Государство является участником гражданских правоотношений. Государство как участник гражданско-правовых отношений: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Гражданскому праву

    Понятие гражданских правоотношений.

    Субъекты гражданских правоотношений.

    Объекты гражданских правоотношений.

1. Гражданские правоотношения - это вид общественных отношений, урегулированный гражданско-правовыми нормами, в которых проявляется воля государства, воля их участников, наделенных совокупностью взаимных прав и обязанностей.

Правовые отношения носят волевой, сознательный характер, который заключается в том, что в них выражается индивидуальная воля участников.

В одних правоотношениях воля проявляется на всех стадиях (от возникновения до реализации), в других нет.

Гражданско-правовые отношения имеют свои особенности:

      субъекты гражданских правоотношений равны перед собой, имущественно обособлены и самостоятельны независимо от своих функций;

      широкий круг субъектов (в гражданском правоотношении могут участвовать все возможные субъекты права, в том числе физические лица, юридические лица, муниципальные образования, РФ, субъекты РФ);

      множественность объектов (вещи, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага);

      возможность установления содержания гражданских правоотношений по соглашению сторон (договорной характер);

      в качестве правовых гарантий субъективных прав и обязанностей применяются меры имущественного характера (возмещение убытков, взыскание неустойки);

      возможность возникновения гражданско-правовых отношений по основаниям, прямо в законе не предусмотренным, но не противоречащим ему;

      специфика способов защиты нарушенных гражданских прав (возможность обращения в суд путем предъявления соответствующего иска.

2. Субъекты гражданских правоотношений - их участники.

Согласно ст. 2 ГК РФ, участниками гражданских правоотношений являются физические лица, юридические лица, РФ, субъекты, муниципальные образования.

Одни участники правоотношений обладают правами, называются управомоченными, другие обладают обязанностями и называются обязанными лицами.

В большинстве случаев субъекты одновременно обладают правами и обязанностями.

Для того чтобы участвовать в гражданских правоотношениях, необходимо обладать правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью).

Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, которые пользуются одинаковыми вместе с гражданами РФ имущественными и личными неимущественными правами.

Согласно ст. 48 ГК РФ, под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечая по своим обязательствам за это имущество, имеет самостоятельный баланс и смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть исцом или ответчиком в суде.

Состав участников гражданского правоотношения может меняться в результате правопреемства , под которым понимается переход прав и обязанностей от одного лица - правопредшественника - к другому - правопреемнику.

Правопреемство может быть универсальным (общим) и сингулярным (частным).

Особенностью общего правоопреемства является то, что правопреемник получает все права и обязанности правопредшественника (пример - наследник и наследодатель).

Под сингулярным правопреемством понимается правопреемство в определенном виде правоотношений. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 382 ГК РФ, право требования может быть передано другому лицу по сделке (уступка права требования), либо перейти другому лицу на основании закона.

Согласно ст. 383 ГК РФ, уступка права требования возможна не на все виды правоотношений. Невозможна передача прав, неразрывно связанных с личностью кредитора (выплата алиментов; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью).

3. Содержание гражданского правоотношения - это составляющие его субъективные права и обязанности.

Субъективное ГП участника гражданского правоотношения - это предоставленная ему возможность вести себя определенным образом, требовать соответствующего поведения от других лиц, а в случае необходимости использовать меры государственного принуждения, обратившись за защитой в судебные органы.

Субъективная гражданская обязанность - это мера должного поведения, которая заключается в совершении либо воздержании от совершения определенных действий и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Участники гражданских правоотношений обладают одновременно правами и обязанностями.

В некоторых гражданских правоотношениях может возникнуть только субъективная обязанность.

Согласто ст. 807 ГК РФ, праву взаимодавца соответствует обязанность заемщика вернуть взятую в долг сумму. Никаких обязанностей у взаимодавца и прав у заемщика нет.

3. Объектом гражданского правоотношения является то благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношеие, и в отношении которого законом предусмотрены субъективное право и соответствующая ему обязанность.

Согласно ст. 128 ГК РФ, объектами гражданских прав являются: вещи, деньги, ценные бумаги, движимое/недвижимое имущество, работы, услуги, информация, результат интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них - интеллектуальную собственность), нематериальные блага.

Вещи - важнейшая разновидность объектов гражданских правоотношений. Под ними понимаются предметы материального мира как естественные, так и созданные человеком, которые удовлетворяют определенные человеческие потребности.

Вещи принято делить на движимое и недвижимое имущество. В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым относятся земельные участки, недра, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания и сооружения.

Согласно ст. 141 ГК РФ, особый вид объекта составляют валютные ценности.

ФЗ от 10. 12. 2003 г. #173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относит к объектам гражданских правоотношений:

1) иностранную валюту;

2) ценные бумаги;

3) платежные документы (чеки, векселя);

4) эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации);

5) ценные бумаги, производные от эмиссионых (депозитарные расписки);

6) опционы (дающие право на приобретение ценных бумаг);

7) долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

8) средства на банковских счетах и банковских вкладах.

Ценой бумагой считается документ, содержащий все обязательные реквизиты, установленные законом.

Работы и услуги в ГП называются действиями и являются объектами обязательственного права.

Объектом может быть действие физическое, например, перемещение грузов по железной дороге по договору перевозки грузов. Так и юридические действия, например, заключение сделок от имени доверителя по договору поручения.

Согласно ст. 139 ГК РФ, в качестве объекта гражданских правоотношений может быть информация, обладающая следующими 3 признаками:

1) соответствующие сведения не известны третьим лицам;

2) к ним нет доступа на законном основании;

3) обладатель информации принимал меры для их конфиденциальности.

Согласно ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения либо в силу закона.

К основным нематериальным благам относятся: жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная семейная тайна, выбор места жительства, право на имя, право на внешний облик, право авторства.

Нематериальные блага защищаются в соответствии со ст. 151 ГК РФ в виде возмещения морального вреда и денежных компенсаций.

  • Тема 7: «объекты гражданских прав»
  • Тема 8: «сделки»
  • Тема 9: «сроки. Исковая давность»
  • Тема 10: «представительство. Доверенность»
  • Тема 11: «осуществление и защита гражданских прав»
  • Тема 12: «общие положения о праве собственности и иных вещных правах»
  • Тема 13: «обязательственное право и обязательства»
  • Тема 14: «договор как основание возникновения обязательства»
  • 5. Инновационные технологии, материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 6. Конспект лекций
  • Тема 1: «общая характеристика гражданского права»
  • 1. Предмет гражданского права
  • 2. Методы правового регулирования
  • 3. Принципы и функции гражданского права
  • 4. Система гражданского права
  • 2. Гражданские законы
  • 3. Подзаконные нормативные акты и иные акты, содержащие нормы гражданского права
  • 4. Действия и применение гражданского законодательства
  • Тема 3. Гражданское правоотношение
  • 1. Понятие гражданского правоотношения
  • 2. Субъекты, объекты, содержание, форма гражданских правоотношений
  • 3. Виды гражданских правоотношений
  • 4. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
  • Тема 4. Гражданские (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Возникновение и прекращение юридических лиц
  • 5. Банкротство юридического лица
  • 6. Виды юридических лиц
  • 7. Хозяйственные товарищества и общества
  • 8. Дочерние и зависимые общества
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права
  • 1. Российская Федерация, субъекты рф, муниципальные образования как субъекты гражданского права. Особенности правосубъектности
  • 2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
  • 3. Ответственность рф, субъектов рф и муниципальных образований по обязательствам
  • Тема 7. «объекты гражданских прав»
  • 1. Понятие объектов гражданских прав
  • 2. Вещи как объекты гражданских правоотношений
  • 3. Отдельные виды ценных бумаг
  • 4. Работы, услуги, информация и результаты интеллектуальной деятельности
  • 5. Нематериальные блага и их защита
  • Тема 8. «сделки»
  • 5. Правовые последствия признания сделки недействительной
  • Тема 9. «сроки. Исковая давность»
  • Тема 10. «представительство. Доверенность»
  • 2. Доверенность. Передоверие
  • Тема 11. «осуществление и защита гражданских прав»
  • 2. Пределы осуществления гражданских прав
  • 3. Защита гражданских прав
  • 4. Классификация способов защиты гражданских прав
  • Тема 12. «общие положения о праве собственности и иных вещных прав»
  • 1. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах
  • 2. Право общей долевой собственности граждан
  • Тема 13. «обязательственное право и обязательства»
  • 1. Стороны обязательств. Множественность лиц в обязательстве
  • 2. Основания возникновения обязательств
  • 3. Исполнение обязательств
  • 4. Обеспечение исполнения обязательств (ст. 329 гк)
  • 5. Ответственность за нарушение обязательства
  • 5.1. Понятия и виды гражданско-правовой ответственности
  • 6. Прекращение обязательств
  • Тема 14. «договор как основание возникновения обязательства»
  • 7. Темы практических и семинарских занятий
  • Тема 1. Общая характеристика гражданского права
  • Тема 2. Гражданское правоотношение
  • Тема 3. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 4. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • Тема 5. Объекты гражданских прав
  • Тема 6. Сделки
  • Тема 7. Общие положения о праве собственности и иных вещных прав
  • Тема 8. Обязательственное право и обязательства
  • Тема 9. Договор как основание возникновения обязательства
  • Тема 3. Гражданское правоотношение
  • Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права
  • Тема 7.
  • Тема 8. Сделки
  • Тема 9. Сроки. Исковая давность
  • Тема 10. Представительство. Доверенность
  • Тема 11. Осуществление и защита гражданских прав
  • Тема 12. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах
  • Тема 13. Обязательственное право и обязательства
  • Тема 14. Договор как основание возникновения обязательства
  • 9. Вопросы для подготовки к зачету
  • 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • 10.1. Нормативные акты
  • 10.2. Литература
  • 11. Глоссарий
  • Перечень материалов для текущего контроля знаний и навыков обучаемых
  • Тираж 5 экз. Заказ №
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права

    1. Российская Федерация, субъекты рф, муниципальные образования как субъекты гражданского права. Особенности правосубъектности

    Ст. 2. 124 ГК выделяет особую категорию субъектов гражданского права:

    * государство - РФ;

    * субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

    * муниципальные образования - городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (ст. 1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).

    РФ, субъекты, муниципальные образования, будучи публичными образованиями, обладают следующими признаками:

    1. организационное единство, характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

    2. обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальной собственности у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК);

    3. ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК);

    4. возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 126 ГК).

    РФ, субъекты, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений .

    Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК), не применимы к РФ, субъектам муниципальных образований.

    Внутренние, присущие гражданско-правовому регулированию свойства равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. Они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

    Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

    2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

    В соответствии со ст. 125 ГК участие субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

    Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

    Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

    Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Случай и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований, т.е. должны опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность и доверенность соответствующего субъекта.

    Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).

    Среди гражданско-правовых отношений - выделяются отношения собственности.

    РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.

    РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.

    От имени РФ действует Федеральное казначейство совместно с Центральным банком при размещении на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, а также Минфина, когда выпускает государственные займы.

    Государство гарантирует сохранность денежных средств, внесенных гражданами в виде вкладов в Сбербанк РФ.

    Выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты вправе органы местного самоуправления (ст. 42 Закона "Об общих началах местного самоуправления в РФ).

    Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам сырья, продукции и товаров для государственных нужд.

    Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

    Возможно участие и в иных договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.

    Среди случаев участия в гражданских правоотношениях РФ, субъектов, муниципальных образований следует назвать:

      возмещение ими вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц (ст. 53 Конституция РФ, 16 ГК);

      возмещение государственного вреда, причиненного гражданами незаконным осуждением и другими действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

      взыскание в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. 169, 179 ГК).

    РФ, субъекты, муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).

    РФ, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

    При этом в соответствии с Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. РФ, субъекты, муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11 Закона).

    От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти. Так, получение иностранных кредитов РФ осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени РФ или правительства РФ.

    "

    Субъектом гражданско-правовых отношений может выступать и иностранное государство как собственник определенного имущества и участник иностранных инвестиций на российской территории, однако его правосубъектность будет определяться по правилам национальной принадлежности, с учетом российского гражданского законодательства.

    Правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений

    Следует отметить, что термином "государство" обозначаются и Российская Федерация и субъекты Федерации. В юридической литературе для обозначения Российской Федерации и ее субъектов как участников гражданских правоотношений применяется также термин "государственное образование". В законодательстве, однако, не встречается такого словосочетания. Законодатель, очевидно, исходит из того, что в целом участие в гражданских правоотношениях Российской Федерации и ее субъектов должно подчиняться единым правилам и только в необходимых случаях указывается, что соответствующее правило имеет в виду участие именно Российской Федерации. Однако, поскольку специфика Российской Федерации как участника гражданских правоотношений, несомненно, имеется, то в дальнейшем под термином "государство" будем иметь в виду только Российскую Федерацию".

    имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

    Государство как участник гражданских правоотношений

    Внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

    Государство как участник гражданских правоотношений

    Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

    ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

    Особенности ответственности гос-ва по своим обязательствам: а) РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя; б) гос-во несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если гос-во является собственником имущества, закрепленного за ними; в) РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества; г) РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов; д) объекты, которыми гос-во может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

    Государство как участник гражданских правоотношений

    Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. По своей сути АО очень похоже на общество с ограниченной ответственностью. Однако цель АО — аккумулировать как можно большее количество средств, для осуществления, как правило, крупномасштабных проектов.

    Государство как участник гражданских правоотношений

    В качестве имущественной базы публичных субъектов за ними закреплены определенные объекты собственности. Имущество госу­дарственных и муниципальных образований предназначено для обес­печения интересов населения соответствующих территорий. И этим определяется содержание гражданской правоспособности каждого из субъектов.

    Государство как участник гражданско-правовых отношений

    Следует отметить, что в некоторых правовых актах законодательно закреплено право учреждений на использование имущества не по назначению. Так, согласно ст. 47 Закона об образовании образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

    Государство как субъект гражданских правоотношений

    В последнее время к субсидиарной ответственности все чаще привлекаются государственные органы, являющиеся учредителями соответствующих учреждений. Определенную роль в этом сыграл новый БК РФ, в п.10 ст.158 которого указано, что выплаты по исполнительным листам при удовлетворении подобного рода исковых требований производятся за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств бюджета, которые и должны выступать в суде от имени казны.

    Реферат: Государство и гражданские правоотношения

    Если при рассмотрение спора будет установлено, что изменение существенных условий труда работника произведено собственником или уполномоченным им органом не в связи с изменениями в организации производства и труда на предприятии, в учреждении, организации, то такое изменение с учетом конкретных обстоятельств может быть признано судом неправомерным с возложением на собственника или уполномоченного им органа обязанности восстановить его прежние условия труда.

    Государство как субъект гражданско-правовых отношений

    1. Государство обладает властными полномочиями по организации и регулированию на своей территории хозяйственно-экономической деятельности всех субъектов частного права. В то же время государство в ряде случаев вынуждено вступать в различные гражданско-правовые отношения с зарубежными юридическими и физическими лицами. В п. 3 ст. 1 ГК Республики Беларусь участниками регулируемых гражданским законодательством отношений определены граждане республики, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

    ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования мoгут выступать кaк участники гражданско-правовых отношений наряду с физическими и юридическими лицами, что предусмотрено в ст.2 и ст. 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Однако в настоящее время нет целостного механизма правового регулирования их участия в гражданских правоотношениях, что, в свою очередь, связано с отсутствием в современной цивилистике комплексных разработок по проблеме правого статуса Российской Федерации как многоуровневого публично-правового образования в имущественном обороте. Участие же государства в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения публичных и иных общественных задач, стоящих перед ним.

    Правосубъектность государства как участника гражданско-правовых отношений (Бабаков В

    Актуальность проблематики, связанной с необходимостью изменения законодательных подходов правовой регламентации институтов правосубъектности и гражданско-правовой ответственности государства, в настоящее время бесспорна. Несмотря на определенный интерес к разработке данной тематики с самого начала развития гражданского законодательства в СССР, внимание практически всех ведущих цивилистов к данной проблеме (А.Г. Гойхбарг, К.М. Варшавский, М.М. Агарков, Х.И. Шварц, Е.А. Флейшиц, О.С. Иоффе, А.П. Кун, А.Н. Савицкая, А.Л. Маковский, Е.А. Суханов, В.П. Мозолин, Е.В. Вавилин, В.Г. Голубцов), законодательство в рассматриваемой сфере носит несистематизированный, противоречивый характер, имеет множество пробелов, затрудняющих практическое воплощение даже имеющихся норм. К числу основных проблем можно отнести отсутствие разработанного понятия гражданской правоспособности государства, четкого перечня конкретных органов (субъектов), выступающих от лица государства в гражданских правоотношениях и соответственно отвечающих от лица государства по его обязательствам, отсутствие единства взглядов о том, когда государство выполняет публичные функции, вступая в гражданские правоотношения. Подобная ситуация делает невозможным создание ни надлежащего правового регулирования института участия государства в гражданско-правовых отношениях, ни тем более механизма осуществления гражданско-правовой ответственности государства, с позиций которого представляется наиболее эффективной оценка практики реализации тех или иных правовых институтов <1>. Причем можно констатировать и отсутствие целостной концепции в области перспективных разработок в данном направлении.

    Государство как участник гражданских правоотношений

    Наряду с простыми существуютпривилегированные акции, которые не дают их владельцу права на участие в управлении обществом, однако пре­доставляют возможность преимущественного перед другими акционерами получения фиксированного дивиденда и части имущества, оставшегося после ликвидации общества.Облигация — ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на по­лучение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквива­лента, а также фиксированного в ней процента от номинальной стоимос­ти, либо иные имущественные права.Облигации могут быть.

    Особенности государства как субъекта гражданских правоотношений. Формы участия государства в имущественном обороте. Государство как собственник. Государство как субъект гражданско-правовых сделок. Государство как наследник. Гражданско-правовая ответственность государства.

    Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций.

    Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений участвуют в них на равных началах с физическими и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК). Но названным субъектам гражданского права присущи особые свойства, которых нет у юридических лиц. Прежде всего, все они объединены единой территорией и составляют единую государственную систему – Российскую Федерацию, которая обладает политической властью и государственным суверенитетом, т. е. верховенством власти на всей своей территории и независимостью в международных отношениях. Одновременно каждый из них в этой единой системе структурно обособлен и выступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

    Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.

    Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей.

    Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

    Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего на банки. Такие представители получили наименование агентов государства.


    Какие же органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, реализуя установленную для них компетенцию, действовать в сфере гражданского права от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований?

    На федеральном уровне от имени государства возможностью своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и другие органы государственной власти. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

    Так, Министерство экономического развития РФ в пределах своей компетенции осуществляет от имени Российской Федерации управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда выполнение указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов; закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственным учреждениям и казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, а другим организациям и гражданам – в аренду; принятие в установленном порядке решений о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении министерства учреждений; реализацию прав акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности; передачу для продажи в установленном порядке объектов приватизации специализированному государственному учреждению, которому Правительством РФ предоставлены функции по продаже приватизируемого федерального имущества, и т.п. Среди органов государства, выступающих от его имени в гражданском обороте, важная роль принадлежит Федеральному казначейству РФ. Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, состоящую из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов в республиках, краях, городах и районах. Органы казначейства являются юридическими лицами, организуют, осуществляют и контролируют исполнение бюджета, управляют доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, обслуживают совместно с Центральным банком государственный внутренний и внешний долг РФ, организуют и осуществляют в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, и др.

    От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать президенты республик в составе РФ, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др. Среди органов местного самоуправления (их наименования устанавливаются в уставах муниципальных образований), выступающих в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муниципальных образований, следует назвать городские, сельские, поселковые собрания народных представителей, исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

    Наряду с изложенным порядком участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях закон предусматривает и иной специальный правовой механизм такого участия. Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, нормативными актами федерального уровня и актами субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, выступление от имени государства, субъектов РФ и муниципальных образований в рассматриваемых случаях должно опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность, договор поручения и доверенность соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления

    Формы участия государства в имущественном обороте. Государственные образования участвуют в имущественном обороте в различных качествах: как собственник, как сторона в разного рода сделках, как наследник или получатель выморочного имущества. Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специально предусматривается законодательством.

    Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, достаточно широка. Важнейшими среди них являются отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

    Как и любому иному собственнику, Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом. Они могут осуществлять правомочия собственника как непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и опосредованно, создавая самостоятельные субъекты гражданского права – унитарные предприятия и учреждения с закреплением за ними имущества на вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В последнем случае имущество остается в собственности публично-правового образования.

    Государство как собственник. Принадлежащие ему права собственности государство реализует прежде всего в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия. Эти акты определяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения, на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью, в частности оказывается финансовая помощь при экстремальных ситуациях в отдельных регионах страны.

    Государство через свои органы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее состав новое имущество, которое становится государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК РФ) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозное имущество и др.

    Названные правомочия осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями в области приватизации и полномочиями собственника, в том числе правами акционера в сфере управления имуществом Российской Федерации. Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего правительства и губернаторы.

    Правомочия владения и пользования своей собственностью государственные образования осуществляют посредством юридического лица. В этих целях создаются государственные учреждения с различными задачами и унитарные предприятия, которые наделяются необходимым им государственным имуществом для его использования на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления.

    Государство как субъект гражданско-правовых сделок . Выступление государственных образований в качестве стороны гражданско-правовой сделки лишает их властных атрибутов и полностью переносит в сферу гражданского права, где стороны сделки равноправны и несут имущественную ответственность по своим обязательствам.

    Круг совершаемых государством сделок обширен. Это прежде всего государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерации или ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК и более полно – в законах о выполнении таких закупок и работ.

    Другой распространенной категорией сделок являются кредитные сделки с участием государства, которое может быть кредитором (кредитующей стороной) или же, напротив, должником (заемщиком). Нормы о кредитных операциях государства имеются в ряде законов Российской Федерации и постановлений Правительства РФ. Бюджетный кодекс и годовые законы о бюджете Российской Федерации устанавливают пределы, в рамках которых допускается совершение таких сделок. Порядок предоставления крупных государственных кредитов обычно определяется специальными постановлениями Правительства РФ, возлагающими их реализацию на Министерство финансов Российской Федерации.

    В качестве заемщика государство выступает при выпуске государственных займов, облигаций и иных ценных бумаг. Изданы Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, которые устанавливают, что эмитентом займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, а генеральным агентом по их обслуживанию – Центральный банк РФ. Займы могут объявляться также субъектами РФ.

    Эмиссия и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг определяются Федеральным законом от 29 июля 1998 г., который допускает их выпуск как в отечественной, так и в иностранной валюте, и четко оговаривает, что они выпускаются от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования. Для обеспечения надежности таких ценных бумаг могут использоваться институты страхования, а также гарантии.

    От имени государственных образований заключаются соглашения о разделе продукции, которые дают субъектам предпринимательской деятельности право на возмездной основе и на определенный срок эксплуатировать крупные и перспективные месторождения нефти и газа. Ввиду общегосударственной значимости таких соглашений они являются предметом специального закона – Закона о соглашениях о разделе продукции. Особенность таких сделок состоит в том, что стороной в них является Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатации месторождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты являются стороной при предоставлении концессий (ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях»).

    При совершении крупных по суммам и значению гражданско-правовых сделок, в частности кредитов, государство может выступать в качестве гаранта (поручителя) по обязательствам других субъектов гражданского права, о чем говорится в п. 6 ст. 126 ГК. За последние годы практика выдачи таких гарантий (поручительств) от имени Российской Федерации и ее субъектов стала весьма распространенной: они предоставляются для обеспечения разного рода обязательств, прежде всего при долгосрочном кредитовании на значительные суммы.

    Государство как наследник. Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное имущество. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором – действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества.

    Гражданско-правовая ответственность государства. Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность государства предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК РФ следующие основания:

    · Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев (об этом далее). Данное правило не распространяется на случаи выдачи государственными образованиями гарантий (поручительств) по обязательствам других лиц;

    · Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Это, согласно действующему законодательству, природные заповедники (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ), лесной фонд (ст. 19 Лесного кодекса РФ), памятники культуры и некоторые другие виды имущества.

    Наряду с названными основаниями ответственности государственных образований в ГК и других законах определены конкретные случаи их ответственности. Они учитывают особенности договорной и внедоговорной ответственности, а также ответственности за незаконные административно-правовые акты, изданные государственными органами всех уровней.

    В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная ответственность государственных образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ), а также по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120) ГК РФ. Аналогичную ответственность несет государство в случае банкротства унитарных предприятий (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

    Ответственность государства наступает в случаях принятия им на себя гарантий (поручительств) по обязательствам других субъектов гражданского права (п. 6 ст. 126 ГК РФ). Порядок предоставления таких гарантий определяется Бюджетным кодексом и специальными постановлениями Правительства РФ. Они указывают основания и пределы ответственности по выданной гарантии, которые могут быть и менее суммы обеспечиваемого гарантией денежного обязательства.

    Принципиальное значение имеет ст. 16 ГК РФ, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием.

    Особая норма установлена в ст. 1070 ГК РФ в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

    В тех случаях, когда к государству переходит имущество в порядке наследования (по завещанию или как выморочное), оно в пределах стоимости перешедшего к нему имущества отвечает по долгам наследодателя согласно общим правилам наследственного права (ст. 1175, п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

    Говоря о гражданско-правовой ответственности государства за причиненные убытки, необходимо иметь в виду, что она наступает при наличии общих оснований ответственности, установленных ГК. Это означает, что размер убытков и наличие причинной связи с действиями государства (его органов) должны быть доказаны заявителем требования, а государство в лице представляющего его органа может ссылаться на отсутствие вины, если законом не предусмотрена его безвиновная ответственность (ст. 401 и ст. 1070 ГК РФ).

    Многие нормы действующего законодательства гласят, что при ответственности государства таковую несет его казна. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, ответчиком по такому требованию признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового либо иного уполномоченного органа. Это разъяснение имеет значение и для других установленных законом случаев ответственности государства.

    Сущность юридического лица. Развитие учения о юридических лицах в науке гражданского права.

    Понятие и признаки юридического лица. Индивидуализация юридического лица, ее гражданско-правовое значение. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Представительства и филиалы юридических лиц.

    Порядок и способы создания юридических лиц. Реорганизация юридических лиц и ее виды. Прекращение деятельности юридического лица. Порядок ликвидации юридического лица.

    Виды юридических лиц, их классификация и ее гражданско-правовое значение. Корпорации и учреждения. Коммерческие и некоммерческие организации. Иные виды юридических лиц.

    Хозяйственные товарищества и общества. Особенности юридической личности отдельных разновидностей товариществ и обществ. Понятие и особенности гражданско-правового статуса дочерних и зависимых обществ. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица. Особенности гражданско-правового статуса казенных и дочерних предприятий.

    Юридическая личность некоммерческих организаций. Потребительские кооперативы. Общественные и религиозные организации (объединения). Товарищества собственников жилья. Благотворительные и иные фонды.

    Случаи и порядок участия публично-правовых образований в вещных, обязательственных и иных гражданских правоотношениях. Особенности имущественной ответственности публично-правовых образований.

    Тема 5. Объекты гражданских правоотношений.

    Понятие и виды гражданских правоотношений. Материальные и нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений. Имущество как основной объект гражданского (имущественного) оборота. Действия и услуги как объекты гражданских правоотношений.

    Вещи как объекты гражданских правоотношений. Оборотоспособность вещей. Движимые и недвижимые вещи. Иные виды вещей. Имущественные комплексы как объекты гражданского оборота. Деньги как объекты гражданских правоотношений. Гражданско-правовой режим наличных и безналичных денег.

    Ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений. Основные признаки ценных бумаг. Предъявительские, ордерные и именные ценные бумаги. Иные классификации ценных бумаг.

    Тема 6. Понятие и виды сделок в гражданском праве. Условия действительности сделок.

    Понятие и виды сделок. Договоры и односторонние сделки. Условные сделки, их виды.

    Условия действительности сделок. Воля и волеизъявление в сделке. Форма сделки, последствия ее несоблюдения. Государственная регистрация некоторых видов сделок и ее гражданско-правовое значение.

    Недействительность сделок. Основания недействительности сделок. Оспоримые и ничтожные сделки. Недействительность части сделки. Правовые последствия недействительности сделок.