Право во времена первая мировая война. Право в годы Первой мировой войны

19 июля (1 авг.) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.

В годы Первой мировой войны Совет министров - правительство приняло чрезвычайные государственно-правовые меры с целью приспособления аппарата управления и экономики к военным условиям. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя .

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России: Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д.

Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.

В Москве была учреждена ставка верховного командования во главе с императором , которой подчинялась действующая армия, а также Балтийский и Черноморский флоты. Тыловые военные округа были оставлены в подчинении военного министерства.

В авг. 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях . В соответствии с законом для централизации управления и координации межведомственного управления были образованны Особые совещания :

    по снабжению армии,

    по устройству беженцев,

    по обороне государства,

    по обеспечению топливом путей сообщений, государственных и общественных учреждений,

    по продовольствию и др.

В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др.

Для координации деятельности всех этих чрезвычайных по своим полномочиям органов, было создано Особое совещание министров , под председательством главы правительства .

Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные .

В годы войны были расширены административные, полицейские судебные права генерал-губернаторов , компетенция которых определялась положением 1892 г. «О местностях, объявленных на военном положении ». Генерал-губернатор мог устанавливать обязательные правила по соблюдению общественного порядка, применять репрессивные меры по своему решению к лицам, покушавшимся на государственную безопасность. В соответствии с этим же законом о военном положении (1892), военные власти получали право закрывать по своему усмотрению государственные учреждения и органы местного самоуправления; смещать должностных лиц и предавать их суду; запрещать выпуск периодических изданий; устанавливать комендантский час и порядок въезда и выезда в прифронтовых районах.

Летом 1914 г. на проходивших съездах представителей земств и городов были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз .

Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.

Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.

Осенью 1915 г. городской и земский союзы объединились в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор ). На первом этапе образования Земгор занимался организацией госпиталей и помощью им поставкой медикаментов, а позднее стал помогать военным ведомствам в снабжении частей фронта продовольствием и снаряжением.

Земгору были представлены полномочия полувоенной организации. С ее помощью буржуазия получила доступ к государственным делам.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании еще одной влиятельной буржуазной организации - военно-промышленных комитетов (ВПК) - как новых форм управления промышленностью и финансами.

В авг. 1915 г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в трудном деле обеспечения армии снаряжением и продовольствием.

В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.

К концу 1916 г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышлен-ный комитет .

ВПК применяли административные методы управления, фактически подменив государственные структуры по всей стране.

В условиях войны изменилась деятельность судебных органов : в районах военных действий законом от 20 июля 1914 г. в районах военных действий вводились военно-полевые суды с особым статусом судопроизводства. Суды создавались в течение суток из офицеров для рассмотрения конкретного уголовного дела. Приговор такого скоротечного суда тоже вступал в силу и проводился в исполнение в течении суток.

Война вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право.

Административное законодательство. В первый же день войны царским указом вводилосьВременное положение о военной цензуре . Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. В районе военных действий военную цензуру осуществляликомандования армиями и военных округов . В местностях, не входивших в район театра военных действий, органами военной цензуры былиГлавная военно-цензурная комиссия при главном управлении генерального штаба,местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры .

Большая роль в обнаружении нарушения постановления отводилась жандармам иполиции .

Виновные в нарушении правил о военной цензуре привлекались к суровой уголовной ответственности.

Все местности России, не находившиеся на военном и осадном положении, согласно указу от 24 июля 1914 г. о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности были объявлены на положении чрезвычайной охраны .

28 июля 1914 г. был издануказ , установившийправила , которыми Россия руководствовалась во время войны.Подданные воюющих против России странбыли ограничены в своей правоспособности и дееспособност и, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей.

1 сент. 1916 г. царское правительство издалоПоложение , по которомуминистерство внутренних дел или лицо, им уполномоченное, получилоправо закрывать любое народное собрание или собрание общественных организаций , их комитетов и иных исполнительных органов. Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революционных организаций.

Таким образом, провозглашенные в Манифесте 17 окт. 1905 г. свобода слова, печати, собраний и союзов всячески ограничивались царским правительством, а те, кто пытался воспользоваться ими, подвергались жестоким репрессиям .

Гражданское право . В годы войны царское правительство сочло возможным вмешательство в право частной собственности . Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов и фуража (продразверстка), вводился оборонный госзаказ , обязательное страхование морских судов и грузови фрахта от военной опасности.

Изменениям подвергся и статус физических лиц . Ограничивалось право распоряжением имуществом, т.е. серьёзно затрагивали собственнические отношения.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении; военнообязанным, призванным в действующую армию, разрешалосьрасторгать договоры найма квартир . Просроченные заклады этих лиц не могли продаваться с аукциона до конца войны.

Трудовое (фабричное) законодательство. В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов,ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации.

В 1915 г. Советом министров было изданоПоложение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы , а через некоторое время был опубликованперечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности . Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты. И кроме того, в то время на предприятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавляющее большинство рабочих.

В сфере финансового законодательства изменения произошли в первую очередь в системе налогообложения. У величивались прямые и косвенные налоги ,вводились новые. Были повышены налоговые ставки на землю, наследство, публичные увеселения и зрелища и т.д. Введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы.Увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин; повышалась квартирная плата, стоимость проезда в городском транспорте.

Таким образом, бремя новых налогов ложилось в основном на плечи трудящихся.

В уголовном праве ужесточилась ответственность за военные преступления (дезертирство, побег к неприятелю, поставки недоброкачественных товаров).

Процесс строился на основе чрезвычайного законодательства и стал достаточно упрощенным и сокращенным.

В 1903 г. вступило в действие новое Уголовное уложение . Новое Уложение четко делилось наОбщую и Особенную части .

В Общей части содержались понятия преступления, умысла, неосторожности, покушения, соучастия.

Преступление определялось в Уложении следующим образом: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания ». Если нет преступления, то нет и наказания «без указания на то в законе».

Преступления подразделялись на:

    тяжкие преступления,

    преступления

    и проступки.

Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее 10-летного возраста. Вменяемость субъектов в возрасте от 10 до 17 лет могла ограничиваться.

Упростилась система наказаний , которые стали делиться на:

  • дополнительные и

    заменяющие.

Сохранялась публичная смертная казнь (через повешение), но она не применялась к лицам моложе 17 и старше 70 лет. Каторга была бессрочной или срочной (от 4 до 15 лет), ссылка назначалась бессрочно, но могла быть прекращена за примерное поведение.

В крепость могли заключить на срок до 6 лет, тюрьму – до 2 лет, арестовать – до 6 месяцев, поместить в исправительный дом – до 8 лет.

Особенная часть включала в основном нормы, предусматривающие ответственность за религиозные и должностные преступления .

Вводилось в действие Уложение постепенно.

Законом 1904 г. были введены в действие статьи о бунте против верховной власти, о государственной измене, о смуте, о противодействии правосудию. За эти преступления полагалась, как правило, смертная казнь или каторга .

В дальнейшем была установлена повышенная уголовная ответственность за изготовление, хранение и сбыт взрывчатых веществ с целью совершения антиправительственных действий (каторжные работы), за «возбуждение вражды между классами населения, хозяевами и рабочими или возбуждение рабочих к устройству или продолжению стачки» (заключение в исправительный дом или крепость).

Была повышена уголовная ответственность за революционную пропаганду среди военнослужащих. Закон от 18 авг. 1906 г . предусматривал за это каторгу или ссылку на поселение.

Привлекались к уголовной ответственности лица, виновные в организации публичных собраний без разрешения полиции, в организации союзов, преследующих политические цели, в издании книг и брошюр с нарушением цензурных правил.

Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены изменения и дополнения вВоинский устав о наказаниях 1869 г. По этому закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока.

В обстановке растущего революционного движения в армии 12 января 1916 г. был принятуказ об изменении Воинского устава о наказаниях за дезертирство ,самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, который ужесточал уголовную ответственность за эти виды преступлений. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

Таким образом, Первая мировая война не внесла принципиальных и даже существенных изменений в механизм государства и право Российской империи. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь надстраивали громоздкий аппарат, часто работавший вхолостую. В годы войны возросло влияние буржуазии на государственное управление, активизировалось сращивание монополий с государством. Буржуазия все активнее стремилась к политической власти.

В годы войны обострились и всякого рода противоречия - между трудом и капиталом, борьба крестьян за землю, национальные конфликты. В стране назревала революционная ситуация.

В рассматриваемый период главным источником права становится закон. По своему содержанию законы делились на:

Предписывающие;

Восполнительные.

По пространству действия законы делились на:

Общие - действовавшие на всей территории государства;

Местные - действовавшие на определенной части государства;

Особенные - действовавшие в отношении определенной категории дел;

Специальные - действовавшие в отношении особых групп лиц.

Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования. Если в законе не указывался срок вступления его в законную силу, то он определялся моментом получения на данной территории листа сенатского издания Собрания узаконений и распоряжений правительства.

В систему источников права данного периода стали включаться постановления Совета министров и мнения Государственного совета. Эти нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех исполнительных органов.

Совет министров также издавал положения и указы. Первые носили правоустанавливающий характер и определяли структуру, функции органов власти и управления. Вторые были направлены на реализацию конкретных правовых действий.

В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики.

Получило развитие понятие юридического лица. Определялись виды юридических лиц:

Публичные - казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления;

Частные - соединения (общества, товарищества) и учреждения.

Для образования юридического лица требовалось соглашение нескольких лиц, утверждаемое в концессионном или явочном порядке, т. е. утверждаемое представителями органов власти или путем регистрации.

Товарищества подразделялись на полное, на вере и акционерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества.

В годы первой мировой войны в сфере экономических отношений применялись чрезвычайные меры: использование военно-промышленными комитетами административных методов регулирования, контролирование деятельности государственных хозяйственных структур особыми совещаниями, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции, ограничения на совершение сделок с некоторыми товарами и др.

Характерной особенностью в области судебного права является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок заключения.

С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз будущего арбитража - административная юстиция.

В годы первой мировой войны в районах, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться военно-полевые суды, для которых характерны следующие черты: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Существенное влияние на развитие права оказала I мировая война. С объявлением войны 50 губерний России были переведены на военное положение, а остальные - на положение чрезвычайной охраны.

Это означало, что власть на местах переходила в руки военного ведомства.

Со дня объявления войны, т. е. с 20 июля 1914 года была установлена военная цензура, которой подлежали произведения печати, почтовые отправления и телеграммы, тексты речей и докладов. Летом 1915 года был установлен перечень сведений, за разглашение которых устанавливалась такая же уголовная ответственность, как за измену. К ним приравнивалась информация о демонстрациях и стачках.

В связи с войной судопроизводство было переведено на рельсы военного времени. Был изменен IУ раздел военно-судебного устава. В главе "О судопроизводстве" устанавливалось, что военно-судебная власть в районе военных действий принадлежит военному суду или кассационному присутствию. Подсудности военно-полевых судов подлежали лица, принадлежащие к армии, жители оккупированных областей неприятеля, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении и военнопленные.

Во время войны были приняты ряд законодательных актов, продиктованных условиями военного времени.

В июле 1914 года устанавливается уголовная ответственность за нарушение военно-судовой повинности, а позднее - за умышленное членовредительство с целью уклонения от службы.

Еще в ХIХ в. была установлена уголовная ответственность:

· за преднамеренное повышение цен на продовольствие;

· за повышение или понижение цен в ущерб третьим лицам.

В этот период эти статьи применялись против крупного капитала и носили характер "антимонополистического законодательства".

Весной 1915 года была установлена уголовная ответственность за уклонение от государственных заказов. С лета 1915 года устанавливается уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, позднее - за нарушение запретительных законов в торговле и промышленности иностранными подданными, за взятие и промедление в выполнении госзаказов.

Несмотря на попытки царизма придать экономической политике репрессивный характер, преступления в торгово-промышленной сфере продолжали процветать. Уголовные дела по ним, как правило, до судебного разбирательства не доводились.

Интенсивная законодательная деятельность правительства отразилась и на праве собственности, причем наиболее существенные изменения происходили в торгово-промышленном законодательстве.

В период империализма собственность эксплуататорских классов была представлена в форме капиталистической и феодально-помещичьей. Активное распространение получило буржуазное землевладение, которое к 1916 году составило 1/3 всех сельскохозяйственных угодий.

Собственность определялась как установленная гражданскими законами власть исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. Такое определение полностью соответствовало буржуазному характеру собственность, в то же время было гарантией охраны собственности землевладельцев. Права собственников земли распространялись как на поверхность, так и недра земли.

Основные принципы права собственности в период мировой войны остались неизменными, но в условиях войны принцип частной собственности вступал в противоречие с общегосударственными интересами, что вынудило государство вмешиваться в прерогативы собственника. Кроме того, для государственно-монополистического капитала характерны ограничение прав собственника государством.

Практиковалась принудительное сокращение собственности на движимое и недвижимое имущество.

Имели место обмен или выкуп земель на строительство железных дорог.

Практиковалась реквизиция сырья и материалов (законодательство предусматривало, что любые товары и механизмы могли быть изъяты у собственника, если этого требовали интересы государства, на практике эти меры осуществлялись по максимальной стоимости).

В отношении малоперспективных частно-капиталистических предприятий применялся секвестр временное изъятие их у собственников и передача в распоряжение государственной администрации.

Следует отметить, что все эти мероприятия осуществлялись в условиях сильного сопротивления буржуазии против покушения на их собственность.

Обязательственное право получило дальнейшее развитие в торгово-промышленной сфере. Развивались такие виды договоров, как договоры страхования, перевозки по железным дорогам, усложнялись биржевые сделки. Закреплялись правовые понятия: акция, фирма, товарный знак и т. д.

Буржуазный принцип свободы договоров допускал любые отклонения от действующих правил, кроме запрещенных законом.

На войне потребовалось вмешательство государства в договорно-хозяйственные связи. Если все воюющие страны широко применяли мораторий договоров, регулируя свободу товарооборота и рынка, то Россия заморозила лишь вексельные отношения. Минимальные ограничения обязательственно-правовых отношений укрепило позиции монополистической буржуазии.

Вместе с тем, с сентября 1914 года оборонные предприятия получали принудительные гос. заказы переходили под контроль государства. Свобода поставки сырья и материалов была ликвидирована, запрещены сделки с представителями других стран на все категории товаров и сырья.

С образованием особых совещаний появилась возможность прямого воздействия на хозяйственную жизнь. Был поставлен вопрос о полном запрещении рыночных сделок на топливо и ряд дефицитных товаров. Но ни в какой период, даже когда положение было особо критическим, государству не удалось установить ограничения на обмен государственной монополии на товары и сырье.

Буржуазия пользовалась свободой товарооборота и строило договорные отношения на основе собственных интересов.

Таким образом, на развития гражданского права существенное влияние оказали I мировая война и развивающиеся капиталистические отношения. В условиях войны царизм вмешивается в прерогативу собственника, что вызывает сильное противодействие со стороны буржуазии.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Изменения в области права в период Первой мировой войны

С началом войны была издана серия правовых актов, направленных на приспособление государственного аппарата к военным условиям.

Были внесены изменения в административное законодательство .

В день объявления войны царским указом было введено Временное положение о военной цензуре. Органы цензуры предусматривались как в местностях театра военных действий, так и вне их. Министру внутренних дел было предоставлено право запрещать во время войны сообщение в речах и докладах, произносимых в публичных собраниях, сведений, касающихся внешней безопасности России, состояния ее вооруженных сил. Виновные в нарушении Положения о цензуре должны были привлекаться к судебной ответственности и подлежали заключению в тюрьму.

24 июля 1914 г. был издан Указ, согласно которому все местности Российской империи, не находившиеся на осадном и военном положениях или на положении чрезвычайной охраны, объявлялись в состоянии чрезвычайной охраны с расширением прав губернаторов и военных властей в местном управлении.

Указ 28 июля 1914 г. устанавливал правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд их в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей.

В области гражданского права издается большое количество указов, положений и других актов, диктуемых условиями военного времени. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья. Все промышленные предприятия обязывались в первую очередь выполнять военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Ужесточалось финансовое законодательство . Были увеличены прямые и косвенные налоги, повышен налог на землю и наследство, на зрелища, повышены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин, введены налоги на лиц, освобожденных от воинской повинности.

В ноябре 1916 г. было принято постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки.

Значительные изменения были внесены в трудовое законодательство . Сокращалось время отдыха рабочих, увеличивался рабочий день в промышленности, допускалось применение женского и детского труда в промышленности и на транспорте. Во время войны широко применялся принудительный труд, в частности производилось прикрепление к заводам военнообязанных.

Ужесточалось уголовное законодательство . Законом от 14 ноября 1914 г. военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию (вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока).

Ужесточалась уголовная ответственность за дезертирство. Указом 12 января 1916 г. виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от четырех до 20 лет или бессрочно либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы . При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат .

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато создание влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства , например о поставках и подрядах по заказам казны, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота и т.д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по ним.

По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов. Юридически военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями. Буржуазия пыталась выдать их за общенародные и с этой целью решила организовать при комитетах рабочие группы и тем самым вовлечь рабочих в активную работу на войну. Развернув кампанию по выборам в рабочие группы, буржуазия надеялась подчинить своему влиянию рабочий класс, отвлечь его от революционной борьбы, создать видимость классового мира.

Меньшевики и эсеры пропагандировали идею участия рабочих в военно-промышленных комитетах. Большевики решительно выступили против этой идеи и призывали рабочих бойкотировать военно-промышленные комитеты.

Классовый характер военно-промышленных комитетов как органов империалистической буржуазии проявился и в их борьбе за милитаризацию промышленности и усиление эксплуатации рабочих. 1-й съезд представителей военно-промышленных комитетов, проходивший в 1915 г., рекомендовал правительству ввести военное положение и отменить ограничения, касающиеся продолжительности рабочего дня и использования труда женщин и подростков на предприятиях, выполняющих военные заказы. Царское правительство удовлетворило эти требования.

Изменения в системе судебных органов. Война вызвала изменения в системе судебных органов и порядке их деятельности. Законом от 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава "О суде в военное время", в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.

Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие , лица, состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.

Право

Административное законодательство . В первый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. В районе военных действий военную цензуру осуществляло командование армий и военных округов. В местностях, не входивших в район театра военных действий, органами военной цензуры были Главная военно-цензурная комиссия при Главном управлении генерального штаба, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры. Наряду с органами военной цензуры сохранялся прежний административный надзор как за типографиями, так и за книжными магазинами. Во Временном положении о военной цензуре подчеркивалось, что военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Большая роль в обнаружении нарушений постановления отводилась жандармам и полиции. Виновные в нарушениях правил о военной цензуре привлекались к суровой уголовной ответственности .

Все местности России, не находившиеся на военном и осадном положении, согласно Указу от 24 июля 1914 г. о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности, были объявлены на положении чрезвычайной охраны.

28 июля 1914 г. был издан Указ, установивший правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности , могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд этих лиц в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей. Торговые суда неприятельских государств , застигнутые в русских портах, задерживались, а строящиеся для иностранцев суда, предназначавшиеся для обращения в военные, подвергались конфискации . Указ предписывал на основах взаимности соблюдать международные договоры о поведении воюющих государств, а также о правах и обязанностях нейтральных государств.

1 сентября 1916 г. царское правительство издало Положение, по которому Министерство внутренних дел или лицо, им уполномоченное, получило право закрывать любое народное собрание или собрание общественных организаций, их комитетов и иных исполнительных органов. Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революционных организаций.

Финансовое законодательство . В период войны царское правительство увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые. Был повышен налог на землю и наследство, на зрелища; введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы; увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин.

Гражданское право . В военное время были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности . Вводилась гужевая и автомобильная повинности. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды). Все промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении ; военно-обязанным, призванным в действующую армию, разрешалось расторгать договоры найма квартир. Просроченные заклады этих лиц не могли продаваться с аукциона до конца войны. Было введено страхование морских судов, грузов и фрахта от военной опасности.

Трудовое законодательство . В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации. В 1915 г. Советом министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины, а также дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты, поскольку на предприятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавляющее большинство рабочих.

Преступлений . Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни . Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств – Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали империалистические, захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империалисты.

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов России входили захват принадлежавших Турции Константинополя и проливов из Черного моря в Средиземное – Босфора и Дарданелл, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела ряд успешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость России, обнаружившийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряжения обусловили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческие потери.

Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокие прибыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья и выгодных военных поставок, а также отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Стремление к достижению этих целей определяло внутреннюю и внешнюю политику царизма и активную поддержку буржуазией и помещиками ведения войны. Они развернули широкую пропагандистскую кампанию, стремясь убедить массы, что война носит оборонительный характер и ведется ради защиты своего Отечества и братьев-славян. Шовинистические настроения в начале войны охватили все слои буржуазии, помещиков, значительную часть интеллигенции, студенчества, даже крестьянства.

Во всех странах буржуазные партии призывали народ поддерживать войну. Почти все западные социалистические партии, вопреки интересам трудящихся, тоже выступили за ведение войны. Большевистская партия была единственной из всех партий, которая активно выступила против войны, в том числе с трибуны Государственной думы, за что ее думская фракция была подвергнута репрессиям.

Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяйство начало разрушаться. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительное сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. В свою очередь, кризис в промышленности и сельском хозяйстве отрицательно отразился на боеспособности царской армии. Первая империалистическая война усилила революционную борьбу в стране.

В России, как и в других воюющих странах, возникла революционная ситуация. Обострение ее вызывалось нуждой и бедствиями народных масс, гибелью тысяч и тысяч солдат на фронтах. Бедственное положение рабочего класса и трудящегося крестьянства усугублялось ужесточением политического режима, а в национальных районах России и национальным гнетом. В широких народных массах все больше росло недовольство войной и политикой царизма. В стране нарастал революционный подъем. На заводах и фабриках непрерывно вспыхивали забастовки. С начала войны по февраль 1917 г. в России произошло 2,5 тыс. забастовок, в которых приняли участие более 2,5 млн. человек. Обнищание и разорение, вызванные войной, активизировали революционные выступления крестьян против помещиков и кулаков.

Подъем революционного движения в стране ярко свидетельствовал о назревании новой буржуазно-демократической революции в России. Царское правительство и буржуазия искали выход из сложившейся ситуации. Чтобы предотвратить революцию, царизм начал тайные переговоры с Германией о сепаратном мире. Буржуазия России, поддержанная англо-французскими и американскими империалистами, стремилась выйти из революционного кризиса путем смены царя, что дало бы ей возможность взять власть. Оба этих заговора были разрушены разразившейся в феврале 1917 г. второй российской буржуазно-демократической революцией.

§ 1. Общественный строй

В период Первой мировой войны существенных изменений в правовом положении социальных групп не произошло. Как и раньше, царизм опирался на дворянство, которое удерживало основные позиции в экономике и политике, хотя постепенно их теряло. В условиях развивающегося капитализма, нарастания классовой борьбы царизм вынужден был идти на союз с буржуазией в борьбе против революционных масс, возглавляемых пролетариатом. Еще один шаг по этому пути был сделан во время войны. Развитие капитализма в России все более укрепляло экономическое господство буржуазии. Война также содействовала обогащению буржуазии, которая наживалась на военных поставках. Однако царизм, будучи диктатурой дворянства, усиливал традиционные методы укрепления своего положения, бдительно охранял привилегии класса помещиков.

Обладая экономическим господством, буржуазия по-прежнему не имела той политической власти, которой так добивалась. Однако, страшась подъема революционного движения народных масс, она хотела преобразовать общественные отношения не революционным путем, а реформами, которые укрепили бы существующий строй ценой некоторого ограничения самодержавия. Лидеры буржуазных партий стремились к союзу с царизмом, видя в нем сильную власть, способную подавить пролетариат, и желая только разделить политическую власть с помещиками. Они придерживались давнего требования русской буржуазии о создании ответственного перед Государственной думой правительства и проведении еще некоторых весьма умеренных изменений, нисколько не посягавших на незыблемость монархии. Но царизм не пошел даже на эту уступку. Буржуазия была допущена только к участию в помощи фронту. Самодержавие в начале войны старалось не привлекать частнокапиталистические предприятия для военных нужд, так как не хотело усиления роли буржуазии в военной экономике, ибо это могло повлиять на увеличение ее политических претензий. Но банкротство военного ведомства вынудило царизм разрешить буржуазии участвовать в снабжении фронта.

В условиях усиления политического и социального угнетения значительные изменения произошли в положении рабочего класса. Неспособность царизма произвести планомерную перестройку промышленности на военный лад, слабые потенциальные возможности казенных предприятий и стремление капиталистов нажиться на военных заказах привели к тому, что в производстве продукции для армии главная роль перешла к частным капиталистическим предприятиям. Охраняя и защищая интересы буржуазии, царизм отменил действие ряда норм о фабрично-заводском труде, чем полностью развязал руки заводчикам и фабрикантам в эксплуатации и ограблении рабочего класса. Наряду с этим царизм шел в наступление на экономические и политические права рабочих, запрещая стачки, ликвидируя профсоюзы, ограничивая деятельность больничных касс. Были удовлетворены требования буржуазии о введении военного режима на предприятиях. Рабочие фактически лишались всех прав, не могли переходить с предприятия на предприятие, отказываться от сверхурочных работ, предъявлять какие-либо требования администрации. Рабочий день на многих предприятиях достигал 15 – 16, а иногда и 18 часов. При возросшем рабочем дне условия техники безопасности даже по сравнению с предвоенным временем ухудшились. Законодательство о технике безопасности не соблюдалось. Выработанные в 1913 г. Правила о мерах безопасности работ в заведениях фабрично-заводской промышленности подлежали введению лишь в 1916 г., однако в условиях военного времени так и не были введены. По сути, в годы войны никакой охраны труда не существовало.

Внутренняя экономическая политика царизма вела к дальнейшему ухудшению положения рабочего класса. Ежегодно косвенные налоги повышались не менее чем вдвое, значительно возросли прямые налоги. Реальная заработная плата из-за резкого повышения цен на продукты и товары первой необходимости непрерывно падала. Капиталисты в период войны осуществляли и активное наступление на политические права рабочих. Ярким свидетельством этого являются разработанные в 1915 г. Общерусским совещанием заводчиков, фабрично-заводской инспекции и полиции Правила о предупреждении и решительном подавлении стачек.

Война значительно ухудшила и положение крестьянства. Главные тяготы войны были возложены на плечи бедных и средних крестьян, и одновременно создавались условия для обогащения кулачества. Обстановка в деревне была тяжелой и в связи с тем, что большинство солдат были взяты из крестьян.

§ 2. Изменения в государственном аппарате

Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения из феодальной монархии в буржуазную.

Государственная Дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного Закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Большевистская фракция разоблачала империалистический характер войны и вела революционную работу среди трудящихся. Через три месяца после начала войны ее члены были обвинены в государственной измене, арестованы, а затем осуждены и высланы на вечное поселение в Туруханский край.

Государственная Дума поддерживала царское правительство в ведении войны, одобрила законопроекты о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на укрепление царизма. Несмотря на то что все предложения, вносившиеся в Думу царским правительством, ею одобрялись, IV Дума созывалась царем нерегулярно. По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в соответствии со ст. 87 Основных законов Российской империи 1906 г. в обход Думы. Лидеры помещичье-буржуазных фракций, которых беспокоила опасность срыва колонизаторских планов русской империалистической буржуазии, пытались повлиять на политику царизма, добиться создания ответственного перед Думой правительства.

Стремление Думы к созданию правительства, подконтрольного и подотчетного ей, нормально для всякого государства XX в. Исполнительная власть должна зависеть от законодательной. Этого упорно не хотел признавать царь, ненавидевший Думу и надеявшийся реставрировать самодержавие.

В августе 1915 г. лидеры буржузано-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению. Основным требованием блока было создание не только "министерства доверия", но и ответственного перед Думой правительства. Буржуазия пыталась добиться от царя уступок, надеясь, что ее представители в решении государственных дел смогут довести войну до победного конца и не допустят революции.

Особые совещания. Аппарат мирного времени оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания, которые состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.

Местными органами особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.

Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем его являлся военный министр, в состав входили: председатели Государственного совета, Думы, по девять членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от министерств – морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности, государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по одному представителю от Всероссийского земского и городского союзов и четыре представителя от Центрального военно-промышленного комитета.

В компетенцию Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства входили высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и предприятий такого назначения, распределение заказов между заводами.

Если последнюю функцию – распределение заказов – выполняло Особое совещание, то все остальные должны были реализовывать фактически его уполномоченные. На местах уполномоченными Особого совещания по обороне были созданы местные совещания для обсуждения мероприятий и вопросов, входящих в круг ведения этого Особого совещания. В состав местного совещания входили представители местных организаций Всероссийского земского и городского союзов, местного военно-промышленного комитета и ряд лиц по усмотрению уполномоченного.

Регламентация прав местных уполномоченных Особого совещания по обороне была уточнена Правилами о порядке действия местных уполномоченных, назначенных председателем Особого совещания, и о состоящих при них районных заводских совещаниях от 10 сентября 1915 г. В соответствии с этими Правилами уполномоченные Особого совещания и их заместители были назначены не только в губернские города, но и в крупные промышленные центры с организацией при них заводских совещаний. Район деятельности каждого заводского совещания был определен председателем Особого совещания.

Такая структура органов особых совещаний была общей. Социальный состав и деятельность этих органов обеспечивали выполнение задач, поставленных самодержавием.

Особые совещания явились формой вовлечения представителей монополистической буржуазии во все звенья учетно-регистрационного аппарата царизма, сращивания финансового капитала с правительственным аппаратом.

Расширение прав губернаторов и военных властей в местном управлении. Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Их полномочия и взаимоотношения определялись Положением о полевом управлении войск и особыми Правилами о местностях, объявленных на военном положении. В период Первой мировой войны в стране действовало чрезвычайное законодательство конца XIX в. С введением военного положения управление губернией сосредоточивалось в руках главнокомандующего, получавшего значительно более широкую компетенцию, чем компетенция органов управления в условиях усиленной и чрезвычайной охраны.

Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора очень широкие права – административные, полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления по вопросам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тыс. руб. за нарушение этих постановлений.

Применение изданных генерал-губернаторами норм об ответственности за нарушение обязательных правил и постановлений осуществляли непосредственно сами генерал-губернаторы либо по их поручению губернаторы, градоначальники либо обер-полицмейстеры.

По собственному усмотрению генерал-губернатор изымал из подсудности для решения своей властью в административном порядке дела о преступлениях и проступках, мера наказания по которым не должна была превышать трех месяцев тюремного заключения либо 3 тыс. руб. штрафа. Однако этим репрессивные функции генерал-губернатора не ограничивались. Он имел право: передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о всяких преступлениях, предусмотренных общими уголовными законами, для осуждения виновных по законам военного времени и особым правилам; исключать из общей подсудности категории дел о целых родах преступлений и проступков с передачей этих дел в производство военного суда; требовать рассмотрения при закрытых дверях в судах гражданского ведомства судебных дел, публичное слушание которых "может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка", и рассмотрения дел о государственных преступлениях или в указанном выше порядке, или с особыми ограничениями; окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел.

Расширение административной компетенции генерал-губернаторов состояло в праве: воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания; делать распоряжения о закрытии всяких торговых и промышленных заведений на срок или на все время военного положения; разрешать чрезвычайные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных и городских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения этих собраний; приостанавливать периодические издания на все время объявленного военного положения; закрывать учебные заведения на срок до одного месяца, а с разрешения командующего армией – и на все время военного положения с сообщением о том надлежащему начальству учебного заведения; воспрещать отдельным лицам пребывание в местностях, объявленных на военном положении; высылать отдельных лиц во внутренние губернии; устранять от должности на время объявленного военного положения чиновников всех ведомств.

Военные власти и генерал-губернаторы пользовались правом подчинять по гражданскому управлению некоторые из местностей, объявленных на военном положении, специально назначенным лицам. Губернаторы и градоначальники имели право при замещении всех вообще должностей по земским, городским и судебно-мировым учреждениям изъявлять свое несогласие на такое замещение, если лицо, предложенное на открывшуюся вакансию, представлялось им неблагонадежным. В таком же порядке подлежали увольнению с должностей в указанных учреждениях лица, заподозренные в неблагонадежности.

Для рассмотрения уголовных дел, переданных в военные суды генерал-губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение должны были производиться в военных судах по правилам, установленным Военно-судебным уставом.

Наряду с расширением административных полномочий местных губернских органов управления, полиции и суда введение военного положения означало установление широких прав военных властей. Положение 1892 г. "О местностях, объявленных на военном положении" устанавливало, что с введением военного положения направление действий по охране государственного порядка и общественного спокойствия переходит к военным властям.

Командующий армией уполномочивался: воспрещать удаляться из места жительства таким лицам, которых по их знанию, ремеслу или занятию предполагается привлечь к работам для достижения целей войны; назначать общие и частные реквизиции; воспрещать вывоз необходимых для работ орудий и материалов, а также продовольственных и перевозочных средств, фуража, дров и тому подобных предметов, могущих потребоваться для войны; распоряжаться об уничтожении строений и истреблении всего, что может затруднить движение или действие войск. Более того, командующий армией уполномочивался на принятие для охраны государственного порядка или успеха ведения войны любых мер, не предусмотренных законом.

Чрезвычайное законодательство конца XIX в. составило юридическую основу расширения репрессивной компетенции высшей и местной администрации и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. В ходе войны был издан и ряд актов, которые расширяли компетенцию военных властей по различным вопросам, в том числе в области судопроизводства.

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато создание влиятельной организации буржуазии – военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, например о поставках и подрядах по заказам казны, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота и т.д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по ним.

По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов. Юридически военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями. Буржуазия пыталась выдать их за общенародные и с этой целью решила организовать при комитетах рабочие группы и тем самым вовлечь рабочих в активную работу на войну. Развернув кампанию по выборам в рабочие группы, буржуазия надеялась подчинить своему влиянию рабочий класс, отвлечь его от революционной борьбы, создать видимость классового мира.

Меньшевики и эсеры пропагандировали идею участия рабочих в военно-промышленных комитетах. Большевики решительно выступили против этой идеи и призывали рабочих бойкотировать военно-промышленные комитеты.

Классовый характер военно-промышленных комитетов как органов империалистической буржуазии проявился и в их борьбе за милитаризацию промышленности и усиление эксплуатации рабочих. 1-й съезд представителей военно-промышленных комитетов, проходивший в 1915 г., рекомендовал правительству ввести военное положение и отменить ограничения, касающиеся продолжительности рабочего дня и использования труда женщин и подростков на предприятиях, выполняющих военные заказы. Царское правительство удовлетворило эти требования.

Изменения в системе судебных органов. Война вызвала изменения в системе судебных органов и порядке их деятельности. Законом от 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава "О суде в военное время", в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.

Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица, состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.

§ 3. Право

Война вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в административное, финансовое, трудовое законодательство, гражданское, уголовное право.

Административное законодательство. В первый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. В районе военных действий военную цензуру осуществляло командование армий и военных округов. В местностях, не входивших в район театра военных действий, органами военной цензуры были Главная военно-цензурная комиссия при Главном управлении генерального штаба, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры. Наряду с органами военной цензуры сохранялся прежний административный надзор как за типографиями, так и за книжными магазинами. Во Временном положении о военной цензуре подчеркивалось, что военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Большая роль в обнаружении нарушений постановления отводилась жандармам и полиции. Виновные в нарушениях правил о военной цензуре привлекались к суровой уголовной ответственности.

Все местности России, не находившиеся на военном и осадном положении, согласно Указу от 24 июля 1914 г. о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности, были объявлены на положении чрезвычайной охраны.

28 июля 1914 г. был издан Указ, установивший правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд этих лиц в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей. Торговые суда неприятельских государств, застигнутые в русских портах, задерживались, а строящиеся для иностранцев суда, предназначавшиеся для обращения в военные, подвергались конфискации. Указ предписывал на основах взаимности соблюдать международные договоры о поведении воюющих государств, а также о правах и обязанностях нейтральных государств.

1 сентября 1916 г. царское правительство издало Положение, по которому Министерство внутренних дел или лицо, им уполномоченное, получило право закрывать любое народное собрание или собрание общественных организаций, их комитетов и иных исполнительных органов. Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революционных организаций.

Финансовое законодательство. В период войны царское правительство увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые. Был повышен налог на землю и наследство, на зрелища; введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы; увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости – сахар, спички, керосин.

Гражданское право. В военное время были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинности. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды). Все промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении; военно-обязанным, призванным в действующую армию, разрешалось расторгать договоры найма квартир. Просроченные заклады этих лиц не могли продаваться с аукциона до конца войны. Было введено страхование морских судов, грузов и фрахта от военной опасности.

Трудовое законодательство. В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации. В 1915 г. Советом министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины, а также дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты, поскольку на предприятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавляющее большинство рабочих.

Уголовное право. Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены изменения и дополнения в Воинский устав о наказаниях 1869 г. По этому Закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока.

В обстановке растущего революционного движения в армии 12 января 1916 г. был принят Указ об изменении Воинского устава о наказаниях относительно дезертирства, самовольной отлучки и уклонения от несения военной службы, который ужесточал уголовную ответственность за эти виды преступлений. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

Война внесла определенные изменения в государственный механизм и право Российской империи, однако эти изменения не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостом ходу. Вместе с тем в годы войны возросло влияние буржуазии на государственное управление, развивался процесс сращивания государства и монополий. Буржуазия рвалась к власти. Но в годы войны обострились и всякого рода противоречия, характерные для тогдашней России, – противоречия между трудом и капиталом, борьба крестьян за землю, национальные конфликты. В стране назрела революционная ситуация.