Юридическое значение акта государственной регистрации права на недвижимое имущество. Сущность и юридическое значение актов гражданского состояния Регистрация актов гражданского состояния в гражданском праве

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Социальное и экономическое значение сделок предопределяется их сущностью и особыми юридико-правовыми свойствами.

Гражданское право служит регламентации товарно-денежных и иных отношений, участники которых выступают равными, самостоятельными и независимыми друг от друга.

Главным юридическим средством завязки и определения содержания отношений между вышеуказанными субъектами являются сделки.

Именно сделки - то правовое средство, при помощи которого социально и экономически равноправные и самостоятельные субъекты устанавливают свои права и обязанности, т.е. юридические пределы свободы поведения.

Сделки играют в общественной жизни многогранную роль. Поэтому в гражданском праве действует принцип допустимости - действительности любых сделок, не запрещенных законом, т.е. срабатывает принцип свободы сделок (ст.3 Основ).

Многие сделки, даже будучи совершенными в надлежащей форме, сами по себе не порождают гражданские права и обязанности. Данные юридические последствия могут появиться только при соединении сделки с такими юридическими фактами, как государственная регистрация сделки или государственная регистрация прав на имущество. Поэтому в гражданском праве имеют место правила о том, что:

а) сделка, подлежащая государственной регистрации, порождает права и обязанности с момента ее государственной регистрации (см. ст.164 ГК);

б) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него (см. п.2 ст.8 ГК).

1. Понятие сделок и их значение

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК).

Сделки - акты осознанных, целенаправленных, волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий. Это обнаруживается даже при совершении массовидных, обыденных действий. Например, предоставление денег взаймы влечет за собой возникновение у лица, давшего взаймы (заимодавца), права требовать возврата займа, а у лица, взявшего взаймы (заемщика), - обязанности возвратить деньги или вещи, взятые взаймы.

Сущность сделки составляют воля и волеизъявление сторон. Воля - детерминированное и мотивированное желание лица достичь поставленной цели. Воля есть процесс психического регулирования поведения субъектов. Содержание воли субъектов сделки формируется под влиянием социально-экономических факторов: лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, заключают сделки, чтобы обеспечить изготовление и сбыт товаров, оказание услуг с целью получения прибыли; граждане посредством совершения сделок удовлетворяют материальные и духовные потребности и т.п.

Волеизъявление - выражение воли лица вовне, благодаря которому она становится доступной восприятию других лиц. Волеизъявление - важнейший элемент сделки, с которым, как правило, связываются юридические последствия. Именно волеизъявление как внешне выраженная (объективированная) воля может быть подвергнуто правовой оценке.

В некоторых случаях для того, чтобы сделка породила правовые последствия, необходимо не только волеизъявление, но и действие по передаче имущества. Например, сделка дарения вещи, не сформулированная как обещание подарить вещь в будущем, возникает из соответствующих волеизъявлений дарителя и одаряемого и действия по передаче одаряемому самой вещи.

Воля субъекта должна быть выражена (объективирована) каким-либо образом, чтобы быть ясной для окружающих. Способы выражения, закрепления или засвидетельствования воли субъектов, совершающих сделку, называются формами сделок. Воля может быть изъявлена устно, письменно, совершением конклюдентных действий, молчанием (бездействием). (Подробнее см. § 3 настоящей главы.)

Оценка формы сделки как способа выражения (объективирования) воли субъекта, совершающего сделку, делает извечным вопрос: чему следует придавать определяющее значение при определении действительных намерений и целей участников сделки - воле или волеизъявлению, сделанному в одной из вышеуказанных форм. Данная проблема из категории вечных. "Борьба между словом и волей стороны проходит через всю классическую юриспруденцию". В российской цивилистике проблема приоритета воли или волеизъявления в сделке исследовалась достаточно глубоко, в результате чего были сформулированы три позиции. Согласно первой - "при расхождении между волей и волеизъявлением (если все же воля распознаваема и сделка вообще может быть признана состоявшейся) предпочтение должно быть отдано воле, а не волеизъявлению". Согласно второй - сделка есть "действие и поэтому, как правило, юридические последствия связываются именно с волеизъявлением, благодаря чему и достигается устойчивость сделок и гражданского оборота в целом". Согласно третьей - воля и волеизъявление одинаково важны, ибо закон ориентирует на единство воли и волеизъявления как на обязательное условие действительности сделки.

Цель, преследуемая субъектами, совершающими сделку, всегда носит правовой характер - приобретение права собственности, права пользования определенной вещью и т.д. В силу этого не являются сделками морально-бытовые соглашения, не преследующие правовой цели, - соглашения о свидании, совершении прогулки и т.д. Типичная для данного вида сделок правовая цель, ради которой она совершается, называется основанием сделки (causa). Основание сделки должно быть законным и осуществимым.

Юридические последствия, возникающие у субъектов вследствие совершения сделки, представляют собой ее правовой результат. Виды правовых результатов сделок весьма разнообразны: приобретение права собственности, переход права требования от кредитора к третьему лицу, возникновение полномочий представителя и др. Для исполненной сделки характерно совпадение цели и правового результата.

Цель и правовой результат не могут совпасть, когда в виде сделки совершаются неправомерные действия. Если, совершая для вида дарение, т.е. осуществляя мнимую сделку, гражданин спасает от конфискации преступно нажитое имущество, то правовое последствие в виде перехода права собственности не наступит и имущество будет конфисковано. При совершении неправомерных действий в виде сделок наступают последствия, предусмотренные законом на случай неправомерного поведения, а не те последствия, наступление которых желают стороны. Правовой результат, к которому стремились субъекты сделки, может быть не достигнут, например, в случае ее неисполнения или недостижим, например, в случае гибели вещи, являвшейся предметом сделки.

Юридические цели (основания сделки) нельзя отождествлять с социально-экономическими целями субъектов сделки. Это важно по двум причинам: во-первых, одна и та же социально-экономическая цель может быть достигнута через реализацию различных правовых целей (например, социально-экономическая цель использования автомобиля может быть достигнута через реализацию таких правовых целей, как приобретение права собственности на автомобиль или приобретение права пользования в результате найма автомобиля); во-вторых, сам по себе факт заведомого противоречия социально-экономических целей субъектов основам правопорядка или нравственности служит основанием для признания неправомерности действия, совершенного в виде сделки.

Юридические цели сделки необходимо отличать от мотива, по которому она совершается. Мотив как осознанная потребность, осознанное побуждение - фундамент, на котором возникает цель. Поэтому мотивы лишь побуждают субъектов к совершению сделки и не служат ее правовым компонентом. Таковым является правовая цель - основание сделки. Ошибочность мотива не может повлиять на действительность сделки. Например, некто покупает мебельный гарнитур, надеясь, что в скором времени ему подарят квартиру. Но дарения не произошло. Ошибочный мотив (квартира не подарена) не может повлиять на действительность сделки по покупке мебельного гарнитура. Право собственности на мебельный гарнитур (в этом заключается цель договора купли-продажи) переходит к покупателю, и он не может отказаться от сделки. Учет мотивов подрывал бы устойчивость гражданского оборота.

Вместе с тем стороны по соглашению могут придать мотиву правовое значение. В этом случае мотив становится условием - элементом содержания сделок, совершенных под условием.

Сделкой может считаться только правомерное действие, совершенное в соответствии с требованиями закона. Правомерность сделки означает, что она обладает качествами юридического факта, порождающего те правовые последствия, наступления которых желают лица, вступающие в сделку, и которые определены законом для данной сделки. Поэтому сделка, совершенная в соответствии с требованиями закона, действительна, т.е. признается реально существующим юридическим фактом, породившим желаемый субъектами сделки правовой результат.

Признание в качестве сделки только правомерного действия преобладает в юридической литературе. Между тем применение в законодательстве понятия "недействительность сделки" (см. ст.29-36 ГК РСФСР 1922 г.; ст.48-60 ГК РСФСР 1964 г.; ст.162, 165, 166-181 ГК РФ) послужило поводом для суждений о том; что правомерность или неправомерность не является необходимым элементом сделки как юридического факта, а определяет лишь те или другие последствия сделки, и о том, что правомерность не является необходимым признаком сделки, поскольку могут существовать и недействительные сделки.

Представляется, что гражданское законодательство исходило и исходит из того, что сделки - это правомерные действия. Продажа краденного, мошенническое завладение чужим имуществом, совершенные как купля-продажа или заем, не порождают правового результата - перехода права собственности, поскольку эти действия неправомерны и только имеют вид сделок. Такие действия могут повлечь лишь последствия, предусмотренные законодателем на случай совершения неправомерных действий. Из этого следует, что, устанавливая в законе основания и последствия признания сделок недействительными, законодатель тем самым указывает на то, что в таких случаях в виде сделки совершены неправомерные действия.

2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Если закон связывает действительность сделки с необходимостью ее государственной регистрации, то сама по себе сделка, даже будучи совершенной в надлежащей форме, никаких гражданско-правовых последствий не порождает. Несоблюдение требования закона о государственной регистрации сделки влечет ее ничтожность - абсолютную недействительность (п.1 ст.165 ГК). Вместе с тем само совершение сделки, требующей государственной регистрации, порождает у сторон право требовать друг от друга исполнения обязанности по ее государственной регистрации, Поэтому если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (п.3 ст.165 ГК). При этом сторона, уклоняющаяся от государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в регистрации сделки (п.4 ст.165 ГК) .

Качественно иная правовая ситуация возникает тогда, когда закон требует не государственной регистрации сделки, заключенной в надлежащей форме, а государственной регистрации права, вытекающего из сделки. Так, в соответствии со ст.550 ГК договор продажи недвижимости считается заключенным с момента составления сторонами одного документа, подписанного сторонами, а в соответствии с п.1 ст.551 ГК государственной регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость к покупателю, т.е. право, оговоренное в сделке. Одновременно в п.2 ст.551 ГК закреплено, что исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. Законодательное разрешение исполнения договора продажи недвижимости до государственной регистрации перехода прав на нее свидетельствует о том, что несмотря на то, что момент заключения договора продажи недвижимости не совпадает с моментом перехода права собственности на нее, такая сделка сама по себе порождает определенные гражданско-правовые последствия. С момента заключения договора продажи недвижимости продавец не может распоряжаться проданной недвижимостью. Покупатель же, получивший эту недвижимость во владение и пользование, не может ею распоряжаться в отношениях с третьими лицами (сдавать в аренду, в ссуду и т.д.). Поэтому если одна из сторон совершит до регистрации перехода права собственности действия по распоряжению проданным недвижимым имуществом, другая сторона имеет право предъявить иск о признании сделки недействительной, а в соответствующих случаях - виндикационный или негаторный иск (ст.301-304 ГК).

государственная регистрация недвижимое имущество

В некоторых случаях для достижения своих целей участники сделки должны подвергнуть государственной регистрации не только саму сделку, но и переход права, вытекающего из нее. Так, сделка продажи предприятия считается заключенной с момента ее государственной регистрации (п.3. ст.560 ГК), а право собственности на предприятие переходит к покупателю только с момента государственной регистрации этого права (п.1 ст.564 ГК). Сама сделка продажи предприятия, совершенная в надлежащей форме и подвергнутая в установленном порядке государственной регистрации, не порождает перехода права собственности на него, но создает иные гражданско-правовые последствия. Так, в соответствии с п.3 ст.564 ГК покупатель предприятия, которому оно передано до перехода права собственности, вправе до государственной регистрации этого права распоряжаться имуществом и правами, входящими в состав переданного предприятия, в той мере, в какой это необходимо для целей, для которых предприятие было приобретено.

Таким образом, государственная регистрация сделок и государственная регистрация прав играют различную роль в юридических составах, которые необходимы для достижения правовой цели участниками сделки.

Действующим законодательством предусмотрена государственная регистрация:

а) прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

б) прав на отдельные виды движимого имущества и сделок с ними.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в целях признания и подтверждения государством оснований возникновения, перехода, обременения (ограничения) или прекращения прав на недвижимое имущество. Сделки с недвижимым имуществом, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в едином реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, ипотека, сервитута, а также иные права и обременения (например, арест имущества) в случаях, предусмотренных ГК, Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Факт государственной регистрации сделки или права подтверждается либо путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке, либо совершением надписи на документе, представленном на регистрацию (п.3 ст.131 ГК).

Сделки с движимым имуществом и права на них подлежат государственной регистрации только в случаях, предусмотренных законом (п.2 ст.164 ГК). К таким можно отнести следующие.

Особая социально-экономическая значимость результатов интеллектуальной деятельности и некоторых средств индивидуализации товаров и их производителей - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков - предопределяет необходимость того, что договоры об уступке патента, об уступке товарного знака, лицензионные договоры на предоставление права пользования объектами патентного права, товарными знаками и им подобные подлежат государственной регистрации. Лишь после такой регистрации указанные договоры порождают гражданские права и обязанности у сторон. Органами государственной регистрации в указанных случаях является Патентное ведомство РФ.

Государственную регистрацию сделок и прав необходимо отличать от обязательной в силу предписания закона внегосударственной регистрации сделок и прав, необходимой для возникновения гражданских прав и обязанностей. Так, в соответствии со ст.29 Закона о рынке ценных бумаг право на именную документарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав приобретателя на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, с депонированием сертификата ценной бумаги у депозитария - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя.

Государственную регистрацию сделок и прав, являющуюся необходимым элементом фактического состава, с наступлением которого связывается возникновение прав и обязанностей субъектов сделки, нельзя путать с государственным регистрационно-техническим учетом отдельных видов имущества, осуществляемым уполномоченными органами. Примером такого регистрационно-технического учета является учет автомототранспортных средств и других видов самоходной техники. Поэтому если субъект приобретет автомобиль по договору купли-продажи, но не поставит его на учет в органы ГАИ (т.е. не зарегистрирует), то это обстоятельство никоим образом не может опорочить право собственности субъекта на автомобиль, ибо отсутствие указанной регистрации не может повлечь недействительности договора купли-продажи автомобиля.

3. Юридическое значение акта государственной регистрации права на недвижимое имущество

Пятилетие, прошедшее с момента создания в России системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, требует глубокого теоретического осмысления не только правовых норм, заложенных в Федеральный закон РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), но и практики их применения. Проект Закона о регистрации не подвергался широкому публичному обсуждению с участием юридической общественности и с этим, скорее всего, связана его невысокая техника; недостаточное качество законодательного текста подтверждается и высокой динамикой внесения изменений в этот Закон. Но даже и после этих изменений не был исправлен самый главный его недостаток - некоторая несогласованность норм Гражданского кодекса РФ о возникновении права на недвижимое имущество и норм Закона о регистрации. Вместе с тем, определенные претензии могут быть предъявлены и к положениям самого кодекса о государственной регистрации прав. Остановимся подробнее на этих проблемах.

Основные положения ГК РФ о возникновении субъективных прав на недвижимое имущество. Базовой нормой ГК РФ, посвященной возникновению права на недвижимость, является норма п.2 ст.8 ГК РФ - "Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом". П.2 ст.223 кодекса развивает это законоположение: "В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом". Кроме того, в ст.131 кодекса содержится следующее правило: "Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции".

Первый же вопрос возникает в связи со ст.131 кодекса - непонятно, в чем состоит смысл выражения". права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит регистрации"? Так что же является объектом регистрации - само субъективное право или различные стадии его "жизни"? В. А Белов справедливо отмечает, что ограничения субъективного права сами по себе также являются субъективными правами - к примеру, право залога, право аренды и т.д.

По мнению С.А. Бабкина, регистрировать для любых целей можно либо появление чего-либо, либо изменение чего-либо, либо прекращение чего-либо. Автор отмечает, что под "регистрацией права" как раз и следует понимать регистрацию возникновения, изменения и прекращения права. Видимо, следует признать, что регистрации подлежит все-таки не само субъективное право как длящееся явление, но то, что с этим правом происходит - то есть этапы "жизни" субъективного права. Однако при таком понимании объекта регистрации не следует приравнивать регистрацию возникновения права к регистрации правообразующего факта (см. об этом ниже). Таким образом, зарегистрировать право на недвижимую вещь и зарегистрировать "возникновение права" - это одно и то же. Несколько сложнее обстоит дело с регистрацией "перехода права".

Употребление термина "переход" применительно к движению субъективных прав до настоящего времени остается весьма спорным. Это связано, в основном, с отсутствием единого взгляда по следующему вопросу: как следует охарактеризовать субъективное право, возникающее у приобретателя - как перешедшее, "перетекшее" к приобретателю от отчуждателя, либо как прекратившееся у отчуждателя вследствие акта распоряжения и вновь возникшее у приобретателя.

По этому вопросу существуют две прямо противоположные позиции - ряд ученых придерживается того взгляда, что субъективное право в результате акта распоряжения прекращается, а у приобретателя возникает новое субъективное право. При этом идентичность возникшего права праву прекратившемуся обеспечивается предписаниями закона.

Точка зрения другой группы авторов (К.П. Победоносцев, В.И. Синайский, Б.Б. Черепахин, Д.М. Генкин, М.Я. Кириллова, О.С. Иоффе) заключается в том, что субъективное право переходит к новому субъекту, не прекращаясь.

В задачи настоящей работы не входит подробное изучение затронутой проблемы. Заметим лишь, что по нашему мнению термин "переход (передача) права" носит условный характер, он, видимо, является калькой с термина "передача вещи", но не идентичен ему. Скорее всего, следует согласиться с теми авторами, которые видят "переход права" в прекращении этого права у одного лица и возникновении точно такого же права у другого лица при одновременном преемстве в содержании права и в месте выбывающего лица в соответствующем правоотношении.

Итог же этого спора, хотя и имеющего теоретический характер, но весьма значимого для ответа на многие практические вопросы, пока неясен. Тем не менее, ответ на вопрос что же есть "переход права" и его регистрация необходимо дать уже сейчас. Думается, что порочность употребленного законодателем выражения "регистрация перехода права" можно доказать даже посредством только логических рассуждений, не прибегая к более серьезным, цивилистическим доводам, озвученным выше. Дело в том, что смысловая нагрузка термина "переход права" сама по себе несет следующее значение - право сначала принадлежало одному лицу, а затем оно стало принадлежать другому; другими словами, следствием "перехода права" всегда является возникновение права у приобретателя.

Можно также предположить, что противопоставление "возникновения права" и "перехода права" в кодексе допущено сознательно - тем самым законодатель, видимо, пожелал подчеркнуть различные ситуации обретения права - возникновение права имеет место в том случае, когда вещь является вновь созданной, а переход права - это обретение прав на вещи, уже существующие. Такое объяснение хотя бы снимает возникающие недоразумения. Однако с позиции отражения в реестре подобное разграничение этих двух ситуаций обретения субъективных прав следует признать терминологическим излишеством. И в случае возникновения права, и в случае перехода права сущность регистрационного действия не изменяется - право фиксируется за лицом, которое прежде этим правом не обладало.

Что же касается необходимости регистрации прекращения права, то она неизбежно вытекает из озвученных выше представлений об объекте регистрации как об отдельных этапах "жизни" права. Допустим, лицо отчуждает принадлежащую ему на праве собственности недвижимую вещь. Как следствие акта отчуждения имеет место динамика в субъективных правах - право отчуждателя прекращается, у приобретателя право возникает. С позиции ведения реестра следует совершить следующие действия - зафиксировать прекращение права собственности отчуждателя и внести в реестр запись о возникновении права собственности за приобретателем. С технической точки зрения такое прекращение записи осуществляется путем проставления штампа "погашено". Несмотря на то, что регистратор не совершает каких-либо отдельных специальных записей о прекращении права, следует говорить о том, что гашение записи также является своеобразной формой учета движения права.

Таким образом, приведенные рассуждения подталкивают нас к следующей мысли - государственной регистрации подлежит только возникновение и прекращение права на недвижимость, а также - арест недвижимого имущества. Объявленная же законодателем регистрация ограничений (обременений) прав на недвижимость является бессмысленной, так как такие ограничения хотя и стесняют право собственника, но представляют собой субъективные права (залоговое право, сервитутное право, право хозяйственного ведения и оперативного управления и проч.). Включение же перехода права в число объектов регистрации также не имеет смысла, так как тот же правовой эффект достигается посредством регистрации возникновения и прекращения права.

Вопрос о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом отличается дискуссионностью. Прежде всего, вызывает сомнение сама необходимость введения государственной регистрации сделок с недвижимостью.

Такое решение законодателя, по объяснению С.А. Хохлова, связано с желанием исключить необходимость уплаты нотариальной пошлины в размере 1,5-2 процента от суммы сделки, а также устранить принудительное навязывание услуг одной из категорий юристов - а именно нотариусов - участникам гражданского оборота. Кроме того, по мнению автора, с функцией контроля за законностью сделки могут вполне справиться и учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Подобная аргументация вызывает удивление. Во-первых, для того, чтобы освободить участников оборота от чрезмерных, по мнению, разработчиков проекта ГК, нотариальных пошлин, вполне достаточно было просто предложить снизить их размер, например, до 0,5 процентов от суммы сделки. Создавать только ради этого целую систему правовых норм о регистрации сделок представляется сизифовым трудом.

Не менее странным является довод об устранении принудительного навязывания нотариальных услуг. Ведь тогда следовало бы вообще исключить обязательное нотариальное удостоверение сделок, а этого, как мы знаем, сделано не было. Кроме того, непонятно, почему вдруг нотариусы стали "одной из категорий юристов" - ведь публичная функция нотариусов (и государственных, и частных) действительно является общепризнанной.

Что же до контроля юридического "качества" сделок с недвижимостью, то собственно регистрация сделок тут, кажется, является излишеством. Дело в том, что в соответствии со сложившейся практикой регистрация сделки (если закон выдвигает требование о регистрации) и регистрация права, возникающего из такой сделки, осуществляются одновременно. Регистрируя возникновение права на недвижимую вещь, регистратор осуществляет предварительную правовую экспертизу основания такого права, в том числе и сделок-правооснований. Разве есть разница - будет ли итогом такой экспертизы решение о регистрации сделки и затем о регистрации права или же только регистрации права? Ведь если у регистратора возникнут сомнения в законности сделки, он может отказать в регистрации - как права, так и сделки. Поэтому этап регистрации сделки в учреждении юстиции представляется излишним.

Выбор законодателем видов договоров, которые подлежат регистрации (договор ренты, договор купли-продажи жилого помещения и т.д.), дает повод предположить, что необходимость регистрации введена для обеспечения социальной защиты интересов слабой стороны гражданских правоотношений - например, лиц, чьи недостаточные познания в области права заставляют законодателя позаботиться о сделках, совершаемых ими. Однако такое намерение законодателя совершенно не нашло отражения в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В частности, специалисты учреждений юстиции по регистрации прав не обязаны, в отличие от нотариусов, разъяснять участникам сделки правовые последствия совершаемых ими действий и т.д.

Кстати, искусственность "регистрации сделок" чувствуется и в терминологии Закона о государственной регистрации - так, законодатель применяет общий термин "регистрация прав" как к непосредственно самой регистрации прав, так и к регистрации сделок (ст.2 Закона).

4. О моменте возникновения права на недвижимое имущество. В ст.8 говорится о том, что права на недвижимость возникают только после регистрации их в реестре. В ст.131 сказано, что возникновение этих прав подлежит регистрации. Встает вопрос - что должно предшествовать - возникновение права регистрации или регистрация возникновению права. C позиции ст.8 кодекса - право возникнет только после регистрации, с позиции буквального прочтения ст.131 ГК - субъективное право возникает до регистрации и это возникновение должно быть зарегистрировано.

Такой же дефект (несоответствие значения государственной регистрации ст.8 ГК РФ) присущ и Закону о регистрации - его норма о том, что "государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права - также подтверждает вывод, сделанный на основе ст.131 ГК РФ - право сначала возникает, а затем - регистрируется.

Так как же следует ответить на поставленный вопрос - возникает ли право на недвижимость ранее государственной регистрации либо оно возникнет только после таковой? Однозначно дать ответ на этот вопрос на базе нашего законодательства, скорее всего, невозможно. Видимо, следует предположить, что законодатель все-таки ориентировался на правообразующее действие регистрации возникновения и прекращения прав - если возникновение права зарегистрировано - оно есть, если же регистрация отсутствием - отсутствует и право.

На наш взгляд, законодатель придает излишнее, не всегда оправданное значение правовому эффекту регистрации права, регистрация приобретает характер обстоятельства, довлеющего над гражданским оборотом. Государственная регистрация того или иного объекта (юридических лиц, ценных бумаг, прав на недвижимость) - это очень мощный, но, вместе с тем, и несколько прямолинейный механизм. Поэтому законодатель должен быть достаточно гибким, чтобы, применяя этот механизм, не навредить интересам гражданского оборота. Регистрация (укрепление, оглашение прав) призвана этот оборот обслуживать, она должна способствовать его развитию. В нашем же случае регистрация зачастую тормозит, парализует его.

Например, стороны заключили договор аренды недвижимого имущества сроком на пять лет, но не зарегистрировали аренду недвижимости. Недвижимость была передана арендатору, он пользовался ею некоторое время, уплачивая платежи, предусмотренные договором аренды. Но затем арендатор прекратил арендные платежи. Если арендодатель обратится в суд с иском о взыскании суммы задолженности по арендной плате - ему будет отказано в связи с тем, что в силу действующего законодательства (ст.651 ГК РФ) такой договор будет считаться незаключенным, а права из него - не возникшими. Защищать свое право такой незадачливый арендодатель сможет лишь при помощи исков о неосновательном обогащении.

Тем не менее, существуют достаточно веские основания для того, чтобы возразить подобной законодательной логике. В самом деле, стороны совершили правомерные действия - заключили договор аренды, проявив тем самым свою волю и свой интерес. Стороны также приступили к выполнению договора - арендодатель передал арендатору предмет аренды, а арендатор уплачивал арендные платежи. Да, стороны не произвели государственную регистрацию аренды, хотя это и предусмотрено законодательством. Однако в приведенном примере это не вызвало никаких абсолютно отрицательных последствий, ничьи права не оказались нарушены или ущемлены отсутствием государственной регистрации, отношения по аренде не вышли за пределы системы "арендодатель - арендатор". Почему мы в этой ситуации должны отказать договору аренды в юридической силе? Лишь потому, что стороны не выполнили ряд формальных процедур?! На наш взгляд, в глазах цивилиста этот довод не может выглядеть убедительным.

Итак, предположим, что незарегистрированная аренда, установленная на срок более года, остается в силе, невзирая на отсутствие регистрации. Но как же быть с третьими лицами, которые, например, могут приобрести арендованную недвижимость у собственника, не имея возможности установить наличие обременений вещи в виде аренды - ведь собственник может и не сообщить будущему покупателю об установленной аренде? Решение может быть вполне предсказуемым - следует считать, что в отношении такого приобретателя аренды просто нет, она не считается возникшей.

Таким образом, суть нашего предложения сводится к следующему - следует установить, что ограниченные права на недвижимое имущество имеют силу в отношении третьих лиц лишь только при условии занесения их в реестр. В случае же если этого сделано не было, такие права имеют силу только в отношениях между участниками соответствующей сделки.

Все вышесказанное может быть легко спроецировано в отношении иных ограниченных прав - например, залогового права. Так, если установлена ипотека на какую-либо недвижимую вещь, но залоговое право не внесено в реестр, нет никакой необходимости отказывать залоговому кредитору в праве обращения взыскания на заложенное имущество только потому, что он не зарегистрировал ипотеку.

Как известно, государственная регистрация прав на недвижимость "выросла" из необходимости сделать гласными, общеизвестными залоговые права на недвижимые имущества. Скорее всего, этим и следует ограничить пределы действия регистрации прав - кругом третьих лиц. Для регулирования прав и обязанностей самих сторон существует договор. Совершенно устраняя договор из основания возникновения прав на недвижимость, мы, тем самым, значительно обесцениваем ценность и значение воли и интереса участников оборота.

Подобное предложение имеет некоторую схожесть с порядком регистрации прав на недвижимое имущество, установленным во Франции* (20) законом 23 марта 1855 года, декретами от 30 октября 1935 г. и 4 января 1955 г. Так, по неоглашенной сделке с недвижимостью или по неоглашенному судебному решению право собственности и иные права в отношении вещи имеют силу только между участниками сделки, "но ни сделка, ни судебное решение при указанном положении непротивопоставимы третьим лицам"* (21) .

Главная особенность французской системы, на наш взгляд, состоит в том, что объектом регистрации является не право, а сделка, порождающая право. Мы же принципиально отвергли саму возможность регистрации сделок с недвижимостью. Кстати, именно по этой причине французская система не делает различия между правом собственности и иными правами на недвижимые вещи. На наш взгляд, такое различие делать необходимо - хотя бы потому, что действие права собственности направлено исключительно на третьих лиц, а иные права на вещь (залог, аренды, узуфрукт, сервитуты) имеют более "персонифицированное" действие.

Другой упрек, который обычно выдвигается против французской модели, и который, кстати, может быть выдвинут и против нашего предложения, состоит в следующем. Так, К.П. Победоносцев отмечает, что вещное право не допускает двойственности; по его мнению, ситуация, когда одно и то же право признается совершенным в отношении одного лица и не совершенным в отношении другого лица, является обстоятельством, несообразным "с понятием о твердости и единстве права".

На наш взгляд, подобный упрек частично справедлив в отношении французской системы оглашения сделок с недвижимостью, предусматривающей в случае неоглашения ограниченное действие любых прав - в том числе и права собственности - в отношении третьих лиц.

В отношении же нашего предложения он может быть снят следующим объяснением.

Как известно, всякое вещное право является абсолютным по своей природе, то есть действующим против любых третьих лиц. Обязательственные же права по своему действию являются относительными, то есть персонализированными, действующими против одного конкретного лица. Устранение же из субъективного права свойства действовать против всех третьих лиц устраняет не само право, но его вещный эффект. По всей видимости, мы будем иметь дело уже не с вещным, а обязательственным правом.

На наш взгляд, нет никаких оснований для того, чтобы не признать возможность существования "обязательственного" залога, "обязательственного" сервитута, "обязательственной" аренды как личного обременения и т.д. Все такие права должны соответствовать своим вещным аналогам, за исключением только одного свойства - следования за вещью. Быть может, следует даже высказать более смелое предположение - руководствуясь ст.421 ГК РФ, на наш взгляд, вполне возможно заключение договоров об установлении таких обязательственных прав, которые прямо не предусмотрены законом - в частности, об установлении "обязательственных" залогов, сервитутов и т.д. Если же правообладатель захочет упрочить свое право, придать ему силу не только против контрагента, но и против третьих лиц, он может воспользоваться процедурами государственной регистрации.

На наш взгляд, наше законодательство о регистрации прав на недвижимость нуждается не просто в некоторой косметической корректировке, но в глубокой, коренной реформе, требуется изменить сам взгляд на систему регистрации прав на недвижимость. На наш взгляд, первостепенным шагом в этом направлении должно стать полное устранение из закона требования о государственной регистрации сделок с недвижимостью. Другим изменением, которое может оказаться полезным для гражданского, и особенно - предпринимательского оборота, может стать некоторое ослабление юридического значения акта государственной регистрации права на недвижимость. В частности, полезным может оказаться следующее законоположение - отсутствие государственной регистрации ограниченного права на недвижимость порождает невозможность противопоставить это право третьему лицу, которое не знало и не могло знать об установленном праве. В отношениях же между собственником и правообладателем такое незарегистрированное право должно оставаться в силе и без регистрации.

Заключение

Таким образом, несоблюдение требования закона о государственной регистрации сделки влечет ее ничтожность - абсолютную недействительность (п.1 ст.165 ГК).

Вместе с тем само совершение сделки, требующей государственной регистрации, порождает у сторон право требовать друг от друга исполнения обязанности по ее государственной регистрации,

Поэтому если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (п.3 ст.165 ГК). При этом сторона, уклоняющаяся от государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в регистрации сделки (п.4 ст.165 ГК) .

Качественно иная правовая ситуация возникает тогда, когда закон требует не государственной регистрации сделки, заключенной в надлежащей форме, а государственной регистрации права, вытекающего из сделки.

Так, в соответствии со ст.550 ГК договор продажи недвижимости считается заключенным с момента составления сторонами одного документа, подписанного сторонами, а в соответствии с п.1 ст.551 ГК государственной регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость к покупателю, т.е. право, оговоренное в сделке.

Список использованной литературы

1. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Вестник ВАС РФ. 2001. № 4.

2. Герасимова Е. Проблема заключения договора купли-продажи недвижимости в арбитражной практике // Юридический мир. 2004. № 8 - 9. С.96-98.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Сборник методических материалов / Сост. Т.Н. Ганина и др. Оренбург: Газпромпечать, 2003.

4. Кузнецова О. Регистрация с препятствиями // ДА. 2003. № 7. С.10-11.

5. Лобанов Г.А. Парадокс регистрации // Юрист. 2004. № 2. С.59-60.

6. Наумова Л.И. К вопросу о "парадоксе регистрации" // Юрист. 2004. № 4. С.56-57.

7. Новак Д.В. Новое в законодательном регулировании прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Право и экономика. 2003. № // Право и экономика. 2003. № 10. С.9-12.

8. Скворцов О.Ю. Регистрация сделок с недвижимостью и судебно-арбитражная практика. М, 1998.

9. Скловский К. Защита владения, полученного по недействительной сделке // Хозяйство и право. 1998. № 12.

10. Слыщенков В.А. О ничтожности договора купли-продажи чужой вещи // Государство и право. 2004. № 1. С.106-112.

11. Фоков А.П. Судебная практик и регистрация прав на недвижимость // Российский судья. 2004. № 1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды недвижимого имущества по законодательству Республики Беларусь. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проблема правильной квалификации договоров. Юридическое признание акта недействительным.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, её цели и основные принципы функционирования. Объекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Государственная регистрация прав на недвижимость: исторический анализ законодательства России, международная практика. Понятие, значение и правовые проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2002

    Общая характеристика государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2012

    Сущность, значение, задачи и процедура государственной регистрации сделок на недвижимое имущество в Российской Федерации. Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Особенности государственной регистрации ипотеки.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2012

    История развития института регистрации прав на недвижимое имущество. Процесс и условия государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РФ, регулирование отношений, возникающих в данной сфере; совершенствование законодательства.

    научная работа , добавлен 31.01.2014

    контрольная работа , добавлен 22.12.2011

    История создания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, основные задачи и полномочия. Этапы проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проблема защиты добросовестного приобретателя.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2014

    Понятие и правовая природа, порядок и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, история правового регулирования оборота недвижимости в России. Место объектов недвижимости в системе объектов гражданского права.

    дипломная работа , добавлен 19.07.2010

    Основные этапы формирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проблема регистрации воздушных, морских, речных судов. Функции Федеральной регистрационной службы. Введение Единого государственного реестра прав.

Действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан, именуются актами гражданского состояния. Так, рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина законом отнесены к числу фактов, определяющих гражданско-правовой статус гражданина (п. 1 ст. 47 ГК). Возникновение и прекращение правоспособности связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов, а усыновление - и отношения законного представительства, и весь комплекс личных и имущественных прав и обязанностей, возникающих между родителями и детьми.

В силу особой важности такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть, подлежат государственной регистрации. Ввиду неоднородности фактов, охватываемых понятием «акты гражданского состояния», государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени государственная регистрация имеет не только удостоверительный, но и правообразующий характер.

Государственная регистрация осуществляется специальным государственным органом - органом записи актов гражданского состояния (загсом), а в отношении граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, - консульскими учреждениями.

Порядок осуществления записи и многие другие вопросы определяются Законом РФ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.

Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер. Это означает, что при возникновении ошибок в записях или необходимости их изменений органы загса вправе внести исправления лишь при наличии оснований, предусмотренных законом, и отсутствии спора между заинтересованными лицами. Если возникает спор, то его разрешает суд. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния также являются прерогативой суда (ст. 69 -75 Закона об актах гражданского состояния).

На основании произведенных записей гражданам выдается свидетельство, которое удостоверяет факт государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния. Так, до получения паспорта единственным документом несовершеннолетнего является свидетельство о рождении, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

УДК 347.22.02

Страницы в журнале: 74-76

Т.П. ПОДШИВАЛОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Южно-Уральского государственного университета chelpride @gmail .com

Рассматривается правовая природа государственной регистрации прав на недвижимость. Подробно разбираются три основных подхода к определению правового значения факта государственной регистрации: правосоздающий, правоподтверждающий и смешанный.

Ключевые слова: объекты гражданских прав, недвижимое имущество, государственная регистрация прав на недвижимость, основание возникновения права на недвижимость.

The legal significance of the property rights state registration

Podshivalov T.

The problem of determining the legal nature of real estate state registration is considered in article. Detail the three main approaches to determining the legal significance of the fact of state registration: right-created, right-confirmed and mixed.

Keywords: objects of civil rights, real estate, the state registration of property rights, the cause of rights on real estate.

В пункте 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) закреплено правило о том, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Следует отметить терминологическую противоречивость п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 131 ГК РФ. Если исходить из буквального толкования указанных пунктов, то в п. 2 ст. 8 говорится о том, что право возникает после регистрации, а в п. 1 ст. 131 - что регистрации подлежит уже возникшее право.

Еще одно правило, касающееся правового режима недвижимости, установлено в абзаце втором п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации), в котором определено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Логически объяснить такое положение закона невозможно, так как в этом случае запись о праве имеет большее значение, чем фактическое существование этого права.

В теории гражданского права существуют три основных подхода к определению значения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В рамках первого подхода государственной регистрации придается правоустанавливающее, правосоздающее значение. Сторонники второго подхода исходят из того, что государственная регистрация по своей сущности носит правоподтверждающий (правоудостоверяющий) характер, а акт государственной регистрации не является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей. В частности, О.В. Скремета отмечает, что «совершенный учреждением юстиции юридический акт сам по себе не влечет возникновения прав на недвижимость, и поэтому государственная регистрация не носит правоустанавливающего характера».

Сторонники третьего подхода полагают, что регистрация прав на недвижимое имущество по общему правилу имеет правоустанавливающее значение, а в ряде исключительных случаев, специально предусмотренных в законе, - правоподтверждающее. Данное мнение полностью основано на действующем законодательстве. Однако это никак не подтверждает исключительность правоты законодателя, придавшего государственной регистрации прав на недвижимое имущество двойственное значение. Не верна и исходная посылка о том, что по общему правилу регистрация является правоустанавливающим актом, так как большое количество исключений из него также заставляет усомниться в его логичности.

Стоит отметить, что Закон о государственной регистрации не устанавливает четкой конструкции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и закрепляет противоречивые положения, о которых речь пойдет далее. На наш взгляд, нельзя отводить главную роль в вопросе возникновения права собственности на недвижимое имущество государственной регистрации. Вне зависимости от принадлежности вещи к движимому или недвижимому имуществу право собственности должно возникать с момента ее передачи, а равно поступления во владение приобретателя. Юридический факт сохраняет свое значение вне зависимости от характера передаваемого предмета, поэтому государственная регистрация прав на недвижимое имущество должна нести правоподтверждающий, а не правосоздающий характер.

Правоподтверждающий характер государственной регистрации заключается в том, что субъективное право на недвижимость возникает до государственной регистрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и правоустанавливающими документами. Сущность государственной регистрации недвижимости состоит в обеспечении публичной достоверности зарегистрированного права. Государственная регистрация призвана гарантировать стабильность прав на недвижимое имущество. Следовательно, нет оснований говорить о том, что государственная регистрация имеет первостепенное значение для возникновения права собственности на недвижимое имущество.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит производный характер, так как она может быть проведена только в случае наличия законного основания возникновения права на недвижимость и подтверждает уже существующее право.

Вывод о правоподтверждающем характере государственной регистрации следует из анализа положений абзаца первого п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации, который определяет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что арбитражные суды занимают единую позицию, согласно которой государственная регистрация права собственности носит исключительно правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.

Внося в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ней запись о праве, регистрационная служба от имени государства признает и подтверждает, что право на недвижимое имущество возникло у лица в силу одного из оснований, перечисленных в ст. 17 Закона о государственной регистрации, а признать можно только то субъективное право, которое уже возникло и существует.

Тот факт, что за государственной регистрацией обращается лицо, у которого уже возникло право на недвижимое имущество, находит подтверждение и в законодательстве.

В частности, в п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации указывается, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В пункте 3 ст. 24 Закона о государственной регистрации закреплено, что государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.

В статье 20 Закона о государственной регистрации среди оснований отказа в государственной регистрации указывается отсутствие права на недвижимое имущество. Согласно постановлению ФАС Уральского округа от 24.06.2008 № Ф09-4439/08-С6 по делу № А60-26519/2007 деятельность органов государственной регистрации связана с бесспорной юрисдикцией, которая носит правоподтверждающий (как доказательство существования права и признания этого государством), а не правоустанавливающий характер.

Согласно определениям КС РФ от 05.07.2001 № 132-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “РЕБАУ АГ” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 165 и пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации»1, от 05.07.2001 № 154-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “СЭВЭНТ” на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 165, пункта 3 статьи 433 и пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации»2 и от 21.04.2005 № 185-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Запсибстройдизайн” на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации» государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов; она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию и имущественную самостоятельность.

Исходя из буквального толкования законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственная регистрация определяет момент возникновения права, но не выступает в качестве основания возникновения права на недвижимое имущество. В частности, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.11.2007 № Ф03-А73/07-1/5436 по делу № А73-6765/ 2007-36 разъяснено, что акт государственной регистрации права сам по себе не порождает никаких гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества: в соответствии с нормами ГК РФ государственная регистрация лишь определяет момент возникновения права собственности на недвижимое имущество или перехода права на такое имущество.

Если исходить из правовой природы государственной регистрации, а не из положений законодательства, то дата государственной регистрации определяет не момент возникновения права собственности, а момент подтверждения государством в лице компетентных органов такого права. Следовательно, государственная регистрация всегда имеет правоподтверждающий характер и удостоверяет со стороны государства наличие соответствующего права. В то же время в случае возникновения спора о праве собственности свидетельство о государственной регистрации не является безусловным доказательством, подтверждающим наличие (отсутствие) права на спорное недвижимое имущество. Принадлежность недвижимого имущества определяется на основании правоустанавливающих документов, а наличие регистрационной записи о праве собственности на недвижимое имущество в случае признания недействительной сделки, на основании которой это имущество приобретено, не является доказательством наличия у истца права собственности на данное имущество.

Библиография

1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

2 См.: Калиниченко Т.Г. О государственной регистрации водных прав // Законодательство и экономика. 2007. № 8. С. 43-48; Круглова О.Б. Правовое регулирование договора аренды нежилых зданий, сооружений в предпринимательской сфере: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2002. С. 8; Яковлева А. Споры о государственной регистрации прав на недвижимость // Законодательство. 2005. № 1. С. 72-73 и др.

3 См.: Гришаев С.П. Государственная регистрация вещных прав // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 85-90; Емельянова Е.А. Правовые проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: дис. … канд. юрид. наук. - Самара, 2004. С. 32 и др.

4 См.: Зарубин А. Правовая судьба акта государственной регистрации прав на недвижимое имущество при решении вопроса о недействительности сделки // Хозяйство и право. 2008. № 10. С. 95; Тресцова Е.В. Актуальные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Известия вузов. Правоведение. 2004. № 2. С. 67; Бабкин С.А. Основные начала организации оборота недвижимости. - М., 2001. С. 24 и др.

5 Скремета О.В. Архитектурный менеджмент в условиях рыночной экономики. - Челябинск, 2006. С. 11.

6 См.: Тужилова-Орданская Е.М. Теоретические проблемы защиты прав на недвижимость в гражданском праве России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2007. С. 41; Ширинская Е.Ю. Гражданско-правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. С. 7; Ястребова В.В. Регистрация вещных прав на недвижимое имущество в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2007. С. 20 и др.

7 См.: постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.06.2006 № Ф03-А73/06-1/1538, от 21.08.2008 № Ф03-А73/08-1/3111, от 10.09.2008 № Ф03-А04/08-1/3788, от 21.11.2008 № Ф03-5118/2008; ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2007 № Ф04-2256/2007(33456-А75-20); ФАС Московского округа от 02.02.2006 № КГ-А41/14153-05, от 13.06.2006 № КГ-А40/5031-06; ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2008 по делу № А66-5774/2007; ФАС Северо-Кавказского округа от 15.11.2007 № Ф08-6212/07, от 16.01.2008 № Ф08-8839/07; ФАС Уральского округа от 15.09.2008 № Ф09-5525/08-С6, от 10.12.2008 № Ф09-9431/08-С5; ФАС Центрального округа от 29.09.2009 по делу № А35-1205/06-С16 и др.

8 Вестн. КС РФ. 2002. № 1.

10 Там же. 2005. № 6.

11 Аналогичная позиция высказана в других судебных актах. См., например: постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2006 № Ф03-А73/06-1/2801, от 25.07.2006 № Ф03-А73/06-1/2153.

С принятием нового ГК РФ (первой его части) регулирование отношений, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, было отнесено к компетенции гражданского законодательства . Ранее эти вопросы регулировались КоБС РСФСР (1969 г.).

Общие положения, относящиеся к регистрации актов гражданского состояния, содержатся в ст. 47 ГК РФ. Определение органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, порядка регистрации этих актов, порядка изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, форм актовых книг и свидетельств, а также порядка и сроков хранения актовых книг отнесено ст. 47 ГК (п. 4) к компетенции отдельного закона об актах гражданского состояния. Такой закон был принят и вступил в силу - Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ.

Акты гражданского состояния

Акты гражданского состояния - основные события в жизни человека - подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах загса. Их перечень установлен п. 1 ст. 47 ГК РФ. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Государственной регистрации подлежат:

  • рождение,
  • заключение брака,
  • расторжение брака,
  • усыновление (удочерение),
  • установление отцовства,
  • перемена имени (собственно имени, фамилии и отчества - ст. 19 ГК РФ),
  • смерть гражданина .

Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Так, с рождением ребенка у его родителей возникают родительские права и обязанности, обязанности по содержанию; со смертью человека возникают наследственные права в отношении его имущества, право на пенсию у его несовершеннолетних детей и т.п.

Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли. В некоторых случаях закон придает акту регистрации правообразующее (правопрекращающее) значение, т.е. устанавливает, что соответствующие права и обязанности возникают или прекращаются лишь с момента регистрации акта гражданского состояния. Такое значение придано регистрации заключения брака (ст. 10 СК РФ) и расторжения брака (при его расторжении в органах загса - ст. 25 СК РФ).

Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах; для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.). Эти данные необходимы для разработки научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития страны.

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится территориальными органами записи актов гражданского состояния, образованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Акты гражданского состояния граждан России, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями Российской Федерации.

Признаются действительными акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса (например, во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях). Они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса, и не требуют последующей государственной регистрации.

Государственная регистрация актов гражданского состояния

Государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров записи акта гражданского состояния на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом акте гражданского состояния. На основании составленной записи гражданам выдается на руки свидетельство - документ, удостоверяющий факт государственной регистрации акта гражданского состояния. Бланки свидетельств выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.

Какие конкретно сведения должны быть внесены в ту или иную запись акта гражданского состояния (о рождении, о заключении брака и др.), а также в соответствующие свидетельства, установлено в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния», а формы бланков этих документов утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 709.

Первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей отдельно), составленные в пределах календарного года, формируются в хронологическом порядке в книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги). Срок хранение актовых книг - 75 лет со дня составления записей актов гражданского состояния, по истечении которого они передаются в государственные архивы. Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах загса по месту их составления, вторые - в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации , в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе.

Для составления записи акта гражданского состояния гражданами должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния (например, справка установленной формы о рождении или смерти, совместное заявление отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке, об установлении отцовства или решение суда об установлении отцовства и др.), а также документ, удостоверяющий личность заявителя.

Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником, скреплена печатью органа загса. Ответственность за правильность государственной регистрации акта гражданского состояния и качество составления записи возлагается на руководителя соответствующего органа загса.

Сведения, ставшие известными работнику органа загса в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Орган загса вправе сообщить эти сведения только по запросу суда (судьи), органов прокуратуры , дознания или следствия либо Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе, или в суд.

Изменения или исправления в записи актов гражданского состояния

Изменения или исправления в записи актов гражданского состояния вносятся органом загса по заявлению заинтересованных лиц (например, когда при совершении записи допущены ошибки: искажения, пропуск сведений и т.п.), на основании решения суда (например, на основании решения суда об исключении сведений об отце ребенка при оспаривании отцовства), на основании решений административных органов (например, решения органа опеки и попечительства об изменении имени или фамилии ребенка - ст. 59 СК), на основании других составленных записей актов гражданского состояния (например, в запись акта о рождении вносятся изменения на основании записи об установлении отцовства или об усыновлении).

Отказ органа загса внести в запись актов гражданского состояния изменения или исправления может быть обжалован в суд, и необходимые исправления или изменения будут внесены уже по решению суда. Только на основании судебного решения вносятся исправления или изменения в запись актов гражданского состояния при наличии спора между заинтересованными сторонами.

При утрате свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния гражданину по его просьбе может быть выдано органом загса повторное свидетельство на основании записи акта гражданского состояния, находящейся на хранении в органах загса. Сама утраченная запись акта гражданского состояния может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации соответствующего акта гражданского состояния (ст. 247 ГПК). Основанием для обращения в суд является сообщение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации , в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе, об отсутствии первичной (или восстановленной) записи акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния гражданину выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись восстановлена.

Аннулирование записей актов гражданского состояния

Аннулирование записей актов гражданского состояния производится органом загса по месту хранения этих записей актов гражданского состояния на основании решения суда : о признании брака недействительным; об отмене судебного решения о расторжении брака; об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим и др. С момента аннулирования запись акта гражданского состояния утрачивает свое правовое значение. Прекращает свое действие и свидетельство, которое было выдано на основании этой записи.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождение от уплаты) которой определяется Законом РФ «О государственной пошлине».

Особенности порядка регистрации актов гражданского состояния, связанных с семейно-правовым статусом гражданина, отражены в предшествующих главах учебника.

Статья 3 «Об актах гражданского состояния» определяет акты гражданского состояния как действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Об актах гражданского состояния, как об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей указано и в ст. 8 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В частности, в соответствии с ч. 1 указанной статьи ГК РФ, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом. П. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, конкретизируя данное положение, п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ закрепляет, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, вытекающим из закона «Об актах гражданского состояния», является регистрация в установленном порядке органом ЗАГСа (иным уполномоченным на регистрацию государственным органом) акта гражданского состояния.

Таким образом, сам акт гражданского состояния, хотя и имевший место, не влечет возникновения у гражданина определенного правового статуса. Только после регистрации данного акта в установленном законом порядке гражданин наделяется соответствующими правами и обязанностями.

Например, если мужчина и женщина решают проживать совместно (в так называемом «гражданском» браке), это не значит, что они заключили брак и несут объем прав и обязанностей которыми наделены супруги. В частности, на имущество «гражданской» супруги не может быть обращено взыскание по долгам «гражданского» супруга; не требуется нотариального удостоверения согласия «гражданского» супруга на совершение другим «супругом» сделки по распоряжению недвижимым имуществом или сделки, совершение которой требует нотариального удостоверения или регистрации в установленном законом порядке; «гражданский супруг» не будет являться наследником по закону.

Так же и смерть гражданина, как биологический процесс, не может рассматриваться как основание возникновения у наследников права на наследство. День же регистрации смерти гражданина считается днем открытия наследства.

Правовое состояние гражданина - это объем прав и обязанностей, который характеризует его как субъекта гражданских правоотношений. Данный объем определяется правоспособностью гражданина, то есть возможностью гражданина иметь определенные права и нести обязанности. Правоспособность, а следовательно и объем прав и обязанностей определяется в соответствии с ГК РФ, возрастом гражданина и его дееспособностью, то есть возможностью приобретать и осуществлять права, принимать и нести обязанности. Полная дееспособность гражданина наступает в возрасте восемнадцати лет. Например, несовершеннолетний как и недееспособный гражданин не может совершать определенные сделки. Вместе с тем, отсутствие регистрации определенного акта гражданского состояния не позволяет гражданину осуществлять определенный объем прав или нести обязанности, которые возникают после составления соответствующей актовой записи. Например, вступить в новый брак до расторжения предыдущего.

С другой стороны, регистрация такого акта гражданского состояния, как заключение брака лицом, не достигшим совершеннолетия, влечет наделение несовершеннолетнего супруга правоспособностью в полном объеме. Данная норма права закреплена ч. 2 ст. 21 ГК РФ. Так, гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных представителей, которыми являются родители, усыновители или попечители несовершеннолетнего. Если же несовершеннолетний вступает в брак, то он уже самостоятельно может приобретать весь объем прав и нести обязанности, как совершеннолетний участник гражданско-правовых отношений.

Акты, подлежащие государственной регистрации:

  • - рождение,
  • - заключение брака,
  • - расторжение брака,
  • - усыновление (удочерение),
  • - установление отцовства, перемена имени и смерть.

Беря за основание юридический факт (основание возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений), можно произвести следующую классификацию актов гражданского состояния:

  • 1) действия граждан (юридические факты, зависящие от волеизъявления людей): заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение) ребенка, установление отцовства, перемена имени;
  • 2) события (юридические факты, не зависящие от волеизъявления людей): рождение, смерть.

С данными актами гражданского состояния законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение ряда важных прав, которыми наделен гражданин как человек и как субъект гражданско-правовых отношений. Объем данных прав и обязанностей характеризует правовое положение гражданина.

Так, с рождением ребенок приобретает такие важные права человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равноправие и т.д. Следует отметить, что данным объемом прав ребенок наделяется с момента рождения как биологического процесса. Регистрация рождения как акта гражданского состояния позволяет ему приобретать уже права гражданина, например, быть наследником.

В качестве специфических прав можно отметить право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и совместное с ними проживание. С достижением совершеннолетия, гражданин наделяется всем объемом прав, позволяющих характеризовать его как субъект гражданского права. Возраст гражданина отсчитывается с даты, указанной в свидетельстве о рождении.

Также, с момента рождения человека определенным объемом прав и обязанностей наделяются его родители: право проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, обеспечить получение ребенком основного общего образования и т.д.

Смерть гражданина влечет возникновение правоотношений, регулируемых нормами наследственного права, порождает у наследников права относительно имущества, принадлежащего ранее умершему. Одновременно, смерть гражданина влечет прекращение всех его прав и обязанностей.

Заключение брака, расторжение брака является юридическим фактом, влекущим изменение правоотношений между брачующимися (бывшими супругами) в отношении имущества, а также изменение формы собственности на вещи (возникновение совместной собственности на имущество, нажитое после заключения брака и долевой после расторжения).

Усыновление (удочерение) ребенка - возникновение прав и обязанностей усыновителя и усыновленного.

Установление отцовства - возникновение родительских прав и обязанностей. С другой стороны возникновение прав ребенка по отношению с своему родителю (независимо от того, является ли он родителем биологическим либо записан в свидетельство о рождении по иным основаниям).

Перемена имени - это способ реализации гражданина своего права на имя. И, хотя, имя дается гражданину родителями при рождении, при достижении возраста четырнадцати лет, он самостоятельно может принять решение о его изменении. Отдельно отметим, что перемена имени не влечет каких-либо изменений в правовом статусе гражданина, однако, регистрация изменения имени, порождает обязанность гражданина уведомить определенный законом круг лиц о перемене имени, отчества или фамилии. Гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя), однако все гражданско-правовые сделки должны совершаться им под настоящим именем (именем собственным), которое зарегистрировано в актовой записи и отличает его от других участников гражданского оборота.

К основаниям возникновения прав и обязанностей, возникающих после регистрации акта гражданского состояния приравнены акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством. Такие акты уже не требуют последующей государственной регистрации. Например, согласно циркуляру НКВД СССР от 28 августа 1926 года №326 «О сроках действительности религиозных браков, заключенных в революционный период в РСФСР» церковные браки, заключенные в Московской губернии до 1 января 1919 г. приравниваются к зарегистрированным ЗАГСами бракам. В данных случаях документом, подтверждающим заключение брака, а, следовательно, и правовое состояние супругов будет являться запись о венчании, сделанная в церковной книги (по сути, это аналог записи о заключении брака, занесенной в актовую книгу).