакатницах, стеллажах, прямоугольных или цилиндрических поворотных шкафах.

Макеты статичные и динамичные используют в тех же целях, что и плакаты. (Прилож. №2)

Статичные макеты обеспечивают более легкое восприятие благодаря объемному изображению, особенно для тех учащихся, которые не имеют навыка пространственного воображения плоскостных видов.

Динамичные (действующие) макеты позволяют в условиях учебной аудитории успешно изучать работу сложных механизмов.

Обычные учебники наряду с сообщениями преподавателя - основной источник информации. К органическим недостаткам учебников относят отсутствие инструктажа и ориентирования по исполнительским и контрольным действиям.

Раздаточные информационные дидактические материалы (таблицы, схемы, чертежи) дают возможность экономить время занятий на изображение их преподавателем на доске и учащимися в конспектах. Способствуют работе в дидактической системе «Современная».

К классу обучающих учебно-наглядных пособий относят следующие виды:

Программированный учебник, который в отличие от обычного содержит не только информацию, но также и руководство к исполнительным и контрольным действиям. Это позволяет с успехом применять его в дидактической системе «Программированное обучение» и при самостоятельной работе учащихся.

Слепые раздаточные дидактические материалы, которые дают возможность уменьшить затраты времени на выполнение упражнений как в аудитории, так и при самостоятельной работе учащегося. Это, например, неполные схемы, в которые обучаемый должен внести дополнительные изображения и обозначения, что и составляет основу заданного упражнения. Это может быть и чертеж, в который надо внести недостающие детали или указать их названия, назначение.

Методические указания - инструкции по выполнению практических работ, составленные так, чтобы избавить преподавателя от тривиальных операций, обеспечить их самостоятельное выполнение учащимися и высвободить время на руководство наиболее сложными действиями.

К обучающим пособиям следует отнести и опорные конспекты (сигналы), успешно применяемые В.Ф. Шаталовым и его многочисленными последователями. Они представляют собою произвольно применяемые символы, изображающие основную информацию. Многократно оперируя с опорными сигналами в аудитории и дома, учащийся твердо запоминает и глубоко понимает учебную информацию.

К контрольным учебно-наглядным пособиям относят вопросники, которые представляют собою перечень вопросов и заданий, используемый при подготовке к зачетам и экзаменам, и тесты.

В заключении 1-ой главы можно сказать, что выбор конкретных моделей технических средств учебных процессах и разновидностей учебных наглядных пособий определяется видом учебной деятельности, для которой они предназначаются, целями обучения по качеству усвоения (определяется уровнем усвоения), по универсальности умений и навыков (характеризуется типом ориентировочной основы действия). Выбор решающим образом зависит, конечно, и от условий, в которых предполагают проводить обучение, т. Е. от принятой дидактической системы, и от того, какие именно технические средства учебного процесса и учебные наглядные пособия могут быть в распоряжении преподавателя.

Имея в своем распоряжении набор учебных наглядных пособий и технических средств информации, нужно начинать выбор с самого простого - с классной доски. Если выполнить на ней нужное изображение слишком сложно, если у учащихся или у преподавателя может возникнуть простой, откажемся от доски, посмотрим, нельзя ли обойтись плакатом или диапозитивом. И только в том случае, когда статичная проекция нас не устраивает, следует обратиться к кино или телевидению. Выбор должен идти по принципу от простого к сложному, и останавливаться нужно на том средстве, которое необходимо и по своим дидактическим возможностям достаточно для реализации поставленных преподавателем целей. Показанный путь выбора помогает решить в определенной степени и проблему дефицита технических средств.

Вывод ясен: автоматизированный класс надо использовать для программированного обучения; для выборочного тестового контроля годятся простейшие способы.

Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно,

согласно концепции Т. А. Ильиной, подразделить на:

  • - естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • - экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • - объёмную наглядность (макеты, фигуры);
  • - изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • - звуковую наглядность (аудиозаписи);
  • - символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
  • - внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Но нельзя не отметить, что средства наглядности на уроках математики имеют свои особенности. Все учебные наглядные пособия, используемые на уроках математики принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, карандаши, палочки, кубики и т. д. Среди изобразительных наглядных пособий выделяют образные, условные и экранные. К образным наглядным пособиям относят: предметные картинки, модели предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К условным наглядным пособиям относят: карточки с изображением математических символов, схематические рисунки и чертежи. К экранным наглядным пособиям относятся: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

Наглядные пособия бывают так же общеклассные и индивидуальные. Часто они бывают одинаковыми по содержанию и отличаются только размерами.

Наглядные пособия могут быть изготовлены типографским способом либо учителем или детьми. Самодельные наглядные пособия должны быть не сложными в изготовлении и отвечать требованиям эстетики и нормам школьной гигиены. Но прежде всего, надо отметить, что наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, наглядные средства обучения должны быть:

Ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью. В этом плане хорошо вспомнить приемы и методы средств массовой информации и коммуникации, которые мастерски используют все возможности привлечения внимания пользователей. Рассматривая учебные материалы, надо отметить, что одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая может активизировать мыслительную или творческую деятельность. Поэтому даже формулировка названия урока (темы, слайда, презентации …) играет большую роль в восприятии учебных материалов. Кроме проблемности, можно назвать метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки и пр.;

Доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать. В обратном случае, если информация непосильна для учащихся, можно наблюдать, как изучаемый материал только заучивается без осмысления;

Интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Когда предлагается ответить на вопрос, а ответ состоит из двух вариантов - "ДА" или "НЕТ". В тоже время цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, игровых коммуникативных ситуаций;

Иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия, и процесс мыслительной деятельности будет бессмысленным;

Дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие;

Эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон. Эргономические требования всегда ориентируют разработчиков наглядных пособий на уже отработанные приемы представления информации. Например, на темном фоне необходимо всегда располагать белый или очень светлый по тону шрифт текста; просмотр на уроке фрагмента видеофильма может быть только в течение 5-10 минут; на слайдах презентации текст должен быть в виде ключевых слов или лаконичных фраз; музыка обычно используется в качестве фонового звука, она должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом. К каждому средству разработаны свои специфические требования, которые отражают характер подачи и восприятия информации.

В начальном обучении математике при изучении тем «Табличное умножение и деление» используются различные виды наглядных пособий:

Предметы окружающей среды. С первых же дней обучения детей действиям умножения и деления, а так же при составлении таблиц умножения и деления предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д.

Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации (рис 1). Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. Демонстрационные изобразительные пособия могут использоваться и при изучении переместительного свойства умножения (рис 2).

  • 3 + 3 + 3 = 9
  • 3 · 3 = 9

Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы: познавательные; инструктивные; тренировочные; справочные. Разумеется, это деление в какой - то мере условно.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном (рис. 3). В таком виде она используется и как тренировочная.

К познавательным таблицам можно отнести и демонстрационную таблицу умножения которая наглядно иллюстрирует как находить произведение двух однозначных чисел (рис 4).

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания (рис. 5).

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время. Особо ценятся такие таблицы при закреплении таблиц умножения и деления.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, калькулятор. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем. В настоящее время очень активно на уроках используется такой счётный прибор, как калькулятор. С раннего возраста дети учатся работе с ним.

Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. И обычно наиболее часто используемым.

Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: - линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; - весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; - кружки литровая, пол- литровая; - циферблат; - палетка; - классный циркуль;

Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи (рис. 6).

1 1 + 1 1 + 1 = 2

При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Еще одним видом наглядных пособий в последнее время, в связи с компьютеризацией обучения, часто используемым являются компьютерные программы, разработанные для детей 7 - 9 летнего возраста, направленные на запоминание таблиц умножения и деления.

Компьютерные технологии обучения - это совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.

Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) зависят, конечно, от содержания урока, воспитательного мероприятия, целей, которые ставит учитель.

Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:

  • 1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  • 2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
  • 3. При проверке домашних работ и фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает визуальный контроль результатов.
  • 4. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Наиболее распространённой программой для создания презентация является программа Power Point.

Преимуществом использования мультимедийных презентаций является то, что учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Еще одним средством наглядности является использование интерактивных досок. Работая с интерактивной доской, преподаватель может: 1. Активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии. 2. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала. 3. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 4.Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. 5. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Для медиаобразовательных средств следует дополнить перечень требований. К ним можно отнести: - адаптивные к индивидуальным возможностям обучающегося; - визуальные, т.е. реализующие возможности компьютерной визуализации учебной информации.

Следует отметить, что хотя мультимедийные средства наглядности и пользуются популярностью, учителя, в силу плохого оснащения школы и неквалифицированности в данном вопросе, чаще прибегают к традиционным средствам наглядности, что очень печально.

Наглядные пособия в обучении На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности.Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.Виды наглядных пособий, используемых в обучении: Предметы окружающей обстановки.Демонстрационные изобразительные пособия.Таблицы. -познавательные;- инструктивные;- тренировочные;- справочные;Счетные приборы.Измерительные приборы.Иллюстрации.Дидактический материал.

Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда(вырезание из бумаги, склеивание и др.)Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям, используемым на уроках, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы.С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока – 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? - Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников.