275 фз краткое содержание. Государственный оборонный заказ

1) определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам). При формировании, уточнении государственного оборонного заказа (до заключения государственного контракта) головной исполнитель, определенный в установленном порядке, раскрывает с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне информацию о его кооперации, а также обосновывает цену на такую продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения государственного контракта), возможные сроки и порядок формирования ее поставок. Порядок формирования кооперации устанавливается Правительством Российской Федерации;

6) определяет в контрактах, заключаемых с исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;

7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком;

8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, уполномоченного банка, с которым у головного исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном головным исполнителем исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

11) принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;

12) обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;

13) организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

14) обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;

15) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта;

16) обеспечивает осуществление государственным заказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

17) обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта;

18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

19) представляет по запросу государственного заказчика, контролирующего органа информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, соответствующие расчетно-калькуляционные материалы, а также информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам;

20) представляет государственному заказчику подготовленные совместно с исполнителями обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта, а в случае увеличения цены государственного контракта представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек;

21) представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по такому государственному контракту;

22) исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Исполнитель:

1) обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом;

2) заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;

3) уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета;

4) включает идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с другими исполнителями;

5) соблюдает режим использования отдельного счета, установленный настоящим Федеральным законом;

6) определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;

7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком;

8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, с которым у исполнителя заключен контракт, уполномоченного банка, с которым у исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

9) указывает в распоряжении идентификатор государственного контракта;

10) обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений;

11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;

12) принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;

13) организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих изделий;

14) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта;

15) обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком, головным исполнителем (при включении в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) и контролирующим органом контроля за исполнением контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам;

18) представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по контракту;

19) исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:

1) на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

2) на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

3) на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

4. В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.

5. Порядок согласования государственным заказчиком возможности ликвидации или перепрофилирования производственных мощностей, указанных в части 4 настоящей статьи, и возмещения убытков, причиненных головному исполнителю вследствие неиспользования по решению государственного заказчика указанных производственных мощностей, устанавливается Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 8 ФЗ от 29.12.2012 № 275-ФЗ

    Постановление от 1 октября 2019 г. по делу № А56-39120/2019

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    6/14-1, 6/14-2, 6/14-3.1). Ответчиком в нарушение п.1.5. Договора и пп.5 и 11, п.1 ст. 8 , ст. 8 . 3., ст. 8 . 4. Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и установленного режима использования отдельного счета, не завершено...

    Решение от 25 сентября 2019 г. по делу № А84-3008/2019

    Арбитражный суд города Севастополь (АС города Севастополь)

    С100 (90мм)к/ф (Россия) для ООО «Желдорснаб». Между тем, по мнению прокуратуры, в нарушение требований п. 4 ст. 3, п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон от 26.12.2012 № 275-ФЗ), п. 1 Правил ведения организациями, выполняющими...

    Постановление от 25 сентября 2019 г. по делу № А49-12553/2018

    Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)

    Рублей. Как установлено судами, Нижегородское УФАС России и Прокурор Первомайского района г. Пензы исходили из того, что в нарушение требований пункта 16 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Правил ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счёт средств федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства...

  • Решение № 21-224/2019 21-224-АК/2019 от 25 сентября 2019 г. по делу № 21-224/2019

    ...документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В соответствии с ч.12 ст. 8 ФЗ «О государственном оборонном заказе» к основным обязанностям исполнителя, в том числе относятся: обеспечение соответствия поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих...

С 2015 года контракт можно заключать только в письменной форме в соответствии с п. 7 ст. 3. Добавлены понятия кооперации головного исполнителя и исполнителя, уполномоченного банка, сопровождаемой сделки, расчетов по государственному заказу в сфере обороны, отдельного счета и банковского сопровождения сделки, органа финансового мониторинга и идентификатора госконтракта, ЕИС по государственному заказу в сфере обороны, федерального органа в области обороны и контролирующего органа. Также дано определение продукции с длительным технологическим циклом производства. В 2013 году появилась возможность проводить оборонные закупки через запросы предложений (п. 3 ст. 6). Заключение контракта для хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение, стало обязательным после нововведения 2016 года (п. 6.1 ст. 6).

An error occurred.

Изучаем 275-фз о государственном оборонном заказе Оформления и согласования условий контрактов и дополнительных соглашений при определении размера прибыли и суммы запаса продукции, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий (рекомендации эксперта). Отказы участников кооперации от заключения контрактов: алгоритм урегулирования споров и порядок понуждения к заключению контрактов

  • Порядок расчетов за поставленную продукцию в рамках ГОЗ.
    Новый порядок финансирования государственных контрактов, контрактов, заключенных по ГОЗ различными государственными заказчиками. Варианты проведения расчетов за поставленную продукцию с головными исполнителями и участниками кооперации.Источники оплаты и ограничения по использованию целевых средств, полученных на специальные (лицевые и отдельные) счета.

An error occurred.


Порядок формирования и обоснования цен.

275-фз: комментарий к закону

Важно ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия В первую очередь закон 275 ФЗ о государственном оборонном заказе 2018 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа, а также принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию. Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, а также полномочия и функции контролирующего органа.

Ст. 3 ФЗ № 275 формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа.

ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия В первую очередь закон 275 ФЗ о государственном оборонном заказе 2018 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа, а также принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию. Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, а также полномочия и функции контролирующего органа.


Ст. 3 ФЗ № 275 формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа.

Изучаем 275-фз о государственном оборонном заказе

Изменения 275 фз о государственном оборонном заказе 2018

  • изменяется порядок перечисления прибыли головного исполнителя при частичном исполнении им государственного контракта;и т.д.

Кроме того, предусмотрена разработка:

  • нормативного правового акта, регламентирующего порядок подтверждения и обоснования размера расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа (правила определения размера запасов) ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЗДЕСЬ;
  • Порядок отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства.

О государственном оборонном заказе 2018

Поручение на выполнение продукции дается посредством выбора через закрытые или открытые торги, аукционы, тендеры и пр. Заказчик заключает с победителем договор на поставку товаров, выполнение работ.


В роли заказчика выступают уполномоченные органы, перечень которых определяется Правительством РФ. An error occurred. Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:
  • соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
  • уменьшения издержек при поставке продукции;
  • получения прибыли при поставке продукции;
  • обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
  • противодействия коррупции;
  • обеспечения баланса интересов всех участников сделки.

Действующая редакция Для закона ФЗ 275 о госзакупках последняя редакция 2018 года не отличается от той, что вступила в силу с 01.01.2017.

275 фз 2018

  • А также специалисты профильных подразделений ФАС России, Минпромторга России, Министерства обороны РФ

ПРОГРАММА

  • Изменения законодательства в сфере ГОЗ: расширение предмета регулирования и новые понятия 275-ФЗ (орган финансового мониторинга; идентификатор контракта; отдельный счет и др.); установление квот на обязательные поставки; новая процедура рассмотрения дел в случае нарушения законодательства в сфере ГОЗ; изменения режима использования отдельного счета (ФЗ от 29.07.2017 № 237-ФЗ).

275 ap 2018 Нарушения антимонопольных требований к торгам: состав нарушений, меры ответственности, анализ практики ФАС России

  • Перспективы ужесточения ответственности за уголовные преступления в сфере ГОЗ
  • Обсуждение проблемных вопросов участников

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В МОСКВЕ: 19 800 17820руб. (НДС не облагается).

275 фз о государственном оборонном заказе 2018 статьи затрат

Внимание

Важно Кандидат экономических наук, член рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствовании государств… Резюме преподавателя Москва, ул. Малая Юшуньская,д. 1, корпус 2, Гостиничный комплекс «Берлин» Санкт-Петербург, ул.


Важно

Седова 37, ДЦ «Кристалл», ст. Гособоронзаказ 2018 - изменения и комментарии 275-фз Внимание Практика казначейского сопровождения.

  • Новый порядок проведения закупок по 223-ФЗ с 2018 года (ФЗ от 31.12.2017 № 505-ФЗ). Конкурентные закупки и новый порядок проведения. Новые правила отмены закупок.

Понятия «конкретный заказчик» и «отдельный заказчик».


Изменение понятия «коллективный участник закупки». Особенности определения поставщиков. Выбор «нескольких победителей» по одной закупке. Приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения.

Если выполнением ГОЗ заняты не все работники предприятия, то для них ведется отдельный табель. Когда контрактов несколько, каждому присваивается уникальный код, по которому определяется сам ГОЗ и платежи по нему.Исполнителем открывается спецсчет.
Согласно разъяснениям, все расходы по контракту ведутся только через такой счет. В распоряжении для перечисления сумм указывают код контракта.Основной исполнитель может привлекать к работе дополнительные организации и заключать с ними договоры. Стоит учесть, что все исполнители по одному заказу объединяются в кооперацию, что облегчает контроль для Заказчика.Исполнитель производит товары (работы, услуги) и поставляет их Заказчику. После происходит оплата и возмещение организации понесенных расходов на сырье.Возмещение обязательно должно быть согласовано в контракте и устанавливаться в пределах цены заказа.

  • Предусмотрена разработка нового приказа Минобороны России о порядке уведомления уполномоченных банков о полном исполнении гос.контракта (при закрытии отдельного счета головного исполнителя).
  • Установлены исключения из обязательности требований по обеспечению исполнения гос.контракта в отношении гос.контрактов с банковским сопровождением.
  • Предусмотрена разработка порядка рассмотрения информации о фактах превышения роста цен более 5% (будет принят отдельный приказ ФАС России).
  • Ознакомиться с текстом Федерального закона от 29.07.2017 г. № 237 Вопросы применения новых поправок в законодательные и нормативные правовые акты предприятиями, выполняющими государственный оборонный заказ, а также нового порядка расчетов в рамках ГОЗ-2017-2018 гг. по специальным (отдельным и лицевым) счетам и другие актуальные проблемы будут рассматриваться 20-21 сентября 2017 г.

К нему, подготовлен Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями во исполнение перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросу соответствия качества вооружения и военной техники современным требованиям развития Вооруженных Сил РФ и военно-технического сотрудничества от 11 ноября 2009 г. N мк 2340.

Уточнение круга государственных заказчиков (возможность осуществления заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах разработки вооружения и военной техники, а также по созданию новых технологий их производства государственными заказчиками оборонного заказа, не имеющими в своем составе войск и воинских формирований), а также обязанностей государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) гособоронзаказа в целях повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения оборонного заказа.

Предоставление права государственному заказчику при определенных условиях не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта;

Определение требований к конкурсной документации, в соответствии с которыми при размещении оборонного заказа на продукцию, принятую на вооружение (снабжение, в эксплуатацию), конкурсная документация (документация об аукционе) должна содержать указание на товарные знаки или наименование продукции;

Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении оборонного заказа путем проведения торгов, а также определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, определяемом Правительством РФ;

Возможность изменения цены заключенного в соответствии с государственной программой вооружения государственного контракта на поставку продукции с длительным производственным циклом по решению Правительства РФ при утверждении оборонного заказа на очередной год или при уточнении оборонного заказа на текущий год.

Законопроектом определены основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу, в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного исполнения оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя (исполнителя). При этом порядок регулирования цен и полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой области устанавливаются Правительством РФ.

Законопроектом предусмотрены антимонопольные требования, применяемые к исполнителям гособоронзаказа, в целях контроля за изменением (повышением) цен на комплектующие изделия, сырье и материалы, используемые при производстве продукции, поставляемой по оборонному заказу. Установлена ответственность за нарушение норм комментируемого и иных нормативных правовых актов РФ в области гособоронзаказа.

Авторами законопроекта также указано, что его принятие позволит улучшить взаимодействие государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа, обеспечить контроль за использованием бюджетных средств, повысить эффективность решения задач по укреплению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона или, говоря иначе, - сферу его применения. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Во-первых, установление правовых основ государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением гособоронзаказа;

И, во-вторых, определение основных принципов и методов государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (при этом для их обозначения введено сокращенное обозначение "продукция") по гособоронзаказу.

Устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения гособоронзаказа и регулирует отношения в этой области. Как видно, о принципиальном изменении предмета регулирования основного законодательного акта в сфере гособоронзаказа говорить не приходится.

При работе над проектом комментируемого Закона предмет его регулирования предлагалось изложить несколько в ином виде. Так, по одной из поправок предлагалось предусмотреть, что устанавливает основы государственного регулирования отношений, связанных с прогнозированием и планированием нужд обороны страны и безопасности государства, формированием, утверждением, особенностями размещения, выполнением и финансированием государственного оборонного заказа, осуществлением мониторинга в сфере государственного оборонного заказа, федерального государственного контроля (надзором) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере формирования, размещения, финансирования и выполнения государственного оборонного заказа, определяет основы государственного регулирования цен товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу.

По другой поправке предмет регулирования предлагалось указать в таком виде - Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с прогнозированием, планированием, формированием, утверждением, особенностями размещения, исполнения, мониторинга, контроля и финансирования государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу. Соответственно, вместо указания на регулирование отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и исполнением гособоронзаказа, определение основных принципов и методов регулирования цен на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу предлагалось ввести указание на регулирование отношений, связанных с прогнозированием, планированием, формированием, утверждением, особенностями размещения, исполнения, мониторинга, контроля и финансирования государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию по гособоронзаказу.

Кроме того, предлагалось закрепить норму о цели комментируемого . Так, предлагалось определить, что целью Закона является создание правовых и организационных основ для реализации государственной политики в области ресурсного обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Однако, данные поправки отклонены как выходящие за рамки концепции законопроекта, принятого в первом чтении. При этом отмечено, что проблема, регулируемая поправками, должна стать предметом регулирования законопроекта "О государственной политике в области ресурсного обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В определена система нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование отношений в сфере гособоронзаказа. Закон 1995 г. о гособоронзаказе такого регулирования не содержал.

Статьи в качестве основы такой системы нормативных правовых актов определяет Конституцию РФ. Речь идет в т.ч. о положениях Конституции РФ, относящих к исключительному ведению Российской Федерации такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. "г"), установление правовых основ единого рынка (), оборона и безопасность (), оборонное производство (п. "м"), определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м"). В соответствии с Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ . Речь идет в т.ч. о норме данного Кодекса (в ред. от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), предусматривающей, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

Федеральные законы в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд;

Федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд являются.

Закон о государственном оборонном заказе по отношению к закону № 44-ФЗ является специальным и устанавливает особенности формирования, размещения и выполнения государственного оборонзаказа. В статье мы кратко изложили все, что нужно знать о 275-ФЗ о гособоронзаказе, а также об изменениях 2019 года.

Из статьи вы узнаете:

ГОЗ. 275-ФЗ. Танки и самолеты?

Регулируется оборонный заказ Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ. Когда вступил в силу этот закон? За год до вступления в силу ФЗ-44. Если последний вступил в силу 1 января 2014 года, то Закон о ГОЗ – 1 января 2013 года.

Гособоронзаказ, главный заказчик которого Министерство обороны РФ, это закупка товаров, работ, услуг для обороны и безопасности России. Об этом говорится в п. 1 ст. 3 ФЗ-275. Но это не только закупка вооружения и техники. Это любая закупка для армии страны. Например, картофель или другая еда для солдат.

Госзаказчиком в рамках гособоронзаказа может выступать не только Минобороны, но и госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом». Закупка по 275-ФЗ реализуется по нормам ФЗ-44, но с учетом требований ФЗ-275. То есть нормы ФЗ-275 являются специальными по отношению к ФЗ-44 и, соответственно, обладают приоритетом над общими нормами Закона о контрактной системе.

Порядок формирования, утверждения и размещения гособоронзаказа устанавливается ст. 4, 5, 6 ФЗ-275. Подробнее же о том, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ), прописано в ПП РФ № 1255 от 26.12.2013.

ФЗ-275: отдельный счет

Одно из главных отличий Закона о гособоронзаказе от Закона о контрактной системе – наличие жесткого банковского сопровождения по ГОЗ. По этим правилам для каждого головного исполнителя, исполнителя обязательно выбрать банк для банковского сопровождения.

Сделано это с одной целью – отслеживание денежных средств с целью исключения возможности их нецелевого расходования. Иными словами, каждая сторона ГОЗ (заказчик, головной исполнитель, исполнитель) обязана открыть в уполномоченном банке отдельный счет. Все взаиморасчеты между сторонами ГОЗ проходят в этом банке. Те деньги, которые поступают от государственного заказчика – целевые. Они направлены на конкретные затраты конкретного оборонзаказа. Если деньги уйдут в «другую сторону», это будет признано нарушением. После того как контракт будет исполнен, этот счет закрывается.

Уполномоченные банки по 275-ФЗ

В 2017 году список таких банков еще размещался на сайте ЦБ РФ. Но в декабре 2017 года ЦБ из открытого доступа убрал этот список, который обновлял до этого ежемесячно. Решение о скрытие перечня уполномоченных банков – это мера, принятая в связи введенными на тот момент санкциями против России. Иными словами – это попытка защитить их бизнес. Кроме того, европейские банки, рассматривая российские банки как потенциальных контрагентов, учитывают, среди прочего, работают ли они с гособоронзаказом. Поэтому вопрос конфиденциальности данного вопроса понятен и логичен.

Что нужно для работы: основные обязанности исполнителя

Обязанности исполнителя раскрывает ст. 8 ФЗ-275. Основной момент этой статьи – использование для расчетов отдельного счета, о чем отчасти уже было отмечено выше. То есть исполнитель и сам использует спецсчет для расчетов и обязывает это делать своих контрагентов.

К обязанностям исполнителя относят также раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. В этом случае исполнителям нужно будет подтвердить сам факт наличия такого учета.

Кроме того, по запросу госзаказчика, головного исполнителя или органа финмониторинга, равно как и от своего контрагента или же уполномоченного банка исполнитель обязан предоставить информацию о каждом своем контрагенте, которого он привлек для исполнения контракта. Срок предоставления этой информации – 5 рабочих дней с даты получения запроса.

Екатерина Суханова , эксперт-практик в области госзаказа, гособоронзаказа и закупок для нужд отдельных видов юридических лиц

Екатерина Суханова рассказывает, что такое кооперация и как ее формируют, какие функции и какие риски лежат на головном исполнителе, как избежать ошибок. Смотрите правила, по которым описывать объект закупки по ГОЗ и формировать цену. Из вебинара узнаете, когда необходимо банковское и казначейское сопровождение контракта.

Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

Как уже стало понятно, для каждого контракта по гособоронзаказу открывается отдельный счет. Деньги с этого счета можно направлять только на цели, которые прямо указаны в контракте. При этом вывести деньги со спецсчета 275-ФЗ на обычный расчетный счет возможно лишь после исполнения контракта. В том числе, если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль получить можно лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации.

Для того, чтобы перечислить деньги на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк документы:

  • контракт с допсоглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, перечень которых устанавливает банк, в котором открыт отдельный счет.

При этом списание денег с отдельного счета возможно лишь при указании в ИГК (идентификатора государственного контракта) в распоряжении. В п. 2 ч. 1 ст. 8.3 определен перечень случаев, когда можно выводить деньги со спецсчета помимо случая получения прибыли. Например, в случае уплаты налогов и сборов. Статьями 8.4 и 8.6 определены перечень операций, которые нельзя проводить по отдельному счету и основания для приостановления операций по отдельному счету.

Регулирование цен на государственном уровне по ГОЗ

Методы госрегулирования цен установлены ст. 10 ФЗ-275. В их числе:

  • формирование списка товаров с регулируемыми ценами (распоряжение правительства РФ №976-р от 14.06.2013);
  • утверждение правил определения НМЦК, цены контракта;
  • формирование методических рекомендаций по определению по расчету цен;
  • иные методы по ст. 10 Закона о ГОЗ.

Касаемо регулирования цен на продукцию по ГОЗ, главным документом является ПП РФ №1465 от 02.12.2017.

Порядок расчета НМЦК обязаны применять не только заказчики, но и головной исполнитель, исполнители ГОЗ. Правила делят на две категории. В рамках первой категории определяют НМЦК на поставку конкурентной продукции, в рамках второй – рассчитывают цену контракта с едпоставщиком. Читайте, как определить и обосновать НМЦК по каждой из категорий.

Узнайте об особенностях формирования и размещения гособоронзаказа, о закупках в рамках гособоронзаказа и банковском сопровождении оборонного заказа.

Из статьи вы узнаете:

Особенности закупок при гособоронзаказе

Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

  • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
  • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
  • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
    Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
  • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным Правительства от 28.04.2015 № 407.
  • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
  • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
  • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).

Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

Участники гособоронзаказа

Госзаказчик
Головной исполнитель Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель

Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию ГИ;
  • заключила контракт с ГИ или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк Банк, который выбрал ГИ. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Требования к участникам конкурентных процедур

Требования к потенциальным исполнителям государственных контрактов, определяемых с помощью конкурентных процедур, при осуществлении которых госзаказчик имеет право не устанавливать обеспечение, утверждены Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482. Они применяются при определении поставщиков на создание, ремонт, утилизацию вооружения и спецтехники.

Такими требованиями являются:

✚ наличие производственных мощностей. Подтверждается выпиской из ЕГРН, копией зарегистрированного договора аренды, заключенного на срок не менее, чем срок выполнения контракта.

финансовая устойчивость подтверждается копией бухбаланса за последний отчетный период и актом о сверке расчетов по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов). Также необходимо предоставить сведения об оценке финсостояния предприятия.

✚ наличие специалистов с профильным образованием подтверждается копиями приказов о приеме таких специалистов на работу, копиями трудовых книжек и дипломов.

По окончании контракта заказчик должен публично отчитаться. Чтобы не запутаться с реестрами и отчетами, скачайте умную таблицу контроля за исполнением контракта и все контрольные сроки будут у вас под рукой.

Из статьи

Этапы гособоронзаказа

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:

1. Формируют . Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают . Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

3. Размещают . Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Законом № 44-ФЗ.

4. Оформляют госконтрактом и контрактами . Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает государственный контракт с ГИ. А он заключает контракты с исполнителями других уровней.

5. Выполняют . ГИ и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

6. Надзирают и контролируют . ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Формирование и утверждение оборонного заказа

Оборонный заказ формируется Военно-промышленной комиссией России при взаимодействии с госзаказчиками и другими заинтересованными лицами на 1 год и плановый период. При формировании проекта оборонзаказа проводятся следующие работы:

  • определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги);
  • формирование основных показателей;
  • формирование предложений по основным показателям;
  • формирование проекта документа.

Проект выносится на утверждение Правительства Российской Федерации, которое утверждает оборонзаказ в течение 1 месяца после принятия закона о федеральном бюджете на очередной фингод и плановый период.

Госконтракт в рамках гособоронзаказа

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним контракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от государственного контракта.

Отказаться не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили ГИ);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона о ГОЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона о ГОЗ.

В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона о гособоронзаказе.

Прогнозная цена госконтракта

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, вправе заложить в цену прибыль не выше нормы. Это делают, когда формируют прогнозную цену гособоронзаказа. Нормы рентабельности или прибыли ГИ определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат – прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 и от 5 декабря 2013 года № 1119. Исполнители других уровней эти постановления не применяют (ст. 6 и 10).

Определение начальной цены контракта

НМЦК и цена госконтракта с единственным исполнителем определяется при закупках продукции, связанно с:

  • серийными выпусками оружия, военной и спецтехники, а также их обслуживанием, ремонтом или утилизацией;
  • созданием новых или модернизацией или существующих образцов оружия, спецтехники и ракетно-космической техники. В этом случае основным методом расчета НМЦК является расчетный метод.

Расчет НМЦК производится следующими методами:

  • метод предельного уровня цен заключается в определении НМЦК, при котором цена одной единицы продукции устанавливается в виде ее предельного уровня;
  • затратный метод . При использовании данного метода цена продукции определяется путем расчета затрат на ее производство и последующую реализацию;
  • аналоговый метод . При его применении цена определяется на основе цен на аналогичные товары со сходными функциональными характеристиками.

Используется один из указанных методов или их совокупность, при невозможности их использования могут применяться другие методы, указанные в Законе № 44 фз.

Запрет на допуск иностранных товаров

Установлен запрет приобретения при гособоронзаказе следующих товаров иностранного производства (за исключение стран-членов ЕАЭС):

  • литейные машины;
  • станки (токарные, агрегатные, шлифовальные, металлорежущие, строгальные, долбежные и прочие);
  • измерительные приборы.

Продукция признается произведенной в России в случае:

✔ ее создания в рамках инвестиционного контракта в течение 5 лет с момента заключения такого контракта и не более 3-х лет с начала ее производства.

✔ отсутствия инвестиционного контракта созданная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719. Подтверждением будет являться заключение экспертизы.

✔ подтвердить, что продукция была произведена в России или в других странах-участницах ЕАЭС. Доказательством послужит сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.

Особенности размещения оборонзаказа

Особенности размещения оборонных заказов закреплены в ст. 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 указанной статьи госзакупки в рамках оборонзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:

  • при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, обслуживание и утилизацию оружия и военной техники, космических кораблей, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение требование об обеспечении выполнения госконтракте устанавливать не нужно;
  • при размещении оборонзаказа поставку оружия, спецтехники и военного имущества, принятого в эксплуатацию закупочная документация должна содержать название и товарные знаки такого вооружения;
  • оборонзаказ обязателен для принятия единственным исполнителем, определенным законодательными и подзаконными актами России при условии, что он обеспечивает уровень прибыли, установленный Правительства от 17.02.2017 № 208;
  • принятие оборонзаказа также является обязательным для ГУПов и других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке при условии, что иные потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам конкурентной процедуры.
  • оформление госконтракта является обязательным для лиц, которые в соответствии со ст. 14 рассматриваемого ФЗ занимают доминирующее положение при условии, что у них отсутствуют экономические или технологические причины для отказа.
  • сроки размещения оборонзаказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Что контролирует казначейство

Елена Тарасова , эксперт Системы Госзаказ

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по гособоронзаказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Однако есть ряд исключений. Какие операции контролирует Казначейство, а что не попадает под контроль, смотрите .