Российские пожарные машины — повод для гордости. Пожарные и пожарная охрана германии Начальник караула Сергей Ризенкамф

Федеративная Республика Германии, население которой составляет 82,5 млн. чел., состоит из 16 земель (земля – наиболее крупная административно-территориальная единица) и 14 тыс. общин (община – наиболее мелкая административно-территориальная единица).

Согласно конституции Германии задачи переданы в ведение земель. Руководство противопожарной службой земель осуществляют земельные министерства внутренних дел.

В соответствии с законодательством о пожарной безопасности земель за организацию и поддержание боеготовности пожарной охраны непосредственно отвечает администрация конкретной общины (или города).

Форма организации, численность персонала и техническая оснащенность определяется конкретными возможностями каждой общины.

Задачи противопожарной службы Германии включают в себя: тушение и предупреждение пожаров, оказание технической помощи, противорадиационную защиту и охрану окружающей среды, контроль за безопасностью при катастрофах, спасение людей и животных, оказание неотложной медицинской помощи и транспортировка больных.

Структура и объем работы пожарной охраны Германии (среднегодовая статистика)

Причины выездов Число боевых выездов Доля, %
Пожары 179272 6,5
Техническая помощь 575372 21,1
Медицинская помощь 1721780 62,8
Ложные вызовы 158917 5,8
Другие (в основном работы по спасанию людей и животных) 104728 3,8
ВСЕГО 2740069 100,0

Таким образом, составляет в Германии только 6-7 % общего объема оперативной работы пожарной охраны, в то время как случаи оказания разнообразной технической помощи ежегодно составляют 18-22 %, медицинской помощи 60-65% всего объема оперативной работы.

Время прибытия первых подразделений к месту вызова составляет в среднем: в городах 5-6 мин., в сельской местности 8-10 мин.

Ущерб от пожаров в Германии в последние годы составлял 3,7 млрд. евро (0,2 % валового национального продукта страны).

На пожарах в 2003 и в 2004 годах погибло 475 и 446 человек соответственно, т.е. 1 погибший на 200000 чел. населения.

В Германии существует три вида пожарной охраны:

  • профессиональная, численность которой составляет 40 тыс. чел.;
  • добровольная – 1,3 млн. чел.;
  • объектовая (фабрично-заводская), которая создается и финансируется крупными предприятиями. Объектовая пожарная охрана также делится на профессиональную и добровольную.

Профессиональная организуется в городах с населением свыше 100 тыс. чел. В городах с население от 50 до 100 тыс. чел. создаются небольшие профессиональные команды усиленные добровольными пожарными командами. В населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. чел. существуют только добровольные пожарные команды.

Профессиональные пожарные дежурят в частях, как правило, по 24 часа. 70% личного состава несут службу в условиях 56-ти часовой недели. Существуют также варианты 16-, 12- и 8-часового дежурства. В настоящее время рассматриваются варианты по сокращению недельного рабочего времени до 44 часов. У добровольцев обычно используется скользящий график дежурств и круглосуточных смен не бывает.

Для профессионалов и добровольцев нет различий в квалификационных требованиях. Все они проходят одну подготовку в пожарных школах. В каждой земле имеется своя пожарная школа. Продолжительность подготовки пожарного составляет 2 года, включая практику в различных городах страны.

Основные положения противопожарной безопасности в Германии

  1. Задачи пожарной службы отражены в государственном законодательстве.
  2. Установлением минимальных стандартов обеспечения пожарной безопасности в строительстве занимаются министерства внутренних дел земель.
  3. Во внедрении нормативов принимают участие следующие инстанции: правительство земель, страховые компании, Немецкий институт стандартов.

Выполнение требований по пожарной безопасности в Германии

За выполнение требований, касающихся противопожарной профилактики и защиты ответственны: местные органы управления; строительные организации (строительный надзор).

Особые требования по противопожарной безопасности касаются: высотных зданий; объектов химической промышленности; аэродромов.

Меры, принимаемые ответственными инстанциями против владельцев имущества, не отвечающего требованиям противопожарной безопасности следующие: уведомление; штраф; закрытие предприятия; судебное расследование.

Проверку существующих нормативных требований для строительных материалов или установление нормативных требований для материалов, на которые не распространяется действие положений законодательства осуществляет Немецкий институт стандартов.

История пожарного дела в Германии

Первыми законодателями в области пожарной безопасности были немцы. В начале XVII века в Германии появились первые пожарные команды – брандкоманды.

Жители морских побережий, речных пойм, открытых и низинных местностей подвергаются, в силу естественных особенностей среды обитания, наибольшему риску потери имущества, на создание которого потрачены многие годы жизни и большие средства.

Для предотвращения последствий катастроф в средневековой Германии создавались так называемые “Ветряные гильдии”. Члены гильдий вносили регулярные добровольные взносы в общую казну, которая выделяла пострадавшему от разгула стихии необходимые денежные средства на восстановление индивидуального имущества и построек.

Аналогично “Ветряным гильдиям” образовались и “Пожарные гильдии”, компенсировавшие из общественных накоплений частный ущерб, понесенный от огня членами союза.Важно отметить, что забота о возмещении возможного ущерба была не только стихийной инициативой потенциальных пострадавших.

Правители государств, городов и общин активно включились в дело, сулящее как приемлемую компенсацию ущерба от разного рода риска, так и немалые прибыли, возведя страхование в ранг законодательной инициативы.

Подчас для сбора взносов в страховые кассы к гражданам применялись средства официального принуждения. Так, в 1676 году указом бургомистра Гамбурга была основана “Пожарная касса”, предписывающая владельцам зданий и различных построек обязательное страхование на случай пожара.В 1819 году в Германии образовалось первое коммерческое Страховое общество, предлагавшее страхование от пожаров – “Alte Leipziger”.

Основали его в Лейпциге саксонские предприниматели. Пожарная охрана в Германии сейчас организована по принципу добровольного участия. Профессиональных пожарных, получающих заработную плату, в Германии всего 2% от общего числа занятых на пожарной службе. Закон Германии предусматривает создание государственных служб по борьбе с огнем только в городах с населением более 100 тысяч жителей.В небольших городках пожарные бригады комплектуются добровольцами. Везде рядом с профессионалами работают и волонтеры.

Пожарно-спасательные бригады оказывают помощь не только в борьбе с огнем, но и при стихийных бедствиях, дорожно-транспортных происшествиях и прочих нестандартных ситуациях. Это очень опасная работа, напрямую связанная с риском для жизни. Но именно она в нашей стране почему-то оценивается не выше, чем труд офисных работников. EtCetera выяснил, сколько получают сотрудники аналогичных служб в других странах.

ФАКТ. Петр Порошенко пообещал поднять зарплаты спасателей до уровня офицеров ВСУ. На данный момент офицерам платят от 8,5 тыс. гривен (это оклад и надбавки за звание и выслугу). Пожарным же предлагают около 7 тыс. гривен в месяц.

США. «Рядовой» спасатель получает от 6 до 7 тыс. долларов в месяц в зависимости от населенного пункта. И, конечно, все мы помним кадры из фильмов, на которых запечатлено устройство пожарно-спасательных станций. Это комфортное место работы и отдыха с тренажерным залом, полноценной кухней, комнатами отдыха.

Но самое главное – оборудование этих станций. У спасателей на вооружении современные автомобили, вся необходимая техника и качественное снаряжение. Вместе со спасателями дежурят парамедики – так намного эффективнее реагировать на вызовы. Ну и на улицах американских городов размещено множество гидрантов, что облегчает работу спасателям, обеспечивая им доступ к воде в любой точке населенного пункта.

ГЕРМАНИЯ. Немецкие пожарные получают от 2 тыс. долларов в месяц. Для посменной работы это неплохо. Кроме того, государство гарантирует таким специалистам дополнительные бонусы в виде бесплатного питания, доплат к пенсиям и специальным условиям страхования. Пожарно-спасательные станции здесь находятся в управлении местных властей. Это помогает содержать и развивать службу исходя из потребностей данной территории.

Кроме того, особенностью немецкой спасательной службы является то, что здесь наряду с профессиональными пожарными-спасателями работают волонтерские бригады. Они подключаются для устранения последствий масштабных бедствий и чрезвычайных происшествий.

ПОЛЬША. В Польше у пожарных-спасателей не очень высокие зарплаты. Даже в Варшаве средний оклад составляет около 1100 долларов. Многие получают гораздо меньше – около 850 долларов. При этом срок учебы перед поступлением в отряд в Школе пожарной службы составляет 4 года. Из-за довольно высоких цен на недвижимость и продукты, пожарным приходится совмещать сразу две работы или вести свой бизнес.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Пожарные получают от 2 до 4 тыс. долларов в месяц в зависимости от места службы. Самые большие зарплаты на объектах повышенной опасности, например, в аэропортах. Кстати, норматив прибытия бригады к месту происшествия в Великобритании составляет – 8 минут (по городу) и 20 минут (в сельской местности). Для британских спасателей такие нормы необременительны, так как пожарные авто охотно пропускают даже во время самого активного дорожного трафика.

«отдам щенков в хорошие руки...»

т. 8-029-333-27-77, 70-73-33

Ежегодно в преддверии профессионально праздника - Дня спасателя - Бобруйск собирает команды пожарных из разных стран. В этом году участниками соревнований стали спасатели из Польши, Украины, Эстонии, Латвии и Литвы. Республику Беларусь на турнире представили дружины из Новополоцка, Речицы, Гродно, конечно, Бобруйска, а также из Университета гражданской защиты МЧС.

С 19 по 21 января команды показывали свое мастерство в различных соревнованиях. По итогам трех дней все призы завоевали белорусы: главный приз - кубок открытого турнира по мини-футболу, волейболу и пожарному спорту - уже в 11‑й раз достался команде «Бобруйск‑1», серебро вручили команде «Бобруйск‑2», а спасатели из Гродно удостоились почетного третьего места.

«Коммерческий курьер» решил побеседовать с гостями нашего города и узнать, как живут и работают пожарные в разных странах.

Эстония

Начальник караула Сергей Ризенкамф:

Мы приезжаем в Бобруйск в седьмой или восьмой раз. Заставляют ли нас ехать? Нет, что вы! Мы очень любим ваш город и этот турнир! Мы, между прочим, единственная команда, которая в этой поездке - сама себе спонсор, то есть едем за собственные деньги, как в отпуск. Разве это не лучший показатель того, как нам у вас нравится?

В Таллинне шесть пожарных частей. Чаще всего эстонские спасатели выезжают на вызовы от автономной пожарной сигнализации: в нашей стране такие установлены практически в каждой квартире и каждом доме. У нас это обязательно! Устанавливают систему граждане за свои деньги. Но каждый год в стране проводится специальная акция, когда пожарные ходят по домам, особенно к неблагополучным семьям, проверяют пожарную безопасность и дарят такой датчик.

Добровольный пожарный Антон Черноглазов:

Работа спасателя в Эстонии - это очень уважаемая и почетная профессия. Платят нам в среднем около 800 евро. По белорусским меркам это достаточно высокая зарплата, для нас - средний уровень. Дело в том, что в Эстонии высокие коммунальные платежи. Я, например, плачу за коммуналку 25–30 процентов от своей зарплаты. Также у нас дорогая недвижимость. Чаще всего квартиры эстонцы покупают в кредит… Какой-какой, вы говорите, у белорусов процент кредита на покупку жилья? Больше двадцати? Ого! Как же вы строитесь?! В Эстонии дается 2–2,5 процента на 30–35 лет. В Таллинне трехкомнатная квартира на вторичном рынке будет стоить 100 тысяч евро. В остальных городах процентов на тридцать дешевле. Арендное жилье тоже дорогое: 250–280 евро за однокомнатную и 500–600 евро за трехкомнатную квартиру, плюс коммунальные. И последние года четыре мы наблюдаем рост цен.

График у наших пожарных хороший - сутки через трое, поэтому многие спасатели подрабатывают в выходные. Я, например, работаю таксистом. У нас любой может пойти «таксовать», для этого не нужно каких-то отдельных разрешений или справок. Цены на такси в Эстонии сравнимы с вашими: посадка - два евро, каждый километр - 40–50 центов. Но вообще цены в Беларуси на все гораздо ниже! Еда, одежда, кафе-рестораны - у вас все дешевле раза в два-три!

Моя жена - фармацевт, она меня попросила купить у вас лекарства. В Эстонии белорусские лекарства очень ценятся и считаются одними из лучших. Если есть выбор между аналогами - берем ваши. К тому же у вас многие лекарства продаются без рецепта. А у нас по рецепту даже аспирин! И некоторых хороших лекарственных средств у нас вообще не найти: например, фастум-геля у нас нет. И цены на лекарства в Беларуси приятные. Хотя все, конечно, относительно. Мы вот закупимся сейчас у вас, а в Эстонию ездят закупаться финны. В Финляндии цены еще выше.

Украина

Начальник пожарной части Роман Бойко:

Мы к вам приезжаем уже в седьмой или восьмой раз! Очень любим ваш город! У нас тут теперь друзья и знакомые, с которыми очень хочется встретиться. Как можно не поехать? Бобруйский турнир - это святое!

Не думаю, что экономическое положение в наших странах очень отличается. Все-таки мы же братья с белорусами. Цены у нас практически такие же, как и у вас. Зарплата? У пожарного - около 150 долларов, это максимум. Я живу в Чернигове, многие из нашего города ездят на работу в Киев, там зарплаты побольше. Это всего час дороги. Но не цены сейчас беспокоят украинцев. Нет мира в стране! В Донбассе и сейчас идут военные действия, друзья едут туда, нескольких я там уже потерял. Не могу об этом говорить… Это очень больная тема.

Мне кажется, самое главное, на чем надо сосредоточиться в такое время, - это семья. У меня двое сыновей: Никите семнадцать, а Даниилу всего два. У младшего спрашивать пока рано, а старший в спасатели не хочет. Моя жена Галина - пожарный инспектор. Думаю, в семье хватит и двоих пожарных. Летом мы любим выезжать с семьей на Днепр или Десну - это такая красота! А еще Карпаты, Одесса! Зачем куда-то еще ехать? У нас все есть!

Польша

Пожарный Матэуш Врублевский:

В Варшаве 17 пожарных частей. Чтобы стать спасателем, я четыре года учился в Главной школе пожарной службы в Варшаве. Это одна из нескольких таких школ в мире. Средняя зарплата у пожарных около 900 долларов. Я - пожарный-сержант, получаю пока 700 долларов. Но почти у всех польских спасателей есть вторая работа. Почему? Да как же! Посмотрите на вот это фото! Красивый загородный дом, правда? Чтобы купить такой дом в пригороде Варшавы, нужно не меньше 300 тысяч евро.

В Беларуси, конечно, все дешевле, и не только жилье: продукты, одежда, алкоголь… Кстати, про налоги. Мы узнали, что у вас есть разные налоги - на одно, на другое… У нас не так. В Польше мы платим 23 процента от зарплаты - это один налог сразу на все.

Зимой отдыхать наши граждане любят в польских горах. Там за две тысячи злотых (это 950 белорусских рублей. - Прим. автора ) можно провести прекрасный отпуск на пять-шесть дней. Сейчас цены, может, повыше немного: все-таки сезон. Баня, лыжи, вкусная еда, проживание - все включено. Там пейзажи изумительные! А летом поляки любят ездить отдыхать на «польское море» (имеется в виду Балтийское. - Прим. автора ) . Ну и за границу, конечно: Греция, Италия, Испания… Я вот три месяца назад вернулся из свадебного путешествия по Доминикане. Кстати, про молодые семьи. Декретный отпуск у поляков длится всего один год. Иногда женщина выходит на работу еще раньше, если хочет поскорее снова начать зарабатывать. Декретные у нас хорошие: 80 процентов от средней зарплаты. Чаще всего в польских семьях по двое детей. Белорусский декретный отпуск в целых три года для нас - это просто удивительно!

Третье место в общекомандном зачете соревнований по пожарно-спасательному спорту заняла команда из Гродненского областного управления МЧС, на втором месте - спасатели из украинского города Прилуки, а первое место завоевала команда из Университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь (Минск).

Третье место в соревнованиях по волейболу досталось команде из Латвии, второе заняли спасатели из «Бобруйск‑2», а победила дружина «Бобруйск‑1».

В подъеме по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни третий результат показал участник команды из Гродно Андрей Прохор (14,7 секунды), второе место также завоевал спасатель из Гродно Андрей Дериков (14,49 секунды), но лучший результат - у Руслана Андреева из команды «Бобруйск‑2» (14,19 секунды).

Подготовила Анастасия ТРУШНИКОВА

Фото Виктора ШЕЙКИНА


Вначале XXI века обеспечение качества выпус­каемой продукции стало одной из наиболее ак­туальных проблем в мире. Особенно важна она для современной России.

Экономическая и политическая ситуация в стра­не не могла не коснуться отрасли пожарного маши­ностроения (понятие “отрасли” здесь чисто услов­ное). Но дело не только в кризисе 90-х годов. Пробле­мы возникли значительно раньше.

Еще в 80-е годы технологии и оборудование заводов-изготовителей отечественных пожарных ав­томобилей (ПА) оказались морально и физически устаревшими. Практически невостребованным был опыт ведущих зарубежных фирм-изготовителей пожарных автомобилей, таких как Ивеко, Магирус, Метц, Циглер (Германия), Розенбауер (Австрия), Сидес, Камива (Франция), Сильвани (Италия), Бронто Лифт (Фин­ляндия) и др. К началу 90-х годов продукция заводов-изготовителей пожарных автомобилей имела ограниченную номенклатуру, низ­кие, по сравнению с зарубежными аналогами, техни­ческий уровень и качество изготовления. В результа­те наши автомобили оказались неконкурентоспособными на внешнем рынке (в основном это были страны Ближ­него Востока), а внутренней конкуренции не было вообще (вся продукция распределялась по нарядам Союзглавмаша, а не по заявкам гарнизонов).

В то же время в 90-е годы произошел своеобраз­ный прорыв в качественном уровне и технологии изготовления зарубежных ПА нового поколения, которые в настоящее время отличаются совершен­ством специальных шасси, на базе которых они со­зданы, высоким уровнем производственного ис­полнения, дизайна и безопасности. Хотя, надо при­знать, существенных изменений в технологии по­жаротушения не произошло.

Какова должна быть государственная политика в области повышения качества выпускаемых пожарных автомобилей, особенно с учетом перехода ГПС в систему МЧС? Каковы возможные пути сотрудничества россий­ских производителей с ведущими зарубежными фирмами в создании отечественных ПА нового по­коления? Следует ли стремиться к достижению вы­сшего мирового уровня качества при существую­щей экономической ситуации в России и заданном уровне ресурсного обеспечения пожарной охраны?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать не только состояние, в котором находится отечествен­ное пожарное машиностроение, но достигнутый ми­ровой уровень создания и производства ПА.

В его преддверии активизировались поиски концептуальной модели ПА, которая была бы адек­ватной новому веку и отражала изменения в усло­виях и тактике пожаротушения.

Инициатива, как обычно в таких случаях, исхо­дила от органов пожарной охраны различного уров­ня и нашла свое выражение в предложениях по со­вершенствованию типов, параметров и конструк­ции ПА. Эти предложения были вынесены на об­суждение пожарно-технической общественности (в виде публикаций и дискуссий на страницах на­циональных и международных профессиональных изданий).

Можно выделить три обстоятельства, которые явились предпосылками для разработки моделей ПА “концепткар - 2000”:

  • усложнение условий движения к месту вызова и тушения пожаров;
  • расширение сфер деятельности оперативных подразделений пожарной охраны;
  • сокращение финансовых ресурсов, направлен­ных на создание, приобретение и содержание парка ПА в разных странах.

Все обсуждавшиеся концепции (многие из кото­рых уже реализованы в первые годы нового века) можно свести к нижеследующему перечню.

  • Концепция “пожарная команда - 2000”, разработанная специалистами Великобритании. Согласно концепции, в “пожарной части - 2000” на пожар должно выезжать отделение в составе 3 ПА:
    • автомобиль быстрого реагирования (АБР) с бо­евым расчетом 4 человека;
    • автоцистерна (АЦ) с выдвижной лестницей, на­сосом и аварийно-спасательным оборудованием;
    • АЦ с насосом 75 л/с и цистерной 2500 л.
  • Базисная концепция (концепция универ­сальных моделей). Разработана специалистами во­енизированной и добровольной пожарной охраны Германии. Имеет много общих черт с предыдущей концепцией.
  • Адресная концепция (концепция дифферен­циальных моделей), предполагающая адресную ориентацию ПА к определенному виду и классу по­жара.
  • Концепция “1 + 7”, разработанная руководи­телями Технического комитета по предупрежде­нию и тушению пожаров (CTIF). Предполагает из­менение численности боевого расчета на АЦ - от формулы (1 + 5) к формуле (1 + 7) с целью сниже­ния потребности в дополнительном личном составе при тушении пожаров.
  • Концепция “быстрого реагирования”, яв­ляющаяся фрагментом ранее рассмотренных кон­цепций (1 - 4). Предусматривает придание свойств “быстрого реагирования” ПА среднего класса за счет повышения динамики движения и оперативно­сти развертывания.
  • Концепция “суперкомпоновки”, являющая­ся следствием проблем, связанных с постоянно уве­личивающейся интенсивностью дорожного движе­ния и плотностью застройки в городах (супернизкие, суперузкие, суперплотные ПА).
  • Модульная концепция, получающая даль­нейшее развитие и совершенствование (блочно-мо­дульный принцип, принцип прицепных модулей, съемных надстроек, модульная система И0С-2000, предусматривающая внутреннюю трансформацию объема кузова под размещение оборудования раз­личной конфигурации).
  • Концепция безопасного ПА, предусматри­вающая два направления обеспечения безопасно­сти ПА: безопасность личного состава (1) и безо­пасность окружающей среды (2).
  • Концепция повышения огнетушащей эф­фективности ПА. Постоянные поиски направлены на решение главной цели - тушение пожара в крат­чайшие сроки с минимальными потерями. Приемле­мость каждого концептуального решения оценивает­ся с позиций технико-экономической эффективно­сти. В качестве примера можно сослаться на получа­ющую все большее распространение технологию импульсного пожаротушения.
  • “Алюминиевая” концепция, относящаяся к области технологии и позволяющая существенно снизить массу и повысить долговечность пожарной надстройки.

На международной выставке “Интершутц- 2000”, состоявшейся летом 2000 года в г. Аугсбурге (Германия), ряд фирм представил свои концептуаль­ные модели перспективных ПА, в которых нашли от­ражение фрагменты изложенных выше концепций.

Фирма Ziegler экспонировала концептуальную модель-2000 (Ziegler-Concept Fire Truck) пожарной автоцистерны среднего класса (полная масса около 14 т) на шасси Mercedes-Benz 1325 AF Atego (4 х 4), с удельной мощностью двигателя 17,5 л.с./т. Боевой расчет автоцистерны - (1 + 8), что соответствует концепции CTIF (концепция 4 из представленного выше перечня) (рис. 1).

РИС. 1. Концептуальный пожарный автомобиль (concept fi­re truck-2000) фирмы Ziegler, Германия

Среди других отличительных признаков АЦ можно назвать:

  • применение объединенной кабины водителя и боевого расчета, изготовленной из стеклоплас­тика;
  • цистерну из стеклопластика вместимостью 1600 л;
  • применение двух видов пенообразователя: мно­гоцелевого (100 л) и для тушения пожаров клас­са А (50 л);
  • применение насоса, отвечающего как требова­ниям DIN (1600 л/мин при 8 бар), так и требова­ниям евронорм EN (2000 л/мин при 10 бар), с максимальной подачей 3400 л/мин при 8 бар;
  • размещение ПТВ в отсеках кузова по функцио­нальному назначению: тушение - защита - спа­сение - техпомощь;
  • наличие генератора пены для подачи воздушной пены при концентрации пенообразователя ме­нее 1 %;
  • выдвигаемый водопенный ствол;
  • применение катушки с электрокабелем длиной 50 м для подключения к сети 220 В;
  • применение световой мачты с пневматическим приводом и двумя прожекторами 2 х 1000 Вт;
  • размещение по верхнему обводу кузова неоно­вых ламп для освещения пространства вокруг автомобиля;
  • применение проблесковых маяков, встроенных в конструкцию надстройки (4 шт.), кроме основ­ной СГУ, выполненной в виде балки и располо­женной над кабиной водителя.

В сопроводительных проспектных материалах на эту АЦ фирма предлагает обсудить другие пред­ложения специалистов, направленные на совер­шенствование предложенной концепции.

Независимо от фирмы Ziegler подобную же кон­цептуальную модель ПА создали фирмы Merce­des-Benz (шасси), Magirus (пожарная надстройка) совместно со специалистами пожарной охраны Ганновера (Германия) (рис. 2).

РИС. 2. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный фирмами Mercedes-Benz и IVECO Magirus совместно с по­жарной охраной Ганновера (Германия) для всемирной вы­ставки ЭКСПО - 2000

Машина с полной массой 16 т создана на базе шасси Mercedes Econic 1828 с двигателем мощно­стью 280 л.с. (удельная мощность 17,5 л.с./т), снаб­жена автоматической трансмиссией Allison, регу­лируемой пневмоподвеской, АБС и другими эле­ментами. Управляемая задняя ось облегчает манев­рирование на месте пожара и в транспортном пото­ке при скорости до 30 км/ч: при большей скорости управление задней осью блокируется в целях безо­пасности.

Оригинальная компоновка с передней кабиной напоминает автобусную (с большой площадью остекления). Кабина боевого расчета выполнена отдельно от кабины водителя и интегрирована в по­жарную надстройку, что уже вызвало неодобрение пожарных.

Машина вывозит 2000 л воды и 200 л пенообра­зователя, снабжена насосом производительностью 1600 л/мин при 8 бар, имеет полный комплект ава­рийно-спасательного оборудования.

Весьма оригинально выполнен ряд конструк­тивных элементов, что является предметом отдель­ного анализа.

Изготовлено 6 образцов подобного ПА для за­щиты Всемирной выставки ЭКСПО-2000 в Ганно­вере и последующей опытной эксплуатации. По ре­зультатам опытной эксплуатации будет принято решение о целесообразности дальнейшего произ­водства этого концептуального автомобиля.

Пример реализации в производстве представ­ленной выше “алюминиевой” концепции (п. 10) по­казан на рис. 3.

Это пожарный автомобиль фирмы Розенбауэр, отличающийся современной компоновкой и целым рядом прогрессивных технических решений. Ди­зайн этого автомобиля вобрал в себя все основные представления о пожарном автомобиле начала но­вого столетия.

Рассматривая концепции создания ПА нового поколения, необходимо отметить следующее об­стоятельство.

Даже простое рассмотрение проспектных мате­риалов показывает, что между ПА, выпускаемыми фирмами Европы и США, существуют заметные, принципиальные отличия. По сути имеются два противоположных концептуальных подхода к со­зданию отдельных моделей и формированию парка ПА, характеризующих отличия в тактике примене­ния технических средств при тушении пожаров.

РИС. 3. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный по АТ- технологии фирмой Rosenbauer, Австрия

Рассмотрим каждый из подходов более подробно.

Американский подход

Американские производители ПА отказались от концепции сверхсложных систем, которая стано­вится все более востребованной в Европе, хотя от­нюдь не по соображениям технической неосущест­вимости.

Как фирмы, работающие в этой области, так и служба пожарной охраны США сделали выбор в пользу трех главных критериев, которые являются определяющими при создании ПА:

  1. эффективность при тушении пожара любой сложности;
  2. скорость и эффективность при спасании людей;
  3. надежность, безопасность и простота конст­рукции ПА.

Эффективность при тушении пожара, по мне­нию американских специалистов, можно обеспе­чить применением ПА, которые в Европе класси­фицируются как “тяжелые”.

Как правило, это длиннобазные, крупногаба­ритные ПА с компоновкой, совершенно не тради­ционной для европейских автомобилей: передней кабиной (а не кабиной над двигателем), малыми уг­лами свеса, средним расположением насоса, разме­щением личного состава спиной по ходу движения автомобиля. Пример компоновки подобных ПА представлен на рис. 4.

Полная масса таких ПА составляет около 18т (двухосные) или 26 т (трехосные автомобили), удельная мощность - не ниже 20 л.с./т.

Специалисты считают, что при той планировке городов, которая сформировалась в США (широкие просторные проспекты, удобные подъезды к до­мам), преобладающее применение мощных тяже­лых ПА является оправданным, поскольку не огра­ничивается оперативность их движения.

Эффективность тушения обеспечивается приме­нением мощных насосов: подача наиболее распро­страненного в США насоса составляет 1500 галло­нов/мин (5678 л/мин), что в 2,5 раза выше подачи аналогичного европейского насоса (2400 л/мин).

РИС. 4. Традиционная компоновка американского пожар­ного автомобиля для города

Необходимая степень диспергирования воды обеспе­чивается введением в комплектацию весьма совер­шенных ручных и лафетных стволов с регулируе­мым распылом.

Такое сочетание мощных насосов и совершен­ных стволов должно обеспечивать универсаль­ность тушения пожаров любого класса.

Скорость и эффективность при спасании людей обеспечиваются применением универсальных ав­толестниц, оборудованных насосом с подачей 1500 галлонов/мин (5678 л/мин) и цистерной вместимо­стью 300 - 500 галлонов (1135 - 1900 л) воды. По сути такие ПА можно классифицировать как по­жарно-спасательные.

Такие ПА весьма популярны в США. Например, в программе производства фирмы Darley значится 6 моделей подобных автомобилей, с высотой подъ­ема от 60 до 109 футов (от 18 до 33 м).

Установленный на вершине лестницы лафет­ный ствол рассчитан на максимальную подачу, ко­торую обеспечивает насос (5678 л/мин), тогда как у соответствующих европейских АЛ этот показатель не превышает 2000 л/мин.

Для столь большой подачи предназначена стаци­онарная выдвижная магистраль диаметром 100 мм. Естественно, колена автолестницы рассчитаны на эту повышенную нагрузку.

Безусловно, подобная концепция АЛ обеспечи­вает оперативность спасательных операций, однако монтаж их возможен опять-таки на шасси тяжелого класса; соответственно, маневренность таких АЛ на месте пожара оказывается ограниченной.

Необходимость учета критерия надежности, безопасности и простоты конструкции ПА специа­листы США обосновывают следующим образом.

Пожарный автомобиль - сложная техническая система. Чем больше компонентов в системе, тем выше вероятность отказов и срывов, поэтому усложнение конструкции приводит к снижению на­дежности.

Кроме того, пожар - не лучшая рабочая среда для тонкой электронной аппаратуры, которой в по­следнее время все чаще оснащаются европейские ПА. По самой своей природе и функциональному назначению такое оборудование требует более вы­сокой квалификации со стороны персонала как при оперативном использовании, так и при техниче­ском обслуживании. При наличии подобной техни­ки специальная подготовка персонала и специаль­ная техническая служба для обслуживания стано­вятся необходимостью, что является большой проблемой для США.

Объясняется это тем обстоятельством, что мно­гие американские пожарные части укомплектованы добровольцами - преданными своему делу, отлич­но подготовленными, но лишь в качестве пожар­ных, а не специалистов по управлению и обслужи­ванию сложных технических систем.

Эта давняя традиция и создала потребность в простом, надежном и прочном пожарном оборудо­вании, которым оснащаются ПА. Упор на простоту и надежность оборудования специалисты США считают чрезвычайно важным фактором, учитывая также те трудные и опасные условия, в которых приходится работать пожарным: непогода, высокие температуры, ядовитый дым, обледенение и пр.

Однако при всей важности приведенных крите­риев определяющей при разработке и реализации концепции создания ПА в США является проблема рентабельности.

Это значит, что при сравнительном экономиче­ском анализе двух “конкурирующих” концепций в США учитывают стоимость дополнительных устройств и расходы на оплату их операторов, срав­нивая их с теми выгодами, которые реально прине­сет внедрение конкретной модели ПА.

Следует отметить, что основная тенденция в США состоит в том, чтобы по мере целесообразно­сти встраивать в конструкцию пожарных автолест­ниц, авпоследнее время и автоподъемников, борто­вые насосные системы, водяные и пенные емкости, силовые электроагрегаты и другие элементы. При этом экономическая оценка такой “тактической единицы” производится по особой статье, ибо эта установка выполняет иные функции и служит иным целям, чем классические европейские пожарные машины.

Европейский подход

Основной критерий, на котором базируется евро­пейская концепция создания ПА (рис. 5), заключает­ся в следующем: при любых обстоятельствах пожар­ные подразделения, получающие вызов на пожар, должны обеспечивать спасание людей, затем - ор­ганизовать тушение. А меньшие по размеру и весу ПА, обладающие более высокой мобильностью и ма­невренностью, в условиях высокой интенсивности уличного движения и плотной застройки европей­ских городов в состоянии более оперативно доста­вить к месту пожара силы и средства для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.

Именно потому в парке ПА европейских стран доминируют ПА легкого и среднего классов, а тя­желые ПА (основная тактическая единица в США) используются в основном для защиты пожароопас­ных объектов, а также в качестве специальных ПА, для которых оперативность не является преоблада­ющим фактором.

Европейские производители ПА не считают це­лесообразной установку на городских ПА сверх­мощных насосных систем, ограничиваясь приме­нением на ПА среднего класса насосов с подачей 2400 л/мин или комбинированных насосов. Хотя модельные ряды насосных агрегатов, выпускаемых европейскими фирмами, значительно шире: конк­ретный тип насоса устанавливается в зависимости от функционального назначения ПА (городские, объектовые, аэродромные и т.д.).

РИС. 5. Компоновка европейского пожарного автомобиля нового поколения (автоцистерна фирмы Rosenbauer на шас­си MAN)

В Европе разработана концепция многофункци­ональных ПА (по типу американских), однако она находится в стадии обсуждения и не поддерживает­ся однозначно пожарной охраной разных стран. Тем не менее в программах производства некото­рых фирм такие модели начинают появляться (АЦ с лестницей, аварийно-спасательные ПА с насосной установкой и т.п.).

С принятием европейских норм EN 1846 “По­жарные автомобили” структура типоразмерных ря­дов ПА установлена нормативно, поэтому дальней­шее развитие их концепции идет в направлении совершенствования технического уровня ПА - как оперативных транспортных средств, так и техниче­ских средств тушения. Подробнее эти проблемы рассмотреть в объеме журнальной статьи достаточ­но сложно.

Однако два обстоятельства концептуального ха­рактера можно отметить в данном обзоре: это по­стоянно растущий уровень дизайна современных европейских ПА и повышение степени автоматиза­ции управления агрегатами и системами ПА, что в корне отличает их от американских ПА.

Последние модели ПА, предлагаемые потреби­телю европейскими фирмами, оснащены весьма сложными системами электронных датчиков, инди­каторов, органов управления, а также сложными механизмами, встроенными элементами бортовой диагностики, обеспечивающими полностью авто­матическую работу агрегатов и постоянный конт­роль за их состоянием.

Эти технические решения стали нормой для со­временных европейских ПА, и фирмы вынуждены организовывать курсы по обучению операторов, ко­торым предстоит работать на таких машинах и об­служивать их. Именно эти обстоятельства амери­канские специалисты считают неприемлемыми для пожарной охраны США по причинам, приведен­ным выше.

Вместе с тем намечается некоторое сближение американской и европейской концепций ПА. И та, и другая концепции предусматривают применение пожарных автомобилей первой помощи (американ­ская версия “First-Out” Attack, или ПА первой ата­ки). Американская фирма Darley в проспектах 2000 года называет такой автомобиль “моделью ты­сячелетия” (Millenium Models). В Европе создание автомобиля первой помощи предусмотрено норма­ми EN 1846.

В Европе начинают производиться многофунк­циональные автомобили (о чем было сказано выше), что является главной тенденцией в США.

В то же время пожарная охрана США приобре­тает (или организует производство в дочерних фир­мах европейских компаний) такие сугубо европей­ские ПА, как коленчатые подъемники фирмы Бронто, автоматические автолестницы Магирус, ПА корпорации Розенбауэр, которые не вписыва­ются в американскую концепцию.

Новый концептуальный автомобиль Conzept- bus-2000, созданный в Германии пожарной охра­ной Ганновера совместно с фирмами Мерседес и Магирус (рис. 2), с полным основанием можно от­нести к продукту двух, на первый взгляд противо­положных, концепций.

В заключение следует остановиться еще на од­ном аспекте рассматриваемой проблемы.

В нашей стране господствующая идеология в создании ПА базируется на использовании для этих целей коммерческих шасси грузовых автомобилей. При прогнозируемой на начало века интенсивности дорожного движения ПА на таких шасси будут ста­тичными, ничем не отличаясь от других участников транспортного потока.

Между тем в мире еще в конце прошлого века наметилась тенденция к применению специальных шасси для ПА.

Анализ технических характеристик специаль­ных шасси, которые поставляются автомобильны­ми корпорациями фирмам-изготовителям ПА, по­зволяет сделать вывод: в мире завершен переход на выпуск шасси нового поколения, которые по мно­гим параметрам превосходят заменяемые модели. Этому есть свое объяснение: мировые автомобиль­ные гиганты делят сферы влияния, и производство моделей “из прошлого” оказывается только на руку конкурентам.

Новинки грузового автомобилестроения фирмы и компании демонстрируют на международных ав­тосалонах коммерческих и специальных транспор­тных средств, которые проходят под девизом: “Мы ведем процветающее дело!”

К сожалению, отечественные производители пока не нашли своей ниши в этом “процветающем деле”: технический уровень наших грузовиков как базы для создания ПА кардинально уступает техни­ческому уровню соответствующей продукции зару­бежных (ведущих и не ведущих) фирм. Перспекти­вы на то, что отечественные шасси, прежде всего среднего и тяжелого классов, в ближайшее время достигнут (в стандартном исполнении) уровня за­рубежных весьма проблематичны. Хотя надежды на создание специальных шасси для ПА имеются.

С учетом проведенного в настоящей статье ана­лиза, новая идеология производства отечественных ПА должна базироваться на исполнении следую­щих решений:

а) применение для создания ПА специальных шасси, параметры которых адекватны их функцио­нальному назначению, а именно: удельная мощность не менее 20 л.с./т; максималь­ная скорость не ниже 100 км/ч; повышенная эффек­тивность торможения за счет применения апробиро­ванных решений: АБС, стабилизаторов устойчиво­сти, системы экстренного растормаживания и т.п.;

б) реализация принципа “суперплотной” ком­поновки, успешно апробированного в ходе работ над АЦ вагонного типа, еще в прошлом веке создан­ной ВНИИПО, ВНИИТЭ и французской фирмой “Сидес”, и позволяющего снизить высоту центра тяжести ПА, его габаритную ширину, улучшить об­зорность с места водителя, маневренность и другие параметры. Реализация этих, а также ряда других частных решений позволит снизить динамические габариты ПА и обеспечить условия его оперативного и бе­зопасного движения к месту вызова;

в) проведение работ по повышению огнетуша­щей эффективности ПА и существенному измене­нию традиционного подхода к комплектации ПА, с включением оборудования для проведения аварий­но-спасательных работ. Тем самым могут быть созданы предпосылки для модернизации и структурной реконструкции действующего парка пожарных автомобилей в стране.