Законодательный процесс и его стадии. Как принимают законы в рф Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции и в регламентах палат Федерального Собрания РФ.

1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
Законодательная инициатива - это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это - законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерально­го Собрания РФ.

Подготовленный к внесению в палату законопроект направля­ется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обяза­тельную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения ап­парата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступле­ния в палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступив­ший законопроект Председатель Государственной Думы направля­ет в соответствующий комитет по предметам его ведения для опре­деления его соответствия требованиям ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотреть законопроект и напра­вить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а так­же принимает решение о включении этого законопроекта в пример­ную программу законопроектных работ палаты на очередную сес­сию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно про­ходит в трех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначаль­ное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ). В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по пред­метам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету по­правки, т. е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законо­проекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устране­ния с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект по­рядка работы палаты.

Третье чтение законопроекта- это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Госу­дарственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государствен­ной границы РФ, войны и мира. Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государст­венной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.

5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап - пре­одоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государствен­ной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законода­тельного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в тече­ние 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных ва­риантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение это­го срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.

Процедура прохождения федеральных конституционных зако­нов имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен боль­шинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем феде­ральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.

Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива – внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы.

Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме:

1) законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу;

3) предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов .

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе . Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов (2/3) от общего числа депутатов.

Законотворческий процесс - это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом.

Законотворческий процесс, в РФ включаетчетыре стадии:

а) законодательную инициативу;

б) обсуждения законопроекта в Государственной думе;

в) принятие закона;

г) подписание президентом и вступления закона в юридическую силу.

1 - законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномочен-ным субъектом законопроекта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы оз-начает, что представительный орган обязанрассмотреть внесен-ный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законо-проектом.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной ини-циативы - Президент РФ, Совет Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституцион-ному Суду , Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. Законопроект первона-чально вноситсяв Гос. Думу.

2 - Обсуждение законопроекта - начинается в Гос. Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, что бы устранить противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений.

Закон принимается в трех чтениях:

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если зако-нопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по по-правкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми по-правками. Но и на этой стадии законо-проект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов.

Прекращениеобсуждения законопроекта оформляется спе-циальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.


3. - Стадия принятие закона - данная стадия проходит в форме голосования.

ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Сове-ту Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Феде-рации за него проголосовало большинство членов палаты от об-щего числа членов либо он в течение 14 днейне был рассмотренСоветомФедерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос. Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласиймогут создать согласительную комиссию.

После уреryлирования спора в комиссии закон подлежит повторному рас-смотрению и голосованию в палатах с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Гос. Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона набрав при повторном голосовании две трети (2/3) голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной думе проголосовало (2/3) -две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четверти(3/4), при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его.

Как принимаются федеральные конституционные законы

Вопрос о том, как принимаются законы в РФ, урегулирован Конституцией РФ, которая выделяет 2 вида законов:

  • федеральные конституционные законы (ФКЗ);
  • федеральные законы (ФЗ).

Согласно ст. 108 Конституции РФ ФКЗ принимаются в случаях, когда это прямо указано в основном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

Порядок принятия ФКЗ следующий:

  1. Законодательная инициатива. Согласно чч. 1 и 2 ст. 104 Конституции РФ проект вносится в Госдуму определенными субъектами (Президентом РФ, палатами парламента, их членами и депутатами, региональными законодательными органами и высшими судебными органами РФ по вопросам их ведения).
  2. Рассмотрение Госдумой. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать 2/3 голосов в Госдуме.
  3. Рассмотрение Советом Федерации. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать ¾ голосов в верхней палате парламента.
  4. Подписание и обнародование Президентом. Глава страны не может не подписать ФКЗ, принятый парламентом. Ему дается 14 дней на подписание и официальное опубликование данного правового акта (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Общая схема принятия федеральных законов

Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:

  1. Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
  2. Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
  3. Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  4. Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:

  • При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  • Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
  • Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
  • Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Итак, порядок принятия законов зависит от того, какой вид закона, ФЗ или ФКЗ, подлежит принятию. В общем виде процесс движения законопроекта проходит следующие этапы: инициирование законодательной работы, рассмотрение закона в Госдуме, рассмотрение вопроса в верхней палате, подписание и опубликование нормативного акта Президентом.

Цели урока

Задачи урока

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к методической разработке урока по обществознанию

на тему «Законотворческий процесс в РФ»

Урок обществознания на тему «Законотворческий процесс в РФ» разработан в соответствии с рабочий программой по обществознанию 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева, соответствует интересам, потребностям и познавательным возможностям учащихся 11 класса.

Предложенная разработка может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений в процессе преподавания обществознания на базовом или на профильном уровне. Актуальность разработки в том, что она дает возможность по-новому взглянуть на неинтересную и сложную для учащихся тему. Использование схемы, игры «Законопроект», заданий ЕГЭ по изучаемой теме позволяют максимально активизировать внимание учеников, облегчают процесс запоминания, делают урок динамичным и интересным.

Цели урока : расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

Углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;

Изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;

Выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

Воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

Формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Для мотивации учебной деятельности был поставлен вопрос «Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо?», на который ученики должны ответить на этапе рефлексии.

Актуализация знаний необходима для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Для актуализации знаний проводится фронтальный опрос. Отвечая на вопросы учителя, ученики активно включаются в ход урока.

На этапе усвоения новых знаний ученики читают статьи 104-108 Конституции РФ, анализируют их, сопоставляют друг с другом, выделяют нужное, отвечают на вопросы. Учитель координирует деятельность учащихся с помощью комментариев и наводящих вопросов.

Для проверки понимания учащимися нового материала применяется такая форма работы, как самостоятельное составление учениками схемы стадий законотворческого процесса. Чтобы облегчить и ускорить работу учащихся, учитель заранее готовит скелет схемы, ориентируясь на него, ученики составляют свои схемы. Эта форма деятельности учащихся способствует развитию их навыков обобщения, систематизации, синтеза. После завершения работы над схемами ученики самостоятельно проверяют правильность своих схем, сверяя их со схемой, заранее составленной учителем. Учитель некоторым ученикам выставляет отметку за схему.

Для закрепления темы используется игра «Законопроект». Игра развивает творческие навыки учащихся, умение работать в группе, а также способствует поддержанию интереса к теме урока.

Закрепление новых знаний продолжается и во время выполнения учащимися заданий ЕГЭ по теме.

С подготовкой к ЕГЭ связано и домашнее задание учащихся: написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законотворческом процессе?». Это задание развивает умение излагать свои мысли, аргументировать свое мнение. Учитель рекомендует в качестве аргументов приводить факты из истории России 90-х годов и современной России, в чем прослеживается межпредметная связь темы.

Этап рефлексии помогает учащимся осознать полученные знания и сделать выводы о своей деятельности на уроке.

Таким образом, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Ученики работают и по эталону, и творчески; на уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Ученики в течение урока выступают в разных ролях: мыслитель, чтец, слушатель, информатор, творец, игрок, выпускник, а учитель выступает в роли организатора и консультанта.

Названные формы, методы и приемы обучения должны помочь успешному достижению целей урока.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока обществознания,

11 класс

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Должность: учитель истории и обществознания,

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»

с. Городки

2016

Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

  • углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;
  • изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
  • выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
  • формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Оборудование урока

  • Конституция РФ (у каждого ученика);
  • учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
  • схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
  • частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
  • в РФ» (для каждой парты);
  • таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
  • задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).

Тип урока : урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин)

II. Постановка цели и задач урока (1 мин)

Учитель . Сегодня мы узнаем, как появляются на свет федеральные конституционные и федеральные законы. Принятие закона - это сложный процесс, в котором заняты многие люди и который растянут во времени. Как правило, он занимает не менее 6 месяцев. Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

III. Актуализация знаний учащихся (2 мин)

Вопросы:

  1. Какая форма правления в России? (Республика)
  2. Как называется представительный (законодательный) орган государственной власти в России? (Федеральное собрание)
  3. Как называются палаты Федерального собрания? (Совет Федерации и Государственная Дума)
  4. Как формируется нижняя палата - Государственная Дума? (Путём выборов)
  5. Сколько депутатов в Государственной Думе? (450 депутатов)
  6. По какой избирательной системе организуют выборы депутатов Государственной Думы? (По пропорциональной системе)
  7. Какова основная функция Государственной Думы? (Принятие законов)
  8. Что такое закон? (Закон - нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения)
  9. Какие бывают законы? (Основной закон - Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, законы субъектов РФ)
  10. Когда и как принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года на референдуме)
  11. Чем отличаются федеральные конституционные законы от федеральных законов? (ФКЗ обладают большей юридической силой, чем ФЗ; их предназначение - обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона)

IV. Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ. (25 мин)

  • Работа учеников с текстом Конституции РФ.Чтение ст. 104–108 Конституции РФ, их анализ с комментариями учителя (13 мин)

Статья 104 Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательные органы законопроекты, т. е. предварительные тексты законов. Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделённых этим правом.

Вопрос:

В какой орган вносят законопроект? (В Государственную Думу)

Статья 105 Конституции РФ закрепляет процедуру принятия федерального закона Государственной Думой и Советом Федерации. В Государственной Думе закон принимается в трёх чтениях большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передаётся в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его, отклонить или же воздержаться от его рассмотрения.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Советом Федерации ? (Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов).

Установив последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон посуществу на своём заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч. 4 ст.105 Конституции РФ .

Статья 106 Конституции РФ фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Все законы,обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, причём выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства.Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и её субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и её субъектов.

Вопрос:

Проведите сопоставительный анализ ст.106 и ст.108 Конституции РФ и скажите, какие ещё законы, кроме названных в ст. 106, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. (Все федеральные конституционные законы).

Статья 107 регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Это право принадлежит Президенту РФ и является завершающей стадией законодательного процесса. Совет Федерации одобренный им федеральный закон в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает или отклоняет закон. После подписания закон должен быть опубликован в течение 7 дней в официальных источниках.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Президентом РФ? (Возвращённые Президентом РФ законы повторно рассматривают в Государственной Думе и Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течение семи дней Президентом РФ и обнародованию).

Задание:

- Статья 108 Конституции РФ предусматривает порядок принятия федеральных конституционных законов. Ещё раз внимательно прочитайте ст. 108 Конституции РФ и выделите три особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов.

1) Чётко определённый круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ;

2) принятие квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания;

3) будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Первичная проверка понимания. (12 мин)

  • Самостоятельное составление учениками схемы основных стадий законодательного процесса в РФ (до начала этой работы учитель на каждую парту раздает листы с частично заполненной схемой законотворческого процесса в РФ) (Приложение 1) (10 мин)
  • Проверка правильности схем путём сравнения схем учеников со схемой, составленной учителем; (схему стадий законодательного процесса в РФ, составленную учителем, раздают на каждую парту или же её показывают на мультимедийном экране) (Приложение 2) (2 мин)

V. Закрепление материала

Игра «Законопроект» (5 мин)

Класс делится на три группы. Каждая группа получает условное название: «Государственная Дума», «Совет Федерации» и «Президент». Используется большая карточка с надписью «Законопроект». Учитель предлагает группам различные условия игры.

Ситуация первая. Учитель предлагает карточку со словами «Вношу проект федерального закона. Кто его примет?»

Группа «Государственная Дума» должна принять карточку.

Группа должна передать карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации рассматривает и большинством голосов одобряет законопроект.

Группа передаёт карточку «Президенту ».

Учитель. Президент не отклонил федеральный закон. Что происходит дальше?

Представитель третьей группы объявляет: «Федеральный закон подписан и обнародован».

Ситуация вторая. Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации отклонил законопроект.

Группа «Совет Федерации» возвращает карточку«Государственной Думе».

Ситуация третья .Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку Президенту».

Учитель. Президент отклонил федеральный закон.

Группа «Президент» передаёт карточку «Государственной Думе».

Далее игра продолжается точно так же, учитывая, что в случае принятия парламентом данного проекта закона двумя третями голосов он подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию.

Ситуация четвёртая. Рассматривают стадии принятия федерального конституционного закона, при этом отдельное внимание обращают на особенности принятия федерального конституционного закона.

Знакомство с возможными заданиями ЕГЭ по теме «Законодательный процесс в РФ» (Приложение 3). (8 мин)

VI. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законодательном процессе?»

Вето Президента на принятые законы в большинстве случаев стимулирует повышение их качества, устранение коллизий и дефектов.

VI. Подведение итогов урока

(РЕФЛЕКСИЯ) (2 мин)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие моменты урока вам понравились больше всего?

Какая работа у депутатов парламента?

Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ.