Правила любительской рыбалки в году. Результаты поиска по ключевому слову "правила рыболовства "

24.11.2016

ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ПРАВАХ РЫ­БАКА-ЛЮБИТЕЛЯ, ПРАВИЛАХ И ЗАКОНЕ

О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ РЫБОЛОВСТВЕ

К написанию данной статьи меня подвигло несколько событий, произошедших осенью этого года. Во-первых, дискуссия в блогах сайта Питерского клуба рыбаков, вызванная антибрако­ньерской активностью наших соклубников на осенней Ладоге. Во-вторых, предлагаемые в инициативном порядке изменения в Правила любительского рыболовства для Северного бас­сейна, с которыми также мы выступили на сайте, и консультации по этим предложениям в Госу­дарственном институте озерного и речного рыбного хозяйства (ГосНИОРХе). Наконец, опубли­кование на сайте Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (СЗТУ ФАР) предложений по введению норм вылова для рыбаков-любителей.

О ПРАВЕ И БЕСПРАВИИ

И все же начну я с еще более давних событий, а именно с ми­тингов по закону о рыболовстве, которые прошли в 2010-11 годах, когда, наверное, впервые за всю историю России на улицы вышли люди, объединенные желанием защитить свои права на любимое занятие - рыбалку. Для тех, кто не в курсе или не помнит: основной причиной тех митингов было до­полнение к федеральному закону, обязывающее рыбаков получать платные разрешения на рыбалку у владельцев рыбопромысловых участков, отведенных для люби­тельской и спортивной рыбалки. Тогда мы увидели в этом законе угрозу интересам рыбаков и до­казали свое право – нет, не на ры­балку, оно у нас было, есть и бу­дет, – а на то, чтобы с мнением простых рыбаков считались госу­дарственные структуры. Однако митинги прошли, их результатом явилось создание Союза рыболо­вов и работа над законом «О лю­бительском рыболовстве».

С самого начала я выступал против этого закона, по крайней мере в той редакции, которую усиленно продвигал ФАР. Объяс­ню почему. Этот закон лоббиро­вали так называемые организа­торы любительской рыбалки, то есть, по сути, бизнесмены, стро­ящие свой бизнес в основном на эксплуатации лососевых рек. До­кумент до сих пор так и не принят Государственной Думой, навер­ное вполне заслуженно. Но, воз­вращаясь к тем событиям, о кото­рых я написал в самом начале, по­жалуй, теперь я считаю, что закон о любительском рыболовстве ну­жен. Но должен он защищать пра­ва рыболова-любителя.

О чем речь? Сегодня рыболов- любитель является самым бес­правным «обитателем водоемов». Его интересы стоят последними в цепочке: государственные струк­туры – рыболовный (промысло­вый) бизнес – рыба – рыбак-лю­битель. Именно так. Сейчас за­кон регламентирует наполнение бюджета промысловиками, ого­варивает их права и ограниче­ния, направленные на сохране­ние рыбных запасов. А вот прав любителя он не видит. В силу то­го что любитель как бы не явля­ется субъектом отношений с го­сударством. Ему разрешено поль­зоваться водными ресурсами, но как только его интерес вступает в конфликт с промысловым ло­вом, тут же закон встает на стра­жу интересов бизнеса. Такой же подход продемонстрирован нам и при составлении проекта зако­на о любительском рыболовстве. В нем тоже, прикрывая суть во­проса интересами сохранения за­пасов ценных видов рыб, делают упор на предоставление прав по эксплуатации этих запасов «ор­ганизаторам любительского ры­боловства» – частным фирмам, взявшим в аренду рыбопромысло­вые участки. ФАР напрямую пере­носит схемы, работающие в про­мышленном рыболовстве, на лю­бительское, по-другому работать оно просто не умеет. Им удобнее для организации учета и регули­рования видов, требующих сохра­нения, взаимодействовать с част­ным бизнесом, а не налаживать свою систему нормального учета и контроля.

Но проблемы любительского рыболовства отнюдь не исчерпы­ваются сложностями с редкими видами. Большинство любителей и территориально и финансово далеки от вопросов кольского или сахалинского лосося. Для нас ак­туально сохранение и разумное пользование теми ресурсами, ко­торые окружают нас в повседнев­ности. И мы, и промысловики за­интересованы в том, чтобы рыба как объект ловли имелась в прин­ципе, а еще лучше, чтобы она бы­ла трофейной, чтоб за поимкой крупного экземпляра не надо бы­ло ехать в Сибирь, на Кольский по­луостров или вовсе в Финляндию или Швецию. И здесь мы сталки­ваемся с проблемой, на которую закрывать глаза нельзя. Рыбы ста­новится меньше. Любители кива­ют на промысловиков, промысло­вики на любителей, и те и другие клянут браконьеров и призывают к активности рыбнадзор. Рыбнад­зор в свою очередь сетует на ма­лочисленность состава, недоста­ток бензина, низкие зарплаты, не позволяющие укомплектовать штат… А пока все кивают друг на друга и на объективные и субъек­тивные причины, рыбы становит­ся еще меньше.

С другой стороны, не призна­вать, что в оскудении рыбных за­пасов есть «вклад» и рыбаков-лю­бителей, тоже нельзя. Мы ста­ли жить лучше по сравнению с 70-80-ми годами прошлого века. Увеличилось количество автомо­билей, водно-моторной техники, улучшилось качество снастей. Ры­балка как отдых становится инду­стрией, областью высоких техно­логий и, учитывая ее массовость, делается важной отраслью эко­номики. Только не через деньги, идущие в ФАР за пользование ре­сурсами, а через налоги, которые платят производители и продав­цы товаров и техники, – в том чис­ле транспортные налоги. Но при оценке значимости любительско­го рыболовства государственные структуры по-прежнему пред­ставляют себе слегка подвыпив­шего, в грязном ватнике чудака с удочкой-палкой. И смотрят на лю­бительскую рыбалку как на досад­ную помеху серьезному бизнесу.

О ТРОЛЛИНГЕ И ТРОЛЛИНГИСТАХ

Пожалуй, самый яркий при­мер, подтверждающий такое от­ношение к рыбаку, это вопрос о троллинге. В правилах рыболов­ства для Северо-Западного бас­сейна есть норма, которая огра­ничивает рыбалку «с примене­нием паруса или мотора» двумя приманками. При этом в прави­лах напрямую не сказано, дей­ствует ограничение на судно или на рыбака. Повсеместно сегод­ня инспекторами это трактуется как «на судно», хотя судно не яв­ляется субъектом, который испол­няет Правила – субъектом право­вого регулирования является как раз рыбак.


Так уж получилось, что мне лично пришлось говорить с чело­веком, причастным к созданию этой нормы. Аргументация у него была убойной. «А почему две при­манки?» – «Так одна по правому борту, другая – по левому, а куда же больше?» То есть люди, поку­пающие катера, ставящие на них тарги, использующие по шесть- восемь спиннингов, оказываются поголовно нарушителями.

С другой стороны, троллинг – действительно страшное сезон­ное оружие против судака и щу­ки. И ни для кого не секрет, что для троллингиста на хорошем ка­тере улов в 40-50 кг не является рекордным. Но штрафуют-то за этот тип нарушений, как правило, не владельцев навороченных ка­теров, а пенсионеров, вышедших вдвоем на ПВХшке с мотором пя­теркой и развернувших по паре спиннингов. Почему? Да потому, что они рядом, ходят потихоньку, далеко от берега не уходят, подхо­ди и бери их по факту «наруше­ния». А за катером с трехсотсиль­ным мотором поди погоняйся по просторам Ладоги. Правда, в по­следнее время количество прото­колов по троллингу по крайней мере на южном берегу Ладожско­го озера существенно уменьши­лось в принципе. Но дело не в том, что нарушителей стало меньше, как раз наоборот: это нарушение приобрело массовый характер… Дело в процедуре составления протокола. Сейчас от инспекций в качестве показателей требуют не только количество, но и качество – насчитанный «ущерб». Прото­кол по троллингисту принесет по­казатель в 2000 рублей штрафа, а протокол по нарушению пра­вил промыслового лова или не­законного лова сетями принесет существенно большие показате­ли ущерба. И, естественно, на лю­бителей как бы закрывают глаза, тем более что время, затраченное на бумаги, соизмеримо: инспек­тор за день сейчас успевает сде­лать от пяти до десятка протоко­лов, поскольку процедура доста­точно забюрократизирована.

РЕШЕНИЕ - НОРМА ВЫЛОВА

И вот мы снова возвращаем­ся к нормам вылова. Казалось бы, введение понятия «дневная нор­ма вылова» должна решить во­прос с троллингом. Какое значе­ние имеет количество приманок, если все равно рыбак ограничен килограммами? На десять или на одну приманку я поймаю раз­решенное количество рыбы – не должно быть важным. Правда, по­лучается, что у тысяч людей, по­лучивших формальное разреше­ние использовать «планеры», «ка­тюши» и увешавшихся десятками приманок, возникнет очень боль­шой соблазн «перевыполнить» норму. И какой смысл в норме, ес­ли ее соблюдение не будет кон­тролироваться? Трудно ли недо­бросовестному рыбаку скрыть в недрах катера, оснащенного холо­дильником с морозилкой, пару де­сятков кило улова?


Есть и другие аспекты, усу­губляющие сложность примене­ния таких норм. Не говоря уж о том, что норма в килограммах для ищущего трофейный улов ры­бака очень малопривлекательна. На мой взгляд, гораздо интерес­нее было бы по хищной рыбе (су­даку, щуке) устанавливать допу­стимое количество вылова в шту­ках и увеличивать минимальный размер. Например, для той же Ла­доги вполне можно было бы уста­новить норму не более 5 щук за день, с минимальным размером от 40 см (сейчас допускается 5 кг и размер 30 см, что соответствует примерно 12-16 пойманным не­половозрелым «шнуркам»).

Выход из ситуации, учитыва­ющий и интересы рыбака, и ин­тересы государства, видится, во- первых, в установке норм для БЕСПЛАТНОГО любительского рыболовства, к которому должны относиться и ограничения по ко­личеству снастей, а для тех, кто не готов себя ограничивать, долж­ны быть лицензии. Возможны два варианта. Первый – лицензии на оборудование. Оборудован катер таргой – заплати за каждый спин­нинг, начиная с третьего, напри­мер, по 2000 рублей в сезон. И лови. Но более перспективным представляется второй вариант, учитывающий размеры обще­го допустимого улова (ОДУ) рыб, при котором часть ОДУ отдается промысловикам, часть распреде­ляется на условный улов «бесплат­ных» любителей, а часть продает­ся мелкими лотами, например по 100 кг, тем, кто готов выкупать эти лоты и троллить «без огра­ничений». Совершенно понятно, что стоимость такого лота долж­на быть соизмерима с ценой, ко­торую платят промысловики.

И еще один важный момент: деньги должны идти целенаправ­ленно в рыбное хозяйство. На примере наших северных соседей мы видим, что при целевом воз­врате средств «в водоемы» рыб­ные запасы не оскудевают.

ЗАПРЕТЫ, ЗАПРЕТЫ И ЗАПРЕТЫ...

Еще один пример правил, вы­думанных не для людей, – запрет на хождение под мотором мало­мерным судам. Если мы посмо­трим на приложение к правилам рыболовства в нашем регионе (хотя бы в Ленобласти), то уви­дим три категории запрета: кру­глогодичный запрет, весенний нерестовый запрет, осенний не­рестовый запрет. Объектами кру­глогодичного запрета стали прак­тически все озера Карельского пе­решейка. Почему? Непонятно. Вернее, понятно. В 60-е годы про­шлого (!) века большинство озер Карельского перешейка планиро­валось использовать для искус­ственного разведения благород­ных рыб (сига, палии), часть озер даже были очищены от искон­ных обитателей. Кампания про­валилась, идея померла, но за­прет остался и кочует из года в год из одной редакции правил в дру­гую. В этом году весной я сделал попытку запросить в СЗТУ ФАР перечень «водоемов рыбохозяй­ственного значения», на которых действует круглогодичный за­прет, и получил ответ, что СЗТУ ФАР таким перечнем не облада­ет и следует обращаться в Северо- Западное управление Рыбводхо­за. Спрашивается, как ведомство может контролировать то, чего само не знает?

С другой стороны, весенний нерестовый запрет на больших водоемах типа Ладожского озе­ра или системы Вуокса никакого природоохранного эффекта не не­сет, поскольку основной ход мото­ристов лежит вне нерестилищ.

Еще несуразица – запрет дей­ствует на любительские суда, но почему-то (?!) не распространяет­ся на баркасы рыболовецких бри­гад, которые буквально опутыва­ют сетями места нереста мелкого частика (плотвы, окуня), а заодно черпают нерестящуюся в это же время щуку, на которую для люби­телей в это время действует пол­ный запрет.

Осенний запрет не дает с при­менением мотора нормально от­ловить разрешенную к вылову щу­ку и окуня, но не мешает промыс­ловикам и браконьерам таскать нерестящегося сига.

Этот вопрос тоже обсужда­ли в ГосНИОРХе. По крайней ме­ре пришли к взаимопониманию. Да, весенний нерестовый запрет на малых озерах необходим и дол­жен быть полным – и для люби­телей, и для промысловиков. На крупных водоемах нужна зона, например, полкилометра от бе­рега, где перемещение возможно только на веслах, а вне этой зоны все двигаются свободно.

И, конечно, любителей и промысловиков должны огра­ничивать одни и те же времен­ные, видовые и территориальные запреты, соблюдение которых не­обходимо контролировать с оди­наковой жесткостью и для про­мысловиков, и для любителей.

И ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Но такой способ решения проблемы требует кардинальной смены политики в области люби­тельского рыболовства. В первую очередь, какими бы строгими ни были правила, если на огромный район действуют два-три инспек­тора, то совершенно ясно, что они физически не могут обеспечить достаточно полный контроль да­же за промысловыми бригадами, которых сейчас на Ладоге не так и много, а уж гоняться с весами за каждым троллингистом и вовсе не будут.

Как выход видится возрожде­ние, а точнее даже создание об­щественных контролирующих структур. Возрожденные недав­но, а сейчас, похоже, снова «отме­ненные» общественные инспек­торы должны стать такими же полномочными представителями государства на воде, как и штат­ные сотрудники рыбнадзора. Об­щественного инспектора следует наделить правом составлять ад­министративный протокол, при­лагая к нему доказательную ба­зу. Высказываемые опасения о безопасности общественного ин­спектора, конечно, небеспочвен­ны. Я лично был весной свидете­лем, как «бригада», ставящая в мае сети в тростнике на леща, не­двусмысленно попросила убрать­ся лодку с общественниками по­дальше, продемонстрировав как бы невзначай ствол охотничьего ружья. Но это значит, что больше возможностей должно уделять­ся дистанционной фиксации на­рушений. Осенью этого года мы с соклубниками провели наблю­дения в акватории Ладоги с по­мощью видеоаппаратуры на ква­дрокоптере. Картинка, которую дает техника, вполне позволяет идентифицировать и суда и лица нарушителей без непосредствен­ного контакта с ними. По сигна­лам коллег-соклубников были за­держаны нарушители, сняты сот­ни метров браконьерских сетей. Но добиваться взаимодействия с инспекцией непросто. Я не мо­гу сказать, что они не хотели вы­езжать на указанные нами места нарушений. Просто количество объектов, которые инспекторам надо держать под контролем, не дает им возможности оператив­но реагировать на подобные сиг­налы. Значит, необходимо обще­ственную инспекцию вводить в правовое поле. А это уже задача не органов рыбохраны, а скорее, депутатов Госдумы. И мы снова говорим, что вопросы регулиро­вания любительского рыболов­ства и даже пользования природ­ными ресурсами в целом должны стать объектом государственной политики. Сегодня ее нет. Попыт­ки насадить некоторые стандарт­ные для существующих структур решения ни к чему хорошему не приводят. Следовательно, надо опираться на инициативу рыба­ков и на позаброшенную рыбо­водческую науку. Рейтинг: 3.78

Правительство Российской Федерации приняло законопроект, который предусматривает введение новых правил для любителей вылова рыбы в нынешнем году. Предполагаются ограничения в количестве и наименовании разрешенной для ловли рыбы, повышения денежных санкций за нарушения.

Новый Федеральный закон № «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был принят в декабре прошлого года. Однако в силу вступает только с начала 2020 г.

Новые правила рыболовства будут ограничивать любителей ловли в количественном и качественном смысле, учитывая вид и размер рыб.

ВНИМАНИЕ! В каждом регионе державы установлены свои показатели.

Правила рыбалки с этого года

Принятые поправки предусматривают такие изменения:

  • определены ограничения на некоторые водоемы, на которых производится вылов продукции с торговой целью;
  • запрет на использование химических средств и взрывчатки;
  • бесплатное пользование водоемами. Ликвидация территорий, предоставляющих услуги за деньги, в течение двух лет. исключением являются водоемы, находящиеся на особых территориях;
  • установление допустимой нормы вылова;
  • запрет на использование сетей (не распространяется на районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири).

Физкультурные и спортивные направления ограничиваться в количестве пойманной продукции государством не будут.

Статус нормативного акта и его основные положения

Полностью принятые изменения будут действовать в 2020 г. В нынешнем году руководствуются только п. 8, ст.16 ФЗ № . Поэтому налоги на рыбалку в России еще существует.

В каждом регионе страны правила отличаются между собой в связи с различными природными условиями.

Какие ограничения устанавливаются

В соответствии с новым законом о рыболовстве разрешено использование водоемов без ограничений и внесения финансов в бюджет.

Однако согласно ст.6 ФЗ № все-таки некоторые ограничения существуют на таких объектах:

  • с повышенной охраной;
  • на землях, имеющие значение для обороны и безопасности государства;
  • с ограничением доступа для простых жителей страны.

Также в законе на ловлю рыбы отображены такие запреты на:

  • сети;
  • места отдыха граждан;
  • применение химических средств и электричества;
  • подводную ловлю;
  • пользование аквалангом и другими подобными устройствами.

При проведении соревнований норма вылова будет утверждена заранее.

Росрыболовством введены следующие пункты для любителей порыбачить:

  • определение размера и массы пойманных водных животных;
  • временные ограничения;
  • требования к орудию ловли и средству перемещения на водоеме.

Обратите внимание! Места рыбалки в каждом регионе России обозначены свои.

Норма вылова рыбы в России в 2020 году

Суточный допустимый показатель вылова на одного человека составляет пять кг в сутки, за исключением, если вес одной штуки больше.

В случае если рыболовство затянулось на несколько дней, то их число умножают на эту норму.

Количественный нормированный показатель достигает 30 шт. в день на одного гражданина. Это распространяется на таких рыб:

  • судак и сазан;
  • белый амур и сом;
  • толстолобик.

Нормативный показатель вылова касательно видов животных отличается по регионам.

Как, где и чем нельзя ловить

К местам, на которых закон о рыбной ловле категорически не разрешает находиться, относятся:

  • хозяйства, занимающиеся нерестом;
  • в заповедных территориях;
  • рыбхозы;
  • везде в период выпуска молодых рыб;
  • около мостов, плотин;
  • в районе фарватера;
  • в питомниках.

Своим постановлением правительство запрещает использовать такие орудия ловли:

  • ловушки;
  • пневмооружие;
  • донные неводы;
  • сети;
  • капканы;
  • электрические удочки;
  • остроги;
  • пассивные орудия;
  • спиннинги (при 10 и более крючков);
  • самоловные приспособления;
  • колющие средства.

Также в строгом ограничении находятся такие методы:

  • глушение;
  • создание заграждений;
  • установка на льду шалаша;
  • запрет применения подсветки.

Способ спускания водоема категорически запрещен.

Допустимые значения

Если при вылове водного животного его длина не достигла размеров, указанных в таблице, то ее нужно отпустить обратно в водоем.

Длина измеряется между двумя конечными точками - рылом и хвостом.

Что насчет подводной ловли рыбы

Депутаты нижней палаты своим указом установили запрет на подводное рыболовство с использованием акваланга или эхолота. Такие меры направлены на сбережение крупной рыбы и ограничит объемы их вылова.

Ныряние без специальных средств разрешено.

Штрафы и санкции при нарушении установленных правил

За несоблюдение принятого закона о рыбалке предусмотрены штрафы. Мера ответственности меняется в зависимости от вида нарушения. Утверждены такие размеры:

  • ловля во время нереста - 300 тыс. рублей;
  • использование запрещенного орудия и пребывание в недозволенных местах - от 100 000 до 300000 р. для граждан. Может быть применена мера лишения свободы до 6 месяцев;
  • нарушение правил плавания для водного транспорта - 300–500 р.;
  • стоянка авто у водоема - 3,5–4 тыс. р.;
  • ловля определенного вида рыбы - до 250 р. (за каждую особь), за осетровые и лососевые породы санкции увеличиваются вдвое;
  • за повреждение специальных расставленных ведомствами знаков - 300–500 рублей.

За несоблюдение принятых норм водопользования денежные взыскания достигают 1500–2000 р.

Нововведения 2020 года

Новый принятый закон о рыболовстве, который в 2013 году вызвал среди жителей страны бурное негодование, все-таки с начала будущего года вступит в силу.

Разрешено будет ловить рыбу бесплатно, не считая водных мест хозяйствования.

Такой закон значительно ограничит список орудий и методов ловли, сузит перечень видов рыб. По мнению депутатов, это поможет сберечь природные ресурсы страны.

Используются Россельхознадзором до настоящего времени. (введены в действие с 01.01.1984г. приказом Московского бассейнового управления «Мосрыбвод» от 30.09.1983г. № 63/II)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Любительский и спортивный лов рыбы, добыча других водных животных и растений для личного потребления разрешается всем гражданам бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных товарных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных Правил рыболовства и водопользования. Эти водоемы в настоящих Правилах называются в дальнейшем "водоемами общего пользования".

В водоемах и на участках водоемов, где любительское и спортивное рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, лов рыбы разрешается членам этих обществ.

Любительский и спортивный лов рыбы в культурных рыбных хозяйствах обществ охотников и рыболовов осуществляется по, разрешениям, выдаваемым этими обществами, бесплатно или за плату.

2. Охрана рыбных запасов, других водных животных и растений, контроль за проведением мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и мелиорации в рыбохозяйственных водоемах, выдача разрешений на право лова рыбы, других водных объектов для научно-исследовательских целей, акклиматизации, зарыбления, рыборазведения и контрольного лова, надзор за соблюдением настоящих Правил и других нормативных актов рыбохозяйственного законодательства осуществляется органами рыбоохраны.

3. Органы рыбоохраны определяют по согласованию с рыбохозяйственными организациями водоемы или участки водоемов, на которых в порядке, установленном Положением о любительском и спортивном рыболовстве, организуется любительское и спортивное рыболовство или культурные рыбные хозяйства обществ охотников и рыболовов.

Условия использования водоемов иди участков водоемов определяются договорами, заключаемыми обществами с органами рыбоохраны.

В случае систематического невыполнения условий договора о проведении работ по организации культурного рыбного хозяйства общества охотников и рыболовов либо договора об организации любительского и спортивного рыболовства и проведении работ по охране и воспроизводству рыбных запасов на водоеме (участке водоема) указанные договоры могут быть расторгнуты органами рыбоохраны.

4. В отдельных водоемах или их участках по рекомендации научных учреждений может проводиться в установленном порядке любительский и спортивный лов рыбы ценных видов (вылов которых гражданам запрещен правилами рыболовства) по лицензиям, выдаваемым органами рыбоохраны.

5. Спортивные соревнования по рыболовному спорту проводятся в порядке, установленном республиканскими, областными и районными (межрайонными) обществами охотников и рыболовов, первичными охотколлективами, а также рыболовными секциями других добровольных спортивных обществ.

Места и сроки соревнований согласовываются с органами рыбоохраны.

6. Общества охотников и рыболовов, заключившие соответствующие договоры с органами рыбоохраны, обязаны:

6.1. строго соблюдать Правила рыболовства и охраны рыбных запасов. Положение о любительском и спортивном рыболовстве и правила водопользования;

6.2. выполнять обязательства по договорам, заключенным с органами рыбоохраны;

6.3. проводить согласованные с органами рыбоохраны рыбоводно-мелиоративные мероприятия;

6.4. осуществлять систематический учет средств, используемых обществами на мероприятия по охране и воспроизводству рыбных запасов;

6.5. создавать благоприятные условия для рыболовов-любителей, посещающих водоемы (пункты приобретения разрешений на лов рыбы, лодочные станции, причалы, места для ночлега, автостоянки, централизованные места сбора и ликвидации мусора и бытовых отходов, другие виды обслуживания);

6.6. вести регулярный учет посещаемости водоемов рыболовами-любителями н вылавливаемой ими рыбы по весу, количеству и по видам;

6.7. осуществлять охрану рыбных запасов на используемых водоемах, а также следить за санитарным состоянием этих водоемов и обеспечивать ликвидацию источников засорения и загрязнения береговой зоны, участков и обо всех нарушениях сообщать органам рыбоохраны.

Примечание: Егерям обществ охотников и рыболовов, директорам и ихтиологам культурных рыбных хозяйств любительского и спортивного рыболовства с их согласия по ходатайству соответствующего общества могут быть предоставлены права младших инспекторов, другим работникам обществ охотников и рыболовов могут быть предоставлены с соблюдением тех же условий права общественных инспекторов рыбоохраны;

6.8. принимать участие в проведении паспортизации водоемов;

6.9. во исполнение договорных обязательств заключать с научными, проектными организациями соглашения о разработке рекомендаций и осуществлении работ, направленных на улучшение ихтиофауны и повышение рыбопродуктивности закрепленных водоемов;

6.10. проводить с разрешения и под контролем органов рыбоохраны контрольно-биологические отловы рыбы с целью изучения видового, возрастного и количественного состава ихтиофауны, предупреждения заморов и массовых эпизоотии;

6.11. организовывать на общественных началах группы содействия органам рыбоохраны по борьбе с браконьерским ловом рыбы, иными нарушениями настоящих правил и загрязнением водоемов промышленными стоками, ядохимикатами, химудобрениями, используемыми в прилегающих к водоемам береговых зонах, принимать непосредственное участие в выявлении причин гибели рыбы, источников заражения и загрязнения водоемов; о всех случаях гибели рыбы либо появлении условий, могущих привести к массовой гибели рыбы, немедленно сообщать органам рыбоохраны;

6.12. предоставлять органам рыбоохраны сведения об использовании водоемов, а также о расходовании средств на проведение рыбоводно-мелиоративных работ по формам и в сроки, согласованные с органами рыбоохраны;

6.13. предоставлять работникам органов рыбоохраны во время выполнения ими служебных обязанностей ночлег и возможность пользования попутными транспортными средствами;

6.14. проводить среди населения и членов обществ работу по разъяснению правил рыболовства и охраны рыбных запасов;

6.15. обозначать границы используемых участков водоемов специальными знаками по образцу, установленному бассейновым управлением но охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства.

7. Граждане, занимающиеся любительским и спортивным ловом рыбы, обязаны:

7.1. соблюдать настоящие правила и установленный на посещаемом водоеме (участке водоема) режим рыболовства;

7.2. поддерживать надлежащее санитарное состояние на водоемах, не оставлять на льду и берегах водоемов мусор и прочие отходы, не допускать загрязнения и засорения водоемов;

7.3. иметь при себе документы, удостоверяющие личность, члены обществ охотников и рыболовов - членский билет; в случаях, когда лов рыбы на водоеме или участке водоема ведется по разрешениям - иметь при себе разрешение;

7.4. не нарушать на водоемах и рыболовно-спортнвных базах общественный порядок, оказывать содействие госинспекторам рыбоохраны в задержании нарушителей настоящих Правил и пресечении нарушений;

7.5. заботиться о сохранении зеленых насаждений по берегам водоемов;

7.6. не допускать порчи и повреждения указателей, щитов, аншлагов и других знаков, установленных на водоеме и на берегу.

8. Бассейновым управлениям по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства предоставляется право в установленном порядке:

8.1. переносить по согласованию с научными рыбохозяйственными организациями сроки запрета на 10 дней в ту или иную сторону в зависимости от гидрометеорологических условий, без изменения общей продолжительности запретного периода.

Сроки запрета на лов рыбы, установленные настоящими Правилами, распространяются на первое и последнее числа запрета включительно;

8.2. разрешать обществам охотников и рыболовов в необходимых случаях отлов рыбы из заморных водоемов под контролем органов рыбоохраны промысловыми орудиями лова с использованием выловленной рыбы для зарыбления других водоемов или сдачи в торговую сеть; в необходимых случаях для отлова рыбы из водоемов, используемых обществами, по согласованию с последними привлекать рыбодобывающие организации;

8.3. разрешать любительский и спортивный лов рыбы в запретные периоды ограниченным количеством снастей, разрешенных для этих целей, вне мест нереста, зимовки и массовой концентрации рыб на участках, определяемых органами рыбоохраны, по согласованию с местными органами власти и рыбохозяйственными организациями;

8.4. устанавливать полный или частичный запрет на лов рыбы в водоемах или участках водоемов, на которых организуются культурные рыбные хозяйства обществ охотников и рыболовов;

8.5. по согласованию с научными рыбохозяйственными организациями определять границы нерестовых участков и зимовальных ям, а также сроки запрета лова рыбы в период ледостава и распадения льда.

9.1. любительская и спортивная охота на любого морского зверя повсеместно и круглогодично;

9.2. производить без согласования с Консультативным советом по акклиматизации при Ихтиологической комиссии и разрешения органов рыбоохраны акклиматизацию, зарыбление и разведение новых видов рыб;

9.3. применять без разрешения органов рыбоохраны новые снасти и способы лова, не предусмотренные настоящими Правилами;

9.4. проводить рыболовные соревнования в период нереста рыб;

9.5. находиться на водоеме или в непосредственной близости от него с орудиями лова, применение которых в данное время запрещено, а также со взрывчатыми и отравляющими веществами;

9.6. продажа сетематериалов, орудий лова и принадлежностей к ним, применение которых запрещено настоящими Правилами;

9.7. производить в водоемах мойку транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и др.), а также производить работы, отрицательно влияющие на гидрохимический режим водоемов;

9.8. продажа частными лицами ценных видов рыб, морских, млекопитающих и водных беспозвоночных, за незаконный вылов, добычу и уничтожение которых предусматривается взыскание с граждан причиненного ущерба (по утвержденным таксам);

9.9. остановка плавсредств в пределах запретных для рыболовства мест, за исключением остановок у селений, случаев крайней необходимости (шторм, туман, авария и т.д.).

10. Подводная охота на рыб с применением гарпунов и гарпунных ружей разрешается без использования аквалангов и других автономных дыхательных приборов на участках, которые определяются органами рыбоохраны.

11.1. с применением взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий лова, огнестрельного и пневматического оружия (за исключением ружей и пистолетов для подводной охоты), способом багрения;

11.2. в подводящих магистральных каналах и отводах рыбохозяйственных мелиоративных систем, а также в шлюзовых каналах;

11.3. до особого распоряжения во вновь образуемых водохранилищах;

11.4. с незарегистрированных плавсредств, а также не имеющих на корпусе четкого номера;

11.5. на промысловых участках (тонях, плавах, районах установки ставных орудий лова и т.д.);

11.6. предприятиями и организациями рыбной промышленности, рыболовецкими колхозами и другими рыбозаготовительными организациями на водоемах или участках водоемов, на которых обществами охотников и рыболовов организуются культурные рыбные хозяйства любительского и спортивного рыболовства, за исключением случаев, когда он производится по предложению либо с согласия соответствующего общества.

12. Суда маломерного флота, принадлежащие гражданам, не подлежащие надзору Регистра, регистрируются в порядке, установленном в регионе.

Движение судов маломерного флота может быть в установленном порядке временно запрещено или ограничено по представлению органов рыбоохраны.

13. Выборка из воды орудий лова, применяемых с нарушением настоящих Правил, и доставка отобранных орудий лова, плавсредств и уловов рыбы до мест сдачи производится нарушителем по требованию органов рыбоохраны.

Примечание: Задержанные плавучие средства и разрешенные для применения орудия лова возвращаются владельцам после уплаты штрафа при рассмотрении органами рыбоохраны дела в административном порядке; запрещенные орудия лова нарушителю не возвращаются. Если дело передано в судебно-следственные органы, то судьба отобранных орудий лова и плавсредств решается этими органами; рыба, выловленная с нарушением настоящих Правил, изымается у нарушителей.

14. В необходимых случаях материалы о нарушителях направляются в органы прокуратуры или в органы внутренних дел для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Ущерб, причиненный гражданами незаконным выловом или уничтожением ценных видов рыб, морских млекопитающих, водорослей и водных беспозвоночных, возмещается нарушителями в соответствии с установленными таксами.

РАЙОН ДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛ

15. Действие настоящих Правил распространяется на рыбохозяйственные водоемы г.Москвы и Московской области.

РЕЖИМ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО И СПОРТИВНОГО РЫБОЛОВСТВА

16. Любительский и спортивный лов рыбы разрешается:

16.1. на водоемах общего пользования всем гражданам бесплатно;

16.2. в водоемах и на участках водоемов, где любительское и спортивное рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов (приложение № 1), любительский и спортивный лов рыбы разрешается бесплатно и без путевок только членам общества по предъявлению членского охотничье-рыболовного билета, а также инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам труда I и II групп, Героям Советского Союза и России, Героям Социалистического труда, кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней, "За службу Родине в Вооруженных Силах" трех степеней, штатным и общественным инспекторам органов рыбоохраны, детям и подросткам до 16 лет, не состоящим членами общества охотников и рыболовов, по предъявлению соответствующего документа.

Примечание: При необходимости регулирования рыболовства на отдельных водоемах или участках водоемов, используемых для организации любительского и спортивного лова рыбы, обществам разрешается по согласованию с Мосрыбводом вводить на них рыбную ловлю по путевкам установленной формы.

16.3. на водоемах, определенных Мосрыбводом для организации культурных рыбных хозяйств любительского и спортивного рыболовства (приложение № 2), за исключением Озернинского водохранилища, по путевкам, выдаваемым бесплатно или за плату, а инвалидам Великой Отечественной войны - бесплатно и без путевок.

От платы освобождаются:

почетные члены Росохотрыбодовсоюза, военно-охотничьего общества, республиканских, краевых, областных и других обществ охотников и рыболовов;

лица, приглашенные в хозяйство (для проведения научно-исследовательских, устроительных работ и т.д., предусмотренных договорами);

директора, ихтиологи, рыбоводы и охотоведы, штатные егеря, государственные и общественные инспектора рыбоохраны рыболовных хозяйств (по месту их работы или деятельности).

16.4. в государственном хозяйстве культурного любительского рыболовства Озернинского водохранилища по путевкам установленной формы на основании соответствующего положения.

17. Любительский и спортивный лов рыбы, в течение всего года (за исключением нерестового периода), разрешается следующими способами и снастями:

17.1. в водоемах общего пользования:

17.1.1. гражданам, состоящим членами рыболовных обществ:

удочками летними, зимними и донными с общим количеством крючков не более 10 штук на рыболова, без применения кормушек, сопряженных с крючками;

спиннингом, спаренными спиннингами, нахлыстом, отвесной блесной;

корабликом;

При одновременном использовании нескольких из перечисленных орудий лова общее количество крючков не должно превышать 10 штук на рыболова при лове с берега или на лодку, вне зависимости от числа находящихся в ней рыболовов.

17.1.2. гражданам, не состоящим членами рыболовных обществ, удочками летними, зимними и донными без резинового амортизатора с общим количеством крючков не более 2-х штук, без применения малька и живца.

17.2. в водоемах и на участках водоемов, где любительское и спортивное рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов в соответствии с пунктом 17.1.1.

17.3. в водоемах, где обществами охотников и рыболовов проводятся работы по созданию культурных рыбных хозяйств любительского и спортивного рыболовства впредь до окончания этих работ:

17.3.1. гражданам, состоящим членами соответствующих рыболовных обществ:

удочками летними, зимними и донными без применения кормушек, сопряженных с крючками, с общим количеством крючков не более 6 штук на рыболова;

спиннингом, нахлыстом, отвесной блесной;

кружками не более 5 штук на лодку;

жерлицами не более 5 штук на рыболова;

дорожкой без применения моторной лодки.

При одновременном использовании нескольких из перечисленных орудий и способов лова общее количество крючков не должно превышать 6 штук на рыболова при лове с берега или на лодку вне зависимости от числа находящихся в ней рыболовов;

17.3.2. Гражданам, не состоящим членами рыболовных обществ, только с берега или со льда в соответствии с пунктом 17.1.2.

17.4. в водоемах, где выполнены все предусмотренные планами работы по созданию культурных рыбных хозяйств, в соответствии с режимом рыболовства, разработанным обществом для данного водоема и согласованного с Мосрыбводом.

Примечание: До окончания работ по организации культурных рыбных хозяйств, лов рыбы в этих водоемах производится в соответствии с пунктом 17.3 настоящих Правил.

18. Разрешается вылов за одни сутки штук:

Перечень регламентируемых видов рыб

Водоемы общего пользования

Водоемы, где любительское и спортивное рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов

Водоемы, определенные органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств обществ охотников и рыболовов

членам обществ охотников и рыболовов

не членам обществ охотников и рыболовов

Лещ (за исключением Истринского водохранилища)

Карп, сазан

Вывоз с водоема перечисленных в настоящей статье объектов лова в свежем, соленом, вяленом, копченом виде разрешается в размере не более двухсуточной нормы при наличии путевок (соответствующих документов).

Вывоз выловленной рыбы с водоемов общего пользования разрешается в размере суточной нормы.

Вылов и вывоз объектов лова, не перечисленных в настоящей статье (ротан, ерш, окунь, уклея и другие), не ограничивается.

19. Отлов наживки для любительского рыболовства без права продажи разрешается:

19 1. членам обществ охотников и рыболовов живца (малька) подъемниками с площадью сетного полотна не более 1 кв.м.

Запрещается отлов молоди рыб в качестве наживки из числа видов, перечисленных в статьях 18 и 20 настоящих Правил (за исключением карася и плотвы, вылов которых в качестве наживки разрешается до 20 штук каждого вида).

Примечание: Запрещается отлов и использование малька (живца) гражданам, не состоящим в обществах охотников и рыболовов.

19.2 Добыча мотыля крупного и мелкого членам общества до 0,5 кг, не членам общества 0,2 кг в сутки.

19.3. Заготовителями обществ охотников и рыболовов, зообъединений и др. организаций по специальным разрешениям, выдаваемым Мосрыбводом.

20.1. осетровых, хариуса, бычка-подкаменщика, толстолобика;

20.2. водных беспозвоночных - раков;

20.3. растений: кувшинок (водяных линий), кубышек, а также видов водных растений, занесенных в Красную книгу.

Случайно выловленные перечисленные в настоящей статье рыбы, животные и растения, а также виды рыб, запрещенные к вылову не членам обществ, перечисленные в ст. 18, незамедлительно подлежат возврату в водоем.

21. Запрещается выпускать в водоем выловленную рыбу, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 20.

22.1. у плотин, шлюзов и мостов в пределах зон отчуждения, охраняемых военизированной охраной;

22.2. в местах концентрации рыб и воспроизводственных участках, определяемых органами рыбоохраны и обозначенных соответствующими знаками;

22.2.1. у плотины на реке Волга в г.Дубне на 1000 метров ниже по течению;

22.2.2. на Пестовском водохранилище:

от устья реки Кокотки до условной линии, проходящей через залив от пристани судов типа "Ракета" по правому берегу и до военно-охотничьей базы по левому берегу ("Барские пруды");

на расстоянии ближе 500 м от Березовых островов;

у дер. Драчево;

22.2.3. на Пяловском водохранилище от пристани "Солнечная поляна" вглубь залива на 1500 м;

22.2.4. На Клязьминском водохранилище:

в Александровском заливе;

в заливе Красная Горка;

22.2.5. на реке Сестра на участке от моста Савеловской железной дороги до спортивной базы "Динамо" (в районе Карманово);

22.2.6. в бассейне реки Лутосня и ее притоках в пределах Солнечногорского и Дмитровского районов;

22.2.7. донными удочками:

на реке Ока от гор. Озеры вниз по течению до границы Московской области;

на реке Москва от гор. Пески вниз до впадения в реку Оку;

на реке Осетр от дер. Протекино вниз по течению до впадения в реку Оку;

22.2.8. на Истринском водохранилище:

около Костяевских островов;

выше моста на реке Катышня в Полежаевском заливе;

22.2.9. на озере Сенеж от истока реки Сестра до Малиновых островов (включительно);

22.2.10. на озере Муромское (Шатурский район);

22.2.11. на Рузском водохранилище в Куровском заливе;

22.2.12. на Можайском водохранилище:

выше дер. Мышкино;

около Горшковского, Бычковского и Мышкинского островов;

в районе Колочской дамбы;

в реке Колоч, в границах, отмеченных знаками;

23.1.1. на Пестовском водохранилище в районе базы "Оргстанкинпром";

23.1.2. на Пяловском водохранилище в районе дер. Юрьево;

23.1.3. на Клязьминском водохранилище в районе дер. Семкино и дер. Болтине,

23.1.4 на реке Ока:

в районе дер. Подмоклово (977-978 км);

в районе дер. Зиброво (956-959 км);

в районе дер. Хорошовска (946-950 км);

около автодорожного моста через реку Оку в районе гор. Кашира выше и ниже по течению на 200 м;

в районе железнодорожного моста около гор. Кашира через реку Оку выше и ниже по течению на 200 м;

920-921 км по левому берегу;

916-917 км по левому берегу;

911-912 км по правому берегу;

23.1.5. на реке Мутепке в радиусе 300 метров от места впадения в р.Оку;

23.1.6 на реке Протва в районе дер. Юрятино (в пределах Юрятинского омута);

23.1.7. на озерах-охладителях Шатурской ГРЭС:

на оз.Святое - северная сторона вдоль дамбы (циркуляционная часть) 30х20 м;

на оз.Черное -центральная часть 50х20 м;

на оз.Белое - центральная часть 20х20 м;

на оз.Святое (заморное, задамбовая часть) - вдоль дамбы южной стороны 400х50 м.

23.1.8 в реке Клязьма в черте города Орехово-Зуево:

Поповская заводь (центральная часть 100х100 м);

по руслу от Парковского моста до Парковской заводи (350х75 м);

23.1.9 на озере Сенеж - вдоль всей дамбы на расстоянии ближе 100 метров;

23.2 в водоемах-охладителях Шатурской ГРЭС и Электрогорской ГРЭС с 1 апреля по 10 мая, а на прочих рыбохозяйственных водоемах г.Москвы и Московской области с 10 апреля по 10 июня;

23.4 членам обществ разрешается лов рыбы в нерестовый период удочками с берега с общим числом 2 крючка без применения живца и малька только на участках, определяемых органами рыбоохраны.

24. Установлены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами незаконным выловом, добычей или уничтожением ценных видов рыб.

25.1. сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

25.2. производить без разрешения органов рыбоохраны в рыбохозяйственных водоемах взрывные работы, за исключением неотложных дноуглубительных работ для поддержания судоходства и лесосплава на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и по предотвращению аварий. О проведении взрывных работ в указанных слу-чаях немедленно ставятся в известность органы рыбоохраны;

25.3. сбрасывать грунт, выбранный при проведении дноуглубительных работ в местах нерестилищ и зимовальных рыбных ям, а также производить в рыбохозяйственных водоемах мочку льна, конопли, мочала, кож и т.п.;

25.4. мойка автомашин, мотоциклов и др. транспортных средств в водоемах и на берегу ближе 60 м от уреза воды;

25.5. сооружение и применение для лова рыбы заколов и других видов заграждений;

25.6. установка палаток, шалашей и других сооружений на льду водоемов;

25.7. рыболовам-любителям установка буйков для обозначения мест привады и для крепления лодок;

25.8. лов рыбы в ночное время:

с использованием плавсредств;

со льда во всех водоемах; 25.9. применение средств подводной охоты с берега, плавсредств, в забродку и во время нереста;

25.10. лов рыбы сетными орудиями всех видов, кроме оговоренных настоящими правилами;

25.11. использование маломерного моторного флота на акваториях водоемов, переданных обществам охотников и рыболовов для организации любительского рыболовства и создания культурных рыбных хозяйств, и Озернинском водохранилище за исключением флота органов рыбоохраны, Мосводопровода, водной и ведомственной милиции, соответствующих обществ охотников и рыболовов, ОСВОД, а также других организаций при наличии разрешительной документации.

26. Признаками, определяющими грубые нарушения настоящих правил, за которые могут быть наложены повышенные размеры штрафа, являются:

повторность нарушений, незаконный вылов ценных видов рыб и других водных животных и растений, вылов рыб, в два и более раза превышающий установленную норму, применение гражданами промысловых орудий лова: сетей, бредней, неводов, мережей, двух и более самоловных сетных экранов, подъемников 2 и более кв. метров, лов рыбы хищническим способом (с помощью огнестрельного оружия, острог, других колющих орудии, взрывчатых и отравляющих веществ), вылов рыбы ценных видов, а также водных беспозвоночных и растений с целью продажи, незаконный лов рыбы в рыбхозах, загрязнение и засорение водоемов, повлекшее гибель рыбы либо воспрепятствовавшее ее проходу па нерестилища, оказание сопротивления или отказ от выполнения законных требований инспекторов рыбоохраны, если вышеуказанные нарушения по закону не влекут за собой уголовной ответственности; совершение нарушения в нетрезвом виде, вовлечение в нарушения настоящих Правил несовершеннолетних, нарушения группой лиц, лов рыбы в запретное время или в запретных местах запрещенными орудиями лова.

К Правилам прилагается перечень водоемов для проведения работ по организации любительского и спортивного рыболовства.