Вулкан 5 сигнал оповещения. Линия охраны

П Л А Н – К О Н С П Е К Т

ТЕМА: «Понятие ЧО и ЧС, сигналы оповещения личного состава ОВД при ЧО, ЧС».

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Дать личному составу академии необходимые теоретические знания по существующей системе законодательных и ведомственных актов и закрепить знания по правовым основам деятельности ОВД при возникновении ЧО.

2. Сформировать систему знаний, необходимых для эффективного управления подчиненными силами и средствами при возникновении ЧО.

Метод проведения: методическое занятие.

Дата и время: «___» ___________ 2013 г. в ___ч.

Место проведения :__________________

Служебная документация :

1. Приказ МВД России от 06 февраля 2012 г. №88 ДСП «О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

Учебный вопрос:

Вопрос №1: Понятие чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций, сигналы оповещения согласно требованиям приказа МВД России № 88-дсп.

Вопрос №2 : Сигналы оповещения при ЧО,ЧС.

Учебный вопрос № 1:Понятие чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций, сигналы оповещения согласно требованиям приказа МВД России № 88-дсп.

Под чрезвычайными обстоятельствами понимаются обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.



Чрезвычайная ситуация (обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей)

Учебный вопрос № 2: Сигналы оповещения при ЧО, ЧС

Сигналы оповещения при ЧО,ЧС являются едиными для органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России, объединений, соединений, воинских частей и высших учебных заведений профессионального образования внутренних войск МВД России.

Сигналы оповещения:

1. «ЭДЕЛЬВЕЙС»- Сбор личного состава, оперативного штаба ГУ МВД России: 1.1. «Набат»- на объектах воздушного транспорта; 1.2. «Вихрь»- на объектах водного транспорта; 1.3. «Сигнал»- на объектах железнодорожного транспорта; 1.4. «Тоннель»- на объектах метрополитена; 1.5. «Циклон»- на объектах автомобильного транспорта; 1.6. «Технология»- на объектах промышленности; 1.7.- «Молния»- на объектах топливно-энергетического комплекса; 1.8. «Атом»- на ядерных и радиационно-опасных объектах; 1.9. «Шторм»- на гидротехнических сооружениях; 1.10.- «Гроза»- на объектах органов государственной власти; 1.11. «Арсенал»- на военных объектах; 1.12. «Метель»- на объектах массового пребывания людей; 1.13. «Дипломат»- на объектах представительств иностранных государств.

Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности

2.«УРАГАН-1» Сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

3.«УРАГАН-2» Сбор личного состава, привлекаемого к освобождению заложников;

4.«УРАГАН-3» Сбор личного состава, привлекаемого к участию в освобождении лиц, захваченных в качестве заложников в учреждениях (на объектах) ФСИН России (Внутренние войска МВД России, как правило, не привлекаются);

5.«ВУЛКАН-1» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков (МБ) в населенных пунктах, лагерях вынужденных переселенцев (ЛВП), изоляторах временного содержания (ИВС) и других специальных учреждениях полиции (Внутренние войска МВД России к пресечению МБ в ЛВП, ИВС и спец. учреждениях полиции, как правило, не привлекаются);

6.«ВУЛКАН-2» Сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении массовых беспорядков в учреждениях ФСИН России (Внутренние войска МВД России, как правило, не привлекаются);

7.«ВУЛКАН-3» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению деятельности бандформирований;

8.«ВУЛКАН-4» Сбор личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);

9.«ВУЛКАН-5» Сбор личного состава, привлекаемого к оказанию содействия в розыске и задержании вооруженных и иных особо опасных преступников, совершивших побег из учреждений ФСИН России или при конвоировании;

10.«КРЕПОСТЬ» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Надзор за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется согласно Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 83. Данная Инструкция разработана в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Надзор в колониях - это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и персонала.
Осложнение обстановки в колониях может быть вызвано различными обстоятельствами и действиями осужденных, в частности:
- массовыми беспорядками;
- групповыми неповиновениями;
- хулиганскими действиями с участием больших групп осужденных;
- побегами осужденных;
- отказами от работы и приема пищи;
- нападениями на представителей администрации и других лиц;
- захватом заложников;
- стихийными бедствиями, пожарами и катастрофами с тяжкими последствиями.
В этих случаях сотрудники колонии принимают соответствующие меры к недопущению использования осужденными сложившейся обстановки в преступных целях. Действия сотрудников при осложнении обстановки (происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах), как правило, определяются планом действий при чрезвычайных обстоятельствах. Вводится усиленный вариант несения службы по надзору за осужденными.

При возникновении группового неповиновения или массовых хулиганских действий со стороны осужденных, сотрудники колонии немедленно докладывают об этом оперативному дежурному и принимают меры к пресечению противоправных действий в их начальной стадии, препятствуя вовлечению в них других осужденных и перерастанию групповых неповиновений в массовые беспорядки. Начальник колонии приводит в готовность имеющиеся силы и средства согласно плану действий при чрезвычайных обстоятельствах, а также резервы из числа сотрудников, экипированных специальными средствами, специалистов со служебными собаками, пожарные машины и другую необходимую технику.
При групповых неповиновениях осужденных и массовых беспорядках оперативный дежурный:
- немедленно докладывает о происшествии начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД, горрайоргана внутренних дел по месту дислокации колонии, информирует начальника караула;
- объявляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения по специальному сигналу "Вулкан-1";
- обеспечивает усиление надзора за поведением осужденных с привлечением всех лиц начальствующего состава, находящихся на территории колонии;
- прекращает движение осужденных между жилой, производственной зонами и изолированными участками; если неповиновение произошло в одном из изолированных участков, принимает меры к локализации конфликта. Обеспечивает контроль за транспортом, состоянием пожарной безопасности и обесточивает необходимые объекты;
- на месте происшествия оценивает обстановку, принимает меры к устранению причин и условий, способствующих ее осложнению, и удовлетворению, по возможности, законных требований осужденных. Обращается к осужденным с требованием прекратить неповиновение и разойтись по общежитиям, проводит разъяснительную работу до прибытия начальника колонии. Не желающим подчиняться предлагает пройти в сопровождении сотрудников в административное здание для выяснения обстоятельств происшествия;
- принимает меры к обеспечению безопасности персонала, осужденных и других лиц;
- из числа представителей администрации, а также положительно зарекомендовавших себя осужденных формирует наряды по охране подступов к ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, запираемым помещениям, штабу, медицинской части, столовой, а также другим объектам, где сосредоточены материальные ценности;
- при резком осложнении обстановки принимает меры по обеспечению сохранности служебной документации и, при необходимости, эвакуирует ее в караульное помещение;
- дает указание о приведении в состояние боевой готовности личного состава ведомственной пожарной команды и пожарной техники;
- организует оказание медицинской помощи пострадавшим;
- по прибытии начальника колонии, его заместителя действует по их указанию.
Оценив обстановку, начальник колонии докладывает начальнику территориального органа УИС о происшествии, обращается к осужденным (по радио или иным способом) с требованием прекратить противоправные действия и принимает меры к недопущению перерастания группового неповиновения в массовые беспорядки. Силами сотрудников обеспечивает локализацию изолированного участка, где возникло неповиновение.
Если отдельные осужденные не выполняют этого требования и продолжают совершать противоправные действия, принимает решительные меры по пресечению этих действий путем ввода на объект сотрудников колонии, лично ставит задачи старшим групп, вводимых на объект, руководит их действиями. При этом дежурной смене придаются специалисты со служебными собаками. При пресечении неповиновения осужденных, по решению старшего оперативного начальника, могут применяться меры безопасности, предусмотренные законом. Сотрудники колонии принимают меры по рассредоточению осужденных, обеспечивают изъятие и изоляцию организаторов и активных участников неповиновения (хулиганских действий).
В случае, если указанные выше меры оказались безрезультатными и действия осужденных переросли в массовые беспорядки, по решению старшего оперативного начальника проводится специальная операция. Порядок организации и проведения специальной операции определен Инструкцией по планированию действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, утвержденной Приказом Минюста России от 14 января 2002 г. N 8 дсп.

При поступлении сообщения о захвате заложников оперативный дежурный:
- немедленно направляет группу лиц из состава дежурной смены для пресечения захвата, затем докладывает об этом начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД, информирует начальника караула по охране объекта;
- осуществляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения;
- блокирует имеющимися в наличии силами место происшествия, организует наблюдение за поведением преступников с целью определения их численности, вооружения;
- выяснив обстановку, вступает в переговоры с преступниками, уточняет их требования, удовлетворяет законные из них и предлагает прекратить противоправные действия;
- если эти меры положительных результатов не дали, продолжает вести переговоры; одновременно готовит группу захвата, определяет места ее укрытия, наиболее удобные для обезвреживания преступников;
- обеспечивает прибытие в район захвата заложников пожарной автомашины, которая может быт использована для оттеснения преступников от заложников струей воды из пожарного ствола.
Начальник колонии, оценив обстановку докладывает о случившемся своему старшему начальнику и прокурору. С осужденными, захватившими заложников ведет переговоры, выслушивает и уточняет их требования и условия, по возможности удовлетворяя законные. Уточняет наличие у осужденных оружия. Начальник колонии обязан разъяснить осужденным ответственность и последствия их противоправных действий, попытаться убедить их в целесообразности отказа от преступных намерений.
Совместно с командирами отряда специального назначения начальник колонии определяет варианты действий по освобождению заложников. Отдает своим заместителям, командиру отряда специального назначения распоряжение о подготовке сил и средств на случай действий по освобождению заложников с применением силы, специальных средств и оружия.
При безуспешности действий по освобождению заложников по решению и под руководством старшего оперативного начальника проводится специальная операция.

При получении сотрудниками, данных о побеге или в случае обнаружения признаков побега осужденного из охраняемого объекта (следы на КСП, нарушение охранной сигнализации, пролом в ограждении, подкоп, отсутствие осужденного на проверке), незамедлительно сообщают об этом оперативному дежурному.
При поступлении сигнала о побеге оперативный дежурный:
- немедленно сообщает начальнику караула и совместно с ним организует преследование, а затем докладывает о происшествии начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД и информирует дежурного горрайоргана внутренних дел по месту дислокации колонии;
- по указанию начальника колонии объявляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения;
- обеспечивает охрану места и следов побега;
- организует пофамильную проверку осужденных с целью точного установления лица, совершившего побег;
- дает указание о приведении в готовность транспортных средств;
- принимает меры к задержанию бежавшего (высылает оперативные группы для блокирования наиболее вероятных направлений его движения);
- при установлении осужденного, совершившего побег, дает указание сотрудникам отдела специального учета о подготовке установочных данных по его личному делу, организует тщательный обыск его рабочего и спального мест, изъятие всех личных вещей и переписки, а также выявление и опрос лиц, знавших отсутствующего осужденного;
- уточняет, когда и с кем были последние свидания бежавшего осужденного, от кого получал передачи, посылки, бандероли и его связи;
- при отсутствии видимых следов преодоления линии охраны проводит тщательный осмотр мест возможного укрытия, подземных сооружений и коммуникаций. Одновременно устанавливает, когда, куда и какие транспортные средства выходили с территории колонии, опрашивает лиц, работавших вместе с отсутствующим осужденным.
По прибытии начальника колонии, его заместителя докладывает о принятых мерах и действует по их указанию.
Начальник колонии организует розыск бежавшего осужденного в соответствии с планом действий при чрезвычайных обстоятельствах, требованиями Инструкции по охране ИУ и другими правовыми нормативными актами Минюста России и МВД России.

Николай Северин

Как передает «РБК-Пермь », Валерий Лебедев получил два строгих выговора в 2017 году, что поставило под сомнение возможность его дальнейшей службы по пятилетнему контракту. Проверки установили, что из-за ненадлежащего исполнения должностных обязанностей замначальника стали возможны особо тяжкие преступления: захват заложника в поселке Красный Берег Соликамского района и убийство женщины в пригороде Березников. Второй выговор Лебедев получил за побег заключенного из пермского СИЗО-1, который отбывал срок в отряде хозяйственной обслуги и находился на бесконвойном содержании.

Сообщается, что Лебедев, чтобы скрыть побег, позвонил начальнику СИЗО-1 и распорядился не информировать о ЧП дежурные части краевого управления ФСИН и ФСИН России. Сбор личного состава по сигналу «Вулкан 5» он назвал учениями. Беглеца удалось задержать через два дня на даче в микрорайоне Гайва, его этапировали в березниковскую колонию.

При этом замначальника ГУФСИН направил туда оперативника, который должен был передать, чтобы заключенный не давал объяснений о побеге.

В марте этого года ФСБ и Главное следственное управление СКР получили оперативные данные и возбудили уголовное дело в отношении Лебедева по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). ФСИН России 23 апреля отстранила полковника от должности из-за служебной проверки, а 31 июля приняла решение расторгнуть с ним трудовые отношения за нарушение условий контракта.

Однако на предварительном заседании в Мотовилихинском райсуде пояснили, что, несмотря на то что Лебедев уволен за нарушение условий контракта, это не означает автоматического прекращения с ним трудовых отношений. Начальник краевого ГУФСИН своим приказом не определил дату увольнения, так как Лебедев находится на больничном, пояснили представители ответчиков.

Расследование о злоупотреблении должностными полномочиями продлено до 28 сентября. На лингвистическую экспертизу направлена запись телефонного разговора Лебедева и начальника СИЗО-1.

Сам Лебедев утверждает, что не просил не докладывать о побеге, в СИЗО он был, но смотрел, как проводятся учения. Также замначальника подчеркнул, что после отстранения от должности получает денежное довольствие не в полном объеме — вместо 100 тысяч рублей 48 или меньше. На больничном он находится до 29 августа, так как перенес плановую хирургическую операцию.

«Лекции по дисциплине "Тактико-специальная подготовка. Организация конвоирования в уголовно-исполнительной системе"»

/ Уголовное право
Лекция,

Тема 5. Открытие плановых маршрутов конвоирования. Усиление службы. Действия личного состава караула при происшествиях
Учебные вопросы:



4.Действие личного состава караула при происшествиях. Действия начальника управления (отдела) по конвоированию при происшествиях

1. Порядок подачи заявок на конвоирование. Открытие плановых маршрутов конвоирования
Заявки на конвоирование направляются в:
1. МВД России, ФСБ России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Верховным Судом РФ - в Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России за 10 суток до начала конвоирования;
2. МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, территориальными органами ФСБ России и ФСКН России, прокурорами субъектов Российской Федерации (городов и районов, военными прокурорами округов и гарнизонов, судами субъектов Российской Федерации - в территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний России, не позднее:
- 15 суток - эшелонными караулами;
- 7 суток до начала конвоирования другими видами караулов.
Заявки на конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по плановым маршрутам должны поступать в управление (самостоятельный отдел) по конвоированию не позднее чем за 2суток до начала конвоирования, а по сквозным маршрутам не позднее чем за 5 суток до начала конвоирования.
Количество осужденных, указанных в заявке на конвоирование может быть уточнено органом-отправителем через территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний за сутки до начала конвоирования.
Заявки на конвоирование лиц, подлежащих срочной доставке к месту назначения, направляются одновременно в следственный изолятор (тюрьму) и управление (отдел) по конвоированию территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний.
В заявках на конвоирование из одних исправительных учреждений в другие указываются:
- количество осужденных, их характеристика (пол, вид режима, состояние здоровья), а на лиц, подлежащих изоляции друг от друга, склонных к побегу, злостных нарушителей режима, приговоренных к исключительной мере наказания - смертной казни, пожизненному заключению, иностранных граждан, лиц без гражданства и при конвоировании воздушным транспортом, кроме того, - фамилия, имя, отчество, год рождения, по какой статье осужден (обвиняется) и на какой срок;
- место нахождения осужденных и орган-отправитель, пункт назначения (станция, пристань, аэропорт) и орган-получатель, дата отправки и вид караула;
- пункт назначения (станция, пристань, аэропорт) и орган-получатель;
- дата отправки и вид караула.
К заявке на сквозное конвоирование прилагается документ, подтверждающий готовность органа-получателя принять осужденных.
При направлении с осужденными сопровождающего в заявке указываются - его должность, звание, фамилия и инициалы.
Территориальный орган ФСИН России при подготовке предложений на открытие планового маршрута определяет:
- маршрут движения, его начальный, конечный пункты и пункты, через которые он будет проходить;
- периодичность следования планового караула и номер поезда (рейс самолета, название теплохода) в передний и обратный путь;
- станции (аэропорты, пристани) и другие пункты, на которых будет производиться прием (сдача) осужденных, а также органы (учреждения) Федеральной службы исполнения наказаний и органы внутренних дел, выделяющие встречные караулы конвоирования).
Плановые маршруты устанавливаются с учетом:
1. соблюдения сроков проведения следственных мероприятий и содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в следственных изоляторах, ИВС органов внутренних дел;
2. выполнения задач по конвоированию минимальным количеством рейсов с максимальной загрузкой транспортных средств;
3. обеспечения конвоирования по кратчайшим направлениям с наименьшим числом пересадок в пути следования.
Территориальный орган ФСИН России на основании анализа специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам обязан готовить и направлять во ФСИН России по их совершенствованию в случаях:
1. средней квартальной загрузки спецвагона конвоируемыми лицами в пути следования менее 40%;
2. недостаточного количества поездок плановых караулов по железнодорожным маршрутам для обеспечения своевременного вывоза осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из следственных изоляторов и исправительных учреждений территориального органа ФСИН России при условии назначения для их вывоза в течение квартала более двух сквозных караулов по железнодорожным маршрутам.
На каждый плановый железнодорожный маршрут территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний совместно с центром специальных перевозок МВД России на железной дороге и управлением железной дороги обязан:
1) произвести расчет потребности специальных вагонов;
2) установить для специальных вагонов постоянные места, имеющие удобные подъезды к ним на автомобилях и обеспечивающие необходимые условия для надежной охраны осужденных при посадке и высадке;
3) определить места специальных вагонов в составе поездов;
4) разработать график технологической обработки специальных вагонов в начальном (конечном) пункте маршрута и в пунктах их переприцепки.
Для конвоирования по плановому водному или воздушному маршруту территориальный орган ФСИН заключает договор с соответствующими судоходствами, авиакомпаниями Россавиа, обслуживающими данный маршрут.
С введением в действие Свода расписаний (при изменении расписаний движения караулов по плановым маршрутам), начальник территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний представляет в ФСИН России по одному экземпляру маршрутных расписаний, а выписки из них высылает территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний и органам внутренних дел, от которых наряжаются встречные караулы (конвои).

2. Условия, при которых может быть введен режим особых условий (усиление службы). Порядок ввода режима особых условий.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации определяет, что при резком осложнении оперативной обстановки в одном или нескольких учреждениях УИС (при конвоировании), а также в районах их дислокации может вводиться режим особых условий.
Режим особых условий (усиление службы) в исправительных учреждениях может быть введен:
- получения приказа (распоряжения) вышестоящего начальника;
- получение данных о готовящемся побеге осужденных и лиц, содержащихся под стражей нападении на охраняемый объект, караул;
- в случаях возникновения в районе дислокации подразделений по конвоированию стихийного бедствия, введения чрезвычайного, особого, военного положения, а также введения в исправительном учреждении, обслуживаемом подразделением по конвоированию режима особых условий;
- проведении государственных праздников, широкомасштабных политических, общественных и иных массовых мероприятий в районе дислокации подразделения по конвоированию.
Система охраны при конвоировании несения службы часовыми по усиленному варианту предусматриваются планами охраны.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению директора федеральной службы исполнения наказаний России либо начальника территориального органа ФСИН России – на срок до 30 суток.
В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий, с обязательным докладом старшему начальнику и предоставления в течении суток письменного уведомления.
Решение начальника о введении усиления службы оформляется соответствующим приказом (распоряжением). При необходимости немедленного усиления службы по каналам связи передается сигнал (кодовое слово) с последующим направлением в течении суток письменного приказа (распоряжения) и докладом вышестоящему начальнику.
Усиление службы может прекращаться по истечении установленного срока решением должностного лица, которое вводило усиление службы, либо вышестоящего начальника, письменным приказом (распоряжением). В случае необходимости срочного прекращения усиления службы по существующим каналам связи передается сигнал (кодовое слово) с последующим письменным подтверждением в течении суток.
Контроль за своевременным введением (прекращением) усиления службы осуществляется по поручению должностных лиц принявших решение на усиление службы, соответствующими структурными подразделениями центральных, окружных и территориальных органов ФСИН, которые обязаны следить за передачей приказов, распоряжений к назначенному сроку. Обо всех случаях несвоевременного доведения задач до исполнителей, немедленно докладывать соответственно начальнику территориального органа ФСИН России.

3. Цели введения режима особых условий. Единые сигналы оповещения.
Режим особых условий вводится в целях:
1 защиты личной безопасности осужденных;
2 персонала исправительных учреждений и иных лиц;
3 обеспечения предусматриваемого законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем принятия экстренных мер для ликвидации массовых беспорядков или групповых неповиновении осужденных;
4 обеспечения нормального функционирования Исправительного учреждения (караула по конвоированию) в условиях внешней нестабильности природно-климатического или техногенного характера.
Режим особых условий в исправительном учреждении (при конвоировании) может быть введен по причинам (основаниям) внешнего по отношению к учреждению или внутреннего характера.
Внешними причинами, возникновение (наличие) которых обусловливает введение режима особых условий, являются:
- стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;
- введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения.
Внутренними причинами для введения особых условий являются: массовые беспорядки; групповое неповиновение осужденных, захват заложников и т.д..
К числу стихийных бедствий относятся: землетрясения, наводнения, ураганы и иные природно-климатические явления, ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан, и требующие проведения ремонтно-восстановительных и спасательных работ. Экстремальные ситуации техногенного характера возникают вследствие значительных аварии и катастроф (например, выход из строя реактора на АЭС, взрыв газопровода, разрыв нефтепровода с разливом нефтепродуктов и т. п.).
При введении чрезвычайного положения устанавливается особый правовой режим деятельности органов государственной власти; предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав, граждан и юридических лиц, а также возложение па них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение может вводиться как временная мера в соответствии с действующим законодательством исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя.
Особое положение может быть объявлено, например, в связи с введением на определенной территории режима прямого президентского правления, порядок введения которого должен быть определен соответствующим федеральным законом.
Военное положение вводится в случае непосредственной угрозы или прямой агрессии против Российской Федерации. Оно вводится в соответствии с Конституцией РФ на всей территории страны или в отдельных ее местностях Президентом Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Использование перечисленных ограничений при введении режима особых условий является вынужденной мерой. В конечном счете, все они направлены на обеспечение предусматриваемого законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.
С целью наиболее эффективного оповещения и сбора личного состава привлекаемого к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах установлены единые сигналы оповещения (Таблица 4).
Для передачи сигналов создается система оповещения, которая включает: схему оповещения, маршруты движения транспорта для сбора личного состава; карточки оповещения для посыльных; памятки оповещаемому личному составу с указанием его действии после получения сигнала.
На схеме оповещения показываются все имеющиеся каналы связи. Оповещается только личный состав, привлекаемый к выполнению задач. Оповещение может производиться с использованием систем циркулярной связи, автоматических систем оповещения (АСО), а также телефонной связи.
При отсутствии телефонной и радиосвязи в целях оповещения личного состава направляются посыльные. В качестве посыльных может использоваться личный состав, оповещенный по средствам связи., для передачи сигнала вблизи живущим сотрудникам.
Корректировка системы оповещения осуществляется по мере увеличения технических возможностей систем связи и оповещения.

Крепость Отражение нападения на учреждение, караул
Вулкан 1 Сбор личного состава привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в населенном пункте
Вулкан 2 Сбор личного состава привлекаемого к пресечению массовых беспорядков осужденных и лиц, заключенных под стражу в учреждениях УИС
Вулкан 4 Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата важных объектов
Вулкан 5 Сбор личного состава привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и иных преступников совершивших побег из под охраны или при конвоировании
Ураган 1 Сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации бандитских формирований
Ураган 3 Сбор личного состава, привлекаемого к освобождению заложников
Тайфун Сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации последствий природного и техногенного характера
Броня Получение бронетехники
Набат Сбор личного состава, привлекаемого к освобождению воздушного судна
Таблица 4. Сигналы оповещения.

Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных ситуациях, после оповещения и сбора могут приводиться в готовности №2 и №1.
При введении усиления службы, в случае необходимости, совместно со взаимодействующими органами, дополнительно предусматриваются:
- меры по повышению готовности сил и средств к действиям при ЧО;
- уточнения расчетов для действия при ЧО, системы оповещения работников УИС;
- проверка готовности подразделений к возможным действиям и исправности ИТСО;
- развертывание и перевод дополнительных средств связи на круглосуточную работу;
- усиление дежурных служб, патрулирование в городках и местах несения службы;
- увеличение численности караулов, назначение их начальниками наиболее опытных сотрудников, усиление контроля службы;
- обеспечение, при необходимости, личного состава караулов дополнительным вооружением, боеприпасами и специальными средствами;
- активизация воспитательной работы по повышению бдительности и морально-психологической устойчивости личного состава;
- проверка наличия, состояния учета и хранения вооружения, боеприпасов, взрывчатых веществ, специального транспорта, специальных средств, горюче – смазочных материалов и усиление контроля за их выдачей и использованием;
- ограничение выпуска на линию транспортных средств, не связанных с обеспечением служебной деятельности подразделений по конвоированию;
- проверка противопожарного состояния;
- проведение дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности личного состава.
При необходимости решением начальника территориального органа ФСИН России для оказания практической помощи на период усиления на места могут командироваться сотрудники управления этого органа. В отдельных случаях, в зависимости от обстановки, сотрудники управления (самостоятельного отдела) по конвоированию могут переводиться на круглосуточный режим работы.

4. Действие личного состава караула при происшествиях. Действия начальника управления (отдела) по конвоированию при происшествиях
Все мероприятия при возникновении чрезвычайных обстоятельств проводятся в тесном взаимодействии сил и средств ФСИН России с органами внутренних дел и воинскими частями внутренних войск МВД России.
Подразделения по конвоированию привлекаются для выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах совместно с другими силами Федеральной службы исполнения наказаний и взаимодействующими органами. Порядок их действий определяется Планом действий территориального органа ФСИН при чрезвычайных обстоятельствах.
Подразделения по конвоированию согласно плана могут привлекаться к выполнению следующих задач:
- отражению нападения на охраняемые объекты, караулы, служебные наряды;
- розыску и задержанию лиц, совершивших побег при конвоировании, из учреждений УИС;
- пресечению массовых беспорядков при конвоировании и в учреждениях УИС;
- освобождению заложников, захваченных осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми;
- ликвидации пожаров, последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории или вблизи места постоянной дислокации подразделений по конвоированию.
Чрезвычайная ситуация – определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате социального или опасного природного явления, аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.
Подготовка сотрудников подразделений по конвоированию к действиям при чрезвычайных обстоятельствах осуществляется в ходе занятий по боевой, служебной и физической подготовке и отработки нормативов.
При чрезвычайных обстоятельствах для оказания помощи караулам по конвоированию привлекаются силы и средства территориальных органов ФСИН, в районах действий, при чрезвычайных обстоятельствах которых находится караул.
При организации розыска бежавших осужденных сотрудники территориальных органов ФСИН руководствуются требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №33, ст. 3349; 1997, №29, ст. 3502; 1999, № 2, ст. 233; 2000, № 1 (часть 1), ст. 8; и действующего Наставления подразделений по конвоированию.
Розыск лиц, совершивших побег, осуществляется сотрудниками территориальных органов ФСИН совместно с местными органами внутренних дел.
Начальник караула должен вызвать караул «В РУЖЬЕ» в случаях:
- нападения конвоируемых и других лиц, на часовых и караульное помещение;
- возникновения беспорядка среди осужденных;
- возникновение пожара, аварии на транспортном средстве или в караульном - помещении, либо угрожающего им стихийного бедствия и при других происшествиях;
- побега осужденного, подозреваемого и обвиняемого;
- поступление сигнала «тревога» по техническим средствам охраны;
- выхода из строя средств сигнализации или отключения электроосвещения;
- по указанию лиц, проверяющих караул.
Для вызова караула «В РУЖЬЕ» начальник караула подает команду «КАРАУЛ - В РУЖЬЕ».
По этой команде личный состав караула, находящийся в караульном помещении:
- надевает головные уборы;
- отдыхающая смена надевает установленную форму одежды и обувь;
- разбирает огнестрельное оружие;
- выстраивается внутри караульного помещения в порядке номеров постов в готовности к немедленному действию по расчету караула.
Куртки (полушубки) надеваются по особому указанию начальника караула.
При происшествиях (нападение, побег, неповиновение, пожар, стихийное бедствие, крушение, авария) начальник караула немедленно докладывает по начальнику управления (самостоятельного отдела) о случившемся и действует по расчету караула для действий при происшествиях. Караул вызывается «В РУЖЬЕ», усиливается охрана конвоируемых лиц.
При нападении:
- на личный состав караула;
- работников органов ФСИН;
- караульное помещение.
Начальник караула и его помощник организуют:
- отражение нападения силами караула;
- принимает меры к недопущению побега или насильственного освобождения осужденных;
- докладывает по средствам связи о совершенном напа¬дении оперативному дежурному по управлению (отделу), дежурному по караулам, начальнику управления (отдела) по конвоированию.
Часовой (караульный) при явном нападении на него, состав караула или конвоируемых:
- подает сигнал «НАПАДЕНИЕ» и принимает меры к отражению нападения;
- при необходимости вступает в рукопашную схватку для защиты себя, других лиц или караульного помещения (поста), он должен действовать смело и решительно, при необходимости применять огнестрельное оружие, специальные средства и физическую силу;
- одновременно им принимаются меры к недопущению побега или насильственного освобождения осужденных.
Нападавшие конвоируемые помещаются в отдельные камеры (каюты) вагонов (автомобилей, теплоходов) и содержатся под усиленной охраной с применением при необходимости к ним наручников, иные лица, задержанные при нападении, доставляются (передаются) в орган предварительного расследования (органы внутренних дел, прокуратуры и другие).
Пострадавшим оказывается медицинская помощь, сделать запись в постовой ведомости караула и составить акт о нападении осужденного (осужденных) в пути следования.
Часовой, первым заметивший совершающего побег осужденного, подает сигнал «ПОБЕГ», принимает все меры к задержанию бежавшего. Если совершивший побег осужденный находится в поле зрения - немедленно переходит на его преследование (если это предусмотрено табелем постам), при необходимости применяет огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Получив сигнал о побеге, начальник караула по возможности организует:
- охрану следа бежавшего;
- направляет для его преследования и задержания резервную группу во главе со своим помощником, а при необходимости лично возглавляет эту группу, оставляя за себя в карауле своего помощника;
- по личным делам определяет и докладывает (доносит) своему начальнику управления (отдела) по конвоированию, а также начальнику территориального органа ФСИН России, в районе дислокации которого совершен побег, и начальнику ближайшего органа внутренних дел, ГИБДД установочные данные на бежавшего осужденного, его особые приметы и организует с ними взаимодействие для совместных действий по розыску бежавшего;
- на ближайшем обменном пункте (станции, пристани), где дислоцируется территориальный орган ФСИН России (орган внутренних дел), сдает фотографию бежавшего для размножения и использования в розыске;
- составляет акт о побеге осужденного в пути следования в двух экземплярах, один из которых прилагается к личному делу бежавшего, для сдачи его органу-получателю, а другой сдается органу-отправителю.
- о задержании бежавших (бежавшего), а также после применения оружия докладывается лицам, которым караул подчинен, составляются необходимые документы, и продолжается выполнение поставленной задачи.
Дополнительные действия, при побеге осужденных:
из специального вагона:
- для высадки резервной группы поезд останавливается стоп-краном;
- производится перевод осужденных из поврежденной камеры в другие;
- выявляются осужденные, способствовавшие побегу;
- сообщается в ближайший территориальный орган ФСИН, орган внутренних дел на железнодорожном транспорте, отдел (отделение) специальных перевозок МВД России на железной дороге о необходимости оказания помощи в розыске и задержании бежавших осужденных, а также в устранении повреждений в камере специального вагона.
из специального автомобиля:
- останавливается специальный автомобиль (колонну специальных автомобилей);
- производится перевод осужденных из поврежденной камеры в исправные или в другой специальный автомобиль, а при отсутствии таких возможностей из подразделения вызывается исправный специальный автомобиль.
на обменном пункте:
- часовой, заметивший побег, немедленно переходит на преследование бежавших;
- обмен осужденных и лиц, содержащихся под стражей, временно прекращается;
- начальники планового (сквозного) и встречного караулов частью сил с использованием служебных собак организуют задержание бежавших, а затем продолжают прием (сдачу) осужденных, (не допуская задержки поезда).
- о случившемся сообщают в ближайший территориальный орган ФСИН России.
во время конвоирования пешим порядком:
- частью сил караула организуется охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на месте;
- остальной состав караула со служебной собакой переходит на преследование бежавших, для перекрытия предусмотренных в расчете направлений (рубежей) и недопущения выхода бежавших в многолюдные места;
- о побеге сообщается в ближайший территориальный орган ФСИН, оповещаются органы внутренних дел, администрация и обслуживающий персонал станции (пристани, аэропорта) и при их содействии организуется задержание укрывающихся в указанных зданиях и помещениях бежавших преступников.
из грузового вагона при эшелонном конвоировании:
- часовой заметивший побег, сбрасывает указательный знак;
- останавливает поезд стоп-краном для высадки резервной группы;
- соблюдая меры безопасности, не ожидая полной остановки поезда, спрыгивает с площадки и переходит на преследование;
- в случае потери из виду бежавших, часовой отыскивает сброшенный им указательный знак, ожидает прибытие резервной группы и начальника караула (его заместителя), которые организуют поиск бежавших;
- при участии начальника эшелона и оперативного работника выявляются и изолируются в специальный вагон пособники бежавших; принимаются меры к устранению повреждений в вагоне, при необходимости осужденные переводятся в другие вагоны.
при конвоировании на водном транспорте:
- о побеге ставится в известность капитан судна и по согласованию с ним силами караула и команды судна производится розыск бежавших в грузовых, пассажирских и служебных помещениях;
- если бежавший бросился в воду, преследование и задержание его осуществляется резервной группой на шлюпке, при этом продолжительность остановки судна не должна превышать времени, оговоренного в договоре;
- в случае побега осужденных в период приема (сдачи) в порту (на пристани) задержка судна не допускается.
Преследование бежавшего осужденного вплавь сотрудниками из состава караула запрещается.
При групповом неповиновении осужденных начальник караула обязан:
- поднять караул «В РУЖЬЕ», организовать охрану осужденных по усиленному варианту несения службы.
- если неповиновение произошло во время приема осужденных, то прекратить их прием.
- всесторонне оценить события и степень их опасности, проявляя при этом выдержку и самообладание.
- принять меры к ограничению доступа других осужденных и гражданских лиц к месту нарушения.
- разъяснить нарушителям неправомерность их действий, требовать прекращения нарушения.
- быстро и решительно действовать при изоляции зачинщиков и активных участников группового неповиновения с тем, чтобы пресечь нарушение в начальной стадии и не допустить совершения преступниками поджога и других противоправных действий.
- принять меры к ограничению доступа других осужденных к месту нарушения.
- установить причины неповиновения, принять меры к их устранению и недопущению совершения преступниками аварии, поджога и других противоправных действий.
- по средствам связи о случившемся доложить лицам, которым караул подчинен, и составить акт о противоправных действиях осужденных.
При пожаре в караульном помещении, на транспортном средстве часовой (караульный), первым заметивший это, подает сигнал «ПОЖАР» и принимаются меры к эвакуации людей, спасанию огнестрельного оружия, технических средств, имущества и документации. По мере возможности о пожаре сообщается в пожарную часть.
Тушение пожара организуется силами личного состава караула с использованием всех имеющихся первичных средств пожаротушения. По возможности для тушения пожара вызывается пожарная команда, принимаются меры к спасению оружия, технических средств, имущества и документации караула. Часовые, жизни которых угрожает опасность, перемещаются в более безопасные места, откуда они продолжают выполнять поставленную задачу. Специальный автомобиль при пожаре немедленно останавливается. Поезд, при невозможности ликвидировать пожар в специальном вагоне (вагоне при эшелонном конвоировании) силами караула, останавливается стоп-краном. К тушению пожара допускается пожарная команда и поездная бригада. Если необходимо, начальник караула производит высадку осужденных из специального вагона (специального автомобиля) и организует их охрану в безопасном месте. При пожаре на морском (водном) и воздушном суднах караул действует по указанию капитана судна. О происшедшем докладывается лицам, которым караул подчинен, составляется акт, делается отметка в постовой ведомости.
При стихийном бедствии (наводнение, землетрясение, ураган) начальник караула организует:
- при необходимости, оказание помощи пострадавшим, спасание огнестрельного оружия и имущества;
- перемещает в более безопасные места осужденных, находящихся под охраной;
- по указанию старших начальников осуществляет их эвакуацию, принимает меры к охране государственного имущества и поддержанию установленного режима.
При крушении поезда начальник караула обязан:
- принять все меры к эвакуации личного состава и осужденных;
- организует охрану осужденных, оказание помощи пострадавшим;
- устанавливает связь с ближайшим территориальным органом ФСИН России, органом внутренних дел на транспорте, центром специальных перевозок ГЦСП МВД России на железной дороге и докладывает (доносит) о случившемся начальнику своего управления (отдела) по конвоированию;
- при необходимости он сдает осужденных в ближайший следственный изолятор (тюрьму) для временного их содержания. При длительной задержке специального вагона, следующего по плановому маршруту, начальник караула оповещает об этом территориальные органы ФСИН России, органы внутренних дел по маршруту следования специального вагона. О материном ущербе, нанесенном караулу вследствие крушения поезда, начальник караула совместно с представителем железной дороги составляет акт и по возвращении в пункт постоянной дислокации представляет тальнику управления (отдела) по конвоированию.
При аварии судна на воде начальник караула обязан:
- принять меры к предотвращению паники среди осужденных и при необходимости оказывает помощь команде судна в устранении аварии;
- если судну грозит гибель, а спасательные средства, выделенные караулу не обеспечивают одновременную переправку личного состава караула и осужденных, начальник караула в первую очередь переправляет на берег часть караула со служебными документами и осужденных-женщин, больных и несовершеннолетних, остальной состав караула с имуществом и оставшимися на судне осужденными переправляет очередными рейсами;
- при явной гибели судна в значительном удалении от берега личный состав караула и осужденные, не имеющие спасательных средств, переправляются к берегу вплавь;
- по достижении берега начальник караула проверяет наличие личного состава и осужденных;
- организует их охрану;
- устанавливает связь с ближайшим территориальным органом ФСИН и органом внутренних дел для решения вопросов о дальнейшем конвоировании осужденных в следственный изолятор (тюрьму), изолятор временного содержания органов внутренних дел.
При аварии специального автомобиля, если он не может следовать своим ходом, начальник караула выставляет знаки аварийной остановки, вызывает из подразделения другой специальный автомобиль, организует пересадку в него осужденных и дальнейшее конвоирование к месту назначения.
В случае невозможности пересадки осужденных (активное движение транспорта, скопление граждан) начальник караула организует буксировку неисправного специального автомобиля до ближайшего следственного изолятора или органа внутренних дел. Если авария произошла вне населенного пункта и специальный автомобиль имеет большие повреждения, начальник караула выводит осужденных из него в удобное для организации охраны место до прибытия исправного специального автомобиля.
При возникновении чрезвычайной ситуации на борту воздушного судна во время его полета, начальник караула обязан беспрекословно выполнять указания командира воздушного судна.
Действия начальника управления (отдела) по конвоированию при происшествиях
Получив сигнал (доклад) о происшествии, начальник управления (отдела) обязан:1. немедленно оценить обстановку и принять по ней решение; 2. поставить задачи подчиненным и лично руководить их действиями, о случившемся доложить по команде.
При нападении на караул находящийся в пункте постоянной дислокации, сотрудников УИС, начальник управления (самостоятельного отдела) по конвоированию обязан:

- доложить о нападении начальнику территориального органа ФСИН (оперативному дежурному по территориальному органу ФСИН);
- прибыть с резервом к месту происшествия и принять меры к отражению нападения и задержания нападавших.
В случае ухода нападавших лиц организуется и ведется их неотступное преследование до задержания.
При побеге осужденных начальник управления (самостоятельного отдела) по конвоированию в зависимости от места его совершения обязан:
- доложить по команде о случившемся;
- поднять личный состав по тревоге;
- организовать преследование бежавшего по горячим следам с применением служебных собак, усилить охрану осужденных, выставить розыскные наряды согласно плану действий при чрезвычайных обстоятельствах;
- установить личность бежавшего, уточнить его приметы;
-ориентировать о побеге органы внутренних дел и другие взаимодействующие органы;
-определить маршруты наиболее вероятного движения бежавшего и выставить на них дополнительные розыскные наряды;
- направить поисковые группы для осмотра местности и опроса местного населения;
- совместно с взаимодействующими органами проанализировать материалы цензуры корреспонденции, результаты обыска спального места, осмотра личных вещей, изучения личного дела, размножить фотографию бежавшего осужденного и обеспечить ею все розыскные наряды, органы внутренних дел, учреждения ФСИН России;
- активно собирать данные об изменениях обстановки, оценивать их, совместно с взаимодействующими органами осуществлять руководство розыскными мероприятиями;
- докладывать начальнику территориального органа ФСИН России об изменениях обстановки и принимаемых мерах по розыску бежавшего и действовать в соответствии с его распоряжениями (указаниями).
При возникновении групповых неповиновений среди осужденных, и лиц, содержащихся под стражей, начальник управления (отдела) по конвоированию в зависимости от места их совершения обязан:
1. привести в готовность имеющиеся силы и средства согласно расчету и плану действий при чрезвычайных обстоятельствах; 2 принять меры к пресечению этих действий; 3.доложить о случившемся начальнику территориального органа ФСИН России (оперативному дежурному по территориальному органу ФСИН России).

На самом деле «план» - не совсем правильное название. Официально это «специальные сигналы МВД при ЧС». Однако говорить такое язык сломаешь, а в случае этих самых ЧС говорить приходится быстро. Потому принято обозначение «план».

Планы делятся на несколько больших групп и зависят от действий преступников. Рассмотрим их на примере гопника Пети. Итак.

1

Если гопник Петя вскрыл чужую машину и колесит на ней по улицам, то его надо задержать, машину отобрать и вернуть владельцу. Это план «Перехват-1». По нему сотрудники, осуществляющие охрану порядка, занимают заранее оговоренные места на карте или ведут патрулирование по утвержденному маршруту. Если Петя полиции очень нужен, то могут привлечь дополнительные силы. С дополнительными силами - просто «Перехват».

2

Если гопник Петя не просто вскрыл чью-то машину, а дал хозяину монтировкой по голове, а потом еще нарушил закон о запрете курения в общественном месте, то поиск автомобиля отходит на второй план. Теперь полицию больше интересует сам Петя, в один момент ставший особо опасным вооруженным преступником (никто же точно не знает, выбросил ли он монтировку).

Это план «Вулкан-5» - поимка особо опасных преступников. «Вулканов» существует пять штук, они отличаются степенью угрозы и событиями. К примеру, «Вулкан-1» - это пресечение беспорядков в лагерях беженцев, тюрьмах и СИЗО. «Вулкан-2» - поиск банды. В нашем примере, если у Пети есть сообщники Вася и Коля, против них введут именно второй «Вулкан».

Стоит отметить, что в разных регионах планы несколько отличаются друг от друга, кроме того есть «дублеры». Так, в Подмосковье против Пети скорее всего введут «Сирену» . Именно этот план вводили для розыска убийцы пяти байкеров в начале мая 2016 года.

3

Если сообщника Пети Колю посадили в «обезьянник», то Петя может с горя перебрать беленькой и, взяв еще друзей, пойти вызволять друга из отделения полиции. Это план «Крепость» - пресечение захвата собственных объектов МВД. По нему полицейские закроют все двери и будут отстреливаться от Петиной банды до подхода подкрепления. Такой план нередко вводился и вводится на Северном Кавказе.

4

Если Петя пойдет брать не отделение полиции, а, к примеру, приемную мэра, то это уже план «Гроза» - пресечение преступлений на объектах госвласти. Тут надо отметить, что до 2009 года «Гроза» значила пресечение захвата заложников. Именно его вводили в Москве во время теракта на Дубровке. Однако приказ МВД № 400 от 2009 года несколько изменил формулировки, и сейчас «Гроза» лишь указывает на объект, на котором творится заварушка.

Точно так же, как «Сигнал» - это на железной дороге, «Тоннель» - в метро, а «Арсенал» - на военных объектах. Этих планов 13 штук, и отличаются они лишь местами действия. Отметим лишь самый важный план подгруппы - «Эдельвейс» , общий сбор всех сотрудников МВД в субъекте Федерации. Как говорится, «все в ружье!».

5

Петю может заинтересовать, что будет, если на рельсы перед поездом положить бревно. Ну или набросать гвоздей на федеральную трассу. А будет план «Туман» - пресечение преступления против безопасности транспортных коммуникаций. Конечно, одинокому гопнику придется постараться, чтобы привлечь к себе столько внимания, но вот сообщение о том, что собираются подорвать конкретный участок дороги, вполне тянет на введение «Тумана».

6

Петя вообще может быть ни при чем, он просто пил пиво в подворотне, а тут началось землетрясение. В этом случае сотрудников полиции могут привлечь для помощи пострадавшим, в частности Пете. Это самые мирные планы - «Тайфун-1» и «Тайфун-2» , ликвидация техногенных и природных ЧС.

А еще существует план «Лавина» - пресечение попытки госпереворота. Это если Петя решит совершить что-то амбициозней, чем драка с монтировкой.

Однако все эти планы носят весьма условный характер, даже сотрудники МВД частенько в них путаются. Кроме того, на уровне субъекта Федерации есть еще несколько событий, которым названия придумывают на местах. К примеру, план «Вулкан-1», обозначающий пресечение беспорядков в тюрьмах, как только не обзывают! Тот же «Перехват» может быть связан с перекрытием дорог, а может - с усилением патрулей.

Такой хаос образуется из-за специфики каждого конкретного региона. Нападение на отделение полиции (план «Крепость» ) в Махачкале и в селе Бодуны (Смоленская область) вряд ли будут похожи. В Махачкале все серьезно, там в городе могут оказаться боевики. В Бодунах же речь пойдет, скорее всего, о нашем герое Пете с друзьями. Соответственно, уровень опасности и действия по планам будут несколько отличаться.