Исторический социологический и психологический методы в юриспруденции. Методология социологии права

СП заимствует методологию преимущественно у общей социологии. Как известно, общая социология является не только теоретической, но и эмпирической дисциплиной. Соответственно, в ее арсенале не только методы теоретического ряда, но и эмпирические методы. Наиболее широко используются такие эмпирические методы, как наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент. Эти же методы берет на вооружение и социология права. Использование современных эмпирических методов позволило социологии права повысить свою роль и практическую значимость в решении ряда проблем юридической практики, например, в законотворчестве, в проведении общенародных голосований, выборов.

Одним из наиболее популярных и эффективных эмпирических методов выступает опрос. Он представляет собой сбор первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения исследователя и опрашиваемого (респондента). Это достигается путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы. Вместе с тем метод опроса имеет определенные ограничения в применении. Это связано с тем, что полученная в результате опроса информация отражает не объективные факты, а субъективное мнение опрошенных.

Различают две основные разновидности опроса:

1) Анкетирование – письменная форма опроса.

2) Интервью – опрос в устной форме, полученные результаты фиксируются.

Существует и такая разновидность опроса, как экспертный опрос. Здесь в роли респондента выступают эксперты – люди, обладающие большей информацией по изучаемой проблеме, чем все остальные. Как правило, эксперты – это представители каких-либо профессий, люди, обладающие большим жизненным опытом и др.

В социологии существуют два типа опроса:

1) Сплошной – опрос, охватывающий всю совокупность определенной социальной группы.

2) Выборочный – характеризуется тем, что опрашиваются не все члены изучаемой социальной группы.

Американским социологом Моремо разработан социометрический метод, который предназначен для опросного исследования малых групп. В основе метода – естественное стремление человека дистанцироваться от неприятных ему людей и контактировать с теми, кто приятен. Задают вопросы: с кем бы хотелось работать, с кем бы пошли в разведку, с кем отправились бы в путешествие и т.п. Полученные ответы характеризуют социометрический статус изучаемой личности. При исследовании группы таким методом может быть вычислен показатель конфликтности или сплоченности данной группы.

Метод наблюдения.

Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия. В зависимости от того, насколько вовлечен исследователь в наблюдаемые им процессы, различают:

1) Включенное наблюдение – предполагает частичное участие исследователя в наблюдаемом процессе. Чаще всего это проявляется в том, что исследователь сам входит в исследуемую группу на правах участника.

2) Невключенное наблюдение – такой способ наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях.

Наблюдение может осуществляться в открытой форме (исследователь заявляет участникам социальной группы о том, кто он и для чего здесь присутствует) и закрытой форме (изучаемые не знают, что за ними наблюдают, соответственно ведут себя более естественно).

При помощи метода наблюдения исследователю легче понять мотивы поведения членов группы, познакомиться с их субкультурой, о которой до начало исследования можно было иметь лишь поверхностное представление.

Недостатком метода наблюдения является проявление субъективизма исследователя, который проистекает из самого факта его вовлеченности в жизнь наблюдаемого объекта.

Анализ документов.

Анализ документов. Разнообразные сведения исследователей получают из таких источников, как газеты, де-ловые документы и переписка, нпа, радио, телевидение и др. Понятно, что через эти же источники можно получить информацию и о правовых явлениях. Обычно для обозначения источников информации применяют термин «документ». В социологии под ним понимают предметы, созданные человеком как для хранения, так и для передачи информации. В этом смысле можно выделить различные виды документов:

1) Письменные документы

2) Кинофотографические документы

3) Машиночитаемые формы (CD-диски, магнитные ленты, флешки и т.д.)

4) Фонетические документы (магнитофонные записи).

Сведения, которые содержатся в разнообразных документах могут стать предметом анализа. Выделяют два основных типа анализа документов:

1) Качественный (традиционный) – представляет собой все многообразие интеллектуальных операций, которые направлены на интерпретацию сведений, содержащихся в документе. Это делается с определенной точкой зрения, которую принимает исследователь в каждом конкретном случае. Таким образом традиционный анализ по своей сути представляет систему логических построений, направленную на выявление сути анализируемого материала.

2) Формализованный (количественный, контент-анализ). Суть состоит в том, чтобы найти в документе такие черты, свойства, которые можно было бы подсчитать и которые отражают существенные стороны содержания документа. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что формализованный анализ документа, несомненно, более объективен, чем традиционный анализ.

Социология права преимущественно исследует текстовые документы. Наиболее распространенными среди них являются нпа, приговоры и решения судов, материалы следствия, материалы арбитражной и нотариальной практики и другие. Анализ данных документов всегда проводится в целях выявления их реального социального содержания, выявления социальной обусловленности интересов сторон, которые представлены в документах. Широкое распространение получил такой метод, как социологический анализ судебной практики. Не менее важным направлением является также анализ законов, указов и декретов Президента. Здесь интерес представ-ляет не только собственно содержание документов, но также и изучение откликов и оценок населения на при-нимаемые акты.

Статистический метод.

Среди эмпирических методов, используемых СП, статистический метод довольно таки молод. Так, в 1827 году во Франции были опубликованы первые статистические данные о судебной практике. В дальнейшем эту инициативу подхватили и другие страны Западной Европы. В современном мире правовая статистика – явление широко распространенное, активно применяющееся в сфере судебной практики при анализе тенденций развития различных преступлений, при оценке криминогенности различных территорий государств. Правовая статистика дает сведения об общем количестве правонарушений, которые были зафиксированы в обществе. Это число преступлений, административных проступков и др. Число зарегистрированных преступлений образует показатель уровня преступности, существующего в данном обществе. Кроме того, статистика оперирует не только численностью преступников, но и мерами присужденных им наказаний. Традиционно вычисляются такие обобщающие показатели, как средний срок наказания, средний срок рассмотрения дел, средний возраст преступников, средняя сумма ущерба, нанесенного обществу преступником. Сопоставляя полученные средние показатели одного года с другими годами мы получаем динамику роста или снижения того или иного явления. Например, существует ли рост числе преступлений или, наоборот, отмечается его снижение. В настоящее время широко используется такой показатель правовой статистики, как процент раскрываемых преступлений. Несомненно, эти данные позволяют судить об эффективности работы правоохранительных органов. Большое значение имеет статистическая оценка криминогенности в обществе. Производится она по регионам, что позволяет выявить как более, так и менее криминогенные регионы страны. Главным показателем здесь выступает коэффициент преступности, который определяется путем расчета числа преступлений, приходящихся на каждые 10 тыс. человек, проживающих в регионе.

Сравнительный метод.

Другим популярным методам социологического исследования выступает сравнительный метод. Его основная цель – исследование правовых институтов, поведенческих моделей, которые предписывают своим членам об-щества для достижения тех или иных результатов. На данном уровне социолог должен пользоваться прежде всего сравнительным методом. Сравнение можно проводить в историческом и географическом плане. Не все современные юридические системы допускаются в качестве элемента сравнения с изучаемой правовой систе-мой. Естественно, что сравнению должны подлежать те правовые принципы, явления, институты, которые являются схожими у разных народов. Вместе с тем в ряде случаев интерес может вызвать сравнение какого-либо института, имеющегося в примитивном обществе с институтом общества более высокого уровня. Нередко это позволяет прояснить отдельные черты современных институтов, понять природу их возникновения.

10.Теоретические предпосылки возникновения социологии права: античные и средневековые концепции.

Становление СП проходило длительный период и не на пустом месте. В предыстории данной науки можно выделить следующие этапы:

1) Античные концепции. Такие мыслители, как Платон, Аристотель, полагали, что право – это внушение, которое предписывает человеку придерживаться определенной линии поведения. Данное внушение, по мнению античных философов, имеет рациональное или сверхъестественное начало. Древнеримский философ Цицерон сформулировал определение естественного права. Он писал: «Истинный закон представляет собой то, что говорит правильно употребленный разум. Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным.»

Выдающиеся римские юристы Ульпиан и Цельз определяли право как искусство добра, равенства и справедли-вости. Ульпиан сформулировал три максима (принципа):

Жить честно

Не вредить ближнему

Воздавать каждому по достоинству.

Данные идеальные правила были названы естественным правом, причем название «естественное право» ис-пользовалось в противоположность гражданскому (государственному) праву. Ученые и юристы Древнего Рима утверждали, что гражданские законы всегда должны исходить из сформулированных выше правил (принципов). Кроме того, римские юристы преимущественно рассматривали право, как умение вершить правосудие.

2) Средневековые концепции. В отличие от античных подходов, в условиях феодального общества правовые нормы базируются на принципах иерархии и подчинения, а не на принципах равенства. Известный средневеко-вый философ, теолог Фома Аквинский выделял три типа права:

Божественное право – право, основанное на священном писании, а также в постановлениях пап и церковных соборов

Естественное право – практически то же, что и обозначали римляне

Человеческое право или позитивное право – это право, созданное людьми, государством.

Фома Аквинский считал, что высшим типом права выступает божественное право. Если возникают противоречия между предписаниями позитивного права и предписаниями божественного и естественного права, то последние превалируют над первым. Более того, правовым государственное или человеческое установление может быть признанно лишь тогда, когда оно не противоречит естественному праву, которое косвенно является проявлением права божественного.

Взгляд на диалектический метод как на единственно научный способ познания порождал в недалеко прошлом известное пре­небрежение к частным приемам конкретных наук. Сейчас все более становится очевидным то, что в процессе познания госу­дарственно-правовых явлений простого понимания основных по­ложений диалектики недостаточно. Помимо знания общих зако­нов и категорий диалектики важно и умелое владение общими и частными методами. Более того, требуется учитывать и слу­чайности.

Хотя роль мировоззренческого философского основания ог­ромна, оно не может, конечно, заменить общих методологических категорий и принципов, выработанных общей теорией права и государства. Бесспорно, что без общих научных понятий сущнос­ти, содержания и формы права, систематики законодательства и правовой системы в целом, без общих научных понятий нормотворчества, реализации права, его толкования, правоотноше­ния, законности и правопорядка, правомерного поведения и юри­дической ответственности и т.п., а также категорий демократии, политической организации общества, государства, его сущности, содержания и формы, его механизма и функций, правотворческой и правоприменительной деятельности и т.д., в которых вопло­щены и сконцентрированы результаты абстрагирующей работы мышления, ни одна из отраслей юридической науки не может плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы знаний.

С одной стороны, это обусловлено тем, что в реальной правовой деятельности объективно существуют такие специфические зако­номерности развития правовых явлений, такие их связи и отношения, которые свойственны всем явлениям данного рода и без познания которых невозможно более или менее глубокое изучение предмета отраслевых юридических наук. С другой стороны, общие понятия, положения и определения науки лишь в том случае будут иметь практическое значение, если они связаны с конкретностью истины. Общие категории науки отнюдь не перечеркивают част­ных методов, а, наоборот, предполагают их. Специальные и научные методы в познании права и государства состоят в применении таких познавательных средств, которые пригодны лишь для изу­чения отдельных сторон, ограниченных и специфических облас­тей государственно-правовой реальности. Не имея в виду дать их исчерпывающую классификацию, укажем на такие методы, как, например, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования или ис­пользования судебной и административной статистики. Каждый из них приобретает характер специального (специфического), по­скольку непосредственно связан со специфическими сторонами ис­следуемого объекта.

Конкретно социологический метод может быть эффективно использован при изучении различных сфер деятельности право­вых и государственно-политических институтов, результативнос­ти принимаемых ими решений, а также своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны. Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов обществен­ной практики подойти к решению многих традиционных государ­ственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы, особенности и тенден­ции развития права и государства. Необходимо знать, как именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить результативное функционирование государственно-правовой сис­темы в целом и в рамках системы каждого из составляющих ее элементов.

Целый ряд приемов, такие, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п., используются в рамках конкретно-социологического метода для поиска оптимальных ва­риантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области кон­троля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные ре­комендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, будь они благоприятными, положительны­ми или отрицательными, препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в ме­тодологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных извест­ным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты го­сударства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необхо­димо анализировать количественные и качественные сторо­ны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики. Широкое внедрение сравнительно-правового метода исследова­ний в государственно-правовую теорию может привести и при­водит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе таких исследований изучается определенная совокупность относитель­но самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящих непосредственно в предмет традиционных юридических наук.

Формально юридический метод является традиционным, свой­ственным юридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы), развивавшие приемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение государственно-правовых явлений в советской правовой науке не пользовалось особым расположением (известное: формально правильно, по су­ществу издевательство), хотя для практики такой подход и был характерным. Недооценка, пренебрежительное отношение к ука­занному методу необоснованны: forma legalis - forma esseentialis - юридическая форма есть существенная форма, считали древние. Формализм - неотъемлемое свойство права, формаль­ный подход генетически выделил право из синкретического единства социальных регуляторов древности.

Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, пере­дать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический или статистический и т.п. метод.

Анализ государственно-правовых объектов как сложных сис­тем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса, «пакета» методов, в том числе и тех, которые успешно применяются в дру­гих областях современного знания. Одним из таких методов вы­ступает правовое моделирование, исходящее из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут уста­навливаться взаимно однозначные соответствия так что, зная ха­рактеристики одного из них (модели), можно с достаточной опре­деленностью судить о другом (об оригинале).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надеж­ным и строгим методам исследования, к которым относятся ма­тематические, математико-статистические, кибернетичес­кие и т.п. методики. Логико-математические и статистические ме­тоды являются достижением научно-технической революции, свя­заны с наличием в любых, включая право, государство, системах определенных статистических закономерностей, количественных показателей. Эти методы показали свою эффективность в конкрет­ных исследованиях права и государства, но вызывают необходи­мость использования электронной техники, ускоряющей обработ­ку трудоемкого и разнообразного количественного материала. Математическая вооруженность предполагает высокий уровень тео­ретических (логических) и исторических исследований государ­ственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя последние.

Итак, выбор конкретного метода, его приоритетное использо­вание находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Чаще всего системный метод позволяет изучать право, государст­во, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, прослеживать их причинно-следственные связи. Взятый абстрактно, безотносительно к пред­мету, метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его выборе и использовании метод может рацио­нализировать познавательную деятельность теоретика, обеспе­чить ее научную корректность и практическую результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные факти­ческие данные, сделать прогноз на будущее.

Взгляд на диалектический метод как на единственно научный способ познания порождал в недалеко прошлом известное пре­небрежение к частным приемам конкретных наук. Сейчас все более становится очевидным то, что в процессе познания госу­дарственно-правовых явлений простого понимания основных по­ложений диалектики недостаточно. Помимо знания общих зако­нов и категорий диалектики важно и умелое владение общими и частными методами. Более того, требуется учитывать и слу­чайности.

Хотя роль мировоззренческого философского основания ог­ромна, оно не может, конечно, заменить общих методологических категорий и принципов, выработанных общей теорией права и государства. Бесспорно, что без общих научных понятий сущнос­ти, содержания и формы права, систематики законодательства и правовой системы в целом, без общих научных понятий нормотворчества, реализации права, его толкования, правоотноше­ния, законности и правопорядка, правомерного поведения и юри­дической ответственности и т.п., а также категорий демократии, политической организации общества, государства, его сущности, содержания и формы, его механизма и функций, правотворческой и правоприменительной деятельности и т.д., в которых вопло­щены и сконцентрированы результаты абстрагирующей работы мышления, ни одна из отраслей юридической науки не может плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы знаний.

С одной стороны, это обусловлено тем, что в реальной правовой деятельности объективно существуют такие специфические зако­номерности развития правовых явлений, такие их связи и отношения, которые свойственны всем явлениям данного рода и без познания которых невозможно более или менее глубокое изучение предмета отраслевых юридических наук. С другой стороны, общие понятия, положения и определения науки лишь в том случае будут иметь практическое значение, если они связаны с конкретностью истины. Общие категории науки отнюдь не перечеркивают част­ных методов, а, наоборот, предполагают их. Специальные и научные методы в познании права и государства состоят в применении таких познавательных средств, которые пригодны лишь для изу­чения отдельных сторон, ограниченных и специфических облас­тей государственно-правовой реальности. Не имея в виду дать их исчерпывающую классификацию, укажем на такие методы, как, например, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования или ис­пользования судебной и административной статистики. Каждый из них приобретает характер специального (специфического), по­скольку непосредственно связан со специфическими сторонами ис­следуемого объекта.

Конкретно социологический метод может быть эффективно использован при изучении различных сфер деятельности право­вых и государственно-политических институтов, результативнос­ти принимаемых ими решений, а также своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны. Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов обществен­ной практики подойти к решению многих традиционных государ­ственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы, особенности и тенден­ции развития права и государства. Необходимо знать, как именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить результативное функционирование государственно-правовой сис­темы в целом и в рамках системы каждого из составляющих ее элементов.

Целый ряд приемов, такие, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п., используются в рамках конкретно-социологического метода для поиска оптимальных ва­риантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области кон­троля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные ре­комендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, будь они благоприятными, положительны­ми или отрицательными, препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в ме­тодологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных извест­ным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты го­сударства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необхо­димо анализировать количественные и качественные сторо­ны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики. Широкое внедрение сравнительно-правового метода исследова­ний в государственно-правовую теорию может привести и при­водит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе таких исследований изучается определенная совокупность относитель­но самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящих непосредственно в предмет традиционных юридических наук.

Формально юридический метод является традиционным, свой­ственным юридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы), развивавшие приемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение государственно-правовых явлений в советской правовой науке не пользовалось особым расположением (известное: формально правильно, по су­ществу издевательство), хотя для практики такой подход и был характерным. Недооценка, пренебрежительное отношение к ука­занному методу необоснованны: forma legalis - forma esseentialis - юридическая форма есть существенная форма, считали древние. Формализм - неотъемлемое свойство права, формаль­ный подход генетически выделил право из синкретического единства социальных регуляторов древности.

Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, пере­дать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический или статистический и т.п. метод.

Анализ государственно-правовых объектов как сложных сис­тем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса, «пакета» методов, в том числе и тех, которые успешно применяются в дру­гих областях современного знания. Одним из таких методов вы­ступает правовое моделирование, исходящее из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут уста­навливаться взаимно однозначные соответствия так что, зная ха­рактеристики одного из них (модели), можно с достаточной опре­деленностью судить о другом (об оригинале).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надеж­ным и строгим методам исследования, к которым относятся ма­тематические, математико-статистические, кибернетичес­кие и т.п. методики. Логико-математические и статистические ме­тоды являются достижением научно-технической революции, свя­заны с наличием в любых, включая право, государство, системах определенных статистических закономерностей, количественных показателей. Эти методы показали свою эффективность в конкрет­ных исследованиях права и государства, но вызывают необходи­мость использования электронной техники, ускоряющей обработ­ку трудоемкого и разнообразного количественного материала. Математическая вооруженность предполагает высокий уровень тео­ретических (логических) и исторических исследований государ­ственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя последние.

Итак, выбор конкретного метода, его приоритетное использо­вание находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Чаще всего системный метод позволяет изучать право, государст­во, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, прослеживать их причинно-следственные связи. Взятый абстрактно, безотносительно к пред­мету, метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его выборе и использовании метод может рацио­нализировать познавательную деятельность теоретика, обеспе­чить ее научную корректность и практическую результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные факти­ческие данные, сделать прогноз на будущее.

1. Предмет и структура социологии права

Социология права (юридическая социология) – отрасль общей социологии (наряду с такими ее отраслями, как социология культуры, социология политики, социология религии и т. д.).

В отечественной науке самым распространенным является определение социологии права, данное С.В. Боботовым, согласно которому социология права – это наука о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе.

Предметом социологии права является право как социальный институт общества, выполняющий функции государственного регулятора общественных отношений.

Социология права понимает право как сложную постоянно изменяющуюся систему, которая определяется повседневной действительностью и зависит от исторической ситуации, от типа общества, его географического положения, от уровня развития общественного и индивидуального сознания.

В реальности право и общественные отношения могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. Разным обществам присущи совершенно различные правовые реальности. Социология права пытается объяснить разницу между ними, изучая реальную жизнь юридических норм.

Итак, социология права рассматривает право в связи с жизнью, социальной практикой и изучает социальные закономерности функционирования, изменения и взаимодействия общества и права. В частности, социология права стремится понять социальные причины, порождающие правовые нормы, социальные последствия этих норм, механизмы воздействия права на социальные отношения и обратного влияния социальных отношений на формирование права и т. д.

Структуру социологии права составляют:

1) общая часть социологии права – знакомит с основными понятиями и категориями данной дисциплины (как то: предмет, структура, методы, функции и т. д.);

2) особенная часть социологии права – переводит фундаментальные понятия общей социологии права в различные отрасли права (различают социологию конституционного права, социологию гражданского права, социологию уголовного права).

Выделяют следующие уровни социологии права:

1) макросоциологический уровень (макросоциология права) – изучает развитие и функционирование права в масштабах того или иного общества в течение длительного времени;

2) микросоциологический уровень (микросоциология права) – на данном уровне происходит изучение как с внутренней, так и с внешней стороны взаимоотношений в области права людей, граждан, объединенных в социальные группы и классы.

В зависимости от объектов познания социологии права различают:

1) законодательную социологию;

2) социологию функционирования правоохранительных и судебных органов;

3) социологию правосознания и правового поведения;

4) социологию преступности;

5) юридическую конфликтологию.

2. Методы социологии права

Методы социологии права – это конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функционирования, изменения и взаимодействия общества и права.

В социологии права наиболее часто используются следующие методы:

1) метод наблюдения . Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают:

а) невключенное наблюдение – исследователь не принимает участия в событиях;

б) включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контактирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследуемую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е. участвует в исследуемых событиях;

2) опрос – представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы. Разновидности опроса:

а) анкетирование – письменная форма опроса, в которой используется готовый вопросник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту);

б) интервью – это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом;

в) экспертный опрос – опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области;

г) сплошной опрос – опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе;

д) выборочный опрос – это опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов;

3) анализ документов – это совокупность приемов, применяемых для извлечения из документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации (например, письменные документы, кино-, видео– и фотодокументы, картины, диски, магнитофонные записи и др.).

Предмет социологии права – нормативные правовые акты органов государства, договоры, заключенные между сторонами, и т. д.

Основные типы анализа документов:

а) традиционный (качественный) анализ – рассматривает и изучает составные части, материального объекта с позиции лица, проводящего данный анализ;

б) количественный (контент-анализ) анализ – выявление сходных по типу признаков, отражающих содержание документов;

4) эксперимент.

Социологический эксперимент – один из методов сбора информации, в котором участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции социальных групп в определенных ситуациях.

Структура эксперимента:

а) субъект исследования (экспериментатор);

б) объект эксперимента – социальная общность или группа с присущими ей субъективными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются, например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия;

в) экспериментальный фактор (или независимая переменная) – не зависящие от системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специальные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности исследуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.);

г) экспериментальная ситуация – создается для исследования объекта.

В зависимости от типа создаваемой в ходе эксперимента ситуации различают следующие виды экспериментов:

– контролируемый эксперимент, при котором искусственно вводится экспериментальный фактор;

– естественный эксперимент – применяются ситуации, наиболее близкие к тем, в которых исследуемый объект обычно находится;

– полевой эксперимент, при котором влияние экспериментального фактора прослеживается в естественных условиях, существовавших и до начала эксперимента;

– лабораторный эксперимент – проводится в искусственных условиях, в которые помещается объект.

3. Функции социологии права

Социология права выполняет ряд определенных функций. Рассмотрим их подробнее.

Познавательная (теоретическая) функция социологии права заключается в осуществлении социологией права исследований правовой реальности в социальном контексте и накоплении знаний о ней.

При проведении таких исследований основная цель социологии права заключается в том, чтобы не только обнаружить и зафиксировать юридические явления, но и объяснить, почему и как они возникли. При этом социология права стремится выйти за рамки самого права и объяснить эти явления с социальной точки зрения.

В процессе изучения социологией права социальной и правовой реальности возникает система знаний, включающая в себя совокупность понятий, концепций, парадигм об изучаемом ею предмете.

Научная (критическая) функция социологии права состоит в критической оценке социологией права правовой науки. В процессе своих исследований социология права выявляет многочисленные проявления неэффективности существующего законодательства (например, выявляет законы, которые либо не применяются, либо применяются лишь частично), показывает те силы, которые оказывают влияние на законодателя (например, лоббизм и т. п.) и т. д.

Практическая функция социологии права отражается в практическом применении социологии права в сфере судопроизводства, законотворчества, нотариата.

4. Связь социологии права с другими общественными науками

Поскольку социология права является разновидностью общей социологии, она взаимосвязана со всеми ее отраслями.

В первую очередь следует отметить тесную связь социологии права с социологией религии, социологией политики, с экономической социологией. Социология права связана с этими науками общими предметами исследования.

Предметом исследования социологии права и социологии религии является религия. Но если социология религии изучает религию как социальный институт во взаимосвязи с другими социальными институтами общества, изучает проблемы религиозности, психологии верующих, то социология права рассматривает религию с точки зрения ее непосредственной близости к праву, проявляющейся в большом сходстве в их социальном функционировании. Религия, как и право, представляет собой нормативную систему (включающую, помимо духовных, и социальные требования), которая в историческом прошлом была важнейшим источником многих правовых норм, средством социального контроля и регуляции поведения.

Предметом исследования социологии права и социологии политики является политика. Социология политики исследует роль политики в обществе как социального института. Социология права же изучает политику с другой стороны, а именно в контексте ее взаимодействия с правом: в праве выражает себя политическая власть, которая устанавливает правовые нормы и постоянно контролирует их исполнение.

Предметом исследования социологии права и экономической социологии является экономика. Экономическая социология изучает взаимоотношения людей в экономической сфере жизни общества. Социология права сосредоточивается на взаимодействии экономики и права, поскольку право оказывает влияние на экономические отношения, на функционирование и защиту определенных форм собственности, производства, товарно-денежных связей, хозяйствования.

Социология права тесно связана также со следующими правовыми науками:

1) юридической этнологией, изучающей обычаи, традиции примитивных обществ (архаическое право);

2) юридической антропологией, которая изучает способность людей создавать нормы права;

3) юридической психологией, использующей психологическую базу в правовой сфере.

Эта взаимосвязь основана на близости перечисленных наук к праву. Но в отличие от социологии права юридическая этнология, юридическая антропология, юридическая психология изучают право с другой стороны.

Итак, социология права связана со многими общественными науками, и, взаимодействуя, все эти науки взаимно обогащают друг друга.

Литература

Нормативные правовые акты

Общая характеристика методологии как науки. Всеобщие принципы познания. Общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания.

Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. Вместе с тем следует различать понятия «методология» и «метод».

В философских словарях понятие «метод » (от греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) определяется как способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Что же касается понятия «методология », то оно означает учение (наука) о методе (методах) , т.е. учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Таким образом, методология – это наука о методе или о методах, а методология социологии права – наука о методах социологии права и их иерархии , т.е. наука о системе методов социологии права . Однако термин «методология» употребляется также, хотя и реже, в другом значении: как совокупность методов , применяемых в науке или другой отрасли познания.

Методология познания, изучения права в целом и соответственно социологии права включает в себя четыре уровня , каждый из которых представляет собой определенную совокупность методов: 1) философские , мировоззренческие средства, методы социологии права (всеобщие принципы познания); 2) общенаучные методы (общелогические методы теоретического анализа – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование, индукция, дедукция и т.д.); 3) специальные методы (разрабатываются в рамках отдельных наук и широко используются для изучения государственно-правовых явлений – статистические, математические, психологические, конкретно-социологические и др.); 4) частнонаучные методы исследования (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент).

Методология понимается либо как совокупность методов , либо как наука о методах.

Метод – это средство, способ познания, путь от объекта к предмету изучения.

Методика – это совокупность способов установления конкретных социальных факторов, а также средств получения и обработки первичной информации.

Методика конкретизирует методологию, реализует методологию при помощи предусмотренных методикой процедур и операций.

Важнейшая задача методологии - изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

В методологии СП выделяется 4 уровня :

1) философские методы познания (всеобщие принципы познания)

2) общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция, индукция)

3) специальные методы познания (статистический, математический)

4) частнонаучные методы познания (анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент)

Методологическими основаниями СП являются:

Постоянное обращение к предмету исследования для того, чтобы уточнить, конкретизировать свои выводы

Сравнение с результатами предыдущих исследований

Согласование элементов исследования с его целями и задачами

Точный и четкий подбор методов исследования.

Всеобщие принципы познания

Всеобщий философский , или универсальный, метод используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Основой философского метода являются общефилософские закономерности познания окружающей действительности, философские методы и принципы мышления (принцип объективности , означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, на искажая их сути, не идеализируя их; принцип всесторонности познания ; принцип историзма познания , указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии), а равно законы диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания).

Метод историзма заключается в том, что все они оцениваются только как принадлежность конкретного исторического времени , имели свое возникновение и исход, приобрели только собственный исторический вид и форму, в том, что явления эти оценивают во взаимосвязи с другими, принадлежащими своей эпохе, в том, что исторический процесс объективен , не зависит от оценок людьми его положительных или отрицательных следствий и не имеет цели воплотить какие-либо ценности людских чувств или идеологии. По отношению к праву и государственной организации требование историзма прежде всего предполагает, что причины, по которым они приняли тот или другой вид у народа, всецело связаны с собственной историей данного народа и ее конкретными обстоятельствами. А очевидное сходство или даже родство многих юридических институтов связано с общностью исторического или социального развития. Изучение этого сходства стало содержанием другого главного метода истории права – сравнительно-исторического , который заключается ввыяснении типических черт и сходства юридических институтов у разных народов в разные исторические периоды, но относящиеся к родственным стадиям развития их цивилизации и политико-правового сообщества.

Диалектический метод - раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и др.). На основе материалистического (мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно) и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право-это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, которые существуют не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека. Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономерности можно познавать.

Всеобщий философский метод предполагает изучение права как явления, которое определяется природой человека и условиями жизни общества; связаного с другими социальными явлениями - экономикой, политикой, духовной сферой и др.; находящегося в постоянном развитии и обновлении.

Наблюдение.

Основополагающим, изначальным методом является Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. Таким образом, под наблюдением в социологии права понимается целенаправленное восприятие конкретных социально-правовых явлений и событий, результаты которого фиксируются в определенной форме.

Наблюдение - это чувственное (преимущественно визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира для получения научных фактов, с использованием материальных средств и приборов. Наблюдение это не пассивное созерцание, а целенаправленная деятельность (с определённой фиксацией некоторых параметров). Эта деятельность опирается на чувственные способности человека, что и позволяет фиксировать внешние свойства и признаки предметов.

Три особенности : 1) целенаправленность наблюдения (обусловлена наличием предварительных идей или гипотез, которые ставят задачи наблюдения), 2) планомерность (наблюдения проводятся строго по плану, составленному строго в соответствии с задачей исследования) и 3) активность наблюдения (исследователь осуществляет активный поиск, привлекая для этого свои знания и опыт и привлекая средства наблюдения).

Виды наблюдения разнообразны и их квалифицируют по различным основаниям. В зависимости от целей и задач осуществляемого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации наблюдается несколько видов наблюдения. Основные из них: стандартизированные (структурализованные ) и нестандартизированные (неструктурализованные ), включенные (участвующие) и невключенные , полевые и лабораторные , систематические и случайные; и иные виды наблюдений.

Эмпирическое описание.

Всякое научное наблюдение всегда сопровождается описанием объекта познания, поэтому метод эмпирического описания выделяется отдельно. Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдений (перевод чувственной информации на язык понятий, язык знаков, схем, рисунков, графиков). Описание результатов образует эмпирический базис науки. Требования к описанию - максимально полное, научное и объективное.

Эмпирическое описание подразделяется на качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и различных измерительных процедур. Из этой формулировки извлекаем понятие метод измерения. Измерения есть определение отношения измеряемой величины к другой величине, принятой за эталон. И лишь с проведением измерений естествознание превращается в науку.

Опрос.

Опрос является самым распространенным методом сбора первичной социально-правовой информации. Многие считают его универсальным методом, т.к. с помощью опроса фиксируются сведения как об объективных характеристиках человека (пол, возраст, уровень образования и т.д.), так и его субъективных, внутренних побуждениях (мотивах, интересах). Данный метод позволяет получать информацию о прошлых событиях, о реальных поступках индивида в настоящем и о его планах на будущее. Опрос – метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам (опрашиваемым) в соответствии с целями и задачами исследования.

Выделяются основные виды опроса – анкетирование и интервью. Информация собирается в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) общения путем регистрации ответов на вопросы.

Один из наиболее распространенных в практике социологических исследований вид опроса – анкетирование . Социологическим инструментарием анкетного опроса является анкета, представляющая собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой в соответствии с задачами и целями исследования . Анкета имеет строгую структуру и состоит из трех основных частей : введение (вводная часть), основная часть, паспортичка (демографический блок).

Также основным видом опроса является интервью – метод получения необходимой социально-правовой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента .

Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержании и форме .

В процессе любого социологического исследования, использования методов сбора социально-правовой информации нужно решить очень важный вопрос: кого исследовать – весь ли изучаемый массив или его часть? В первом случае исследование будет сплошным, во втором – монографическим или выборочным. В социологии наиболее распространено выборочное исследование .

Выборочная совокупность (выборка) часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве непосредственных объектов наблюдения. Генеральная совокупность – это совокупность объектов, на которые исследователь хочет распространить выводы исследования. Выборка должна представлять собой достаточно репрезентативную (представительную) модель генеральной совокупности.

Эксперимент.

Эксперимент - более сложный метод по сравнению с наблюдением, но он включает наблюдение. Предполагается активное, направленное, целенаправленное участие.

Под экспериментом (лат experimentum – проба, опыт) в самом общем виде понимается такое исследование объекта, в процессе которого создаются условия (называемые экспериментальными) , необходимые и достаточные для проверки гипотезы о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами , т.е. о связях между действием экспериментального фактора , на изучение которого направлено исследование, и наблюдаемыми характеристиками данного объекта. Таким образом, предметом экспериментального исследования является взаимодействие экспериментального фактора с факторами, составляющими в своей совокупности объект наблюдения. Если сразу несколько факторов выступает в качестве экспериментальных, то такой эксперимент называется многофакторным .

В социологии эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных ).

Правовой эксперимент это разновидность социального эксперимента, в котором в качестве экспериментального фактора выступают правовые нормы (или правовая норма), содержащие отступления от требований действующего законодательства.

Таким образом, под правовым экспериментом понимается организованная компетентным правотворческим органом апробация предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего действия.

Статья 12 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь от 10 января 2000 г. называется «Принятие нормативных правовых актов в порядке эксперимента» и закрепляет, что нормотворческий орган (должностное лицо) с согласия Президента Республики Беларусь вправе принять (издать) нормативный правовой акт в порядке эксперимента, ограничивая его действие во времени, определенной территорией или по кругу лиц, либо делегировать такие полномочия иным нормотворческим органам (должностным лицам).

В приведенной статье определены характерные черты (особенности ) правового эксперимента.

Не может быть отнесено к числу правовых экспериментов решение о проведении эксперимента в рамках правоприменительной деятельности, если оно осуществляется в соответствии с предписаниями действующего законодательства. Например, нельзя рассматривать следственный эксперимент, проводимый в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, путем воспроизведения действия, обстановки или иных обстоятельств определенного события (статья 207 Уголовно-процессуальный кодекса Республики Беларусь), в качестве правового эксперимента. То же касается и оперативного эксперимента (пункт 15 статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»).

К характерным чертам правового эксперимента следует отнести : 1) правовой эксперимент действует на ограниченной территории или в относительно небольшом круге субъектов права; 2) решение о проведении правового эксперимента должно исходить от правомочного правотворческого органа; 3) его действие ограничено во времени (максимально – несколько лет); 4) при проведении эксперимента необходимо обеспечивать гарантии прав граждан и иных участников правоотношений.

Анализ и синтез.

Анализ - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического расчленения предмета исследования на его элементы, свойства и отношения. Анализ относится к начальной стадии всякого исследование, эта стадия проводится с целью выяснения свойств элементов, как основания для последующего раскрытия закономерных связей между ними. К целевым формам анализа относят:

1. Расчленение предмета исследования как целого на части с последующим изучением свойств, строением, функций.

2. Выделение совокупности признаков и свойств анализируемых предметов, изучение отношений между этими

3. Разделение множества предметов по общности их свойств, признаков на определённые подмножества.

Завершение процедуры анализа даёт возможность перейти к воспроизведению предмета или системы к целостности путём логического синтеза, входящих в них частей с целью раскрытия причин и закономерностей существования этих целостностей.

Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права).

Синтез (греч. соединение, сочетание, составление) - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического соединения выделенных элементов предмета в целое (или в систему). Синтез предполагает свои формы обобщения результатов:

1. Образование научных понятий.

2. Формулировка закономерностей или законов существования целостности.

3. Формирование систематизаций или концепций, отражающих существование целостности.

Синтез - это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого целого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получает знание о праве в целом).

Индукция и дедукция.

Индукция - это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция - это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.

Индукция (лат. наведение) - это метод научного исследования, связанный с движением мысли от отдельных фактов (частных посылок) к общему выводу (обобщающей гипотезе). Основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определённого класса. Поэтому индуктивные умозаключения - вывод об общих свойствах всех предметов данного класса на основе изучения большого количества отдельных событий. Направлены на выявление в предметах чего-то общего, выступающего в качестве объективной закономерности. Индукция разделяется на полную и не полную. В полной общий вывод базируется на знании всех изучаемых предметов; однако, если в силу пространственно временного ограничение исследователь может изучить только часть предметов - неполной индукция.

Дедукция - логическое выведение нового (научного) знания из ранее полученных знаний. (например, все люди смертны, Сократ человек => смертен).

Дедукция (как метод научного познания) - это метод научного исследования, заключающийся в том, что новые знания выводятся на основании эмпирических теорий, законов, принципов, аксиом или гипотез, полученных ранее путём индуктивного обобщение данных наблюдения и эксперимента.

Абстрагирование.

Абстрагирование - это особый вид мышления, заключающийся в отвлечении (устранение) от ряда свойств и отношений изучаемого предмета с одновременным выделением только интересующих субъекта свойств и отношений. Результатом является различного рода абстракции. Использую эту закономерность можно выделить те свойства, которые важны.

Классификация.

Классификация - это метод научного исследования, в основе которого лежит деление и распределение множества объектов на подмножества, подклассы по определённым признакам. В основе классификации - лежит логическая операция деления объёма понятия. Объём понятия - класс объектов, обозначающиеся данным понятием.

Выделяют следующие виды классификации:

1. Естественные и искусственные образуются по степени существенности основания деления. Существенные - являются источником знания об объекте. Несущественные (искусственные) не раскрывают существенное знание об объекте.

2. Формальная и содержательная классификация. Формальные ориентированы на выявление какого-то порядка в объектах (иерархия по вертикали или горизонтали),

3. Описательная и сущностная. Описательная - фиксирует факт существования объекта, а сущностные раскрывает существенные характеристики объектов.

Моделирование.

Моделирование - мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых объектов. Эта операция позволяет формулировать научные понятия, отражающие общие свойства явлений, абстрагироваться от их конкретных, случайных свойств. Так, например, в курсе теории государства и права изучается понятие «государство». Такого явления «абстрактного государства» не существует в реальной действительности, есть только конкретные государства: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Франция и т. д..

Методом моделирования называется изучение объекта (оригинала) посредством создания и исследования его копии, которая и называется его моделью. Модель замещает оригинал только в тех характеристиках, которые составляют предмет познания. Модель всегда соответствует оригиналу только в тех свойствах, которые подлежат изучению, она исключает все остальные свойства и отношения оригинала, которые на данном этапе не является актуальными, это и делает модель удобной для исследования.

Моделирование, как процедура включает следующие этапы:

1. Построение модели, цель - создание условий для полноценного замещения оригинала объектом посредником воспроизводящим его необходимые параметры. При построении модели происходит упрощение, идеализации, абстрагирование и т.п.

2. Исследование модели, целью этого этапа является получение необходимой информации о модели. Изучение модели ведётся с той глубиной и детализацией, которая требуется для решения конкретной познавательной задачи. Исследователь может проводить наблюдения, описывать и т.д. с моделью.

3. Перенос или экстраполяция результатов моделирования на объект оригинал, опираясь на основания моделирования, метод аналогии знания об оригинале дополняется информацией об исследовании модели. Если есть несоответствия модель корректируется и всё повторяется, если оценка новых знаний не подтвердила соответствиями. В физико-математических моделях соответствие создаётся заранее и модель создаётся адекватная, то даже при не очень удовлетворит результатах модели не подлежат корректировке, а ищут различия и используют теоретические методы переноса.

Модели бывают материальные (физические, социальные) и идеальные (мыслительные). В связи с повышением теоретического уровня, физическое моделирование теряет своё место и актуальным становится мыслительное.

Обобщение.

Этот метод пронизывает все остальные методы.

Обобщение - это способ выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области путём перехода на более высокий уровень абстракции и определения соответствующих понятий. Включает все ранее рассмотренные методы, при этом они накладывают свой существенный отпечаток на определённых уровнях и этапах обобщения. В зависимости от задач и уровня исследования выделяют эмпирическое и теоретическое обобщение. Обобщение часто называют особым видом абстрагирования или обобщающая абстракция. Однако их нельзя отождествлять, т.к. познавательная задача существенно отличается. Операция обобщения - переход от частного или менее общего понятия или суждения к более общему, расширяя класс предметов и позволяет добиться новых понятий.

Идеализация.

Идеализация - это вид абстрагирования, при котором осуществляется мысленное конструирования предельно абстрактных объектов, наделённых минимальным числом сущностных свойств, необходимых для решения теоретических задач. Идеализированные объекты, идеализации не существуют в действительности, но у них есть прообраз в материальном мире. Как процесс идеализация характеризуется двумя теоретическими процедурами : 1) отвлечение от реальных свойств и отношений, изучаемых фрагментов действительности и 2) введение в содержание понятия мысленно сконструированного объекта таких признаков, которые не могут принадлежать реальному прообразу.

Мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент - методы теоретического исследования объекта, в своей совокупности, образующих идеализированную модель, состоящую из мысленных схем и их взаимодействия. В ходе такого эксперимента объекты мысленно ставятся в различные ситуации и в ходе этого можно установить такие законы, которые нельзя получить экспериментально.

Развитие социологических методов познания. Позитивизм и материализм (О. Конт, К. Маркс). Метод понимающей и формальной социологии (М. Вебер, Г. Зиммель). Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Тема 2. Методология и методы исследования права как социального явления

1. Общая характеристика методологии как науки. Всеобщие принципы познания. Общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания.

2. Понятие методологии социологии права.

3. Развитие социологических методов познания. Позитивизм и материализм (О. Конт, К. Маркс). Метод понимающей и формальной социологии (М. Вебер, Г. Зиммель). Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Литература

Нормативные правовые акты

1. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 апреля 2002 г., № 205 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 46. – 1/3636.

2. О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 мая 2007 г., № 244 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 1/8611.

3. О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 августа 2003 г., № 359 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 92. – 1/4856.

4. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // Советская Белоруссия. – 2008. – 28 июня. – С. 3.

5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. № 361-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

6. О проведении эксперимента при зачислении абитуриентов в некоторые учреждения образования в сфере культуры: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 июня 2009 г., № 314 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 149. – 1/10785.

7. Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 сент. 2006 г., № 1244 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

8. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 289-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 57. – 2/64; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 4. – 2/1778.

9. Особенности проведения обязательной юридической экспертизы Центром // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.center.gov.by/exposob.html. – Дата доступа: 27.01.2010.