Что относится к государственной социальной помощи. Социальная помощь и ее виды

Законодательство РФ передало региональным властям обязанность по заботе о малоимущих и некоторых иных категориях граждан. Таковым полагаются выплаты и разного размера. В законодательстве установлен также иной вид помощи за казенные деньги - натуральный. Таковой представляет собой выделение нужных в хозяйстве вещей и продуктов определенному гражданину.

Рассмотрим, кто может претендовать на натуральный вид соцподдержки в 2019-2020 году. Куда обращаться и при каких обстоятельствах назначается.

Законодательная база

Полномочия по оказанию социальной помощи населению в денежном и натуральном виде на законодательном уровне переданы субъектам федерации. Норма зафиксирована в статье 12 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. На основании ее положения региональные власти проводят следующую работу:

  • выявляют:
    • категории граждан, нуждающихся в соцподдержке;
    • необходимые в определенной ситуации меры помощи;
  • планирую финансирование в местном бюджете на реализацию государственной соцполитики;
  • определяют орган исполнительной власти, который будет работать с гражданами;
  • распределяет функции между структурами регионального и муниципального значения.

Соцпомощь льготникам в виде денежных выплат, вещей и продуктов предоставляется на принципах:

  1. Адресности. Он означает передачу казенных денег и имущества конкретному человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Нуждаемости. Таковой предполагает тщательное изучение ситуации, в которой живет претендент.

Для сведения: статья 7 закона № 178-ФЗ относит к получателям социальной помощи из государственного бюджета , к которым относятся:

  • семьи;
  • одинокие граждане.
Скачать для просмотра и печати:

Понятие и цели предоставления


В законе дана расшифровка натуральной соцподдержки льготников. К таковой относится выделение за бюджетные деньги:

  • топлива;
  • продуктов;
  • предметов одежды;
  • обуви;
  • медикаментов;
  • другого.

Правило введено в правовое поле из-за обязательства государства помогать в разрешении конкретных вопросов, возникающих в жизни социально незащищенных категорий населения. Дело в том, что невозможно все заменить денежными средствами. Их получатель может потратить нецелевым образом. А это минимизирует работу властей над поставленной задачей.

Пример.

К натуральной поддержке относят молочные продукты, выделяемые беременным и новорожденным. Финансируют работу « » местные органы власти. Если женщинам выделять деньги вместо молока и кефира, то гарантии в получении важных элементов питания детьми получить практически невозможно. Значит, бюджетные траты не достигают цель. В данном случае она заключается в поддержке развивающегося человека - будущего гражданина - в утробе мамы и на первых месяцах жизни.

Из приведенного примера следуют основные цели выделения денег на натуральную помощь:

  • решение конкретной проблемы льготника;
  • получение гарантии в том, что сам получатель не сменит целевого направления бюджетных затрат;
  • поддержка со стороны властей людей, оказавшихся в сложной ситуации.
Для сведения: натуральная поддержка может носить нематериальный характер. Так, одинокие граждане получают услуги соцработника в рамках социального контракта без внесения платы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кому полагается

Федеральный закон описал потенциальных получателей широко. К ним отнесены малоимущие семейства и граждане, а также иные льготники. Определить перечень последних должен местный законодательный орган или правительство. То есть конкретные получатели перечисляются в соответствующем нормативном акте.

Как правило, регионы включают в перечень льготников граждан с низкими доходами. Таковые определяются так:

  • собираются данные обо всех поступлениях семейства за предшествующие обращению полгода (три месяца или год);
  • сумма делится на период и количество членов ячейки общества;
  • полученный результат сравнивается с (ПМ) на определенную дату.
Внимание: малоимущим признается семейство, в котором доход на одного человека ниже ПМ.

В нормативных актах описываются иные условия. К таковым относится дата определения показателя ПМ, используемого в расчете. К примеру, при установлении права мамы на пособие до одного года малыша используется ПМ на второй квартал года, предшествующего обращению (в 2020 г. - за 2-й квартал 2019 г.).

Правила назначения


Социальная поддержка в натуральной форме назначается:

  • в рамках действующих нормативных правил;
  • по инициативе претендента;
  • на основании представленных документальных подтверждений права на таковую.

Алгоритм обращения следующий:

  1. Собрать документы.
  2. Написать в орган соцзащиты по месту проживания заявление.
  3. Передать пакет на проверку.
  4. Подождать письменного ответа из госоргана (около десяти дней).

В случае принятия положительного решения нужно следовать дальнейшей инструкции. Таковая описывает порядок и способы получения продуктов или товаров.

Для сведения: для принятия решения госслужащим потребуется подтверждение бедственного положения просителя. Для этого составляется акт обследования жилищно-бытовых условий заявителя. Не нужно препятствовать соцработникам проводить мероприятие.

Акт обследования жилищно-бытовых условий


Практика изучения условий проживания просителя осталась со времен СССР. Она признана действенным инструментом контроля бюджетных затрат. Проводится мероприятие так:

  1. Социальная служба направляет специалистов домой к заявителю (по адресу, указанному в прошении).
  2. Служащие договариваются с заявителем о дате и времени визита.
  3. На месте проводится беглый осмотр помещения и подробный опрос просителя и членов его семьи.
  4. Результаты заносятся в акт.
  5. С содержанием документа знакомят заявителя.
Важно: если проситель не пускает соцработников домой, то в удовлетворении его заявления откажут.

Обстоятельства предоставления натуральной поддержки

Для получения услуг гражданин должен подписать социальный контракт с государственным учреждением. В документе описываются условия и объемы помощи. Денег за поддержку специалиста с клиента не берут.

Для сведения: в региональном документе отражаются наиболее актуальные для субъекта федерации виды натуральной поддержки.

В столичном законе № 60 от 23.11.05 к получателям продуктов питания и других товаров за бюджетные деньги отнесены:

  • дети:
    • первых трех лет жизни;
    • до семи лет;
  • школьники и студенты;
  • несовершеннолетние до 15 лет, страдающие хроническим недугами;
  • беременные женщины;
  • кормящие мамы;
  • семейства:
    • многодетные;
    • воспитывающие малыша с ограничениями по здоровью.
Скачать для просмотра и печати:

Отказать в оказании поддержки продуктами, товарами и услугами могут в таких ситуациях:

  • неподтверждение права;
  • предоставление документации:
    • не в полном объеме;
    • содержащей поддельные данные;
    • просроченной;
  • нарушение условий соцконтракта.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео: Соцсовет. Государственная социальная помощь

5 апреля 2018, 15:21 Янв 4, 2020 07:31

Содержание

Основой политики государства является поддержание благосостояния его граждан. На начало 2018 года запланировано увеличение помощи людям, доход которых в силу жизненных ситуаций не позволяет обеспечить себя всем необходимым. Уже с января будут увеличены выплаты и расширен перечень лиц, которым полагаются дотации. Принцип выделения денег станет более адресным, чтобы довольствие и ряд социальных услуг получили те, кто в них особенно нуждается.

Что такое социальная помощь

Люди, которые по каким-либо обстоятельствам оказались в затруднительном положении, могут рассчитывать на помощь со стороны государства. Это могут быть денежные выплаты либо же поддержка в натуральном виде. Начисляется она по линии федерального или региональных бюджетов, а для ее получения человек обязан документально подтвердить, что он является нуждающимся. В зависимости от категорий граждан соцпомощь выплачивается на постоянной основе или может носить временный и даже разовый характер.

Денежные выплаты

Одной из форм государственной поддержки малообеспеченных людей является предоставление помощи в виде денежных средств, которые выдаются наличными либо путем перечисления на банковский счет. Яркими примерами являются субсидии, материальная помощь, компенсации. Государством четко оговорена величина денежного довольствия в зависимости от категорий граждан.

Натуральная форма

Поддержка на региональном уровне может оказываться в натуральном виде, поскольку финансовые средства бюджетов не всегда могут удовлетворить потребности всех нуждающихся. Предоставляется она согласно карточкам учета, ведомостям и спискам, которые составляются органами социальной защиты населения. Гражданам передаются продукты питания, топливо, медицинские препараты, обувь и одежда.

Нормативно-правовое регулирование

Государственная социальная помощь в России регулируется рядом нормативно-правовых актов. Главным документом является Конституция РФ, согласно которой государство обязуется поддерживать своих граждан с целью их достойного существования. Что касается отдельных групп населения, то здесь необходимо руководствоваться федеральными законами:

  • об основах соцобслуживания населения;
  • о социальной защите инвалидов;
  • о соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • о социальной поддержке детей-сирот.

Дополнительное внимание необходимо уделить закону, касающемуся установления величины прожиточного минимума. Согласно этому критерию можно определить, является ли человек нуждающимся. Список нельзя назвать исчерпывающим, поскольку и на федеральном, и на региональном уровне принято множество нормативных актов, которые устанавливают меры государственной поддержки всех групп населения.

Каким категориям граждан положена

Согласно законодательству государственная социальная помощь в 2018 году определена:

  • малоимущим гражданам;
  • лицам, столкнувшимся с тяжелым материальным положением.

К ним относятся:

  • одинокие пенсионеры, которые вышли на заслуженный отдых и не имеют возможности получения дополнительного заработка;
  • многодетные семьи, где воспитываются дети до 18 лет (при условии, что ребенок обучается на дневном отделении, планка установлена на отметке в 23 года);
  • инвалиды;
  • граждане, осуществляющие уход за инвалидом 1 группы;
  • дети, которые воспитываются в неполных семьях;
  • дети-инвалиды;
  • дети до 18 лет, оставшиеся без родителей;
  • дети-сироты;
  • дети, у которых один или оба родителя являются пенсионерами или инвалидами;
  • родители, которые являются студентами дневных отделений учебных заведений;
  • лица, награжденные званиями, наградами, знаками отличия;
  • беременные и женщины, находящиеся в декретном отпуске;
  • лица, ухаживающие за ребенком-инвалидом вне зависимости от присвоенной ему группы;
  • беженцы;
  • переселенцы;
  • трудоспособные граждане, попавшие под сокращение.

Виды социальной помощи в 2018 году

Основным критерием для назначения поддержки от государства в 2018 году является величина совокупного дохода. Если она ниже установленной по региону величины, тогда человек или семья считаются нуждающимися. Государственная социальная помощь населению назначается как:

Социальные пособия

Денежные средства перечисляются человеку на безвозмездной основе. Они могут быть израсходованы по усмотрению гражданина, поэтому отчитываться перед государственными структурами за них нет необходимости. Величина поступлений определяется законодательно для каждой категории нуждающихся. Региональные власти дополнительно к федеральным выплатам вправе назначить доплату согласно местным нормативно-правовым актам.

Субсидии

Выплата субсидии имеет преимущественно целевое назначение. Использование средств возможно только на нужды, которые определены законодательно. Средства выдаются гражданам на безвозмездной основе. Процесс использования финансов контролируется соответствующим органом. Деньги выделяются в порядке очередности и перечисляются на банковский счет.

Компенсационные выплаты

Можно определить компенсацию обратным характером предоставления. Это означает, что гражданин сначала израсходовал деньги на определенные цели, а потом обратился к госорганам за возмещением потраченных средств. Каждый случай возможности компенсировать затраты оговаривается законодательством, а для получения денег необходимо предоставить документальное подтверждение их использования.

Гуманитарная помощь

Оказание поддержки малоимущим в натуральном виде предоставляется непосредственно местными органами власти через службы и органы соцзащиты. Нуждающимся предлагают получить одежду, обувь, средства личной гигиены, продукты питания. Для формирования фонда привлекаются простые граждане, состоятельные люди, организации, способные предоставить предметы первой необходимости и провизию.

Как получить государственную социальную помощь в 2018 году

Отличительной особенностью получения поддержки со стороны государства является адресный характер предоставления средств в денежном или натуральном виде. Поскольку претендовать на нее могут лишь малообеспеченные люди и граждане, столкнувшиеся с финансовыми трудностями по не зависящим от них причинам, надо не только подготовить необходимые документы, но и знать порядок предоставления поддержки.

Где оформить

В зависимости от условий, которые являются причиной для назначения господдержки в 2018, обращаться можно в многофункциональные центры по месту жительства гражданина. Специалисты МФЦ подскажут, какие документы необходимы для назначения дотаций и рассчитают предполагаемую сумму выплаты. Кроме этого, можно напрямую подавать документы в орган, непосредственно занимающийся оформлением дотации:

  • работникам бюджетных организаций и инвалидам следует обращаться к представителям отдела социальной защиты населения;
  • при рождении ребенка документы подаются по месту работы, в отдел соцзащиты либо же ПФР;
  • пенсионеры, участники боевых действий, труженики тыла и прочие граждане, относящиеся к перечисленным категориям, обращаются в отделения Пенсионного фонда.

Какие документы нужны

В зависимости от вида поддержки пакет необходимых документов может значительно отличаться. Региональные власти могут затребовать дополнительные бумаги, исходя из нормативно-правовых актов, действующих на местах. Для получения государственной социальной помощи в 2018 году, помимо паспорта и заявления, могут попросить принести:

  • СНИЛС;
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о браке или его расторжении;
  • справку о составе семьи;
  • документы о получаемом доходе;
  • справку, подтверждающую совместное проживание родителей и их детей;
  • документы, подтверждающие попечительство/опекунство;
  • удостоверение инвалида;
  • пенсионное удостоверение;
  • удостоверение многодетной семьи;
  • справку о состоянии здоровья (потери трудоспособности).

Порядок и сроки предоставления

Для назначения государственной соцпомощи в 2018 необходимо обратиться в орган, отвечающий за назначение довольствия, или же МФЦ с заявлением и необходимым пакетом документов. Для рассмотрения прошения законодательством отводится 10 дней – по истечении этого периода человек должен получить положительный ответ либо отказ. Иногда выносится предварительный ответ, если органу необходимо более детально изучить просьбу и проверить предоставленные документы. Тогда процедура рассмотрения увеличивается до 30 дней.

В каких случаях могут отказать или отменить социальные выплаты

Законодательством установлено, что человек, у которого изменилось финансовое положение (произошло увеличение дохода), обязан сообщить об этом профильному органу не позднее, чем через 14 дней. С этого момента он перестает числиться нуждающимся и все положенные льготы для него (членов его семьи) отменяются. Работники соцзащиты могут отказать гражданину по вопросу назначения довольствия в случае, если он:

  • указал недостоверные или неполные данные о составе семьи;
  • скрыл свой реальный доход или наличие имущества.

Социальная помощь детям

Поддержка и защита детей осуществляется по разным направлениям. Во-первых, это касается среды обитания ребенка и семейных отношений, а во-вторых, возможности получения образования. Так, ребенку предоставляется на безвозмездной основе возможность получения начального, базового и среднего образования, а на конкурсной – среднего профессионального и высшего.

Дети имеют возможность получить бесплатное медицинское обслуживание и питание. Помощь осуществляется путем выделения денежной и натуральной поддержки семей. Дополнительно государство заботится о несовершеннолетних, попавших в трудное положение и находящихся в социально опасном окружении, путем реабилитации, социальной адаптации и выделения материальной помощи.

Помощь малоимущим семьям в 2018 году

Для решения демографических проблем государство всячески стимулирует граждан создавать семьи, предоставляя льготные кредиты для решения жилищных проблем, назначая помощь при рождении ребенка, декретные выплаты. Семьи, у которых доход не дотягивает до установленного законодательно минимума, вправе дополнительно рассчитывать на поддержку. Государственная социальная помощь малоимущим в 2018 году определена по нескольким направлениям:

  • предоставление налоговых льгот;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • разработка специальных кредитных программ с банковскими учреждениями для предоставления займов на льготных условиях;
  • натуральная помощь (бесплатные лекарства, топливо и продукты питания);
  • юридическая, психологическая и прочие виды услуг на бесплатной (льготной) основе.

Виды и размер государственной социальной помощи многодетным семьям

Находятся на особом счету у государства многодетные семьи. Так, на федеральном уровне предусмотрено:

  • предоставление скидки по оплате коммунальных услуг;
  • бесплатный проезд на городском общественном транспорте и пригородных автобусах;
  • обеспечение бесплатными медикаментами по рецепту врача, если ребенок не достиг 6-летнего возраста;
  • право на внеочередной прием малыша в дошкольное учреждение;
  • предоставление бесплатного питания в школах и профтехучилищах;
  • льготное кредитование для решения жилищного вопроса;
  • компенсация трат на приобретение одежды, необходимой для посещения школьных занятий.

Материнский капитал

С 2007 года в РФ введена новая форма поддержки семей – материнский капитал. Это выплата, предусмотренная при рождении второго и последующих детей, при условии, что родители до этого не воспользовались правом на дополнительные меры поддержки со стороны государства. Сумма ежегодно индексируется, но на период с 2017 по 2018 год она установлена на уровне 453026 рублей. Истратить полученные средства можно по-разному:

Пособие по безработице

Людям, которые лишились рабочего места при определенных обстоятельствах, государство выплачивает ежемесячное денежное довольствие. Пособие назначается с первого месяца постановки человека на учет в центре занятости. Минимальная сумма, которая полагается гражданину – 850 рублей, максимум, на который он может рассчитывать – 4900 рублей. Его величина рассчитывается в каждом случае отдельно и зависит от предыдущего заработка человека:

  • 1-3 месяц – 75%;
  • 4-7 – 60%;
  • 8-12 – 45%;
  • далее – 1 МРОТ, к которому применен районный коэффициент.

Социальная помощь инвалидам

Люди, которые потеряли трудоспособность частично или полностью, находятся под особой защитой государства. Им выплачиваются пенсии и пособия, предоставляется материальная поддержка и определенные льготы. Реализация этих программ происходит на федеральном и региональном уровнях, а величина выплат напрямую зависит от степени нарушения здоровья и присвоенной группы инвалидности.

Пенсионное обеспечение

Государством предусмотрено несколько видов пенсий для людей с ограниченными возможностями:

  • Трудовая. Положена лицам, которые имеют любой стаж работы, но признаны инвалидами вследствие получения производственной травмы или профзаболевания.
  • Государственная. Выплачивается гражданам, имеющим удостоверение ветерана ВОВ, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, космонавтам, людям, пострадавшим вследствие катастроф радиационного или техногенного характера.
  • Социальная. Назначается инвалидам 1, 2, 3 групп, инвалидам с детства и детям-инвалидам.

Льготы и бесплатные услуги для инвалидов

Государственная социальная помощь в 2018 году заключается в предоставлении льгот на покупку лекарственных средств, медицинских препаратов, лечение в санаториях и прочее. Дополнительно люди с ограниченными возможностями могут бесплатно воспользоваться рядом услуг, если они являются одинокими гражданами или средний доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума:

  • юридическая помощь;
  • уборка жилых помещений;
  • льготная регистрация прав на собственность;
  • сопровождение на лечение в медицинское учреждение;
  • приобретение продуктов питания и средств первой необходимости.

Государственная поддержка пожилых людей

Граждане пожилого возраста, вышедшие на заслуженный отдых, получают от государства пенсионное обеспечение. Оно выплачивается всем, кто достиг определенного законодательством возраста и зависит от стажа работы. С января 2018 года производится индексация трудовых пенсий на 3,7%. Пожилым людям, которые продолжают трудиться, повышение довольствия не предусмотрено.

Человек, который не смог наработать необходимое количество лет, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке, получает социальную пенсию. Перерасчет их будет произведен с апреля на 4,1%. При условии, если пенсия не дотягивает до прожиточного минимума, государство делает доплату, причем региональными властями устанавливается свой уровень БПМ.

Помощь на дому

Граждане, достигшие пенсионного возраста, и инвалиды имеют право на получение помощи на дому. Для ее оформления нужно обратиться в районный комплексный центр или отделение социального обслуживания по своему региону и написать заявление, к которому приложить необходимые документы. Назначается она одиноким лицам, если они не в состоянии передвигаться самостоятельно и не способны обеспечить собственные нужды полностью.

Льготное медицинское обслуживание

Ежегодно пересматривается список преференций и льгот, предоставляемых пенсионерам. Государственная социальная поддержка пожилых людей в сфере медицинского обслуживания – это:

  • оказание помощи в поликлиниках по месту жительства и отделениях дневного пребывания вне очереди;
  • скидки в аптечной сети на приобретение медикаментов;
  • протезирование и лечение зубов;
  • приобретение средств технической реабилитации.

Санаторно-курортное лечение

Один раз в год пенсионеры могут бесплатно оздоровиться в любом санатории на территории России. Дополнительно государство возместит расходы за проезд к месту отдыха и обратно. Для получения бесплатной путевки необходимо написать заявление и обязательно приложить к нему заключение лечащего врача, как основание для прохождения санаторно-курортного лечения. Если в данный момент нет нужной путевки, пенсионера ставят на очередь и извещают о свободном месте не позднее, чем за две недели до начала заезда.

Пособия для матерей-одиночек

Согласно законодательству, государственная социальная помощь в 2018 году одиноким матерям ничем не отличается от выплат, предусмотренных полным семьям, если только уровень дохода у такой женщины не меньше прожиточного уровня. Тогда ей полагаются дополнительные выплаты, величина которых зависит от количества несовершеннолетних в семье и среднедушевого дохода. Для получения доплат необходимо обращаться в МФЦ. Во многих регионах для мам, воспитывающих ребенка самостоятельно, существуют дополнительные довольствия.

Государственная социальная помощь студентам в 2018 году

Каждый гражданин РФ имеет право на получение бесплатного высшего либо среднего технического образования на конкурсной основе. Студенты, которые обучаются на дневных отделениях бюджетных отделений, имеют право на получение стипендий. Ряд лиц имеет право на получение социальной стипендии по линии государства:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • инвалиды;
  • жертвы радиационных катастроф;
  • лица, воспитывающиеся в необеспеченных семьях;
  • военнослужащие, отслужившие по контракту более трех лет.

Государством установлен ежемесячный минимум, который обязаны платить учебные заведения таким лицам:

  • учащимся – 730 рублей;
  • студентам 2010 рублей.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

«О государственной социальной помощи »

Принят
Государственной Думой
25 июня 1999 года

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред 29.12.2004))

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • снижения уровня социального неравенства;
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • повышения доходов населения.
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
  2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Статья 6.

Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг

(введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 6.1. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

В соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Статья 6.2. Набор социальных услуг

1. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

2. Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Статья 6.3. Предоставление социальных услуг

1. Учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

2. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

3. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

4. Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.

Гражданин может подать заявление об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

1) нотариусом или в порядке, установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

5. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Статья 6.4, введенная Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступила в силу со дня его официального опубликования.

Статья 6.4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи

1. В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - регистр).

2. Регистр содержит в себе следующую основную информацию:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении;

3) дата рождения;

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

6) адрес места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

8) дата включения в регистр;

10) реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории;

11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

3. Орган, осуществляющий ведение регистра, порядок ведения регистра, включая порядок, сроки и форму представления в него сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают в орган, определяемый в соответствии с частью 3 настоящей статьи, сведения (в том числе базы данных), необходимые для формирования и ведения регистра.

5. Сведения о лицах, содержащиеся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставляются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации безвозмездно.

Статья 6.5. Оплата предоставления гражданину социальных услуг

1. На оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 450 рублей в месяц, в том числе:

на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, - 400 рублей;

на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, - 50 рублей.

Изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), производится в порядке и сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

2. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемая в соответствии с частью 1 настоящей статьи, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 6.6. Взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой могут заключать соглашения:

о включении граждан, не указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона и проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в число получателей набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 настоящего Федерального закона;

об оказании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных социальных услуг (мер социальной поддержки) гражданам из числа перечисленных в статьях 6.1 и 6.7 настоящего Федерального закона.

Статья 6.7. Предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.

Порядок обращения лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плата за предоставление гражданам, указанным в настоящей статье, набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.2 настоящего Федерального закона не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Статья 6.8. Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг

Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с настоящей главой производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор в сфере здравоохранения и социального развития.

Глава 3. Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи

Изменения, вносившиеся в часть 1 статьи 8 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

1. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Отказ в назначении государственной социальной помощи

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 10. Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 11. Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств субъекта Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи

1. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава 4. Заключительные и переходные положения

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".


Государственная социальная помощь в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. N 532-ст - это "социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе".

Государственная социальная помощь предназначена прежде всего для малоимущих граждан, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" .

Вот некоторые виды социальной материальной помощи, установленные законодательно в настоящее время на федеральном уровне:

  • Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы
    • Не менее 500 руб.
    Основание для назначения:
    • Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1394
  • Социальный контракт
    • Договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (гражданином) и органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, заключаемый в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
    Основание:
    • Статья 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

На региональном уровне социальная материальная помощь носит адресный характер и является важной составляющей господдержки малоимущих семей и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Так, в соответствии с Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" социальная материальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области.

При этом размер государственной социальной помощи для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 руб., не более 1000 руб. в месяц или 6 000 руб. за календарный год.

Материальная помощь за счет средств областного бюджета оказывается гражданам, имеющим место жительства в Московской области и находящимся в трудной жизненной ситуации, в следующих размерах:

  • малоимущим одиноко проживающим гражданам - до 10,0 тыс. руб.;
  • малоимущим семьям - до 7,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В случае имущественных и других потерь:

  • одиноко проживающим гражданам - до 50,0 тыс. рублей;
  • семьям - до 30,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В целом же, материальная помощь гражданам, которые имеют статус малоимущих, конечно, мала - от 500 рублей до 3 тысяч рублей в год. Поддерживать материальное положение целый год на такие деньги совершенно нереально.

Но надо иметь ввиду, что порядок выплаты социальной материальной помощи и ее размер в последнее время претерпел серьезные изменения.

С 2011 года в нашей стране проводится эксперимент в 17 регионах по заключению с государством социальных контрактов. Социальный контракт - это трехсторонний договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей, органами социальной защиты населения и администрацией муниципального образования. Его цель - предоставление адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальной материальной помощи в своем регионе проживания можно в разделе "Социальная поддержка в регионах ".