Конституционные основы обеспечения безопасности и обороноспособности рф. Конституционно-правовые основы национальной безопасности российской федерации - законодательство

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ

Введение

Заключение

Введение

Актуальность исследований в области информационных войн (ИВ), многогранность форм и методов этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны (ИПВ). Не секрет, что в наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики.

Информационно-психологическая война позволяет оказывать интенсивное воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе. информационный психологический противоборство технология

Совокупность проблем в данной области объясняется несоответствием между объективной потребностью в создании такой системы и низкой степенью готовности современного общества оказывать активное сопротивление любым попыткам манипулирования общественным сознанием. Дело в том, что в массовом сознании граждан еще не совсем сформировалось понимание той угрозы, которую могут нести современные коммуникационные технологии при их скрытом информационно-психологическом воздействии. Особенно если использовать их в политических целях.

Существует также еще одна проблема, мотивирующая наше исследование. Речь идет о несоответствии темпов развития специальных технологий информационно-психологической агрессии и технологий психологической защиты сознания, системы ценностей и психического здоровья общества.

Целью данной работы является наиболее полное раскрытие значения новейших коммуникационных технологий при противостояниях и конфликтах в современном обществе с анализом их использования и применения в качестве оружия современных информационных войн.

Объектом исследования являются комплексные информационные потоки, представляющие основу такого явления как современные информационные войны.

Предметом изучения являются новейшие коммуникационные технологии, используемые в качестве средства ведения информационных войн в современном обществе.

Для достижения поставленной в работе цели определяются следующие задачи:

1.Определить сущность понятия «информационная война».

2.Выявить способы применение НКТ как средства ведения информационной войны.

3.Изучить «линии фронта» информационной войны.

1. Сущность информационно-психологического противоборства

История войн и военного искусства наглядно свидетельствуют о том, что исход вооруженных событий, в конечном счете, зависит от двух факторов: материального и морального. Еще в древности наиболее талантливые полководцы отчетливо понимали, что бороться с неприятелем необходимо не только вооруженными средствами, но и путем целенаправленного воздействия на сознание, волю, чувства и настроения людей и пытались использовать средства психологического влияния для ослабления морального духа и боевой мощи противника. При этом учитывался тот простой факт, что никому и никогда не удавалось добиться активного и самоотверженного участия абсолютно всех военнослужащих в выполнении поставленных перед ними боевых задач. В ряде исследований показывается, что лишь 15-25% из них ведут прицельный огонь по противнику, перемещаются по полю боя, выполняют распоряжения командиров. Значительная же часть из них, находясь во власти инстинкта самосохранения и негативных переживаний, нередко стремится к тому, чтобы уклониться от участия в боевых действиях. Для этого широко используются такие способы, как симуляция недомогания, членовредительство, вывод из строя боевой техники, самовольное оставление поля боя под различными предлогами (в том числе и для эвакуации в тыл раненых сослуживцев), дезертирство и т.п. Некоторые воины расходуют имеющиеся у них боеприпасы в течении первых минут боя, другие завершают участие в бою не использовав ни одного патрона.

На искусственное побуждение личного состава противника к подобным действиям в настоящее время направляются усилия командиров, штабов, специальных органов, обладающих необходимыми средствами и владеющих методами ведения информационно-психологического противоборства. Такое противоборство в армиях многих стран рассматривается как самостоятельный вид (способ) боевых действий, позволяющий достигать военных целей без применения смертоносных средств.

В связи с этим нельзя не отметить появления нового феномена содержания войны: стирания граней между военными и невоенными средствами борьбы, когда высокая эффективность средств «информационной войны», в сочетании с использованием высокоточного оружия и «невоенных средств воздействия» позволяет дезорганизовать систему государственного управления, поразить стратегически важные объекты и группировки войск, воздействовать на психику, подавлять моральный дух населения. То есть эффект применения этих средств сопоставим с ущербом от воздействия оружия массового поражения».

Боевые события последнего времени убедительно свидетельствуют о том, что технология ведения войны, нацеленная на достижение победы, должна, наряду со средствами поражения и физического уничтожения неприятеля, обязательно включать специальные средства его дезинформации, снижения морально-психологической устойчивости, паралича воли к сопротивлению, создания благоприятной социально-политической обстановки в зоне ведения боевых действий.

В связи с этим, готовность командиров, штабов, органов воспитательной работы квалифицированно организовывать противодействие и защиту войск от психологических операций противника и информационно-психологическое воздействие на личный состав его частей и соединений является необходимым условием успешного решения частями и соединениями поставленных им боевых задач в современном бою.

Революционные изменения в сфере наук о закономерностях функционирования человеческой психики, массовых информационных процессов, широкое распространение систем массовой коммуникации (сетей спутникового и кабельного телевидения, оптико-волоконных линий связи и компьютерных сетей, УКВ- и СВ-радиостанций), технологический прорыв в полиграфической технике, достижения в области «несмертоносного» оружия обусловливают резкое усиление интереса военных руководителей многих армий мира к информационно-психологическому противоборству как составной части вооруженной борьбы.

Однако, несмотря на высокую актуальность данной проблемы, ее теоретическое обоснование оставляет желать лучшего. В настоящее время в литературных источниках, научных трудах и руководящих документах у нас в стране и за рубежом широко применяются такие термины, как «психологическая война», «информационная война», «психологические операции», «психологическая борьба», «информационно-психологическое противоборство», «информационно-психологическое противодействие и защита войск от психологических операций противника», «психологическое прикрытие войск», «психологическая защита», информационно-психологическое обеспечение боевых действий» и др. Так, например, в США в настоящее время действуют полевые уставы FM 100-6 «Информационные операции», FM 33-1 «Психологические операции», FM 31-20 «Операционная техника специальной борьбы», одновременно осуществляется подготовка специалистов в области информационного противоборства. Все это не способствует прогрессу в понимании объективно существующего явления -- противоборства в информационно-психологической сфере между конфликтующими силами.

В данной работе предпринимается попытка преодолеть понятийные противоречия и предложить непротиворечивую классификацию обозначенных выше феноменов. При этом основное внимание уделяется рассмотрению и анализу их психологических аспектов.

Наиболее широким из перечисленных понятий, по нашему мнению, является «информационно-психологическое противоборство», отражающее различные уровни противодействия конфликтующих сторон, осуществляемого информационными и психологическими средствами для достижения политических и военных целей. Такая широкая трактовка рассматриваемого феномена позволяет охватить информационно-психологические акции. В системе информационно-психологического противоборства, осуществляемого в военных целях, можно выделить феномены, квалифицируемые как «информационная война» и «психологическая война».

Под информационной войной можно понимать борьбу сторон за достижение превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте получения информации, скорости и качестве ее переработки и доведения до исполнителей. Такая война включает следующие направления деятельности: добывание необходимой информации; переработка полученной информации; защита информационных каналов от проникновения противника; своевременное и качественное доведение информации до потребителей; дезинформация противника; вывод из строя или нарушение функционирования систем добывания, переработки и распространения информации противника; уничтожение, искажение, хищение информации у противника; разработка более эффективных, чем у противника, средств работы с информацией.

Средствами ведения информационной войны могут быть:

а) компьютерные вирусы, отличающиеся высокой способностью проникновения по различным каналам в программы, закрепления и размножения в них, подавления и вывода их из строя;

б) «логические бомбы», «программы-оборотни», «программы-убийцы информации» заранее внедряемые в информационно-управляющие центры военной и гражданской инфраструктуры, и по сигналу или в установленное время искажающие, уничтожающие информацию или дезорганизующие работу программно-технических средств;

в) программы несанкционированного доступа к информационным ресурсам противника с целью хищения разведывательной информации;

г) средства подавления информационных систем противника, вхождения в них в целях подмены информации или открытого пропагандистского вмешательства;

д) биотехнологические средства, созданные на основе клеточной инженерии, выводящие из строя компьютерные платы;

е) средства внедрения вирусов, логических бомб, программ-оборотней, программ-убийц информации, программ воздействия на персонал («зомбирование») и др. в информационные системы (вирусные пушки, закладки в микропроцессоры, международные компьютерные сети и др.).

Таким образом, информационно-психологическое противоборство представляет собой борьбу между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в области получения, обработки, сохранения и доведения до пользователей необходимой военной, политической, технической и иной информации, а также в сфере моральных и психологических возможностей нации, ее армии и флота в интересах достижения политических и военных целей.

2. Основы информационной войны

Скорость, с которой современные информационные и телекоммуникационные технологии ворвались в нашу жизнь, позволила говорить о "цифровой революции", которая уже преобразует социальную и экономическую жизнь. В индустрии коммуникации и информации происходят коренные изменения. Чтобы охватить 50 миллионов человек, радио понадобилось 38 лет, а телевидению - 13 лет. Всего лишь за 4 года столько же людей стали использовать Интернет.

В 1993 году в "глобальной паутине" насчитывалось только 50 страниц; сегодня их более 1 миллиарда. В 1998 году к Интернету было подключено всего лишь 143 миллиона человек, к 2001 году количество пользователей достигло 700 миллионов человек, а в настоящее время - около 2 миллиардов. Интернет уже применяется в гораздо более широкой сфере, чем любое, из когда либо применявшихся ранее средств связи.

Столь внушительные, а главное - молниеносные, изменения привели к тому, что стремление к удержанию глобального лидерства вынуждает руководства ведущих мировых стран пересматривать свой подход к ведению внешней и внутренней политики.

2.1 Сущность и особенности информационной войны

Термин "информационная война" оказался в фокусе внимания в связи с войной в Персидском заливе в 1991 году. Под этим тогда подразумевались дезинформация и физические действия, направленные на разрушение иракских информационных систем - как военных (радио и компьютерная связь), так и гражданских (средств пропаганды). К этому можно добавить и западные телекомпании, ведшие трансляции из Ирака. Причем эти передачи были направлены не на противника, а, наоборот - на граждан западных стран.

После войны в Заливе появились теоретики "информационной войны".

В августе 1995 года Национальным Институтом Обороны США была опубликована классическая работа в данной области Мартина Либики. В ней автор определил 7 форм информационной войны:

1. Командно-управленческая в современном значении нацелена на каналы связи между командованием и исполнителями и преследует целью лишение управления.

2. Разведывательная война - сбор важной в военном отношении информации (как нападение) и защита собственной.

3. Электронная война - направлена против средств электронных коммуникаций - радиосвязи, радиолокационных станций, компьютерных сетей.

4. Психологическая война - пропаганда, "промывание мозгов", информационная обработка населения. Либики разделил ее на 4 составляющие - подрыв гражданского духа, деморализация Вооруженных Сил, дезориентация командования и война культур.

5. Хакерская война подразумевает диверсионные действия против гражданских объектов противника и защиту от них (действия против военных расцениваются как электронная война). Действия хакеров могут привести к тотальному параличу сетей, перебоям связи, введению случайных ошибок в пересылку данных, хранению информации и услуг (несанкционированным подключениям к сетям), тайному мониторингу сетей, несанкционированному доступу к закрытым данным с целью шантажа. Оружие хакеров, по мнению Либики, - это компьютерные вирусы. Либики считает хакеров серьезной угрозой для США, поскольку Америка - наиболее "сетевая" страна.

6. Экономическая информационная война. Либики видит две ее формы - информационная блокада (направленная против США) и информационный империализм (метод самих США). Под блокадой подразумевается, прежде всего, перекрытие каналов коммерции (по аналогии с запретом на "физическую" торговлю). Взлом банковских сетей в эту категорию не входит (это категория хакерской войны). Информационный империализм - часть общей политики экономического империализма.

7. Кибервойна отличается от "обычного" хакерства. Это захват компьютерных данных, позволяющих выследить цель (либо шантажировать ее).

Либики выделил в особое направление семантические атаки. Отличие семантической атаки от хакерства он видит в том, что хакер, грубо говоря, заставляет систему работать неправильно. При семантической атаке компьютерная система работает абсолютно правильно, но решения, которые она выдает, неверны. Семантическая атака направлена на "органы чувств" компьютерной системы, контролирующей какой-либо процесс с помощью датчиков. Обмануть эти датчики или другие средства ввода, значит, вывести систему из строя, не нарушив в ней ничего.

Исходя из театра действий, информационная война может вестись в различных сферах.

Электронное поле боя представлено постоянно растущим арсеналом электронных вооружений, преимущественно засекреченных. Они предназначены для боевых действий в области командования и управления войсками, или "штабной войны".

Атаки инфраструктуры наносят удары по жизненно важным элементам, а именно: по телекоммуникациям или транспортным системам. Подобные действия могут быть предприняты геополитическими или экономическими противниками или террористическими группами.

Промышленный шпионаж и другие виды разведки осуществляются корпорациями или государствами в отношении других корпораций или государств; например, сбор информации разведывательного характера о конкурентах, хищение патентованной информации и даже акты саботажа в форме искажения или уничтожения данных или услуг.

Конфиденциальность становится все более уязвимой по мере появления возможности доступа к постоянно растущим объемам информации в увеличивающемся числе абонентских пунктов. Важные персоны, таким образом, могут стать объектом шантажа или злобной клеветы, и никто не гарантирован от подложного использования личных идентификационных номеров.

2.2 Методы и приемы информационной войны

Информационно-психологическая война имеет существенные отличия от обычной войны, направленной на физическое подавление противника. Ее суть - воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов. Это можно рассматривать как определенный аналог вирусного заболевания. Так, вирус, внедрившийся в клетку, встраивается в управляющие процессы молекулы ДНК. Клетка внешне остается такой же, как и была, и даже процессы в ней идут такого же типа, но управляет ею вирус. Болезнь проходит три фазы: внедрение, выделение токсинов и гибель клетки. В психологической войне без внедрения аналога вируса внутрь системы противника нельзя ожидать каких-либо существенных результатов. В таких условиях пропаганда, шпионаж, диверсии могут иметь лишь вспомогательное значение.

Роль вируса играет управляемая извне "пятая колонна" внутри страны. Она должна внедриться в управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в ДНК, быть неотличимой от окружения.

Вирусное заболевание имеет скрытый период, но после его окончания наступает острая стадия - организм переходит в возбужденное, неустойчивое состояние. Точно так же при организации изменений существующего строя необходимо подвести общество к неустойчивости.

Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, интересы людей, проводить научный анализ. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер писал: "Чтобы победить врага, мы должны знать его. В этом заключается один из принципов правильной стратегии". Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно назвать иррациональными. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Здесь в свое время большие наработки сделало ведомство Геббельса.

Один из эффективных методов - метод большой лжи - успешно был применен и обоснован Гитлером. Суть этого метода в том, что люди в большую ложь охотно верят, чем в маленькую, поскольку им в голову не придет, что их обманывают настолько бессовестно. В случае неудачи следует незамедлительно искать врагов. Понимание масс незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит.

В основе другого метода, использованного гитлеровской пропагандой, лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать данные, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений. Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, общество пожелает запомнить.

Достаточно эффективными оказываются периодические, сменяющие друг друга (хотя бы и пустые) кампании, занимающие внимание людей. Безрезультатность старых забывалась, и все начиналось сначала. Последовательность кампаний не оставляла времени для размышлений и оценок.

Третий метод, использованный Гитлером, основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, регулирующее поступки отдельных лиц, "стадное" чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества "образа жизни", выделение "интеллектуалов" над "серой массой".

Действия гитлеровской пропаганды относились к нестационарным условиям, быстро меняющимся событиям. Именно тогда эффективны ложь, и быстро сменяющие друг друга кампании.

Во всех случаях воздействия на сознание людей незримо присутствует фактор повторяемости. Система большой (и малой) лжи дает эффект только на определенное ограниченное время. В подсознании человека заложено сомнение, необходимость проверки, подкрепления информации. Поэтому при информационном воздействии в статических условиях посылка заведомо ложной информации невыгодна.

Эффективен метод, когда отождествляются неизбежные негативные стороны явления. Например, при хорошей профессиональной компоновке кадров телерепортажей можно создать для многомиллионной аудитории впечатление о событии, по сути, противоположном реальности, сосредотачивая внимание на соответствующих негативных и даже очень редких кадрах.

Для любого информационного воздействия необходимо присутствие правды и ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и необходимые порции ложных данных. Но наиболее эффективный метод заключается в расчленении явления, выделении истинных, но единичных фактов и отождествления их с самим явлением, т.е. создание на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные образования такого рода носят название политических мифов.

Внедрение в сознание политических мифов позволяет заменить целостное мировоззрение фрагментарным, искажающим действительную картину.

Эффективное управление людьми, манипулирование ими с помощью информационного воздействия становится возможным лишь при наличии обратной связи. Вся система информационного воздействия может работать вхолостую, если не принимать в расчет динамику сдвигов в сознании населения, а также возможностей неожиданности, непредсказуемости.

В развитых странах происходит непрерывный зондаж общественного мнения. Существует целая система опросов, велика активность общения депутатов различных уровней с избирателями, большое внимание уделяется выяснению умонастроений конкретных групп населения. Это позволяет вносить коррективы в пропаганду, устранить возникающие рассогласования официальной идеологии и общественного сознания.

Отмечено, что параллельно каналам массовой информации, действующим на "мнения лидера", функционируют межличностные неформальные каналы информации.

Помимо вышеописанных прямых (или информационных) методов воздействия на сознание, существуют и косвенные, связанные с воздействиями на условия функционирования мозга. Так химическое регулирование мозга может быть нарушено с помощью наркотиков и алкоголя. На сознание людей также могут существенно влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфракрасных частот. Обращая их на людей, сосредоточенных на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение. Действие таких полей может носить и глобальный характер за счет инициирующей их солнечной активности. С учетом этого можно программировать и концентрацию действий информационно-психологической войны.

Сегодня осуществляется информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия наиболее развитых государств, что ведет к трансформации культуры, традиций и духовных ценностей в остальном мире. Остро встал вопрос о защите национальных информационных ресурсов и сохранении конфиденциальности информационного обмена по открытым мировым информационным сетям. Многие системы управления в различных областях человеческой деятельности уже сейчас стали информационно-зависимыми. Нарушения нормального функционирования компьютеров и телекоммуникационных средств могут нанести существенный урон в энергетической, финансовой областях и в Вооруженных Силах. Эксперты считают, что действительно национальной проблемой являются не случайные сбои, а опасность целенаправленного воздействия на информационные ресурсы извне. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие должны быть в центре внимания

3. Информационное противоборство в современную эпоху

В настоящее время, по мнению американских специалистов, информационное противоборство (ИП) представляет собой не просто вид обеспечения операций вооруженных сил путем нарушения процессов контроля и управления войсками, радиоэлектронного подавления, морально-психологического воздействия и т.д., но выходит далеко за пределы перечисленных проблем. Об этом говорят основные результаты исследований, проведенных специалистами американской корпорации "Рэнд" в конце 90-х годов.

В январе 1995 года этой влиятельной компании было поручено в рамках мероприятий, осуществляемых министерством обороны США, выполнить ряд исследовательских работ в этой области. Их целью было определение ключевых характеристик и особенностей применения информационного оружия; уяснение возможного его влияния на национальную безопасность; выявление основных направлений деятельности в области ИП; укрепление национальной безопасности и усиление технологического превосходства в области создания информационного оружия; координация деятельности научных и промышленных организаций при определении основных направлений совершенствования стратегии обеспечения безопасности национальных информационных систем. Результаты этих работ должны были послужить основой при обозначении роли и места информационного противоборства в национальной военной стратегии США, и год спустя их представили в отчете MR-661-OSD (Strategic Information Warfare. A new face of War).

В этом документе впервые, вследствие осознания возможностей информационного оружия, появился термин Strategic Information Warfare - "стратегическое информационное противоборство". Такое противоборство, согласно заявлениям авторов отчета, представляет собой "использование государствами глобального информационного пространства и инфраструктуры для проведения стратегических военных операций и уменьшения воздействия на собственный информационный ресурс". Появление подобной терминологии существенным образом отличается от официальной трактовки информационного противоборства, закрепленной в директиве министерства обороны США DOD S 3600.1 (декабрь 1992 года), которое рассматривало ИП в достаточно узком смысле, в виде подобия радиоэлектронной борьбы.

В отчете говорится о том, что изменения в общественно-политической жизни ряда государств, вызванные быстрыми темпами информатизации и компьютеризации общества, ведут к пересмотру геополитических взглядов руководства, к возникновению новых стратегических интересов (в том числе и в информационной сфере), следствием чего является изменение политики, проводимой этими странами. Авторы подчеркивают, что, учитывая определение войны, данное Клаузевицем ("война есть продолжение политики другими средствами"), глобальные противоречия требуют новых средств и методов их разрешения - стратегического информационного противоборства.

Проведенные исследования позволили выделить следующие ключевые особенности такого вида противоборства: сравнительно низкая стоимость создания средств ИП; крушение статуса традиционных государственных границ при подготовке и проведении информационных операций; усиление роли управления восприятием ситуации путем манипулирования информацией по ее описанию; изменение приоритетов в деятельности стратегической разведки, которые смещаются в область завоевания и удержания информационного превосходства; усложнение проблем обнаружения начала информационной операции; сложность создания коалиции против агрессора, развязавшего информационную войну (ИВ); наличие потенциальной угрозы территории США.

Авторы особенно отметили тот факт, что основные положения национальной военной стратегии США не адекватны тем угрозам, которые возникают в ходе стратегического ИП. В связи с этим они высказали необходимость выполнения следующих рекомендаций: располагать центр координации работ по противодействию угрозам в информационной сфере в непосредственной близости от президента, поскольку только в этом случае можно обеспечить требуемый уровень координации деятельности всех министерств и ведомств; давать оценку уязвимости ключевых элементов национальной информационной инфраструктуры; обеспечивать главенствующую роль государства в координации работ по противодействию угрозам в информационной сфере; вносить коррективы в национальную стратегию безопасности и национальную военную стратегию в соответствии с особенностями ведения стратегического ИП. В заключительной части отчета MR-661-OSD анализируется предполагаемый ход информационного противоборства на примере возможного конфликта США и Ирана в зоне Персидского залива с использованием методики прогноза развития ситуаций, разработанной ранее в корпорации "Рэнд" и известной как "The Day After... - На следующий день..."

Ключевым понятием, введенным в отчете MR-964-OSD, является классификация стратегического противоборства на первое и второе поколение. При этом стратегическое ИП первого поколения рассматривается наряду с традиционными средствами противоборства (ядерными, химическими, биологическими и другими). Подчеркивается, что оно больше ориентировано на дезорганизацию деятельности систем управления и проводится скорее как обеспечение действий традиционных сил и средств. Авторы отмечают, что такое восприятие информационного противоборства свойственно начальному этапу осмысления проблемы. В отчете стратегическое ИП первого поколения определено как "... один из нескольких компонентов будущего стратегического противоборства, применяемый совместно с другими инструментами достижения цели". Таким образом, понятие "стратегическое информационное противоборство первого поколения" фактически вобрало в себя основные методы информационной войны, которые США реализуют в настоящее время на государственном и военном уровнях и от которых не намерены отказываться в обозримом будущем.

Дальнейшее изучение проблемы привело к введению понятия "стратегического информационного противоборства второго поколения" (2nd Generation Strategic Information Warfare). В отчете это понятие определено как "принципиально новый тип стратегического противоборства, вызванный к жизни информационной революцией, вводящий в круг возможных сфер противоборства информационное пространство и ряд других областей (прежде всего экономику) и продолжающийся долгое время: недели, месяцы и годы". Отмечается, что развитие и совершенствование подходов к ведению стратегического ИП второго поколения в перспективе может привести к полному отказу от использования военной силы, поскольку скоординированные информационные акции могут позволить обойтись без этой крайней меры. Авторы подчеркивают, что если последствия стратегического ИП первого поколения еще могут быть прогнозируемы с использованием существующих методик, то второе поколение противоборства на текущий момент весьма трудно формализуемо, и существующие методики прогноза могут быть применены к анализу последствий весьма условно.

В качестве приложения к отчету приведены два сценария возможных событий, полученных с использованием все той же методики "The Day After...". Первый основан на результатах оценки стратегического ИП первого поколения в конфликте между Китаем и Тайванем в период до 2010 года. Второй рассматривает ведение стратегического ИП России и США в период до 2010 года. Этот сценарий основан на том, что Россия разворачивает сложную операцию по манипулированию экономической ситуацией на рынке энергоносителей (нефть и газ), рассчитанную на несколько лет и направленную на достижение превосходства над США путем навязывания своей экономической политики на рынке энергоносителей. В операции, помимо средств специального программно-математического воздействия на информационные системы кредитно-финансовой сферы Запада, манипулирования информацией в средствах массовой информации, задействованы также дипломатические меры влияния на других поставщиков энергоносителей, а также манипуляции с валютными системами государств (евро и доллар). Совершенно очевидно, что при всей своей новизне понятие "информационного противоборства второго поколения" формально обозначило цели ведения ИВ на государственном уровне, которые ставили перед собой спецслужбы США еще во времена "холодной войны".

Тем не менее, в условиях определенной трансформации взглядов на проблему ведения ИП, изменяются и задачи, которые нужно решать для достижения поставленной цели. Так, для информационного противоборства первого поколения это:

огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;

ведение радиоэлектронной борьбы;

получение разведывательной информации путем перехвата и расшифровки информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям;

осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующим их искажением или хищением;

формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации для воздействия на оценки, намерения лиц, принимающих решения;

получение интересующей информации путем перехвата открытых источников информации.

Информационное противоборство второго поколения предусматривает несколько другой подход:

создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;

манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;

дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;

снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;

провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;

инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;

затруднение принятия органами управления важных решений;

нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

В целом следует отметить, что с конца 90-х годов основной тенденцией в развитии понимания роли и места информационного противоборства среди специалистов корпорации "Рэнд" является осознание факта, что стратегическое ИП является самостоятельным принципиально новым видом стратегического противоборства, способным разрешать конфликты без применения вооруженной силы.

Заключение

В настоящее время мир поворачивается к высоко заряженному полю битвы идей. Это уже не тот мир, в котором материальная база являлась предметом ожесточенного соперничества. В этом формирующемся мире ключ к успеху будет в умелом управлении информационными возможностями и ресурсами, т.е. стратегическом планировании и управлении.

Исходя из всего вышеперечисленного, я склоняюсь к мнению, что понятие "война" в настоящее время не совсем подходит, так как война это сложное общественно-политическое явление. Она представляет собой противоборство общественных систем, классов, наций, государств применением вооруженного насилия для достижения политических целей. Думается, что пока не следует ожидать определения единого и четкого понятия "информационная война". "Информационное противоборство" или "информационная борьба" - являются вполне законными и выражают борьбу сторон за превосходство в количестве, качестве и скорости добывания, анализа и применения информации.

В связи с тем, что сейчас четко обозначено движение в сторону войн нового поколения, роль информационного противоборства резко возрастает в следующих направлениях: в борьбе с системами управления; в навязывании противнику своих правил ведения военных действий; в ставке на военно-техническое превосходство. Вершиной информационного противоборства, по-видимому, станет создание глобальной боевой информационно - ударной системы страны и вооруженных сил, способной контролировать состояние и функционирование вооруженных сил и группировок противника и снижать эффективность их применения. Сейчас информационное противоборство уже стало важнейшим содержанием войны, но из-за применяемых в нем сил и средств, а также специфических целей и задач приобретает как значительную самостоятельность, так и является элементом всех остальных форм борьбы.

Таким образом, под информационным противоборством следует понимать новую форму борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду противника и защищающие собственную в интересах достижения стратегических целей.

Список использованной литературы

1. Cohen M. N. The Food Crisis in Prehistory: Overpopulation and the Origins of Agriculture. New Haven, CT: Yale University Press, 1977. ISBN 0-300-02351-0,

2. Joint Pub 3-13 “Information Operations”, DOD US, December 1998.

3. Thomas P. Rona, “Weapon Systems and Information War”; Joint Pub 3-13.1 “Command and Control Warfare”, DOD US, February 1996;

4. Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006,

5. Пономарев Л. По ту сторону кванта - Москва: Молодая гвардия, 1971 - с.304,

6. Петров Р. В. Бесседы о новой иммунологии - Москва: Молодая гвардия, 1978 - с.224,

7. Ярыгин Н., Биология, (в двух томах, М., 2006),

8. URL: www.Historic.Ru, раздел Всемирная история.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические и научные основы информационной войны. Особенности, методы, приемы информационно-психологической войны. Информационное противоборство в современную эпоху. Опеределение победителя в информационном сражении в Осетии. Итоги информационных войн.

    реферат , добавлен 26.07.2009

    Понятие и свойства информации. Манипуляция сознанием в системе общественных политических отношений: операции, методы, средства, технологии. Причины, основные признаки и социальная опасность информационно-психологической войны. Роль черного PR в политике.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Сущность и особенности информационной войны, методы ее ведения. Виды и методы ведения информационных атак. Некоторые методы ведения информационных войн, предложенные М. Григорьевым в статье. Причины гиперболизации образов России и Китая в западных СМИ.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2015

    Теории информационных войн. Применение информационного оружия, средств информационной войны. Роль средств массовой информации в ведении информационно-психологических кампаний. Информационная борьба, затрагивающая отношения между Россией и Украиной.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Информационно-психологическая война и ее свойства, виды и основные понятия. Цели и технологии информационно-психологической войны. Манипуляции массовым сознанием с помощью средств массовой информации. Значимость информации в вопросах командования.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2014

    Информационно-психологическая война: виды и цели информационного противоборства. Значение коммуникационных технологий в общественных конфликтах. Определение и сфера деятельности информационной войны. Составные части, последствия информационной войны.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2010

    Общетеоретические проблемы информационных войн; психологические войны и пропагандистское противостояние. Феномен информационной войны как медийного воздействия в политической жизни. Анализ медийных материалов, посвященных событиям в Грузией и Ираке.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2009

    Понятие, функции информационной войны, используемые методы. Способы и инструменты связей с общественностью. Методы воздействия средств массовой информации на человека. Исследование роли и значения СМИ в одной из информационных войн на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    История возникновения информационных агентств. Национальные информагентства, их роль в наполнении информационных потоков отдельного государства. Негосударственное федеральное информационное агентство "REGNUM". Официальный сайт агентства "Спортком".

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Главным средством ведения "психологической войны" названа деятельность "электронных" средств массовой информации (радио, телевидение), что обусловлено возможностью применения приемов эффекта присутствия в эпицентре события и реальности происходящего.

1.Межгосударственные соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности и об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности.

2. Основные задачи и функции Министерства обороны.

3. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема 8. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности государственных границ РФ

1.Силы и средства Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Тема 9. Организационно-правовые основы борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков в РФ

1.Ответственность за участие в террористической деятельности.

2.Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

3.Основные мероприятия в области противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Тема 10. Организационно-правовые основы деятельности внешней разведки и противодействия шпионажу на территории РФ

1. Силы и средства органов Федеральной службы безопасности.

2. Контроль и надзор за деятельностью органов Федеральной службы безопасности

Оценочные средства для промежуточной аттестации

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Национальные интересы России: понятие, классификация.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: понятие и основные положения

3. Принципы обеспечения национальной безопасности РФ.

4. Система безопасности Российской Федерации.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: понятие и основные положения.

6. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности.

7. Структура Совета Безопасности и порядок его формирования.

8. Основные функции и задачи Совета Безопасности РФ.

9. Обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РФ.

10. Основные направления защиты конституционного строя на современном этапе развития

российской государственности.

11. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

12. Направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

13.Правовое регулирование деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу.

14. Меры по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

15. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

16. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.



18. Правовой режим чрезвычайной ситуации.

19. Особенности деятельности Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

20. Правовые режимы карантина и обсервации: понятие, цели и порядок введения, особенности деятельности государственных органов.

21. Современные особенности административно-правового статуса Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

22. Правовое регулирование деятельности Федерального медико- биологического агентства.

23. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение.

24. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

25. Обеспечения правового режима государственной тайны.

26. Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

27.Правовой статус и особенности деятельности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

28. Правовое регулирование деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

29. Современные особенности административно-правового статуса Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций.

30. Военная безопасность и военная угроза: соотношение понятий.

31. Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации.

32. Обеспечение военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с

началом войны (вооруженного конфликта).

33. Правовой режим военного положения.



34. Правовой режим чрезвычайного положения.

35. Региональная безопасность: понятие и характеристики.

Коллективная безопасность: понятие и основные характеристики.

36. Обеспечение коллективной безопасности стран СНГ.

37. Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации.

38. Угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве.

39. Режим Государственной границы.

40. Полномочия органов государственной власти в сфере защиты Государственной границы.

41. Правовое регулирование деятельности Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

42. Правовые основы борьбы с терроризмом.

43. Проведение контртеррористических операций.

44. Правовой режим контртеррористической операции.

45. Национальный антитеррористический комитет: задачи, функции, полномочия, структура и порядок осуществления деятельности.

46. Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств.

47. Основные направления деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

48. Организация деятельности органов внешней разведки Российской Федерации.

49. Международная безопасность.

50. Коллективные органы, обеспечивающие международную безопасность.

Основы национальной безопасности Российской Федерации

Российская Федерация успешно преодолела последствия политического и социально-экономического кризиса 90-х годов XX века. Она остановила падение уровня и качества жизни граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующегося многополярного мира.
В современных условиях вопросы обеспечения национальной безопасности России имеют важное значение, так как без их решение невозможно ее динамичное развитие. Рассмотрим некоторые из них, связанные с обеспечением безопасности страны.

Основные понятия и структурные элементы национальной безопасности

В. И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность».

По мнению С. И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасность или возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают способности общества противостоять возможным угрозам.

Опасность - это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба интересам общества.

Иногда понятия «опасности» и «угрозы» отождествляют, считая различия между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба. Это значит, что она может существовать, а угрозы не будет, и только в определенных условиях опасность может достичь характера угрозы.

Угроза - это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам.

Ее характеризуют четыре важнейших признака. Во-первых, это динамическая возросшая опасность. Во-вторых, демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба. В-третьих, угроза понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим. В-четвертых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность.

Например, после прихода к власти в начале 30-х годов прошлого века Гитлер заявил, что необходимое для Германии жизненное пространство находится на Востоке. Такие взгляды представляли собой опасность для Советского Союза. Угрозой стала концентрация немецко-фашистских войск у советской границы.

Если понятие безопасность используется давно, то термин "национальная безопасность» появился по историческим меркам недавно. Впервые это понятие было использовано в 1904 году в Послании президента США Теодора Делано Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности».

В1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и сегодня Совет национальной безопасности (СНБ).

В нем разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. С 1971 года действует подкомитет СНБ, устанавливающий приоритеты США.

В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность».

В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 года предпринималось в рамках комитета Верховного Совета СССР по обороне и госбезопасности. Были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп. Результатом многолетней работы наших ученых и депутатов явился Закон Российской Федерации «О безопасности», который был принят Верховным Советом России 5 марта 1992 года.

В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года, а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О национальной безопасности» в 1996 году. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

Основополагающий документ в области безопасности, впервые утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 году, в новой редакции 2000 года, называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

В нем определено, что к основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство.

Общество и государство тесно связаны между собой. При этом главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение.

Безопасность личности состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, закона и порядка, упрочение демократии, достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия.

Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности, установлении политической, экономической и социальной стабильности, безусловном выполнении законов, решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам получения власти в эгоистических целях.

Что представляют собой эти слагаемые национальной безопасности?

Политическая безопасность - такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение.

Политическая безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной безопасности. В этом контексте уместны слова нашего великого соотечественника, историка Николая Михайловича Карамзина: «Безопасность собственная есть высший закон в политике...».

Неотъемлемым признаком политической безопасности государства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики. Другими словами суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государственной территории, и независимость в международных отношениях.

Экономическая безопасность - состояние жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.

Социальную безопасность можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.

Под информационной безопасностью понимается способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечение управленческих структур достоверными данными для их успешного функционирования, недопущение утечки закрытой общественно ценной информации и сохранение постоянной готовности к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.

Военная безопасность - есть состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защищать их военными средствами и методами, если войны избежать не удалось.

Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.

Исторический опыт показывает, что отсутствие или слабость государства в военном отношении часто подталкивали другие страны к вооруженной агрессии, осуществлению своих интересов в конкретном регионе за счет игнорирования или ущемления чужих. В XIX веке прусский генерал Ф.Д. Гальц справедливо утверждал, что лучшее средство для сохранения мира - это наличие сильной и хорошо организованной армии, ибо «сильный не так легко рискует быть затронутым, как слабый».

На смену Концепции национальной безопасности Российской Федерации в редакции 2000 года пришла «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия). Она утверждена главой государства 12 мая 2009 года Указом № 537.

Чем была вызвана необходимость ее разработки и принятия?

Во-первых, обострением межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью их развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран.

Во-вторых, уязвимостью всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.

В-третьих, с укреплением новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация, связанная с решением имеющихся проблем и урегулированием кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.

В-четвертых, несостоятельностью систем глобальной и региональной безопасности (ориентированной, особенно в Евро-атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора).

В-пятых, несовершенством правовых инструментов и механизмов, создающих угрозу обеспечению международной безопасности.

В-шестых, необходимостью решения важных внутренних вопросов в области здравоохранения, образования, науки, экологии, культуры, а также повышения уровня благосостояния граждан и экономического роста.

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» - своего рода ответ на новую международную обстановку.

Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В ней излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Стратегия - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Кроме того, в этом документе уточнены и конкретизированы ряд важных понятий теории национальной безопасности.

Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности - силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

В Стратегии определены национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

Национальные интересы нашего государства на долгосрочную перспективу заключаются:

В развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

В обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

В превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации -принципиально новый документ. В нем впервые четко отражены стратегические национальные приоритеты и обозначены основные критерии оценки состояния национальной безопасности.

Стратегические национальные приоритеты - это внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

Повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

Экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Основными критериями оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации являются:

Уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

Уровень роста потребительских цен;

уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

Уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

Уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

Уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами;

Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения).

Так, например, в Европе децильный коэффициент колеблется в пределах 6-8 раз, в США - 10 12. По мнению Российской академии наук, в 2000 году в нашей стране доходы наиболее богатых превосходили доходы наиболее бедных в 14 раз, сейчас - в 17. На расширенном заседании Государственного совета в феврале 2008 года бывший Президент Российской Федерации В. Путин поставил задачу - сократить в России до минимума разрыв между доходами наиболее и наименее обеспеченных слоев общества. Как видим, этот показатель теперь является одним из основных критериев оценки состояния национальной безопасности.

В целом, реализация «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа России.

Обеспечение национальной безопасности в области обороны

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Важно отметить, что безопасность общества в целом зависит от состояния защищенности всех его сфер (областей), таких, как здравоохранение, образование, культура, наука, экология и т.д.

Рассмотрим обеспечение национальной безопасности в области обороны более подробно.

Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Стратегическое сдерживание предполагает разработку и реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора.

Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.

Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества и международного военного сотрудничества.

Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

Государственная политика Российской Федерации в области Национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.

Угрозами военной безопасности являются политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная:

На достижение преобладающего превосходства в военной сфере (прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении);

На формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений;

На распространение ядерных, химических, биологических технологий;

На производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.

Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации. В целом она заключается в сохранении потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивании количества частей постоянной готовности, совершенствовании оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил.

Для этого уточняется система комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, принимаются меры по укреплению престижа военной службы и статуса офицерского состава, обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники.

В среднесрочной перспективе планируется завершение перехода на единую систему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения, военной и специальной техники для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также на унифицированную систему тылового и технического обеспечения.

Для этого будет обеспечено нормативное правовое регулирование поддержания запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резерве, а также сотрудничества с другими государствами в области военной безопасности.

При этом Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В целом намеченные направления будут способствовать надежному обеспечению национальной безопасности в области обороны.

В начале беседы следует отметить, что безопасность является важнейшим условием существования и развития общества. Учение (теория) о национальной безопасности позволяет сформулировать эффективные пути, средства, методы, механизмы защиты государства от внешних и внутренних угроз. Некоторые из них ложатся в основу официально принятых взглядов по обеспечению безопасности в виде нормативных правовых документов (законов, концепций, стратегий). В связи с этим защитникам Отечества целесообразно знать основы национальной безопасности и некоторые законодательные акты в этой области.

При рассмотрении первого вопроса принципиально важно обосновать основные объекты безопасности: личность, общество, государство. Далее разъяснить слагаемые национальной безопасности, которыми выступают: политическая, экономическая, военная, социальная, информационная, экологическая и другие виды безопасности. Отметить, что в связи с динамично меняющейся международной обстановкой главой государства утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», уточняющая политику государства в области безопасности.

Во втором вопросе необходимо разъяснить угрозы военной безопасности государства и основные направления обеспечения национальной безопасности в области обороны. Далее с помощью примеров показать важную роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, порекомендовать необходимую литературу, дать задание, на самоподготовку.

1. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». // Красная звезда. - 2009. - № 88.

2. Чаевич А., Павлов С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России // Ориентир. - 2005. - № 10.

3. Макаренко Е., Павлов С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России // Ориентир. - 2006. - № 5.

4. Отечество. Честь. Долг. - Выпуск 7. - Уч. пособие по общественно-государственной подготовке. - М., 2005.

кандидат политических наук,

Подполковник

Сергей Павлов,Капитан Андрей Павлов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА

КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Дисциплина: Конституционное право России

Л Е К Ц И Я

ТЕМА № 27: «Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации»

КРАСНОДАР

ПЛАН

Введение

1.

2. Методология исследования национальной безопасности

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

4. Безопасность современной России

Заключение

Литература

Введение

Термин «национальная безопасность» появился в последние десятилетия XX века. Для обозначения общественной защищенности жизненно важных общественных отношений во всех сферах человеческой деятельности применялись другие термины, такие как внутренняя и внешняя безопасность, государственная безопасность и многие другие. Все они между собой различаются по объекту безопасности, но в целом прямо или косвенно характеризуют такое явление как национальная безопасность.

Повышенный интерес современного российского общества заключается в том чтобы разобраться в сущности самого социального явления как безопасность, увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными ценностями и интересами. Понять роль и функции государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях общества и государства, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства.


Россия за всю свою многовековую историю накопила огромный опыт обеспечения национальной безопасности

Деятельность общества и государства по обеспечению национальной безопасности ограничивалось в основном в создании условий для духовного и материального благополучия людей. Такая деятельность продолжалась до конца XIX в. Но уже в XVII в. в общем комплексе задач выделялась деятельность государства по обеспечению внешней и внутренней безопасности. К началу XX в. наиболее глубокую теоретическую проработку получила внешняя безопасность (как один из видов национальной безопасности). Внутренняя безопасность в силу различных идеологических и политических причин, до последнего времени оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к какой-либо сфере безопасности государства: политической, экономической, социальной, оборонной.

Актуальность темы данной лекции обусловлена практическими задачами реформирования России, выработкой новой политики обеспечения национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам Россиян и учитывающей новые международные реалии. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.

За годы "перестройки" и последнего десятилетия реформирования России общественное мнение Россиян не пришло к единству во взглядах на национальные ценности, интересы и цели Российской Федерации в постиндустриальную эпоху общественно-политического развития.

В настоящее время общественное мнение Россиян о национальной безопасности дифференцированно . В основе каждого мнения лежат различные основания, начиная с религиозных убеждений и заканчивая идеологическими убеждениями которые остались даже после развала С. С.С. Р.. Но все мнения на каком бы основании они не строились приходят к одному и тому же выводу что в данный момент национальная безопасность должна быть одной из приоритетных задач государства.

Экономическая отсталость и неэффективность реформистской деятельности правительства замедляют формирование общественного мнения Россиян о национальной безопасности, базирующейся на безусловной ориентации на общенациональные ценности, интересы и цели Российской Федерации, на жизненно важные интересы личности, общества и государства.

Целью данной лекции является анализ современной безопасности в Российской федерации, перспективы её развития а также исследование основных направлений деятельности государства в сфере безопасности

1. Исторический аспект понятия национальной безопасности

Без понимания термина национальная безопасность и без знания его развития, государство не сможет обеспечить себя и граждан в нем проживающих полной защищенностью от всех видов угроз.


Впервые термин «в интересах национальной безопасности» прозвучал из уст президента США Теодора Рузвельта в 1904 году, в обращении к Конгрессу в связи с Панамским кризисом. Однако национальная безопасность как политическое понятие гораздо старше, чем сам термин. Она возникла одновременно с государством, и об ее надежности заботились многие властители , политики, государственные деятели. При этом речь шла исключительно о безопасности государства как основного инструмента защиты граждан – о личности или гражданском обществе тогда просто не думали. О защите государства как об основной обязанности граждан говорили в свое время Сократ, Платон, Конфуций, киевские князья - Святослав Игоревич, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, флорентиец Никколо Макиавелли, отец монархического авторитаризма француз Арман Жан дю Плесси – герцог де Ришелье, американский революционер Джордж Вашингтон и английский консерватор лорд Уинстон Черчилль. «Забота о самосохранении есть самая важная из забот государства» - утверждал Жан Жак Руссо в своем трактате «Об общественном договоре». Очень образно сказал о необходимости государства стоять на страже духовных и материальных основ безопасности в своем политическом завещании государственный канцлер России. Он говорил о необходимости заняться «…развитием своих нравственных и материальных сил. Эта внутренняя забота является первою нуждою страны, и всякая внешняя деятельность, которая могла бы тому препятствовать, должна быть тщательно устранена»

Долгое время безопасность как сфера деятельности была предметом скорее практики государственного управления , а не объектом теоретической науки.

Изучать национальную безопасность начали совсем недавно, примерно в середине сороковых годов XX века. Первыми структурами, взявшимися за системное изучение предмета, были финансовые и разведывательные аналитические службы – с очень конкретной спецификой научной направленности. Главным в их деятельности было обеспечение защиты собственных военно-политических интересов.

С появлением угроз глобального масштаба – в первую очередь атомного оружия – стала очевидной необходимость формирования глобальных систем безопасности , способных определить, сформулировать и обеспечить условия для выживания всего человечества и сохранения цивилизации.

В XXI веке человечество вступило в радикально изменившиеся геополитические условия. В течение последних лет произошло крушение биполярной системы международных отношений , в которой поддерживался определенный баланс сил, позволявший сохранять общую международную безопасность. В мировом развитии возобладали две взаимоисключающие тенденции:

v - первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами, в становлении многополярного мира;

v - вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права , формирование однополярного мира, обеспечивающего выживание «золотого миллиарда» за счет природных ресурсов и населения других стран.

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются также качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Понимание национальной безопасности как защищенности жизненно важных интересов характерно и для официальных документов США по стратегии национальной безопасности. Национальная безопасность, исходящая из национальных интересов, определяется множеством факторов и условий, поэтому они не могут трактоваться законом. И эта практика в каждом государстве своя: в США – национальные интересы определяются ежегодном посланием Президента Конгрессу, в Великобритании – речью Королевы в парламенте.

Национальные интересы как ключевое понятие безопасности используется в США с явно идеологической целью - «прикрыть» активную и агрессивную защиту национальных интересов по всему миру весьма респектабельной риторикой обеспечения национальной безопасности.

США стремятся стать мировым лидером, установить новый однополярный «мировой порядок» и их национальные интересы простираются в Каспийском регионе, Персидском заливе, в Афганистане и т. д. Интерес вполне понятный и оправданный - любая страна в идеале заинтересована этого достичь, другой вопрос – какими средствами. Но абсурдно считать, что препятствование США легитимными, законными средствами и способами в достижении «мирового лидерства» есть покушение на национальную безопасность Соединённых Штатов. Скорее Америка, реализуя свои глобальные интересы посредством подкупа политических элит, силового давления и даже бомбардировок, покушаются на национальную (и военную) безопасность других стран, в том числе и России. Ведь, по мнению Дж. Коллинза, национальная безопасность - это «...искусство и наука об использовании государственной мощи в любых условиях для достижения желаемой степени и формы контроля над противостоящей стороной посредством угроз, силы, непрямого давления, дипломатии, хитрости и любых других средств и тем самым обеспечения интересов и целей национальной безопасности». По логике Дж. Коллинза получается, что любое государство, сопротивляющееся попыткам США установить над ним контроль, угрожает национальной безопасности американского государства. Представляется, что в отечественные документы подобные формулировки попали вследствие их некритического заимствования из весьма идеалогизированных американских «первоисточников».

Таким образом, определение безопасности через защищенность интересов противоречиво по смыслу. Защиту даже жизненно важных интересов далеко не всегда можно относить к обеспечению безопасности. Особенно это касается соперничества заинтересованных субъектов за ограниченные объемы жизненно важных для них ресурсов, ценностей, если последние законно принадлежат другим собственникам.

В недалеком прошлом военная опасность со стороны США и стран НАТО для СССР носила многоцелевую направленность. После распада Советского Союза и резкого ослабления военного могущества России эта опасность со стороны НАТО сохраняется, однако, ее направленность теперь изменилась. США и НАТО поддерживают напряженность военно-политических отношений с Россией, но при этом ставят избирательные цели - продолжать ослабление обороноспособности нашей страны, не допускать Россию в военные союзы, воспретить доступ к новым военным технологиям, закрыть для нее рынки вооружения, ограничить военное влияние России на страны ближнего зарубежья и т. д.

Ускорение процесса вовлечения восточно-европейских стран в НАТО, втягивание их в антироссийские акции (Босния и Герцеговина , военные действия против Югославии из-за проблемы Косово) убедительно показывают подлинное лицо НАТО, и особенно США, в отношениях с Россией.

Распад Советского Союза и появление на его территории новых государственных образований резко и во многом изменили геополитическое положение регионов России. Это выразилось в увеличении числа приграничных ее субъектов. В СССР из 76 республик, краев и областей приграничными были 29, теперь их около 50 субъектов Российской Федерации. Из 6 крупных геоэкономических регионов только Волго-Вятский не имеет прямого выхода к государственной границе. В результате ощутимыми для России стали три геополитических вызова: со стороны Запада, готового потеснить Россию с ее европейских границ; со стороны Востока, стремящегося вовлечь в сферу своего влияния не только близкие ему республики Средней Азии, Кавказа, но и соответствующие автономии, входящие в состав Российской Федерации; со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона, готового к «мирной колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири. Что же касается Севера, по мнению ученых-североведов, только восьми странам выпало счастье прилегать к Арктике – поистине Олимпийской вершине земли. Кто владеет Арктикой, владеет всем миром.

На смену опасности глобального уничтожения, характерной для периода холодной войны, пришли международный терроризм и организованная преступность, воинствующий сепаратизм и межэтнические противоречия, незаконный оборот оружия, наркотиков и другие негативные явления, которые наблюдаются во всех приграничных регионах России. Международное сообщество и отдельные государства оказались не готовыми к эффективному противостоянию этим опасностям. Более того, появилась тревожная тенденция, когда внешние силы пытаются «поиграть» на региональных проблемах, что приводит к крайне негативным последствиям для национальной безопасности.

Серьезную угрозу национальной безопасности на современном этапе представляет информационное противоборство, которое усиливается с продвижением НАТО на Восток. Несмотря на официальные систематические заявления о миролюбии и партнерстве, против России и ее армии, рядом стран ведется нарастающая информационно-психологическая деятельность, в том числе и через российские средства массовой информации , с целью подрыва морального духа войск и деморализация населения. В этой связи Государственная Дума Российской Федерации приняла заявление «О недопустимости использования российских средств массовой информации в психологических операциях Организации Североатлантического договора». Это касается информационной империи «Медиа-Мост» (НТВ и региональная ТВ-сеть, «Эхо Москвы», газеты «Известия», «Сегодня», «Общая газета», журнал «Итоги»). Наполеон высоко оценивал возможности средств идеологического воздействия, говоря, что «три враждебные газеты опаснее 100 тысяч вражеского войска».