Конституционные права несовершеннолетних детей: их реализация и защита. Особенности правовой защиты несовершеннолетних в российской федерации Гарантия защиты конституционных прав несовершеннолетних в рф

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Черкасов, Андрей Владимирович. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / С.-Петерб. ун-т МВД РФ.- Санкт-Петербург, 2005.- 23 с.

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного ~ исследования.

Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии защиты прав и свобод, являясь одним из важнейших элементов всей системы правового статуса личности, одновременно, в принципиальной форме, характеризуют содержание личной свободы, достигнутой в обществе, от состояния обеспеченности которой в определенной степени зависит реализация всей совокупности прав и свобод Активизация личностного фактора, весьма необходимая для построения правового государства и гражданского общества в России, возможна лишь тогда, когда субъект действует в условиях гарантированных возможностей и институтов: прав, свобод, обязанностей, ответственности. Поэтому необходимо обеспечить правовыми средствами пути не только практического осуществления личностью социальных и правовых возможностей, но и создать действенные юридические механизмы защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Особую актуальность приобретает данное положение в отношении несовершеннолетних, поскольку они, имея равные права со взрослыми членами общества (за известными исключениями), фактически обладают гораздо меньшими возможностями по их реализации и, тем более, защите.

В условиях количественной и качественной депопуляции населения нашей страны проблемы защиты детства, комплексные усилия по снижению уровня беспризорности должны приобрести общенациональный масштаб, стать одной из приоритетных задач современной государственной политики.

Принятые в последние годы правовые акты, закрепляющие право ребенка на защиту, в том числе Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159 1 и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ 2 не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите основных прав и свобод ребенка и его законных интересов Право ребенка на защиту зачастую остается

нереализованным, тогда как Конвенция о правах ребенка ООН 1 предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия, и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры.

Представляется возможным подчеркнуть, что в правовой регламентации прав ребенка и их защиты имеют место существенные проблемы, касающиеся различных отраслей российского законодательства. Полагая, что конституционные права и свободы несовершеннолетнего, гарантии и эффективные механизмы их реальной защиты являются основополагающими для благополучия и нормального развития ребенка, авторсконцентрировал исследование именно на этом.

Степень разработанности темы диссертационного, исследования. Комплексный характер данного исследования определил разноплановый характер научных источников.

В юридической литературе представлены труды отечествен
ных правоведов области общей теории права и государства, а
также конституционного права, международного права и других
отраслевых юридических наук, касающиеся вопросов прав чело
века и гражданина, их реализации и их гарантий. Среди них рабо
ты С.С Алексеева, С.А. Авакьяна, А.Г. Бережного, НА Бобровой,"
Н.В Витрука, Л.Д. Воеводина, П П. Глущенко, С.Э.-Жилинского,
Л Д. Златопольского, В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева,Е.А. Лу-
кашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, A.M. Нечае
вой, И.В. Ростовщикова, Ф М. Рудинского, Ю.А. Тихомирова, Б.Н.
Топорнина, А.Г. Хабибуллина, КД Шаймарданов, Б.С. Эбзеева и
других

Отдельные аспекты исследуемой проблемы были разработаны представителями отечественной юридической науки прошлого века, среди которых представляют интерес работы А.Ф. Кистя-ковского, П.И. Новгородцева, Л И. Петражицкого, Е.Н. Тарасовой, Е.Н. Трубецкого и других.

Важные социологические, педагогические и психологиеские проблемы познания юридического механизма защиты прав и законных интересов несовершеннолетних представлены исследо-ваййями В.Л. Васильева, Л.С. Выготского, Г.И. Забрянского,

1 Конвенция от 2 сентября 1990 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. С. 307.

М И. Еникеева, АИ Кравченко, В.В. Романова и других. Различные аспекты проблемы возрождения в России ювенальной юстиции и формирования системы защиты прав ребенка исследовались Л И. Беляевой, В В. Бойцовой, Н.Е Борисовой, Н.А. Бобровой, Г.Н. Ветровой, Э Б Мельниковой, A.M. Нечаевой, Н.Ю. Ха-маневой Вопросы правового статуса несовершеннолетнего исследовались в работах Б А. Булаевского, Л Г. Кузнецовой, Ю.А. Томилова, Я Н, Шевченко и других.

Несмотря на разнообразие научного материала, опубликованные работы носят фрагментарный характер по отношению к комплексу проблем гарантированности конституционных прав несовершеннолетних в Российской Федерации и механизму защиты этих прав

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере защиты конституционных прав и свобод, а также законных интересов несовершеннолетних.

Предметом исследования выступает содержание и правовое регулирование гарантий защиты основных прав и свобод несовершеннолетних в России.

Цель работы состоит в комплексном анализе функционирования механизма правовой защиты прав несовершеннолетнего в Российской Федерации, а также особенностей конституционно-правового статуса ребенка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

рассмотреть институт гарантий как элемент структуры основ правового положения личности;

раскрыть сущность, специфику, структуру и содержание правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации;

рассмотреть специфику осуществления конституционных прав несовершеннолетними;

раскрыть взаимосвязь между гарантиями защиты прав и механизмом защиты прав;

представить механизм реализации гарантии в работающем системно-динамическом виде, раскрыть структуру, последовательное расположение, взаимосвязь и взаимодействие элемен-

тов и стадий реализации и защиты, выявить их специфические функции;

Сформулировать основные направления совершенствования механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Научное исследование осуществлялось посредством как общенаучных (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия), так и частнонаучных (формально-юридический, сравнительного анализа и др.) методов познаний.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых-юристов, принадлежащих к различным научным направлениям и школам: С.С. Алексеева, А.И. Алмазо-ва, М.В. Антокольской, В.М Баранова, И.Д. Беляева, И.С. Берд-никова, В.В. Бондуровского, В.В. Бородина, СБ. Глушаченко, СИ. Горбаня, Ю.И. Гревцова, И.Е. Забелина, А.В. Зиновьева, Д.А. Ке-римова, В.Н. Латкина, Д.С Лихачева, В.В. Лысенко, М.Г. Марковой, К.А Неволина, A.M. Нечаевой, Н.С Нижник, К.В. Привалова, Н.Л. Пушкаревой, Р.А Ромашова, Б.А. Рыбакова, В.П. Сальникова, М.И. Сизикова, В Д. Сорокина, А.Д. Способина, И.Е Тарханова, Ю.П. Титова, В П. Федорова, М.К. Цатуровой, СВ. Юшкова, В.П. Янина и других ученых.

Нормативную основу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы министерств, служб, агентств Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, а также справочные, аналитические материалы и практика работы территориальных органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Научная новизна обусловлена тем, что диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование гарантий защиты прав несовершеннолетних и их реализации в Российской Федерации, содержащее анализ института гарантированное прав, гарантий защиты, конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в современных условиях. Параллельно с уточнением понятийного аппарата показана специфика осу-

ществления защиты прав ребенка и механизма реализации гарантий

Автором анализируются основные проблемы механизма реализации гарантий защиты прав ребенка и предпринята попытка по определению пути совершенствования данного механизма. На основе анализа современного законодательства дается объективная оценка действенности и эффективности системы защиты прав и законных интересов ребенка. При этом акцентируется внимание на том, какими институтами и процедурами компенсируется объективная ограниченность несовершеннолетнего в реализации и защите своих прав и свобод в отечественной правовой действительности в свете признания прав и свобод личности высшей ценностью, а обеспечения и защиты их - обязанностью государства.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:

1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью,
а их соблюдение и защиту- обязанностью государства позволяет

Говорить о том, что юридические гарантии, претворяющие в жизнь требуемое взаимодействие между правомочием субъекта реализовать свое право и механизмом его осуществления, являются структурным элементом конституционно-правового статуса личности, втом числе несовершеннолетнего.

    Государство гарантирует несовершеннолетним определенную совокупность правовых возможностей, представляющую собой систему прав и свобод, средств их защиты. Способность реализовать многие из них возникает постепенно, по достижении им определенного возраста. В соответствии с этим в структуре гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних должны преобладать гарантии в правоохранительной и социальной сфере, предполагающие функционирование государственных, муниципальных органов, общественных объединений, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод ребенка в рамках особого организационно-правового механизма.

    Сущность защиты законных прав и интересов несовершеннолетних состоит в применении компетентными органами государства, органами местного самоуправления, либо лицом, чьи права нарушены, в установленном законом порядке мер для восстановления нарушенных прав и законных интересов. При этом гарантии защиты прав несовершеннолетних должны корреспон-

дировать с установленной специальной юридической ответственностью лиц, не выполняющих своих обязанности и нарушающих права и законные интересы детей.

4 Механизм защиты прав и свобод несовершеннолетних есть не только система правовых, но и организационных средств, методов и институтов, при помощи которых осуществляется защита охраняемых интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав. Назначение гарантий защиты прав и свобод несовершеннолетних заключается в создании условий для реализации несовершеннолетними, их законными представителями и должностными лицами всей совокупности закрепленных за несовершеннолетними прав и обязанностей, а также законных интересов

5. Анализ текущего законодательства, регламентирующего правовое положение ребенка и гарантии защиты его прав, позволяет сделать вывод о том, что его содержание направлено не на объединение органов и учреждений по защите несовершеннолетних в единый механизм с аналогичными целями, а, напротив, создает условия для разобщения их деятельности посредством бюрократических границ и препонов. Механизм взаимодействия различных служб и их ответственность за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан, что негативно сказывается на результативности средств защиты и деятельности субъектов защиты

6 Семейный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им четырнадцати лет, но реального механизма для осуществления данного права в настоящее время не существует. Данная ситуация может быть разрешена, во-первых, путем принятия соответствующего федерального закона, закрепляющего процессуальное положение несовершеннолетнего и порядок его обращения за защитой в суд, и внесением соответствующих изменений в ГПК РФ; во-вторых, для реализации этого права необходимо предоставление ему бесплатной юридической помощи.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней освещаются вопросы, имеющие существенную значимость для общетеоретического и государственно-правового цикла юридических наук, конкретизирующие и дополняющие ряд тем по конституционному, административному праву, а также в рамках

таких спецкурсов как «Права человека», «Ювенальное право» и других, посвященных проблемам защиты прав и свобод личности.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы в выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего российского законодательства в области правового регулирования статуса несовершеннолетнего, обеспечения и защиты прав несовершеннолетних. Возможно использование материалов диссертации в научно-исследовательской работе при изучении актуальных вопросов совершенствования социально-правового механизма защиты прав несовершеннолетних.

Разработанные автором рекомендации, а также выявленные пробелы в законодательстве и низкое качество проработанности логических взаимосвязей норм различных отраслей законодательства, посвященного несовершеннолетним, могут послужить обоснованием формирования структуры и системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседании кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты изысканий отражены в научных публикациях, а также в выступлениях автора на международной научно-практической конференции «Новый взгляд на деятельность правоохранительных органов: усиление функции социального обслуживания граждан» (Санкт-Петербург, ноябрь 2003 г.), научно-практической конференции «Национальная безопасность РФ и правоохранительные органы», (Санкт-Петербург, ноябрь 2004 г.), научно-практической конференции «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации (Санкт-Петербург, апрель 2004 г.). Положения диссертации также использовались при проведении семинарских и практических занятий по курсу «Конституционное право России».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Защита прав и законных интересов ребенка -- первейшая обязанность государства. Гарантированность провозглашенных прав несовершеннолетних обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно Конституции, Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности ребенка.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы несовершеннолетних, создавать надлежащие материальные, правовые и иные условия для их осуществления, а также воплощения в реальной жизни, можно только по его успехам в социальной политике.Оценивая роль российского государства в реализации прав несовершеннолетних на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень жизни семей с детьми, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие ребенка, как это предусмотрено в Конституции страны; низкая рождаемость, высокая смертность детей, рост детской преступности, недостатки в системе образования и здравоохранения являются самыми убедительными аргументами, доказывающими неблагополучие в государстве. Реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что они носят зачастую декларативный характер и нарушаются в массовом порядке, а состояние семьи и детей в России близко к социальной катастрофе. В настоящее время произошло изменение проблем защиты несовершеннолетних, в частности:

во-первых, требование законодателя о заботе и всесторонней защите прав и законных интересов детей со стороны государства и семьи и, вместе с тем, массовые нарушения прав несовершеннолетних заслуживают, на наш взгляд, самого детального рассмотрения;

во-вторых, в связи с появлением и вступлением в силу федеральных законов, гарантирующих защиту прав ребенка, стали складываться новые правоотношения между детьми и родителями, а также лицами, их заменяющими, что требует переосмысления;

в-третьих, ежегодное увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заставляет задуматься над причинами и последствиями этого явления.

В этих непростых условиях особую значимость приобретают специализированные государственные органы, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав детей, предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений. В систему органов ювенальной юстиции, по мнению ряда авторитетных ученых, необходимо включить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченных по правам ребенка; органы по молодежной политике Министерства образования и науки РФ; органы опеки и попечительства; ювенальные органы следствия и дознания МВД, прокуратуры, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России); воспитательные колонии, следственные изоляторы УИН; специальные подразделения МВД (по делам несовершеннолетних, уголовного розыска) и некоторые другие.

Ведущая роль в числе таких органов должна принадлежать ювенальному суду. Известно, что именно Россия была одним из первых государств, внедривших еще в 1910 г. ювенальные суды. В свое время эта судебная система считалась одной из наиболее передовых в Европе Ермаков В.Т. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних. // Российская юстиция. - №2. - 2008. - С.21 .

Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует из международных правовых норм, прежде всего Конвенции о правах ребенка (ч. 3 ст. 40) и Пекинских правил (п. 2.3).

Успешность деятельности субъектов ювенальной юстиции во многом зависит от качественной системы правовой защиты несовершеннолетних в России, соответствующей международным стандартам правовой базы и уровня подготовки специалистов, работающих в сфере ювенальной юстиции. Все это, бесспорно, выдвигает ювенальное право на одно из первых мест в решении этих задач.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека: Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. [Текст] // Права человека: Сборник международных документов. М.: Юридическая литература. 1998г.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г. [Текст] // Права человека: Сборник международных документов. М.: Юридическая литература. 1998г.

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. [Текст] // Российская газета, 1993г. №237.

4. Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30 ноября 1994 г. № - 51-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 1994. №32. ст. 3302.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ. [Текст] // СЗ РФ 1996.№ 1 .ст. 16.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // [Текст] СЗ РФ. №1. 2002. Ст. 3.

7. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Текст] // СЗ РФ. № 31. 2002. Ст. 2041.

8. Федеральный закон от 16 апреля 2001г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Текст] // Новые законы и нормативные акты. Приложение к «Российской газете». 2001. № 18. Ст. 1005.

9. Федеральный закон 04.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Текст]// СЗ РФ. 1998. №10. Ст. 1078.

10. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" [Текст] // СЗ РФ. №2. 1992. Ст. 143

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью». [Текст] // СЗ РФ.1996г. № 19. Ст. 768.

12. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля, за его формированием и использованием» [Текст] // СЗ РФ. №12. 2002г. Ст. 134

13. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [Текст] // СЗ РФ. № 31. 2001

14. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 12 февраля 2007г. №21-20-98 «О состоянии исполнения законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей» [Текст] // "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов". 2007. №15

15. Решение Городской думы г. Ижевска от 17 июня 2004 г. N 229 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" // СПС «Гарант»

16. Решение Городской думы г.Ижевска от 17 июня 2004 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СПС «Гарант»

Юридическая литература

17. Антокольская М.В. Семейное право. [Текст] - М.: Юрист, 1999. - 310с.

18. Баринов Л.В. Российские сироты. [Текст] // Независимая газета. - № 6. - 2004. - С.27

19. Басков В.И. Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора: Учебник. [Текст] - М., 2000 - С.346

20. Беспалов Ю. Обеспечение права ребенка на жилище [Текст] // Российская юстиция. - №7. - 2007. -С.19

21. Борисова Н.Е. , Дмитриев Ю.А. , Захаров С.В. и др. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. [Текст] - М., 1998. С. 10.

22. Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы [Текст] //Российская Юстиция. - №7.-2005.-С.51

23. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. Том II. [Текст] - М.: Юристъ, 1997. С. 19.

24. Григорьев В.Н., Победкин А.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. [Текст] - М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - С. 412-415

25. Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних [Текст] // Адвокат. - 2005. - №8. - С.18

26. Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [Текст] // Российская юстиция. - №5.-2007. - С. 41

27. Ермаков В.Т. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних [Текст] // Российская юстиция. - 2008. - №2. - С.21

28. Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - №1. С.21

29. Кравчук Н.П. Порядок защиты прав ребенка. Сборник статей и тезисов аспирантов и молодых ученых. [Текст] - М: ИГПАН, 2002г. - С.12

30. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд. перер. и доп. [Текст] - М.: Юристъ. - 2000г.

31. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. [Текст] - М.: Издательство «Норма» (Издательская группа НОРМА - ИНФРА*М). - 2001 32. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами [Текст] //Журнал российского права. 2001.№6. С.13

33. Россия в цифрах. 2007: Крат. Стат. сб. [Текст] // Росстат-М., 2007.34. Трушков Д.А., Соломатин Р.А. Социальное обеспечение семьи: отечественный и зарубежный опыт [Текст] //Безопасность семьи - безопасность общества: Сборник материалов. - М., 2007г.

35. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. [Текст] // Российская юстиция. 2002. №10. С.21

36. Шафорст Г.М. Семейное право: учебное пособие. [Текст] - М.: Мир образования. - 2001г.

37. Шептулина Н.Н. Новое законодательство об охране труда. [Текст] - М.: Юстицинформ, 2007. - С.7

Материалы судебной практики

38. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000г. № 7. // Приложение к «Российской газете». 2000. № 13.

39. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998г. №10 « О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Приложение к «Российской газете». 1998. №29.

40. Архив Прокуратуры Ленинского района г. Ижевска. Дело №321. 2006

41. Архив Ленинского районного суда г. Ижевска. Дело №1471. 2008

Подобные документы

    Особенности правового положения несовершеннолетнего как собственника жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Защита жилищных прав детей-сирот, направления совершенствования законодательства.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2014

    Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав, совершенствование гражданского законодательства. Полномочия государственных и муниципальных органов власти по защите жилищных прав детей.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    Правовой статус несовершеннолетних детей как лиц, которые подлежат гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав в Российской Федерации. Система, меры гражданско-правовой защиты жилищных прав несовершеннолетних. Основания применения мер.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2014

    Особенности правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, формы их выявления и устройства. Государственный орган, на который возлагается защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей. Усыновление, опека и попечительство.

    реферат , добавлен 04.04.2012

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав. Структура и полномочия органов власти по защите жилищных прав детей. Пути совершенствованию гражданского законодательства в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2014

    Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления его реформирования. Органы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их обязанности.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010

    Характеристика правового статуса в гражданской правосубъектности несовершеннолетних. Содержание и реализация их имущественных прав: право на содержание, собственности, владения и пользования имуществом своих родителей. Защита прав и интересов ребенка.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2010

    Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Анализ особого правового статуса несовершеннолетних. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные права несовершеннолетних личного и имущественного характера согласно Семейному кодексу.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Горячева, Светлана Анатольевна. Конституционно-правовая защита прав несовершеннолетних в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Горячева Светлана Анатольевна; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2012.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-12/932

Введение

Глава 1. Основы развития конституционного законодательства о защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации 14

1. Конституционные основы правового статуса несовершеннолетних 14

2. Понятие и содержание конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации 39

3. Значение конституционно-правового статуса несовершеннолетних для формирования ювенального права 62

Глава 2. Проблемы обеспечения и защиты конституционно правового статуса несовершеннолетнего 96

1. Влияние принципов и норм международного права на формирование правового статуса несовершеннолетних в России 96

2. Конституционные основы совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних: проблемы и пути их решения 112

3. Юридическая ответственность несовершеннолетних и лиц, являющихся их законными представителями 131

4. Состояние и перспективы развития конституционного законодательства о защите прав несовершеннолетних в России 150

Заключение 171

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. В современном обществе и государстве проблемы детства и защиты прав несовершеннолетних являются общезначимыми как на международном уровне, так и на национальном.

Россия переживает демографический кризис, и его преодоление находится в прямой зависимости от двух факторов: репродукции населения и воспитания здоровой полноценной молодежи. Именно поэтому охрана и защита несовершеннолетних провозглашена общенациональной задачей: были реализованы национальные проекты, программы; 2007-й год был объявлен годом ребенка, а 2008-й - годом семьи; 2009 год - годом молодежи. С 2006 года охрана и защита несовершеннолетних стала одним из приоритетных направлений региональной политики многих субъектов Российской Федерации, и многие города, области, республики уже имеют свои собственные программы поддержки материнства и детства.

Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции Российской Федерации заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционно- правовой защиты прав несовершеннолетних, гарантируются права детей с самого момента рождения.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в т.ч. право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии - право на государственное обеспечение.

Детство - это важнейший этап жизни, когда человек приобретает знания, опыт, навыки и умения, необходимые ему для дальнейшей жизнедеятельности в обществе других людей. В детстве закладываются характер и привычки человека, складывается образ его жизни, которые очень трудно изменить в зрелом возрасте. В детстве также человек получает свое физическое развитие, укрепляет свое здоровье. В этот период он чрезвычайно подвержен любому воздействию и влиянию - как позитивному, так и негативному. Поэтому значение данного жизненного этапа трудно переоценить.

Особенностью конституционно-правового статуса ребенка является то, что его права и законные интересы во многих случаях реализуются через законных представителей. Поэтому права ребенка необходимо рассматривать через призму охраны материнства, что, в свою очередь, тесно связано с государственной охраной и укреплением семьи. В связи с этим очевидно, что благосостояние семьи, социальные и другие гарантии ее укрепления обусловливают возможность полноценной реализации ребенком своих прав. При этом имеется в виду благополучие семьи не только в материальном отношении (наличие жилья и достаточных для обеспечения нормальной жизнедеятельности средств), но и в нравственном и духовном отношениях.

Рассматривая существующие в России способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, следует поднять вопрос и об их эффективности. Применительно к реалиям современной России нуждается в совершенствовании механизм и судебной, и административной защиты прав несовершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних очевидно должен быть судом комплексной юрисдикции, с широкой компетенцией. Уже сегодня необходимо определиться с выбором оптимальной модели правосудия по делам несовершеннолетних.

Негативные последствия социально-экономических преобразований, коренной ломки сложившихся устоев общественной жизни объективно привели к падению жизненного уровня большинства россиян, возникновению социальной нестабильности, пересмотру системы прежних ценностных ориентаций и, в итоге, к мировоззренческой неопределенности и даже увеличению числа противозаконных деяний, от чего в наибольшей степени пострадали слабо защищенные слои населения, среди которых оказались и несовершеннолетние. В силу ряда причин их фактическое положение оказалось в несколько раз сложнее по сравнению с взрослыми гражданами. Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью решения, прежде всего, теоретических задач, возникающих в процессе формирования правового статуса несовершеннолетнего.

Установление конституционно-правового статуса

несовершеннолетнего как комплексной категории, отражающей основы юридически закрепленного положения субъекта в обществе, необходимо, прежде всего, для динамичного развития самого ребенка. Посредством аккумуляции лучших достижений правотворчества и правовой науки возможно создание системы гарантий, наиболее эффективных механизмов реализации неотъемлемых прав и интересов ребенка, что в свою очередь будет способствовать систематизации, образованию в совокупности единого, внутренне согласованного комплекса прав, свобод и обязанностей несовершеннолетнего лица в России.

Обеспечению правового статуса ребенка в современном российском обществе способствуют новые Трудовой, Семейный, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно- процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации, законодательство о детях-сиротах, многочисленные президентские программы, касающиеся проблем детства, ряд постановлений правительства. Однако в этой части нормативные акты в основе своей разрозненны и бессистемны, что обусловило объективную необходимость проведения системного исследования проблем правового регулирования и правоприменительной практики в сфере установления и защиты прав несовершеннолетних.

Степень разработанности темы. В российской юридической науке проблемы защиты прав и свобод человека были рассмотрены в трудах С.А.Авакьяна, М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Н.А.Богдановой, Ю.И.Гревцова, Ю.А.Дмитриева, Д.А.Керимова, В.В.Лазарева, А.В.Малько, Н.И.Матузова, М.Н.Марченко, В.С.Нерсесянца, Ю.В.Тихонравова, В.Н.Хропанюка и др.

Исследованию защиты прав несовершеннолетних в Российском государстве посвятили свои работы такие специалисты, как Беспалов Ю.Ф., Борзенков Г.Н., Волохова Е.Д., Воробьев В.Ф., Гаухман Л.Д., Герцензон А.А., Голяков И.Т., Гуревич К.Г., Долиненко Л.А., Заряев А.В., Игнатов А.Н., Красиков Ю.А., Комисаров В.С., Кузнецова Н.Ф., Магомедов А.А., Максимов С.В., Малков В.Д., Мельникова Э.Б., Мдинарадзе М.Г., Миньковский Г.М., Наумов А.В., Петрашев В.Н., Рарог А.И., Ревин В.П., Тяжкова И.М., Шипицына Л.М., Щербаков А.И. и другие.

Также следует отметить исследования в этой области А.А.Аникиной, Ю.Г.Арзамасова, Е.Л.Вороновой, Я.И.Гилинского, Н.П.Ереминой, Л.М. Карнозовой, С.И.Кириллова, А.А.Корсантии, Т.Н.Маклыгиной, О.И.Маминой, Л.Б.Обидиной, Е.В. Роговой, Н.Н. Савиной, Л.А.Соболевой, С.А.Стяжкиной, С.Д. Ушакова и др.

Отдельные аспекты изучаемой темы представлены в трудах таких авторов, как: Р.М.Абызов, Ю.М.Антонян, З.А. Астемиров, Ю.Д.Блувштейн, Г.С.Гаверов, А.И. Долгова, М.И. Еникеев, Е.С.Жигарев, Б.И.Исмаилов, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф.Кузнецова, С.В.Надтока, Ю.Е.Пудовочкин, Д.В.Ривман, О.В.Старков, В.В.Устинова, Г.И.Фильченков, А.В. Шеслер, Д.А. Шестаков, Н.В. Щедрин, В.Е.Эминов и др.

Вместе с тем, комплексное сравнительно-правовое исследование конституционных механизмов защиты прав таких субъектов, как несовершеннолетние, представляет собой недостаточно разработанное направление в отечественной юридической науке.

Цель диссертационного исследования - осуществить комплексный анализ отечественной и международной теории и практики формирования конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, и на этой основе выработать предложения по совершенствованию российского конституционного законодательства.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

определить роль общепризнанных принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетнего с учетом требований, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, как основе развития российского законодательства о детях;

систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям Российского общества;

определить понятие и раскрыть специфику конституционно- правового статуса несовершеннолетнего;

определить пути реализации правового статуса несовершеннолетнего в отраслевом законодательстве, рассмотрев личные права ребенка, а также его социально-экономические права и свободы.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, в которых прямым или опосредованным (через

представителей) субъектом выступает несовершеннолетний, а

также весь комплекс субъективных прав ребенка и механизмов их защиты.

Предметом исследования выступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических явлений и процессов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней представлена концепция формирования конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, определено значение принципов и норм международного права для систематизации прав ребенка. Подробно проанализированы теоретические проблемы обеспечения, реализации и защиты конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в российском законодательстве.

В диссертации проведен анализ фактического конституционно- правового статуса ребенка и обоснованы конкретные рекомендации по устранению его ограниченного объема, обусловленного, с одной стороны, неполным соответствием нормам международного права о правах ребенка, а, с другой, - реалиями негативного характера, трудностями современной российской действительности.

Под механизмом конституционно-правовой охраны несовершеолетних предложено понимать зафиксированные в нормах конституционного права принципы и основы деятельности органов публичной власти, государственных, международных и общественных организаций, направленные на обеспечение необходимых условий для их полноценного воспитания и развития несовершеннолетних.

Конституционно-правовой механизм охраны и защиты несовершеннолетних представляет собой взаимосвязанную иерархичную структуру, определяющую систему органов, средства, формы и методы обеспечения прав несовершеннолетних, закрепленные в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве, обеспечивающие наиболее полную и эффективную охрану и защиту материнства и детства.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать

следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие научной новизной:

    1. Правовой статус несовершеннолетнего - совокупность признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов лица, не достигшего возраста 18 лет. Правовой статус несовершеннолетнего является одним из специальных статусов, существующих в российской правовой системе, отражающих особенности возраста его носителей.

      Для формирования специального правового статуса несовершеннолетних законодателем используются следующие методы:

    ограничение прав несовершеннолетних, в том числе, введение специальных запретов на доступ несовершеннолетних к факторам, негативно влияющим на их здоровье, психологическое и социальное развитие;

    предоставление несовершеннолетним специальных прав, обусловленных возрастом;

    введение льготных режимов пользования правами либо несения обязанностей;

    введение специальных механизмов защиты прав несовершеннолетних.

    Правовое положение несовершеннолетнего в России характеризуется следующими конституционными принципами:

    а) равенством прав и обязанностей;

    б) неотчуждаемостью прав и свобод;

    в) непосредственностью действия прав и свобод;

    г) гарантированностью и специальной защитой прав и свобод;

    д) признанием и гарантированием на территории России прав и свобод согласно «общепризнанным принципам и нормам международного права»;

    е) запретом на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

    Дальнейшее развитие конституционно-правовых норм, определяющих правовой статус несовершеннолетних, должно быть направлено не только на предоставление им конкретных материальных и иных прав, но и на разработку механизма обеспечения и реализации последних. В свою очередь, механизм реализации прав ребенка, наряду с обеспечением неотвратимости ответственности за невыполнение

    обязанностей соответствующего рода, является важным показателем повышения гарантированности и обеспечения конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в условиях современной России.

    Вывод о том, что юридическое закрепление механизма конституционно-правовой охраны и защиты несовершеннолетних в конституционном законодательстве характеризуется паллиативностью, бессистемностью (отсутствуют основополагающие, созданные на основе единой задачи нормативно-правовые акты, наблюдается значительная разрозненность и пробельность разноотраслевых норм), недостаточной дифференцированностью объектов регулирования (недостаточная дифференциация по возрастным и физиологическим особенностям несовершеннолетних).

    Обоснована необходимость разработки Концепции ювенальной юстиции в Российской Федерации. В свете планируемой в ближайшие годы реформы по внедрению системы ювенальной юстиции в России с созданием соответствующих судебных органов предложено исключить из сферы полномочий комиссий по делам несовершеннолетних административно-юрисдикционные аспекты. Компетенция данных комиссий, по мнению автора, должна включать правовую охрану детей и организацию профилактических мероприятий.

    Обосновано, что государственные механизмы охраны и защиты несовершеннолетних на сегодняшний день не представляют собой единой системы, разрознены, деятельность органов государственной власти в данной сфере не согласована, нормативно-правовой массив пробелен, что определяется отсутствием единой государственной политики в сфере охраны и защиты несовершеннолетних. Для обеспечения координации деятельности в сфере защиты прав несовершеннолетних предложено создать в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации Федеральное агентство по вопросам семьи, материнства, детства и демографии.

    Для повышения эффективности конституционно-правовой защиты прав несовершеннолетних в рамках функционирования института уполномоченного по правам ребенка в России необходимо наделение уполномоченных в субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы по таким направлениям, как:

    а) защита прав детей на жизнь и охрану здоровья (в частности, на отдых и оздоровление, санитарно-эпидемиологическую безопасность),

    б) защита прав детей на получение образования (в частности, в дошкольных учреждениях),

    в) защита прав детей при раздельном проживании родителей;

    г) защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    д) ужесточение ответственности в области борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

    Общественные механизмы охраны и защиты несовершеннолетних как система общественных институтов и мероприятий сегодня функционально ориентирована преимущественно на реализацию функции защиты, тогда как охранная и превентивная составляющие их деятельности нуждаются в усилении. В частности, общественные объединения осуществляют защиту прав несовершеннолетних в каждом конкретном случае отдельно, и только после нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, тогда как гораздо эффективнее осуществлять деятельность по предупреждению данных нарушений, непосредственно влиять на причины, порождающие проблемы обеспечения прав указанных субъектов.

    Под дополнительными механизмами охраны и защиты несовершеннолетних следует понимать совокупность факторов, не представленных государственными или общественными механизмами и направленных на обеспечение здоровья несовершеннолетних, укрепление семьи, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития. В исследовании обоснован вывод о том, что в Российской Федерации дополнительные механизмы охраны и защиты несовершеннолетних представлены в большей степени самозащитой, что является, по мнению автора, недостаточным. В связи с чем, предложено включать в число этих механизмов международно-правовую защиту посредством обращения в международные правозащитные организации.

    Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения направлены на улучшение обеспечения правового положения несовершеннолетнего в Российской Федерации; способствуют совершенствованию действующего законодательства, утверждению научно-обоснованного подхода при разработке нормативно- правовой базы, определяющей правовой статус несовершеннолетних.

    Материалы диссертационного исследования могут быть

    использованы как в подготовке законопроектов, так и в практической деятельности законных представителей несовершеннолетних, работников государственных специализированных детских учреждений, представителей правоохранительных органов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

    Теоретическая значимость исследования определяется тем, что она обращена к недостаточно исследованной области российского права - правовому регулированию всего комплекса общественных отношений, одной из сторон которых является несовершеннолетний в качестве субъекта права. Отсюда проистекает значимость проблемы уточнения содержания положений Конституции Российской Федерации, лежащих в основе формирования правового статуса несовершеннолетнего. Материалы диссертации могут служить основой для последующих исследований в этой области. Определенную значимость представляет и попытка концептуального подхода к обоснованию самостоятельной отрасли права - ювенального права - в качестве стратегии (методологии) исследования правового положения несовершеннолетнего, научного поиска и прикладной практики.

    Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Результаты диссертационного исследования опубликованы автором в научных статьях, докладывались на вузовских, межвузовских и международных научных и научно- практических конференциях.

    Структура диссертации предопределена содержанием темы. Она состоит из введения, семи параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка нормативных актов и литературы по теме исследования.

    Понятие и содержание конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации

    Конституционно-правовая охрана и защита материнства и детства является тем базисом, от качества которого зависит выполнение данной задачи. Однако, сказать что конституционно-правовая охрана и защита материнства и детства сегодня реализована на достаточном уровне нельзя: вызывает нарекания закрепление конституционной нормы о защите государством материнства и детства, семьи; несогласованны и не объединены в единую систему государственные механизмы по охране и защите материнства и детства; практический инструментарий семейно-демографической политики скуден, а обеспечение демографической безопасности не имеет достаточной конституционно-правовой основы и реализуется фрагментарно под влиянием отдельных политических установок.

    В Ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что "в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства..." Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства". Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но имеют большое общественное значение.

    Однако конституционное провозглашение указанной в ст. 7 и ст. 38 Конституции РФ защиты и поддержки еще не означает их эффективного осуществления, поскольку требуется действенный, реально функционирующий механизм такой защиты. Эти базовые нормы-принципы являются основой и определяют механизм конституционно-правовой охраны и защиты материнства и детства. Однако, при сопоставлении фактического положения матери и ребенка в Российской Федерации, а также состояния законодательства по охране и защите материнства и детства и институтов, обеспечивающих его реализацию с теоретическими понятиями механизма, возникает закономерный вопрос: можно ли в России, в современных условиях, говорить именно о механизме охраны и защиты материнства и детства, или же более корректным будет применять такие названия как институт, комплекс мер, гарантий, совокупность средств и методов и т.п.

    Обеспечение безопасности матери и ребенка тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей, их родителей. Однако уровень нарушений прав детей, социальная незащищенность материнства позволяют говорить о том, что задача защиты прав матери и ребенка не решается. Необходимо отметить также неурегулированность вопросов источников финансирования, гигантские диспропорции в финансовом обеспечении социальных нужд в области охраны и защиты материнства и детства между центром и регионами. Конституционное провозглашение указанной в ст. 7 и ст. 38 Конституции РФ защиты и поддержки еще не означает их эффективного осуществления, поскольку требуется действенный, реально функционирующий механизм такой защиты.

    Эти базовые нормы-принципы являются основой и определяют механизм конституционно-правовой охраны и защиты материнства и детства. Однако, при сопоставлении фактического положения матери и ребенка в Российской Федерации, а также состояния законодательства по охране и защите материнства и детства и институтов, обеспечивающих его реализацию с теоретическими понятиями механизма, возникает закономерный вопрос; можно ли в России, в современных условиях, говорить именно о механизме охраны и защиты материнства и детства, или же более корректным будет применять такие названия как институт, комплекс мер, гарантий, совокупность средств и методов и т.п.

    Как представляется, поскольку механизм, по сути, - отлаженная система, направленная на решение конкретных задач, то о качестве механизма, и тем более, в настоящей постановке вопроса - о его наличии, позволяет судить, прежде всего, состояние предмета, на регулирование которого он направлен. Для оценки этого состояния обратимся к статистике.

    В Российской Федерации в настоящее время только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. Каждый третий ребенок уже с периода новорожденности имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Заболеваемость новорожденных в целом увеличилась за 5 лет на 20% и достигла 5801,8 на 10000 родившихся живыми. Каждый двенадцатый младенец рождается с низкой массой тела. Серьезную озабоченность вызывает рост врожденных пороков развития. По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. Распространенность болезней возросла на 94%. Еще хуже обстоит дело у детей 15-17 лет. Уровень заболеваемости среди этого контингента возрос на 64%. Вызывает тревогу также и то, что в последнее пятилетие среди подростков старшего возраста наметилось заметное увеличение распространенности хронических болезней (у детей до 14 лет этот рост составил 23%, в 15 - 17 лет-26%).

    Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей - инвалидов. В настоящее время инвалидами являются 620 342 ребенка в возрасте до 18 лет включительно. За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек.

    Значение конституционно-правового статуса несовершеннолетних для формирования ювенального права

    "Материнство и детство, семья находится под охраной и защитой государства. Особая охрана и защита должна предоставляться беременным женщинам, кормящим матерям, матерям малолетних детей и малолетним детям, установленная Федеральным законом". Кроме того, представляется необходимым принять Федеральный закон "О механизме защиты и охраны материнства и детства в Российской Федерации", в котором будут выделены возрастные группы детей; до 3-х лет, от 3-х до 14 лет и с 14 - до 18 лет; определены понятия материнства, детства, охраны и защиты материнства и детства, провозглашены цели и задачи Закона, определен механизм.

    Говоря о защите и охране материнства и детства при закрепленной в Конституции РФ только лишь защите, нельзя не затронуть такую проблему как соотношение понятий охрана и защита.

    Термины "охрана", "защита" и получили самое разнообразное толкование. Общесмысловое толкование значения слова "защита" сводится к следующему: защищать означает "оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду". К данному определению апеллируют авторы, настаивающие на единообразном понимании значений этих терминов. Однако, как представляется, такой широкий диапазон значений, заданный В. Далем в его словаре не может быть использован в науке. Вообще, как показывает практика, отсылки к словарю В. Даля не всегда уместны, поскольку в его задачи входил сбор всех значений, синонимов, всех употреблений значений слов вне зависимости от правил грамматики. Именно поэтому словарь и получил название словаря "великорусского живого языка", поскольку в бытовых условиях лексика, не связанная определенными правилами, образует самые неожиданные сочетания, имеющие неоспоримую художественную и историческую ценность, но не применимые напрямую в науке. Что же касается слов "охрана" и "защита", то, несмотря на очевидный факт их синонимичного употребления в бытовых условиях, а также, проникновения такого вольного понимания в науку и материальное право, слова имеют явно различное семантическое наполнение.

    Следует заметить, что наряду с такими терминами как "охрана" и "защита", в юридической науке не менее часто употребляется и термин "обеспечение". Несмотря на то, что данный термин служит иногда подменой терминам "охрана" и "защита", это нельзя признать корректным. Все же следует согласиться с тем, что широко используемое в правовой науке понятие "обеспечение" является родовым по отношению к понятиям "охрана" и "защита", и "обеспечивать" в большинстве случаев означает как охранять, так и защищать одновременно.

    Однако существуют и точки зрения, в которых обеспечение связывается с охраной, а реализация с защитой. В соответствии со сказанным, если дословно понимать чЛ ст. 38 Конституции РФ, государство обеспечивает лишь защиту материнства и детства, т.е. обещает вмешаться тогда, когда уже произошло нарушение. Продолжая тему вольного оперирования законодателем данными терминами, необходимо отметить, что эта недоработка присуща не только Российскому законодательству: в законодательствах зарубежных стран также не уделяется внимания различию данных терминов, и употребляется либо один из них, либо другой.

    В Азербайджане материнство и детство "охраняются законом" (п. 3 ст. 40 Конституция Азербайджанской Республики), в Армении - находятся "под опекой и защитой общества и государства" (п. 1 ст. 32 Конституция Республики Армения), "под защитой государства" в Беларуси (п. 1 ст. 32 Конституция Республики Беларусь) и в Казахстане (п. 1 ст. 27 Конституция Республики Казахстан). В Грузии "права материнства и детства охраняются законом" (п. 3 ст. 36 Конституция Грузии). В Кыргызстане "материнство и детство -предмет заботы всего общества и преимущественной охраны закона" (п. 1 ст. 26 Конституция Кыргызской Республики). В Украине "материнство и детство охраняются государством" (п. 3 ст. 51 Конституция Украины). Только Туркменистан воздержался от конституционного закрепления защиты материнства и детства.

    Таким образом, поскольку, не только различия в терминах не представляют сомнений, но и тот факт, что данная проблема осмыслена и поднимается рядом крупнейших специалистов, необходимо констатировать, что конституционная норма, закрепляющая защиту материнства и детства, нуждается в соответствующей доработке и изменении. В частности, необходимо дополнить ее понятием охраны.

    Из рассмотренных примеров обеспечения материнства и детства, оперирования законом данными понятиями, примеров практической реализации защиты и охраны, отсутствия законодательного разграничения понятий защиты и охраны видно, что понятие механизм неприменимо к существующей совокупности мер государственного обеспечения материнства и детства. Тем не менее, для окончательного заключения о возможности наименования комплекса мер правовым механизмом, представляется необходимым исследовать существующие теоретические подходы к пониманию механизма.

    Понятие "механизм" в науке права пока не получило единообразного толкования, разные авторы оперируют им достаточно свободно. В юридической литературе термин "механизм" определяется по-разному: "механизм правового регулирования", "механизм государства", "механизм обеспечения прав и свобод", "механизм обеспечения защиты", "охранительный механизм", "механизм реализации", "механизм формирования правового государства", "механизм правотворчества", "механизм защиты прав и свобод" и др.

    Однако и наличие связей не достаточное условие для полного определения механизма. Как представляется, даже связанная совокупность частей не является механизмом без определенной цели или задачи, главного, для чего создается любой механизм. Так, любой сложный механизм транспортного средства представляет собой всего лишь массу металла и других материалов, при отсутствии возможности воспользоваться им по его прямому назначению.

    Конституционные основы совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних: проблемы и пути их решения

    В ювенальном праве приоритетом обладают интересы ребенка, а государство обязано их реализовать и защищать. Каждый конкретный несовершеннолетний является конечной и непосредственной целью ювенально-правового регулирования. И никакие ценности не могут и не должны превалировать над его интересами. Объектом правовой защиты является, прежде всего, личность ребенка, его права и законные интересы, создающие фундамент как для его благополучия, так и общества в целом.

    Исследователи, которые придерживались формального критерия, разграничивали частное и публичное право по ответу на вопрос, кому принадлежит инициатива защиты нарушенного права. Если право защищается исключительно по требованию лица, право которого оказалось нарушенным, речь идет о частном праве. Когда же инициатива защиты исходит от государства в лице его компетентных органов - это публичное дело. Инициатива защиты ювенально-правовых отношений в ряде случаев принадлежит детям, прямо или опосредованно (например, через законных представителей) реализующих свое право на защиту. Однако в большинстве случаев в силу разных причин использовать свое право на защиту ребенок не может. Поскольку нарушения ювенального права всегда затрагивают публичные интересы (достаточно сказать, что факты лишения родительских прав, отмены усыновления, преступности несовершеннолетних и др. вызывают, как правило, большой общественный резонанс), инициатором защиты могут и должны выступать государственные органы. Заметим, что такое положение возможно в гражданском и семейном праве, когда речь идет о защите несовершеннолетних членов семьи недееспособных взрослых граждан, в иных случаях серьезного нарушения публичных интересов. Р.Иеринг в частном праве видел проявление индивидуалистического начала и утверждение примата права личности над правом государства

    Анализ различных концепций позволяет прийти к выводу, что во взглядах сторонников обособления частного права от публичного в принципе не так уж и много различий. В этом отношении особо показательны теоретические взгляды Г.Ф.Шершеневича. Он писал: "...мы видим, что в жизни невольно и, может быть, отчасти бессознательно устанавливается противоположность частного и общественного. Наука не может пренебрегать этой житейской точкой зрения, если она не может предложить взамен более верного и точного принципа" .

    Как уже отмечалось, наряду со сторонниками деления права на частное и публичное были его противники. Одним из них, в частности, являлся Л.Дюги, который утверждал: "...никто не обладает другими правами, кроме права всегда исполнять свой долг" . По его мнению, считая человека носителем субъективного права, автономной воли и самостоятельным субъектом целеполагания, государство лишает себя возможности вмешиваться в деятельность такого индивида и налагать на него позитивные обязывания. Теории частного как сферы господства индивидуальной свободы противопоставлялась идея оригинальной концепции права как социальной функции, соответствии с которой "человек не вправе быть свободным, его социальный долг действовать, развивая свою индивидуальность, и выполнять свою общественную миссию" . Эти положения не остались незамеченными на Западе и, надо полагать, оказали определенное влияние на развитие доктрины ряда отраслей права, в том числе - ювенального. В сфере последнего это привело к преобладанию в данной отрасли императивного, публично-правового начала; особенно сильный "крен" в сторону императивных способов регулирования сказался на законодательстве и практике ювенальной юстиции в странах Запада, о чем будет сказано ниже.

    Чтобы с учетом выше изложенного четко определить, к частному или публичному праву относится ювенальное право, следует учитывать и ряд других аспектов. Не вызывает сомнений наличие взаимосвязи гражданского права с естественным правом, которое на современной стадии развития цивилизации находит выражение в правах человека. По мнению С.С. Алексеева, следует учитывать, "что естественное право, в том числе права человека, -это еще не претворенная в жизнь реальность, не сама по себе дозволенность определенного поведения... "\.

    Спрашивается, каким же образом естественно-правовые (а равно частноправовые) требования свободы личности, автономии воли, субъективные права человека могут воплотиться в жизнь, стать непреложной реальностью, культурным, подлинно правовым стержнем современного общества? В решении указанной задачи может прийти на помощь позитивное право, "право как институционное образование с присущими ему свойствами (нормативной общеобязательностью, всеобщностью, определенностью содержания, право-обязывающим действием, высокой обеспеченностью)". При этом государство (и особенно государство, претендующее на статус демократического, социального и правового) вправе ограничить свободу человека только в той мере, в какой это совершенно необходимо для его блага и осуществления общего блага. Ювенальные отношения в этом смысле особенно показательны.

    Юридическая ответственность несовершеннолетних и лиц, являющихся их законными представителями

    В связи с необходимостью предотвращения нарушения прав ребенка одной из задач государственных органов является контроль за деятельностью образовательных учреждений. Как пример можно привести надзор за соблюдением законов, который осуществляет прокуратура. Так, прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к автономной некоммерческой организации "Средневолжский открытый университет" (далее - АНО СОУ) и ГОУ ВПО "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики" (далее - МЭСИ) о запрещении осуществления образовательной деятельности.

    По результатам проверки АНО СОУ установлено, что данной некоммерческой организацией помимо деятельности, предусмотренной лицензией, реализуются программы среднего и высшего профессионального образова-ния по специальностям "Юриспруденция", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Информационные системы и технологии в экономике".

    Заявление прокурора направлено в защиту обучающихся в АНО СОУ студентов, а также в защиту интересов лиц, у которых в будущем возникнет право на обучение в образовательном учреждении и получение образования. Кроме того, данное заявление направлено на защиту интересов Российской Федерации, поскольку реализация программ среднего и высшего профессионального образования без специального разрешения (лицензии) ставит под угрозу интересы государства на получение гражданами качественного высшего образования в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами ч. 5 ст. 43 Конституции РФ.

    Обучающиеся и воспитанники имеют право на организацию в образовательных и воспитательных учреждениях общественных объединений, за исключением деструктивных объединений, таких как "скинхеды", "сатани-сты" и других объединений, участники которых считают возможным нарушение прав и свобод других людей.

    В целях предупреждения организации и деятельности деструктивных объединений в школах организована профилактическая работа. Эта работа осуществляется силами педагогических коллективов, общественных советов (педсоветы, попечительские советы), а также инспекторов по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленных за образовательным учреждением (школьных инспекторов). В задачи школьных инспекторов входит: осуществление мер по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий, в том числе экстремистской направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них; правовая пропаганда среди учащихся и их родителей с целью формирования у учащихся законопослушного поведения и чувства доброжелательности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий.

    Департаментом охраны общественного порядка МВД России разработаны методические рекомендации для сотрудников ОВД по вопросам проведения ими разъяснительной работы в учебных заведениях и среди населения по профилактике и пресечению противоправных проявлений со стороны лиц, причастных к экстремистской деятельности. В данных рекомендациях отмечается:

    "Деятельность членов молодежных экстремистских организаций, особенно скинхедов, носит ярко выраженный характер. Как правило, ими совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления, такие, как убийство, причинение вреда здоровью, грабежи и т. п. Большую тревогу вызывает полити зация многих молодежных групп. В борьбе за власть политические партии умело используют психологическую неуравновешенность, эмоциональность, доверчивость молодых людей. На сегодняшний день... следует говорить о таком виде экстремизма, как молодежный экстремизм".

    Для своевременного выявления членов деструктивных объединений в образовательных учреждениях лицам, ведущим профилактическую работу (прежде всего, педагогам), необходимо знать отличительные признаки тех или иных молодежных объединений (стиль одежда, символику, образ поведения, цели деятельности).

    При выявлении в образовательном учреждении деструктивной группы (например, экстремистской направленности) педагоги и руководители образовательного учреждения совместно с сотрудниками органов внутренних дел должны вести работу по разобщению либо переориентации группы. Данной работе предшествует изучение состава группы и личностных особенностей отдельных ее членов (прежде всего, лидеров). При этом организуется взаимодействие с родителями, друзьями и любыми другими лицами, способными положительно воздействовать на участников деструктивной группы, целесообразны консультации с психологами.

    Для обеспечения реализации прав ребенка в сфере образования могут создаваться специальные общественные организации.

    Так, постановлением Правительства Москвы от 01 декабря 2009 года № 1286-ПП, в целях привлечения граждан, общественных объединений, педагогов, родительской общественности образовательных учреждений к определению региональной политики в области образования, утвержден состав Общественной палаты по образованию в городе Москве. В состав Общественной палаты включено 50 человек, в числе которых члены советов родительской общественности, педагоги и руководители образовательных учреждений, психологи, члены общественных организаций и другие.

Допущен к защите

«____» _____________ 2017 г.

Зав. кафедрой

государственно-правовых

дисциплин

__________________________

Агаджанов Андрей Азатович,

к.ю.н., доцент

Челябинск 2017 г.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
§ 1. Историко-правовой аспект развития прав несовершеннолетних…………………………………………………..
§ 2. Международно-правовой стандарт конституционных прав несовершеннолетних………………………………….……………….
§ 3. Конституционные нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних и их реализация…….........................................
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЗАЩИТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
§ 1. Органы, осуществляющие защиту несовершеннолетних…………..
§ 2. Проблемы и пути решения осуществления защиты органами по делам несовершеннолетних………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………......
ПРИЛОЖЕНИЯ…………..……………………..…………………………

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в Российской Федерации конституционные права несовершеннолетних, установлены не так конкретно, как хотелось бы. Из этого, следует проблема реализации и защиты конституционных прав детей.

Теоретически, конституционные нормы, устанавливающие права несовершеннолетних, складываются из положений Конвенции о правах ребенка, и конкретизирующего отраслевого законодательства. Из этого следует, что Конституция Российской Федерации выступает стержнем, который вбирает в себя положения и принципы Конвенции с учетом своих не только национальных, но и социально-экономических, политических и идеологических особенностей современного периода. Конституция должна определить будущее подрастающего поколения, давая конкретные «задания» другим отраслям законодательства, или предложив единый нормативный акт, нормы которого регулировали бы отношения с участием несовершеннолетних .



Поскольку ключевые, определяющие права и свободы человека и гражданина, включая несовершеннолетнего, содержатся в конституционных нормах, то именно они имеют в определении правового положения ребенка решающее значение. С другой стороны, от конституционного закрепления наиболее общих принципиальных положений, касающихся защиты прав детей, зависит их дальнейшая конкретизация в отраслевом законодательстве.

Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционной защиты прав несовершеннолетних, а также гарантируются права детей с самого момента рождения. Так, гражданин Российской Федерации, которому не исполнилось 18 лет, может рассчитывать на распространение данных норм и на себя. Причем любое исключение из данного правила должно быть зафиксировано в законодательном порядке.

В ст. 38 Конституции РФ сказано, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в том числе право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии –право на государственное обеспечение.

Для реализации прав ребенка, государство, гарантируя ему конституционные права и свободы, обязано максимально возможно создавать необходимые условия для этого, оказывать помощь, как детям, так и семьям, в которых они проживают, а также в полной мере осуществлять защиту их прав и интересов в обществе.

Действующее российское законодательство о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, его реализация не позволяют в полной мере обеспечить решение проблем, связанных с безопасностью жизни и здоровья ребенка.



Настоящее демократическое общество в России не может существовать без дальнейшего совершенствования основных прав и свобод ребенка, гарантированности их реализации государством, а также приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества. Поэтому, на сегодняшний момент данная тема столь актуальна.

В России созданы и функционируют институты уполномоченных по правам ребенка. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2016 г. № 466 Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначена Анна Юрьевна Кузнецова. Задачами федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка являются:

· обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

· правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

· запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и др.

Целью дипломной работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в конституционном праве, эффективности механизма защиты конституционных прав несовершеннолетних.

Задачи , поставленные для выполнения цели:

1. Дать определения: «конституционный статус ребенка», «конституционные права и свободы ребенка», «реализация конституционных прав и свобод ребенка», выявить особенности и проблемы реализации ребенком своих конституционных прав и свобод;

2. Раскрыть содержание некоторых теоретических концепций о ребенке как специальном субъекте права, его правах в системе прав человека, их обеспечении и механизме защиты, правовом статусе;

3. Систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям российского общества;

4. Исследовать историю развития правового регулирования прав, свобод и законных интересов ребенка за весь период становления российского государства;

5. Проанализировать полномочия государственных органов, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и интересов ребенка в Российской Федерации.

Объектом исследования является совокупность конституционно-правовых отношений, в которых прямым или опосредованным субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс субъективных прав ребенка их реализации и механизмов их защиты.

Предметом исследования выступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы, сравнительно-правовой и формально-юридический.

Эмпирическую базу исследования составляют правовые акты, содержащие нормы и принципы международного права; положения Конституции РФ; нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие основы конституционного строя; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.

Теоретическая основа исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов по конституционному праву, таких как: Н.Г. Зайцева, М.В. Баглай, А.Х. Саидов, М.В. Шугуров и другие.

Структура дипломной работы предопределена содержанием темы. Она состоит из введения, пяти параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка нормативных актов, литературы по теме исследования и судебной практики.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Лаишевский технико-экономический техникум»

Допустить к защите:

Зам. директора по учебной работе

______ ___________________

(дата) (подпись)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних в РФ

Работу выполнил

Студент 3 курса 60 группы

специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения

Хайрутдинов Раиль Идрисович

(Ф.И.О. студента)

Научный руководитель:

Преподаватель

Шафигулина Резеда Салаватовна

(Ф.И.О. преподавателя)

Рецензент ___________________

(Ф.И.О. студента)

Лаишево 2017

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………...7

1.1 Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации…………………………………………………………………………....7

1.2 Правовое регулирование защиты прав ребенка …………………………..…13

1.3. Институт Уполномоченного при Президенте по правам ребенка в Российской Федерации………………………………………………………..….25

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ …………………………………………….35

2.1 Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей…………………………………………………………………………………35

2.2 Процессуальные правила разбирательства семейных дел…………………..47

2.3. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах......55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...69

ВВЕДЕНИЕ

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.