Нормативное правовое обеспечение национальной безопасности. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда Нормативное обеспечение образования основные понятия

Введение

Сущность регламентации труда

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

1 Классификация нормативно-правового обеспечения деятельности по регламентации и нормированию труда

Заключение


Введение

Актуальность темы данной работы определяется социальной важностью задач регламентации труда. Определить свое место в общественной организации труда возможно только через конкретное разделение труда. Оптимальный уровень кооперации и разделения труда между работниками может быть найден и обоснован с помощью регламентации труда.

В настоящее время в условиях становления новых экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией определяется не только уровнем их технического оснащения и инновациями технологий, но и наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления, цель которого заключается в использовании научных основ, теоретических и методологических положений, а также практического опыта в области регламентации и нормирования труда персонала предприятий при формировании социально-экономических отношений в условиях рыночной экономики.

Проблемам нормирования труда в зарубежной и отечественной литературе уделяется достаточно внимания, можно отметить труды следующих авторов: Л.И. Абалкина, Г.Я. Кипермана, В.П. Москаленко, В.М., Федоточкина, Н.В. Кочкиной, М.Е. Панкина, Н.А. Иванова, Файоля А., Роберта Г. Геста, Генри Минцберга и др.

Цель данной работы: изучить нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

Задачи, определяемые указанной целью, заключаются в следующем:

) изучение сущности и механизмов регламентации и нормирования труда на предприятии;

) изучение регламентации и нормирования труда как основы формирование экономических условий роста эффективности труда.

1. Сущность регламентации труда

Регламентация труда - это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.

Основой, регламентации является «регламент» (от фр. reglament- правило) - совокупность правил, положений, определяющих внутреннюю организацию и порядок деятельности государственного органа, организации, предприятия (а также порядок проведения заседаний и конференций).

В условиях становления экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией во многом зависит от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Одним из эффективных элементов такого механизма является регламентация труда работников.

В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций в основном носит локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. В то же время, регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Трудовой кодекс РФ и др.

Таким образом, регламент -это совокупность правил, определяющих порядок деятельности предприятия. При этом, регламентация труда требует определения совокупности регламентирующей документации. Проблема определения форм регламентации труда обуславливается, с одной стороны, спецификой труда, а с другой - неопределенностью границ делимости составляющих процессов. В следующей главе рассмотрим нормативно-правовое обеспечение регламентов труда.

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

1 Классификация нормативно-правового обеспечения деятельности по регламентации и нормированию труда

Эффективному управлению предприятием, фирмой и т. п., тесному взаимодействию всех подразделений и служб, исключению дублирования в работе способствует разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность, четко определяющих функции, права, обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей с учетом специфических особенностей их деятельности.

В практике регулирования трудовых отношений и организации труда чрезвычайно важна регламентация трудовой деятельности работников, четкое формализованное описание должностных обязанностей сотрудников и средства обеспечения этих обязанностей.

Все многообразие регламентов труда может быть представлено как система, цель которой - упорядочение труда персонала. В рамках этой системы выделяются различные формы регламентации труда - т.е. конкретное представление регламентов труда в виде совокупности документов, схем, графиков, таблиц и т.п., которые можно разделить на документированные и недокументированные.

К ним относятся: устав организации, положение о подразделении, должностные инструкции, личностные спецификации, схемы оргструктур управления, различные нормы: времени, численности, управляемости; правила внутреннего трудового распорядка и т.д.

Регламенты труда занимают ключевое место в системе регламентов управления в целом и разрабатываются в рамках всех элементов системы управления организацией: функций управления, оргструктуры, технологии управления, кадрового, методического, технического обеспечения и др.

К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, маршрутно-технологические карты производственного процесса, модели рабочих мест, трудовой договор и т. д.

Трудовая деятельность служащих, занятых в органах государственного управления, - это специфическая область человеческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и кооперации общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед конкретным органом управления и документально закреплены законодательным или нормативно-правовым актом.

Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа управления (субъекта управления), организованная таким образом, чтобы каждый работник (руководитель структурного подразделения, специалист, служащий) вносил свой вклад в их решение в соответствии с его ролью и статусом.

В связи с этим основными видами регламентации труда государственных служащих являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законы о государственной службе субъектов РФ, Положение «О проведении аттестации федерального государственного служащего», Положение «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим», Положение «О проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы», положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.

Для регламентирования труда характерны не только качественные, но и количественные показатели трудовой деятельности, хотя степень формализации этих процессов до сих пор остается проблематичной. В связи с этим особое внимание уделяется к нормированию труда - установлению норм затрат рабочего времени на производство какого-либо продукта или выполнение определенной работы, а также нормативов численности. То есть регламентирование и нормирование труда по сути являются двумя гранями одного и того же процесса, а именно - совершенствования труда персонала организации. При этом нормирование характеризуется разработкой и установлением строго количественных параметров трудовых процессов, а регламентирование предполагает разработку не только количественных, но и качественных параметров трудовых процессов.

Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим направлениям.

) Организационно-правовое регламентирование отражается в ряде документов, имеющих:

нормативный характер (например, Положение о структурном подразделении, Положение об организации, Порядок составления политики компании, должностные инструкции и др.;

характер административного указания, которое является обязательным, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);

) Экономическое регламентирование определяет границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: Положение об оплате труда, Положение о материальном стимулировании работников организации, Положение о премировании и т. п.

) Социально-психологическое регламентирование устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.

Эти документы имеют различную степень регламентации и детализации, но общее для них - четкая дисциплина исполнения и административная ответственность, которые возможны только при наделении правами и обязанностями органа управления и конкретного должностного лица.

Результатом регламентирования трудовых и связанных с ними иных отношений работодателя и работника является комплекс документов (кадровой документацией).

Созданиенеобходимых правовых условий для согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и в том числе отношений по организации труда и управлению трудом отнесенок числу основных задач трудового законодательства, а именно Трудовым Кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Положения ТК РФ, регламентирующие трудовые отношения, обязательны для каждого работодателя:

Так, статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мненияпредставительного органа работников в порядке, как правило, являются приложением к коллективному договору.

График сменности. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (статья 103 ТК РФ);

График отпусков (статья 123 ТК РФ). Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Правила и инструкции по охране труда. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, правила и инструкции по охране труда должны быть составлены и доведены под подпись до сведения работников (статья 212 ТК РФ).

Кроме того, ТК РФ устанавливает обязанность работодателя по документированию трудовых правоотношений с работником:

трудовой договор должен быть заключен в письменной форме (статья 67 ТК РФ);

прием на работу, увольнение оформляются приказом (распоряжением) работодателя, с которыми работник знакомиться под подпись (статьи 68, 84.1 ТК РФ);

обязательно издание приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания (статья 193 ТК РФ);

на всех работников ведутся трудовые книжки (статья 66 ТК РФ).

Таким образом, весь комплекс документов можно разделить на:

Обязательные документы, наличие которых прямо предусмотрено ТК РФ для всех работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

Факультативные кадровые документы, которые работодатель может принимать в рамках локального нормотворчества, их перечень, порядок ведения работодатель определяет самостоятельно.

При этом, факультативные кадровые документы носят рекомендательный характер, они также содержат нормы трудового права и необходимы для регламентации трудовых отношений. К факультативным кадровым документам можно отнести, например, положения о структурных подразделениях, положения о персонале, должностные инструкции.

Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.

Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др.

Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. В текст положения о персонале рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например, правила делового поведения персонала.

Положение о подразделении - документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) - его задачи, функции, права, ответственность.

Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению.

Штатное расписание описывает совокупность должностей служащих.Штатное расписание - документ, утверждаемый руководителем организации и содержащий сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним.

Штатное расписание составляется в соответствии с унифицированной формой Т-3, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Должностная инструкция - это не только руководство к действию для самого работника, но и основа для проведения оценки результатов его трудовой деятельности, принятия решения о его дальнейшем внутреннем движении и переподготовке. Должностная инструкция содержит информацию для проведения обоснованного отбора работников при найме, оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности.

Должностная инструкция должна быть разработана для каждой должности, содержащейся в штатном расписании, она составляется на основе положения о подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы (или рабочего места, должности) и составленного описания работы (рабочего места, должности). Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Деятельность первых лиц организации и их заместителей регламентируется ее уставом, а руководителей подразделений - положениями о них.

Таким образом, организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

2 Значение регламентации труда персонала в организации

регламентация нормирование труд

Стимулирование должно быть направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить работников. Говоря о стимулировании наемных работников, мы подразумеваем всех работников предприятия. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях.

Таким образом, стимулирование наемных работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.

При этом, регламентация предполагает установление определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроль за их выполнением. В этой связи важно разграничить те сферы деятельности работников, которые требуют жесткого соблюдения инструкций и контроля за их выполнением, от тех сфер, в которых работник должен быть свободен в своих действиях и может проявить инициативу.

Регламентация содержания выполняемой работы сотрудников предприятия должна решать следующие задачи:

определение работ и операций, которые должны быть возложены на работников;

обеспечение работников необходимой им для выполнения возложенных на них задач информацией;

распределение работ и операций между подразделениями предприятия по принципу рациональности;

установление конкретных должностных обязанностей для каждого работника в соответствии с его квалификацией и уровнем образования.

Регламентация содержания труда служит повышению эффективности выполняемой работы, поэтому с точки зрения стимулирования выполняемой работы регламентация результатов выполняемой работы играет очень важную роль. Она включает в себя:

определение ряда показателей, характеризующих деятельность подразделений предприятия и каждого работника в отдельности, которые учитывали бы вклад подразделений и отдельных работников в общий результат деятельности предприятия;

определение количественной оценки по каждому из показателей;

Таким образом, регламентация играет очень важную роль в деятельности организации, поскольку ее эффективная работа не может быть достигнута без регламентирующих документов, с помощью которых осуществляется результативная работа персонала. От правильно разработанной регламентации труда персонала напрямую зависит успех организации.

Заключение

Таким образом,завершая работу, кратко отметим следующее:

Регламент - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации.

Регламентация деятельности - это установление однозначных правил поведения в рамках определенной деятельности. Для персонала этопреждевсегомодели выполнения работ.

Можно выделить три способа целенаправленного управления моделями поведения сотрудников в зависимости от жесткости регламентации: правила, нормы и традиции.

Нормативно-правовая деятельность по регламентированию и нормированию труда можно классифицировать на:

регулирующие деятельность предприятия (устав, учредительный договор);

по информационному обеспечению: формы документов - делопроизводство;

регулирующие порядок работы с техникой управления (паспорт, инструкция к эксплуатации, размещение);

нормирование процесса управления - организационные процессы, графики производства;

регулирующие работу персонала - положения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, трудовые контракты. Если данные положения отсутствуют, то для наёмника есть крайне большой риск.

Организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

Список используемых источников

1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. - № 1 (ч. 1) - Ст. 3.

2.Савельева Е.А. Регламентация и нормирование труда / Учебное пособие - М.: Издательство МАРТИТ, 2012. - 69 с.

.Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб.пособие / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.

.Ворожейкин И.Е. Управление персоналом организации: учебник / И.Е. Ворожейкин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 638 с.

.Ворохоб О. Регламенты в компании / О. Ворохоб // Управление корпоративной культурой. - 2009. - №4. - С. 24-29.

.Жданов О.И. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе / О.И. Жданов // Психология управления. -2009 . - №6. - с. 23-29.

.Заказнов А. Регламентации в управлении персоналом / А. Заказнов // Менеджмент качества. - 2009. - №2. - С.14-19.

.Иванова А. Регламенты / А. Иванова // Управление развитием персонала. - 2008. - №2. - С. 10-15.

.Ивановская Л.Сущность и виды регламентации труда персонала / Л.Ивановская // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2009. - № 7. - С. 6.

.Казаков М. Регламенты: их назначение / М. Казаков // Управление развитием персонала. - 2009. - №3. - С. 16-22.

.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 279 с.

.Соколова М.И. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие/ М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. - М.: Проспект, 2008. - 238 с.

.Хаттоева Т. Регламенты: нужны ли они? / Т. Хаттоева // Управление развитием персонала. - 2005. - №3.- С. 25-31.

Нормативно-правовое обеспечение образования является важным вопросом, заслуживающим детального рассмотрения и изучения. В настоящее время обучение в высших учебных заведениях играет важнейшую роль в социальной и экономической политике страны. Именно поэтому так важно нормативно-правовое обеспечение образования, особенно в период реформирования данной отрасли.

Современные тенденции

В настоящее время происходит интернационализация в области высшей школы. Сейчас создается единое образовательное пространство. После того как наша страна стала полноценным участником Болонской образовательной системы, особенно актуальным стало нормативно-правовое обеспечение системы образования.

Признаки и особенности

Нормативно-правовое обеспечение образования предполагает определенные нормы. Правовой акт синтезирует в себе общие обязательные правила поведения, создаваемые и охраняемые государством. К общим нормативно-правовым актам причисляют конституцию страны, иные законы, различные нормативные документы, которые утверждены органами исполнительной власти.

Нормативные акты оперативно и в полном объеме характеризуют меняющиеся потребности развития. Они обеспечивают нужную стабильность и результативность правового регулирования.

Иные источники права, такие как административные и судебные прецеденты, не обладают общей регулятивной важностью.

Важные моменты

Нормативно-правовое обеспечение образования характеризуется некоторыми важными составляющими. Например, система воспитательного и развивающего процесса регламентируется законами. Под законом понимают нормативный акт, который принимается высшим законодательным органом либо в результате референдума.

Основным в отечественной системе школ, детских садов, колледжей, академий и институтов является закон "Об образовании".

Что такое правовая норма

Нормативно-правовое обеспечение деятельности в образовании является важным и необходимым инструментом управленческой работы. Термин «норма» рассматривается в качестве узаконенного установления обязательного порядка, построения новой системы. Термин «право» рассматривается в качестве совокупности обязательных общих правил, которые санкционированы либо установлены государством.

Каким должно быть нормативно-правовое обеспечение в сфере образования? Оно опирается на нравственность и право, направлено на обеспечение безопасности педагогов и обучающихся в любом учебном учреждении.

Системный подход

Чтобы оценить нормативно-правовое обеспечение образования РФ, необходимо рассмотреть данный вопрос с позиций системного подхода на региональном, федеральном, муниципальном уровнях, а также в рамках отдельной образовательной организации.

Содержание, смысл, использование любых нормативных и правовых актов в первую очередь определяются свободами и правами человека и гражданина, которые установлены основным законом нашей страны - Конституцией. Поэтому нормативно-правовое обеспечение образования Российской Федерации базируется на Конституции РФ, законодательных документах страны, нормативных приказах и распоряжениях Министерства образования и науки в РФ. Также в данную систему включены распоряжения региональных, муниципальных органов, распоряжения по конкретным образовательным организациям.

Нормативно-правовое обеспечение среднего образования в качестве основного компонента рассматривает права и обязанности граждан, которые декларированы в Конституции нашей страны, на базе которых функционирует современное законодательство РФ (ФЗ от 29.12.2012 №273, ст. 29).

Реализация образовательной деятельности связана с трудовым законодательством, законом РФ «Об образовании», законами о предпринимательстве, Гражданским кодексом РФ, законами, связанными с уголовным и административным правом.

Нормативные документы Министерства образования РФ

К ним причисляют постановления профильного министерства, инструкции, приказы, методические письма, положения по разным сферам просветительской работы. Данные документы регулируют основную образовательную работу на базе Конституции, закона "Об образовании". Они направлены на правовое и нормативное обеспечение, охватывающее множество сфер обучающей деятельности единой российской системы.

Инклюзивное

Что это? Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования базируется на Конституции РФ, приказе Министерства образования и науки РФ, ФЗ "Об образовании", от 29 декабря 2012 года, ст. 2. В связи с увеличением на территории страны количества детей, имеющих серьезные проблемы с физическим и психическим здоровьем, на уровне Правительства РФ было принято решение об организации специального обучения. В рамках национального проекта, разработанного с целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги прошли специальную подготовку, получили сертификаты на право дистанционной работы с детьми-инвалидами.

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования основывается на основных правах человека, которые указаны в Конституции РФ, в частности, на получении качественного бесплатного обучения. В каждом российском регионе разработаны дополнительные региональные распоряжения и приказы, в которых уточнены особенности организации такого обучения. Во всех российских регионах созданы специальные центры, координирующие деятельность дистанционных педагогов, обеспечивающие доступность и качество воспитания и образования детей-инвалидов.

На федеральном уровне деятельность основывается на федеральных нормах. Структура и совокупность нормативных документов аналогичны федеральной системе, в ней выделяются приказы, постановления регионального министерства, инструктивно-методические письма, положения, инструкции.

Подобные нормативы гарантируют функционирование региональной образовательной системы в рамках суммарного образовательного пространства страны с учетом региональных и национальных особенностей каждого субъекта РФ.

Дошкольное

Каково нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования? Оно характеризуется теми же нормативными документами, которые применимы и к иным сферам российского образования. На муниципальном уровне приказы и распоряжения базируются на региональных и федеральных нормативных документах (ст. 10 ФЗ 115 от 25 июля 2002 г.) После их получения муниципальный орган управления дошкольным образованием издает приказы, распоряжения, рассылает в дошкольные учреждения инструкции и письма, распространяет положения по разным вопросам воспитательной и образовательной деятельности, учитывая специфические особенности конкретной территории.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования не должно противоречить Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, трудовому, уголовному, административному праву.

Среди важных изменений, которые произошли в последнее время в дошкольном российском образовании, необходимо выделить распоряжение Министерства образования РФ об организации доступности посещения детских садов детьми с трехлетнего возраста. Данное распоряжение способствовало восстановлению системы дошкольного образования, позволило молодым мамам выходить на работу после отпуска по уходу за ребенком.

Дополнительное

В последнее время вопросам, связанным с организацией внеучебной занятости подрастающего поколения, уделяется особое внимание. Каково нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования в нашей стране? Помимо закона "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, в данной сфере издаются специальные распоряжения, приказы, инструкции региональных министерств образования и науки, муниципальных управлений. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации, на данный момент в стране существует огромная система дополнительного обучения, охватывающая разные направления (ст. 75, ФЗ от 29.12.2012 № 273).

При очевидном приоритете федеральных, региональных, муниципальных нормативов в каждом таком центре существуют собственные локальные акты: Устав организации, правила трудового распорядка, положение о доплатах - на основании которых осуществляется деятельность данной организации. В связи с укрупнением образовательных организаций, происходящим в настоящее время во многих российских регионах, следует остановиться еще на одном важном вопросе.

Среди которые обеспечивают функционирование центра дополнительного образования, которое является структурным подразделением школы, следует выделить положения о разных структурных подразделениях школы, правилах и особенностях организации в них учебного процесса.

Также в качестве нормативных документов, которые связаны с организацией деятельности в центре дополнительного образования, необходимо упомянуть приказы и распоряжения директора, разнообразные инструкции, которые разрабатываются администрацией. К примеру, в качестве подобного документа можно рассмотреть правила трудового внутреннего распорядка. Также к нормативно-правовым актам, без которых невозможно представить дополнительное образование, причисляют должностную инструкцию. Ее разработкой и утверждением занимается директор центра, учитывая мнение профсоюзного комитета организации, предложения сотрудников.

Высшее

Реформирование, наблюдаемое в последние годы в образовательной системе Российской Федерации, не обошло стороной и обучение в высших учебных заведениях. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования основывается на Конституции РФ, основных законах, распоряжениях, имеющих прямое отношение к этому вопросу.

Помимо применения закона «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года, ст. 3) в компетенцию учреждений профессионального образования включено право на разработку и нормативное утверждение учебных планов, просветительских программ, определенных учебных предметов. Подобные полномочия характеризуют принцип автономности российских образовательных учреждений. Существенно изменилась компетенция, которая обеспечивает реализацию принципа автономности.

По требованиям новых образовательных стандартов, повышена ответственность руководителя организации за последствия и результаты образовательной деятельности организации, вверенной ему в рамках должностных обязанностей. В частности, в установленном законодательством страны порядке учебное учреждение высшего звена несет ответственность за следующие действия:

  • невыполнение функций, возложенных на учебное заведение в рамках компетенции;
  • за неполную реализацию основных образовательных программ;
  • за низкое качество знаний и умений выпускников;
  • за нарушение основных свобод и прав учеников, воспитанников, работников данной организации;
  • за здоровье и жизнь работников и учеников в рамках учебного процесса.

Международные документы

Кроме нормативных документов федерального, областного, районного уровня, касающихся ведения деятельности образовательной организации любого типа, важными являются и некоторые нормативные международные документы, касающиеся организации воспитательного и развивающего процесса. Так, нельзя оставлять без должного внимания Международную Конвенцию о правах ребенка, которая была принята на 44 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году, ратифицирована в нашей стране в 1990 году. Этот документ необходимо использовать при разработке образовательной организацией Положения о правах и обязанностях учащихся в рамках познавательного процесса. В Конвенции отмечены основы светского воспитания, использовать которые важно при составлении инновационных просветительских программ на разных ступенях образовательной деятельности.

Современное законодательство регулирует взаимоотношения в сфере образования. Права детей, формы и способы их защиты указаны в законодательстве нашей страны, а также в международных документах.

Несколько слов в заключение

Основным документом, который определяет особенности воспитательного, развивающего, обучающего процессов, в нашей стране является закон "Об образовании".

После присоединения в 2003 году России к Болонской конвенции (признания "Декларации о европейском пространстве для высшего образования") произошли существенные реформирования высшего, среднего и дошкольного образования.

Российское законодательство устанавливает равные возможности для всех граждан страны на получение образования любого уровня, независимо от национальности, расы, пола, материальных возможностей.

Именно на данном положении закона «Об образовании» должны основываться все региональные, муниципальные органы, разрабатывая определенные приказы, инструкции, распоряжения, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения россиян.

Среди особенностей, которые появились в российской образовательной системе, - открытость и доступность. В настоящее время родители могут ознакомиться с учебными планами, развивающими программами, реализуемыми в конкретном учебном заведении. Для этого им достаточно внимательно изучить информационный сайт организации, который, согласно требованиям отечественного законодательства, в настоящее время имеет каждая школа, колледж, университет. Это поможет родителям быть не наблюдателями в процессе обучения их детей, а активными участниками.

Правовая норма - важный и необходимый инструмент управ­ленческой деятельности.

В «Советском энциклопедическом словаре» термин «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязатель­ным порядок, построение чего-нибудь, а «право» - как совокуп­ность общеобязательных правил (норм), установленных или санк­ционированных государством.

Г. Гейне писал: «Не быть подчиненным никакому закону - значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» . Опора на право и нравственность - одно из важнейших усло­вий обеспечения безопасности учащихся и педагогов в образова­тельном учреждении.

Каким же должно быть нормативно-правовое обеспечение функ­ционирования и развития образовательного учреждения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим нормативно-правовое обес­печение образования с позиций системного подхода на федераль­ном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образо- вательного учреждения. На рис. 13 графически представлена сис­тема нормативно-правового обеспечения образования в РФ.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-право­вых актов прежде всего определяются правами и свободами чело­века и гражданина, установленными главным законом страны - Конституцией. Поэтому системообразующим компонентом в сис­теме выступают права и обязанности граждан, декларированные в Конституции РФ, на основе которой действует существующее ныне законодательство страны.

При осуществлении образовательной деятельности важную роль играют законы РФ «Об образовании», трудовое законодательство, законы о предпринимательской деятельности, законы, включен­ные в «Гражданский кодекс Российской Федерации», а также за­коны, в той или иной степени связанные с административным и уголовным правом.

К нормативным документам Министерства образования РФ от­носятся постановления Коллегии Министерства образования РФ, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, по­ложения по различным сферам образовательной деятельности. Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» и направлены на нормативно-правовое обеспечение образования в рамках единого образовательного пространства страны.

Рис. 13. Система нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации

Нормотворческая деятельность на федеральном уровне опирается на федеральные нормы, а структура совокупности нормативных документов повторяет федеральную: постановления регионального органа Управления образованием, приказы, инструктивно-мето­дические письма, инструкции, положения. Эти нормативы обес­печивают функционирование региональной системы образования в рамках единого образовательного пространства страны с учетом национально-региональных особенностей субъекта РФ.

На муниципальном уровне на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов издаются постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам образовательной деятельности, учитыва­ющие ее местную специфику.

Говоря о нормотворческой деятельности на уровне общеобразо­вательного учреждения, следует отметить очевидный приоритет федеральных, региональных, муниципальных нормативов над внутришкольными нормами, поэтому в своем нормотворчестве образовательное учреждение в обязательном порядке учитывает нормативные требования всех вышестоящих уровней.

Основными нормативными документами, обеспечивающими функционирование образовательного учреждения, являются:

Устав муниципального образовательного учреждения;

Локальные акты, обеспечивающие его функционирование (в их число могут включаться такие документы, как положение о данном образовательном учреждении, положение о доплатах и надбавках, стимулирующих деятельность работников, положения о различных структурных подразделениях школы и др.);

Приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (например, правила внутреннего трудового рас­порядка, описания должностных обязанностей работников и т.д.).

Кроме того, Закон РФ «Об образовании» (ст. 2) включает в компетенцию образовательного учреждения не только выбор, но и разработку и нормативное утверждение образовательных про­грамм, учебных планов, программ некоторых вновь вводимых в данной школе учебных предметов.

Эти полномочия конкретизируют объявленный принцип авто­номности образовательных учреждений (ст. 2).

Следует особо отметить, что возросшая компетенция, обеспе­ченная реализацией принципа автономности, означает повыше­ние ответственности руководителя за результаты и последствия деятельности, осуществляемой образовательным учреждением. В данном случае образовательное учреждение в установленном за­конодательством РФ порядке несет ответственность:

За невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

За неполную реализацию образовательных программ; -за качество образования своих выпускников;

За нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и ра­ботников образовательного учреждения;

За жизнь и здоровье учащихся и работников во время образо­вательного процесса.

Помимо нормативных документов федерального, региональ­ного и муниципального уровня для осуществления нормотвор-ческой деятельности образовательного учреждения оказываются важными и некоторые международные нормативные документы, например Международная Конвенция о правах ребенка, приня­тая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Этот документ помимо Конституции РФ должен использоваться при разработке образовательным учреждением прав и обязанностей ребенка в образовательном процессе. В данной Конвенции предус­мотрены современные направления светского воспитания, кото­рые могут быть учтены при разработке инновационных образо­вательных проектов.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

Генерал-лейтенант в отставке А.И.Витковский,

кандидат военных наук, профессор

Нормативное правовое обеспечение национальной безопасности

В статье осуществлен анализ наличия, действенности и применяемости нормативно-правовых документов обеспе-чения военной безопасности государства на современном этапе его развития, имеющихся недостатков и противоречий, предложены положения по дальнейшему совершенствованию комплекса документов.

Ключевые слова: военная безопасность, нормативное правовое обеспечение, закон, указ, строительство Вооружен-ных Сил, опыт зарубежных стран.

Обеспечение национальной безопасности является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее защите служат практически все функции государства. Деятельность государственных органов, общественных и иных организаций, всех граждан страны по обеспечению национальной безопасности регулируется многочисленными нормативными правовыми актами, разработанными по всем составляющим, и сделать их анализ кратким в выступлении просто невозможно.

Поэтому я остановлюсь на нормативном обеспечении основной составляющей национальной безопасности - военной безопасности.

Созданная в России нормативная правовая база по обеспечению военной безопасности в основном позволила сформировать военную организацию, обеспечить ее функционирование и определить структуру взаимоотношений между государственными органами, связанными с обеспечением военной безопасности страны.

Основополагающими документами в этой сфере, вместе с Конституцией РФ, являются: Федеральный конституционный закон «О военном положении»; федеральные законы «О безопасности», «Об обороне», «О Государственной границе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О борьбе с терроризмом» и другие. Кроме того, к ним следует отнести подзаконные акты - указы Президента Российской Федерации: «Концепция национальной безопасности», «Военная доктрина Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», «Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству», План строительства Вооруженных Сил и другие.

Анализ приведенной и другой нормативной правовой базы показывает, что вопросы военной безопасности наиболее системно содержатся в подзаконных актах, особенно в таких, как Военная доктрина и Концепция национальной безопасности.

В Военной доктрине Российской Федерации, других государственных документах определено содержание обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта).

В Концепции национальной безопасности определены национальные интересы России в военной сфере, которые заключаются в защите ее независимости, целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников. Отмечается, что национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Указывается, что важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Однако многие нормативные правовые акты по обеспечению как военной безопасности, так и по обеспечению национальной безопасности устарели, требуют существенной переработки.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена в 1997 году. В 2000 году принята ее новая редакция. Но на сегодняшний день она явно не отвечает новым вызовам и угрозам. В настоящее время эта концепция перерабатывается, и ей целесообразно придать высшую юридическую силу посредством принятия федерального закона.

По каждому элементу национальной безопасности целесообразно разработать и принять соответствующие доктрины или концепции и основные направления развития, а также федеральные программы с финансовым обеспечением.

Ход военной реформы в стране показал низкую эффективность ряда подзаконных нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению военной безопасности.

Отсутствие достаточной законодательной базы привело к тому, что нередко стали приниматься противоречивые решения по принципиальным вопросам: упразднение Главного командования Сухопутных войск, затем его восстановление, объединение Военно-космических сил с Ракетными войсками стратегического назначения, а затем их разъединение, сокращение средств, ликвидация, а затем строительство и т.д.

Создание полной законодательной базы по проведению основных мероприятий обеспечения военной безопасности позволит более эффективно использовать выделяемые ресурсы, избегать стратегических ошибок. Прежде всего, по моему мнению, необходимо принятие закона, регламентирующего весь процесс военного строительства как единого целого, связующего между собой различные, в том числе правовые, административные, экономические аспекты взаимоотношений субъектов военного строительства. Таким законом мог бы стать федеральный конституционный закон «О военном строительстве в Российской Федерации».

Сложность приведения военной организации в соответствие с решаемыми ее задачами определяет тот факт, что в России, наряду с Вооруженными Силами, существуют войска, подчиненные другим ведомствам. При этом в отличие от Вооруженных Сил каждое из ведомств, в которых законодательством предусмотрена военная служба, имеет свой статус, закрепленный законом. Единственная силовая структура, деятельность которой отдельным законом не регламентирована - это Вооруженные Силы Российской Федерации. Тот факт, что ведущая компонента военной организации государства, составляющая основу обороны, страны функционирует без законодательного закрепления своего статуса, является едва ли оправданным.

Выходом из создавшегося положения может быть принятие закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации», в котором целесообразно отразить механизм формирования военной политики государства, состав и структуру, перспективные планы развития, закрепить ответственность органов государственного и военного управления за развитие Вооруженных Сил.

Особую важность сегодня приобретает совершенствование законодательной базы финансово-экономического обеспечения военного строительства. Существующий в настоящее время порядок разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за ходом исполнения оборонного бюджета не в полной мере обеспечивает военное строительство. Если в России основные полномочия по строительству ВС РФ принадлежат Президенту и Правительству Российской Федерации, то в наиболее экономически развитых странах эти полномочия отнесены к парламентам. Так, все законодательные акты конгресса США соединены в Свод законов Соединенных Штатов, который дополняется и переиздается каждые шесть лет. Законы, касающиеся военного строительства, вопросов национальной безопасности и обороны страны, входят в состав соответствующих разделов: 10 - «Вооруженные силы»; 14 - «Береговая охрана»; 32 - «Финансовое довольствие и денежные надбавки военнослужащим»; 38 - «Льготы ветеранам вооруженных сил»; 50 - «Война и национальная оборона».

Законодательное обеспечение строительства вооруженных сил США основывается на законе о национальной безопасности, принятом конгрессом в 1974 году. У нас такого закона нет. Изменения в структуре вооруженных сил США и системе руководства ими были проведены на основе закона о реорганизации министерства обороны 1986 года (закон Голдуотера - Николса) «О реорганизации военного ведомства». Силу закона после рассмотрения и утверждения конгрессом приобретают пятилетние планы строительства вооруженных сил, ежегодные раздельные доклады в конгрессе министра обороны и председателя КНШ, совместные доклады министров и начальников штабов видов вооруженных сил.

К сожалению, наши законодатели почему-то не используют положительный опыт зарубежных стран при создании нормативной правовой базы по обеспечению военной безопасности России.

Огромное влияние на способность Вооруженных Сил выполнять свои задачи по стратегическому сдерживанию, по локализации угроз военной безопасности оказывает не только уровень оснащения армии и флота, но и уровень социальной защищенности военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей - то есть человеческий фактор. Руководители нашей страны в посланиях, выступлениях постоянно декларируют о том, что человек, защищающий Родину, должен иметь высокий общественный и материальный статус, что денежное довольствие военнослужащих должно быть выше на 25-30 процентов выше денежного довольствия государственных гражданских служащих.

Однако пока и статус, и денежное довольствие военнослужащих не соответствует этим декларациям. Возьмем Федеральный закон «О статусе военнослужащих». За 10 лет действия этого закона в него внесено 35 изменений. В результате с военнослужащих сняты почти все льготы, которые были прописаны в первой его редакции, введен ряд новых норм по денежному довольствию. При этом материальное положение как военнослужащих, так и военных пенсионеров, как правило, не улучшалось.

В Министерстве обороны утверждена стратегия социального развития ВС РФ на период до 2020 года, в которой отмечается, что она является составной частью системы национальной безопасности. Констатируется, что денежное довольствие военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала ВС и тенденция их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, чем в целом по РФ. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60% военнослужащих.

Несовершенство существующей системы исчисления пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.

Закономерно встают вопросы: почему такое плачевное материальное состояние военнослужащих и военных пенсионеров? Ведь в ВС СССР была эффективная система социального обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров. Почему ее не взяли за основу?

Принятыми законодательными и другими нормативными правовыми актами в Российской Федерации настолько исказили, запутали систему социального обеспечения военнослужащих и пенсионеров, что сейчас трудно представить, как она функционирует.

Законодательно отменены почти все социальные льготы. Создана такая структура денежного довольствия, в которой оклады по воинским званиям и воинским должностям (т.е. денежное содержание некоторых воинских должностей стали составлять 12-13%% денежного довольствия, в среднем - не более25%. Девальвированы воинские звания и воинские должности. Основу денежного довольствия стали составлять различные надбавки и выплаты.

Сегодня воинское звание «лейтенант» оценивается в 1861 рубль (с 1 октября с.г. - 2039 руб.) и это с учетом присоединения отмененной продовольственной набавки, а воинское звание «полковник» лишь на 704 рубля больше. Должностной оклад командира мотострелковой роты составляет 3170 руб., командира полка - 3962 рубля.

Размеры некоторые дополнительных выплат значительно превышают размеры должностных окладов. Например, введенные указом Президента Российской Федерации размеры ежемесячного денежного поощрения для офицеров центрального аппарата установлены от 2,6 до 10,5 должностных окладов, а всем остальным офицерам - одного. Или ежемесячная надбавка за особые условия боевой подготовки в некоторых частях и соединениях составляют от 2700 до 5000 рублей в месяц и т.д.

Существующую структуру денежного довольствия военнослужащих осуждают на всех уровнях государственной власти - в Совете Федерации, в Государственной Думе, в Счетной Палате, в силовых ведомствах, в средствах массовой информации. Будучи Министром обороны, Сергей Иванов оценил ее следующим образом: «…нынешняя структура денежного довольствия военнослужащего ужасна. Это целая простыня, там 20-30 граф - за что он получает…».

Вместе с тем Министерство обороны продолжает повышать денежное довольствие военнослужащим путем введения все новых и новых надбавок к должностным окладам. В этом ведомстве создан поощрительный фонд для награждения отдельных категорий офицеров ВС - 100 млрд.руб. на три года - 2009-2012 годы. По сообщению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любови Куделиной, премированные офицеры будут получать ежемесячные набавки в размере от 30 тыс. рублей в течение года. Из газеты «Красная звезда» (от 27.06.08; 2-8.07.08): в среднем ежемесячное поощрение деньгами составит до 65 тыс.рублей, а высших офицеров - до 100-150 тысяч.

Приказом Министра обороны от 2 сентября 2008 года № 400 утверждена инструкция по награждению деньгами офицеров. В соответствии с этой инструкцией награждать предусматривается от 20 до 50% офицеров воинских частей. Введены квоты награждаемых в различных инстанциях.

По словам Министра финансов, вводимая надбавка через 2-3 года перейдет в повышение окладов по воинской должности и званию. К чему приведет реализация поощрительного фонда - покажет время. По моему мнению, эта акция увеличит негативные тенденции в системе денежного довольствия военнослужащих и их пенсионном обеспечении, ухудшит морально-психологическое состояние офицеров, повысит напряженность в офицерских коллективах и их семьях.

Измененная структура денежного довольствия военнослужащих отрицательно отразилась и на военных пенсионерах. Ведь пенсии увольняемым военнослужащим исчисляются из сумм окладов по должности, воинскому званию и надбавки за выслугу лет.

Такой структуры денежного довольствия военнослужащих не имеется ни в одном государстве. Например, в вооруженных силах США военнослужащим установлены основные оклады. Размеры основных окладов зависят от засчитанной выслуги лет и рангов, которые соответствуют воинским званиям, а их увеличение предусматривается через каждые два года службы. Доля основных окладов военнослужащих различных категорий составляет от 68% до 88% всего денежного довольствия. С увеличением звания и выслуги лет доля должностного оклада в денежном довольствии увеличивается. Должностные оклады всех категорий военнослужащих ежегодно в законодательном порядке увеличиваются не менее чем на величину инфляции в США. Всем военнослужащим США, получающим основные оклады, выплачивается продовольственная надбавка. Цена продовольственной надбавки для офицеров составляет свыше 110 долларов в месяц.

Предлагаю ветеранам военной службы, офицерам, которые знают взаимоотношения в воинских коллективах, жизнь и быт семей офицеров в гарнизонах, общественным ветеранским организациям обратиться к Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами, к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам структуры и содержания денежного довольствия военнослужащих. Ведь российские военные пенсии меньше военных пенсий как белорусских, украинских, так и особенно западных государств.

В целом нормативная правовая база по военному пакету нуждается в существенном пересмотре, что положительно скажется на обеспечении решения задач национальной безопасности.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Нормативно-правовое обеспечение программы

· Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

· Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-295 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Программа опирается на современные концепции воспитания детей и молодежи. Ее содержательный компонент разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской

Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Государственной

программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации

на 2010-2015 гг.», где отражаются актуальные и перспективные задачи

обучения и воспитания молодежи в России.

Психолого-педагогической основой программы является отечественный опыт организации воспитательной деятельности, а также результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно - исторический и личностно - деятельностный подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно - смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности «Играй-класс: школа юного затейника» требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 323 будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.



Режим занятий

Программа предназначена для детей от 7 до 10 лет (1-4 классы).

Срок реализации - 3 года.

Количество учебных часов и режим занятий:

1-й год - 33 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 5 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

2-й год - 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 3 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

3-й год - 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 4 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

Наполняемость групп: до 12 человек по каждому году обучения.

В соответствии с требованиями к организации внеурочной деятельности, занятия по программе проводятся не ранее, чем через час после уроков основного расписания. Продолжительность академического часа занятий соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут – в 1-м классе, 45 минут – во 2-м и 3-м классах.

Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися и способы их измерения

Реализация программы отражает приобретение личностных и метапредметных результатов, которые могут быть представлены как:

· результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений (1-й год обучения);

· результаты второго уровня - формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (2-й год обучения);

· результаты третьего уровня - получение школьником опыта самостоятельного социального действия (3-й год обучения).

Личностные результаты

Освоив программу, учащиеся будут

Знать

· правила безопасного поведения во время игр;

· названия, содержание и правила народных и театральных игр;

· малые формы фольклора: считалки, дразнилки, пословицы, прибаутки, загадки и т.д.;

· термины, используемые в игровой и театрализованной деятельности: правила игры, ведущий, водящий, шеренга, колонна, круг, врассыпную, шахматный порядок, страховка, пантомима, мимика, интонация, дикция, игровая программа, сценарий, режиссер, реквизит, декорации и др.

иметь представление

· о базовых культурных и духовно-нравственных ценностях народных и современных игровых традиций;

· об основах актерского мастерства;

· об игровой программе как театральном жанре;

· о способах самоорганизации игрового досуга.

уметь

· соблюдать правила безопасного поведения в игровой деятельности;

· ориентироваться в пространстве игрового зала;

· объяснить содержание и правила знакомой игры;

· использовать малые фольклорные формы во время проведения игр;

· пользоваться выразительными средствами речи, выполнять простейшие упражнения речевого тренинга;

· мимикой, интонацией, жестами передавать различные эмоциональные состояния;

· пользоваться сценическим костюмом, атрибутами и реквизитом;

· выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств с помощью педагога и самостоятельно.

Получатразвитие такие физические параметры, как ловкость, быстрота, выносливость, улучшатся показатели памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения и др.

Воспитательный результат

Дети научатся

· вступать в процесс общения, согласовывая свои действия, мнения с потребностями товарищей;

· доверять, помогать и поддерживать участников игрового общения, применять свои умения при решении совместных задач;

· оценивать результаты собственной деятельности и коллективной работы;

· делиться своими чувствами, интересами, настроением;

· проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание по отношению к участникам общения.

Будут совершенствоваться навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Школьники получат начальный опыт самостоятельного общественно-значимого действия (участие в подготовке и проведении игровой программы для младших товарищей).

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога;

· проговаривать последовательность действий во время игр;

· работать по предложенному педагогом плану;

· давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

2. Познавательные УУД:

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.

3. Коммуникативные УУД :

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им;

· выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Способы и формы проверки результата освоения обучающимися программы:

· Собеседование (начало учебного года);

· Педагогическое наблюдение (в процессе занятий, выступлений);

· Самооценка (в процессе занятий, по просьбе педагога);

· Отзывы детей и родителей (устные и письменные);

· Коллективное обсуждение работы (после репетиции, выступления);.

· Анкетирование (в конце 3-го года обучения);

· Тестирование (в конце 1-го и 2-го годов обучения);

· Творческая практика (проведение игр на занятиях и в игровой программе).

Способы фиксации результата:

· Карта педагогического наблюдения

· Анкета-опросник

· Результаты тестирования

· Фото и видео отчет, мультимедийная презентация о занятиях и творческой практике

Учебный план

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п Наименование тем 1 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Играй - класс: что это такое? 0,5 3,5
1.1 0,5 0,5
1.2 -
1.3 -
1.4 -
2. Мы-веселые ребята, любим бегать и играть!
2.1 Подвижные игры 0,5 2,5
2.2 0,5 1,5
2.3 В слова и со словами 0,5 2,5
2.4 Игры-соревнования 0,5 2,5
2.5 Здравствуй, новый год! -
3. Так играли еще в старину
3.1 Русские народные игры
3.2
3.3 «В гостях у тетушки Арины» -
3.4 «Сударыня-масленица» -
4. Сам себе затейник
4.1 0,5 1,5
4.2 0,5 3,5
5. -
6. Итоговое занятие 0,5 0,5
ИТОГО

Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п Наименование тем 2 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Новости играй-класса 0,5 0,5
2.
2.1 Игры на развитие памяти, внимания, наблюдательности 0,5 2,5
2.2 Игры и упражнения на развитие речи 0,5 2,5
2.3 Игры на развитие творческой фантазии 0,5 2,5
2.4 Сценки-малютки 0,5 2,5
2.5 Игры вокруг елки -
2.6 Здравствуй, новый год! -
3. Так играли еще в старину 2.5 7,5
3.1 Игры народов мира
3.2 Вокруг земного шара (малые формы фольклора народов мира)
3.3 Что такое игровая программа. Готовим программу вместе. 0,5 0,5
3.4 «Несмеяна, не плачь» -
3.5 «Сударыня-масленица» -
4. Сам себе затейник:день рождения – своими руками! -
4.1 Театр-экспромт -
4.2 Игры-аттракционы -
4.3 Игры с карточками и картинками -
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» -
6. Итоговое занятие -
ИТОГО

Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п Наименование тем 3 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Нынче мы – выпускники 0,5 0,5
2. Сам себе поставь «пятерку»! (развивающие игры)
2.1 Смотрю и слушаю внимательно (игры на развитие слухового и зрительного внимания) -
2.2 Запомню все! (игры на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти) -
2.3 Говорю четко и выразительно (игры на развитие речи) -
2.4 Я на сцену выхожу (правила поведения на сцене, работа с микрофоном) 0,5 - 0,5
2.5 Праздник «Посвящение в первоклассники» (репетиции участия в качестве ведущих) 0,5 0,5
2.6 Проведение праздника «Посвящение в первоклассники» -
3. Превращаемся, перевоплощаемся (театральные игры)
3.1 Жест, мимика, пантомима…а что это? -
3.2 Играем в театр (сказка - пантомимой) -
3.3 Новогодние игры и забавы для классной вечеринки
3.4 Здравствуй, новый год! -
4. Отличники играй-класса
4.1 Знаешь ли ты русские народные игры? -
4.2 Конкурс знатоков малых форм русского фольклора -
4.3 Репетиция и коллективное проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников
4.5 «Сударыня-масленица» -
5. Сам себе затейник: игры на улице 1,5 8,5
5.1 Ловишки, салки, догонялки 0,5 2,5
5.2 Школа прыжков 0,5 1,5
5.3 Скачи, скачи, мячик! 0,5 2,5
5.4 Веселые состязания - 1,5
6. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» -
7. Итоговое занятие (анкетирование) -
ИТОГО
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР
1.
1.1 Школа затейников в стране Нескучалии (введение в программу, собеседование) Теория: Цель и задачи программы. Как появилась игра. Ее роль в развитии человека. Виды игр. Техника безопасного поведения в игровой деятельности. Затейник – кто это? Практика: просмотр презентации. Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по тематике программы М/м презентация «Школа затейников в стране Нескучалии!» (авт.) 0,5/0,5/1
1.2 Будем знакомы (игры на знакомство, организацию и сплочение коллектива) Практика: -/1/1
1.3 Без старания нет внимания! (игры на развитие внимания) Практика: -/1/1
1.4 «Посвящение в первоклассники» Практика: участие в празднике -/1/1
2.
2.1 Подвижные игры Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.2 Забавы, шутки и разные штучки Теория: Практика: 0,5/1,5/2
2.3 В слова и со словами Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.4 Игры-соревнования Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.5 Здравствуй, новый год! Практика: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
3.
3.1 Русские народные игры Теория: Практика: 1/3/4
3.2 Делу время – и потехе час! (малые формы фольклора) Теория: Практика: 1/2/3
3.3 «В гостях у тетушки Арины» Практика: участие в игровой программе -/1/1
3.4 «Сударыня-масленица» Практика: -/1/1
4. Сам себе затейник 1/6/7
4.1 Крибле, крабле, бумс! (игры на развитие фантазии и воображения) Практика: 0,5/1,5/2
4.2 Играй со мной, играй, как я! (любимые игры проводим сами) Практика: 0,5/3,5/4
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: -/1/1
6. Итоговое занятие Практика: 0,5/0.5/1
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР Кол-во часов теория/ практика/ всего
1. Играй - класс: что это такое? 0.5/3,5/4
1.1 Школа затейников в стране Нескучалии (введение в программу, собеседование) Теория: Практика: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. 0,5/0,5/1
1.2 Будем знакомы (игры на знакомство, организацию и сплочение коллектива) Практика: Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
1.3 Без старания нет внимания! (игры на развитие внимания) Практика: Слушать и понимать речь других. Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. -/1/1
1.4 «Посвящение в первоклассники» Практика: участие в празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
2. Мы-веселые ребята, любим бегать и играть! 2/10/12
2.1 Подвижные игры Теория: Практика: Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Работать по предложенному педагогом плану. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 0,5/2,5/3
2.2 Забавы, шутки и разные штучки Теория: Практика: 0,5/1,5/2
2.3 В слова и со словами Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.4 Игры-соревнования Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.5 Здравствуй, новый год! Практика: участие в школьном новогоднем празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
3. Так играли еще в старину 2/7/9
3.1 Русские народные игры Теория: Практика: Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 1/3/4
3.2 Делу время – и потехе час! (малые формы фольклора) Теория: Практика: Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Работать по предложенному педагогом плану 1/2/3
3.3 «В гостях у тетушки Арины» Практика: участие в игровой программе Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
3.4 «Сударыня-масленица» Практика: участие в школьном празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) -/1/1
4. Сам себе затейник 1/6/7
4.1 Крибле, крабле, бумс! (игры на развитие фантазии и воображения) Практика: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Слушать и понимать речь других. 0,5/1,5/2
4.2 Играй со мной, играй, как я! (любимые игры проводим сами) Практика: самостоятельное проведение любимых игр Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других 0,5/3,5/4
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: участие в итоговом школьном празднике Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. -/1/1
6. Итоговое занятие Практика: выполнение тестов на усвоение теоретической части программы Работать по предложенному педагогом плану. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы. 0,5/0.5/1

Образовательная пресса

1. Учительская газета

2. Газета «Первое сентября»

3. Газета «Начальная школа»

Информационные ресурсы

Нормативные документы

Литература

Электронные ресурсы

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео - и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

· формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);

3). Структура курса должна содержать:

· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

· перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;

4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:

· разделы программы;

· темы занятий,

· описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)

5). Информационно-методическое обеспечение:

· дополнительная литература;

· цифровые образовательные ресурсы;

6). Предполагаемаярезультативность курса:

· характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));

· выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

· портфель достижений школьника.

При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Алгоритм работы с играми.

1. Знакомство с содержанием игры.

2. Объяснение содержания игры.

3. Объяснение правил игры.

4. Разучивание игр.

5. Проведение игр.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников п

В младшем школьном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, т.е. появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.

Эти возрастные особенности требуют соответствующего методического обеспечения программы.

Для этого используются:

– развивающие психолого-педагогические методики П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

– методы профессиональной и народной педагогики, в том числе празднично-игровой культуры;

– развивающие игровые методики и компьютерные технологии.

Их использование позволяет создать в процессе обучения условия:

– для развития познавательной мотивации детей;

– для развития интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания и памяти при совместной деятельности всех участников группы;

– для развития творческих способностей детей в различных играх;

– для создания развивающей среды;.

Главным принципом методики реализации программы является создание для детей такой развивающей среды, в которой взаимосвязь двух видов деятельности – игровой и учебной – оказывается органичной и плодотворной.

Определённое участие в образовательном процессе взрослых (родители детей) позволяет расширить диапазон воспитательных средств. Организация тематических праздников, подготовка учащимися домашних заданий, оснащение самих занятий обогащается за счёт взаимодействия с родителями, их активной помощи.

С первого года занятий начинается активное освоение детьми областей культуры, связанных с игровым искусством: заучивание стихов о природе и различных явлениях, пересказ сказок и мифов, поиск в книгах загадок и рассказов о природе, о Вселенной. Приветствуется самостоятельное сочинение стихов, рассказов, создание поделок и рисунков по изучаемой теме, как самими детьми, так и совместно с родителями.

Благотворное воздействие оказывает соединение на занятиях с 7-8-летних ребят с более старшими. Малыши стараются подражать старшим, в то время как последние, в процессе совместного решения задач, что-то объясняя и проговаривая для младших, активнее начинают развиваться сами.

На занятиях наиболее приемлемыми оказываются игровые методы , которые используются как при знакомстве с учебным материалом, при его закреплении, так и в качестве формы отдыха (подвижные, ролевые игры). Зрелищная и увлекательная форма занятий позволяет поддерживать познавательную мотивацию детей в течение длительного времени.

В первый год обучения больше внимания и времени приходится уделять неподготовленным детям, а для того, чтобы не пострадал весь педагогический процесс, выбирается такая форма передачи знаний, когда будут удовлетворены интересы обеих групп детей, но при этом каждый ребёнок приобретет необходимые ему навыки

Использование максимально богатого визуального ряда является важнейшим элементом методического обеспечения данной программы. Многочисленные настольные игры, альбомы-раскраски, проведение викторин, решение занимательных задач и кроссвордов, самостоятельные выступления, сюжетно-ролевые игры позволяют детям полноценно осваивать материал.

Учёт психологических особенностей возраста детей производится и при разработке режима занятий, основанного на смене различных видов деятельности.

Так, типичное занятие имеет следующую структуру:

– в начале занятия группа вспоминает, что проходили на предыдущем занятии (особенно важно для тех, кто его пропустил), – около 5 мин;

– затем обсуждается план текущего занятия – около 5 мин;

– 30 мин занимает знакомство с новым материалом;

– перерыв 10--15 мин с подвижными играми по пройденной теме;

– 15-20 мин – знакомство с новым материалом;

– 10-20 мин – на закрепление нового материала;

– обсуждение задания на дом – около 5 мин.

Занятия проводятся в зрительном зале или игровой комнате.

Для реализации данной программы имеются:

1) Игровой реквизит

2) Магнитофон, диски

3) тематическая библиотечка, дидактические разработки.

Продукт проекта:

1. Мультимедиа-презентация «Так играли еще в старину».

2. Сценарий театрализованной игровой программы «В гостях у тетушки Арины» с использованием русских народных игр.

3. Игровой реквизит и декорации из природного материала, текстиля.

4. Русские народные костюмы для ведущих театрализованной игровой программы.

5. Организация «школы ведущих» для наиболее активных детей - участников проекта.

6. Проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников, где в роли ведущих - дети-участники проекта.

Контроль и оценивание:

1. Результаты психолого-педагогического наблюдения за детьми - участниками проекта.

2. Проведение театрализованной игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для воспитанников подготовительной группы ДОУ № 15, отзывы воспитателей.

3. Анкетирование участников проекта «Чему я научился»

4. Фото-отчет о проведенной игровой программе

5. Видео-отчет

6. Представление опыта на районном конкурсе «Сердце отдаю детям» (показ игровой программы «В гостях у тетушки Арины» с участием детей - ведущих)

Техника

Интернет-сервисы

Использованная литература для обучающихся и педагога

Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и

средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой

внеурочной деятельности:

1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по

данному вопросу,

2) упражнение,

3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

4) методы игры в различных вариантах,

5) составление плана и

Каковы важнейшие принципы построения игр?

1. В каждом мероприятии, в каждой игре должен сквозить ясный принцип: общество – стоящая вещь (даже с эгоистической точки зрения). Если к игре присоединяется еще один приятель – тем лучше для меня. В одиночку мне не добиться того, чего я добьюсь вместе с другим. Если в игру включается третий, то наши силы возрастают еще больше, а значит, и я достигну большего. И так далее.

2. Ребенок должен понимать, что с помощью товарищей он добьется то