Конфликт интересов. Конфликт интересов в коммерческой организации, что это? Или бывших ИПшников не берут на работу даже грузчиками и дворниками Что такое конфликт интересов на государственной

30/07/2014

Введение

О конфликте интересов принято говорить в том случае, когда одно лицо может иметь одновременно два противоречащих интереса, одним из которых является защищаемый интерес; при этом преследование другого интереса может нанести ущерб защищаемому интересу.

Несмотря на достаточное количество работ, посвященных вопросам, связанным с конфликтом интересов, содержание этого явления изучено недостаточно и понимается в науке неодинаково. Отечественные исследователи рассматривают данную категорию в основном в антикоррупционном плане в контексте отношений, возникающих на государственной и муниципальной службе. Однако существенное значение категория конфликта интересов имеет и в корпоративном праве, особенно при регулировании деятельности акционерных обществ, поскольку в таких обществах в связи с отделением собственности от управления эффективное распоряжение денежными ресурсами в целях получения прибыли обществом и обогащения акционеров не всегда выступает основной целью управляющих.

Рассмотрим конфликт интересов в акционерном обществе.

Интерес

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению категории "конфликт интересов", необходимо разъяснить понятие "интерес". Однако ни нормы акционерного, ни иные нормы гражданского законодательства не дают его определения. Нет единства мнений и в научной литературе.

Попробуем определить природу интереса, т.е., как указывает В.П. Грибанов, то, "является ли интерес явлением субъективным, выражающим известную психическую настроенность субъекта, либо он по природе своей объективен, то есть представляет собой "некое объективное условие человеческого существования". В литературе на этот счет высказываются разные точки зрения.

Ученые, считающие интерес явлением субъективным, указывают на его неразрывную связь с сознанием и утверждают, что существование интереса вне сознания невозможно. С ними согласны сторонники промежуточной, "объективно-субъективной", позиции, которые определяют интерес как "известное сочетание объективного и субъективного моментов", "отраженную потребность, необходимость, прошедшую через сознание людей и принявшую форму сознательного побуждения".

По нашему мнению, наиболее обоснованна третья позиция, согласно которой интерес рассматривается как исключительно объективная категория с точки зрения как формы, так и содержания. Содержание интереса представляет собой объективные потребности, необходимые субъекту для существования и развития; их наличие не зависит от того, осознает ли их сам человек. В противном случае придется признать, что малолетние и лица с нарушенной психикой вообще не имеют интересов, однако это очевидно неверно.

Сказанное вовсе не означает, что интерес и сознание никак не связаны; как справедливо указывает Р. Гукасян, их связь проявляется в том, что "интерес - категория социальная, и существование его предполагает сознательную деятельность". Реализация интереса в свою очередь невозможна без его осознания.

Юридическим средством реализации интереса выступает приобретение и осуществление субъективных прав и обязанностей. Именно интерес выступает предпосылкой динамики правоотношения. Как верно отмечает В.А. Бублик, "именно через интерес в гражданском праве реализуется такое основополагающее качество гражданско-правового метода, как правовая инициативность субъектов: потребность в удовлетворении тех или иных интересов является внутренним побудительным фактором, инициирующим активные действия субъектов и побуждающим их вступать в отношения друг с другом".

В зависимости от субъекта-носителя интересы делятся на частные и публичные (государственные и общественные). Публичные интересы в свою очередь распадаются на интересы государства, субъекта федерации, муниципального образования и пр. Под частными интересами мы подразумеваем индивидуальные интересы физических и юридических лиц. Среди последних можно выделить, в частности, интересы юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.

Перейдем к анализу интереса акционерного общества и его специфики, которая, на наш взгляд, обусловливает возникновение конфликта интересов в акционерном обществе, что объясняет потребность в особом правовом регулировании.

Корпоративный интерес

Интерес акционерного общества можно коротко охарактеризовать через следующие его признаки.

1. Самостоятельность. Акционерное общество, будучи субъектом права, обладает собственным интересом (иногда именуемым "корпоративным"). Корпоративный интерес - это результат объединения индивидуальных интересов учредителей (акционеров) общества, не сводимый к простой их совокупности. Он складывается только из их общих интересов, для реализации которых создавалась корпорация. Как писал С.Н. Братусь, общий интерес участников коллектива, "выраженный в единой цели, для достижения которой он организован, и определяемая этой целью общая воля участников объективируются в определенной хозяйственной деятельности этого коллектива".

Основная цель деятельности акционерного общества как коммерческой организации - это извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Эта цель определяет корпоративный интерес общества, т.е. объективно обусловливает его потребности, задает рамки и общую направленность их развития и осуществления. Эти рамки формируются и иными нормами гражданского законодательства, в частности запретом дарения между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575 ГК РФ).

Объективную основную цель деятельности акционерного общества следует отличать от субъективных целей каждой конкретной организации, которые как раз и формируются на основе корпоративного интереса.

Вопрос о самостоятельной природе интереса юридического лица является дискуссионным. Однако в настоящее время преобладающей выступает точка зрения законодателя. Как справедливо указывает С.В. Михайлов, наличие самостоятельного интереса юридического лица вытекает из нормы ст. 53 ГК РФ: юридическое лицо наделяется самостоятельной правосубъектностью, т.е. обладает своим общественно значимым интересом; также по прямому указанию закона интерес юридического лица реализует его орган управления.

Законодатель отдельно упоминает две группы интересов в акционерном обществе: интерес акционерного общества (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 71 Федерального закона "Об акционерных обществах"*(17); далее - Закон об акционерных обществах) и интересы акционеров (п. 1 ст. 1, п. 7 ст. 49, п. 6 ст. 68). Таким образом, законодатель еще раз подчеркивает, что указанные интересы не только не отождествляются, но и могут друг другу противоречить.

2. Производность. В зависимости от способа возникновения мы предлагаем подразделять интересы на первоначальные и производные.

Первоначальными считаются только интересы физических лиц. Они возникают сами по себе и не обусловлены интересами иных субъектов.

К производным следует отнести интересы всех остальных субъектов (публично-правовых образований, общественных объединений, юридических лиц). Эта группа формируется на основе первоначальных (либо иных производных) интересов и представляет собой комплекс последних.

Принципиальное различие первоначальных и производных интересов состоит в механизме их реализации. Носители первых имеют возможность непосредственной реализации интереса в отличие от носителей производных интересов, которые, будучи искусственными образованиями, реализуют их посредством специально создаваемых для этого органов (иных подобных образований). Конечным субъектом, который фактически реализует любой производный интерес, выступает физическое лицо.

Интерес акционерного общества, будучи производным, также имеет опосредованный механизм реализации. В данном случае интерес принадлежит самому субъекту (акционерному обществу), однако фактически осознается и объективируется волевыми действиями не носителей интереса, а иных лиц - членов органов управления общества.

Итак, под корпоративным интересом мы предлагаем понимать самостоятельные, объективно существующие, социально обусловленные потребности акционерного общества, сформировавшиеся на основе общих интересов его учредителей (акционеров), детерминированные основной целью деятельности общества (извлечение прибыли) и реализуемые посредством специально созданных органов управления общества.

Конфликт интересов

Как отмечалось, возникновение конфликта интересов в акционерном обществе обусловлено спецификой корпоративного интереса, самостоятельного, с одной стороны, и производного - с другой, и опосредованным механизмом его реализации.

Реализуя корпоративный интерес, субъект, исполняющий функции органа управления акционерного общества, в то же время обладает своим самостоятельным (индивидуальным, частным) интересом, поскольку "органы юридического лица - это предусмотренные законом, уставом или положением живые люди, которые вырабатывают и осуществляют его волю". Таким образом, одно и то же лицо обладает возможностью реализации двух интересов: корпоративного и личного, причем первый может иметь в значительной степени формальный характер, в то время как второй может являться жизненно необходимым для своего носителя. Кроме того, это лицо, будучи членом органов управления нескольких юридических лиц, может реализовывать сразу несколько корпоративных интересов. Также оно состоит в определенных социальных отношениях (родственных, супружеских и т.п.), а значит, в своих действиях может руководствоваться личными интересами иных лиц. Следовательно, между указанными интересами неизбежно возникает конкуренция, которая может перерасти в конфликт интересов.

В законодательстве об акционерных обществах понятие "конфликт интересов" не используется, однако учитывается законодателем при закреплении отдельных юридических конструкций.

В юридической науке также отсутствует единое понимание конфликта интересов. Можно выделить две точки зрения.

Первая группа авторов рассматривает конфликт интересов как противоречие, несовпадение интересов различных субъектов, не учитывая, существует ли у одного из субъектов возможность реализовывать интересы другого (по крайней мере, такая возможность не определяющая).

Так, А.В. Габов полагает, что сведение категории "конфликт интересов" к проблеме отношений "принципал - агент" "несколько сужает широту проблемы". Ученый предлагает понимать под конфликтом интересов "ситуацию (состояние), при которой интересы лица - участника корпоративных отношений - не совпадают с интересами самой корпорации (акционерного общества) и (или) других участников корпоративных отношений".

А.Б. Агеев считает, что "если строго придерживаться конструкции "конфликт интересов", то придется исключить из рассмотрения корпоративные конфликты, при которых субъекты - конфликтующие стороны действуют в собственных интересах" (в данном случае автор имеет в виду в первую очередь конфликты между акционерами).

Думается, что при такой позиции происходит необоснованное смешение понятий "конфликт интересов" и "корпоративный конфликт": они используются как синонимы.

Мы полагаем, что о корпоративном конфликте следует говорить в случае противоречий между участниками корпоративных правоотношений. Так, Кодекс корпоративного поведения понимает под корпоративным конфликтом противоречие между органом общества и его акционером (акционерами), а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества. Позитивное правовое регулирование общественных отношений в целом (корпоративное право в частности) направлено на обеспечение баланса интересов различных субъектов. Особого внимания заслуживает ситуация, когда несовпадающие интересы принадлежат разным лицам, при этом возможность их реализации имеется только у одного. Следовательно, у него возникает необходимость выбора в связи с его двойственным положением в ситуации, когда одновременная реализация обоих интересов в полной мере невозможна. Именно в этом случае речь должна идти о конфликте интересов.

Вторая группа исследователей рассматривает конфликт интересов в контексте действий в пользу третьих лиц, необходимости выбора одного лица между реализацией нескольких интересов при их столкновении. Такой подход, на наш взгляд, предпочтителен.

Так, Д.И. Дедов, рассматривая конфликт интересов комплексно - как феномен, присущий не только отношениям в акционерном обществе, но и иным отношениям (например, институт представительства), понимает под ним "общепринятый термин, обозначающий противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего), и личными интересами этого уполномоченного". Разделяя в целом позицию автора, предлагаем уточнить данное определение. Конфликт интересов в акционерном обществе - это столкновение (противоречие) интереса акционерного общества с личным интересом лица, реализующего интерес акционерного общества (управляющего, акционера и других субъектов конфликта), при котором одновременная реализация обоих интересов в полной мере (без ущерба одному из них) невозможна. Предлагаем законодательно закрепить эту дефиницию.

Поясним предложенное определение.

Во-первых, под личным интересом субъекта конфликта, помимо его собственного (индивидуального, частного) интереса, понимается интерес третьего лица, возможностью реализации которого наделяется субъект конфликта, выполняя, например, функции исполнительного органа иного юридического лица, а также интересы третьих лиц, каким-либо образом связанных с субъектом конфликта, которыми последний может руководствоваться в своих действиях (например, интересы супругов, родственников и т.п.).

Во-вторых, столкновение интересов, при котором их одновременная реализация без ущерба какому-либо из них невозможна, может возникать как по объективным, так и по субъективным причинам - объективная и субъективная невозможность.

Пример субъективной невозможности - наличие "неформальной" (дружеской и т.п.) связи с контрагентом акционерного общества по сделке.

Яркая иллюстрация объективной невозможности - заключение сделки юридическим лицом со своим директором. Субъекты гражданских правоотношений приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ): директор акционерного общества, совершая сделку с последним, объективно сможет действовать либо в своих интересах, либо в интересах общества, поскольку в данном случае участники сделки - контрагенты. Законодатель по отношению к подобным сделкам не использует термин "конфликт интересов", называя их "сделками, в совершении которых имеется заинтересованность" (ст. 81 Закона об акционерных обществах).

Конфликт интересов при совершении сделок в акционерном обществе объективно возникает при наличии следующих отношений между лицом, реализующим корпоративный интерес (или его супругом, родителями, детьми, братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными и (или) его аффилированными лицами - "связанные лица"), и контрагентом (выгодоприобретателем) по сделке:

совпадение лица, имеющего возможность реализовывать (влиять на реализацию) корпоративного интереса (в терминологии закона - заинтересованного лица), или связанных с ним лиц и контрагента (выгодоприобретателя) по сделке: заинтересованное лицо является стороной сделки (выгодоприобретателем по сделке);

отношения представительства (посредничества): заинтересованное лицо (связанные с ним лица) является посредником или представителем в сделке;

отношения владения: заинтересованное лицо и (или) связанные с ним лица (каждый в отдельности или все в совокупности) владеют 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

отношения управления: заинтересованное лицо (или связанные с ним лица) занимает должность в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица (ст. 81 Закона об акционерных обществах).

Иных обстоятельств, при которых возникает конфликт интересов, российский законодатель не предусматривает. Это можно объяснить тем, что сделки выступают основным юридическим фактом, которым опосредуется динамика имущественных отношений акционерных обществ.

Между тем конфликт интересов в акционерном обществе может возникать не только при заключении сделок, но и при совершении обществом иных юридически значимых действий (например, при заключении трудовых договоров, которые с точки зрения традиционного научного подхода сделками не являются, при осуществлении процессуальных действий). Так, конфликт интересов неизбежен при заключении директором акционерного общества трудового договора с супругой, при отказе директора от иска (признания иска) в пользу супруги. Таким образом, конфликт интересов выходит за рамки гражданско-правовых отношений. Полагаем, что правовое регулирование обозначенных ситуаций потребует особых юридических конструкций.

Законодатель также не учитывает субъективную невозможность одного лица действовать одновременно в нескольких интересах. Тем самым из сферы регулирования выпадает целый ряд отношений, в которых лицо, реализующее корпоративный интерес и совершающее юридически значимые для общества действия, может руководствоваться иным интересом. В связи с чем полагаем, что обязанности по выявлению не предусмотренного законом конфликта интересов и информирования о таком конфликте должны быть возложены на самого субъекта конфликта (управляющего, акционера и др.) с возможностью последующего применения санкций в случае их неисполнения.

Виды конфликта интересов

В зависимости от субъекта, реализующего корпоративный интерес, можно выделить следующие виды конфликтов интересов:

конфликт интересов управляющего: члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества и общества;

конфликт интересов контролирующего акционера и общества: в Законе об акционерных обществах акционером, способным влиять на реализацию корпоративного интереса, признается акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества;

конфликт интересов иных лиц, способных влиять на реализацию корпоративного интереса (например, лиц, имеющих право давать обществу обязательные для него указания), и общества.

Особого внимания заслуживает конфликт интересов акционера и общества. Как справедливо отметил М.И. Кулагин, акционер, владеющий контрольным пакетом акций, осуществляет "безраздельное господство в обществе", распоряжаясь капиталом, который во много раз превосходит его вклад в капитал компании. Акционерное общество является организацией собственников капитала, в связи с чем "органы акционерного общества должны, прежде всего, служить формированию, выявлению коллективной воли собственников".

Будучи лицом, входящим в состав общего собрания акционеров (органа управления акционерным обществом), акционер, в первую очередь мажоритарный, имеет возможность реализовывать корпоративный интерес.

Конфликт возникает, когда личный интерес контролирующего акционера противоречит корпоративному интересу. Акционер может использовать общество для реализации частных негативных целей, а в крайнем случае вообще не быть заинтересованным в существовании и функционировании акционерного общества.

Помимо конфликтов собственных интересов субъектов, реализующих корпоративный интерес, и акционерного общества, можно выделить конфликты интересов общества и третьих лиц, интересы которых управляющий (акционер) общества также имеет возможность реализовывать. Например, N - директор акционерного общества А и одновременно член совета директоров общества B. В данном случае N имеет возможность реализовывать интересы одновременно двух обществ. При определенных обстоятельствах, например при совершении сделки обществом А и обществом В, указанные интересы будут конфликтующими, N может оказаться в ситуации столкновения этих интересов и неизбежного выбора между ними.

Юридические конструкции регулирования конфликта интересов

В целях регулирования конфликтов интересов в акционерном обществе главными задачами законодателя становятся:

определение круга лиц, которые обладают возможностью реализовывать корпоративный интерес;

эффективное выявление обстоятельств, при которых может возникнуть конфликт интересов;

разработка и внедрение определенных юридических конструкций (т.е. "нормативных схем регулирования", "типовых построений правомочий, обязанностей, ответственности, процедур") для предотвращения конфликта интересов и нивелирования его последствий.

С точки зрения функционального назначения можно выделить следующие гражданско-правовые конструкции, используемые в целях регулирования конфликта интересов в акционерном обществе:

регулятивно-статические: конструкции, закрепляющие основные обязанности субъекта, реализующего корпоративный интерес, в рамках которых он действует свободно (например, закрепление обязанности управляющих действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (ст. 71 Закона об акционерных обществах), установление запрета на совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, и членами коллегиального исполнительного органа общества должностей в органах управления других организаций без согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст. 69 Закона об акционерных обществах);

регулятивно-динамические: конструкции, направленные на определение порядка поведения сторон в ситуации, когда конфликт интересов уже возник (например, специальное регулирование проведения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, порядок их одобрения);

охранительные: конструкции, направленные на устранение последствий правонарушений, возникших в результате конфликта интересов (ответственность управляющих за убытки, причиненные обществу, признание сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, недействительной и т.п.).

Выбор законодателем нормативной схемы регулирования конкретных отношений обусловлен, в частности, степенью риска того, что при возникновении конфликта интересов приоритет будет отдан не интересу общества, а иному интересу. Так, риск нарушения корпоративного интереса мажоритарным акционером очевидно ниже, чем риск нарушения указанного интереса менеджером. Участвуя в обществе, акционеры несут риск потери своих финансовых вложений в капитал общества, поэтому в значительном количестве случаев корпоративный и личный интересы акционера совпадают. Следовательно, вероятность конфликта интересов в большинстве случаев стремится к нулю. Совпадение же корпоративного интереса и интереса менеджера менее вероятно.

Соответственно, законодатель использует разные юридические конструкции для регулирования конфликтов интересов акционерного общества и управляющих, акционерного общества и акционеров (например, акционеры не несут фидуциарных обязанностей в отношении общества). Однако некоторые конструкции являются универсальными и используются для регулирования и тех и других конфликтов интересов (в частности, специальное нормирование сделок, в совершении которых имеется заинтересованность).

В заключение хотелось бы отметить существенное значение принципов права для регулирования конфликта интересов в акционерном обществе. Ввиду опосредованности механизма реализации корпоративного интереса особую роль здесь играет общегражданский принцип добросовестности, который конкретизируется в отдельных юридических конструкциях, в том числе в нормах п. 3 ст. 53 ГК РФ и п. 1 ст. 71 Закона об акционерных обществах.

В этих нормах также закреплено положение о приоритете интереса акционерного общества перед личным интересом управляющего. Оно является в определенной степени изъятием из принципа юридического равенства, однако вполне обоснованным. Это изъятие направлено на выравнивание положения акционерного общества как субъекта гражданского права, поскольку оно ввиду производного характера интереса не обладает возможностью непосредственной его реализации, а значит, находится в заведомо неравном положении по отношению к физическому лицу как субъекту гражданского права.

Настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В первую очередь давайте разберемся, о чем идет речь.

Говоря о конфликте интересов, мы подразумеваем обстоятельства, при которых соображения частной выгоды человека влияют на принимаемые им решения, что в результате часто вредит интересам работодателя.

Конфликт интересов можно классифицировать по виду субъектов:

  1. Организационный - случается, когда субъектами конфликта интересов выступают организации различных видов собственности, государственной или частной.
  2. Личный - характерен для ситуаций, когда частные интересы человека (сотрудника компании) вступают в противоречие с интересами организации-работодателя и связаны с выполнением сотрудником своих служебных обязанностей.

С точки зрения кадрового специалиста стоит рассмотреть второй тип конфликта интересов.

В каких ситуациях возможен конфликт интересов?

  • Закупочная деятельность.

Сюда можно отнести ситуации, когда в качестве закупщика и поставщика выступают родственники.

В качестве иллюстрации данного пункта можно привести ситуацию с закупками товаров для нужд организации, когда представителями заказчика и поставщика являются родственники, например, отец и сын. Организация-заказчик заинтересована в приобретении нужных ей товаров по минимальной цене, а ее закупщик, совместно со своим родственником - представителем поставщика, заинтересованы в получении личной прибыли за счет неосновательного обогащения, путем значительного завышения закупочной цены.

  • Участие работника в принятии решений, способных принести какую-либо выгоду связанным с ним лицам.

Например, выдача сотрудником банка кредита своему родственнику или знакомому.

  • Работа родственников в прямом подчинении.

Как пример можно привести установление необоснованно высокого размера заработной платы родственнику в подчинении или ненадлежащее выполнение контрольных функций в отношении родственника - подчиненного.

  • Работа в конкурирующих организациях.

Работа связанных между собой лиц в конкурирующих организациях потенциально может спровоцировать злоупотребление должностным положением одного лица в пользу компании, где трудоустроено другое лицо. Например, в виде передачи информации, относящейся к коммерческой тайне.

НАПРИМЕР

Несколько лет назад к специалистам по кадровой безопасности обратился господин Иванов, собственник компании «Андрон» (в целях сохранения конфиденциальности все названия компаний и фамилии людей, упоминаемых в данной статье, изменены), с просьбой разобраться с беспокоящей его проблемой. Основной деятельностью компании являлись оптовые продажи автокомпонентов напрямую от заводов-изготовителей.

С его слов, в последние полгода выручка компании резко и значительно уменьшилась, при сохранении того же объема реализации товаров. Данный факт навел Иванова на мысли о наличии злоупотреблений со стороны наемного персонала компании.

В ходе проведения мероприятий по изучению сложившейся ситуации удалось выяснить следующее. При непосредственном участии господина Петрова, директора компании «Андрон», и одного из его родственников, на имя которого была зарегистрирована компания с таким же видом деятельности, была реализована противоправная схема по выводу средств из компании «Андрон».

Используя непрозрачную схему скидок и бонусов для клиентов, Петров «продавал» компании своего родственника товары практически по закупочной цене, а те, в свою очередь, продавали их, уже по рыночным расценкам, клиентам всё того же «Андрона», лишая таким образом фирму Иванова значительной доли прибыли.

В данном примере мы видим классический вариант конфликта интересов, когда личный корыстный интерес директора компании идет вразрез с интересами самой фирмы и ее учредителя.

Какие меры может предпринять кадровик?

    На этапе трудоустройства:

  • сбор информации о родственных связях кандидата на вакантную должность, в том числе о местах работы родственников (на этапе заполнения анкеты соискателя и собеседования);
  • сбор информации о дружеских связях кандидата путем изучения социальных сетей - например, о наличии среди знакомых кандидата сотрудников конкурирующих организаций;
  • проверка кандидата на наличие зарегистрированных на его имя юридических лиц или ИП. Особое внимание следует обратить на случаи, когда вид деятельности такой компании совпадает или близок к вашему. Проверку возможно осуществить путем получения доступа к онлайн сервисам по предоставлению информации из ЕГРЮЛ, например - с помощью сервиса компании Интегрум;

2. В период работы сотрудника:

  • регулярная проверка сотрудников на появление зарегистрированных на их имя юридических лиц или ИП. Таким же образом, что и на этапе трудоустройства;
  • выявление фактов трудоустройства связанных с сотрудниками лиц в компании-контрагенты вашего работодателя. Возможно путем изучения профилей указанных лиц в социальных сетях.

В заключение хочется сказать, что в настоящее время вопросу конфликта интересов при трудоустройстве кандидата и в процессе его дальнейшей работы в российских компаниях уделяется недостаточно внимания. В результате чего российский бизнес продолжает нести финансовые потери, которые мог бы легко свести к минимуму.

Конфликт интересов – явление, которое встречается повсеместно. Такие ситуации возникают между учениками одного класса, между членами семьи, в сообществах единомышленников и среди сотрудников одной организации. Они могут возникать вне зависимости от того, испытывают ли люди друг к другу личную неприязнь или это чисто профессиональное соперничество. В любом случае, это явление необходимо пресекать, так как конфликт интересов может привести к ущемлению интересов всей компании или организации.

В частном бизнесе и государственных организациях конфликты интересов происходят часто и их довольно трудно скрыть или исчерпать оперативно. Из-за этого появился даже Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции», согласно которому конфликт интересов трактуется как «…ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность государственного или муниципального служащего может оказать влияние или уже влияет на исполнение служебных обязанностей…».

В большинстве случаев конфликты такого рода возникают на почве заинтересованности сотрудником в получении материальной выгоды непосредственно для себя либо для третьих лиц, с которыми работник связан какими-либо финансовыми обязательствами.

Формы и признаки конфликта интересов

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – «столкновение». В определенный момент двое или больше членов одной группы или сообщества начинают претендовать на один и тот же объект, в результате чего зоны интересов каждого из участников конфликта пересекаются. Конфликт интересов может быть личным и организационным:

При личном конфликте выполнение человеком его служебных обязанностей каким-либо образом вступает в противоречие с его личными интересами. Пример такой ситуации – желание сотрудника уйти с работы строго по окончании рабочего дня, а при возможности даже раньше, так как на вечер у него есть личные планы;

При организационном конфликте собственные выгоды защищает уже целое частное , которое также в силу противоречия со своими интересами отказывается или пытается отказаться от предоставления своих услуг государству.

Конфликт интересов может возникать в случае, если объект конфликта никак нельзя поделить между двумя претендующими на него сторонами. При этом ни одна их сторон не желает искать компромиссы и уступать другой.

Как разрешить ситуацию

Психологи, работающие над проблемой разрешений конфликта интересов, предлагают пять способов сгладить или вовсе устранить ситуацию:

Не продолжать конфликт, а устроить открытое соревнование, победитель которого становится обладателем объекта конфликта, а проигравшая сторона согласно заранее составленной договоренности – от объекта официально отказаться. Наиболее приемлемый вариант.

Уступить объект спора и препираний. Данный способ больше подходит для решения личных конфликтов, так как на более глобальном уровне подобные действия приводят к серьезным финансовым потерям компании.

Потратить силы и время на поиск компромисса – самый эффективный способ. Он действует в тех случаях, когда обе стороны имеют время, ресурсы и желание найти устраивающее всех решение, в результате которого противоречия будут исчерпаны

Попробуйте не начинать спор, если урегулировать конфликт мирно или решить его по обоюдному согласию, невозможно. Но это не всегда возможно, так как перспективный анализ ситуации иногда трудно реализовать. Хороший пример – отказ сотрудника, получившего назначение на руководящий пост, от доли материального дохода, за обладание которым непременно начинается соперничество.

Договорится о сотрудничестве, в результате которого объект конфликта интересов все стороны смогут разделить.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

На государственной гражданской службе. Вопрос будет рассмотрен со всех сторон, чтобы после прочтения материала вырисовалась точная картинка данного вопроса. Подробности читайте ниже.

Важность вопроса

В последнее время вопрос коррупции встал очень ярко. Актуальность данной темы бьёт все рекорды, ведь коррупцией пропитаны почти все слои власти. Она мешает экономическому процветанию страны, принося определённый вред и социальной сфере. В проекте реформирования государственной системы вопросу коррупции уделяется особое внимание, ведь он - корень большинства проблем. Для борьбы с этой проблемой наиболее эффективно действуют административные рычаги. При этом большое внимание уделяется такому понятию, как конфликт интересов, который и служит причиной возникновения коррупции.

Конфликт интересов

Конфликты интересов на государственной гражданской службе были предусмотрены законодательством изначально. Летом 2001 года президент РФ утвердил Концепцию реформирования системы государственной службы, в которой отдельное внимание посвящалась формированию конфликта интересов. Это было необходимо для того, чтобы при индивидуальной или групповой заинтересованности служащих при возникновении спорных ситуаций работал механизм преодолению конфликтных ситуаций без нарушения или превышения полномочий.

Конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, когда личный интерес служащего при исполнении им обязанностей может как-то повлиять на правильное их исполнение. В таком случае может возникнуть некоторое противоречие между законом и личным интересом человека, который хочет нарушить некоторые положения ради своей выгоды. Это определение взято из федерального закона, принятого летом 2004 года. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе - это четкое понятие, которое рассматривается на высшем законодательном уровне.

Правовое развитие

Правовое оформление вопроса о разрешении конфликтов на государственной службе направлено на то, чтобы общество могло доверять органам государственной власти и знать, что они обеспечат полную безопасность и защищать их интересы. Немаловажно, чтобы граждане были уверены в том, что гос. служащие не станут злоупотреблять своими должностными обязанностями.

Летом 2008 года был принят национальный план по противодействию возникновению коррупции, который позже президент РФ подтвердил. В этом плане говорилось о том, что самым мощным механизмом противодействия коррупции является создания полноценного и комплексного механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Зимой 2008 года был принят ещё один закон, касающийся темы нашей статьи «О противодействии коррупции». Частично в нем были скопированы основные моменты из нормативно-правовых актов, принятых ранее. Дополнение состояло в том, что были добавлены конкретные положения, которые более детально рассматривали само понятие конфликта. Также отдельно рассматривались возможные методы решения проблемы.

В статье 10 данного закона говорится, что конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, в которой косвенная и прямая заинтересованность служащего в достижении собственных целей влияет на то, как он исполняет свои обязанности. В итоге такая ситуация может привести к тому, что права обычных граждан, организаций, всего общества или государства могут быть нарушены.

Личная заинтересованность

Понятие конфликта интересов на государственной службе подразумевает наличие личной заинтересованности служащего. Под нею понимается получение определённых выгод при исполнении обязанностей. В результате работник может получать деньги, имущество и другие ценности. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе - это ситуация, при которой служащий преследует собственные цели и может их достигнуть при исполнении не только служебных, но и общих своих обязанностей.

Исключительно служебные обязанности в России распространяются (согласно закону) на работников прокуратуры, органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенных органов и военнослужащих. Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто. Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т. д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права. Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.

Под конфликтом интересов на государственной службе понимается, что личная заинтересованность работника может быть не только прямой, но и косвенной. Что это означает? Выгоду от проведения какой-то операции служащий может получить не напрямую. То есть в итоге он не получает денег или каких-то других материальных ценностей. В качестве награды он имеет дополнительные возможности для получения ещё большего дохода.

Даже обсуждая эту тему столь детально, надо понять одну простую вещь: полностью и навсегда избавиться от конфликтов на государственной гражданской службе невозможно. Этого никогда не будет. Но в силах законодателей сделать всё для того, чтобы такие конфликты были урегулированы по чёткому механизму. Для этого нужно выявлять возможные причины, при которых возникает конфликт, обозначать те условия, которые этому способствуют, и наблюдать за динамикой развития. Немаловажно непосредственно управлять процессом решения конфликта.

Причины

Всегда есть место для конфликта на государственной службе. Это возникает неконтролируемо и постоянно. Но определить основные причины всё же можно. К ним относят:

  • пренебрежение нормами действующего законодательства;
  • любое нарушение запретов и отдельных ограничений, которые прописаны в законах, особенно в Законе «О противодействии коррупции»;
  • несоблюдение законных интересов и прав граждан, отдельных организаций и государства при исполнении своих должностных обязанностей;
  • обычное невыполнение своих обязанностей или нарочно исковерканное их выполнение;
  • нарушение норм поведения, которые должен соблюдать каждый гражданский служащий.

Условия

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе возникает не только ввиду определенных причин, но и при некоторых условиях внутренней среды. К таким характерным причинам можно отнести следующие:

  • недостаточная компетенция служащего или его неопределённость в понимании своего долга;
  • дублирование полномочий других государственных служащих, других органов гос. власти и т. д.;
  • незнание некоторых принципов, на которых основывается работа;
  • наличие конкретных противоречий, которые встречаются в нормативно-правовых актах (это возникает на абсолютно всех уровнях власти и ведет к тому, что в законе ищут «дыры», прибегая к помощи коррупционеров);
  • нарушение организационной и служебной дисциплины;
  • отсутствие материальной или моральной достаточной мотивации работника, которая бы служила неким гарантом успеха, который можно потерять при несоблюдении своих полномочий;
  • дискриминация или недостаточное внимание к сотрудникам, которые выполняют одинаковую работу в равном объёме, но не получают похвалы или другого вида стимуляции от руководства;
  • использование малоэффективной системы оплаты труда.

Возможные правонарушения

В том случае, если урегулирование конфликта интересов на государственной службе не происходит, возможные некоторые правонарушения. Рассмотрим самые часто встречаемые из них:

  • нежелание государственного служащего принимать необходимые меры для того, чтобы конфликт интересов был предотвращён или исчерпан;
  • неуведомление вышестоящих органов о том, что конфликт имел место, или о том, что кто-то из сотрудников имеет личную заинтересованность в определённом исходе дела;
  • неуведомление начальства о том, что уже есть сотрудники, которые незаконно владеют ценными бумагами, акциями, долями и т. д. и получили эти выгоды в результате незаконного использования своих полномочий;
  • бездействие или молчаливый отказ от принятия необходимых мер для того, чтобы передать дело в доверительное управление;
  • вхождение на другой пост без предварительного согласования с руководством, если намечается конфликт интересов.

Обязанности

Конфликты интересов на государственной службе - это такие ситуации, которые возникают, как мы уже поняли, при нарушении работниками своих обязанностей. Однако мы так и не рассмотрели эти обязанности служащих.

В 11 статье закона «О противодействии коррупции» говорится о том, что работник должен сделать всё возможное для того, чтобы не допустить конфликта интересов. Для этого при малейшем подозрении на такую ситуацию служащий обязан письменно уведомить своего руководителя. В 19 статье закона «О гражданской службе» говорится о том, что, если служащий понимает, что конкретно в его случае может произойти конфликт интересов, он должен уведомить вторую сторону, то есть нанимателя, в письменной форме.

Кто же выступает нанимателем? Оказывается это не всегда руководитель. Представлять интересы нанимателя может:

  • лицо, которое временно исполняет обязанности на должности;
  • руководить определённого гос. органа;
  • представитель любого уполномоченного лица, который действует о имени РФ или субъекта РФ.

Способы решения проблемы

Выявление конфликта интересов на государственной службе и своевременная его обработка - лучший вариант действий, однако не единственный. В законе предусмотрено несколько возможных способов решения проблемы:

  • изменение должности или служебного положения, которое занимает гос. служащий;
  • отстранение от выполнения обязанностей;
  • добровольный и гарантированный отказ работника от выгод, из-за которых и возник конфликт интересов;
  • отвод госслужащего от дела в определённых государством случаях и порядке.

Также закон предусматривает временное отстранение работника от дела, при том что денежное содержание служащего не прекращается. Если работник владеет определенными материальными ценностями, акциями, ценными бумагами и т. д., то он должен их передать вышестоящему руководству.

Назначение комиссии

Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе - это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

  • представитель нанимателя или его уполномоченный;
  • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
  • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

Порядок работы и задачи подобных комиссий были утверждены указом президента РФ в марте 2007 года.

Действия Министерства обороны

Примеров конфликта интересов на государственной службе множество, но как с этим борются? В 2007 году по приказу министра обороны была создана Комиссия по контролю за соблюдением требований к служебному поведению у государственных гражданских служащих. Она занималась рассмотрением следующих вопросов:

  • проверка наличия у работников личной заинтересованности;
  • нарушение служебного поведения, границы которого предусмотрены законом;
  • согласие или отказ в даче согласия лицам, которые выполняли обязанности на определенном посту, в замещении их в течении 2 лет с момента увольнения с прежней должности.

Факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности

  • Неоправданная широта полномочий.
  • Отсутствие конкретных сроков для принятия решения.
  • Наличие органов государственной власти, которые дублируют полномочия других служб.
  • Изменение объёма своих полномочий по желанию из-за отсутствия детальных формулировок.
  • Превышения свободы чиновников для правотворчества.
  • Установление общих правил для разных правовых ситуаций без вникания в детали.
  • Принятие нормативных документов, которые лежат вне компетенции.
  • Отсутствие определённого порядка при выполнении ряда административных процедур.
  • Представление завышенных требований к гражданам, которые обратились за помощью, установление обременительных и запутанных правил.
  • Безнаказанное злоупотребление властью.
  • Использование двусмысленных терминов в законах и нормативных актах.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что конфликты интересов на государственной службе - это нормально. Однако, чтобы ситуация не выходила за рамки дозволенного, необходимо наладить механизм выхода из таких ситуаций и создать все условия, чтобы они не могли возникать в большинстве случаев, и у должностных лиц не было возможности воспользоваться некоторыми преимуществами своего положения.