Культурные права человека по конституции рф примеры. Культурные права граждан

Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. в сфере культурных от ношений ставили задачу предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Конституция РСФСР 1937 г. закрепляла за гражданами право на образование. Это право обеспечивалось всеобщим обяза­тельным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессио­нально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, е производством, всемерным развитием вечернего и заочного об­разования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплат­ного производственного, технического и агрономического обу- чения трудящихся. Конституция РСФСР 1978 г. кроме права на образование закрепляла право на пользование достижениями культуры и творчества.

Конституция РФ 1993 г., сохраняя право на образование, право на участие в культурной жизни, гарантирует свободу ли­тературного, художественного, научного, технического и других видов и творчества, а также впервые закрепляет свободу препо­давания и охрану интеллектуальной собственности.

Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ в соответствии со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Конституционное право на образование конкретизировавшее Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио

308Глава 11. Конституционные права и свободы граждан

нального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе, бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные обра­зовательные стандарты, поддерживает различные формы обра­зования и самообразования.

Закон «Об образовании» закрепляет право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать насе­лению, предприятиям, организациям платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образова­тельных программ и государственных образовательных стандар­тов. Доход от указанной деятельности за вычетом доли учреди­теля (собственника) инвестируется в данное образовательное учреждение. Платная образовательная деятельность такого об­разовательного учреждения не рассматривается как предприни­мательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.



Взаимоотношения негосударственного образовательного уч­реждения и обучающегося воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уро­вень образования, сроки обучения, размер платы за обучение.

Закон «Об образовании» предусматривает право родителей не отдавать ребенка в школу, т. е. выбирать иную форму Обра­зования. Можно учиться дома, а консультироваться, сдавать за­четы и экзамены в школе.

В соответствии с постановлением Конституционного Су­да РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П принцип автономии выс­ших образовательных учреждений является основополагающим для их деятельности и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования.

Основное общее образование обязательно. Родители или ли­ца, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Свобода литературного, художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества, преподавания, а также охрана интеллектуальной собственности гарантируется ч. 1 ст. 44 Кон­ституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 15 Международного пак­та об экономических, социальных и культурных правах и рею»-

309 Культурные права и свободы граждан 309

ментированна Основами законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-I, Законом «О средствах массовой информации» , а также Законом «Об образовании».

Ст.10 Основ законодательства РФ о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Каждый человек вправе заниматься творчеством как на профессиональном, так и на не профессиональном уровне. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Граждане имеют право вывозить за границу в целях экспонирования, иных форм публичного представления, а также в целях продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Государство должно осуществлять ми­нимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Свобода преподавания означает, что преподаватель излагает предмет учебной дисциплины в собственном понимании и Ин­терпретаций, сам выбирает методику проведения учетных заня­тий, учебные пособия и технические средства обучения, формы контроля. Однако он должен руководствоваться рабочей учебной программой и государственным образовательным стандартами.

Государство гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулируются частью четвертой ГКРФ.

Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным, ценностям закреплено в ч. 2 ст. 44 Конституций РФ в соответствии с ч. 1 ст. 27 Всеобщей дек­ларации прав человека и ст. 1 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Каждый человек имеет право:

На свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;

Защиту государством своей культурной самобытности;

Приобщения к культурным ценностям, доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;

3 10._ Глава 12. Конституционные обязанности граждан

Гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов б соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

Собственность в области культуры;

Культурную деятельность в зарубежных странах, создание организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Назовите критерии классификации основных прав и сво­бод человека и гражданина.

2. Определите роль личных прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

3. Какие личные права предусмотрены Конституцией РФ? Назовите и охарактеризуйте их.

5. Что такое публичные манифестации? Какую роль они иг­рают в механизме непосредственного народовластия?

6. Как развивалась система экономических прав и свобод че­ловека и гражданина в России?

7. Дайте определение предпринимательской деятельности. Что такое «иная не запрещенная законом экономическая дея­тельность»?

8. Какую роль в системе прав и свобод личности играют со­циальные права?

9. Охарактеризуйте трудовые права человека и гражданина,

10. Покажите взаимосвязь права на благоприятную окру­жающую среду и права на охрану здоровья.

11. Каково значение в системе конституционных прав и сво­бод права на образование?

Глава 12. Конституционные обязанности граждан

Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и полит права.

К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без к-рой человек не может полноценно существовать.

2.1. Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и др видов творчества, преподавания;

2.2. Право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

2.3. Право заниматься творческой деятельностью ; гос органы и органы МСУ не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека.

2.4. Гос-во гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности , устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Особенности социально-экономических и культурных прав:

1) они одновременно являются и правами, и гарантиями;

2) конкретизируются в специальном законодательстве;

3) преследуют общесоциальные цели.


44. Конституционные обязанности граждан РФ.

Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – т. е. закрепленные в К РФ вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение к-рого влечет юридическую ответственность .

Конст обязанности человека и гражданина - конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, к-рые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, гос-ва, др граждан.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей;

2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству. В ч 3.ст 62 закрепляется, что иностранные граждане и лица без гражд-ва в РФ несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или м/нар договором РФ.

В зависимости от своей специфики все же одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ. В связи с этим выделяют следующие виды конституционных обязанностей:

1. Общие конституционные обязанности (соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы). Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.

Выполнение общих обязанностей обеспечивается :

1) мерами воспитательного воздействия;

2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

2. Специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность). Специальные обязанностивозлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан . В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Н-р, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной ФЗ-ми ответственностью.

Важнейшая констит обязаность - соблюдение К РФ и законов (ч 2 ст 15 К РФ).

К обязанностям граждан РФ Конституция относит:

Ст.38 ч.2: Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ст.38 ч.3: Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях .

Ст.43 ч.4: Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст.44 ч.3: Каждый обязан заботиться о сохранении историч. и культ. наследия , беречь памятники истории и культуры.

Ст.57: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы .

Ст.58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам.

Ст.59 ч.1: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных ФЗ-вом.


45. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ , как основной принцип правового гос-ва - это совокупность условий и способов, позволяющих реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юр обязанности. Важным здесь является тот факт, что гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ в правовом гос-ве предоставлены и обеспечены самим гос-вом. Это, с одной стороны, способ ограничения Властью своей власти , с другой стороны, возможность гражданина и общества контролировать Власть , ограничивать возможный произвол с Ее стороны. Это также повышает ответственность самого гражданина и общ-ва, как перед гос-вом, так и перед собой, влияет на политич и соц активность и сознательность ЧиГ.

Главный принцип построения системы юр гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону . Гос-во в соответствии со статьями 2, 17, 19 К РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы ЧиГ.

Гарантии прав и свобод ЧиГ подразделяются на:

- правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод ЧиГ);

- политические гарантии (соответствующая политика гос-ва и деятельность гос органов);

- социально-экономические гарантии.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):

1) права и свободы ЧиГ принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме ;

3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ;

4) осуществление прав и свобод ЧиГ не должно нарушать права и свободы других лиц .

Констит гарантии прав и свобод человека можно подразделять на

- общие гарантии (статьи 45, 46, 48 ч. 2, 52-55)

- конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 ч. 2)

- специальные гарантии .

Общие конст гарантии прав и свобод ЧиГ:

1) Гос защита прав и свобод. В ст 45 К РФ гарантируется гос защита прав и свобод ЧиГ в РФ. Права и свободы ЧиГ определяют содержание всех органов гос власти и МСУ. Президент РФ является гарантом прав и свобод ЧиГ в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод ЧиГ, Уполном. по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и др заявителей на решения и действия гос органов и органов МСУ и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите;

2) Право на самозащиту . Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст 45 К РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (ст 37 "Необходимая оборона", ст 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод . В ст 46 К РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов гос власти, органов МСУ, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

4) Право на международную защиту. В ст 46 К РФ каждый вправе в соответствии с м/нар договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юр помощь. Ст 48 К РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юр помощи. В случаях, предусмотренных законом, юр помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юр помощь.

6) Защита прав потерпевших. В ст 52 К РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Гос-во обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. В ст 53 К РФ каждый имеет право на возмещение гос-вом вреда, причинённого незаконными действиями(или бездействием) органов гос власти или их должностных лиц. Ст 1069 ГК РФ устанавливает ответственность гос-ва за вред, причинённый гос органами (а также органами МСУ) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность гос-ва за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда;

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. В ст 55 К РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ констит строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва.

Конституц гарантии судопроизводства , т. е. правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального хар-ра). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголов процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления. К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (ст 47).Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности к-рых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных ФЗ, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (ст 48).Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (ст49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (ст 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказат-в (ст 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (ст50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ (УПК), а также право просить о помиловании или смягчении наказания

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (ст 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг к-рых определён ФЗ. Ст 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. ФЗом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (ст 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, к-рое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются ФЗ-ми. Например:

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах. В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в соответствии с ФЗми и только в качестве установленных мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;

2) ФЗ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , Закон РФ от 22 декабря 1992 г. !4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность. В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование. Согласно этому Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ. В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др. Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.


46. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ (УПЧ). Он занимается защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами МСУ и должностными лицами. Правовой статус, функции, компетенция УПЧ закреплены в ФКЗ «Об Уполно­моченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ.

Данную должность может занять лицо, отве­чающее определенным требованиям :

Иметь граж­данство РФ;

Возраст не моложе 35 лет;

Познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность УПЧ более чем на 2 срока подряд.

Институт УПЧ учрежден в целях обеспечения гарантий гос защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос органами, органами МСУ и должностными лицами. Уста­новленными Законом об УПЧ средствами он способствует:

Восстановлению нарушенных прав;

Совершенствованию законодательства о правах ЧиГ и приведению его в соответ­ствие с общепризнанными принципами и нормами м/нар права;

Развитию м/нар сотрудничества в области прав человека;

Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

УПЧ в РФ назначается на должность и освобождается от должности Гос Думой ФС РФ.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться долж­ность УПЧ по правам человека в субъ­екте Федерации.

Правовой статус УПЧ характеризу­ется следующими чертами :

1. При осуществлении своих функций УПЧ независим и неподотчетен каким-либо го­с органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность УПЧ с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к УПЧ, воспрепятствование его дея­тельности в иной форме влечет установленную за­конодательством ответственность.

2. Должность УПЧ несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на гос службе, занятием какой-либо др оплачиваемой или неоплачиваемой деятель­ностью, за исключением преподавательской, науч­ной либо иной творческой деятельности.

3. УПЧ не вправе заниматься поли­т деятельностью, быть членом полит партии или иного общественного объединения, преследующего полит цели.

4. В течение 5-летнего срока полномочий УПЧ обладает неприкосновенностью, содержание к-рой конкретизировано в упомяну­том Законе. Для применения к УПЧ предусмотренных в названном Законе мер принуди­тельного воздействия требуется согласие ГосДумы.

5. УПЧ не наделен властными полно­мочиями, директивными мерами воздействия на го­с и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматривае­мый Закон устанавливает широкий круг обязанно­стей названных субъектов в отношении действий и обращений УПЧ (оказание содействия, проведение по поручению УПЧ опреде­ленных действий, предоставление информации, не­обходимых материалов и т. п.).

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции УПЧ в РФ или в субъекте РФ.

УПЧ для осуществления своей деятельности формирует аппарат УПЧ. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия УПЧ.

Основным содержанием компетенции УПЧ является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод. Заявителями жалобы могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на тер-рии РФ иностранные граждане и лица б/г. УПЧ принимает только те жалобы, которые были ранее рассмотрены в судебном либо административном порядке , но заявитель не согла­сен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы : не позднее года со дня нару­шения прав и свобод заявителя или с того дня, ко­гда последнему стало известно об их нарушении . УПЧ может отказать в принятии жалобы к рассмотрению, причем отказ обжалова­нию не подлежит, но должен быть мотивирован.

При рассмотрении жалоб УПЧ пра­вомочен :

Обращаться к компетентным гос органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

Беспрепятственно посещать все органы гос власти и органы МСУ, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и т. д.;

Запрашивать и получать необходимые ему сведе­ния и документы;

Получать объяснения должностных лиц и гос служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб ­УПЧ вправе:

Обратиться в суд с заявлением в защиту нару­шенных прав и свобод, участвовать в судебном про­цессе;

Обращаться в компетентные органы с ходатайст­вом о возбуждении дисциплинарного или администр производства либо уголовного дела в от­ношении соответствующего должностного лица;

Обращаться в суд или прокуратуру с ходатайст­вом о проверке вступившего в законную силу реше­ния, приговора, определения или постановления суда;

Излагать свои доводы должностному лицу, имею­щему право вносить протест;

Обращаться в Констит Суд РФ с жало­бой на нарушения конституц прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции УПЧ может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нару­шениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или свя­занных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать право­вые средства защиты.

УПЧ может ини­циировать парламентское расследование.

По окончании календарного года УПЧ направляет доклад о своей деятельности всем фед органам гос власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод гра­ждан в РФ он может направлять в ГосДуму РФ специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую ко­миссию по расследованию фактов нарушения прав и сво­бод граждан.

Закон устанавливает основания, к-рые вле­кут или могут повлечь досрочное освоб-е от должности УПЧ Гос Думой :

1) в случаях, если УПЧ нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием дру­гой деятельностью;

2) если в от­ношении него вступил в законную силу обвинитель­ный приговор суда .

3) ввиду его неспо­собности по состоянию здоровья или по иным при­чинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Основанием для досрочного освобождения от долж­ности может явиться подача УПЧ заявле­ния о сложении полномочий.


47. Понятие федеративного устройства РФ.

Введение

Культурные права человека – это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих
возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, любой современный человек в полной мере использует свои культурные права в течение всей своей жизни. Этим объясняется актуальность выбранной темы - культурные права – неотъемлемая часть современной жизни. И чтобы извлечь максимальную пользу, нужно подробнее рассмотреть тему «Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина».

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина.

1.1 Понятие «права человека».

Возникновение понятия "права человека", осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993г.).

Права человека это неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.

1.2 Права человека. Права гражданина.

Не очень лестный приговор.

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Кто гражданин страны родной?

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Тема курсовой работы звучит как «Культурные права и свободы человека и гражданина». Не случайно выделены понятия «Человек» и «Гражданин». В обиходе их используют на равных, не вдаваясь в суть и значение каждого из понятий. В этом параграфе мы рассмотрим определения терминов «Человек» и «гражданин», их особенности, некоторые исторические справки об этих понятиях, а так же чем отличаются «права человека» от «прав гражданина».

Человек социальная природа

Человек - один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

Человек - по И.Т.Фролову - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", объединяющий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю относится только к категории прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство, в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может быть лишен...", "все". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют право". Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3. экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

1.2 Культурные права человека.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. «Об образовании».

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.

Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, на защиту которой направлен целый ряд международно-правовых актов и актов национального законодательства.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.

Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Основные принципы организации системы образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" включает среднее (полное) образование в государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей.

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования,- а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Основы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г.

Свобода творчества гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять "творчеству", направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая "культурная" деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в Законе РФ об авторском праве и смежных правах, в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22 августа 1996 г. и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

Гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

Гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

Признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

Обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

Гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

Гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Целям сохранения и развития Музейного фонда Российской Федерации и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. Закон, в частности, устанавливает, что ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается (ст. 35).

Человек и гражданин

Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель, не плантатор,

Кто гражданин страны родной?

Где ты, откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

В данной главе мы разберем понятия «Человек» и «Гражданин», их определения, особенности, а так же некоторые исторические справки об этих понятиях.

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт hоmо sарiеns, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа , так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

ГРАЖДАНИН (гр. polites; лат. civis; англ. citizen; фр. citoyen) - 1) как субъект гражданского права, участник регулируемых им имущественных и личных неимущественных отношений, лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Г. в гражданском праве выступает в качествефизического лица (см. также Дееспособность гражданина; Имущественная ответственность гражданина; Правоспособность гражданина; Предпринимательская деятельность гражданина). Правовой статусгражданина как субъекта гражданско-правовых отношений детально урегулирован гл. 2 ГК РФ*. Г. (физические лица) приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются не только к отношениям с участием граждан РФ, но и к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2) в публичном праве лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами и исполняющее все обязанности, установленные законами данного государства (см. также Гражданство; Подданство). Понятие «Г.» сложилось еще в античном мире и обозначало лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с законами. Как субъект публично-правовой деятельности в демократическом государстве Г. является одновременно и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Конституционный статус Г. позволяет ему участвовать в общественной жизни и выявлять свое «гражданское бытие». В Конституции РФ* закреплены права Г. участвовать в управлении делами государства (ст. 32); собираться мирно, проводить собрания и демонстрации (ст. 31); обращаться в государственные органы, и органы местного самоуправления (ст. 33); им гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29); Г. имеют право на объединение (ст. 30). Публичное право формирует и закрепляет основные правовые отношения между Г., обществом и публичными учреждениями.

Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

Основной официальной формой устного и письменного обращения в СССР было слово «товарищ ». Обращение господин/госпожа были советской властью отменены и считались антиобщественными либо устаревшими. Обращение «гражданин» наряду со словом «товарищ» также использовалось в СССР, с производными «граждане» , «гражданка» , «гражданочка» . Обрашение «гражданин» - в отличие от «товарищ» - подчёркивало дистанцию между людьми (так, «гражданами» заключённые должны были именовать охрану).

Человек - статус биологический, гражданин – правовое понятие

4. Обязанности человека и гражданина

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права,- писал Гегель,- лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность «не убей», право собственности - обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

Список литературы, Интернет-ресурсы:

http://www.pravoteka.ru/

http://ru.wikipedia.org/


Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003г. с. 122-123

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. с.141

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА М–НОРМА, 1997. с.213

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. с.218

Культурные права и свободы - это юридические возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями (право на пользование достижениями культуры, право на образование, свобода научного и художественного творчества и т.п.).

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Свобода творчества является стержнем культурных прав и свобод. Она реализуется в творческой деятельности, создании культурных ценностей и их интерпретации.

Выделяются отдельные виды творчества : литературное, художественное, научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества , гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации – ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.


Культурные права и свободы – права, относящиеся к сфере духовной жизни человека и гражданина. В данном случае слово «культура» понимается в узком значений.
Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.
Культура неразрывно связана с отдельной личностью, с ее деятельностью, поступками, творчеством. Отношения, возникающие между субъектами в области культурной жизни нашего общества, государства, регулируются, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации.
Основной функцией культурных прав и свобод человека и гражданина является использование каждым человеком духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня. Реализация возможности пользоваться культурными правами зависит не только от государственного обеспечения, но и от субъективных качеств самого гражданина – уровня его культурного развития, стремления осваивать те или иные культурные блага.
Культурные права призваны обеспечить духовное развитие человека его интеграцию в общественную систему, различные способы самореализации личности.
Культурные права человека и гражданина, так же как иные основные права, имеют свою историю.
Так, Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. в сфере культурных отношений ставили задачу предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Конституция РСФСР 1936 г. Закрепляла за всеми гражданами РСФСР право на образование. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Конституция РСФСР 1978 г., кроме права на образование, закрепляла право на пользование достижениями культуры и творчества.
Конституция Российской Федерации 1993 г., сохраняя право на образование, право на участие в культурной жизни, гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также впервые закрепляет свободу преподавания и охрану интеллектуальной собственности.
Основы международных стандартов права на образование сформулированы во Всеобщей декларации нрав человека:
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Подобные положения содержит и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования их минимуму требований, установленных государством.
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».
Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее - общедоступным, а высшее - доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.
Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях.
Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ.
В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ установлены три разновидности прав и свобод человека и гражданина: право на творчество, право на преподавание, право на интеллектуальную собственность.
Право на творчество раскрывается в Основах законодательства РФ о культуре:
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работники равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Право на преподавание, как разновидность творческой деятельности (академическая свобода), одновременно неразрывно связано с правом на образование и означает, что преподаватель вправе преподавать свой предмет теми средствами и способами, которые он считает приемлемыми, а обучаемые и их родители вправе выбирать такого преподавателя, которые в наибольшей степени удовлетворяет их потребности. В законодательных актах РФ академическая свобода пока еще не нашла своего отражения.
Право на интеллектуальную собственность означает исключительное право автора на созданные им литературные, художественные и иные произведения, изобретения и другие объекты интеллектуального труда. Реализация права на интеллектуальную собственность регулируется различными законодательными актами. Одним из таких актов является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. Он гласит: авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства, а также способа их выражения. Авторское право предполагает личные неимущественные и имущественные права на произведение. Согласно этому же закону автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора) . Имущественные права автора заключаются в том, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Право на участие каждого в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, закрепленное в ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, конкретизируется в ст. 12 Основ законодательства РФ о культуре, согласно которой каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством РФ.
Однако вопросы культурных прав выходят далеко за рамки одного государства. Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации - ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.