Cсылка на файл:
http://narod.ru/disk/11514630001/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.rar.html
Урок обществознания в 11 классе на тему:
«Выборы в демократическом обществе».
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации
Задачи урока:
Образовательные и развивающие:
1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме.
2. привлечь внимание к проблемам выбора и избирательного права;
3. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
4. Продолжить формирования у учащихся навыков работы с правовыми документами;
5. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.
Воспитательная:
Формировать активную гражданскую позицию
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ратное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование. Кандидат, политическая партия.
Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Раздаточные материалы: На столах у учащихся должны быть тексты Конституции РФ. В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст проблемного задания с планом выполнения, карточки для ролевой игры, карточка «Пять слов об уроке»
На доске записаны: дата, тема занятия, цели на время закрыты, определение «выборы» на время закрыто; домашнее задание.
Структура урока.
- Мотивационная беседа.
- Изучение нового материала.
- Работа в группах.
- Обобщение.
- Закрепление.
- Рефлексия.
Используемые педагогические технологии:
1. Проблемное обучение;
2. Интерактивные формы;
ТСО :
· Демонстрационный экран
· Проектор (в режиме подключенияк компьютеру)
· Компьютер
План изучения темы.
- Избирательный процесс .
III . Типы избирательных систем
Эпиграф урока: “Демократия – это не просто право выбора, а ответственность за свой выбор”.
ХОД УРОКА
I. Мотивационная беседа учителя.
Выборы - центральный инсти-тут демократического государства.
Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандида-ты в депутаты представительных органов власти или стремя-щиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избира-тельной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.
Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опаснос-ти диктатуры.
Участие в выборах - проявление социальной ответствен-ности, совести, политической и правовой зрелости и культу-ры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело-века, который в день выборов отсиживается дома, отказыва-ясь от своего права участвовать в управлении страной.
В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо-мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное зна-чение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демо-кратия невозможна.
Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «До достижения 18 лет, настоящему гражданину Российской Федерации пассивно ожидать, когда его право выбирать наступит или принять активное участие в подготовке к реализации права выбора?» Ответ учащиеся дадут в конце урока.
II. Изучение нового материала.
I. Избирательное право и его роль в избирательной системе .
Избирательная система - это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из-бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.
Избирательное право - это принципы и условия уча-стия граждан и формировании выборных органов . Изби-рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра-во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, иму-щественные, сословные и оседлости (ограничение избира-тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).
В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов.
Всеобщее избирательное право, - право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра-ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на-циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан-ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа-щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Равное избирательное право означает, что каждый из-биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах па равных основаниях (упрощенно это форму-ла звучит так: "Один избиратель - один голос"). Каж-дый избранный депутат представляет примерно одинако-воечисло избирателей.
Прямое избирательное право означает, что каждый из-биратель голосует непосредственно за избираемого кан-дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.
II. Избирательный процесс
Избирательный процесс - это порядок и основные ста-дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:
1) назначение выборов (как правило, главой государ-ства);
2) организация избирательных округов с приблизитель-но равным числом избирателей;
3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;
6) предвыборная борьба (прекращается за день до го-лосования);
8) подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);
9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.
III . Избирательные системы.
Теоретический блок 1
Существуют 3 избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная
Мажоритарная система - это способ определения ре-зультатов голосования, при котором для получения ман-дата требуется собрать установленное законом большин-ство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно-го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль-шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).
Практическая работа
Класс разделен на 4 группы. Подготовить « партийную» программу по антикризисным мероприятиям вывода страны. Каждая группа представляет своего депутата со своей « партийной» программой. Задание к данной работе: в трех тезисах изложить предложенияантикризисной программы.
1 тур. Проводим индивидуальноеголосование. Подводим результат 1 тура:
· группа А получила 8 голосов.
· группа В получила 2 голосов.
· группа Г получила 9 голосов.
Устанавливаем (в качестве примера) 10% барьер по голосованию. Группа В выбывает из предвыборной «гонки». Проводим 2 тур голосования по 3 программам.
2 тур. Проводим индивидуальное голосование по выбору. Результат мгновенно обрабатывается программой и выводится результат (например) 1 тура:
· группа А получила 9 голосов.
· группа Б получила 7 голосов.
· группа Г получила 11 голосов.
Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества данной системы голосования?
Недостатки:
· Партия или блок партий, «проигравшие» на выборах по одномандатному округу, т. е. получившие, на-пример, 49% голосов, могут быть вообще не представлены в парламенте.
· По этой системе избираются депута-ты, угодные властям данного региона, или сами представи-тели властных структур.
· Вероятность проведения не-скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин-ства голосов).
· Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.
Преимущества:
· Простота определения результатов
· Реализуется демократический принцип большинства
· Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д.
Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Ве-ликобритании, Канаде, Индии и других странах.
Пропорциональная избирательная система - это спо-соб определения результатов голосования, в основу ко-торого положен принцип распределения мест пропорци-онально полученным каждой партией количеству голо-сов. При такой системе создаются большие округа, от каж-дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж-ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.
Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества этой системы голосования?
Возможный вариант ответа может быть следующим.
Недостатки:
· В парламент часто из-бираются политики, не имеющие отношения к той местнос-ти, где живут избиратели.
· Депутаты, избран-ные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией.
Преимущества:
· в представительном органе могут быть широко представлены социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии
· чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан.
Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых лати-ноамериканских странах и др.
Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци-ональной систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государствен-ную Думу действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система . Половина мест (225) в Думе распреде-ляется на выборах по пропорциональной системе; вторая половина депутатов (225 человек) избирается по мажори-тарной системе. При этом оговаривается: те партии, кото-рые при пропорциональной системе на выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голо-совании, в Думу не проходят.
III . Обобщение.
Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами реша-ют, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.
Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити-ческой жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки по-литикам с друзьями, родственниками и соседями. Глав-ное - нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Доста-точно стремиться стать политически культурным челове-ком.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ: МОЖНО ЛИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 18 ЛЕТ, ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ, РЕШАЕТСЯ В КОНЦЕ УРОКА ОДНОЗНАЧНО. И ВЫВОД ОДИН: СЕГОДНЯШНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНИКИ - ЭТО АКТИВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ 2014 – 2015 ГГ.!
IV . Закрепление.
1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – «выборы».
Задания:
Напишите рядом с понятием два-три понятия по ассоциации.
Возможны ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, политическая партия.
2. Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «ВЫБОРЫ» и запишите его
Задание выполняется в парах. А затем проверяют насколько совпадает данное ими определение с тем, которое содержится в документах.
Выдержки из документов.
1. «Демократические, свободные, и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Анализируя документы, учащиеся делают соответствующие выводы и дают оценку своей работе.
3. Задание: всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.
Для выполнения этого задания учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять и координировать всю работу, выставлять за нее оценки.
Возможные ответы учащихся : безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать; не тайные выборы (в бюллетене содержится требование указать паспортные данные); дезинформация избирателей в ходе выборов; не всеобщие выборы (для участия в выборах установлен имущественный ценз); выборы в обстановке давления на избирателей и т.д.
4. Перед учащимися ставиться вопрос: почему важно принимать участие в голосовании?
Поиск ответа на него ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводиться ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята.
Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.
5. Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Для поиска ответов в классе проводиться ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.
Проект закона «Об обязательном участии в выборах»
Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под посто-янным наблюдением врача, обязаны при-нимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избира-тельного права (права избирать) является важной характеристикой гражданствен-ности.
В случае невозможности принять учас-тие в выборах следует обращаться в избира-тельные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соот-ветствующее решение.
За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится обществен-ное порицание (в виде письма на место рабо-ты или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах мас-совой информации), во второй раз - штраф в размере трех минимальных размеров оп-латы труда, в третий раз - общественные работы на срок от 10 до 90 дней.
Задание группе 1. Вы являетесь де-путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар-гументы в пользу его принятия (предпо-ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право-вой, духовной областях может принести принятие этого закона).
Задание группе 2. Вы являетесь пар-ламентской оппозицией и должны пред-ставить аргументы против принятия данного закона.
Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали-зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при-страстия руководства вашей газеты мо-гут повлиять на будущую статью
Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект со своей позиции.
После обсуждения результатов работы групп можно провести общее голосование по предложенному проекту и проанализировать его результаты.
V . Рефлексия.
Вопросы к классу:
Какие затруднения вы испытывали в ходе работы над понятием «выборы»?
Какие затруднения возникли при работе с документами?
Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?
Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?
Домашнее задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?
VI . Итог урока.
Урок завершается заполнением карточки
«Пять слов об уроке»
«Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?
Литература:
- Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008
- Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009
Выборы в демократическом обществе
Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избирательная система включает два основных структурных компонента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс действий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые политологи рассматривают в составе избирательной системы, наряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).
Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).
В узком смысле
избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са
моуправления.
- ^
В большинстве стран, в том числе и в России, право избирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Президентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.
Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (В чем суть и значимость этих принципов?)
В Австралии за неучастие гражданина в выборах налагается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму избирательного залога.
Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представлено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Японии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной агитации. В последние годы значительно повысились требования и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избирательное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.
На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осуществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и проведение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный процесс называют избирательной системой в действии.
Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из
них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится стабильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирателями и избираемыми. Избирательные системы всегда отражают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.
Выборы - это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.
Выборы выполняют важные функции:
- - Во-первых, они обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;
- - Во-вторых, благодаря тому, что выборы являются законным средством выражения своего отношения к политике государства, а каждый избиратель имеет право выразить свое мнение, выборы способствуют стабильности политической системы общества;
- - В-третьих, при помощи выборов общество осуществляет контроль за деятельностью власти и в случае неудовлетворенности ею выдвигает во власть других людей. .
Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют собой мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить появление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:
- 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, граждане получают избирательные права с 18 лет. Однако, быть избранным Президентом Российской Федерации может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - 21 года. Все цензы для избранного президента Российской Федерации, указаны в Конституции - Глава 4 Конституции Российской Федерации. Во многих странах действует имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определённой ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) определенное время (в России не менее 10 лет). Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 году впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 году в Новой Зеландии и в 1906 году в Финляндии избирательные праве впервые получили женщины.
- 2. Альтернатива выбора, что предполагает наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.
- 3. Равные права избирателей, что предполагает равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному признаку. От разный по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.
- 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
- 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
- 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть ещё один негативный аспект. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 2007 года составлял 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента, сегодня это правило отменено). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса.
Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избирательная система включает два основных структурных компонента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс действий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые политологи рассматривают в составе избирательной системы, наряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).
Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).
В узком смысле
избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са
моуправления.
- ^
В большинстве стран, в том числе и в России, право избирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Президентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.
Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (В чем суть и значимость этих принципов?)
В Австралии за неучастие гражданина в выборах налагается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму избирательного залога.
Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представлено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Японии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной агитации. В последние годы значительно повысились требования и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избирательное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы .
На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осуществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и проведение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный процесс называют избирательной системой в действии.
Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из
них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится стабильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирателями и избираемыми. Избирательные системы всегда отражают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
Из курса права вы знаете, что под избирательной кампа нией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня пред ставления соответствующей избирательной комиссией фи нансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов . Иными словами, избирательная кампания включает все этапы избирательного процесса. В этой связи понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем политологи отмечают, что избирательная кампания приобретает свой истинный смысл - обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть - только с этапов их выдвижения и предвыборной борьбы.
Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.
Организационный этап. К организационным мероприятиям относятся: образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей.
Началом избирательной кампании является решение о назначении выборов, которое принимается, как правило, за 2,5-3 месяца до дня голосования.
Выборы депутатов нижней палаты парламента РФ и Президента РФ осуществляются по единому избирательному округу. Он включает всю территорию страны. Иными словами, «нарезка» округов не производится. Вместе с тем новое законодательство о выборах в Госдуму РФ предусматривает разделение территорий субъектов РФ на части и определение их границ. Части территорий должны быть примерно равными по числу зарегистрированных избирателей.
Избирательные участки располагаются обычно в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Списки избирателей каждого участка должны включать не более 3 тыс. человек.
Подготовку и проведение выборов в России осуществляют гласно и открыто избирательные комиссии под руководством Центральной избирательной комиссии РФ.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам.
Обратимся к новым подходам выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ. Согласно закону политические партии (они называются избирательными объединениями) выдвигают федеральный список кандидатов (не более 500 человек), который принимается тайным голосованием на партийном съезде. Кандидатом от партии может стать и беспартийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональная партийная конференция и партийный съезд. Федеральный список включает федеральную и региональную части. В составе федеральной части - не более 3 человек; как правило, это партийные лидеры. Региональная часть разбита на региональные группы кандидатов, которые соответствуют указанным выше территориальным частям субъектов РФ. В целом региональные группы должны охватывать все регионы страны. Тем самым создается стимул для непосредственной работы партии в регионах.
Выдвинутый список кандидатов (или один кандидат) регистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для этого необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог. Однако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. Например, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента разрешен только сбор подписей.
Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихода своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством массовых мероприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций. Общей тенденцией современного мира является, как вы знаете, возрастание в избирательных кампаниях роли электронных средств, особенно телевидения. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индиви-
дуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и «моментальное» подведение их итогов. Не случайно сегодня телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на людей.
В новых условиях конкурентная борьба между политическими соперниками схожа с традиционным рынком, где индивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед проблемой выбора «товара» (претендента на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в области дорогостоящих услуг по политическому маркетингу. Так называется комплекс мероприятий по изучению «рынка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Вам известно, что одна из важнейших задач политического маркетинга - создание и продвижение с помощью рекламы политического имиджа кандидата, партии. Имидж кандидата - это наиболее привлекательные для публики черты и свойства его личности. Например, М. Тэтчер по совету специалистов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внимания на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств «железной леди» (смелость, решительность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре. Однако не всегда претендент на власть обладает необходимыми качествами, соответствующими ожиданиям граждан. Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% - вербаль-но (воспринимается на слух). Поэтому имиджмейкеры акцентируют внимание кандидата в первую очередь на том, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать, как жестикулировать, а на том, что и как говорить, - в последнюю очередь. (Содержание речей пишут специалисты.) К сожалению, во всем мире широко распространились и так называемые технологии «черного пиара»: сознательная подтасовка или искажение сведений о претенденте на власть, распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, подкупы, запугивание политических соперников и даже прямое насилие.
К «грязным технологиям» относятся также нарушения кандидатами принципа равных условий ведения предвыборной агитации. Так, многие партии не довольствуются тем, что государство берет на себя часть их расходов, предоставляя бесплатное время вещания и возможность бесплатных
публикаций. Не устраивают эти партии и законодательно установленные финансовые ограничения: на размеры пожертвований частных лиц и организаций, на использование личных средств кандидатов, на общую сумму расходов, выделяемых на избирательную кампанию. В обход закона они создают солидную финансовую базу на покупку лучшего эфирного времени, на оплату услуг многочисленных консультантов и пр. Не случайно в прессе вспыхивают скандалы, связанные с разоблачением тайных источников финансирования партийных лидеров.
Все описанные антитехнологии, появления которых не избежала и Россия, оказывают отрицательное воздействие на избирателя.
Голосование и его результаты. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Граждане приходят на избирательные участки и отмечают в бюллетенях тех, кого хотят избрать. Серьезная проблема избирательных кампаний - абсентеизм, т. е. уклонение от участия в выборах. Подчеркнем, что если процент явки зарегистрированных избирателей ниже законодательно установленной нормы, то выборы признаются недействительными. Назначаются повторные выборы. А это может привести к параличу власти , не говоря уже о дополнительных расходах. Причинами абсентеизма, как показывают исследования, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низкий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правильности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди абсентеистов довольно много молодежи. Установлена закономерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.
Результаты выборов, как говорилось выше, определяются в зависимости от избирательной системы. Так, пропорциональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями пропорционально поданным за них голосам избирателей. При этом партии должны преодолеть, как вам известно, 7-процентный барьер. Однако число таких партий должно быть не менее двух, а сумма поданных за них голосов - составлять свыше 60%. Представим ситуацию: нужное число голосов приобрела только одна партия, а ее соперницы остались за 7-процентным барьером. Означает ли это возврат к однопартийной системе? Нет, не означает, ибо в этом случае к распределению депутатских мандатов будет привлечена та из партий за барьером, которая имеет по сравнению с другими наибольшее число голосов. Другая ситуация: барьер преодолели три партии, но сумма поданных за них голо-
сов не достигает нормы. Как быть? В такой ситуации к распределению мандатов привлекаются партии, набравшие менее 7% голосов (в порядке убывания числа проголосовавших), пока общая сумма собранных голосов не достигнет нормы (свыше 60%). Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколько парламентских мест завоевала каждая из партий; на втором распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Мандаты получают кандидаты как общефедеральной, так и региональной частей списка. При этом чем больше голосов избирателей получила та или иная региональная группа, тем больше мандатов получат ее кандидаты.
При избрании Президента РФ необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Их подсчет во втором туре осуществляется по правилам мажоритарной системы относительного большинства.
Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России - Центризбиркомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЯ
Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится выбирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства.
Рассмотрим каждый из этих вариантов. На выборах по партийным спискам следует учесть, что все избирательные объединения имеют привлекательные названия, лозунги и эмблемы. Каждая партия использует свою цветовую гамму: ярко-красную, бело-красно-голубую, лимонную, оранжевую и пр. Многие неискушенные избиратели, особенно новички, нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.
Проще всего получить общие сведения о партийном объединении: кто его лидер (лидеры)? Баллотировалось ли оно ранее в парламент? Как проявила себя партийная фракция в его работе?
Желательно также хотя бы в общих чертах знать предвыборную платформу (программу) избирательного объединения: как оно оценивает современное положение дел в стра-
не? Какие общественные проблемы и как собирается решать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем видит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции? Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Отметим, что информация о предвыборных программах политических партий помещается обычно в «Российской газете», других печатных изданиях, а также на соответствующих сайтах в международной информационной сети Интернет.
Далее гражданину целесообразно обратиться к соответствующему списочному составу претендентов на власть, подумать, каким людям он доверяет свой голос. Следует иметь в виду, что на депутатов, избранных от регионов, возлагается прямая обязанность работать со своими избирателями. Поэтому в списках обычно присутствуют знакомые фамилии. Важно выяснить, как зарекомендовал себя тот или иной человек в регионе, что конкретно сделал для того, чтобы жизнь стала лучше, как справлялся со своими обязанностями, пользовался ли авторитетом и доверием избирателей. Если в предложенном списке есть неизвестные кандидатуры, то можно обратиться к их биографическим данным. Знакомство даже с краткими биографическими сведениями позволит предположить, сможет ли претендент на власть с учетом его возраста, образования, предшествующего опыта выполнять свои функции.
Подчеркнем, что институт досрочного отзыва депутатов Госдумы РФ законом не предусмотрен, а в отношении депутатов законодательных собраний в ряде субъектов РФ он сохранился. Однако в том и другом случаях человек, получивший мандат доверия народа, должен своей работой доказывать, что избиратели не ошиблись в нем. Если же вы не видите достойных кандидатов, в том числе и среди партий, то можете проголосовать против всех. Протестное голосование избирателей - свидетельство «аномалии» управления в том или ином регионе РФ, показатель его неблагополучия.
Выборы главы государства имеют свои особенности. Президент РФ в силу занимаемой должности принимает важные, общественно значимые решения. Тем самым он оказывает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конкурентной борьбы между большим числом кандидатов.
Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен-
ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воздействия на избирателя называются популизмом (от лат. populus - народ). Что же такое популизм? Это стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более понятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политическим шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортивная внешность, молодежная прическа и пр. Иными словами, на первый план выступает имидж в самом поверхностном, обывательском смысле.
Рациональный выбор высшего должностного лица осуществляется на основе анализа предвыборных заявлений кандидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом предвыборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Президент - это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России.
Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решительный, умный, с сильной политической волей человек, честный и достаточно жесткий в проведении своей линии.
Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия определенной политической культуры.
Шл Основные понятия: избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания. mb/ Термины: политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм.
Проверьте себя
1) Что понимается под избирательной системой? 2) Как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания»? Охарактеризуйте ее этапы. 3) В чем сходство и различие выборов по партийным спискам из-
бирательных объединений и высшего должностного лица государства?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. На парламентских выборах в Великобритании в
1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен
лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Чер
чиллю - одному из главных организаторов победы над Гер
манией во Второй мировой войне. Однако на проходивших
весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской пар
тии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незна
чительной фигурой, но, в отличие от него, предложил из
бирателям широкую и конкретную программу развития
страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.
Один из избирателей, прежде чем оставить в избира
тельном бюллетене одну из четырех кандидатур, включен
ных в список для голосования, провел следующую работу:
поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его
товарищи, как выглядел каждый из кандидатов на послед
ней телевизионной передаче и кто из них в наибольшей сте
пени обладает чувством юмора. Отвечает ли деятельность
избирателя современным политическим технологиям? Ответ
аргументируйте.
Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет
школы и вам предстоит выступить с конкретной програм
мой совершенствования школьной жизни. Разработайте про
ект этой программы.
В Австралии выборы в парламент осуществляются по
избирательным округам. Победившим считается кандидат,
набравший 50%+1 голос. Какой тип избирательной системы
существует в Австралии?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с размышлениями русского философа И. А. Ильина (1882-1954) о выборах.
Есть минимальный уровень образования и осведомленно сти, вне которого всякое голосование становится своею собственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамота, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и во енных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений...
Есть уровень необразованности, малообразованности и неосведомленности, при котором голосует не народ, а обманы ваемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охло кратия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30-40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» - и все сейчас же объявят себя сторонниками республики и федерации...
Ильин И. А Предпосылки творческой демократии // Наши задачи. -
М., 1992.-Т. 2.-С. 8.
HI! Вопросы и задания к источнику. 1) Прокомментируйте, опираясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. 2) Когда голосование на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему. 3) Актуальны ли размышления автора сегодня? Аргументируйте ответ, привлекая материалы периодической печати, практический опыт своих знакомых.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Малоугреневская СОШ»
Исследовательская работа
Тема «Выборы в демократическом обществе»
Выполнила:
Хворова Екатерина
телефон: (8 906
Научный руководитель:
преподаватель истории и обществознания
МБОУ «Малоугреневская СОШ»
телефон (8 960
с. Малоугренево
I. Введение.......................................................................................................
2. Основная часть
2.1. Основные термины и понятия................................................…...............5
2.2.Принцип демократического избирательного права...........................
2.3.Компоненты избирательной системы в демократическом обществе... 10
2.4.Функции выборов в условии демократии................................................ 12
2.5. Проблемы выборов в России.................................................................... 13
3. Заключение …..............................................................................................
4. Список использованной литературы………………………………………...18
5. Приложение№1.................................................................................................19
6. Приложение ………………………………………………………………20
7. Приложение ………………………………………………………………21-22
« О народ, если бы знал,
что можешь!»
Ф. Гойя
1.Введение.
Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права .
Тема работы «Выборы в демократическом обществе» мной была выбрана не случайно. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Актуальность темы заключается в том, что в последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий. Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах и они составляют новую проблемную область .
Цель работы – выяснить, какими действительно должны быть выборы в демократическом государстве и показать влияние выборов на формирование современного демократического общества.
Для достижения цели поставлены следующие задачи :
1. Познакомиться с теоретическими аспектами исследования с нормативно - правовой базой.
2. Определить значение основных понятий и терминов, необходимых для понимания заявленной темы.
3. Рассмотреть основные принципы демократического избирательного права.
4. Охарактеризовать компоненты избирательной системы в демократическом обществе.
5. Выяснить функции выборов в условиях демократии.
6. Раскрыть основные проблемы выборов в России и предложить пути их решения
7. Сделать соответствующие выводы, исходя из цели работы.
Еще на уроках обществознания в 9 классе я поняла, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше, но мы способны повлиять на действия власти, на принятие важных решений, используя право участвовать в управлении делами государства. Что представляет собой система выборов? Какие проблемы избирательной системы России существуют? Как в идеале должны проходить выборы в демократическом обществе? На эти и другие вопросы я попытаюсь узнать ответ и представить его в своей работе.
Основная часть
2.1. Основные термины и понятия.
В самом начале своей работы, хотелось бы обратиться к источникам и определить некоторые важные термины и определения, необходимые для раскрытия заявленной темы: демократия, представительная демократия, выборы, избирательное право, избирательная система
Демократия
Термин "демократия" происходит от древнегреческого слова
demokratia, означающего "народовластие" или "правление народа". С течением
времени ее первоначальный смысл расширился. Сегодня под демократией
понимается форма государственного устройства, политический режим, при
котором народ служит источником государственной, политической власти.
Ведущими демократическими признаками являются:
народовластие, равноправие граждан (независимо от пола, языка, социального
происхождения и пр.) и свобода личности, выраженная в ее естественных и
неотчуждаемых правах.
Принцип народовластия реализуется на основе равных для всех
политических прав в представительной и непосредственной демократии. (1)
Мне стало интересно, что же такое представительная демократия?
Представительная демократия - это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решении через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа.
Выборы – это способ формирования государственных и общественных органов непосредственно населением путем выдвижения из своей среды представителей для осуществления государственных или общественных функций. В Российской Федерации с помощью выборов формируется президентская власть, органы законодательной власти федерации и ее субъектов, органы местного управления.
Юридическую форму выборов образует избирательное право . Оно представляет собой совокупность правовых норм , регулирующих условия участия граждан в голосовании, порядок организации и проведения выборов .(2) Основным источником избирательного права является Конституция РФ , обратимся к ней.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. (3)
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (4)
Право гражданина избирать – активное избирательное право, а быть избранным – пассивное избирательное право.
Избирательная система является наиболее широким явлением, объединяющим в единое целое как выборы, так и избирательное право. Она представляет и конкретный способ избрания представителей в государственные органы. Избирательная система отражает тип устройства выборов в том или ином государстве, их главные особенности и черты. (5)
Исходя из юридической терминологии можно сделать вывод, что в ыборы, являются важнейшим компонентом современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан.
2.2. Принцип демократического избирательного права
Мне очень хотелось познакомиться с избирательным правом в целом и его принципами, вот, что я узнала:
Избирательное право (см. Приложение) предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств.(6)
Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.
Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на
выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год на день голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.(7)
По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования , если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования. (8)
Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными:
ñграждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
ñграждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
ñосужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких
судимость за указанные преступления;
ñосужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
ñподвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях , если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
ñлица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
ñгражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;
ñгражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.(9)
2.3. Компоненты избирательной системы в демократическом обществе.
Я считаю, важно знать из каких компонентов состоит избирательная система. (см. Приложение )
Существует множество типов избирательных систем. (см. Приложение №3 ). За организацию выборов в России отвечают избирательные комиссии .
Их систему возглавляет Центральная Избирательная комиссия в составе 15 человек, назначаемых поровну Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. Все 83 региона РФ формируют свои избирательные комиссии. Нижние уровни избирательной системы представлены Территориальными (2,8 тыс.) и Участковыми (93-95 тыс.) комиссиями. Выборы в 225 избирательных округах организуют Окружные избирательные комиссии.
Центризбирком России отвечает за подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ, а также за развитие избирательного законодательства. Каждый член Комиссии отвечает за конкретное направление - учет избирателей, финансирование выборов, взаимодействие с партиями, СМИ, правоохранительными органами , координация деятельности ГАС «Выборы» и др. Все решения принимаются коллегиально . Работа ЦИК поддерживается высококвалифицированным аппаратом.
С 1991 года существует Ассоциация организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, члены которой, в том числе и Россия, помогают друг другу в развитии избирательного законодательства и правовой культуры. Россия берет на себя инициативу в создании кодифицированного общеевропейского документа, призванного контролировать качество национальных избирательных систем.
Без свободных СМИ нет и свободных выборов. Но свобода агитации «за» и «против» кандидатов должна удерживаться в рамках права и морали. Проблема «черного пиара» в России тревожит сегодня и политические партии, и избирателя, и законодателя. Важнейшие правила ведения предвыборной агитации зафиксированы в новой редакции Закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».(8)
Мне кажется, демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов избиркомов, финансовых контролеров, политтехнологов, наблюдателей. В дополнение к статьям закона, избирательный процесс должен быть защищён и неписаными этическими нормами.
2.4. Функции выборов в условиях демократии.
Влияние выборов на жизнь современных обществ разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Постараемся рассмотреть некоторые из таких функций:
1. Представительство общественных интересов. Выборы представляют собой канал трансляции групповых интересов в обществе. В ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их запросы и ожидания.
2. Легитимация власти . Власть, избранная народом в ходе осуществления демократически организованных выборов, легитимна: ей больше доверяет и охотнее подчиняется большинство членов общества.
На самом деле, как мы знаем, фунций выборов в демократическом обществе много, но я, в качестве примера, привела лишь наиболее важные из них.
2.5. Проблемы выборов в России.
Проблем выборов в России, к сожалению, достаточно много. Но наиболее актуальная из них, на мой взгляд, заключается в вопросе о том, почему люди не ходят на выборы?
Меня всерьёз заинтересовал этот вопрос. Проанализировав ответы людей из Интернета (10) , побеседовав с одноклассниками и бывшей Председателем Избирательной комиссии с. Малоугренева я составила небольшой перечень ответов:
Было высказано несколько версий: потому, что
1) не верят в чесность выборов
2) люди сегодня аполитичны
3) людей не научили ходить на выборы, как это было в СССР
4) молодежь не идет, потому что родители сами не идут
5) люди безответственны перед своими близкими, городом, государством.
6) результаты выборов часто фальсифицируются.
Но, я считаю, что сегодня, интересующихся политикой довольно много и в том числе среди молодежи.
А ведь не идут на выборы даже те, кто политикой интересуется ежедневно. Постараемся найти ответ почему?
Я думаю, потому что нет доверия к самому механизму выборов.
Самое важное в процедуре выборов - это то, чего не ставят на голосование, но что автоматически признается избирателями. Участвуя в выборах, они голосуют за все политическое господство - за аппарат власти, его задачи и его работу, за "национальные интересы", а также и за то, что стране необходимы политические лидеры, которые ею управляют. То есть за все то, что широкие массы ощущают на собственной шкуре как ограничение своей материальной свободы, как невзгоды трудовой жизни - другими словами, как все те неприятности, которые им устраивают в полном соответствии с буквой закона. Со всем этим на выборах соглашаются, как ни в чем не бывало.
Более того, избирателям предлагают сделать выбор, кого из кандидатов они считают наиболее достойным власти, которая сама по себе не ставится под вопрос и которой они в любом случае должны подчиняться. Так выборы делают из подвластных мнимых правителей, а значит, безусловных приверженцев осуществляемой над ними власти. К вышесказанному хочется процитировать строки Владимира Шиукашвилли:
Все знают волки есть и овцы, объяснять не надо,
И правды – разные у тех и у других, спокон веков:
Вожак к своим рукам всегда, ведь, прибирает стадо,
А им все кажется, что стадо выбирает вожаков .
Вопрос про то, как привлечь молодежь на выборы? Один из предложенных
вариантов - это мотивировать молодежь какими-либо мероприятиями или
небольшими презентами. А разве подарки должны способствовать тому, что
Так же многих граждан волнует проблема фальсификации результатов выборов.
Действительно, одной из серьезнейших проблем избирательной системы является фальсификация итогов выборов. Расчет показывает, что общий объем фальсификации (подброс бюллетеней, приписки в протоколах, незаконное давление на избирателей, особенно эффективное в сельских районах) составил не менее 9-11 миллионов бюллетеней по каждому из голосований.
Таким образом, результатом фальсификации стал каждый пятый официально признанный действительным бюллетень!(11)
Я предлагаю нексколько способов, как бороться с незаконной фальсификацией итогов выборов:
1. Установить на избирательных участках веб-камеры и вывести все съемки в Интернет, чтобы снять все фальсификации и увеличить доверие к
избирательной системе среди народа.
2. Люди должны приходить на выборы и использовать их бюллетени, чтобы они не оставались пригодными для заполнения и фальсификации в пользу какой-либо партии или кандидата.
3. Ужесточить наказание за фальсификацию итогов. Увеличение штрафов за нарушение избирательного права.
4. Увеличить количество профессионалов - наблюдателей на избирательных учатках.
Я уверена, что все в наших руках, и мы можем сделать так, чтобы выборы в нашем демократическом государстве проходили честно!
3. Заключение
Конечно, на сегодняшний день, в демократических государствах существует ряд проблем, таких как система цензов, финансирование избирательных кампаний, абсентеизм , но большинство этих проблем разрешатся, если граждане будут заинтересованы в политических процессах, имеющих место в стране, и будут принимать активное участие в жизни общества.
На мой взгляд, пракические пути реализации пректа могут заключаться в использовании работы на уроках обществознания, внеклассных мероприятиях и классных часах по данной теме, а также при проведении занятий в клубах «Молодого избирателя» для повышения правовой грамотности и правовой культуры будущих избирателей.
В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ним связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверинетета народа.
В заключение своей работы хочется сформулировать выводы , по поводу того, какими же все-таки, на мой взгляд, должны быть выборы в демократическом обществе? Я считаю, что они должны соответствовать букве и духу закона, соответствовать принципам справедливости, периодичности, обязательности, подлинности и свободы на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.
Я знаю, что совсем скоро жителям Бийского района предстоит сделать
выбор Главы района. Это произойдет 14 сентября 2014 года. И хотя я сама ещё не смогу принять участия в выборах, но я точно знаю, что от выбора каждого избирателя будет зависить будущее всех сёл района, всех нас. И каждому из нас важно из множества кандидатов выбрать достойного, который сможет повести по правильному курсу. Верю и надеюсь, что это будет именно так! Только НАМ выбирать будущее!
4. Список литературы
1. Основы права/ под ред. профессора. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист.1996 с.34
2. Там же с.35
3. Конституция Российской Федерации. М.2008 с.32
4. Там же с. 34
5. Основы права/ под ред. профессора. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист.1996 с.35
6. Интернет – ресурс: base. garant. ru›Закон от12.06.2002 №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»
7. Баглай право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. с.142
8. Интернет – ресурс: base. garant. ru›Закон от12.06.2002 №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»
9. . Политика и право. Москва, Просвещение, 2000 г. с.96
10. Интернет –ресурс: sakhapress. ru›archives/58326
11. «Выборы»Вестник Московскго университета.2010 №5 с.9
12. Обществознание. Полный справочник/ под ред. Баранова. М.:Астрель 2013
Приложение Основные принципы демократического избирательного права
Демократическое избирательное право предпологает обязательное соблюдение ряда принципов.
Принципы | Их сущность |
Принцип равенства | Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов |
Принцип всеобщности | Любой дееспособный гражданин имеет право быть избирающим, так и избираемым. Органичения, накладываемые на действия данного принципа, называют цензами . В российском избирательном праве действуют два основных ценза - возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых - лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданинами РФ). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время почти нигде в мире не применяются |
Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него |
|
Принцип непосредствен- |
Данный принцип не реализуется при выборах президента в США, а так же не соблюдается в дореволюционной России |
Принцип состязательности | Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель имеет возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствие к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г. |
Принцип гласности | Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках. |
Принцип свободы выборов | Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление (назначение даты выборов, регистраия и учет избирателей) 2. Выдвижение и регистрация кандидатов 3. Предвыборная агитация и финансирование выборов |
Приложение
Типы избирательных систем
Типы избирательных систем | Его сущность | Достоинства | Недостатки |
Мажоритарная система | Система определения резльтатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов | Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа. Обеспечивает партии победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство | Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах Частная нерезультати- вность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативно-му голосованию. Практически исключается возможность победы на выборах маленькой партии |
Относительного большинства | Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть меньше 50%. Применяется в Индии, Канаде, США и др. |
||
Абсолютного большинства | Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% +1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Фрации |
||
Пропорциональная система | Система представительства партии в движении, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной думы, а так же при выборах в Израиле, Италии и др. | Является гарантом представитель-ства в парламенте мелких и средних партий | Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений. |
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система | Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в РФ проходят в соответсявии с законодательством по мажаритарной системе (выборы Президента РФ) | Формируется действительно-предствавитель-ный парламент | В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кондидатов Партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей |